Ребенок в 2 года не может сам уснуть
Вашему малышу уже исполнилось два года? Вам казалось, что все проблемы со сном он уже должен был «перерасти» и научиться засыпать самостоятельно, но вы все еще в бою за укладывания на ночной и дневной сон?
Вы не одиноки. Среди наших клиентов много мам двухлеток и вот ряд типичных проблем, с которыми они сталкиваются:
- Малыш долго засыпает
- Малыш не умеет засыпать самостоятельно, не «отпускает» маму при засыпании, приходится сидеть, пока не заснет
- Ребенок часто пробуждается ночью и с трудом засыпает
- Приходы в родительскую постель посреди ночи или рано утром
- Ребенок «задержался» в родительской кровати, не получается закончить совместный сон
- Очень ранние утренние пробуждения
- Отказ от дневного сна
С чего начать решение сложностей с детским сном у двухлеток?
Начинать стоит с поиска причины – почему малыш так засыпает и спит? Что ему мешает засыпать и спать самостоятельно и непрерывно? И причины могут крыться на разных уровнях Пирамиды Сна Спи, Малыш.
Причины могут скрываться в здоровье малыша или его мамы, в условиях сна, которые организованы в его спальне. Либо в неверной организации режима сна и бодрствования. Часто слишком поздние укладывания негативно влияют на скорость укладывания и продолжительность и непрерывность сна ребенка. Эмоциональное состояние мамы и эмоциональная перегрузка малыша могут быть причиной долгого засыпания и ночных пробуждений.
Но одной из главных причин плохого сна у малышей старше 2-х лет является отсутствие навыка самостоятельного засыпания. Малыш просыпается через каждый цикл сна и зовет маму, чтобы она помогла ему заснуть.
Именно поэтому так важно научить ребенка засыпать самостоятельно!
Сложности в обучении сну и особенности возраста
Обучение малыша засыпать в возрасте старше 24 месяцев может стать настоящей проблемой для родителей. Ребенку в таком возрасте уже гораздо интереснее бодрствовать, чем спать, а привычки на сон хорошо закрепились. Малыш каждый день проверяет границы и правила родителей на прочность, он уже может выражать протест словами, быть достаточно мобильным, чтобы вылезти из кровати или даже убежать из спальни.
Кроватка малыша, из которой он легко может выйти (кровать без бортиков или родительская кровать) может создать дополнительные сложности. Не стоит торопиться с переходом в кроватку без бортиков детям, у которых не сформирована ещё привычка самостоятельного засыпания. Сначала научите малыша самостоятельно засыпать, а потом решайтесь на перестановку. В кроватке без бортиков вам будет сложнее научить вашего сообразительного товарища соблюдать правила сна.
Если вы перевели малыша в детскую кроватку без бортиков до того, как научили его засыпать самостоятельно, то лучше сделать шаг назад и вернуть кроватку с бортиками. Так процесс обучения сну пройдет быстрее и легче.
Восстановите бортики, пока сон не улучшился.
Волшебство и мотивация
Как же научить ребенка засыпать и спать непрерывно? Малышу в возрасте 2 лет и старше уже можно объяснить простые правила, а также взять его в союзники. Самым эффективным способом обучения такого взрослого малыша самостоятельному засыпанию станет волшебство. Пишите письма с заданиями от Феи Сна или его любимого героя и кладите письма под подушку. В письмах можно включить правила сна – когда пора ложиться спать, когда вставать, опишите какого поведения вы ждете от малыша. Пусть малыш думает, что правила вводит волшебный герой, а вы не имеете отношения к этим новым правилам. Так оспорить их будет сложнее J
Наглядность и мотивация играют большую роль. Как сделать правила Феи Сна наглядными:
- используйте наш шаблон плаката
- пропишите в нем все требования Феи Сна, например: Федя должен по просьбе мамы надевать пижаму и идти чистить зубы; мама рассказывает Феде на ночь только одну сказку и поет только одну песенку; Федя тихонько лежит в своей кроватке и засыпает сам;
- разместите плакат на видном месте в спальне ребенка
- проговорите правила, объясните малышу, какое поведение от него требуется и что он получит за выполнение заданий
- за каждое выполненное задание награждайте малыша наклейкой или мелким подарком (конфеткой, маленькой игрушкой, сюрпризом)
Если малыш выполнял все правила в течение недели и все ячейки заполнены наклейками — пообещайте ему более значимый подарок или небольшое приключение, например заказ пиццы или поход в парк. Такие просты правила поведенческой терапии помогут малышу освоить навык засыпать самостоятельно.
Дополнительные сложности в возрасте 2 года
В возрасте старше 2-х лет дети сталкиваются с целым рядом сложностей со сном:
Отказ от дневного сна.
Чаще всего в этом возрасте происходит ложный отказ от дневного сна – малыш сопротивляется дневному сну, который так нужен его нервной системе для перезагрузки и качества ночного сна. Чтобы засыпать днем было легче:
- Старайтесь сохранить дневной сон как минимум до возраста 4-х лет, а лучше до школы.
- Проследите, нет ли факторов, отвлекающих малыша от сна днем – слишком высокая активность перед сном, стимулирующая окружающая обстановка, шум, старшие дети.
- Мягко, но настойчиво продолжайте предлагать малышу дневной сон каждый день. Даже если малыш не смог заснуть, «тихий час» лежа в кроватке поможет ему отдохнуть от излишней внешней стимуляции и не переутомиться ко времени вечернего сна.
Приучение к горшку.
Приучение к горшку – это важный этап развития ребенка, который может негативно влиять на ночной и дневной сон или даже сопровождаться регрессом сна. Малыш просыпается на горшок, зовет маму на помощь.
- Включите «сидение на горшке» в ритуалы до сна (дневного или ночного), и в ритуал «на пробуждение», но на время снов оставьте подгузник, до тех пор пока ребенок не станет регулярно просыпаться сухим
- Если ребенок просится на горшок, чтобы потянуть время во время подготовки ко сну, отведите его на горшок один раз, и только один раз, и сделайте это максимально «скучно».
- Нет необходимости сначала учить ребенка спать всю ночь, а потом «путать» его тем, что будить на горшок ночью. Навык «терпеть всю ночь» разовьется с возрастом. А вот привычка ходить ночью в туалет может закрепиться.
Ночные кошмары.
Ночные кошмары – это плохие, страшные сны. Кошмары возникают во второй половине ночи, в стадии быстрого сна. Ребенок просыпается с плачем, пытается рассказать, что его напугало и ИЩЕТ МАМИНОЙ ЗАЩИТЫ. Ночные кошмары обычно возникают у детей от 2-х лет, а их пик приходится на возраст 3 года. В большинстве случаев кошмары проходят к 5-ти годам.
Детские кошмары – это нормальный физиологический процесс незрелой и неразвитой нервной системы. Это временная особенность головного мозга малыша, которая заключается в неспособности переключиться от стадии перевозбуждения на стадию торможения. Ночные кошмары не являются наследственной особенностью ребенка.
