Ребенок в 1 5 года не слушается убегает

Здравствуйте!
В прошлый раз мы разобрали тему запретов и ограничений, и сегодня приступим к практическому разбору. В комментариях Вы задали интересные вопросы, я постараюсь постепенно на них ответить.
А сегодня про прогулку! Уверена, что вы сейчас много времени проводите на улице. Тепло, солнечно… Но и на прогулке дети находят как нас «удивить». Что делать, если ребёнок не слушается на улице?
«Дочке 1.6 года, на улице не хочет сидеть в коляске, идти за руку тоже не хочет, часто убегает, приходится бросать коляску и бежать за ней, не слушается, если говоришь, что надо идти,
останавливается через каждый шаг и собирает всякую каку с земли (камни, травинки, крышки от бутылок), получается, что всю дорогу я ей только и говорю, что нельзя, брось, кака, иди сюда. Может поэтому она никак на это не реагирует и не слушается.
Если пытаюсь взять за руку и вести, начинает скандалить, плакать, падает на землю и истерит.»
Поведение на улице – это очень важный навык общего воспитания и послушания ребёнка. Многие полагают что, выйдя на улицу воспитание, заканчивается и можно позволить ребёнку делать всё, что душе угодно: убегать, собирать мусор, улыбаться незнакомым людям.
А песочница? А детская площадка?
Как написала мне одна мама — «когда я в первый раз оказалась на детской площадке, я была в шоке: это целый мир, со своими правилами и законами. Как себя там вести? Что делать, если ребёнка обижают?»
Согласна полностью – на детской площадке в первые годы жизни ребёнка маме расслабиться сложно – нужно быть начеку и следить за своим ребёнком + учить его разрешать спорные моменты.
Почему ребёнок не слушается на улице?
Что хочется сказать по письмам читательницы:
1. В 1,6 на улице вполне можно и нужно гулять ногами. Особенно если вы вышли на прогулку, а не по делам.
Зачем на улице коляска, если вы знаете, что дойдёте до ближайшей песочницы и там остановитесь?
Ребёнку сейчас нужно нарабатывать двигательный навык: много ходить, пытаться прыгать, бегать, шагать по ступенькам, пробовать ходить по бордюрам дорожным.
Не нужно лишать его этого.
Если вы идёте по делать – то обязательно озвучьте это ребёнку перед выходом на улицу. Говорите чётко и ясно: «Сейчас мы идём в магазин. Я тороплюсь, поэтому ты будешь ехать в коляске. Когда вернёмся, остановимся на площадке, и ты побегаешь».
Коляску стоит использовать только как одну из возможностей БЫСТРО добраться в нужное место и, например, закупить продукты и довезти их до дома.
В банки, на почту и другие места удобнее ходить пешком, а ребёнка нести на бедре. Причём часть дороги малыш может идти самостоятельно!
2. Идти за руку на улице – это НАВЫК!
Ребёнка этому нужно учить. Если вы особо не настаивали, то конечно ребёнку не понятно, зачем держать вас за руку. Но вы мама и вам виднее как вести себя на улице, поэтому можно ввести это правило и чётко ему следовать.
У нас через пару шагов от подъезда проходит квартальная дорога, поэтому правило приживается быстро. Опасно идти одной! Доходим до площадки за руку и потом уже отпускаем руку.
3. Ребёнок убегает, потому что нет чётких правил как вести себя на улице.
Это не к ребёнку претензия, а к сожалению к маме. Стоит начать с себя и прописать – какого поведения я жду от ребёнка на улице: что можно, а что запрещено.
4. Не слушается и не реагирует на ваше «надо».
Это нормально. Ведь надо – Вам, а не ей. У неё есть более увлекательные дела: крышечки, камушки, травинки. Разве можно это променять на надо?
Если вам действительно НАДО идти, то не стоит советоваться в этом с ребёнком. Вы просто берёте её на руки и говорите, куда вы сейчас идёте.
5. Вы правы в своём наблюдении – слишком много НЕЛЬЗЯ порождают непослушание.
