Ребенок в 1 год говорит а это что

Ребенок в 1 год говорит а это что thumbnail

Ошибочно мнение, что речевое развитие малыша начинается с годовалого возраста. Подготавливать ребенка к говорению необходимо уже с рождения. Психологи утверждают, что речевое развитие начинается с перинатального периода, когда малыш находится в животе у мамы. Если будущие родители постоянно разговаривают с будущим ребенком, поют песенки, читают стихи до и после рождения, это является мощным стимулом для раннего развития речи.

Как развивается речь ребенка до года

До года у ребенка появляются первые предпосылки к освоению речи

Осваивать и издавать первые звуки малыш начинает в 3 месяца. Как правило, легче всего даются в этот период звуки н, к, г. Полугодовалый младенец понимает знакомые слова взрослых, реагирует на них, произносит первые слоги: ма, ба. К 8 месяцам речь развивается до более сложных звуков: п, б, м, а, э, к, г. Кроха пытается с помощью взрослых составлять из данных букв слоги: па, ба, ма, гу. Гуление становится первым образцом говорения.

До года у детей больше развита эмоциональная сторона речи. Они следят за губами, лицом взрослых, запоминают каждый звук, его произношение, эмоциональный окрас. Детский лепет появляется к году, когда малыш начинает говорить первые слова: мама, папа, дай, ляля, на, зя (нельзя), ди (иди). Понимает годовалый кроха фразы «нельзя», «иди ко мне», «ползи», «иди», «поцелуй маму».

Возможные нарушения

В годик можно заподозрить нарушение речевого развития. Мнения специалистов расходятся относительно говорения детей от года до 2 лет. Неврологи утверждают, что задержку речевого развития можно установить на втором году жизни ребенка. Для данного возраста характерны патологии:

  • Ринолалия (анатомо-физиологические дефекты речевого аппарата, приводящие к нарушениям звукопроизношения, изменению тембра голоса).
  • Афазия (ребенок теряет возможность говорения).
  • Сенсорная алалия (когда малыш неверно воспринимает на слух речь взрослого).
  • Моторная алалия (не овладение активным словарем из-за нарушения экспрессивной речи).
  • Дизартрия (неправильное произношение звуков из-за органических поражений).
  • Тугоухость (ослабленность слуха, его отсутствие).
  • Задержка речевого развития.
  • Общее недоразвитие речи.

При подозрении на патологию речи необходимо обратиться к специалисту

Последними двумя терминами обозначается зачастую комплекс речевых патологий. ЗРР (задержку речевого развития) часто ставят в возрасте до 3 лет, когда непонятен точный диагноз.

Детские психологи и логопеды советуют родителям не заострять внимание на том, сколько слов в норме должен говорить ребенок к году. Малышам дается 3 года для освоения речи, до данного возраста рано говорить о нарушениях, задержке развития. Он может не разговаривать совсем до 2 лет, к 3 годам начать говорить без остановки. Мальчики по статистике начинают осваивать первые слова позднее девочек. Сказать о возможных нарушениях можно только к 3 годам развития малыша. Показать ребенка неврологу, логопеду стоит, если:

  • к 2 годам он не знает простых слов: мама, папа, баба, дай, мне, нельзя;
  • отсутствует понимание слов начиная с 1 года, когда малыш не реагирует на просьбы и замечания взрослых (нужно исключить тугоухость);
  • кроха внезапно замолчал после того, как появилась активная речь;
  • детский лепет остается до 2 лет;
  • малыш не пытается оформить речь, постоянно тыкает и мычит, чтобы указать на предмет, озвучить просьбу.

Логопеды не советуют расстраиваться, если малыш не освоил простые слова к 1 году жизни, например, такие как мама, папа, баба, деда, дай, на, иди. Возможно, ему по психологическому развитию требуется больше времени, чем сверстникам, для освоения речи. Говорить о логопедических нарушениях речи можно только к 3 годам. Нужно заниматься с крохой, развивать словарный запас.