- Исключите страшные, пугающие книги, мультики и фильмы
- Читайте сказки про детей и животных, без страшных и вымышленных персонажей
- Быстро реагируйте на крик
- Не давайте витамины перед сном
- Убедитесь, что ребенок не переутомлен и высыпается!
Подготовка к саду и выход мамы на работу.
Чаще всего в этом возрасте дети начинают посещать детский сад, так как мамы выходят на работу. Конечно же необходимо помочь ребенку сделать этот шаг. Малыш к этому моменту уже должен научиться пользоваться горшком, ему необходимо иметь опыт засыпания в своей кровати не только с мамой, а лучше обучить малыша засыпать самостоятельно.
Мы никак не можем повлиять на режим дня в детском саду, но придерживаясь рекомендаций Спи, Малыш по режиму дня у вас не будет больших разногласий.
- Старайтесь заранее подстроиться под режим детского сада (заранее сместите время подъема утром, время дневного сна)
- Не меняйте режим в выходные дни и на каникулах
- Старайтесь максимально уделить время малышу вечером и утром, чтобы он не испытывал дефицита общения с родителями
- Постарайтесь сохранить раннее укладывание!
Если вы видите, что ребенок утром вялый, хочет ещё полежать в кровати, то вечернее время укладывания на сон надо сместить на полчаса ранее, значит, ребенок не выспался. Для ребенка в возрасте 3 лет лучшее время для засыпания на ночной сон в 19:30, строго не позднее 20:00.
Переход в кровать без бортиков.
Если переход в кровать без бортиков происходит вместе с переездом в детскую комнату, то постарайтесь сделать его максимально радостно-спокойным.
Как же это устроить? В течение дня больше времени проводите в детской, рассматривайте, обсуждайте, обращайте внимание на предметы мебели в ней, целуйте ребенка. Малыш должен полюбить свою комнату через положительные ассоциации с ней.
Желательно на первое время позаботиться о съемном бортике на новую кровать. Бортик защитит от случайного скатывания и даст уют «укромной норки». Во время бодрствования всячески хвалите ребенка и удивляйтесь тому, что он стал таким взрослым, что уже готов пойти с родителями выбирать новую кровать и постельное белье. Устройте маленький семейный праздник. Может быть, выбор новой кровати придется на время празднования трехлетия, тогда волнительная пора наполнится ощущением своей взрослости и значимости.
Если у вас не получается справиться со сном вашего малыша самостоятельного, обращайтесь за индивидуальной консультацией. Наши консультанты научат вас сонным хитростям и помогут наладить сон вашего ребенка.
Источник
Знающие мамы, подскажите, уже сил нет. Моему сыну 2,5 года, с самого рождения у него проблемы со сном были, переодически с ними справлялись, но уже как целый год проблемы именно с засыпание, тут опишу подробно. Просыпается в 7, бывает чуть раньше, в час дня его иду укладывать( по сыну видно что устал и уже хочет спать) но как только ложимся на кровать сразу начинаются игры, психи, потом вроде успокаивается лежит а уснуть не может. В итоге через часа 2-2,5 он засыпает со слезами и психами. Дальше в 17 .00 просыпается, мы гуляем , пытаемся дома заниматься, ну вообще все процедуры делаем и в 22.00 идием снова спать. Тут немного по другому, лежит засыпать собирается, а потом глаза откроется и психует, и так все 2 часа бывает и 3. Иногда ночью часа 3 проснется и начинает играть никак уложить не могу. Вообще мы наблюдаем я у невролога, но хочется услышать мнение у кого так же. Когда онв садике, воспитатель говорит что засыпает быстро и спит хорошо, вот дома ни в какую. Посоветуйте что это может быть, как с этим справлялись?
Могу свой пример привести. С первой дочерью перестала укладывать на дневной сон примерно в этом возрасте. Укладывала только на ночной в 19 часов и до утра. С младшей с 2 лет нет дневного сна-лежала по 1,5-2часа заснуть не могла. Решила прекратить эти экзекуции. Укладываю ее только на ночь, но ее уже рано вечером не уложишь. Ложимся в 21, старшая уже спит, а младшая может еще колобродить по квартире или песни петь лежать. Ориентируйтесь только на своего ребенка,если он здоров, не капризен, то может шут с ним со сном этим дневным?
butuz,
Он если не уснет на дневной сон, потом сам где нибудь спрячет и уснет в 5 или 6 вечера, а на ночь вообще потом целая трагедия уложить. Один раз было что не уснул днем, повела его гулять в 5 часов, а он у меня раз и в лифте уснул, дак даже разбудить не смогла.
магнй б6 и кальций пропить
Старшего перестала укладывать на дневной сон года в 1,5. Измучилась я с этими укладываниями и качала и темноту делала и пела. Вспомнила, что сама в садике никогда днем не спала. Отстала от дитя и времени больше стало). А младшая хотела спала, не хотела не спала. В садик пошла в 1 год и 10 мес. Там спала всегда, а по выходным дома не спала.
Аноним,
Вот как то пили в сентябре магний и ещё дормикинд, дак эффекта 0. Сейчас 5 день снова курс магния начали пока никаких изменений. А вам он помогал? Какой пили в таблетках или ампулах?
butuz:
может шут с ним со сном этим дневным?
+++
Svetchum автор темы:
спрячет и уснет в 5 или 6 вечера,
ну так это раз-два-три раза повторится и потом перестроится ребёнок.
Кабанчик,
Тут наверное и правда один выход , не укладывать днём, просто весь вечер ходит нервный не поиграть, не позаниматься, вообще психует на ровном месте
Убрать дневной сон.
Попробуйте, прям как в садике. Завтрак, поиграли, погуляли активно, пообедали.
Нам помогало книжки перед сном почитать.
От дневного сна дома отказались рано, а в садике спал хорошо.
Побольше активности до сна, за час до сна что-то спокойное. Вводите режим. Четко и жестко. Не уснул за полчаса-час, не спит. И максимальная тишина на засыпание и дневной сон. Не давайте днем спать больше 1,5-2 часов.
У нас в этом возрасте тоже были проблемы со сном так, что график ехал конкретно. Ребенок засыпал во время поездки за старшим в садик, а потом до полуночи скакал. Тоже решали с неврологом.
Ну и еще, попробуйте кормить обедом раньше на полчаса. А после обеда у нас что — сон по режиму 🙂
В садике они больше устают, там шумно, активно.
…и создал Бог женщину…Существо получилось злобное, но забавное!
Svetchum ,
Дак конечно, вашей задачей будет не допустить, чтоб ребенок уснул раньше положенного. Гулять вечером-только пешком, без коляски-велосипеда, если качается на качели — следить, чтоб не уснул. И уже в 7-8 вечера со спокойным сердцем укладывать на ночь. Распорядок такой должен быть — утром занимаетесь, гуляете — с 11(12)- до 13(14). Приходите, кушаете, играете до 16-50. Потом опять на улицу до 18-30 примерно, если спать будете укладывать в 8, если раньше, то раньше возвращаетесь за час, полтора. Приходите, кушаете, купаете, читаете. И на боковую. Если мультики смотрит-то только утром, до дневной прогулки, днем и вечером не включать во избежание истерик. Сначала тяжко будет подстраиваться, потом втянитесь, нормально все будет. И прогулки два раза в день обязательно, вымотается, уснет как миленький.
