Ребенок смотрит исподлобья 2 года

Я не люблю стихи. Мама моя не любит стихи. Две мои подруги не любят стихи, а третья любит, но только Цветаеву и только одно стихотворение. Связано ли это с тем, что мы не романтичные, а очень даже приземленные барышни или с тем, что в школе всю любовь к стихам отбили Пушкиным, который, безусловно талантлив, но прививается весьма навязчиво — остается неясным. Но к своим 23 годам я подошла с осознанием того, что у меня вот-вот родится ребенок, а стихи я так и не полюбила.

Зачем мне вообще сдались эти стихи?

Я была очень ответственной и внушаемой молодой мамой, выписывала 9 месяцев журнал Лиза и там часто писали, что стихи лучше всего развивают память и речь (и ведь не врали же!). От меня требовалось читать стихи без остановки, во время кормления, одевания и засыпания, рекомендовали Чуковского, Маршака и Усачева. Я купила «Тараканище» и «Мойдодыра», дедушка подарил Приключения Хомы и Суслика и стопку картонок от Проф-Пресса.

И понеслось. В силу определенных причин моя Яна первые полтора года жизни была весьма ограничена в движениях. Наложившись на врожденную любовь к печатному слову это вылилось в то, что я и вправду декламировала стихи сутки напролет. Как вы думаете, через какое время я выучила наизусть Мойдодыра и возненавидела его на веки-вечные?

Пришла пора открывать новые горизонты.

Сейчас, спустя шесть лет, я чувствую себе силы и уверенность поделиться с вами этими горизонтами (они стали гораздо ближе и доступнее) и рассказать, с чего мы начинали, к чему пришли, чего нам не досталось, а что можно было и пропустить.

(Осторожно, под катом букв явно больше, чем фотографий)

Сразу скажу, что результат от стихов — колоссальный. Я сделала полный оборот в своем мировоззрении и теперь с уверенностью утверждаю: стихи — надо. И чем раньше, тем лучше. Маленькому ребенку абсолютно все равно, что слушать. Вы вполне можете этим злоупотребить и начитывать ему основы ядерной физики или волшебник изумрудного города. Малыш вполне может вам внимать, но КПД равен 30%. Начните волшебника напевать, и показатели сразу подскочат к 70%. 100 мы получаем, обратившись к профессионалам))

Ну и последнее, чтобы уже убедить до конца вас. Богатство словарного запаса, грамотные речевые конструкции, отличная память — это все, что идет бонусам к тому удовольствию, которое вы и ваш малыш получите, читая озорные, добрые, грустные, веселые стихи.

1. Необходимый минимум.

Это те книги, которые следует иметь обязательно (не обязательно в данных изданиях). При желании и чувстве, что стихи все-таки не ваш конек, этими книгами можно и ограничиться.

(Сразу оговорюсь, что в процессе написания поста книги переходили из одной группы в другую, как им хотелось, совершенно не взирая ни какие-там мной расставленные ориентиры. Совершенно невозможным оказалось упомянуть Сашу Черного и не показать все его сборники. Зинаиду Александрову я не собиралась вносить в обязательные, но она логично прижалась к Барто и Благининой, за Александровой пробралась Осеева только потому, что ее сборник «из той же серии». За ними хвостом приписала про Сильву Капутикян. Я оторвала от сердца и не написала про Токмакову и Пивоварову, просто потому, что это слова, слова, много слов: я так их люблю, что буду выделять им отдельный пост. Марина Бородицкая, моя любовь к стихам появилась благодаря ее Лунному зайцу, я оставляла ее напоследок, но настолько раздула обзор, что надо было или бегом про все три книги, или оставить на потом. Некоторые книги, представленные на заглавном фото, на оборот, пришлось отмести: им явно не хватило места, у них будет своя песочница. Отдельно вынесу потешки:описания еще 11 книг не выдержит этот пост. Так что будем считать, что название «необходимый минимум» условно — скорее, это просто начало пути.)