Попробуйте запрещать только то, что опасно для жизни, а в остальных ситуациях придумывайте альтернативу. И обязательно выходя на площадку или найдя чистый островок – сознательно разрешайте ребёнку – «Ты можешь собирать камни», «Давай порвем травинки» — т. е. в вашем арсенале должны быть моменты не только запретов, но и полного разрешения!
Когда вы не просто молча позволяете собирать, кидать, искать, а именно озвучиваете это как ваше разрешение!
Смотрите также мой видеоурок о причинах того, что ребенок Вас не слышит:
Конечно, чтобы все эти рекомендации вы смогли успешно применить, лучше получить полную картинку с каких этапов начинается приучение ребёнка к хорошему поведению на улице, что делать в спорных ситуациях — для этого рекомендую обратить внимание на Аудиосеминар «Внимание: прогулка!»
Этот семинар для мам с детьми от 6 мес.
Благодаря ему вы сможете решить для себя такие важные вопросы:
- как научить ребёнка слушаться маму на улице;
- что делать если ребёнок убегает;
- как реагировать на незнакомых людей;
- как общаться в песочнице;
- как ходить по делам с ребёнком?
Всё самое актуальное в сжатые сроки: https://uroki4mam.ru/courses/progulka
Пожалуйста, в комментариях задавайте свои вопросы и делитесь ситуациями, с которыми вы сталкиваетесь на прогулке и не знаете, как правильно себя вести и реагировать?
Источник
Малыш вырос и начал качать свои права. Часто они совершенно не совпадают с желанием родителей. Ребенок хулиганит, не слушается, дерется и устраивает истерики. Как помочь себе не сойти с ума от постоянных детских криков и плача?
Как ребенок проявляет свое желание?
Ребенок в полтора года еще не может выражаться словами, поэтому его желания проявляются в криках и истериках. Малыш учится говорить слово дай, тянуть ручки к предмету и даже подводить за руку родителей к нужной вещи. Ситуация осложняется тем, что не всегда понятно что именно надо малышу, а его желания быстро меняются.
Главная составляющая против детских истерик в полтора года — метод отвлечения. Пока что ребенок еще не понимает слово «попозже» или «другое», поэтому лучший вариант — перевести внимание на что то другое. Если же ребенок не дает вам прохода дома — то придется просто смириться. Малыш нуждается в маме и ее внимании. Поэтому свои заботы и увлечения на время придется отложить.
Ребенок в 1,5 года дерется, что делать?
Если малыш дерется, то в первую очередь не стоит его ругать. Нужно сказать строго нет нельзя, но не в игривой форме. Игривая форма будет знаком, что это игра, и что если ударить маму, она начнет новую игру. После этого можно сказать что вы обиделись на ребенка, уйти в другую комнату. Затем, когда малыш придет к вам, стоит объяснить причину обиды и сказать, что малыш должен извиниться. В качестве извинения предложите малышу обнять вас, поцеловать или погладить по ручке.
Такие действия придется повторять довольно часто, но как показывает практика они действительно эффективные. Такую же практику стоит применять на улице, если ваш ребенок толкнул или ударил другого ребенка. Нужно показывать и объяснять что малыш расстроен и надо перед ним обязательно извиниться.
яндекс картинки
Ребенок в 1,5 года не слушается, что делать?
Если ребенок не слушается в 1,5 года и становится неуправляемым — то стоит изменить тактику своего общения с малышом.
Ребенок не хочет чистить зубы? Попросите почистить зубы вам или игрушке, а в это время почистите зубы малышу. Если ребенок не хочет спать днем, предложите ему сначала уложить свои игрушки, а затем взять кого то из них спать с собой. Если малыш не хочет одеваться, стоит задавать вопросы, что бы малыш мог сам «управлять процессом». Спрашивайте «а что мы сейчас одеваем?» а затем «а куда мы это одеваем?».
Именно игра и возможность для ребенка быть главным в каких то вопросах смогут помочь вам справиться с нежеланием ребенка сотрудничать с родителями.
Ребенок в 1,5 года не хочет есть, что делать?