«Иногда ночью часа 3 проснется и начинает играть»
Слабая нервная система
Дома что то не так , или телевизор , или компьютер перед перед ребенком
Наладьте тишину и днем
Все это само пройдет при нормальном спокойном образе жизни и режиме дня
Лекарств не надо , только терпение и покой дома ,
на ночь купание , под душ или в ванночке
Не надо водить в развивалки , пусть свободно растет на воле
С крепкими нервами всех догонит и перегонит
butuz,
Да вот как из одной проблемы вытекают другие, на улице вообще не активный, не бегает, не прыгает, только ходит под ноги себе смотрит и все, и сама с ним пытаюсь побегать типо в догонялки, но ему как то все равно. Мы вообще бывает с истерекой идём гулять. Скорее всего что он у меня такой не активный и все проблемы со сном.
Как вариант, убрать дневной сон, а утром вставать в 9. вечером раньше будете ложиться.
у меня старший с 2,5 без дневного сна. днем мог только в машине иногда уснуть или совсем редко дома, если какой-то стресс, перевозбуждение, оч сильно устал. на море в отпуске днем тоже спал.
Сейчас младшая подрастает, со сном тоже проблемы. ей пока 2,3 и уже иногда без дневного сна, тк просто уснуть днем не может.
куда его убрать? спать-то ребенок хочет.
Автор, дома шторы блэкаут?
а я бы для начала поискала другие варианты усыпить днем. может, ребенок в машине хорошо спит? значит ко времени дневного сончаса посадить в машину и поехать куда-то. может, ребенку с мамой лучше засыпать? значит, в обнимку с мамой ложиться и спать вместе. может какая-то определенная еда действует снотворно (на меня, например, кисломолочка, а если еще и с булочкой! стопудово усну после такой еды :))…
в общем сначала поискать варианты усыпления.
Вставать в 17.00 это очерньпоздно. Не ложить лучше на дневной сон вообще, чем вставать вечером. И поднимать не в 7 утра, а в 8 ,а то и в 9. Пробовали так?
Ну и строго прекращать игры и бесячки во время сна. Может ребенок привык бесится, вы его не останавливаете.
-А,
Дома темные шторы, днём затемнённпя атмосфера, книги не читаем, не любит когда я читаю, пою и стихи рассказываю
Katie,
Да в машине хорошо засыпает ещё и выехать не успеваем, зато потом танком не разбудить в магазин если или ещё куда, но поездки бывают редко, в семье водитель только муж. А про еду вообще никак он и не обедает, не хочет ничего только завтрак каша и все. Так иногда сыр или ещё чего нибудь перекусить и все. Я с ним все время засыпания лежу , он даже выгоняет меня, дерётся. Вообще каша у меня, даже самой как то плохо на душе, что подход не могу подобрать к своему ребенку
fanatkaeburga,
Да вместе ложимся, когда уснет, уходу к мужу. бывает что я вперёд усну дак с ним остаюсь спать на ночь
Svetchum ,
Вовсе не обязательно бегать и играть на улице. Для таких малышей по снегу походить-уже работа + воздух. Все это делает свою работу. Конечно, с детьми не легко, это только в розовых мечтах все хорошо и гладко бывает. Поэтому работа мамы и состоит в том, чтоб стимулировать, заинтересовать малыша, чтоб он сделал так, как вам надо. В данном случае вам надо, чтобы он пошел на прогулку. Если вы будете сидеть целый день дома, то проблемы с засыпанием останутся.
Svetchum ,
Я имела ввиду днем. Тоже вместе спите? Какая температура в комнате? Может попробывать еще игрушку вместе с ним укладывать.
Наш сын спит вместе с нами спокойно, но стоит переложить он начинает каждые 20 минут меня звать. Сейчас завели щенка, спит с ним в обнимку и не просыпается. Может и вам нужно чем-то вас заменить?
Аноним,
Да бывает что не уснет вообще так и не укладываю, вечером конечно быстрее тогда засыпает но не всегда тоже иногда бывает долго. Если днём не спит вечером укладываю в 9, но тогда он полуночничает и сам встанет часов в 6-7
fanatkaeburga,
Днём тоже ложимся вместе, бывает остаюсь с ним, бывает ухожу домашними делами заниматься. Любимой игрушки нету, пока подбираю разные , может и с игрушкой какой нибудь что то выйдет
Источник
Äëÿ ìîèõ ïîäïèñ÷èêîâ, æäóùèõ ïîñòîâ î ñîáàêàõ — ÿ îòâëåêóñü ñîâñåì íåìíîãî, â êîììåíòàõ ïîîáåùàëà íàïèñàòü î ñâîåì îïûòå îáó÷åíèÿ ìàëåíüêîãî ðåáåíêà ñàìîñòîÿòåëüíîìó çàñûïàíèþ.
Äàííûé ïîñò áóäåò ïîëåçåí äëÿ ðîäèòåëåé, ìàëåíüêèå äåòè êîòîðûõ èìåþò ïðîáëåìû ñî ñíîì — ìàëî è ïëîõî ñïÿò, ÷àñòî ïðîñûïàþòñÿ, äíåâíûå ñíû êîðîòêèå è ðåáåíîê íå âûñûïàåòñÿ, äëÿ ðîäèòåëåé, êîòîðûì ïðèõîäèòñÿ óêà÷èâàòü, êàòàòü â êîëÿñêå, êàòàòü â ìàøèíå è óñòðàèâàòü ïðî÷èå òàíöû ñ áóáíàìè, ÷òîáû ðåáåíîê õîòü íåìíîãî ïîñïàë.
Ñ òàêîé ïðîáëåìîé ÿ ñòîëêíóëàñü ñî âòîðûì ðåáåíêîì. Ïåðâîãî áûëî ïðîáëåìàòè÷íî óëîæèòü, íî óæ åñëè ÿ åãî óëîæèëà — ÿ ìîãëà åãî ïåðåëîæèòü â äðóãîå ìåñòî, ìîãëà çàíèìàòüñÿ ñâîèìè äåëàìè, îí ñïàë ñòîëüêî, ñêîëüêî ïîëîæåíî è ïðîñûïàëñÿ îòäîõíóâøèì. À âîò ñî âòîðûì ïðèøëîñü ñëîæíåå â ýòîì ïëàíå.
