Ребенок с проблемами развития в семье

Ребенок с проблемами развития в семье thumbnail

Ребенок с проблемами развития в семьеПроблема ребенка в семье сказывается на его адаптации в социуме, взаимодействии с другими людьми, процессе образования.

Если вы задаетесь вопросом, по какой причине ваш малыш проявляет излишнюю агрессивность, раздражительность, беспокойство, тревожность, застенчивость, плохо учится, конфликтует со сверстниками и учителями, то обратите внимание на взаимоотношения внутри вашей семьи. Не перекладывайте ответственность на педагогов, плохое окружение и прочие внешние факторы.

От возникновения конфликтов и непонимания между поколениями не застрахована ни одна семья, даже самая благополучная, на первый взгляд. Важно не откладывать решение на потом, не пускать ситуацию на самотек. Своевременное принятие мер облегчает жизнь и детям, и родителям.

Проблемы обучения детей

Рассмотрим причины, по которым возникают проблемы воспитания и обучения детей: 

  • Отсутствие внимания. Современные родители часто доверяют заботу о своем чаде квалифицированным специалистам (педагоги, репетиторы, логопеды и так далее). Так малыш получает необходимые ресурсы для обучения и полноценного развития, но при этом ему не хватает родительского тепла, заботы, любви. И дабы привлечь внимание мамы с папой он проявляет неблагодарность, агрессию, грубость. Взрослым следует осознать, что дети не умеют чувствовать теплое отношение, им нужны доказательства: объятия, подарки, совместные игры и походы в кино, театр, зоопарк и так далее. 
  • Излишняя строгость. Другая родительская ошибка — чрезмерное строгость по отношению к детским успехам: успеваемость, победы в соревнованиях, конкурсах. В результате у ребенка, который уверен, что его любят исключительно за успехи, развивается комплекс неполноценность, низкая самооценка. Успешные и уверенные в себе личности вырастают из детей, которым давали понять, что их любят вне зависимости от обстоятельств и социальных успехов.
  • Излишняя забота. Противоположная ситуация — чрезмерная опека, когда взрослые идут на поводу маленького человека, исполняя все желания и капризы, стоит ему только сказать «Хочу!» или топнуть ножкой. Это распространенная ситуация в семьях, где один ребенок. 
  • Эмоциональное напряжение. Многие проблемы воспитания детей в семье связаны с желанием взрослых воплотить собственные несбывшиеся мечты в чаде. Дети, чувствуя огромную ответственность, постоянно испытывают стресс, нередко страдают от депрессии. 
  • Семейные конфликты. Родители, которые живут вместе ради ребенка, наносят ему психологическую травму. Дети, растущие в семье, где мама с папой постоянно ругаются, проявляют неуважение и грубость по отношению друг к другу, испытывают глубокое чувство вины. Кроме этого, у них формируется неправильная модель человеческих взаимоотношений.

Проблемы воспитания детей в семье: пути решения

Воспитание личности — сложный процесс, требующий знаний, опыта, терпения. Неудивительно, что родители постоянно сталкиваются с проблемами. Особенно тяжело приходится в периоды перехода между этапами взросления: 1 год, 3 года, 7 лет, подростковый период (11-15 лет) и в 18-19 лет.

Существуют рекомендации, которые остаются актуальными при воспитании детей любого возраста, начиная с дошкольного: 

  • Поддерживайте детей, любите их, несмотря ни на что, и не забывайте им об этом говорить. 
  • Давайте право на собственное мнение и уважайте его, интересуйтесь жизнью ребенка. 
  • Давайте возможность принимать решения самостоятельно, учите нести за них ответственность. 
  • Помогайте на пути к цели, направляйте, делитесь опытом. 
  • Предоставьте личное пространство.

Испытываете неуверенность в собственных силах? Не знаете, как действовать правильно?

Французский психолого-педагогический центр «СОКРАТ» приглашает тех, кто стремится наладить взаимоотношения с детьми, дав им необходимые ресурсы для полноценного и гармоничного развития.

Главная особенность центра — коллектив, состоящий из первоклассных специалистов в области детской психологии, которые сочетают в работе фундаментальные знания и современные методы психологического анализа.

По окончанию сотрудничества вы получите развернутый анализ ситуации, перечень проблем и план действий по их устранению.

Запишитесь на консультацию уже сегодня!

Источник

1. Проблемы в развитии, причины, виды (наследственные, врож­денные, приобретенные).

2. Нужды ребенка с проблемами развития (любовь и поддер­жка в семье, удовлетворение потребностей и комплексная по­мощь в коррекции развития, адекватные воспитательные меро­приятия).

