Ребенок с зпр соматогенного развития

Ребенок с зпр соматогенного развития thumbnail

Гимранов Ринат Фазылжанович
Невролог, нейрофизиолог,  стаж — 33 года;
Профессор неврологии, доктор медицинских наук;
Клиника восстановительной неврологии.
Об авторе

Дата публикации: 16 июля, 2019

Обновлено: 4 декабря, 2020

Ребенок с ЗПР царь в семье

ЗПР соматогенного происхождения – это вариант задержки психического развития. Он формируется после рождения из-за внешних особенностей воспитания и ослабленного физического здоровья ребенка.

Особенность, отличающая соматогенную форму ЗПР от других, заключается в постепенном регрессе личности, происходящем по мере взросления. Изначально здоровый ребенок, под влиянием внешних факторов, теряет ранее сформированные навыки и умения.

Один из типов болезни, зависящий от психического состояния человека, поэтому достаточно легко поддается коррекции. Лучше – на фоне тесного сотрудничества специалистов психологов, дефектологов и близких родственников ребенка.

Этиология

ЗПР соматогенного генезиса имеет после родовое происхождение. Патология формируется в раннем детстве или младенчестве под влиянием разнообразных болезней соматического характера:

  • туберкулез;
  • болезни дыхательной системы (астма, муковисцидоз);
  • желудочно-кишечные заболевания, продолжающиеся долгое время;
  • пороки сердца разного типа;
  • почечная недостаточность;
  • ревматизм;
  • аллергия;
  • частые инфекционные заболевания.
Болезненный ребенок риск по соматогенному ЗПР

Из вышеперечисленных причин возникновения ЗПР соматогенного типа, можно сделать вывод, что проблема всегда приобретенная.

Ребенок рождается здоровым и некоторое время развивается соответственно возрасту. Однако постоянное болезненное состояние приводит к тому, что психические процессы начинают отставать в развитии. К 5-6 годам, при переходе к обучению, это становится наиболее заметно.

Проявления заболевания

ЗПР соматогенного происхождения характеризуется не только первичным отставанием, но и регрессом психических функций, чем объясняется постепенное ухудшение состояния больного с возрастом.

Это один из интереснейших типов ЗПР, так как провоцирует его развитие не столько физическое состояние, сколько влияние окружения. Родители, сами того не подозревая, в попытке позаботиться, часто наносят своим больным детям существенный ущерб.

Насчитывается 10 наиболее явных признаков, позволяющих диагностировать ЗПР соматического генеза:

Ребенок, утративший ранее имевшиеся навыки
  • Болезненность. Слабое физическое здоровье с рождения.
  • Успеваемость ниже выявленных интеллектуальных способностей.
  • Быстрая утомляемость.
  • Рассеянность.
  • Слабая память, обусловленная быстрым развитием усталости.
  • Проблемы с вниманием.
  • Невропатические реакции, вызванные психологическим восприятием своего дефекта. Нарушения сна, кошмары, страхи, расстройство аппетита.
  • Эмоциональные нарушения поведения. Низкая самооценка, капризность, плаксивость, впечатлительность, чрезмерная возбудимость, раздражительность, неустойчивость настроения.
  • Даже в школьном возрасте преобладают игровые интересы.
  • Невозможно проводить продолжительные занятия. Необходима постоянная смена деятельности.

В таком состоянии больного виноваты исключительно окружающие его взрослые. Изначально психически здоровый, равномерно развивающийся малыш начинает отставать не только из-за постоянного чувства истощенности, усталости, вызываемого болезнями, но и из-за отношения к нему окружающих.

Болезненных детей окружают гиперопекой, стараются создать им комфортные условия, избавить от малейших трудностей, которые приходится разрешать человеку на пути своего становления. Желая максимально облегчить существование ребенку, взрослые, сами того не желая, лишают его необходимых жизненных задач, которые должны бы понудить к развитию адекватных психических реакций.

Характеристика особенностей ЗПР соматогенного происхождения в научных статьях начинается с описания проблем интеграции в общество.

