Ребенок с задержкой речевого развития в детском саду
Задержка речевого развития (ЗРР) – один из самых распространенных диагнозов у современных детей дошкольного и младшего школьного возраста. Это речевое нарушение характеризуется отличительными особенностями в различные возрастные периоды. Программа обучения детей с задержкой речевого развития разрабатывается с учетом возрастных особенностей детей с ЗРР и индивидуальных проявлений речевого дефекта в каждом конкретном случае.
Общие особенности детей с ЗРР
Задержка речевого развития – это отставание в развитии речевых функций, не связанное с органическими изменениями и патологиями в формировании центральной нервной системы или органов речи человека. ЗРР возникает по различным причинам, среди которых патологическое протекание первого триместра беременности матери (токсикозы, инфекционные заболевания, резус-конфликт, гормональные нарушения и др.), осложненные роды, сопровождающиеся травмами, кислородным голоданием появляющегося на свет младенца, а также болезни в период раннего детства и неблагоприятные условия жизни малыша.
Важно! ЗРР объясняется тем, что нервная система малыша развивается медленнее, чем у сверстников. Все речевые навыки в раннем возрасте, детском саду и школе появляются при ЗРР позднее, чем у их ровесников, которые растут в темпе, считающемся нормой.
Разница в сформированности речевых функций у детей с ЗРР и детей без ЗРР особенно заметна в младшем и среднем дошкольном возрасте. После комплексного обследования в детском саду реализуется коррекционная программа с детьми 3 лет при ЗРР. К школе при условии организации целенаправленной коррекционной работы отставание детей с ЗРР в большинстве случаев ликвидируется. Нужно помнить, что полностью преодолеть ЗРР без помощи взрослых ребенку не удастся. Если не проводить логопедическую и общеразвивающую работу в раннем возрасте, детском саду и школе, ЗРР может привести к отставанию в психическом развитии, станет причиной сложностей в социализации и личностном развитии.
Симптомы ЗРР в раннем возрасте
Ранний возраст – важный этап в жизни маленького человека, когда формируются психические функции, личность, характер. В раннем возрасте (до полутора лет) нормально развивающийся малыш воспринимает речь окружающих его людей и «накапливает» первые слова, необходимые для дальнейшего продуцирования самостоятельной речи. К трехлетнему возрасту, то есть к детскому саду, завершается формирование речевых центров в коре головного мозга, малыш должен владеть достаточных количеством слов родного языка и его грамматическим строем.
Задержку речевого развития детей раннего возраста можно распознать, если они в возрасте 3-4 месяцев не «гулят» и не произносят первых «лепетных» слов. Лепет у детей с ЗРР в раннем возрасте появляется позднее, чем у ровесников, при этом, как правило, количество «лепетных» слов очень малое, они не различаются интонацией.
Уже в раннем возрасте ребенку, который испытывает трудности в продуцировании самостоятельной речи, нужна помощь взрослых.
Специалисты по раннему возрасту указывают на ведущие признаки ЗРР (таблица).
Возраст | Симптомы ЗРР у детей |
4 мес. |
|
9 мес. |
|
12 мес. |
|
1,5 г. |
|
2 г. |
|
2,5 г. |
|
3 г. |
|
ЗРР и ранний возраст – до конца не изученная проблема современной дефектологии, психологии и неврологии. Сложность заключается в установлении точного диагноза при наличии симптомов, общих для различных отклонений в развитии: ЗРР, алалии, ЗПР; одним из проявлений заболевания является ЗРР при аутизме в раннем возрасте и детском саду.
Родителям необходимо иметь в виду, что у большинства детей с ЗРР сохранный интеллект, они понимают обращенную к ним речь с небольшим отставанием от средней возрастной нормы. Однако достаточно часто родители, встревоженные признаками ЗРР у детей в раннем возрасте, начинают проявлять настойчивость, просят: «Скажи! Повтори! Назови свое имя!» Такой подход в корне неправильный, он является причиной того, что у малыша в раннем возрасте и детском саду формируется так называемый «речевой негативизм», нежелание устанавливать вербальный контакт. Задержка речевого развития в раннем возрасте и детском саду требует создания вокруг ребенка речевой среды, в которой у него появились бы мотивы к говорению. Малышу необходимо, чтобы близкие и другие взрослые говорили с ним, показывали окружающие предметы, называя их, читали книжки, рассказывали сказки, пели песенки, проявляли к нему искренний интерес, а не заменяли «живое» человеческое общение телевизором, компьютерными играми и мобильным телефоном.
