Ребенок сентиментальный 5 лет

Возраст ребёнка: 4

Как правильно себя вести с сентиментальным ребенком?

Подскажите, как правильно себя вести с плаксивым и сентиментальным ребёнком? Дочери 4 года. Очень часто плачет, причём не манипулирует, а именно переживает. Грустный мультик, не получается что-то сделать, что она хочет, обидное слово или просто не внимание от ребёнка на детской площадке, прощание с бабушкой после пребывания в гостях — всё вызывает слезы и переживания. Я стараюсь успокоить и отвлечь, в принципе быстро проходит, но вижу, как она переживает по всяким незначительным поводам. Может месяцами вспоминать неприятный инцидент на детской площадке, когда ребёнок играл с ней, а потом переключился на другого ребёнка, и из-за этого мы всю дорогу домой плачем. В садик ходит второй год, там вроде бы проблем нет, только вот часто после сна обеденного плачет, говорит, по маме скучает, но быстро переключается. К сожалению, эта плаксивость и обидчивость и у меня в характере, и у бабушки. Как правильно себя вести? Как помочь дочке не принимать всё так близко к сердцу?

Екатерина

Здравствуйте, Екатерина.

Очень хорошо, что вы понимаете, что в вашем характере такая черта тоже есть. Дело в том, что ребенку неоткуда взять другой стратегии поведения кроме как от собственной мамы. Именно мама учит своего ребенка реагировать на ситуации из жизни: чего боятся, на что раздражаться, когда плакать.

В психологии есть негласное правило: начинать работу нужно всегда с родителей. Как только родитель научится той или иной стратегии, ребенок очень быстро считает новое поведение мамы или папы и начнет действовать соответствующе. Поэтому, в вашем случае, необходимо самой научиться выстраивать собственные границы. Запомните, что соглашаясь на нарушение ваших границ, т.е. угождая кому-то, вы в этот же момент говорите «нет» себе и предаете себя. Этому вы неосознанно учите своего ребенка. Поэтому учитесь говорить «нет», выстраивать приоритеты, отказывать в неудобных для вас ситуациях, научитесь прощаться с токсичными людьми. Ваше поведение обязательно увидит ваш ребенок и перестанет столь остро воспринимать жизнь.

Любое поведение имеет свою выгоду. Найдите выгоду для себя. Зачем вам столь яркие эмоциональные реакции? Вполне возможно, что это помогает чувствовать себя слабой и незащищенной, окружающие вас люди чаще помогают, уступают. Может быть происходит подмена и это ваш способ отстаивать собственные границы: обидчику становится вас просто жаль. Или так вы перекладываете ответственность за ваши решения на других людей. Или, может быть, вы настолько боитесь проявлять злость и агрессию, что вызываете жалость к себе лишь бы не выходить в открытый диалог, не сталкиваться с реальностью.

Важно понимать, что все эмоции должны быть проявлены. Хотя бы потому, что они призваны для проявления вашего отношения к жизненным обстоятельствам. Например, агрессия нужна для того, чтобы сказать миру, что вас это не устраивает, что вы так не хотите, что были нарушены ваши границы.

Плаксивость и сентиментальность – это стратегия поведения женщины, которой в детстве транслировалось, что нужно быть «хорошей девочкой». Однако эта установка влечет за собой ранимость, неумение защищаться, пассивную жизненную позицию.

Я надеюсь, что вы готовы менять свое отношение к жизни, взять ответственность за себя и показать своему ребенку, что все в ваших руках. Нет понятия «не могу», есть понятие «не хочу». Принимайте решения, несите за них ответственность. Не только дочь сможет этому научиться, но и сама жизнь развернется лучшим для вас образом.

Уверена, что у вас все получится. Всего доброго.


Ольга Дорохова,
психолог сайта «Я — родитель»

Источник

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Читайте также:  Как себя ведет ребенок в 5 лет

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Читайте также:  Фталазол ребенку 5 лет при поносе

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник

  
  1. babymama вне форума

    Banned

    Сентиментальность ребенка

    Здравствуйте. У нас такая проблема. У меня очень сентиментальный ребенок, дочка 4,5 года. Папа уходит на работу — ребенок в слезы: папа ты придешь? возвращайся скорее к нам))) Я ухожу в магазин — ребенок тоже сидит со слезками: мама приходи скорее, я тебя буду ждать! Делаем замечания, ругаем по какому-либо поводу — очень обижается, плачет, уходит в другую комнату, берет общую фотографию ( где мы все вместе) и начинает » причитать» : какая у меня замечательная семья, я так люблю мамочку, какой у меня хороший папочка, они меня вчера так любили, а сегодня — плохие…..И т.д. Ребенок в целом очень активный, веселый, коммуникабельный ( в детском саду очень хвалят,что девочка очень умная, сообразительная, собранная). Вот я и не пойму в чем причина такой сентиментальности в таком раннем возрасте… Спасибо

  2. Ольга Енина вне форума

    Ведущий специалист

    Добрый день!