3. Нужды родителей, воспитывающих ребенка с проблемами в развитии. Традиционно: требования и назидания, поучения со сто­роны персонала учреждения, его специалистов. С одной стороны, это правильно, потому что родителям нужна квалифицированная помощь, научение, но, с другой — часто эмоциональное состояние родителей игнорируется (чувство вины, обида, тревога, злость, не­устроенность, жалость, растерянность, усталость и т.п.). Отношение к таким семьям со стороны общества и его представителей опреде­ляет характер взаимодействия родителей с ребенком.

4. Взаимодействия родителя с персоналом. Желательно выстраи­вать их с учетом нужд и переживаний родителя. Заносчивость, не­приветливость, нежелание слушать педагога, обвинения педагогов, обидчивость, вязкость — как примеры поведения родителей. Как не «заразиться» подобными эмоциями и распознавать защитные фор­мы поведения родителей.

5. Сложную проблему представляет отцовство. В большинстве се­мей отцы отстранены от воспитания детей или самоустраняются. Часто у отца нет навыка налаживания контакта с ребенком (его собственный отец с ним в детстве не играл). Особенности воспита­ния в семье детей с проблемами развития. Привлечение отцов к семейному воспитанию. Семья как система. Взаимозависимость ро­дительских и детских проблем.

Читайте также:  Нормы развития ребенка по месяцам

Как помочь ребенку избавиться от страхов и обрести уверенность в себе

Беспокойство, тревога, страх — такие же неотъемлемые эмоци­ональные проявления нашей психической жизни, как и радость, восхищение, гнев. Некоторые страхи имеют временный характер, потому что обусловлены возрастом. Детские страхи, если к ним правильно относиться, понимать причины их проявления, чаще всего исчезают бесследно. Если же они болезненно заострены или сохраняются длительное время, то это заслуживает специального внимания. Обычно это свидетельствует о каком-то неблагополу­чии, нервной ослабленности детей, неправильном поведении ро­дителей, незнании ими психических и возрастных особенностей ребенка, наличии у них самих страхов, конфликтных отношениях в семье.

В общем виде страх условно делится на ситуативный и лично­стный: ситуативный — возникает в необычной, шокирующей об­становке; обусловленный личностно — предопределен характером человека. Ситуативный и личностно обусловленный страхи часто дополняют друг друга.

Страх также бывает реальный и воображаемый, острый и хро­нический. Наличие устойчивых страхов говорит о неспособности справиться со своими чувствами, контролировать их, когда пуга­ются, вместо того чтобы действовать, и не могут остановить «раз­гулявшиеся» чувства. При длительно действующем страхе, искажа­ющем эмоционально-волевую сферу и мышление, отношение ок­ружающих воспринимается все более неадекватным образом. Это уже мнительность. Психические изменения под влиянием страха приводят к развитию труднопереносимой социально-психологи­ческой изоляции.

Однако следует иметь в виду, что большинство детей проходят в своем психическом развитии ряд возрастных периодов повышенной чув­ствительности к страхам. Все эти страхи носят преходящий характер:

♦ от 1 до 3 лет — главным персонажем страшных сновидений чаще оказывается Волк;

♦ от 3 до 5 лет — возраст эмоционального наполнения «Я» ре­бенка. Часто встречается триада страхов: одиночества, темно­ты и замкнутого пространства. После трех и особенно четырех лет к Волку и Бабе Яге присоединяются Кощей Бессмертный и Бармалей с общими у них чертами: черствостью, злом, коварством. Воплощая собой наказание, сказочные персонажи появляются в воображении детей, боящихся быть наказанны­ми. Значительно меньше страхов у детей, имеющих возмож­ность общения со сверстниками;

♦ от 5 до 7 лет — интенсивно развиваются абстрактное мышле­ние, способность к обобщениям, осознание категории време­ни и пространства, поиск ответов на вопросы: откуда все взялось, зачем живут люди? Формируются опыт межличност­ных отношений, система ценностей, чувство родства, дома. Типичны для этого возраста страхи перед чертями как нару­шителями социальных правил и устоев, а заодно и как пред­ставителями потустороннего мира. Этим страхам больше под­вержены послушные дети. Ведущим страхом старшего дош­кольного возраста является страх смерти.

Прежде чем начать помогать детям в преодолении страхов, необ­ходимо выяснить, каким конкретно страхам они подвержены (в литературе выделено 29 видов страха). Страхи, проявляющиеся в поведении ребенка, отражают далеко не полную картину его внут­ренних, часто неотделимых от опасений, страхов.