ЗПР соматогенного типа характерна для «домашних» ребят, которые из-за состояния здоровья или активной опеки взрослых лишены регулярного общения с сверстниками. Значит, не имеют опыта общения в социуме, быстро привыкают к своему «особому» положению больного.

Постепенно это приводит к эмоциональной неустойчивости, капризности, заниженной самооценке.

Капризный поачущий ребенок

Такой ученик избегает сложных, неизвестных ему задач, при неудаче в выполнении операции надолго бросает ее и любую другую деятельностью, боится выйти из «зоны комфорта».

Диагностика

Диагностика задержки психического развития в современной системе здравоохранения выполнима с первых месяцев жизни. Уже в 1 месяц жизни ребенок проходит полное обследование, в том числе попадает на прием к невропатологу. Врач обязан определить уровень развития первичных рефлексов у дитя, в норме ли его реакции на окружающий мир, правильно ли он реагирует на взрослых.

На приеме психолог, невропатолог, проводят тесты, призванные продемонстрировать развитость психических реакций различных типов, а затем делают свое заключение.

Психологическое тестирование при подозрении на соматогенную ЗПР

Для выявления причины расстройства проводится опрос родителей, изучается медицинская карта, организовываются исследования головного мозга малыша.

Лечение и профилактика

Лечение детей с диагнозом ЗПР соматогенного происхождения строится комплексно. Кроме лекарств для улучшения внимания, концентрации и памяти, наилучший результаты дает индивидуальный подходом в комплексном лечение и занятия у логопеда, психолога, дефектолога.

Узнайте подробнее о комплексном лечение ЗПР соматогенного происхождения

Внимание уделяется работе психолога, дефектолога, так как занятия с ними снимают первопричину расстройства, за относительно короткий срок преодолевают образовавшееся отставание.

Прогнозы

При раннем выявлении (в 5-6 летнем возрасте) ЗПР соматического происхождения, прогнозы специалистов оптимистичные. От отставания возможно полностью избавиться к подростковому возрасту. Но только с учетом тщательной коррекционной комплексной работы специалистов с ребенком и родителями.

Наиболее значимую роль в данном случае имеет окружение ребенка, так как именно его отношения чаще всего приводит к развитию заболевания.

Важно, чтобы близкие родственники поменяли свое восприятие малыша, проводили коррекционные мероприятия, которые им посоветуют психологи, дефектологи, логопеды.

При этом диагнозе, успех – в руках у родителей и членов семьи ребенка.

Читайте также:  Методика по изучению особенностей личностного развития ребенка

Общие рекомендации

Рекомендации специалистов направленны в первую очередь на то, чтобы избежать развития соматического ЗПР у детей.

Для этого нужно с вниманием относиться к болезненному ребенку, но не перегибать с опекой. Несмотря на болезненность, ему нужно пройти тот же путь развития, что и сверстникам. Ребенку придется сталкиваться с теми же задачами, трудностями, осваивать требующиеся навыки.

Также важную роль играет присутствие социального общения.

Семья играет с ребенком с ЗПР

Если погрузить малыша в общество сверстников невозможно, подбирается социальная группа, среда, в которой он сможет оттачивать социальные навыки.

При выявлении диагноза ЗПР соматогенного генеза, нужно в первую очередь обратиться к психологам, работающим с подобными расстройствами. Положительные изменения в психическом развитии появятся после разрешения психологических проблем, коррекционной работы над самооценкой самого пациента, оценкой им окружающего мира, людей и взаимоотношений с ними.

  1. Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
  2. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
  3. Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
  4. A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.
  5. Крыжановский Г.Н., Магаева С. В., Макаров С. В. Нейроиммунопатология.— М.,1997.— 283 с.
  6. Психология подростка. Полное руководство [Текст] / Под ред. А. Реана.- СПб.: Прайм-Еврознак, 2003.- 432 с.
  7. Esser G. Umschriebene Entwicklungs storungen [Текст]: Lehrbuch der Klinischen Kinderpsychologie und psychotherapie / G. Esser, A. Wyschkon; -Gottingen: Hogrefe, 2000.-S.
  8. A., Kuchma V.R., SuharevaL.M. Medical and social aspects of adaptation of modern teenagers to conditions of education, training and labor activity. Moscow.: GJeOTAR-Media; 2007.