Возрастные особенности дошкольников с ЗРР
Ребенок идет в детский сад в два с половиной – три года. В это время нормально развивающийся малыш использует 50-100 слов, способен строить фразы из 2 и более слов, с интересом задает вопросы, вступает в диалог со взрослыми, ежедневно пополняет пассивный и активный словарь, к 5 годам учится строить монолог.
Сложности в общении в детском саду с ровесниками и взрослыми наиболее остро испытывают дети с ЗРР, и садик помогает выявить эти проблемы во взрослении малыша, которого никто не может понять. В результате задержка речевого развития в детском саду приводит к тому, что дети с ЗРР чаще всего перестают пытаться установить контакты с другими дошкольниками. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать и по отставаниям в формировании координации движений, мелкой моторики, ловкости, быстроты движений. Задержка речевого развития дошкольников проявляется в замедленном освоении всех уровней родного языка: фонетико-фонологического, семантического, лексико-грамматического, морфологического, синтаксического.
При обследовании логопедов в детском саду и школе выясняется, что дети затрудняются в повторении за взрослым движений языком и губами, в произнесении звуков и сочетаний звуков. ЗРР у детей проявляется в том, что у них в активном запасе достаточное количество имен существительных (до 120-150), обозначающих хорошо известные предметы, но отсутствуют слова, называющие признаки, процессы, не сформированы навыки образования грамматических форм слова и различения форм слов в звучащей речи. Детей с ЗРР в детском саду можно узнать по неправильно образованным звукам, упрощенным словам («ки» вместо «киса», «мя» вместо «мяч», «то» вместо «стол» и др.), по перестановкам или пропускам звуков или слогов в словах.
Как правило, дошкольник с ЗРР воспринимает и понимает обращенную к нему речь, выполняет простые просьбы взрослых, показывает известные ему предметы в комнате или на картинке, но не готов к продуцированию самостоятельной речи. Коррекция ЗРР у ребят дошкольного возраста является важной задачей родителей и педагогов, так как у детей в дальнейшем появляются проблемы с совершенствованием функций психики (памяти, восприятия и др.), познавательного интереса и коммуникативных навыков, адаптацией в детском коллективе, общим интеллектуальным развитием и обучением в школе.
Коррекция задержки речевого развития у младших дошкольников включает не только логопедическую работу, но и общеразвивающие занятия по ознакомлению с окружающим миром, освоение разнообразных видов деятельности, знакомство с различными видами искусства, разностороннюю подготовку к школе.
ЗРР у младших школьников
Школа для детей с задержкой речевого развития является сложнейшим этапом жизни. В первом-втором классе школы у детей с ЗРР сохраняется комплекс речевых нарушений всех уровней:
- проблемы с правильным звуковосприятием и звукопроизношением;
- затруднения со слогообразованием и выстраиванием слов;
- ограниченный пассивный и активный лексический запас;
- несформированность грамматических категорий (изменения слов по падежам, лицам, числам, родам);
- отсутствие в словаре местоимений, предлогов, союзов, наречий, причастий, деепричастий;
- дефицит фразовой речи.
Задержка речевого развития в школе приводит к сложностям разного типа:
- психологический барьер в общении с одноклассниками и педагогами;
- затрудненность адаптации к новым условиям школы, когда на смену игровой деятельности приходит учебная;
- трудности с освоением учебной программы по всем предметам;
- снижение самооценки, формирование комплексов и неврозов.
Такие проявления сближают аутизм и задержку речевого развития: в школе ребенок старается быть один, избегает контактов со сверстниками и педагогами, испытывает панику в непривычных ситуациях, отличается повышенной тревожностью.
После выявления детей с ЗРР с ними организуется индивидуальная коррекционная работа в логопедическом пункте школы, для каждого ученика разрабатывается обучающая программа при ЗРР. Детям с ЗРР необходима помощь психолога школы и активное участие родных и близких в коррекционных мероприятиях.
В раннем возрасте, детском саду, начальной школе детям с ЗРР необходимо внимание взрослых: прежде всего не педагогов, а членов семьи. Именно коммуникативная среда, созданная в семье, поможет преодолеть отставание и сформировать речевую деятельность в соответствии с возрастными требованиями. Коррекция нарушений в речи достигает цели благодаря комплексу мероприятий, направленных не общее развитие психических функций, включение ребенка в разнообразные виды практической и познавательной деятельности дома, в детском саду и школе.