Если ребенок не хочет есть, то у вас есть несколько вариантов которые стоит испробовать:
- убирать еду на время и предлагать кушать чуть позже — возможно ребенок просто не проголодался,
- говорить что отдадите всю еду кошке/собачке/игрушкам, а ребенку ничего не останется,
- просить покормить сначала игрушку, и просить показать как это делается,
- приготовить что то другое — скорее всего однообразие в меню ребенку просто надоело.
яндекс картинки
Ребенок в 1,5 года разбрасывает игрушки, что делать?
Если ребенок разбрасывает игрушки — то с этим ничего не сделаешь. Малышу нравится швырять предметы, кидать их и смотреть на производимый эффект. Однако есть варианты что бы упростить себе жизнь:
- купить большие мягкие кубики и при желании покидаться брать их, так как это не больно и собирать их гораздо легче, а главное в них нет мелких деталек и они точно не потеряются,
- сделать для ребенка стеллаж с игрушками для их систематизации и обучения брать игрушки и убирать их обратно,
- играть в игрушки вместе с ребенком и после каждой игры просить и показывать как игрушки убирать,
- убрать те игрушки, в которые ребенок не играет,
- всегда просить ребенка помочь, даже если его внимания хватает всего на несколько подъемов предметов.
Ребенок в 1,5 года обижает кошку, собаку что делать?
Если ребенок обижает животных, то ребенка необходимо учить играть с питомцем правильно. Купите для этого дразнилку для кошки или канат для собаки, что бы животное не могло поранить ребенка. При чем если игрушки для собак более безопасны, то дразнилку для кошки стоит брать с толстой резиновой ручкой. Такую игрушку не страшно дать ребенку. Он не выколет себе глаз.
Если же ребенок бьет животное, то стоит сразу пресекать это действие. Для этого сразу говорите что так нельзя, и что нашего члена семьи можно только гладить. Покажите как это делать ручкой и попросите погладить питомца самостоятельно. К сожалению от повторных нападений такие действия не спасут, но повторяя раз за разом это убережет ребенка от проявления жестокости и все же со временем научит любить и не обижать животных.
Ребенок в 1,5 года не дает время побыть одной
В 1,5 года ребенок постоянно нуждается во взрослом. Для игр, для обучения, общения и удовлетворения своих нужд. Редко какой ребенок в этом возрасте может по часу сидеть и заниматься чем то без взрослого.
Поэтому ваш вариант или искать действительно интересные занятия конкретно для вашего ребенка, которые дадут вам ваши 20 минут времени, или же искать людей (родных бабушек и дедушек к примеру) которые будут готовы пообщаться с малышом. А вы тем временем сможете заняться своими делами.
Отдельно хочется сказать про телевизор. Если малышу он нравится, то смотреть его можно.Помните что время для просмотра за раз составляет всего 15 минут. Можно включать телевизор не единожды, но не более, чем на 15 минут. Иначе вы можете испортить малышу глазки.
Источник
Убегание ребёнка в общественных местах крайне нежелательное поведение, с которым часто сталкиваются родители преимущественно детей с РАС. По статистике в США с бегством ребёнка с аутизмом хотя бы раз в жизни сталкивались почти 50% родителей. Однако манера убегать без оглядки присуща не только аутистам.
Мой сын-алалик не давал мне руку и убегал практически до 3 лет. Наши прогулки регулярно становились источником стресса для меня — мне приходилось постоянно вертеть головой, потому что пока я оплачивала покупки на кассе или оформляла что-нибудь из документов, Лёва ни в какую не хотел ждать и всё время норовил совершить побег.
фото из открытых источников
От знакомых родителей особят, знаю, что с бегством часто сталкиваются также родители детей с СДВГ и ЗПР, то есть, проблема совсем не редкая.
По опыту скажу, что пока мозг ребенка не перейдёт определенную черту зрелости и не осознает опасность такого поведения, так и будет сохраняться вероятность, что он куда-то сбежит, но это не значит, что с проблемой побега и связанными с ней рисками нельзя ну вообще ничего сделать. Нужно знать причины, триггеры и если не полностью устранять, то хотя бы минимизировать их — это и уменьшит вероятность побега.