Была ли эта статья полезна?

Вы можете подписаться на нашу рассылку и узнать много интересного о лечение заболевания, научных достижений и инновационных решений:

Приносим извинения!

Как можно улучшить эту статью?

Более подробную информацию, возможно уточнить у врачей-неврологов, на нашем форуме!Перейти На Форум

Если у вас остались вопросы, задайте их врачам на нашем форуме!

Перейти на форум

ДОБАВИТЬ/ПОСМОТРЕТЬ КОММЕНТАРИИ

Гимранов Ринат Фазылжанович

Записаться к специалисту

×

Источник

Задержка психического развития (ЗПР) — это педагогическая характеристика развития ребенка, которая не является медицинским диагнозом (в Международной классификации болезней 10 пересмотра нет такого диагноза).

Вспоминается метафора психиатра Г.Е. Сухаревой о ЗПР: «Подушка для ленивой головы».

Многим детям с отставанием до 5-5,5 лет пишут в заключениях «ЗПР», «ЗПРР», в том числе и врачи, имея в виду, что уровень развития высших психических функций ребенка не соответствует возрастной норме. В дальнейшем эта характеристика будет уточняться, то есть после 5 лет часть из этих детей, возможно, получит уже медицинский диагноз «умственная отсталость». Для того, чтобы четко разграничить умственную отсталость в легкой степени и ЗПР, необходимо проведение теста Векслера, который проводит клинический психолог.

Для ребенка с ЗПР характерно:

  • Незрелость операций мышления;
  • Трудности произвольного внимания (низкий объем, концентрация, переключаемость);
  • Сужение объема слухоречевой памяти;
  • Несформированность процессов восприятия;
  • Преобладание игровых интересов над познавательными (это можно выявить в возрасте после 7 лет в ситуации обучения);
  • Показатель IQ, по тесту Векслера, находится в диапазоне 80-89 баллов (это можно определить только после 5 лет).

Классификация ЗПР по эпигенетическому принципу. Причины ЗПР

  1. 75% от случаев ЗПР – это задержка церебрально-органического генеза, то есть в основе лежит недостаточность функционирования мозга и его проводящих путей (часто – последствия неблагополучной беременности, проблем в родах и т.д.).
  2. ЗПР конституционального происхождения. Так называемый гармонический инфантилизм, когда в психофизическом отношении ребенок несколько отстает от сверстников. Это обусловлено наследственными причинами. Ребенок может быть более внушаем, эмоционален, чем его сверстники. В целом он и выглядит на более младший возраст (разница с реальным возрастом – 1-1,5 года).
  3. ЗПР соматогенного происхождения. Здесь задержка обусловлена ослабленностью организма, частыми, хроническими соматическими болезнями ребенка. Общий тонус тела и психики ребенка понижен. Часто ситуация осложняется гиперопекой со стороны семьи.
  4. ЗПР психогенного происхождения (сюда же относится педагогическая запущенность). Причина – в неблагоприятных психосоциальных условиях. Раньше было принято считать, что такая задержка может встречаться только у детей из неблагополучных семей (безработные, тунеядцы, алкоголики и т.д.). Сейчас все чаще встречаются случаи, когда, несмотря на финансовый достаток, тип воспитания в семье является негармоничным, в частности, у ребенка не развивается необходимый уровень саморегуляции, осведомленности, самообслуживания в виду гиперопеки, непоследовательности, воспитательной неуверенности, тревожности родителей.

Психологическая классификация ЗПР, по Н.Я. и Н.Н. Семаго

Данная классификация ЗПР отражает не причины, а структуру нарушения.