Видео
088
Источник
Выступление на тему:
«Система коррекционной работы с детьми, имеющих задержку речевого развития в условиях реализации ФГОС ДО»
Для организации инклюзивного образования в соответствии с ФГОС в ДОУ должны учитываться индивидуальные потребности детей с ОВЗ, связанные с их жизненной ситуацией и состоянием здоровья, определяющие особые условия получения им образования. Создаются специальные образовательные программы, применяются различные методы обучения, воспитания, приобретаются учебные пособия, дидактические материалы, технические средства. Педагогами и специалистами дошкольных образовательных учреждений проводятся индивидуальные и групповые коррекционно – развивающие занятия, организован комплексный подход, создается доступная среда. ДОУ должно обеспечить равные возможности детей в получении качественного дошкольного образования. Поэтому, для организации инклюзивного образования немаловажным становится налаживание системы ранней комплексной помощи.
Роль развития речи ребенка в первые годы жизни трудно переоценить. Овладение речью перестраивает процессы восприятия, памяти, мышления, совершенствует все виды детской деятельности и «социализацию» ребенка.
Доказано, что любое нарушение в ходе развития речи отражается на деятельности и поведении детей. Особенностью предположительно темповых задержек речевого развития детей в раннем возрасте, как считают исследователи, является их обратимость, что связано с высокой пластичностью детского мозга. Следовательно, оказанная ребенку раннего возраста помощь во многих случаях способна предупредить тяжелые формы общего недоразвития речи, в значительной степени ускорить ход речевого и умственного развития ребенка. В связи с этим проблема раннего опознавания и коррекции отклонений в речевом развитии у детей раннего возраста приобретает особое значение для их дальнейшего полноценного развития и обучения.
В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада, поэтому в настоящее время отмечается заметный прогресс в развитии логопедии: изучаются особенности доречевого развития детей с органическими поражениями ЦНС, определяются критерии ранней диагностики и прогноза речевых нарушений, развиваются приёмы и методы превентивной (предупреждающей развитие дефекта) логопедии. Все эти направления исследований значительно расширили и повысили эффективность коррекционной логопедической работы.
Речь – это сложная функция, и развитие её зависит от многих моментов. Большую роль здесь играет влияние окружающих, ребенок учится говорить на примере речи родителей, педагогов, друзей. Очень важно, чтобы ребенок с раннего возраста слышал речь правильную отчетливо звучащую, на примере которой формируется его собственная речь.
Задержка речевого развития — это замедление темпа, при котором уровень речевого развития не соответствует возрасту ребенка. С каждым годом увеличивается число детей, страдающих задержкой речевого развития. Их уровень развития речи характеризуется очень нечетким и нестабильным звуковым оформлением. Такие дети владеют артикуляцией самых простых звуков, которыми заменяют все остальные. Характерным для их речи является отсутствие слов. Дети не способны воспроизвести их слоговую структуру. Как правило, это неговорящие дети. Их активная речь состоит из отдельных аморфных слов-корней («ма» вместо мама, «па» вместо папа, «ав» — собака, «би-би» — машина и т.д.) У неговорящих детей обычно еще нет потребности подражать слову взрослого, а если есть речевая подражательная деятельность, то она реализуется в слоговых комплексах, состоящих из двух-трех плохо артикулируемых звуков: «согласный + гласный» или, наоборот, «гласный + согласный». В активном словаре неговорящих детей насчитывается от 5-10 до 25-27 слов. Наличие вышеуказанной проблемы у многих детей можно диагностировать уже в раннем возрасте – в 1,5-3 года. Однако квалифицированную систематизированную помощь ребенок с нарушениями речевого развития чаще всего получает только в 4-5 лет при оформлении в логопедические группы в ДОУ. Если своевременно не обратиться к специалисту, это может привести в дальнейшем к появлению вторичных нарушений в развитии: задержка психического развития, несформированность коммуникативных навыков, негативные изменения в развитии личности ребенка — формирование замкнутости и закомплексованности.
Подробнее остановимся на коррекционно-логопедической работе с детьми с ЗЗР. Выделяют три фактора в основе формирования речи. Первый фактор – обогащение чувственного опыта ощущений, восприятий, представлений, а также развитие движений, действий и всей деятельности ребенка. Второй фактор – установление частого эмоционально-положительного контакта. Третий фактор – создание благоприятных условий для развития подражания и самостоятельной речевой активности.