Причины убегания у особых детей
Аутисты, алалики, СДВГшки убегают не потому, что родители у них плохие или чтобы привлечь внимание, как это могут делать дети с обычным развитием.
Во-первых, практически у всех особых детей нарушается привязанность к родителям. Вот вспоминая Леву, я могу сказать, что всё до тех же трёх лет, он относился ко мне как к обслуге: есть мама — хорошо. Нет мамы — ну как бы тоже неплохо.
Вторая причина побега связана с незрелой эмоционально-волевой сферой. Незрелость может выражаться по-разному: от истерик из-за сенсорной перегрузки до тотальной невнимательности. Но все они связаны одним и тем же: ребёнок идёт на поводу у своих ЭМОЦИЙ, потому что не может остановить их ВОЛЕВЫМ усилием.
Что делать?
В долгосрочной перспективе стоит работать над привязанностью. Формировать тёплые отношения, при любой возможности обнимать и гладить ребёнка, хвалить его и создавать доверие.
А для работы над бегством прямо здесь и сейчас надо выделить триггеры — то, что заставляет ребёнка убегать.
Понаблюдайте за малышом. Как он себя ведёт перед очередной попыткой бегства, какая ситуация обычно происходит перед побегом.
У разных детей триггерами могут быть разные ситуации.
- Сенсорная перегрузка
Например, вы знаете, что малыш склонен к истерикам из-за скопления большого количества людей, новых вещей и мест. И в таких ситуациях он от вас уже убегал. В таком случае надо по возможности уменьшать сенсорную нагрузку, так как очевидно, что ребёнок просто пытается спастись от избытка впечатлений.
Если надо в магазин — быстро зайти, купить всё по списку и выйти. Если планируется выход в людное место или к врачу, делайте иногда остановки — пусть ребенок побудет пару минут в тихом дворе или закоулке поликлиники.
- Гиперактивный «исследователь»
Бывает побег ради самого процесса, когда малышу прям жизненно необходимо куда-то бежать. Особенно часто это происходит в очереди, где такому ребёнку очень скучно. Мой сын убегал как раз по этой причине. До 2 лет я не могла и мечтать о том, чтобы он хоть на секунду остановился — ему постоянно надо было куда-то идти, хоть туда-сюда ходить, главное двигаться и ни в коем случае не стоять!
Меня выручали специальные игрушки «на выход». Я закупила несколько хороших, красивых игрушек из области интересов сына (он обожает транспорт) и давала их ему только когда мы стояли в очереди. Это срабатывало практически всегда — сын отвлекался на них и забывал про потребность бежать. Конечно надолго их не хватало, но на 10-15 минут вполне.
- Страх
Особого малыша могут пугать обыденные шумные объекты — велосипеды, трамваи, собаки.
Если ребёнок убегает от страха, во-первых, следует выявить страшные для него вещи и стараться, завидев издалека, обходить их на улице. Если обойти не получается, берите ребёнка крепко за руку, за рукав или капюшон.
Во-вторых, нужно заняться уменьшением тревожности по отношению к объекту страха. Например, ребёнок боится велосипедов. Сначала показывайте дома фотографии велосипедов, видео с ними. Потом можно купить игрушечный велосипед и дать с ним поиграть. Затем можно показать настоящий велосипед и дать его потрогать. Это позволит понемногу и без стресса показать малышу, что ничего страшного в велосипедах нет.
Что ещё может помочь в борьбе с побегами?
1. Утяжеление
Одной моей знакомой психолог посоветовал решить проблему бегства ношением на прогулке тяжёлого рюкзака. И это сработало!
Её сын с аутизмом действительно перестал носиться как электровеник и начал ходить спокойнее, медленнее и рядом с ней. Со временем он привык к размеренной манере передвижения и спокойно передвигался уже без рюкзака.
Кроме рюкзаков существуют другие варианты утяжеления: спортивные повязки-утяжелители на ноги, шарфы и жилеты с утяжелением (на прохладную погоду).
2. Выгул на площадке
А вот это хорошо работало у нас. Я планировала любую вылазку так, чтобы у сына был час выбегаться на площадке. А потом мы уже шли по моим делам.