«Любимые стихи» и «Ученый жучок«. Считаю эти два сборника просто обязательным атрибутом любой библиотеки. Созвездие авторов: Бородицкая, Мошковская, Лунин, Левин, Усачев, Александрова, Махотин, Токмакова, Пивоварова, Заходер, Барто, Успенский, Аким и Лагздынь, и это не далеко не все. Содержание кое-где пересекается, но это почему-то не раздражает. Единое оформление Бориса Тржмецкого поддерживает иллюзию одной, но толстой книги. Рисунки очень симпатичные, пару раз я слышала, что не нравится, как нарисованы люди, мне же, напротив, очень нравятся. Мягкие, неяркие, нежные цвета ласкают взгляд, а какие у него коты! Мы читали эти книги вечера напролет, я возила их собой, я знала их наизусть. Именно из этих сборников разрасталась наша библиотека стихов: я выписывала на бумажку понравившиеся имена и шла в библиотеку, вбивала в поисковики и покупала в интернет-магазинах уже отдельные сборники авторов.

Предлагаю вам посмотреть содержание:

Ученый жучок

Любимые стихи (сейчас под названием «Покупал баран баранки»)

«Стихи малышам» от АСТа случайно в здравом уме не купит никто: разгул фотошопа на обложке явно превышает допустимую концентрацию. Но внутри отличная компания современных детских поэтов: Орлова, Бурачевская, Сметанин, Игнатова, Сиротин, Ярышевская и Дядина. Очень достойная подборка стихотворений и прекрасная возможность увидеть лицо нынешней поэзии. Сборник неровный, люди экспериментируют,пробуют, что-то удается, что-то и не совсем. Мне нравится он соотношением невысокой цены и богатого содержания. Да и внутри книгу к счастью иллюстрировал человек, а не вектор. Обратите внимание, формат А4, на скрепке, обложка-картон и 32 наклеки, которыми нам предлагается украсить страницы)

Читайте также:  Лактазар ребенку в 2 года

Стихи малышам

Несомненной удачей считаю сборник «Любимые детские песенки«. Петь я люблю, но от моего пения вянут цветы и дохнут мыши, поэтому покупать песенник я не торопилась. А зря. Оказалось, это так здорово, найти клип на ютубе и подпевать не в такт ослепительно юной и рыжей Алле Пугачевой «Дааром препааадаватели…», и устраивать концерты, и объявлять номера, и наряжаться для выступлений. Иллюстрации яркие и солнечные, не мультяшные, что для кого-то может быть минусом, но для меня — несомненный плюс.

Любимые детские песенки

(еще две страницы содержания, песен очень много)

С Барто у нас все сложно. Шесть лет назад на рынке не было ничего достойного внимания, совсем ничего. Выбирая из плохого и очень плохого я остановилась на маленьком картонном сборнике «Игрушки» от Планеты детства. Иллюстрации не режут глаз и уже это их несомненное достижение. Набор стихов предсказуемый: цикл «Игрушки», «зайка в витрине», «резиновая зина», «игра в стадо» и т.д. Мне очень нравится, стихи реально запоминаются с первого-второго раза и их очень хорошо обыгрывать: у меня есть несколько видеороликов, на которых годовалая Яна демонстрирует, как полетит самолет и упадет бычок.

Сейчас я бы брала «Игрушки» с Конашевичем.

Картонка «Игрушки»

Еще есть такая тоненькая книжка на скрепке «Дом переехал» с илл. Г.Макавеевой

Она объективно мне нравится больше, но стихи там уже рассчитаны на детей явно постарше. Чтобы оценить юмор истории про заветного снегиря, или рассказ про кино нужно обладать хоть небольшим, но запасом знаний.

У бабушки дежурит сборник «Было у бабушки сорок внучат» с Чижиковым. Ему миллион лет, он остался еще от старшего внука. Очень смешные и добрые стихотворения, его переиздавали, насколько полно — не знаю.

Было у бабушки сорок внучат

На мое горестное сетование в библиотеке на тему того, что нигде в сборниках не встречаю девочку-ревушку и девочку-чумазую, прекрасная женщина всплеснула руками и вынесла вот такое чудо.

Я не знаю, что меня привлекает в этих угловатых фигурах и ярких мазках и полосатых костюмах, но с тех пор эта книга одна из первых заявок во Вселенную на переиздание. Потом я уже узнала, что рисунки Н. Цейтлина это не просто так, а ого-го!

Говоря про Барто, логично упомянуть и еще двух мастериц малышковых «тритатушек»: Елену Благинину и Зинаиду Александрову. Все эти стихи про Аленку, Оленьку, лопотушки и люленьки, припевочки про чумазых хрюшек и непослушных мишек- неотъемлемая часть любого детства. Немудреные строчки, написанные материнской нежностью и любовью, пронизанные умилением и ласковым снисхождением, притворно-строгими наставлениями и неприкрытой гордостью очень близки и мамам, и малышам. Все ситуации и слова знакомы, сегодня мы тоже искали куда-то запропастившуюся куклу, а вчера на завтрак тоже не хотели кушать манную кашу, а вечером весело плескались в ванной и мяч такой же, красно-желтый у нас!

