Ребенок в 3 года мажется

Родители малышей 4-10 лет иногда сталкиваются с таким явлением как недержание кала (энкопрез). Протекание испражнений на нижнее белье после того, как ребенок освоил навык пользования туалетом, наблюдается у 1.5% ребят, нередко сопровождается энурезом (недержанием мочи). Нарушение работы сфинктера прямой кишки чаще выявляется у мальчиков, что до сих пор не имеет объяснений.

Некоторые детки страдают недержанием кала, даже после того как освоили горшок

Что следует считать нормой, а что – патологией?

Непроизвольная дефекация характерна для новорожденных младенцев, организм которых еще не способен держать под контролем работу органов пищеварения. Однако к 3-м годам цикл условных рефлексов установлен, малыши уже умеют распознавать сигналы тела и вовремя садиться на горшок.

Позывы к посещению туалета возникают вследствие комплекса реакций. Каловые массы в прямой кишке скапливаются и давят на сфинктер. При сильном воздействии импульс поступает к головному мозгу, откуда по спинномозговому каналу возвращается команда к опорожнению кишечника или удержанию каловых масс (исходя из ситуации). В их сознательной эвакуации задействованы мышцы брюшины, прямой кишки и нервная система.

Энкопрез возникает у ребят 4-6 лет, когда на одном из участков физиологической цепи происходит сбой. Иногда он бывает вторичным (ребенок научился ходить в туалет как положено, но под влиянием определенных причин возникает каломазание).

Известны случаи недержания у подростков, молодых людей и старшего поколения. Каждый из них требует собственного подхода и коррекции.

Возрастные особенности

В зависимости от возраста и особенностей питания, частота опорожнений кишечника у детей варьируется. То, что в одних случаях принимают за норму, в иных говорит о проблеме:

  • До 6 месяцев нормой считается стул у грудничка до 6 раз в день. Более частые позывы указывают на диарею, о недержании речи не идет – малыш не контролирует сфинктер.

До 6 месяцев ребенок вообще не контролирует процесс дефекации

  • С полугода до года мышцы ребенка укрепляются, кишечник опорожняется 2 раза в сутки. Малыши не осознают важности гигиены, могут продолжать пачкать белье.
  • Мышцы сфинктера ребенка 1,5-4 лет уже окрепли, он в состоянии держать под контролем процесс дефекации и вовремя проситься на горшок. Исключение – стрессы и психологические травмы, в результате которых малыш забывает об этом.
  • В возрасте от 4 до 8 недержание кала у детей далеко не норма. Оно свидетельствует о психологических или физических расстройствах. Важно пройти обследование, выявить и устранить причину.

Причины энкопреза

Специалисты выделяют две причины энкопреза у детей: психологическая и физиологическая. У одних людей он не уходит по мере взросления (основное нарушение). У других развивается косвенное нарушение в силу обстоятельств, вызвавших сильный стресс (поступление в школу, развод родителей, ухудшение социальных, жилищных условий и другое). Причиной косвенных нарушений становятся:

  • завышенные требования к малышу;
  • насильственное приучение к горшку;
  • страх перед горшком или унитазом;
  • недостаток ласки в семье;
  • неумение выражать эмоции;
  • невозможность посетить туалет вовремя (в саду, школе, ином месте);
  • нежелание посещать сад, школу;
  • неблагоприятная домашняя ситуация, иные факторы.

Насильное приучение к горшку приводит к психологической травме, а иногда и к энкопрезу

Что часто предшествует энкопрезу?

Нередко появлению энкопреза предшествует запор. Малыш может стесняться ходить в туалет по-большому в непривычной обстановке (дальняя поездка, поход, посторонние в доме) или процесс дефекации вызывает у него болезненные ощущения. Он часто подавляет позывы, что со временем вызывает рефлекс. Накапливаясь, каловые массы уплотняются и растягивают стенки прямой кишки. Рефлексы подавляются, и в неожиданный момент происходит самопроизвольное выделение кала.