Äî 4-õ ìåñÿöåâ îñîáûõ ïðîáëåì íå áûëî. Ïðàâäà, äíåì îí ïðàêòè÷åñêè íå ñïàë. Íî è íå êàïðèçíè÷àë — ëåæàë, ãëàçåë, àãóêàë.  íî÷ü óêëàäûâàëñÿ â 21.00, ïîòîì ïàðó ðàç ïðîñûïàëñÿ äëÿ êîðìëåíèÿ, è ñïàë äî óòðà. À âîò ïîñëå 4õ ìåñÿöåâ íà÷àëèñü ïðîáëåìû. Äíåì óëîæèòü ñïàòü åãî áûëî íåâîçìîæíî (íî ÿ è íå ïûòàëàñü, ýòî áûëî ìîåé îøèáêîé), à íî÷üþ ñòàë ñïàòü ïëîõî. Ïîñòîÿííî ïðîñûïàëñÿ, êàíþ÷èë, ïëàêàë, ïðè ýòîì åãî íè÷åãî íå áåñïîêîèëî. Ê 6 ìåñÿöàì îí ïåðåáðàëñÿ â íàøó ñ ìóæåì êðîâàòü. Ïðîñòî ïîòîìó, ÷òî ìíå óæàñíî íàäîåëî ïî 10-15 ðàç ñîñêàêèâàòü íî÷üþ è óñïîêàèâàòü åãî. ß òîæå õîòåëà ñïàòü. ß ðåøèëà, ÷òî ìíå ïðîùå, åñëè ñûí áóäåò ïîä áîêîì. Íî òóò ÿ ïåðåñòàëà âûñûïàòüñÿ îêîí÷àòåëüíî, ò.ê. îñîçíàíèå òîãî, ÷òî ðåáåíîê â îäíîé ñî ìíîé ïîñòåëè, íå äàâàëî ìíå ïîãðóçèòüñÿ â ãëóáîêèé ñîí è êàê ñëåäóåò îòäîõíóòü ñàìîé. À äíåâíûå ñíû áûëè î÷åíü êîðîòêèìè — 30-40 ìèíóò. Ðåáåíîê ïðîñûïàëñÿ ñ êàïðèçàìè, âî âðåìÿ áîäðñòâîâàíèÿ òîæå êàïðèçíè÷àë, ÷óâñòâîâàëîñü, ÷òî îí íå îòäîõíóë è íå âîññòàíîâèë ñèëû.
Êîãäà ðåáåíêó èñïîëíèëîñü 7 ìåñÿöåâ, ÿ ïîíÿëà, ÷òî ñèòóàöèÿ ñî ñíîì ìåíÿ êàòåãîðè÷åñêè íå óñòðàèâàåò. È ÿ íà÷àëà èñêàòü èíôîðìàöèþ. Íàòêíóëàñü â ñåòè íà ðàçëè÷íûõ ýêñïåðòîâ, ðàáîòàþùèõ ñ äåòñêèì ñíîì. ×èòàëà, ñîïîñòàâëÿëà ðàçëè÷íóþ èíôîðìàöèþ, àíàëèçèðîâàëà. Ñðàçó ñêàæó — åñëè áû ó ìåíÿ íà òîò ìîìåíò áûëà ìàòåðèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü çàïëàòèòü êîíñóëüòàíòó ïî ñíó, ÿ áû ýòî ñäåëàëà. Íî ñâîáîäíûõ 10-12 òûñÿ÷ ðóáëåé ó ìåíÿ íå áûëî â òîò ìîìåíò. Ïîýòîìó ÿ ðåøèëàñü äåéñòâîâàòü ñàìîñòîÿòåëüíî. Ñåé÷àñ ìàòåðèàëüíàÿ âîçìîæíîñòü åñòü, íî îòïàëà íåîáõîäèìîñòü, ò.ê. ÿ ñïðàâèëàñü ñàìà. Åñëè ìîé ïîñò ïîìîæåò è âàì — ÿ áóäó î÷åíü ðàäà. Íî åñëè âû ïî÷óâñòâóåòå, ÷òî íå óâåðåíû â ñâîèõ ñèëàõ, òî íå ïîæàëåéòå äåíåã íà êîíñóëüòàíòà. Åñëè áû ÿ îáðàòèëàñü ê êîíñóëüòàíòó, ÿ áû ìíîãèõ îøèáîê ñìîãëà èçáåæàòü, äåéñòâîâàëà áû áîëåå óâåðåííî, è, âåðîÿòíî, ðåçóëüòàò ïîëó÷èëà áû áûñòðåå.
Ìîåé îãðîìíîé îøèáêîé áûëî òî, ÷òî âñþ ïðî÷èòàííóþ èíôîðìàöèþ ÿ ïûòàëàñü ïðèìåíÿòü áåññèñòåìíî — ïîïðîáîâàëà îäíî, äðóãîå, òðåòüå — çà 1-2 ðàçà íå ïîìîãëî — ïåðåñêàêèâàëà íà ÷òî-òî äðóãîå. Íà ñàìîì äåëå, ïðè îáó÷åíèè ðåáåíêà ÑÇ (ñàìîñòîÿòåëüíîå çàñûïàíèå) âàæåí èìåííî êîìïëåêñíûé ïîäõîä è ñîáëþäåíèå âñåõ ðåêîìåíäàöèé ñïåöèàëèñòîâ.
Îáó÷åíèåì ÑÇ ìîæíî çàíèìàòüñÿ ñ 4-õ ìåñÿöåâ îò ÏÄÐ (ïëàíîâîé äàòû ðîäîâ).
1. Ðåæèì äíÿ
Ìàëåíüêèå äåòè ÷àñòî áûâàþò î÷åíü ÷óâñòâèòåëüíû ê ðåæèìó äíÿ. Âûñòðîèâ ïîñòîÿííûé ðåæèì äíÿ âû ïîëó÷èòå óïðàâëÿåìîãî, ìàëîêàïðèçíîãî, âûñïàâøåãîñÿ ðåáåíêà.
Ïðè âûñòðàèâàíèè ðåæèìà íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî â òå÷åíèå äíÿ ñóùåñòâóþò ïåðèîäû âðåìåíè, êîãäà ðåáåíêà óëîæèòü ëåã÷å. Ýòî ñâÿçàíî ñ ôèçèîëîãèåé ìàëûøà è âûðàáîòêîé â ýòè ïåðèîäû ãîðìîíà ñíà — ìåëàòîíèíà.
Ýòî ñ 8.00 äî 10.00, ñ 12.00 äî 14.00 è ñ 18.00 äî 20.00. Ñî ñâîèì ìëàäøèì ñûíîì ÿ î÷åíü õîðîøî ýòî ïðî÷óâñòâîâàëà. Äåéñòâèòåëüíî â ýòè ïåðèîäû óëîæèòü ðåáåíêà íàìíîãî ëåã÷å.
Êîëè÷åñòâî äíåâíûõ ñíîâ ïî âîçðàñòàì:
ñ 4-õ äî 8-ìè ìåñÿöåâ — 3 ñíà
ñ 8-ìè äî 18-òè ìåñÿöåâ — 2 ñíà
ñ 18-òè ìåñÿöåâ — 1 ñîí.