Коррекционная логопедическая работа, несомненно, должна опираться на все эти факторы. Считается, что при ЗРР наиболее эффективными оказываются стимулирующие методы воздействия. Качественно они практически не отличают от тех, которые используются для развития речи обычных детей, но в количественном отношении должны во много раз превосходить их и подаваться в утрированно выразительной, эмоциональной форме. Расчет при этом делается на спонтанные компенсаторные механизмы, аналогичные тем, которые обеспечивают развитие здорового ребенка. Учитывая все эти факторы логопедическое воздействие должно быть, направлено как на внешние, так и на внутренние факторы, обуславливающие нарушения речи. Коррекционно-логопедическое воздействие представляет собой сложный педагогический процесс, направленный, прежде всего на коррекцию и компенсацию нарушений речевой деятельности. Следует помнить, что на данном возрастном этапе (2-3года) правильная артикуляция звуков не должна быть основной заботой, гораздо важнее сформировать необходимые для речевого общения предпосылки и, что очень важно, потребность в нем. Возраст от 2 до 3-х лет является периодом развития речи, когда она развивается наиболее интенсивно и совершенствуется как деятельность.
Коррекционная работа с детьми с задержкой речевого развития должна стимулировать моторное, сенсорное, перцептивное, речевое развитие ребенка, должна позволить постепенно, естественно пройти ступени речевого развития, сообразуясь с закономерностями формирования речевых категорий при онтогенезе.
Эффективность коррекционно-логопедической работы во многом зависит от соблюдения следующих условий:
• Обучение должно строиться с учётом онтогенетического принципа (учёт закономерностей развития детской речи в норме);
• Обучение должно основываться на системно-структурном подходе к диагностике и коррекции имеющихся нарушений, на деятельностном подходе в обучении на индивидуальных коррекционных занятиях.
• Использование в качестве основы коррекционно-развивающего обучения занимательно-игровых методов и приёмов.
• Необходимо обеспечить ребёнку в процессе обучения субъективное переживание успеха на фоне определённой затраты усилий.
• Увеличение требований к возрастанию трудности заданий, следует осуществлять с учётом возможностей ребёнка.
• Коррекционно-развивающая работа должна осуществляться на основе диагностики.
• Необходимо разработать индивидуальную коррекционную программу, предполагающую максимальное использование потенциальных возможностей ребёнка в зоне его ближайшего развития.
Основная задача корекционно-логопедического воздействия:
Корректировать речевой дефект параллельно с работой, стимулирующей развитие ребенка во всех функциональных областях:
а) совершенствование моторных функций (общей моторики, мелкой моторики, артикуляционной моторики);
б) воспитание навыков перцепции: развитие слухового, зрительного и тактильного восприятия
Основные направления коррекционной логопедической работы:
- Развитие импрессивной речи.
Хочу остановиться на развитии импрессивной и экспрессивной речи. Основным средством развития импрессивной речи является называние предметов, явлений окружающего мира, их изображений. С неговорящими детьми, которые плохо понимают обращенную к ним речь, нужно начинать с подробного проговаривания ситуации. Логопед, родители, используя различные ситуации в игре, на прогулках и т.п., называют предметы, которые берет ребенок, действия, совершаемые ребенком с этим предметом, и ощущения, которые испытывает ребенок (тепло, холодно, мягко, вкусно и т.д.). Пополняя пассивный словарь новым словом, желательно, чтобы ребенок исследовал предмет, используя все пять органов чувств. При этом необходимо, чтобы он взаимодействовал с этим предметом. На первых этапах развития понимания речи не следует требовать от детей точности понимания отдельных слов: там – тут, открой – закрой. Дети опираются в понимании речи не на различное звуковое выражение слов, а на широкий контекст вопроса. Поэтому вопросы педагога, логопеда в беседах, направленных на выявление понимания слов, предложений должны содержать подсказывающие слова: «положи книгу на стол», «возьми книгу с полки». Все слова проговариваются с естественной интонацией, без скандирования, но с несколько нарочитым выделением ударного слога. Усвоение слов пассивного словаря осуществляется и через проведение различных игр. Например, «поручения», которые можно выполнять и дома. Сначала ребенок выполняет одну инструкцию, затем две инструкции, потом три подряд: «Пойди, принеси бабушке очки; пойди, принеси бабушке очки, а дедушке газету. Пойди, принеси маме тапочки, бабушке чашку, а папе газету.