Застой кала в кишечнике может привести к отравлению организма – «ложному поносу». Во втором случае в верхних отделах кишечника начинается активное брожение, и жидкость со зловонным запахом cпускается к сфинктеру, омывая уплотненный кал, подтекает наружу. Иногда энкопрез становится следствием «медвежьей болезни» (синдром раздраженного кишечника), возникшей в результате нерешенных проблем и страхов.

Мнение психологов об энкопрезе

Во время общения с ребенком хороший психолог может быстро выявить причину проблемы. Обычно, это сложные отношения со сверстниками, ссоры и семейные неурядицы, из-за которых малыш пребывает в постоянном напряжении. Отмечено, что чаще энкопрезом страдают мальчики и девочки, родители которых не уделяют им должного внимания, увлекаются спиртным, используют жесткие методы воспитания.

Выявить причину проблемы у ребенка поможет квалифицированный психолог

Проблема не обходит стороной гиперактивных ребят, благополучные семьи, где которых родители стремятся создать лучшие условия для своих детей (рекомендуем прочитать: как и чем можно эффективно успокоить гиперактивного ребенка?). Подобрать эффективную терапию и вылечить причины недержания кала в короткое время удается не всегда. Многое зависит от восприятия старшими этой проблемы, их готовности идти навстречу проблемам ребенка.

Симптомы

Энкопрез у детей обычно развивается медленно, а родители не всегда вовремя бьют тревогу. Важный «звоночек» – остатки кала на нижнем белье, его нельзя игнорировать. Если ситуация повторяется, следует понаблюдать за ребенком, его поведением и самочувствием.

Обычно у детей, страдающих невротическим энкопрезом, наблюдается раздражительность, плохой аппетит и настроение. Показать малыша врачу следует, если остатки кала на белье появляются регулярно.

Главные симптомы истинного энкопреза

В зависимости от причин энкопреза (физиологическое или психологическое нарушение опорожнения кишечника) различаются и симптомы. Истинный энкопрез (основное нарушение), как правило, сопровождают:

  • каломазание;
  • энурез (рекомендуем прочитать: симптоматика и лечение энуреза у детей);
  • поведение вне общепринятых норм;
  • полуоткрытый сфинктер (осматривает доктор);
  • зловоние, которое не скрыть от окружения.
Читайте также:  Ребенку от кашля 3 года на ночь

Не заметить недуг сложно, так как вещи и тело ребенка начинают плохо пахнуть

Симптомы ложного энкопреза

Ложный энкопрез у детей (косвенное нарушение) подтверждает такая симптоматика:

  • чередование запоров и зловонных поносов;
  • трещины и покраснения возле анального отверстия;
  • замкнутость ребенка;
  • твердый живот при осмотре врачом (пальпации);
  • боли в области пупка;
  • хроническое скопление кала в толстом кишечнике.

Недержание кала у ребенка нередко сопровождается напряженной внутрисемейной ситуацией. Родителям нельзя изолировать ребенка от других членов семьи, игнорировать проблему, ругать за испачканные вещи, допускать насмешки в его адрес. Это приведет к ухудшению успеваемости, внутреннему протесту малыша, который будет игнорировать школьные и домашние обязанности, станет замкнутым и угрюмым.

Пускать на самотек проблему недержания кала у детей, считая, что ее можно «перерасти», не следует. Ребенок взрослеет, ему необходимо адаптироваться в социуме. Своевременная врачебная помощь позволит узнать, какими средствами можно лечить недержание и как справиться с каломазанием.

Справиться с истинным и ложным энкопрезом поможет врач

Методы диагностики

Прежде всего, доктор дифференцирует истинный и ложный энкопрез. Рассматриваются все причины, ведущие к запорам, исключаются глисты, назначаются дополнительные исследования (кровь, кал, моча, УЗИ брюшной полости, колоноскопия) для выявления врожденных патологий. Когда деликатную проблему не удается решить долгое время, подключают биопсию стенки прямой кишки, анализ моторики.