Как развивать речь ребенка в 1 годик

Игры и игрушки для развития речи у малышей

В один год можно способствовать развитию речи ребенка с помощью специальных упражнений. Проводить их может каждый родитель. Основаны развивающие упражнения на играх, песнях, чтении стихов, сказок.

Игры для развития речи

В процессе любой игры нужно обращать внимание крохи на признаки, особенности предметов, проговаривать их вслух. Следует выбирать игры, где требуется повторять слова за взрослым, пропеть песенку, рассказать стишок, выполнить простое задание.

  • Рисование. Занятие полезно в любом возрасте, тренирует моторику рук, развитие процессов мышления, памяти, внимания. Рисовать можно что угодно, главное, рассказывать детям о нарисованном предмете, из каких частей состоит, каким цветом лучше раскрасить каждый элемент. В процессе игры можно рассказывать забавные стишки, например, когда изображаются животные.
  • Пирамидка. Игра есть у 70% детей, но не каждый родитель правильно играет в нее с ребенком. Собирание пирамидки состоит из нескольких этапов. Сначала родитель показывает пример сбора, проговаривает один признак предмета – цвет: «красное колечко надеваем на желтое, синее на оранжевое и т. д.» После нужно предложить ребенку собрать вместе пирамидку. Следующий этап − сбор пирамидки вместе, проговаривание не только цвета, но и формы, размера предмета – круглый, прямоугольный, треугольный или квадратный, большой, маленький, огромный, средний.
  • Как говорят животные. Игра про зверей нравится всем деткам. Важно не просто проговаривать животных, особенность их речи, но и включать в игру кубики, рисунки, карточки, чтобы ребенок мог одновременно находить нужного зверя или птицу. Игра простая в применении, строится на диалоге с малышом: «Как говорит курочка?». Малыш отвечает: «Ко-ко».

          − «Как говорит коза?»

          − «Бе-бе».

          − «Как говорит лягушка?»

          − «Ква-ква».

Кроха в 1 год не сразу будет произносить все слоги, важно помогать ему. В этом заключается научение говорению.

Читайте также:  Режим ребенка в 1 год 8 месяцев по комаровскому

Советы логопеда

Чтобы малыш раньше освоил процесс говорения, быстрее перешел от лепета к полным понятным словам, необходимо соблюдать ряд правил:

  • Не разговаривать длительное время, копируя речь младенца (ага, угу). Как только малыш начинает осваивать первые слова, следует прекратить детский лепет, говорить правильно.
  • Пустышку следует убрать из обихода после 1 года, максимум − 1,5. Она тормозит речевое развитие, мешает больше говорить, даже детский плач является частью речи.
  • Предлагайте малышу дудеть, надувать мыльные пузыри, играть в свистульки, что стимулирует развитие артикуляционного аппарата.
  • Играть с малышом в игру «обезьянки», когда он должен повторять за родителем различные гримасы: надуть щеки, втянуть губы трубочкой, улыбнуться и т. д.
  • Заниматься больше с ребенком лепкой, рисованием, вырезанием. Пусть малыш клеит, переставляет, двигает, собирает различные предметы. Задача родителя − проговаривать форму, цвет, звуковое сопровождение.
  • Учить детей выражать собственные эмоции с помощью речи, пусть изначально это будут простые слова: эх, да, ага, ух.
  • Читать больше сказок. Лучше выбирать книги с яркими иллюстрациями. Малыша до 2 лет трудно удержать длительное время на одном месте, слушать сказку до конца. Красочные картинки помогут сконцентрировать внимание, слушать чтение взрослого, следить за повествованием.