Âûñòðàèâàòü ðåæèì äíÿ íåîáõîäèìî ñ ïîäúåìà. Ïîñêîëüêó îáó÷åíèåì ÑÇ ÿ íà÷àëà çàíèìàòüñÿ óæå ïîñëå 8 ìåñÿöåâ, ó íàñ ðåæèì ñíîâ áûë ïðèìåðíî òàêîé:
6.30-7.00 — ïîäúåì
8.30-9.00 — 10.30-11.00 — ïåðâûé ñîí
13.00-13.30 — 14.30-15.00 — âòîðîé ñîí
18.30-19.30 — óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí.
Ñåé÷àñ ñûíó óæå 1 ãîä è 9 ìåñÿöåâ, è íàø ðåæèì âûãëÿäèò òàê:
7.00-7.30 — ïîäúåì
12.30 — 14.30-15.00 — äíåâíîé ñîí
19.00-19.30 — óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí.
Âûñòðàèâàÿ ðåæèì íåîáõîäèìî ó÷èòûâàòü, ÷òî çà 1,5-2 ÷àñà äî ñíà íóæíî èñêëþ÷èòü ïðîñìîòð ìóëüòèêîâ, òåëåâèçîðà, èãðû â ãàäæåòû è òàê äàëåå. Òî åñòü, âñå, ÷òî ñâÿçàíî ñî âçãëÿäîì íà ðàáîòàþùèé ýêðàí òåëåâèçîðà/êîìïüþòåðà/òåëåôîíà/ïëàíøåòà, ò.ê. ñèíÿÿ ïîäñâåòêà îêàçûâàåò âîçáóæäàþùåå äåéñòâèå íà íåðâíóþ ñèñòåìó ìàëûøà.
Òàêæå çà 1 ÷àñ äî óêëàäûâàíèÿ íåîáõîäèìî ïåðåéòè íà áîëåå ñïîêîéíûå âèäû äåÿòåëüíîñòè. ß îáû÷íî ïðåäëàãàþ ñûíó ïîðèñîâàòü, ïîñòðîèòü èç êóáèêîâ, ïîèãðàòü êîíñòðóêòîðîì. Òî åñòü, òàêèå èãðû, êîãäà ðåáåíêó íå íàäî áóäåò áåãàòü, ïðûãàòü, êðè÷àòü è ò.ä.
2. Óáðàòü îòðèöàòåëüíûå àññîöèàöèè íà ñîí
Ýòî ìîãóò áûòü óêà÷èâàíèå, ïðûæêè íà ôèòáîëå, êàòàíèå â êîëÿñêå, êàòàíèå â ìàøèíå, ñîñêà, ãðóäü, áóòûëêà ñî ñìåñüþ — âñå, ñ ÷åì ïðèâûê çàñûïàòü ðåáåíîê, íî ïîñëå çàñûïàíèÿ ýòî ìîæåò ïðîïàñòü èëè èçìåíèòüñÿ.
ß óáèðàëà îòðèöàòåëüíûå àññîöèàöèè ïîñòåïåííî, ÿ ñåé÷àñ îïèøó âåñü êîìïëåêñ ìåð ïî ïîäãîòîâêå ê îáó÷åíèþ ÑÇ, è ÷óòü íèæå ðàñïèøó ïîðÿäîê, êàê äåéñòâîâàëà ÿ.
3. Ñîçäàòü óñëîâèÿ äëÿ ñíà
Ïîñêîëüêó ìàëåíüêèå äåòè åùå ñîâåðøåííî íå óìåþò óïðàâëÿòü ñîáîé, ñâîèìè ýìîöèÿìè è ñâîèì òåëîì, áûâàåò òàê, ÷òî äëÿ ñíà èì íóæíî ñîçäàòü îïðåäåëåííûå óñëîâèÿ.
Çàòåìíåííàÿ êîìíàòà — êîìíàòó, ãäå ñïèò ìàëûø, ëó÷øå ìàêñèìàëüíî çàòåìíèòü, ïîñêîëüêó äíåâíîé ñâåò ïðåïÿòñòâóåò âûðàáîòêå ãîðìîíà ñíà ìåëàòîíèíà. Î÷åíü õîðîøî äëÿ ýòîãî ïîäõîäÿò øòîðû áëýêàóò (íå ïðîïóñêàþùèå ñâåò ñîâñåì), ñåé÷àñ èõ áîëüøîé âûáîð, ëèáî ïðîñòî î÷åíü ïëîòíûå øòîðû.
Òåìïåðàòóðà âîçäóõà — â êîìíàòå íå äîëæíî áûòü æàðêî è íå äîëæíî áûòü õîëîäíî, ïåðåä ñíîì êîìíàòó ëó÷øå ïðîâåòðèòü.
Îäåæäà äëÿ ñíà — äîëæíà áûòü ñâîáîäíîé, íå èìåòü ëèøíèõ ðåçèíîê, ÷òîáû òåëî ìàëûøà îòäûõàëî ìàêñèìàëüíî.
Áåëûé øóì — èñòî÷íèê ìîíîòîííîãî çâóêà.  ìîåì âàðèàíòå ÿ îñòàíîâèëàñü íà çâóêå äîæäÿ. Áåëûé øóì ïîìîãàåò çàãëóøèòü áûòîâûå øóìû, è ïðè êðàòêîâðåìåííîì ïðîáóæäåíèè ïðè ïåðåõîäå èç îäíîé ôàçû ñíà â äðóãóþ ïîìîæåò ðåáåíêó ïåðåéòè â íîâóþ ôàçó ñíà è íå ïðîñíóòüñÿ ïðè ýòîì îêîí÷àòåëüíî. ß èñïîëüçóþ ãåíåðàòîð áåëîãî øóìà. Åñòü ïðèëîæåíèÿ äëÿ ñìàðòôîíîâ, íî ìíå íå íðàâèòñÿ ýòîò âàðèàíò, ò.ê. åñëè âî âðåìÿ äåòñêîãî ñíà êòî-òî ïîçâîíèò èëè ïðèäåò ñîîáùåíèå — çâóê ïðåðûâàåòñÿ.
4. Ðèòóàëû óêëàäûâàíèÿ
Ðèòóàë óêëàäûâàíèÿ — ýòî íàáîð äåéñòâèé, êîòîðûå áóäóò ïîâòîðÿòüñÿ èçî äíÿ â äåíü ïåðåä òåì, êàê óêëàäûâàòü ðåáåíêà ñïàòü. Ïåðåä äíåâíûì ñíîì ðèòóàë çàíèìàåò 5-10 ìèíóò, ïåðåä íî÷íûì — 15-20 ìèíóò. Ðèòóàë ìîæåò âêëþ÷àòü â ñåáÿ ðàçëè÷íûå äåéñòâèÿ è ìîæåò ìåíÿòüñÿ â çàâèñèìîñòè îò âîçðàñòà ìàëûøà.
Íàïðèìåð, ó íàñ ïåðåä äíåâíûì ñíîì: ÷èòàåì êíèãó, ïåðåîäåâàåìñÿ â îäåæäó äëÿ ñíà, çàêðûâàåì øòîðû, âêëþ÷àåì áåëûé øóì, óêëàäûâàåìñÿ â êðîâàòêó.
