Ребенок указательным пальцем развитие

Сегодня будет долго и нудно…

Указательный жест — это камень преткновения всех мам, у которых дети имеют диагноз или подозрения на аутизм. В 99% случаев у ребёнка его нет и мой сын не являлся исключением.

А зачем нужен указательный жест?

УЖ- это своего рода мостик между вербальным и не вербальным общением. Многие специалисты говорят, что указательный жест- это предвестник речи ребёнка, поэтому УЖ ДОЛЖЕН быть.

Картинка взята с просторов интернета

У нормально развивающегося ребёнка УЖ формируется сам к 9- 10 месяцем (в некоторых источниках упоминается возраст в 1.5 года) , потому что ребёнок тянется к общению, а внутри него сидит «любопытное» создание, которому нужно всё потрогать, пощупать и облизать. И указательный пальчик помогает ребёнку объяснять свои «хотелки» и желания.

Был ли у моего сына УЖ?

С девяти месяцев ребёнок поворачивал голову в направлении интересующего его предмета и тянул к нему руку (полностью всю, не выделяя указательного пальца). Я понимала, что он хочет и с радостью давала ему желаемое.

Но, погружаясь в мир аутизма, а указательный жест относится к триаде признаков, потому что это средство коммуникации, я поняла что у нас его нет, он не формируется у сына. Я решила ему помочь.

Как я ставила ребёнку указательный жест?

Указательный жест должен быть не только на плоскости, но и в пространстве, а в идеале вместе с указательным жестом должно было прийти разделённое внимание — это когда ребёнок показывает пальцем куда-то, а потом смотрит на Вас, проверяя видите ли Вы то, что видит он. Но чтобы это случилось нужно научить ребёнка показывать пальцем на желаемый объект.

Итак, я ставила УЖ своему сыну, когда ему был год. Сначала поставила на плоскости: брала книгу, брала сына лицом к себе на руки, брала его руку в свою и отгибала указательный пальчик. На вопрос:

«Где киса? Покажи пальчиком»

Тыкала его пальчиком в картинку с кисой.

«Вот киса. «

Ребёнок сопротивлялся какое-то время и выдёргавал свою руку из моей, но я не отступала, в итоге за несколько дней он понял, что можно тыкать пальцем.

И начал тыкать постоянно в любые предметы на картинках, которые его интересуют.

После этого я перешла на предметы в пространстве. Скажу, что для меня это было проще.

Картинка из интернета, свободный доступ.

Я просто перестала ему давать желаемый объект, пока он не покажет на него пальцем. Целыми днями в квартире звучала одна фраза-команда:

» Покажи пальчиком.»

Эту фразу он уже знал, когда мы учили УЖ на плоскости, поэтому особого труда мне не составило его переучить и в пространстве.

Вот так я научила своего сына УЖ, а разделённое внимание пришло гораздо позднее, ближе к двум годам. Я мотивировала его показать мне то, что его заинтересовало.

«Покажи, что у тебя в руках. Сходи и покажи папе как ты красиво сделал. «

Вначале он не понимал, что я от него хочу и я шла вместе с ним к мужу и показывала как это делается. Теперь он сам бежит со словами:

«Мама, смотри. Надо маме показать.»

Показывает и смотрит на меня и мою реакцию. Очень много времени ушло вытащить из него именно этот навык, но всё-таки получилось.

__ __ __

Возможно, Вам будут интересны и другие статьи с моего канала:

Аутизм: Денверская модель раннего вмешательства. Чем она нам помогла?

Аутизм: как я учила сына откликаться на имя. Личный опыт.

__ __ __

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вперёд
  • Страница 1 из 3  

Скажу так — что Ваня в надёжных Ваших руках. Есть проблемы, но в их принимает и работает с ними. Это абсолютно верная жизненная позиция!

Те, кто развивался в срок или опережал свертников, как правило удостаивался менее пристального внимания со стороны мам (Вы наверняка понимаете, в каком контексте я это говорю). Поэтому отстающие детки со временем догоняют, а иногда и перегоняют других по своим знаниям, умениям и навыкам.

Если поразмыслить на будущее, то наша средняя школа в прямом смысле средняя, потому что детей усредняет и выравнивает. Звёздочками остаются единицы.

  • Нравится

    3

sanaterium

если он при этом подразумевает «указательный жест», то да)))

  • Нравится

    5

яблокo

Псих и нейропсихиатр спросили:пальцем показывает, я сказала нет.пишут указ.жеста нет.