Уставшим от беганья/лазания ребёнком намного проще управлять, так как ему уже не особо хочется куда-либо бежать.
3. Приучение сидеть на месте, стоять и ходить рядом
Можно приучить, используя элементы ABA-терапии.
Начинайте дома. Пусть ребёнок на простую просьбу «Посиди» посидит с вами на диване минуту пока не прозвенит таймер. Высидел — получает поощрение. Дальше увеличивайте до 2 минут, потом до 3 и так далее. Когда малыш начинает достаточно долго сидеть на одном месте, убираем звонки с таймера. А затем сводим поощрение на нет.
Потом с дивана можно перенести обучение на лавочку в парке. Добиваемся таймером и поощрением такой же способности сидеть какое-то время, как дома.
Такой же трюк можно провернуть с ходьбой и стоянием рядом с вами. Сначала отрабатываем навыки с таймером и поощрением дома, потом на улице.
Если совсем ничего не помогает
При сильном отставании бывает так, что ребёнок не поддаётся уловкам и обучению и продолжает убегать. С учётом того, что особые дети начинают говорить очень поздно и часто имеют проблемы с пониманием речи, они не смогут сообщить другим взрослым своё имя и где они живут.
Поэтому ради безопасности стоит:
- Снабдить бирками с именем и адресом одежду и вещи ребёнка;
- Одеть на малыша GPS-трекер. Сейчас есть разные опции: если ребёнку не нравятся браслеты на руках, можно купить брелки и цеплять их на одежду.
Также помните, что несмотря на то, что бегство несомненно вызывает сильное беспокойство, не стоит ругать ребёнка, так как чрезмерная эмоциональная реакция часто действует парадоксальным образом на особых детей. Вместо того, чтобы испугаться и больше так не делать, такие малыши наоборот могут начать делать что-то специально, чтобы просто посмотреть ваш «концерт». Допустимая реакция — спокойное, немногословное проговаривание «Так делать нельзя — опасно».
Спасибо всем, кто дочитал!
Не забывайте подписываться и ставить лайк — так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов 🙂
Вам могут быть интересны другие статьи по теме:
Как научить ребёнка указательному жесту (для родителей детей с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития)
Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)
Навязчивые действия (стимы) у детей с аутизмом и алалией. Стоит ли бороться с этим и как?
Источник
Вопрос читательницы:
— Ребёнку 2 года 3 мес. Хорошо говорит, самостоятельный, посещаем Монтессори-центр. Гуляем много. Во время прогулки может уехать на беговеле, убежать с детской площадки так, что маму/папу не видно. Не боится. Сначала объясняли, что это опасно, рассказывали о своих чувствах, что мы расстроены и боимся – не помогло. Один раз для эксперимента я спряталась за деревьями, но шла за ребёнком (уехал больше, чем на километр). Ребёнок посмотрел, что меня нет, и поехал дальше. Иногда едет обратно сам, но редко.
Есть мнение, что дети до трёх лет не могут делать два дела одновременно, поэтому, когда малыш бежит или крутит педали, его внимание полностью поглощено этим занятием. Есть и физиологическая причина – у детей раннего возраста ещё не развиты функции торможения деятельности и, начав движение, они не могут остановиться так же просто, как взрослые. Ещё мнение — раз ребёнок убегает на улице, не слушает меня, не слышит мои просьбы, это значит, что у нас с ним нарушена связь «мать и ребёнок» и нарушена иерархия «взрослый и ребёнок».
Что происходит на самом деле?
На вопрос, почему ребёнок убегает от мамы на улице, отвечает Монтессори-педагог Анна Федосова.
Никто не может делать два дела одновременно, если оба эти дела новые и ни одно из них не доведено до автоматизма. Вы не можете учиться двум разным вещам одновременно, и я тоже. Просто у малышей гораздо меньше автоматизированных навыков, поэтому невозможность успешно «догнать двух зайцев» заметна у них чаще. Очевидно, проблема решается двумя взаимодополняющими стратегиями: упражняться и совершенствоваться, дабы как можно больше делать «на автопилоте», и совсем новых «зайцев» ловить по одному.