Способы лечения

При подозрении на недержание кала у ребенка первоначально обращаются к педиатру. Врач может назначить анализы, выпишет слабительные препараты (например, «Дюфалак») и клизмы, что позволит очистить кишечник и вернуть первоначальные размеры прямой кишке (см. также: слабительное средство для детей до 6-ти лет). После осмотра и первичных назначений педиатр направляет ребенка на консультацию к невропатологу и гастроэнтерологу.

Если проблема коснулась школьника, важно найти врача, который специализируется на лечении энкопреза и готов к работе с ребенком, его близкими. Лечение будет базироваться на таких составляющих:

  • профилактика задержки стула;
  • налаживание режима регулярной дефекации;
  • восстановление контроля за работой кишечника;
  • снижение напряженной психологической атмосферы в семье, вызванной энкопрезом.

Если проблемы коснулась школьника, очень важно устранить не только причину, но и психологические последствия

Работа с психологом

Первый этап лечения обязательно включает консультации психолога, во время которых специалист разберется, почему возник энкопрез. Он поможет ребенку победить страх перед заболеванием, снизит нервное напряжение, отдельно поработает с родителями. Иногда помощи хорошего специалиста достаточно, чтобы победить проблему. Прислушавшись к советам психолога и создав в семье доброжелательную доверительную атмосферу, родители помогут ребенку справиться с деликатной проблемой.

Диета

Правильное питание позволит избежать накопления каловых масс в кишечнике. Акцент делается на легкоусвояемых продуктах, богатых клетчаткой. В рационе ребенка обязательны капуста, нежирные супы, салатики со сметаной из свеклы и моркови, сухофрукты (чернослив, курага), кисломолочные продукты, фрукты и ягоды.

Желательно ограничить потребление меда, сала, жирных блюд, сдобы. При прогрессировании энкопреза развивается дисбактериоз, поэтому доктора часто назначают средства для восстановления кишечной микрофлоры. Среди них – препараты «Линекс» (Sandoz d.d, Lek), «Хилак Форте» (Ратиофарм) и другие.

В процессе налаживания работы ЖКТ может потребоваться пересмотр диеты ребенка

Народная медицина в решении проблемы энкопреза

При лечении недержания кала обычно подключают щадящие народные методы. Они направлены на устранение психологического дискомфорта, снижение агрессивности и тревожности ребенка. Среди безопасных и действенных способов, которые применяют после консультации с гастроэнтерологом и педиатром:

  • прием перед едой 100 мл. свежего сока яблок или абрикос;
  • вечерние травяные ванны с корнем валерианы, экстрактами календулы, ромашки, шалфеем, хвойными;
  • теплый мятный чай перед сном для успокоения и предотвращения бессонницы.

Важность физических упражнений

Физическая активность помогает бороться с запорами. Кроме прогулок и игр на свежем воздухе, деткам с энкопрезом показана лечебная физкультура. Упражнения на укрепление мышц брюшной стенки, анального сфинктера и тазового дна позволяют бороться с физиологическим недержанием. Уделяется время дыхательным упражнениям, щадящей гимнастике. Однако исключаются прыжки, подскоки, силовые нагрузки.

При неполном закрытии сфинктера может быть назначена особая тренировка мышц. В анальный проход вводят резиновую трубочку (смазанную вазелином) на 3 см. Ребенок по команде сжимает и разжимает анальные мышцы в течение 1-15 минут. Упражнения делают ежедневно в течение месяца.