Теперь я поняла что ступила.

  • Нравится

    1

BonneyR

показывает же, привлекая внимание к предмету… значит считается…

BonneyR

Пальцем же показывать не вежливо может он у вас от рождения вежливый

  • Нравится

    4

яблокo

Бонни,Спасибо за поддержку)))

sanaterium

у меня мелкий — полтора годика может всей ладошкой указывать. я считаю это указательным жестом

Нет в том контексте какой для этого диагноза

  • Нравится

    1

~Агнес~

Сначала показывал кулаком, затем всей ладошкой и примерно 1.3-1,5 начал указывать пальчиком.

ttatti

Для оценки развития , насколько знаю, указательным жестым считается именно показывание пальцем

  • Нравится

    2

BonneyR

указательным жестым считается именно показывание пальцем

если глубоко задуматься, то может в этом и есть смысл… ведь трудно же в нужном виде пальчики сложить, один оттопырить…

relania

Считается указательным жестом. У многих детей такая мелкая моторика неразвитая, что они просто не могут выставить палец. Ленин вон тоже целой рукой показывал, и никто не сомневался, что это указательный жест)

  • Нравится

    3

ОдаМэй Браун

Псих и нейропсихиатр спросили:пальцем показывает, я сказала нет.пишут указ.жеста нет.

Да, лучше было развернуть ответ.

У меня сын показывал не пальцем, а тыльной стороной ладони.

  • Нравится

    1

Ээх, девочки, хорошо, что подбадриваете Автора!

Повод есть — показывание всей рукой, кулачком в сторону, где в данный момент сконцентрирован интерес ребёнка, указательным жестом НЕ ЯВЛЯЕТСЯ. Но!

Это его предпосылка, большая такая предпосылища, и именно для детей с неврологическим анамнезом.

Ребёнок при этом ПО-казывает, а не У-казывает.

Только указание пальцем считается истинным указательным жестом.

Моторики в руках плюс нейронных связей в головном мозге не хватает для осуществления указательного жеста.

Пальцы и мозг напрямую связаны, влияние друг на друга взаимно.

Пальчиковые краски — рисуем в ванне на кафеле или самом бортике (порисовали — смыли). Всё делаем под душем, которым массируем ладони и пальцы (хороший напор плюс массажная насадка-лейка для душевого шланга).

Также сами учим ребёнка в игровой форме правильно складывать руку в указатеный жест (в книгах, в игровых заданиях в планшете, на улице приседаем рядом с ребёнком и… давай мы покажем, где цветок, солнышко, птичка, собачка и т.д. и складываем руку в указательный жест).

Систематически, без пропусков занимаетесь и через месяц-другой, или на радость Маме раньше, появится самостоятельный указательный жест.

Надеюсь, что прояснила Вам ситуацию. Старалась исчерпывающе, получилось длинно.

  • Нравится

    12

netnika2017

Как нейродефектолог отвечаю, указательный жест считается именно пальцем.

  • Нравится

    7

netnika2017

Про Ленина насмешили. Это взрослым людям считается неприлично показывать пальцем, надо ладонью. Ленин просто культурный был, а вот Маяковский частенько пальчиком тыкал)

  • Нравится

    2

яблокo

Эхээ..

Указательный жест есть,но только чтобы показать что-то интересное мне.и то не часто.

Для просьб его нет.

Спасибо,девочки,вы мне очень помогли.

яблокo

Он свою руку не даёт ,чтобы сложить палец.

Если поднажать,то психует.

Только С неделю как мы стали гулять за руку.спокойно идём ,гуляем ,держась за руку.

У меня щастья штаны)!

А мелкой моторикой я каждый день занимаюсь.вот,может то,что он стал руку давать,соображать как её в мою вложить результат занятий наших.я надеюсь.

яблокo

Тэка,если не слишком личный вопрос,если не секрет,какой у Вас диагноз?

netnika2017

А как у вас с дифференциацией предметных и природных звуков? Может его заинтересует больше, чем речевые звуки.

Руку подавать на прогулке — это очень здорово! Если говорить сухим научным языком — это условный (выработанный) поведенческий рефлекс.

Но с корой больших полушарий напрямую связаны действия подушечками пальцев — это есть мелкая моторика (крупная, просто это определение не употребляют, — это действия всей рукой от плеча до ладони).

Рисование красками пальцами, продавливание, растягивания, сжатие пальцами умного пластилина. Обычный пачкает все, не такой пластичный, дети любят пальцами его разминать.