Ïåðåä íî÷íûì ñíîì: ñîáèðàåì èãðóøêè, ïåðåîäåâàåìñÿ â îäåæäó äëÿ ñíà, óãîùàåì èãðóøå÷íóþ ñîáà÷êó ìîëî÷êîì è óêëàäûâàåì åå ñïàòü (êëàäó åå íà áîê íà ïîëêå), ïîòîì ñûí ïüåò ñâîþ ïîðöèþ ìîëîêà, ÿ â ýòî âðåìÿ çàêðûâàþ øòîðû, âêëþ÷àþ áåëûé øóì, âûêëþ÷àþ ñâåò. Êîãäà ñûí äîïèë ìîëîêî, óêëàäûâàþ åãî â êðîâàòêó (âîò òóò âàæíûé ìîìåíò — íóæíî, ÷òîáû ðåáåíîê íå çàñûïàë âî âðåìÿ åäû. Åñëè âû ïî ñâîåìó ðåáåíêó çíàåòå, ÷òî îí ìîæåò óñíóòü âî âðåìÿ åäû, òî ïðåäíî÷íîå êîðìëåíèå ñäâèíüòå ÷óòü ðàíüøå â ðèòóàëå, ÷òîáû ìåæäó êîðìëåíèåì è óêëàäûâàíèåì â êðîâàòêó áûëî åùå êàêîå-òî äåéñòâèå. ß ïðîñòî çíàëà, ÷òî ìîé íå çàñûïàåò âî âðåìÿ åäû, ïîýòîìó ïîñòàâèëà êîðìëåíèå ïîñëåäíèì äåéñòâèåì â ðèòóàëå).
5. Ìåòîäû îáó÷åíèÿ ÑÇ
 èíòåðíåòå ìîæíî íàéòè êó÷ó ðàçíûõ ìåòîäîâ ñ ñàìûìè ðàçíûìè íàçâàíèÿìè. Íî òàê èëè èíà÷å, âñå ýòè ìåòîäèêè ìîæíî ñãðóïïèðîâàòü ñëåäóþùèì îáðàçîì:
— ïî Ñïîêó (ñàìûé æåñòêèé ìåòîä) — ýòî êîãäà ââåëè ðèòóàëû, ðåáåíîê ê ðèòóàëàì ïðèâûê, è âû, ïðîâåäÿ ðèòóàë óêëàäûâàíèÿ, ïðîñòî ïîëîæèëè â êðîâàòêó è âûøëè èç êîìíàòû. È íå ïîäõîäèòå, êîãäà ðåáåíîê ïëà÷åò. ß ïðîòèâ òàêîãî ìåòîäà, íî îí ñóùåñòâóåò. Õîòÿ ÿ íå çíàþ íè îäíîãî ðîäèòåëÿ, êîòîðûé âûäåðæàë áû è íå ïîäîøåë áû ê ñâîåìó ïëà÷óùåìó ðåáåíêó.
— ìåòîä âûñèæèâàíèÿ — êîãäà ðåáåíîê ïðèâûê ê ðèòóàëàì, âû êëàäåòå åãî â êðîâàòêó. Ñíà÷àëà ðÿäîì ñ êðîâàòêîé ñòàâèòå ñòóë èëè êðåñëî, è ïîñòåïåííî, ñ êàæäûì ñëåäóþùèì óêëàäûâàíèåì ïåðåìåùàåòåñü ñ ýòèì ñòóëîì èëè êðåñëîì âñå äàëüøå îò êðîâàòêè, ïîñòåïåííî ñîâñåì èñ÷åçàÿ èç âèäà
— ìåòîä èíòåðâàëîâ — ïðîâåäÿ ðèòóàë, óêëàäûâàåòå ðåáåíêà â êðîâàòêó è âûõîäèòå èç êîìíàòû. ×åðåç íåêîòîðîå âðåìÿ âîçâðàùàåòåñü, ÷òîáû ðåáåíîê ïîíèìàë, ÷òî âû íå óøëè íà ñîâñåì. Ïîñòåïåííî ýòè èíòåðâàëû âîçâðàùåíèÿ óâåëè÷èâàåòå.
— ìåòîä «îáíÿë-ïîëîæèë». Ïðîâåëè ðèòóàë — ïîëîæèëè ðåáåíêà â êðîâàòêó. Åñëè îí íà÷àë ïëàêàòü — âçÿëè íà ðóêè, óñïîêîèëè, ïîëîæèëè. Âàæíî — êëàñòü â êðîâàòêó ñîííûì, íî íå ñïÿùèì. È òàê äî òåõ ïîð, ïîêà íå óñíåò.
Ìåòîä îáó÷åíèÿ ÑÇ ðåêîìåíäóþò âûáèðàòü ïîä êîíêðåòíîãî ðåáåíêà.  ìîåì ñëó÷àå, ýòî áûëî êîìáèíèðîâàíèå âûñèæèâàíèÿ è èíòåðâàëîâ.
Íà ýòàïå îáó÷åíèÿ ÑÇ âàæíî, ÷òîáû â êðîâàòêó âû ðåáåíêà êëàëè ñîííîãî, íî íå ñïÿùåãî.
Èòàê, êàê ýòî äåëàëà ÿ.
Ñíà÷àëà ÿ ïðîáîâàëà òî çàòåìíèòü êîìíàòó, òî ïðîñòî èñïîëüçîâàòü áåëûé øóì, òî ïðîâîäèòü ðèòóàëû, òî ïðîñòî ñëåäîâàòü ðåæèìó. Ìîåé îãðîìíîé îøèáêîé áûëî òî, ÷òî ÿ áðîñàëàñü îò îäíîãî ê äðóãîìó è íå ïûòàëàñü èñïîëüçîâàòü âñå â êîìïëåêñå. Ðåçóëüòàò ïîÿâèëñÿ òîãäà, êîãäà ÿ äåéñòâèòåëüíî èñïîëüçîâàëà âñå ðåêîìåíäàöèè â êîìïëåêñå è íà÷àëà äåéñòâîâàòü ïîñëåäîâàòåëüíî è ïëàíîìåðíî.
Íà ïåðâîì ýòàïå ÿ ñîçäàëà óñëîâèÿ äëÿ ñíà è ïîïûòàëàñü âûñòðîèòü õîòü êàêîå-òî ïîäîáèå ðåæèìà. Ïîêà åùå ñ ïðèâû÷íûìè ìåòîäàìè óêëàäûâàíèÿ è ñíîì â óæå ïðèâû÷íîé ðîäèòåëüñêîé êðîâàòè.