Елена Благинина у меня в прекрасном полном сборнике 1990 года в иллюстрациях Л.Непомнящего «Горигори ясно«. В него вошли циклы «Я дома не люблю сидеть», «Эхо», «Не мешайте мне трудиться», «Вот какая мама», «Аленушка», «Мыльные пузыри». А также несколько вольных переложений шварцвальдских сюжетов. Вы знали, что Благинина писала чудесные сказки? Я с детства знаю сказку «Чудесные часы» про старушку, которая хотела спасти свою козочку и чуть не принесла много горя в маленькую деревушку, но только недавно узнала, что это Благинина ее пересказала.

Еще есть маленькая хорошенькая книжечка наподобие тех, что сейчас Речь переиздает. «Не мешайте мне трудиться». Дочка очень любит ее за ладный корманный формат, да я любуюсь.

Сейчас с Благининой туго. Я нашла только две тонкие книжки от Речи в серии «Любимая мамина книжка»: «Трудные стихи» и «Наш дедушка» . (это я имею ввиду с приличными иллюстрациями, с неприличными выбор побольше).

Еще хуже обстоят дела с книгами Александровой (и тогда, и к сожалению, сейчас). Я долго плакала и кололась, и читала «Моего мишку» с распечатанных листов, но все-таки решилась и купила сборник «Стихи» от Эксмо с илл. Зои Яриной. Он меня откровенно бесит, но нравится моей дочери. На момент покупки два года назад был несомненый хит(( Но признаю: содержание очень хорошее: 45 стихотворений, ничего важного не пропустили. Есть и про Оленьку, и про мишку, и про смешных человечков, и про девочку Да и мальчика Нет.

На Александрову я решилась благодаря Осеевой. Вот уж где картинки так картинки. Такое ощущение, что нарисованные дети все сплошь пьющих родителей: рыхлые носы, нездоровая краснота на лицах, явные признаки рахита и негармоничного развития. Но как же мы его читали! Фух, я даже вспоминать не хочу. Настолько милые и добрые стихи и рассказы, насколько убоги иллюстрации. И да, никакого новомодного отсутствия назидательности. Мораль в лоб везде. И мне это нравится, да и ребенку проще на разговор выйти о затронувшем моменте.

Читайте также:  Ребенок в 2 года мало сикает

Синие листья

Сейчас на нашей улице праздник: Осеева с Богаевской . Я не меняю только потому, что дочка наотрез отказалась избавляться от старого: ей, видите ли, мил цыпленок Боська, и она с ним не может расстаться. Жалко, что раньше не было Речи. Но обратите внимание, жалуются, что листы тонковаты и легко мнутся.

Не могу не рассказать еще про Сильву Капутикян — армянский аналог Александровой. Её цикл про сестричек Седу и Лалик пользуется в нашей семье огромным успехом. Да и книжка удачная: перевод Я.Акима, рисунки Н.Ирисовой, формат А4, тонкая, на скрепке. Не буду врать, что книга моего детства. Куплена за копейки в букинистическом года три назад. Я уже знала, что беру: стихи Капутикян нередко встречаются в старых советских сборниках и неизменно выделяюися моей дочкой, поэтому я давно хотела более подробно познакомиться с ее творчеством. Книжка очень достойная, на волне нынешнего переиздания она бы не затерялась, я уверена.

Чуковский — это мой кумир. Ни разу у меня не возникло претензий в стиле «что курил автор», ни одной кровожадной подробности никогда я не пропустила и мыслей о нарушениях детской психики не думала. Он гениален. Во всем. Переводил ли он, пересказывал, сочинял или поучал — все гениально. Вся любовь к книгам, стихам, гигантские скачки в речи — все Чуковский. Пропустить Чуковского, сократить Чуковского, ругать Чуковского или, что еще хуже, бояться его — нельзя. Не смотрите Галыгина и прочее камеди — а это он первый начал со своим «что вы курили, Корней». Курил он или не курил, побольше бы такого зелья писали сейчас. Игра слов и игра ситуаций, звукоподражание и и аллитерация, тонкое понимание детского словотворчества (очень рекомендую его «От двух до пяти»)- не лишайте своего ребенка возможности порычать с вами и нарисовать «закаляку кусучую». И да, запоминается моментально и навсегда. Меня среди ночи разбуди и я вам собрание сочинений расскажу.