В формировании пассивного словаря желательно использовать предметные и сюжетные картинки. На столе расположены картинки с изображениями предметов. Попросить показать: собаку, шубу, вазу, сыр, цветок. Дать ребёнку задания: «Дай маме шубу, а мне цветок. Мне кошку, а маме ложку» и т.д. «Холодно, на улице идет снег, что мама наденет?…». «Я хочу пить… Куда я налью чай?». Ведется работа и с сюжетными картинками. Вначале изучаются глаголы, обозначающие действия людей или животных с называнием того, кто совершает действия. «Покажи, где девочка рисует, где скачет лошадка, где спит малыш?» Затем изучаются действия, совершаемые одним лицом. «Покажи, где мальчик бежит, где мальчик стоит, где мальчик рисует?» Или определяется объект действия: «Покажи, кто здесь рисует? Кто катается? Кто читает? Кто танцует? Кто умывается?»… и т.д.
- Развитие экспрессивной речи
Ответственный момент в логопедической работе с детьми с задержкой речевого развития – создание потребности подражать слову взрослого. В логопедической работе с детьми важно создать потребность подражать слову взрослого. Логопед постоянно задает ребенку вопросы с целью вызвать стремление к общению с взрослыми с помощью речевых средств, имеющихся в его активном словаре (восклицаний, отдельных звуков, слогов, звукоимитации). Подражание может выражаться в любых звукосочетаниях. Следует создавать условия, при которых ребенку хотелось бы произносить одни и те же словосочетания повторно. Стимуляция речевых подражаний тесно связана с практической деятельностью ребенка (игрой, наглядной ситуацией). Именно в игре развивается речь ребенка. Это и сюжетные игры (Например «Позовем гостей», “Айболит”, «Паровозик»), можно поиграть с куклами би-ба-бо и показать «кукольный театр», где перед ребёнком разыгрываются сюжеты с несколькими действующими лицами. Такого рода спектакли, как правило, вызывают у малышей речевые реакции, связанные с эмоциональной вовлечённостью в игровой процесс (Например: сказки «Теремок», «Лиса и Заяц»)
Используется сюрпризный момент: из-за ширмы, из “чудесного” мешочка, из кукольного домика появляется игрушка, побуждая ребенка к произнесению звукоподражания и игровым действиям с ней.
- Развитие общей моторики.
Чем выше двигательная активность ребенка, тем лучше развивается его речь. Взаимосвязь общей и речевой моторики изучена и подтверждена исследованиями крупнейших ученых. Коррекцию речевых нарушений целесообразно начинать с формирования моторных навыков, основных и общих развивающих движений. С помощью простых упражнений на развитие общей моторики – движений рук и ног, поворотов головы, наклонов туловища, учим ребёнка выслушивать и запоминать задания, а затем выполнять их. Игры: “Мишка косолапый”, “Дерево на ветру”, “Зайка серенький сидит”
Наблюдая за животными и птицам, можно предложить малышу повторить их движения — как ходит мишка, кошка, собачка, прыгает зайка, лягушка, летают птички.
Таким образом, целенаправленный, систематический курс двигательных упражнений, игр, заданий в сочетании с сопровождающим эти движения текстом (лучше стихотворным) является мощным, а главное, естественным средством формирования речевых функций.
- Развитие мелкой моторики.
Движение пальцев и кистей рук имеет особое развивающее значение. Простые движения кистей рук, пальцев помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают умственную усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развить речь ребенка. Например, использование:
- пальчиковой гимнастики. С помощью стихотворного ритма совершенствовать произношение, отрабатывать определенный темп речи, развивать речевой слух: “Сорока-ворона”, “Ладушки”, “Этот пальчик дедушка”;
- пальчиковых игр с музыкальным сопровождением: “Стульчик”, “Зайка”, “Солнышко»;
- игр с предметами: пирамидки, кубики, мозаика, закрепление на липучках, застегивание пуговиц, подушка с пуговицами. Игры: с карандашами, грецкими орехами, крупой, песком, водой, тестом, пластилином, “Пальчиковый бассейн”, “Пальчиковый театр”, “Шнуровки”, складывание матрешек. Для развития мелкой моторики
мять руками бумагу, салфетки, поролоновые шарики, резиновые мячики, пищащие игрушки.