Íà âòîðîì ýòàïå ÿ ââåëà ðèòóàëû óêëàäûâàíèÿ, íî ñàìî óêëàäûâàíèå ÿ ïðîâîäèëà ïî ïðèâû÷íîé äëÿ ðåáåíêà ñõåìå (ëîæèëàñü âìåñòå ñ íèì â ñâîåé êðîâàòè, åñëè áû ýòî áûëî óêà÷èâàíèå — óêà÷èâàëà áû.  îáùåì, ðåáåíîê çàñûïàë èìåííî òàê, êàê îí ïðèâûê çàñûïàòü). Íà ýòîì ýòàïå ìíå âàæíî áûëî, ÷òîáû ðåáåíîê çàïîìíèë, ê ÷åìó âåäåò ðèòóàë (ê çàñûïàíèþ). Êîãäà ðåáåíîê ïðèâûêàåò ê ðèòóàëàì, îí óæå ïîíèìàåò, ÷òî ïîñëå ïîñëåäíåãî äåéñòâèÿ íóæíî ñïàòü, åãî îðãàíèçì áîëåå ê ýòîìó ãîòîâ è îáó÷åíèå ÑÇ äàñòñÿ ëåã÷å.
Íà òðåòüåì ýòàïå, êîãäà ÿ óâèäåëà, ÷òî ïîñëå ïðîâåäåíèÿ ðèòóàëà ðåáåíîê ãîòîâ ê çàñûïàíèþ, ÿ ñòàëà óêëàäûâàòü åãî â êðîâàòêó. Êîíå÷íî, â ïåðâîå âðåìÿ ýòî âûçûâàëî â íåì íåäîóìåíèå. Íî ñàìîå óäèâèòåëüíîå äëÿ ìåíÿ áûëî òî, ÷òî ìû ïðàêòè÷åñêè îáîøëèñü áåç ñëåç. Äà, ïîíà÷àëó ñûí, îêàçàâøèñü â êðîâàòêå, ãëàçåë, âñòàâàë, èãðàë ñâîèìè ðóêàìè è íîãàìè, íî ïîñòåïåííî âñå æå çàñûïàë ñàì. Åñëè ÿ âèäåëà ïî íåìó, ÷òî îí ãîòîâèòñÿ çàïëàêàòü — ÿ íà÷èíàëà ñïîêîéíî è òèõî ñ íèì ðàçãîâàðèâàòü — Åãîðóøêà óæå áîëüøîé, Åãîðóøêå íàäî îòäûõàòü, âñå îòäûõàþò â ñâîèõ êðîâàòêàõ — íåñëà ëþáóþ îêîëåñèöó, íî ãëàâíîå, ÷òîáû ýòî áûëî ñâÿçàíî ñî ñíîì è ãîâîðèòü òèõî, óñïîêàèâàþùå. Ïîñòåïåííî âðåìÿ åãî áîäðñòâîâàíèÿ â êðîâàòêå ïîñëå ðèòóàëà ñîêðàùàëîñü. Ñåé÷àñ îí çàñûïàåò â òå÷åíèå 10-15 ìèíóò ïîñëå óêëàäûâàíèÿ â êðîâàòêó.
Ïî îòäàëåíèþ ñåáÿ îò êðîâàòêè ðåáåíêà âî âðåìÿ çàñûïàíèÿ è ïî âåëè÷èíå èíòåðâàëîâ âûõîäà èç êîìíàòû ÿ îðèåíòèðîâàëàñü ïîëíîñòüþ ïîëîæèâøèñü íà ñâîþ èíòóèöèþ. Ñìîòðåëà íà ðåàêöèþ ðåáåíêà è ïðîñòî ïîíèìàëà, ÷òî îí ãîòîâ ê óâåëè÷åíèþ ðàññòîÿíèÿ ìåæäó íàìè. Ïîýòîìó òóò ÿ íå ìîãó íàçâàòü íèêàêèõ âðåìåííûõ äèàïàçîíîâ — âñå äåòè ðàçíûå, ýòî î÷åíü èíäèâèäóàëüíûå âåëè÷èíû.
Ïîñëå òîãî, êàê ÿ äîáèëàñü òîãî, ÷òî ðåáåíîê ñòàë ñòàáèëüíî çàñûïàòü ñàì, ÿ ïðèñòóïèëà ê ñàìîìó ñëîæíîìó:
Ïðîäëåíèå äíåâíûõ ñíîâ.
Äëÿ ìåíÿ ýòîò ýòàï áûë äåéñòâèòåëüíî ñàìûì ñëîæíûì è íåïîíÿòíûì, ïîòîìó ÷òî ñîâåðøåííî íåÿñíî, êàê îáúÿñíèòü ìàëåíüêîìó ðåáåíêó, ÷òî îí ïîñïàë ìàëî è íàäî ïîñïàòü åùå. ß ïðîäîëæàëà èñêàòü èíôîðìàöèþ. È íàøëà. Åñòü òàêîå ïðàâèëî — ïðàâèëî òèõîãî ÷àñà.  ïîäðîáíîñòÿõ ÿ íå íàøëà èíôîðìàöèþ, ïîýòîìó ðàññêàæó, êàê ýòî ïðàâèëî ïîíÿëà ÿ è êàê ÿ äåéñòâîâàëà. Íàì ïîìîãëî, äíåâíûå ñíû ñòàëè äëèííåå.
Äëÿ äíåâíûõ ñíîâ íóæíî ââåñòè ðèòóàë íå òîëüêî íà çàñûïàíèå, íî è íà ïðîáóæäåíèå. Ðèòóàë íà ïðîáóæäåíèå ñòàíåò ñâîåîáðàçíûì ñèãíàëîì äëÿ ðåáåíêà, ÷òî ìîæíî ïðîñûïàòüñÿ. Ñàìîå ñëîæíîå çäåñü äëÿ ìåíÿ áûëî — âûäåðæàòü ïîëîæåííîå âðåìÿ â òèøèíå â òåìíîé êîìíàòå, êîãäà ðåáåíîê óæå âîâñþ ïðîñèòñÿ äîñòàòü åãî èç êðîâàòêè. Òî åñòü, âîò ïî ðåæèìó ïîëîæåíî ðåáåíêó ïîñïàòü 1,5-2 ÷àñà, à îí ïðîñíóëñÿ ÷åðåç 40 ìèíóò. Âåñü ýòîò îñòàòîê âðåìåíè ÿ ïðîâîäèëà ñ íèì â êîìíàòå. Åñëè îí ëåæàë ìîë÷à, òî è ÿ ìîë÷àëà. Åñëè îí ïûòàëñÿ íà÷àòü ïëàêàòü è ïðîñèòüñÿ èç êðîâàòêè — âñå òàêæå òèõî, óñïîêàèâàþùå ñ íèì ðàçãîâàðèâàëà. Îáó÷åíèå äíåâíûì ñíàì ïî âðåìåíè áûëî äëÿ íàñ ñàìûì äëèòåëüíûì. Ñíà÷àëà ðåçóëüòàòîì ñòàëî òî, ÷òî îí ïðîñíóâøèñü ÷åðåç 40 ìèíóò ñòàë ïðîñòî òèõîíüêî ëåæàòü. Çàòåì, åñëè ÿ âèäåëà, ÷òî îí ïîñïàë ìàëî — ÿ òèõèì, íî íàñòîé÷èâûì è òâåðäûì ãîëîñîì ãîâîðèëà, ÷òî íàäî åùå ïîñïàòü, óïîòðåáëÿëà òå æå ñëîâà è ôðàçû, êîòîðûå èñïîëüçîâàëà âî âðåìÿ ðèòóàëà íà ñîí. Ðèòóàëîì íà ïðîáóæäåíèå ó íàñ ñëóæàò âûêëþ÷åíèå áåëîãî øóìà, îòêðûòèå øòîð.