Как я понимаю из вашего описания, передвижением на беговеле ваш малыш владеет настолько хорошо, что может с удовольствием и безо всякой помощи преодолеть более километра. Что же до умения не терять вас из виду и поджидать сопровождающую на прогулке маму, то в этом, очевидно, он ещё не силён.
Честно говоря, когда я вижу родителей пешком и детей на самокатах, велосипедах, беговелах или роликах, такой способ прогулки кажется мне чрезвычайно неудобным для обоих, из-за существенного различия в комфортной скорости движения. Гораздо проще, если, например, родитель на самокате, а ребёнок на беговеле, или оба на велосипедах, или ещё как бы то ни было, лишь бы спокойно двигаться примерно в одном темпе в подходящем для этого месте. Однако, по большому счёту, удобство или не удобство конкретной ситуации не снимает вопроса о том, что ребёнок не стремится держаться в поле вашего зрения в общественных местах.
Да, в раннем возрасте дети только начинают осваивать и торможение, и произвольное поведение. В удачно подготовленных условиях дети могут вести себя гораздо более организованно, чем предполагает стереотип взрослых о малышах.
Почему ребёнок убегает от родителей на улице
Причины, по которым ребёнок убегает на улице, не слушает маму, не слышит её просьбы, могут быть различны. Редко подобная смелость основана на отсутствии значимой связи между мамой и ребёнком. Вряд ли ваш малыш не замечает разницы между близкими и незнакомцами, что при некоторых серьёзных нарушениях бывает.
Чаще малыши как раз уверены в доброжелательности мира и заботящихся взрослых, и поэтому следуют за своим энтузиазмом, не оборачиваясь, веря, что вы надёжно прикрываете их тылы. Разуверять их в этом, запугивая внешними опасностями и своими эмоциями беспокойства и страха, на мой взгляд, следует крайне дозировано.
Но вот почему оказывается, что по факту ситуацией руководит ребёнок, а не взрослый – вопрос границ и иерархии, и вопрос этот следует задавать себе именно взрослому, потому что именно взрослый обладает бóльшими ресурсами, чтобы осознанно изменить поведение и отношения, в то время как ребёнок, пусть и активно и по-своему, но учится, копирует, вбирает, подстраивается, усваивает. Если вы не предлагаете ребёнку понятного и внятного руководства, он берёт инициативу в свои руки, оставляя вам бежать за деревьями и страховать его.
Ребёнок убегает на улице: устанавливаем границы и правила
Эта ситуация тяжела не только вам, но и ребёнку. Здоровая доля разумных ограничений даёт ребёнку гораздо больше спокойствия и уверенности, чем вседозволенность.
Мне показалось, что вы не до конца поняли посыл психолога центра: давать какие-то определения вашим отношениям с ребёнком имеет смысл только для того, чтобы помочь вам посмотреть на ситуацию несколько иначе, увидеть в ней новые стороны и возможности, чтобы выработать план действий, который приведёт к иному, чем теперь, результату.
Ваши качества хорошего родителя определяются не тем, какие и сколько недостатков в стиле воспитания или отношениях с малышом можно диагностировать, а тем, какие выводы вы можете сделать из взгляда со стороны, тем, насколько вы можете придумать, попробовать и освоить новые способы действовать, которые помогут вам максимально полезно выразить свою любовь и дать адекватную возрасту и индивидуальности заботу, которая поможет раскрыться ребёнку со своих наилучших сторон, оставаясь спокойным, довольным, энергичным.
Хороший родитель – не тот, кто идеален и не имеет проблем, и не тот, кто слепо следует чьим-то советам, будь они и профессиональны и прекрасны. Хороший родитель – тот, кто умеет видеть во всякой проблеме задачу, умеет эти задачи решать сам, а когда не может, обращается за помощью к опыту, накопленному другими, чтобы творчески осмыслить его и использовать для своего решения. Быть хорошим родителем – искусство и мастерство, которое не сводимо к знаниям и навыкам, но которое от богатства знаний и навыков очень выигрывает.
Бесплатные уроки о развитии ребёнка дома с рождения до 5 лет
Сохранить статью на своей странице:
Добавить в избранное
Распечатать
Источник