Ребенок рассматривает книжку с картинками

Речь малыша формируется до 3 лет. До данного возраста дети не обязаны читать вслух стихи, но должны начать говорить обязательно в год. Каждый малыш индивидуален, развитие речи − процесс, постичь который одному дается легче, другому труднее. Важно не терять надежды, заниматься с детьми с рождения до года, активно разговаривать с крохой, читать сказки, играть. Совместная деятельность со взрослым − мощный стимул для развития речевой активности.

Источник

Развитию детской речи присущ индивидуальный характер. Одни малыши произносят первые слова ещё до года, другие начинают говорить только в год с половиной. Если же ребёнок в восемнадцать месяцев ещё ничего не сказал, это не обязательно патология, но реальный повод для беспокойства. Ибо что будет упущено в этом возрасте, в дальнейшем придётся навёрстывать с большим трудом.

Факторы, влияющие на развитие речи

Во сколько месяцев малыш заговорит, зависит от многих факторов, в числе которых:

  1. Генетическая предрасположенность. Если мать или отец заговорили относительно поздно, то вероятно, что и ребёнок начнёт разговаривать с некоторым опозданием. Этот фактор напрямую связан с особенностями артикуляционного аппарата— он может развиваться как быстро, так и относительно медленно.
  2. Пол малыша. Как правило, девочки произносят первые слова раньше мальчиков и к двум годам имеют более богатый словарный запас. Это связано с тем, что они в целом быстрее развиваются, а их нервная система более пластичная.
  3. Качество языковой среды. Учёные обнаружили, что первые слова малыш запоминает ещё когда находится в материнской утробе. Чем чаще ребёнок слышит человеческую речь, тем быстрее он ею овладевает. Когда родители мало общаются друг с другом, а с ребёнком не разговаривают, а только сюсюкают, то не удивительно, если он поздно начинает говорить, а его словарный запас оказывается крайне бедным.
  4. Индивидуальные особенности развития. Многое зависит от врождённого темперамента малыша. Детки интроверты могут быть молчунами, хотя при этом они неплохо понимают речь окружающих. Тогда как маленькие экстраверты начинают проявлять речевую активность относительно рано.

Нормы развития речи от года до двух лет

Годовалый малыш уже откликается на своё имя, понимает, когда ему говорят «нет», и активно подражает речи взрослых. Он реагирует на просьбы: «сядь», «встань», «возьми». Машет в ответ ручкой, когда ему говорят «пока-пока». Но его словарный запас ещё невелик и включает в себя всего несколько слов (около 10), состоящих из одного-двух открытых слогов: «мама», «папа», «баба», «дай», «би-би».

После полутора лет словарных запас ребёнка уже доходит до 50-60 слов — и тогда у него начинает формироваться фразовая речь. Первые фразы состоят всего из двух слов. Например, показывая на любимую машинку, малыш произносит: «Мама, би-би».

Примерно в 16-18 месяцев происходит так называемый «лексический взрыв», когда пассивный словарный запас становится активным. То есть, малыш начинает активно внедрять в свой лексикон все слова, которые он до этого запомнил.

К концу второго года жизни дети уже произносят от 100 до 300 слов, используют в разговоре предлоги. Но речь двухлетнего малыша может быть не совсем понятна взрослым, так как он не сохраняет слоговую структуру слов — многие звуки произносит неправильно или вовсе пропускает. Особенно, если слово сложно произносимое, имеющее закрытые слоги. Зато свою речь малыши этого возраста активно дополняют жестами и мимикой — от этого она становится более понятной для взрослых.