  • Нравится

    3

яблокo

ПузИриска(простите,если ник не так прочла).

У нас в принципе плохо С информацией на слух.

Прошли обследования(ксвп)-нарушение восприятия аудиторной информации.

Что С этим делать,не знаю,скоро снова к врачу,пока занимаюсь постаринке.

яблокo

А показывать всей рукой уже давно научился,ещё может в год.

Но у нас многое осталось на уровне года,к сожалению,прогресс идёт,но медленно.

Скажу так — что Ваня в надёжных Ваших руках. Есть проблемы, но в их принимает и работает с ними. Это абсолютно верная жизненная позиция!

Те, кто развивался в срок или опережал свертников, как правило удостаивался менее пристального внимания со стороны мам (Вы наверняка понимаете, в каком контексте я это говорю). Поэтому отстающие детки со временем догоняют, а иногда и перегоняют других по своим знаниям, умениям и навыкам.

Если поразмыслить на будущее, то наша средняя школа в прямом смысле средняя, потому что детей усредняет и выравнивает. Звёздочками остаются единицы.

  • Нравится

    3

Т9 …Вы их принимаете и работаете с ними.

relania

Лося, спасибо на добром слове, хоть оно и было адресовано не мне.

  • Назад
  • 1
  • 2
  • 3
  • Вперёд
  • Страница 1 из 3  

Источник

Указательный жест — жест, использующийся для направления собственного внимания или внимания других людей на что-то (кого-то); обычно используется во время социального взаимодействия.

Наиболее распространенное описание указательного жеста (Дж. Баттерворт): указательный палец и рука вытянуты по направлению к интересующему объекту, тогда как остальные пальцы руки собраны вместе и удерживаются большим пальцем. Это описание ограничивает другие моторные акты, которые также могут нести в себе функцию указания на объект для привлечения внимания. Например, указание на объект глазами, поворотом головы, любым другим пальцем, всей рукой и т. п. Однако исследования развития указательного жеста у детей с РАС касаются только указательного жеста указательным пальцем и не позволяют оценить, существуют ли другие формы указательного жеста у детей с РАС.

В DSM-IV отсутствие указательного жеста было описано как один из критериев возможных нарушений социального взаимодействия: «отсутствие спонтанного стремления делиться удовольствием, интересами или достижениями с другими людьми (например, отсутствие демонстрации, принесения или указания на интересующий объект)» (цит. по Sparaci, 2013). DSM-V, напротив, ссылается только на дефицит в невербальном коммуникативном поведении, но не на отсутствие указательного жеста (American Psychiatric Association et al., 2014).

Указательный жест развивается в течение первого года жизни. Сначала появляется указательный жест по отношению к объектам, расположенным в непосредственной близости (приблизительно в 9 месяцев), и только к 12-13 месяцам ребенок начинает использовать указательный жест, чтобы привлечь внимание других людей к объектам, расположенным вдалеке от него. Понимание указательного жеста развивается чуть раньше (6-12 месяцев) и зависит от расстояния между указательным пальцем и собственно объектом, на который указывают. Указательный жест является предиктором появления первых слов и, по данным исследований, количество указательных жестов, используемых ребенком за определенное время взаимодействия в 12 месяцев, предсказывает развитие речи в 24 месяца (Pizzuto, Capobianco, 2005).

Существуют два типа указательных жестов — императивный (указательный жест с целью получения желаемого «Я хочу печенье») и декларативный (указательный жест с целью привлечь внимание собеседника «Смотри, печенье!»).

Исследования по продуцированию и пониманию указательного жеста детьми с РАС начались в 1970-х годах. Большинство из них основывались на ретроспективных данных (опросы родителей). Результаты этих исследований продемонстрировали, что дети с РАС, по сравнению с контрольными группами (дети с синдромом Дауна, с нарушениями речи) испытывали дефицит и в понимании, и в использовании указательного жеста. Обнаружилось также несоответствие между пониманием и продуцированием: понимание указательного жеста было хуже, чем использование. Зачастую дети с РАС использовали руку взрослого для указания на интересующий их предмет (например, кран, чтобы попить воды).

В часто цитируемом исследовании функциональных различий указательного жеста у детей с РАС от 4 до 12 лет (Curcio, 1978) было обнаружено, что такие дети сталкиваются с трудностями, когда им надо интерпретировать или воспроизвести указательный жест как сигнал чего-то интересного для других (продекларативный указательный жест).