- Развитие слухового восприятия.
Воспитание речевого слуха является основным условием понимания речи и готовит ребенка к экспрессивной речи, а при ее появлении – обеспечивает перспективу формирования речевых компонентов: лексики, грамматики, просодических компонентов. При работе с неговорящими детьми вначале используется слухо-зрительное восприятие, т. е. каждое слово произносится с несколько утрированной артикуляцией. Внимание ребенка привлекается к положению органов артикуляционного аппарата в процессе произнесения того или иного слова. Далее постепенно переходят к нормальному произнесению слов, а далее рот прикрывается экраном, чтобы полностью исключить возможность узнавания слова по положению органов артикуляционного аппарата.
Проводятся игры на развитие слухового внимания, слуховой памяти и
фонематического слуха. Например, упражнения с музыкальными инструментами: бубен, колокольчик, погремушка, металлофон, барабан
( “Что звучит?”,“Угадай, на чем играю?”) Игры со “звуковыми коробочками”, наполненными различным содержимым (крупой, горохом, фасолью и т. д.).
6. Формирование навыков артикуляционной моторики.
Одним из показателей успешного речевого развития ребенка являются сформированные навыки правильного звукопроизношения. Для этого малышу необходимо научиться управлять органами артикуляционного аппарата, уметь «слышать» себя и окружающих. Поэтому игры и упражнения, направленные на совершенствование движений органов артикуляционного аппарата, снятие мышечной напряженности этих органов, воспитание умения чувствовать и контролировать их движения — важная часть коррекционной работы с неговорящими детьми. Тренировка органов артикуляции, особенно с детьми раннего возраста, осуществляется в игровой форме. Ребенок, увлекаясь игрой, не замечает, что его учат. А это значит, что процесс развития артикуляционной моторики будет протекать активнее, быстрее. Выполнять их следует перед зеркалом. Лучше сопровождать такие упражнения стихотворным текстом. Главное условие эффективности этой работы – положительный эмоциональный фон занятий. Заканчивать игры необходимо до того, когда ребенок захотел бы этого сам. Можно использовать упражнения: “Улыбочка”, “Вкусное варенье”, “Заборчик”, “Лошадка”, “Лопаточка”, “Хоботок ”.
7. Развитие зрительного восприятия.
Зрение – это основной канал информации об окружающем мире. Ребенок должен выделить свойства предметов, воспринимаемые через зрение: цвет, форму, количество; понять сюжет картинки (если картинка сюжетная), выделить объекты восприятия, установить связь между ними. У ребенка с речевым недоразвитием затруднена именно эта способность обработки зрительной информации. Его необходимо научить «смотреть и видеть». Работа ведется по принципу от конкретного предмета – к изображению этого предмета на картинке, силуэтному изображению, восприятию замутненного силуэта и пиктограмме.
8. Формирование просодических компонентов речи.
Просодия – общее название для свойств речи, таких как повышение и понижение тона, ускорение и замедление темпа, ритмические характеристики, расстановка логических ударений, мягкая атака голоса, сила, длительность звучания, плавный речевой выдох, четкость дикции, интонация, тембровая окраска. Отсутствие реакции на просодические свойства языка при общении с ребенком раннего возраста говорит о неблагополучии в его речевом развитии. Если ребенок не слышит средств речевой выразительности, то он и не употребляет их при речевом общении. Поэтому развитию просодических компонентов речи в коррекционной работе с детьми с ЗРР следует уделять особенное внимание. Игры и задания для решения этой задачи естественно вплетаются в канву занятия и соответствуют игровой ситуации, предложенной детям.
В работе с детьми с ЗРР можно использовать арттерапию, музыкотерапию, хромотерапию (цветотерапию, светотерапию, су-джок терапию. Но какие бы методы мы не использовали очень важно заинтересовать ребенка так, чтобы ему самому захотелось участвовать в процессе коррекции речи. А для этого занятия не должны быть скучными уроками, а интересной игрой.
В завершение хотелось сказать, что значительный процент речевых нарушений проявляется в дошкольном возрасте, так как этот возраст является сензитивным периодом развития речи. Своевременное выявление речевых нарушений способствует более быстрому их устранению, предупреждает отрицательное влияние речевых расстройств на формирование личности и на все психическое развитие ребенка.
Источник