Симптомы задержки речевого развития

Чем раньше родители обнаружат, что у малыша что-то не так с речью, тем легче будет исправить ситуацию и избежать серьёзных последствий. Вот признаки, которые должны насторожить:

  • в год: ребёнок ведёт себя до странности тихо, не пытается произносить слоги, а звуки, издаваемые им, не очень похожи на попытку говорить;
  • в полтора года: малыш не говорит ни одного простого слова («мама», «папа», «би-би»), а в лучшем случае издаёт звуки, не реагирует, когда его окликают по имени, не обращает внимание на просьбы;
  • в два года: ребёнок вообще не разговаривает или говорит очень неразборчиво, а его лексикон ограничивается несколькими самыми простыми словами.
Читайте также:  Вязание свитера для ребенка 1 год спицами

Возможные причины проблемы

Речевое развитие у малыша может затормозиться по следующим причинам:

  1. Психические нарушения. Они могут варьировать в диапазоне от минимальной мозговой дисфункции до тяжёлой степени слабоумия.
  2. Тугоухость (приобретённая и врождённая). Степень потери слуха бывает разной, и чем она сильнее, тем хуже обстоят дела с речью.
  3. Социальные факторы. Если родители не заботятся о речевом развитии своего ребёнка, он будет плохо говорить, даже если совершенно здоров.
  4. Патологии развития артикуляционного аппарата. Любое нарушение функционирования органов, отвечающих за воспроизведение звуков, чревато задержкой речи или даже полной немотой.

Самое печальное, что независимо от причины задержки речи у ребёнка, она всегда тянет за собой замедление психического развития. И чем дольше родители игнорируют проблему, тем выше вероятность, что малыш станет умственным инвалидом.

Диагностика задержки развития речи

Малыша, отстающего в речевом развитии, следует показать специалистам, в том числе педиатру, логопеду, психологу, психиатру, неврологу и отоларингологу. Для обнаружения причины нарушений проводят следующие диагностические процедуры:

Проверка слуха

Детский отоларинголог сможет определить, хорошо ли малыш слышит. Обследование и специальные тесты не только дают представление о степени поражения органов, отвечающих за слух, но также выявляют причину проблемы (разрыв барабанной перепонки, хронический отит, патологии строения внутреннего уха и др).

 Проверить слух малыша родители могут и самостоятельно, в домашних условиях. Для этого нужно отойти от него на расстояние примерно 6 метров и хлопнуть в ладоши. В норме ребёнок должен тут же повернуть голову на звук. Если он не среагировал, следует подойти ближе на пару метров и повторить хлопок. Отсутствие реакции почти однозначно укажет на проблемы со слухом. 

Диагностика мелкой и крупной моторики

Наблюдая за двигательной активностью ребёнка, за тем, как он обращается с игрушками, опытный невролог сможет сказать, насколько его психомоторное развитие соответствует возрастной норме. Применяются также специальные тесты (Денверский тест, шкала Гриффитс и др).

Понять, есть ли у ребёнка проблемы с мелкой и крупной моторикой, можно и в домашних условиях. Для этого родителям нужно некоторое время понаблюдать за ним. Крупная моторика развита нормально, если малыш:

  • может пятиться назад;
  • переступает через небольшие предметы;
  • толкает ножкой мячик;
  • подпрыгивает.

О нормальном развитии мелкой моторики можно говорить, если ребёнок:

  • легко ставит кубики друг на друга (строит домик);
  • пытается поймать мячик, который ему бросили;
  • берёт двумя пальчиками мелкие предметы (развитый «пинцетный захват»);
  • может разломать большой кусок пластилина на мелкие кусочки;
  • без труда надевает кольца детской пирамидки на подставочный штырь.

При нарушениях моторики движения малыша неточные и плохо скоординированные.

Диагностика органов артикуляции

Логопед осматривает ребёнка и оценивает, соответствует ли норме строение языка, губ, зубов, челюсти и нёба, нет ли аномалий развития, мешающих говорить. В числе таких нарушений, заметных невооружённым глазом:

  • неправильный прикус (когда зубы не смыкаются);
  • короткая уздечка языка, мешающая поднимать его вверх;
  • очень толстый или, наоборот, маленький язык;
  • узкое и высокое нёбо (так называемое «готическое»);

Проверка понимания речи

Насколько хорошо для своего возраста малыш реагирует на слова, может определить детский психолог. Но и родители могут провести небольшое тестирование, попросив ребёнка:

  • показать на себе различные части тела (ножки, ручки, головку, животик);
  • сложить в коробочек игрушки;
  • попрыгать и похлопать в ладошки;
  • принести любую знакомую вещь (тапочки, книгу и др).