Прогулки на свежем воздухе улучшают метаболизм организма

Родителям на заметку

В лечении энкопреза выделяют 4 стадии: беседы с ребенком и его родителями (обучение, совместное преодоление заблуждений по этому вопросу), облегчение прохождения каловых масс, терапевтическая поддержка и диета, медленная отмена слабительных препаратов после налаживания стула. Перенастройка кишечника занимает время, иногда сопровождается рецидивами, поэтому на последнем этапе лечения актуальна поддержка специалистов.

Доктор Комаровский отмечает ряд ограничений в медикаментозном лечении энкопреза у малышей до 7. Большинство препаратов для борьбы с запорами рассчитаны на старший возраст, а те, которые можно принимать, не всегда эффективны. Часто малышам до 7 лет показано только неконсервативное лечение (физические упражнения, диета, расслабляющие ванны, формирование рефлекса опорожнения кишечника перед сном).

Хирургическое вмешательство применяется у ребят старше 7 лет, если мышцы и нервные окончания заднего прохода атрофированы (обязательно подтверждается медицинскими исследованиями). При этом должны быть испробованы другие методы лечения. В иных случаях успеха можно достичь путем коррекции работы кишечника и создания позитивной атмосферы в доме.

Источник

Вашему чаду исполнилось 3 годика? Поздравляем! Надеемся, вы полны энергии, чтобы наслаждаться всем тем, что ждёт вас впереди, ведь в ближайшие несколько месяцев вам ребёнок превратится в настоящего фантазёра и непоседу. Утром, днём и вечером засыпать вас непрекращающимися вопросами. Научится управлять трёхколесном велосипедом, сможет самостоятельно подниматься и спускаться по лестнице чередуя ножки.

Он так же сможет нарисовать красивый круг, осмысленно нажимать на кнопки музыкального руля сидя рядом с папой в машине, застёгивать собственную непослушную куртку. Ваш трёхлетний малыш — будет превращаться в любознайку. Он будет стремительно учиться познавать мир через органы чувств. Играя, так сосредотачиваться на собственной игре, что сможет игнорировать любые отвлекающие факторы, в том числе и не замечать вас.

Но давайте более детально разберёмся в навыках, которыми должен овладеть ваш непоседа к этому возрасту.

Что должен уметь ребенок в 3 года?

Физическое развитие ребенка в 3 года

Сразу поясним: все описанные ниже навыки малыш приобретет только в том случае, если папа и мама приложили достаточные усилия для занятий с ним. Другими словами ребенок в три года никак не сможет ездить на трехколесном велосипеде, если родители не купили ему этот велосипед и не потратили как минимум неделю на обучение катанию на нем. То же самое касается навыков с мячиком и всего остального. Все что должен уметь ребенок в данном возрасте — это лишь результат тех занятий, которые проводят с ним родители или педагоги в развивающих клубах. И, если ваши усилия достаточны, то ваш маленький непоседа должен уметь:

• уверенно, не покачиваясь стоять 5 секунд на одной левой или правой ножке;

• самостоятельно, без маминой и папиной поддержки подниматься и спускаться по ступенькам лестницы;

• пинать попеременно ножками вперед мяч;

• бросать мяч в руки стоящему напротив человеку;

• бросать мяч в кольцо подвешенное на 1-метровой высоте (не обязательно попадать!);

• ловить мяч из рук другого человека;

• двигаться вперед и назад с совершением поворотов;

• выполнять наклоны вперёд и назад не падая;

• управлять трёхколёсным велосипедом.

Развитие речи у ребенка в 3 года

При оценке речевых навыков в данном возрасте надо обратить внимание на то, что девочки всегда разговорчивее мальчиков, а дети имеющие старших братьев и сестер почти всегда разговорчивее тех кто их не имеет. И главное — если ваш ребенок в трехлетнем возрасте не очень разговорчив, не переживайте, это вероятнее всего изменится в ближайшие месяцы, или к 4 годам. Но в самом усередненном случае в 3 года ваш ребёнок должен уметь:

• чётко произносить свое имя, имя мамы и папы, ближайших родственников — сестёр, бабушек и дедушек;

• отвечать на простые вопросы;

• говорить фразами из 5-6 слов;

• говорить внятно не сильно коверкая и не слишком искажая слова;

• рассказывать короткие истории.