Òóò åùå íàäî îòìåòèòü, ÷òî äàæå åñëè ðåáåíîê ïðîñòî ïîëåæèò ýòî âðåìÿ áåç ñíà, íî áåç âñÿêîé íàãðóçêè — ýòî âñå ðàâíî äàñò åìó îòäîõíóòü ëó÷øå, ÷åì åñëè ñðàçó ïîäíÿòü åãî ÷åðåç 40 ìèíóò, êîãäà îí ïðîñíóëñÿ.
×òî åùå âàæíî ïðè îáó÷åíèè ðåáåíêà ÑÇ?
Òåðïåíèå, íàñòîé÷èâîñòü, ïîñòîÿíñòâî è ñòàáèëüíîñòü.
Åñëè âû ïðèíÿëè ðåøåíèå îáó÷àòü ðåáåíêà ÑÇ, òî áóäüòå ïîñëåäîâàòåëüíû è íàñòîé÷èâû. Íåëüçÿ îäèí-äâà äíÿ äåéñòâîâàòü ïî âûáðàííîé ìåòîäèêå, à ïîòîì íà îäèí äåíü âåðíóòüñÿ ê ñòàðîìó ñïîñîáó óêëàäûâàíèÿ, à ïîòîì ñíîâà îáó÷àòü ÑÇ. Ðàññêàæó ïðèìåð, ñ êîòîðûì ñòîëêíóëàñü ÿ.
 òîò ìîìåíò, êîãäà ðåáåíîê óæå ïîêàçûâàë ïåðâûå ñòàáèëüíûå óñïåõè â ñàìîñòîÿòåëüíîì çàñûïàíèè, ìíå ïîíàäîáèëîñü óåõàòü íà âåñü äåíü, è ñ ñûíîì îñòàëñÿ ïàïà. Íåñìîòðÿ íà âñå ìîè ïðîñüáû è óâåùåâàíèÿ óëîæèòü ñûíà íà äíåâíîé ñîí â êðîâàòêå ïî ïîäðîáíîé ìîåé èíñòðóêöèè, ìóæ ïîëîæèë åãî íà îáà äíåâíûõ ñíà â íàøó ðîäèòåëüñêóþ êðîâàòü è ñàì ëåã ñ íèì, à â íî÷ü óëîæèë íà êðîâàòè, à ïîòîì ïåðåëîæèë â êðîâàòêó. Íà ñëåäóþùèé äåíü, ïðè ïåðâîì æå óêëàäûâàíèè íà äíåâíîé ñîí ñûí óñòðîèë ìíå äâóõ÷àñîâîå èñïûòàíèå íà ïðî÷íîñòü ìîèõ íåðâîâ. Îí íå èñòåðèë, íî ãåðîè÷åñêèì óñèëèåì âîëè íå ñïàë è ïîêàçûâàë, ÷òî åìó íàäî ñïàòü â ðîäèòåëüñêîé êðîâàòè. Óñíóë ñ ãîðåì ïîïîëàì. Åñòåñòâåííî, èç-çà òàêîãî âðåìåííîãî èíòåðâàëà ó íàñ ñäâèíóëñÿ è âòîðîé äíåâíîé ñîí. Íà âòîðîé ñîí òîæå ïûòàëñÿ ïîêàçàòü íà ðîäèòåëüñêóþ êðîâàòü, íî óñíóë óæå ëåã÷å. Äà, ìíå áûëî áåçóìíî æàëêî åãî, íî ÿ ïîíèìàëà, ÷òî åñëè ÿ ñåé÷àñ ñäàìñÿ, òî âñå ìîè òðóäû è äîñòèæåíèÿ ïîéäóò ïðîñòî ïñó ïîä õâîñò, è íà÷àòü îáó÷åíèå ÑÇ âî âòîðîé ðàç áóäåò ãîðàçäî ñëîæíåå, ïîýòîìó ÿ íå ñäàëàñü è äîáèëàñü ñâîåãî.
Ìîè ñòðàõè ïî ïîâîäó îáó÷åíèÿ ÑÇ.
1. Ñòðàøíî áûëî íà äíåâíûå ñíû çàòåìíÿòü êîìíàòó. Âäðóã ðåáåíîê â òåìíîòå ïîïóòàåò äåíü ñ íî÷üþ? Íå ïîïóòàë. Âñå â ïîðÿäêå.
2. Ðàííåå óêëàäûâàíèå íà íî÷íîé ñîí. Ïîäñîçíàòåëüíî ìû âîñïðèíèìàåì ðàííåå óêëàäûâàíèå êàê ïðèçíàê ðàííåãî ïîäúåìà ðåáåíêà. Íî íåò. Ïî ñâîåìó ñûíó ÿ îäíîçíà÷íî ìîãó ñêàçàòü, ÷òî åñëè ÿ åãî óêëàäûâàëà â 21.00-22.00, òî îí ìîã ïðîñíóòüñÿ â 5 óòðà. À ïðè óêëàäûâàíèè â 19.00-19.30 — ñïàë äî 6.30-7.00. Ñåé÷àñ äàæå äî 7.30 áûâàåò. À ïîòîì ÿ îñîçíàëà, ÷òî êàêîé ñìûñë ìàðèíîâàòü óñòàâøåãî êàïðèçíîãî ðåáåíêà äî 21.00, åñëè óòðîì îí âñå ðàâíî âñòàíåò â 6.00-6.30? Íî ïðè ýòîì, ïðè ðàííåì óêëàäûâàíèè åãî ñîí áóäåò äîëüøå è êà÷åñòâåííåé.
Âîò òàêîé ó ìåíÿ îïûò îáó÷åíèÿ ðåáåíêà ÑÇ. Åñëè ÷òî-òî óïóñòèëà — ñïðàøèâàéòå â êîììåíòàõ. Åñëè ÿ ÷åðåç ýòî ïðîøëà è ñìîãó îòâåòèòü — îòâå÷ó. Åñëè ÿ íå ñìîãó îòâåòèòü íà âàø âîïðîñ, òî òàê è íàïèøó, ÷òî ÿ íå çíàþ è ëó÷øå îáðàòèòüñÿ ê ñïåöèàëèñòàì. Ïîòîìó ÷òî ÿ íå ñïåöèàëèñò, ÿ òîëüêî ñâîåãî ðåáåíêà íàó÷èëà ñïàòü, à òîíêîñòåé è íþàíñîâ ìîæåò áûòü î÷åíü ìíîãî.
Источник