Профилактика задержки речевого развития

Если обследование показало, что проблемы с речью у малыша вызваны не болезнями, а тем, что родители уделяют недостаточно внимания развитию его речевых способностей, необходимо срочно принять профилактические меры, предупреждающие дальнейшее отставание. Вот несколько советов, как исправить ситуацию:

  1. Каждый день уделяйте время общению с малышом. Тренировка речи должна быть ежедневной.
  2. В разговоре с ребёнком избегайте сюсюканья и намеренного искажения звуков. Чтобы у него формировалась правильная речь, сокращённые слова «ляля», «гав-гав», «би-би», «бай-бай» замените на обычные.
  3. Не ругайте его за речевые ошибки, чтобы он не начал бояться говорить с вами, но тактично и осторожно исправляйте их.
  4. Как можно чаще читайте малышу сказки, а затем терпеливо и подробно отвечайте на все вопросы, которые он задаст.
  5. Проявляйте интерес ко всему, что говорит ребёнок, не отмахивайтесь от его попыток разговаривать с вами, даже если вы устали или не в настроении.
  6. Не старайтесь предугадать и выполнить каждое его желание — пусть он учиться обращаться к вам с просьбами.
  7. Периодически задавайте ему разные вопросы или обращайтесь с небольшими просьбами. Например, путь он посмотрит в окошечко и расскажет вам, какая на улице погода.

Как стимулировать развитие речи

Если малыш молчун и не очень охотно идёт на контакт, или если он с трудом овладевает речью, усилить его речевую активность помогут специальные методы.

Развивающие игры

Малыш от года до двух лет быстрее научиться говорить, если обучение будет происходить в ненавязчивой, игровой форме. Есть несколько разновидностей таких игр:

  1. Сюжетно-ролевые. Во время игры ребёнок играет какую-то роль, например, изображает сыщика, если это игра «Найди игрушку». Вы можете спрятать от него куклу, а он будет её искать. Или, наоборот, он прячет, а вы ищите. Во время таких игр между вами и малышом постоянно будет происходить обмен словами. Есть также масса других сюжетно-ролевых игр, в которых могут быть задействованы игрушки. Например, «Приём гостей»: к вашему малышу пришли в гости мишка и зайчик, и он должен угостить их чаем. Или игра «Лечим куклу»: у куклы заболело горло, её нужно тепло одеть и дать лекарство. Вы сами можете придумывать несложные сюжеты для таких игр.
  2. Игры с конструкторами. Детские конструкторы отлично развивают мелкую моторику ребёнка. Учёные доказали, что за речевые способности и за движения пальцами отвечает одна зона мозга.
  3. Рисование. Есть специальные разукрашки для деток от года до двух лет. Рисуя, малыш тренирует мелкую и крупную моторику рук. Он также может рассказывать вам о том, что изображено на картинке — таким образом будет развиваться не только его речь, но и образное мышление.
Читайте также:  Ребенку 1 год у него аллергия

Развивающие упражнения

Тренировка артикуляционных органов предотвращает проблемы с речью, способствует более чёткому и ясному выговариванию слов. Рекомендуемые упражнения:

  1. Стишки. В детских магазинах можно приобрести специальные книжки со стихами для деток до двух лет. Текст читает родитель, а малыш с удовольствием его повторяет.
  2. Дутьё. Когда малыш дует в трубочку, пускает мыльные пузыри или просто надувает щёчки, тренируются его органы, отвечающие за воспроизведение звуков.
  3. Движения язычком. Ребёнок открывает ротик и двигает языком вправо-влево, изображая часики, высовывает язык как можно больше, а потом вновь его прячет. Такие нехитрые упражнения детки с удовольствием повторяют за родителями.