В группе нарушений развития ребенка чета Семаго выделяет две принципиальные категории:

  • Задержанное развитие;
  • Парциальная (частичная) несформированность высших психических функций (и здесь будет три варианта).
Читайте также:  Развивающие программы для развития ребенка

По сути, это все будет вариантами ЗПР, но с разной структурой. Мы рассмотрим первую категорию. Ее можно назвать «истинным ЗПР», т.к. именно представители данной категории характеризуются замедлением темпа созревания психики. Здесь авторы выделяют гармонический инфантилизм и дисгармонический инфантилизм. Как понятно из названия, гармонический – значит равномерный, а дисгармонический – наоборот.

Гармонический инфантилизм ЗПР

Как уже было сказано выше, такой ребенок выглядит младше своего возраста на 1-1,5 года. Интеллектуальное и эмоциональное развитие соответствует тому возрасту, на который он выглядит. Задержаны равномерно все сферы психики, то есть ребенок позже созревает в силу своей конституции (возможно действие наследственных факторов). Эмоциональная, познавательная сферы ребенка соответствуют уровню, характерному для более младшего возраста. Ребенок с гармоническим инфантилизмом более внушаем, наивен, его эмоции более яркие и непосредственные, даже для школьника преобладают игровые мотивы в деятельности. Интеллектуальной деятельностью быстро пресыщаются, хотя в игре часто неутомимы. Им сложно следовать установленным правилам поведения (например, в школе).

Специфической коррекции для данного вида ЗПР не требуется. В школу их отдавать нужно как можно позже, в идеале – ближе к 8 годам. Необходимо создавать развивающе-профилактическую среду, то есть следить за тем, чтобы ребенок прошел все нормативные уровни развития и сформировал к школе необходимые способности, «дозрел». Некоторым детям этого типа нужны занятия с логопедом. Важно соблюдение режима дня, общеукрепляющие моменты, наблюдение хорошего педиатра. Для развития саморегуляции подойдут игры с правилами (любые, важно, чтобы ребенок усвоил действие по правилам, научился ждать своей очереди). Для развития координации, улучшения работоспособности хорошо использовать двигательную нейрокоррекцию. Прогноз благоприятный. Дефектолог-олигофренопедагог такому ребенку не нужен.

Дисгармонический инфантилизм (неравномерно задержанный тип)

Такой ребенок часто также выглядит младше своих лет. Характерны хронические заболевания (например, аллергии, нарушения зрения, болезни пищеварительной, дыхательной систем), соматическая ослабленность. Также авторы классификации отмечают, что у детей с дисгармоническим инфантилизмом часто встречается нарушение межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки). При этом дисгармония проявляется в том, что интеллектуальная сфера опережает эмоционально-волевую. У таких детей слабая произвольная саморегуляция, они могут быть капризны, эмоционально неустойчивы, не уравновешены, легко истощаемы, недостаточно критичны к себе. Самооценка часто либо завышена, либо занижена. Обучаемость может быть при этом на высоком уровне. Пространственные представления как база невербального интеллекта могут также развиваться с опережением.

Коррекция при этом типе ЗПР должна включать гармонизацию эмоциональной сферы (здесь хорошо подойдет арт-терапия, песочная терапия, а также семейная психотерапия с акцентом на детско-родительские отношения), двигательную нейрокоррекцию (улучшение нейродинамики, межполушарного взаимодействия, работоспособности), развитие функций программирования и контроля – лобные доли (в рамках когнитивной нейрокоррекции), наблюдение и лечение у профильных врачей по поводу соматических проблем. Прогноз в интеллектуальном отношении благоприятный, однако в личностном отношении – есть риски формирования акцентуаций, психопатий, отклоняющегося поведения.

Парциальная (частичная) несформированность ВПФ (высших психических функций)

В группе недостаточного развития (ЗПР), по классификации Семаго, выделяется две подгруппы: задержанное развитие («истинные» ЗПР – гармоничный и дисгармоничный инфантилизм) и парциальная несформированность высших психических функций.

При гармоничном и дисгармоничном инфантилизме психика в процессе развития проходит все стадии, и функции созревают. То есть к 9-11 годам ребенок догоняет сверстников.