В трехлетнем возрасте дети начинают интересоваться всем тем, что видят. Они начинают задавать огромное количество вопросов, главые из которых «почему» и «зачем»

• Зачем папа уходит на работу?

• Почему кошка мяукает?

• Почему лимон кислый? И так до бесконечности.

Родители наблюдают: вопросы, вопросы и еще раз вопросы! И хотя для многих взрослых такая активность детей может быть раздражительной и навязчивой, на самом деле для маленького человечка — это нормальный и важный показатель правильного развития. В результате он накапливает необходимый объем знаний, который позволяет ребенку в 3 года уметь:

• безошибочно называть знакомые цвета;

• правильно понимать понятие: одинаковые — разные;

• уметь притворяться и фантазировать;

• помнить часть прочитанного рассказа;

• понимать счет на пальцах;

• быстро сортировать объекты по форме и цвету;

• складывать несложные карточные головоломки;

• узнавать и характеризовать людей и объекты на картинках и фотографиях.

В трехлетнем возрасте ребенок становится очень шустрым. В этот момент своего развития он должен уметь:

• быстро обрабатывать мелкие предметы;

• легко переворачивать страницы книжек и журналов;

• строить башни из 6 и более предметов;

• резать детскими ножницами бумагу и картон;

• рисовать при помощи карандашей кружочки и квадратики (очень неровные, но примерно напоминающие настоящие геометрические фигуры);

• уметь одеваться и снимать одежду без помощи родителей;

• завинчивать и отвинчивать крышку на пластиковой бутылке;

• поворачивать, нажимать и открывать ручки на дверях.

К возрасту 3 лет дети становятся более независимыми как с физической точки зрения, так и эмоциональной. Дети реже впадают в истерики, не боятся оставаться в садике с воспитателем или с няней, любят общение с знакомыми и посторонними детьми.

Малыши так же становятся более социальными. Ребенок уже может сотрудничать со своими друзьями, соблюдать очередь, показывать первые навыки решения возникающих проблем.

На данном этапе развития, ваш ребенок должен уметь:

Читайте также:  Куда сводить ребенка в кирове 3 года

• подражать родителям, родственникам и друзьям;

• показывать симпатию к маме, папе, бабушкам, дедушкам, знакомым семьи, друзьям;

• понимать понятия: мое, его, ее, не наше, чужое (слово МОЁ, а точнее ЭТО МОЁ любой ребенок уж точно понимает безошибочно и использует постоянно и дома и в любой песочнице);

• уметь демонстрировать широкий диапазон эмоций, таких как грусть, радость, гнев, огромное счастье или скучно.

В возрасте трех лет воображение детей находится в стадии становления, поэтому родители могут замечать как хорошие, так и плохие его проявления. Фантазии, притворства и способности играть у детей становятся более интересными и участливыми, но в этом возрасте ребенок может начать разрабатывать нереальные страхи, такие как вера в чудовище живущее в шкафу, страшного зверя живущего на балконе и т.д. Эти страхи следует искоренять, чтобы не травмировать психику ребенка.

Внимание: нельзя ни в каких педагогических целях пугать малыша вымышленными чудовищами под кроватью или за дверью, если вы не хотите впоследствии иметь проблемы с ночными страхами у ребенка. Злой волк живет в лесу (где-то далеко) — допустимо. Злое чудище живет под твоей кроватью (где-то в доме) — не допустимо никогда. Ребенок должен в своем доме чувствовать себя в полной безопасности. Мой дом — моя крепость

Первая дружба

В три года дети часто хотят и стремятся иметь друзей. Без помощи родителей дружба не возможно. Поэтому детские психологи часто призывают родителей не препятствовать потребностям ребёнка. Родителям предлагается:

• организовывать встречи с ровесниками;

• посещать общественные игровые детские площадки;

• определить ребенка в спортивную секцию.