    Уточните, так было всегда? Как вы реагируете (что говорите, делаете), когда она начинает «папа, ты придешь?», «мама, ты придешь, я буду ждать»?

  3. babymama вне форума

    Banned

    Так было всегда с рождения ( естественно, когда научилась говорить), она всегда очень бурно реагирует на то, что кто-то отделяется и уходит, ей сразу становится грустно……В принципе, я тоже такой человек: не люблю прощаться (например, когда меня провожают на поезд родные…..всегда слезы накатываются…..Хотя понимаю, что скоро увижу родных..), какие-то передачи тоже вызывают слезы ( про детей например, когда пропадают детки или с ними что-то случается плохое)….Я кормила грудью дочку до 2 лет и у нас кончено очень сильная духовная связь, а с папой они много проводят времени, занимаются различными уроками ( рисуют, лепят, играют в конструктор, гуляют). В общем ребенок очень привязан к нам и мы конечно наверное ее слишком опекаем… Наверное в этом причина.

  4. Ольга Енина вне форума

    Ведущий специалист

    …тогда помогайте девочке отделяться. Не сердитесь на нее в моменты ее слез, вопросов. Рассказывайте, что грустить -это нормально. Формируйте понимание, что расставание -это не потеря и что можно себя занять чем-то важным.

  5. Мама киски-мурыски вне форума

    Участник

    Аватар для Мама киски-мурыски

    Вот у нас тоже такая ситуация, но началось с переходом в новый сад, утром доча (4 года) встает хорошо, одеваемся и как только расставаться начинаются слезы, я вас люблю, а как мама ты меня любишь)) Муж отвозит в сад и там перед входом в группу тоже самое)) И конечно плачет и я не могу понять, что я делаю не так?? Семья вполне благополучная, она у нас одна , играем , гуляем, она активна, весела, но вот эти слезы как-то удивляют, как надо относиться, чтобы этого не было , или это само пройдет??

  6. Ольга Енина вне форума

    Ведущий специалист

    Добрый день!

    переход ребенка в другой садик всегда связан с какими-то переживаниями: новые дети, ситуации. Поэтому сейчас ей нужно больше на вас переться, а отсюда и вопросы.
    Поинтересуйтесь ее жизнью в новом саду, не расстраивает ли что-то. Отнеситесь к ее таким вопросам, как к временной ситуации, связанной с адаптацией в саду.

  7. komiks вне форума

    Наш человек

    Хочу попросить совета , у нас похожая ситуация. Сыну 4 года, ведет себя так примерно с 2-х лет.
    Любая проблема у него вызывает слезы и расстройство… Например, он играет, разобрал модельку, собрать не может, слёзы… Садимся кушать , мам, покорми меня, нет кушай сам, ааааа слезы. Собираемся на улицу, давай одеваться, я не могу, я не умею, у меня НЕТ РУЧЕК (руки на месте, видимо просто лень) . Начинаю спрашивать про ручки : -играть ручки есть ? -Есть! — А одеваться ? -нет…
    Ходим в детсад, уже третий год. Все воспитатели хвалят, сам ложится спать, сам кушает, наполовину сам одевается.

  8. Ольга Енина вне форума

    Ведущий специалист

    Добрый день!

    Уточните, как вы действуете после его слов: докорми меня, одень меня и т. д.?

  9. komiks вне форума

    Наш человек

    Цитата Сообщение от Ольга Енина
    Посмотреть сообщение

    Добрый день!

    Уточните, как вы действуете после его слов: докорми меня, одень меня и т. д.?

    Сначала долго уговариваю, ты большой, кушай сам, после пяти минут я сдаюсь.

    У меня сыночек и дочка

  10. Ольга Енина вне форума

    Ведущий специалист

    Добрый день!

    раз в садике ест, одевается. значит может.
    раз дома вы в результате «сдаетесь» , он так и будет слезами, плаками добиваться услуг не по возрасту .
    Сначала решите для себя: я больше не докармливаю, не одеваю то, что может сам . Как только решите , вам станет легче донести это до ребенка .

Перепечатка материалов запрещена без письменного согласия администрации и авторов.  © 2000— Littleone®
Внимание! Этот сайт собирает метаданные пользователя (cookie, данные об IP-адресе и местоположении). Это необходимо для функционирования сайта.

Контактная информация · Рекламодателям · Политика конфиденциальности

Работает на vBulletin® версия 4.2.1
Copyright © 2020 vBulletin Solutions, Inc. Все права защищены.
Перевод на русский язык — idelena

 

 

Источник