Сборника у меня толкового нет. Я покупала тоненькие на скрепке от Яблока, они и сейчас продаются и стоят копейки.

Из нового могу порекомендовать сборник от Речи с хулиганским Елисеевым или от ИДМ с классическим черно-белым Ротовым. Очень красивые с книги на скрепке от МП: Федорино горе, Путаница с Конашевичем, Телефон с Винокуром.

Если Барто и Чуковский в моем доме не в самых достойных изданиях, то Маршаку однозначно повезло. Свой маленький черно-белый, внешне невзрачный сборник я не променяю ни на какие коврижки. Скромный белый корешок, миниатюрный формат, тонюсенькая бумага, клееные страницы- уже рассыпается, но все это пустяки. Для меня Маршак с Лебедевым -это как яблоки с корицей, апельсин с шоколадом, гренки с чесноком — идеальное сочетание. Содержание очень полное: и детки в клетке, и стихи, и азбука, и человек рассеянный, и сказки. А чего тут нет, того мне и не особо надо. Маршака никакого не рекомендую вам, нет его хорошего, а плохого вы и без меня найдете.

Сама не знаю, как у меня оказалось три сборника Саши Черного, но началось все с этого. В нем совсем мало стихов (по сравнению), но зато самые-самые. И иллюстрации Диодорова, они идеальны. Единственное, меня слегка царапает верстка: кое-где иллюстрации опаздывают от текста. Яну такие мелочи не смущают и именно этому сборнику она отдает предпочтение.

«Что кому нравится»

«Детский остров»» с илл. Коваленкова несмотря на мини-формат, одна из самых полных книг на сегодняшний момент. Мне нравится именно она. Именно с «детским островом» мне стало отчетливо ясно, что дети одно и тоже произведения в других иллюстрациях воспринимают как нечто совершенно новое. Для моей дочки -это совсем другая книга и неважно, что некоторые стихи повторяются.

«Дневник Фокса Микки» взяла именно этот из-за иллюстраций Евгении Двоскиной- уж очень у нее обаятельный фоксик получился, и вся книга в целом — светлая и душистая, цветущая васильками и пахнущая луговыми травами. К тому же подкупило то, что есть еще повесть «Красный камешек» стихи. Пока читаем только их. Самое любимое дочкино- про гнома Скрута. Я же обожаю этот разворот с васильками.

Недавно у АСТа вышел сборник стихотворений Черного: 112 страниц в волшебных иллюстрациях Аземши. К сожалению, все это великолепие прячется под уродливой серийной обложкой.

Я отнесла Сашу Черного в обязательные неслучайно. Что-то есть в интонации его стихов очень близкое и понятное ребенку. Все настоящие поэты искренни и понимают истинную природу детства. Но все выражают это по-разному. Бродский говорит голосом взрослого человека, умного и доброго, Хармс — шумный хулиган, бунт и протест юности, Маршак -учитель и наставник, Александрова, Благинина и Барто — бабушка, мама и любимая тетушка всей отечественной поэзии, а Саша Черный — он вырос, но не повзрослел. Ему не надо приседать на корточки, как Бродскому, чтобы взглянуть в глаза ребенку. В его стихотворениях видна душа мальчишки, и мы верим ему, а дети просто видят. Не нужно брать много сборников, ведь только в одном из них прячется ваш Саша Черный.

Читайте также:  Геморрой у ребенка 2 года причины

Забегая вперед, подобное ошущение возникало у меня еще только один раз: со сборником Марии Моравской «Апельсинные корки». Не являясь обязательной, скорее книгой-настроением, меланхоличной и тревожной, она также близка ребенку, капризному и надувшемуся, глядящему исподлобья, пестующему обиду и ковыряющему апельсин: от мамы попадет, ну и пусть, сама же сказала, что я плохой.

В предыдущем пассаже я не просто так упоминала Бродского. У многих есть «Баллада о маленьком буксире» с илл. Олейникова, у меня нет ( не принципиально, просто руки не доходят). Зато есть » Слон и Маруська» и я очень люблю эту книгу. Все в одном месте и неплохие иллюстрации, душе есть где разгуляться: хочу- Рабочую азбуку читаю, хочу — арию кошек пою. И баллада о маленьком буксире, от которой в горле становится ком, здесь тоже есть. Не представляю, что со мной будет, когда я куплю книгу с Олейниковым- наверное, последние страницы я буду рыдать в голос.