 Определить, насколько хорошо ребёнок разговаривает, может только логопед. Поэтому родители обязательно должны периодически показывать своих малышей этому специалисту. Это позволит вовремя заметить и исправить любые проблемы с речью. 

Источник

Итак, вашему малышу исполнился год? Разумеется, за это время он многому научился, но каждая мама волнуется — достаточно ли знает и умеет ее малыш для своего возраста?

Иногда, чтобы понять — не отстает ли ребенок от сверстников, мама начинает сравнивать его с другими ребятами на детской площадке, и, обнаружив, что ее малыш чего-то не умеет — расстраивается. Такое расстройство в большинстве случаев неоправданно. Все детки разные, кто-то развивается чуть быстрее, кто-то чуть медленнее. В этой статье мы приведем средние общепринятые показатели того, что должен уметь годовалый малыш.

Двигательные навыки

  • Большинство малышей к одному году уже уверенно стоят на ножках без поддержки взрослого;
  • Ходить дети, которым только исполнился один год, могут с подстраховкой взрослого;
  • Годовалые дети самостоятельно умеют ползать по лестнице и ровным поверхностям, могут влезать на диван и кровать без помощи взрослых;
  • Встают на ноги из любого положения, а также могут наклониться и присесть на корточки.

Речевые навыки

  • Общий словарный запас годовалого ребенка может включать до 15 простых слов (нет, дай, мама, папа и т.д.);
  • В этом возрасте малыш уже знает свое имя и откликается на него;
  • Понимает «можно» и «нельзя»;
  • Играя в игрушки, издает характерные звуки (например, катает машинку – «Бр-рр-рр», изображая звук работающего мотора);
  • Пытается говорить слова и передавать интонации, услышанные у вас или по телевизору;
  • Может принести игрушку или предмет, который у него попросили, понимает цвета.

Эмоциональные навыки

  • Ребенок в один год активно проявляет чувства к родным – обнимается и целуется с ними;
  • · Интересуется и реагирует на незнакомцев в гостях;
  • · Узнает родных и близких на фотографиях, может показывать на них пальчиком, если спросить где они на снимке;
  • · Скучает по родителям и ждет их прихода;
  • · Реагирует на изменения тона взрослых, может заплакать, если услышит его повышение;
  • · Умеет гримасничать и дразниться.

Познавательные навыки

  • К одному году ребенок увлеченно играет машинками и мячами, может построить башню из кубиков, и надеть колечки на пирамидку (пока не соблюдая очередность цветов и порядок по размеру), играет с сортером (но пока просто забрасывает предметы в отверстия, не придавая значения их форме);
  • Играет с другими детьми в песочнице, общается с ними, может повторять их действия;
  • Дома открывает дверцы всех шкафчиков, выдвигает ящики, нажимает все доступные кнопки;
  • Понимает для чего нужны бытовые предметы, проявляет большой интерес к ложкам, кастрюлям и прочей кухонной утвари;
  • Подражает действиям взрослых.

Бытовые навыки

  • Достигнув возраста одного года, ребенок уже умеет самостоятельно пить из непроливайки и чашки. Некоторые уже умеют пользоваться ложкой, а иногда даже вилкой;
  • Умеет откусывать и пережевывать твердую пищу;
  • Пытается самостоятельно чистить зубы, умеет сам мыть руки и вытирать их полотенцем;
  • Уже умеет проситься на горшок;
  • Может самостоятельно надевать простые предметы гардероба – шапочку или обувь без шнуровки. Старается научиться надевать штанишки и кофточку.

Особо отметим, что здесь приведены усредненные показатели навыков детей к одному году. Некоторые детки умеют больше, чем описано в этом списке, некоторые меньше. Во многом развитие детских навыков зависит от генетики, условий жизни и социума.

Источник