В случае с частичной несформированностью ВПФ развитие событий иное. Это не просто темповая задержка созревания психики. У такого ребенка характерна другая структура нарушения. Можно сказать, что какие-то из звеньев психики не дозревают до нормы. Получается некая «мозаика» из дозревших и недозревших ВПФ. При этом, поскольку все функции психики влияют друг на друга, в возрасте после 8-9 лет этот тип нарушения может быть квалифицирован уже как дисгармоничный (то есть речь идет об искажении личностного развития) или тотальное недоразвитие (умственная отсталость, если ситуация была пограничная).

При этом парциальная несформированность ВПФ имеет церебрально-органическое происхождение (то есть имеют место быть повреждения мозга).

В этой категории выделяется три вида:

  1. Парциальная несформированность ВПФ с преимущественной несформированностью регуляторного компонента.

Представьте «классического» ребенка с СДВГ. Характерны:

  • Импульсивность;
  • Двигательная и часто речевая расторможенность;
  • Трудности произвольности в деятельности (когда самому интересно – делает легко; а когда «надо» — волевой компонент не может обеспечить сосредоточение);
  • Преобладание игровых интересов над познавательными;
  • При достаточно жестком контроле со стороны взрослого способны к выполнению познавательных задач;
  • Могут наблюдаться трудности понимания сложных речевых оборотов.

Коррекция:

  • Нейропсихологическая коррекция по формированию функций программирования в деятельности, самоконтроля, саморегуляции;
  • Психологическая помощь ребенку и семье по ситуации;
  • Наблюдение детским неврологом и/или психиатром.

При этом физически ребенок развит по возрасту.

Прогноз: проявления остаются во взрослом возрасте, но в целом при условии ранней помощи прогноз благоприятный. В худшем случае – есть риски нарушений личности, вторичных проблем в обучении, отклоняющегося и асоциального поведения.

  1. Парциальная несформированность ВПФ преимущественно вербального и вербально-логического компонента.

В эту группу попадает большинство так называемых «речевых» детей, у которых ранее стояли диагнозы: «ЗРР», «ОНР», «СНР», «дисфазия развития», «алалия».

Читайте также:  Влияние на развитие ребенка

Для данного нарушения характерны:

  • Низкая речевая активность, специфика речи;
  • Нарушения звукопроизношения;
  • Трудности понимания грамматики, логико-грамматических конструкций;
  • Моторная неловкость, диспраксия;
  • При тестировании неречевой интеллект превышает показатели речевого;
  • В речи могут быть смысловые замены (имеет в виду одно, а говорит другое слово);
  • Часто – трудности формирования пространственно-временных представлений;
  • Тревожность, неуверенность в себе;
  • Могут наблюдаться заикание, тики, энурез;
  • Могут быть трудности межполушарного взаимодействия (леворукость, неустоявшийся выбор ведущей руки);
  • Такие дети могут быть соматически ослаблены – аллергии, заболевания желудочно-кишечного тракта, дыхательные.

Коррекция:

  • Логопед-дефектолог на длительный срок (на несколько лет, включая и начальную школу);
  • Нейропсихологическая коррекция должна включать формирование пространственно-временных представлений и развитие межполушарных связей;
  • При позднем начале коррекции – дефектолог-олигофренопедагог (т.к. вторично страдает мышление);
  • По необходимости – психологическая помощь ребенку и семье.

Прогноз: при ранней и грамотно выстроенной коррекции достаточно благоприятный. В худшем случае (при несоблюдении рекомендаций и позднем начале мероприятий): риск формирования эмоциональных нарушений, проблем в обучении, закрепления речевой патологии. В школе – повышенный риск развития дислексии и дисграфии. Со стороны невролога таким детям часто ставится диагноз «неврозоподобный синдром».

  1. Парциальная несформированность ВПФ смешанного типа.