В 80-х годах прошлого века выделилось два теоретических подхода к исследованиям развития указательного жеста у детей с РАС: подход, предполагающий, что в основе дефицита понимания и продуцирования указательных жестов при аутизме лежит нарушение разделенного внимания (joint attention) и подход, предполагающий нарушения в развитии модели психического (theory of mind).

В исследованиях, выполненных в рамках первого подхода было показано, что дети с РАС отличаются от детей с задержкой речевого развития (ЗРР) выраженностью указательного жеста: дети с РАС продуцируют такое же количество указательных жестов, как и дети с ЗРР, когда объект находится в непосредственной близости от них (показывают, дотрагиваясь до него), но практически не используют указательный жест, когда необходимо указать на объект, находящийся далеко от них. Кроме того, понимание указательного жеста детьми с РАС было хуже, если он не сопровождался вербальным высказыванием. Этот факт натолкнул исследователей на мысль, что коммуникативные расстройства при РАС могут быть следствием нарушения способности к разделенному вниманию.

Барон-Коэн (Baron-Cohen, 1989) показал, что у детей с РАС имеется снижение способности понимать и использовать указательный жест, адресованный кому-то, привлекающий чье-то внимание (продекларативное указание), но не указательный жест, направленный на то, чтобы взять выбранный предмет (проимперативное указание). Этот факт он интерпретировал как следствие дефицита в развитии модели психического у детей с РАС. В дальнейшем эти факты подтвердились в лонгитюдном исследовании: у детей с РАС сначала развивается императивный указательный жест, а только потом (и не у всех из исследуемых детей 2-4 лет) — декларативный.

В исследовании невербальной коммуникации у детей 3-7 лет с РАС, функционирующих на высоком уровне, было показано, что они использовали и понимали указательный жест так же, как дети с типичным развитием и нарушениями речи, но реже использовали визуальный контакт для проверки, смотрит ли собеседник на тот объект, на который они указывают (Willemsen-Swinkels et al., 1998).

Последние исследования развития указательного жеста у детей с РАС проводились на группах младенцев с высоким риском развития РАС (обычно сиблингах). Результаты этих исследований продемонстрировали, что в 12 месяцев младенцы, которым впоследствии был поставлен диагноз РАС, отличались количеством указательных жестов только от группы детей с типичным развитием, но не от группы детей с нарушениями речи. Однако были найдены значимые различия в жесте показывания (showing) между детьми с РАС и детьми с нарушениями речи, что подтолкнуло авторов к мысли, что именно этот жест, а не указательный может служить предиктором РАС в возрасте 12 месяцев (LeBarton E. S., Iverson, 2016; Clements, Chawarska, 2010).

Статью подготовил: Евгения Лебедева, к.психол.н., ст.н.с. ФГБУН Института психологии РАН

Литература:
American Psychiatric Association et al. DSM 5.(2013) //Internet gaming disorder URL: https://www. dsm5. org/Documents/Internet% 20Gaming% 20Disorder% 20Fact% 20Sheet. pdf [accessed 2016-04-15][WebCite Cache ID 6gmnv91YE]. – 2014.
Baron-Cohen, S. (1989). Perceptual Role Taking and Protodeclarative Pointing in Autism. British Journal of Developmental Psychology , 7, 113–127.
Clements, C., & Chawarska, K. (2010). Beyond pointing: Development of the ‘Showing’ Gesture in Children with Autism Spectrum Disorders. Yale Review of Undergraduate Research in Psychology , 2, available at: https://www.yale.edu/yrurp/issues/Clements%20and%20Chawarska,%20Beyond%20Pointing.pdf
LeBarton E. S., Iverson J. M. Gesture development in toddlers with an older sibling with autism //International journal of language & communication disorders. – 2016. – Т. 51. – №. 1. – С. 18-30.
Pizzuto, E. & Capobianco, M. (2005). The Link (and Differences) between Deixis and Symbols in Children’s Early Gestural-Vocal System, Gesture , 5 (1-2), 175– 199.
Sparaci L. Beyond the Point: A Basic Guide to Literature on Pointing Abilities in Children with Autism //Where Embodied Cognition Meets The Symbolic Mind. – 2013. – Т. 177.
Willemsen-Swinkels, S.H.N., Buitelaar, J.K., Weijnen, F.G., & van Engeland, H. (1998). Timing of Social Gaze Behavior in Children with a Pervasive Developmental Disorder. Journal of Autism and Developmental Disorders , 28(3), 199–210.

Источник

Читайте также:  Методики изучения семьи ребенка с нарушениями развития