«Слон и Маруська»

Хармс это Хармс. Любите его вы, не любите, вы не имеете права лишить своего ребенка его стихотворений. Как же он узнает, как надо лечить лапы кошкам и воспитывать собак? А как правильно играть и считать до миллиона? Хармсом нас не балуют, дразнят огрызками, там чуточку, тут кусочек. Из ныне представленного самые достойные это сборник «Иван Топорышкин» с Елисеевым и «Все бегут, летят и скачут» с Олейниковым. Они далеко не могут похвастаться полным содержанием, но хотя бы достойно проиллюстрированы. Остальное на мой взгляд — от лукавого. Хармса нельзя иллюстрировать абы как, он не терпит нежности и пастельных оттенков, на дух не выносит акварели и плавных контуров. Сочные мазки, резкие черты, живые лица и ехидные ухмылки, трубки и импозантные джентльмены, элегантные дамы и пышные формы, полосатые брюки и цилиндры — вот что нужно его стихам и тогда вы увидите их глубину и ум, насмешку и печаль, всю горечь и смех великого человека, детей не любившего, но от этого не понимавшего их хуже.

У меня Хармс от Эксмо с Бугославской — он великолепен, но не спешите радоваться: то, что сейчас предлагает Махаон под видом Хармса с Бугославской, я и врагу не посоветую и другу не подарю: содержание не то, иллюстрацие не те и не такие. Уж лучше Елисеев.

«Иван Иваныч Самовар»

За Хармсом руки чешутся вам напомнить о Маяковском, и пускай он пафосен, громогласен и плакатен, но он гремит так, что хочется немедленно встать в строй, схватить барабаны, махать саблей, быть достойным гражданином и вымыть уши заодно. Маленьким детям очень понятен Маяковский, они-то знают, что зачастую для того, чтобы тебя услышали, надо очень громко кричать.

Я уже как-то жалилась на грусть и печаль свою: Конь-огонь от ИДМ в черно-красных графичных рисунках Натальи Салиенко давным-давно распродан, а другого мне не надо.

Но если вы не склонны зацикливаться, то самым лучшим вариантом будет книга с Коровиным: я бы и сама ее взяла, но феншуй не велит. То, что у меня под видом Маяковского ,я даже фотографировать не стала — стыдно.

Я рассказала вам о тех книгах, которые составили наш багаж на протяжении трех лет, и осмелилась добавить также книги, которые были куплены мной позже: мы читали их и любили, но все кричало о том, что поезд ушел, стихи выполнили свою основную функцию, настает эра повестей и сказок, энциклопедий и приключений. Век стихов короткий: три, максимум четыре года, но они не уйдут в никуда. Вы постоянно будете ловить отголоски любимых четверостиший, сами собой будут цитироваться строчки, и стихи Лермонтова в школе упадут на вспаханную душу (я верю в это!), а порой, случайным вечером, ваш ребенок достанет забытый, некогда любимый томик, и скажет, смеясь, «А помнишь, мама?…»)))

Здесь конечно же, не всё. Нету Мориц и Усачева, Сефа и Сапгира, нету совсем тоненьких рассыпушек от Речи и Нигмы, тонких шедевров от МП. Нету Махотина и Погореловского, Овсея Дриза. Так и не сложилось с де ла Маром, не переиздают Акима и Квитко. А сколько прекрасных книг с одним стихотворением у меня нет! Ни моря, ни детства, ни старого дома, ни маленького буксира. В какой-то момент книгоиздание побежало быстрее, чем я с моим тощим кошельком могла бы мечтать, и я при всем желании не могу охватить все. Напишите мне, что совпало, а что совсем прошло мимо. Что бы вы поменяли местами, а что бы дополнили. Посоветуйте мне или подскажите, кого я забыла. Вырастают одни дети, за ними идут другие, а хорошие стихи всегда остаются хорошими стихами и делают нашу жизнь немножечко ярче.

P.S. Пока я писала этот пост, мне несколько человек сказало, что их подросшие дети очень любят стихи. И я обращаюсь с вопросом к мамам взрослых детей, от 5 и выше: а ваши как?

Источник