Это самый сложный в коррекционном и диагностическом плане вариант, промежуточный между умственной отсталостью и ЗПР. Для таких детей характерны:

  • Выраженные проблемы адаптации, низкие адаптационные возможности;
  • Низкая активность, низкая работоспособность;
  • На фоне утомления — проявления импульсивности;
  • Недостаточная сформированность операций мышления;
  • Неразвитость различных форм восприятия, в том числе фонематического слуха;
  • В процессе обучения затруднен перенос на аналогичный материал;
  • Трудности с концентрацией внимания и слабая память;
  • Занижена самооценка, повышен уровень тревожности;
  • Могут быть протестные формы поведения;
  • Несформированность пространственных представлений;
  • Трудности понимания сложных речевых конструкций.

Коррекция:

  • Повышение уровня общей активности и тонуса (в том числе ЛФК);
  • Занятия с дефектологом-олигофренопедагогом;
  • Коррекционная школа;
  • Занятия по формированию регуляторного компонента психики и пространственных представлений (нейропсихолог);
  • По необходимости – помощь психолога ребенку и семье.

Прогноз: в зависимости от качества коррекции, социально-семейного окружения очень различный.

Отличие ЗПР от умственной отсталости

Дифференциальную диагностику этих двух состояний можно провести с 5-5.5 лет. То есть получается, что до 5 лет врачи (неврологи, психиатры) на практике пишут в заключении «ЗПР», а далее уже выставляется диагноз (помним, что по текущей международной классификации болезней ЗПР не является медицинским диагнозом).

Для того, чтобы достоверно отделить УО от ЗПР, необходимо провести диагностику с помощью детского теста Векслера. Существуют и другие диагностические инструменты, которые помогают «измерить» степень и структуру задержки развития психики, но на текущий момент только по Векслеру есть четкая градация: при УО ребенок набирает менее 69 баллов. При этом оптимально проводить тестирование в возрасте около 8 лет. Как на практике, так и по результатам теста, есть «прослойка» детей, которые имеют достаточно грубую задержку развития на церебрально-органической почве, но тем не менее еще не относятся к категории УО.

Отличия УО от ЗПР на практике:

  • Ребенок с УО не имеет познавательного интереса;
  • Не переносит усвоенный материал на другой аналогичный;
  • После перерыва в занятиях – «как чистый лист», то есть очень плохо усваивается то, что было пройдено, не актуализируется;
  • Разница между актуальным уровнем развития и биологическим возрастом – более 2 лет;
  • У детей с УО не формируется абстрактное мышление;
  • Ребенок с ЗПР даёт лучшую динамику, а также успешно справляется с заданиями из «зоны ближайшего развития» с помощью взрослого;
  • Игровая подача материала повышает результат у ребенка с ЗПР, в то время как при УО ребенок соскальзывает с задания в игру;
  • Изобразительная деятельность у детей с ЗПР, как правило, развита лучше.

Нейропсихологический аспект при ЗПР

Нейропсихологическое обследование детей 7-10 лет с ЗПР церебрально-органического происхождения (И.И. Мамайчук) выявило 4 группы по симптомокомплексам нарушений:

  1. Нейродинамическая недостаточность: истощаемость психических функций (здесь проблема 1 функционального блока мозга, то есть подкорковых структур, которые снабжают кору энергией). У таких детей есть проблема с вниманием, памятью.
  2. Более грубые нейродинамические нарушения (также 1 ФБМ), которые характеризуются инертностью психических процессов.
  3. Первичная дефицитарность отдельных корковых и подкорковых функций (несформированность зрительно-пространственного восприятия, диспраксия).
  4. Сочетание нейродинамических проблем с дефицитом отдельных функций (3.9% от всех испытуемых, эти дети испытывали существенные трудности в обучении).

Медицинские диагнозы, которые могут выставляться врачами ребенку с ЗПР:

  • «гиперкинетические расстройства» (F90)
  • «специфические расстройства развития учебных навыков» (F81)
  • «специфические расстройства речи» (F80)
  • «смешанные специфические расстройства развития» (F83)
  • «органическое эмоционально-лабильное расстройство» (F6)

Возможны и другие диагнозы в зависимости от структуры нарушения и ведущих дефицитов.

Нейропсихолог Александрова О.А.

Для записи на консультацию нейропсихолога звоните по телефону (812) 642-47-02 или заполните форму на сайте.

Источник