Знакомясь с новыми детьми ребенок получит возможность формировать детские отношения, учиться позитивным ценностями и новому опыту. Групповые занятия учат малышей основам игры, подчеркивают коллективность работы и обмена. Они заставляют детей расходовать энергию, правильно двигаться, кувыркаться, плавать, вырабатывать гибкость, преодолевать страх.

Для творческих детей групповые художественные и музыкальные занятия — отличный способ тренировки когнитивных навыков.

Порядок в доме

В этом возрасте малыши обожают помогать родителям. В 3 года почти каждый ребенок должен уметь:

• мыть тарелки в раковине, используя мыльную мочалку;

• ставить свой автомобиль в коробку с игрушками;

• укладывать кукол на полочки;

• складывать грязное белье в бельевую корзину;

• собирать мелкие предметы с ковра;

• протирать пыль с доступных предметов;

• поливать комнатные растения стоящие на подоконнике,

• подметать полы при помощи детского веника.

И самое главное они с большим удовольствием делают это подражая маме и папе. Так они чувствуют себя взрослыми, о чем непременно сообщают при каждом удобном случае: «А я уже взрослый!»

Если родители будут вместе с детьми делать уборку, готовить обед или выполнять домашнюю работу, маленький непоседа будет ощущать себя важной частью семьи и не сможет чувствовать разочарование, подавленность и отстраненность. Ценные привычки заложенные на раннем детстве позволят воспитать в ребёнке хорошего помощника для взрослой жизни.

Процесс питания ребенка в 3 года

К возрасту трех лет дети часто настаивают на самостоятельном кормлении. Если это стремление присутствует у вашего малыша, значит он правильно развивается и взрослеет. Многие дети в возрасту 3 лет уже умеют употреблять пищу, используя детскую ложку и вилку, пьют жидкости их обычного стакана. Однако с трёх лет дети начинают осознать, что есть вкусная и не вкусная еда, есть красивые и не очень привлекательные блюда и предпочитают отвергать все то, что выглядит для них не интересно.

Чтобы справиться с проблемой психологи советуют маскировать фрукты и овощи с неинтересной для малышей едой — кашами, поднадоевшими супами и детскими пудингами. В детский рацион следует вводить разноцветные каши, цветные макароны, супы с фигурными компонентами, необычные по форме бутерброды и десерты.

Причины для беспокойства

Основные признаки задержки развития у 3-летнего ребенка:

• невозможность поймать и бросить мяч;

• неспособность подпрыгивать на месте;

• неумение ездить на трёхколесном велосипеде (не смотря на многократно повторяющиеся попытки);

• частые падения, большие трудности при ходьбе по лестнице;

• неспособность держать карандаш, копировать круг, проблемы с рисованием;

• в разговоре ребенок не использует более трёх слов;

• не может складывать башни из трех и более предметов, боится больших объектов;

• испытывает частую тревогу, раздражительность;

• игнорирует детей, не интересуется домашними животными, холодно относится к маме, папе, ближайшим родственникам;

• не понимает и не исполняет простых просьб;

Но не смотря на все вышеизложенное, вы должны понимать — все дети развиваются и взрослеют по разному. Поэтому родителям нет причины волноваться, если ребенок не достиг всех тех вех, которые указаны в медицинских справочниках (или в этой статье). По мере взросления своего малыша родители должны замечать прогрессирующий процесс роста и развития ребенка.

Если прогресса нет и ребёнок остаётся замкнутым, малоподвижным, капризным и явно отстающим от развития сверстников, следует получить консультацию у специалиста. Или просто продолжать заниматься с малышом и терпеливо ждать пока он приобретет все необходимые навыки — а ведь это обязательно произойдет рано или поздно.

Источник