Наиболее адекватный путь — отношение к страхам без лишнего беспокойства и фиксации, чтения морали, осуждения и наказания. Нужно и самим родителям самокритично задать себе вопросы: какие страхи у нас самих были в детстве и чего мы боимся сейчас? Общие страхи должны устраняться общими усилиями, совместными мероп­риятиями, той же игрой, преодолевающей страх. Более действенным будет воздействие на причину страха, порождающие его условия и обстоятельства. Решиться помочь детям полностью избавиться от стра­ха — это значит принять активное участие в их жизни. Но активность не означает постоянную возможность вмешиваться в личную жизнь детей. Главный фактор, препятствующий избавлению детей от стра­хов, — неблагополучное нервно-психическое состояние самих родите­лей и конфликты в семье. В этом случае необходима предварительная помощь всей семье в целом, только после этого имеет смысл проведе­ние методик преодоления страхов детьми.

С помощью рисования удается устранить страхи, порожденные воображением ребенка, а также страхи, основанные на реальных травмирующих событиях, но произошедших достаточно давно и ос­тавивших не очень выраженный к настоящему времени эмоцио­нальный след в памяти ребенка. При использовании игры для пре­одоления страха психотерапевтический механизм заключается в пе­ремене ролей, когда не боящийся в жизни взрослый и испытывающий страхи ребенок ведут себя противоположным образом.

Родители и педагогический коллектив. Методология взаимодействия

1. В системе социальных отношений взаимодействие является коммуникацией.

2. Условно можно выделить два типа знаний: о существовании чего-либо и о смысле этого существующего. Психологически чело­век не может выжить в мире, который он себе не в состоянии объяснить и который не имеет для него смысла. Реальность вокруг нас — это наш субъективный опыт существования; это то, что мы сами строим из того, что, по всей вероятности, понимаем или ду­маем, что знаем (например, один педагог убежден, что родители заинтересованы в своих детях — это убеждение будет реальностью его существования, он свои поступки и отношения, т.е. коммуни­кацию, будет выстраивать с учетом этой реальности). Поэтому в коммуникации так много барьеров — смысловых и других, и она так часто бывает проблемной, конфликтной.

Читайте также:  Линии развития личности ребенка на уроке

3. Мы знаем о существовании роли педагога, родителя, взрос­лого. Причем у каждой роли может быть своя реальность, так каж­дый из участников коммуникации, например педагог — родитель, будет прав, но по-своему.

4. Родители — это прежде всего взрослые, чувствующие себя компетентными в воспитании своего ребенка (вспомните, как на детских площадках «вспыхивает» мама, если чужие люди делают замечания (даже справедливые) ее ребенку. Нередко можно услы­шать довольно агрессивную ответную реакцию на такие замечания). При наличии у родителя проблемного, особенного ребенка такая позиция может стать защитной на бессознательном уровне, и тогда позиция воспитателя детского сада «Мы вас научим» оказывается неэффективной, встречая закономерное сопротивление со стороны родителя.

5. Специалисты — это тоже взрослые, они также нуждаются в понимании, уважении к своей работе. Очевидно, что без удачного общения и взаимодействия с семьей ребенка хорошие результаты почти недостижимы.

6. Технологии коммуникации. Важно понимать, что любой ро­дитель, даже самый неумелый, с точки зрения педагогики, своему ребенку желает добра. Эту же цель преследуют и педагоги. Родитель унижает, не удовлетворяет потребности ребенка, бьет его, потому что только так умеет общаться с ним и делает все с убеждением, что это на пользу ребенку (субъективная реальность). Кроме того, родители могут просто не знать, что им не хватает специальных знаний. Родителям может не хватать педагогической выдержки и времени. Ситуация общения педагога с родителем является для пос­леднего во многом обучающей (средством обучения при этом явля­ется то, как говорит специалист, о чем сообщает, какой мимикой, жестами, интонациями сопровождается сообщение, о чем это сооб­щение и пр.).

7. Необходимые навыки: умение слушать (слушать с желани­ем понять ту самую субъективную реальность собеседника); по­нимание невербального языка сообщения и адекватное его при­менение (жесты, мимика, интонации не должны противоречить содержанию беседы); овладение навыками передачи и приема об­ратной связи (прямое обращение к партнеру с просьбой выска­зать его мнение относительно ваших действий). Навык выраже­ния неодобрения (негативная обратная связь): прямое выражение недовольства или неодобрения действий человека может вклю­чать предположение о том, как эти действия улучшить, то есть какие действия были бы вами одобрены. Общение с рассержен­ным взрослым:

♦ показать собеседнику свое уважение к нему, отметив вслух факт существования раздражения, гнева («Я вижу, вы раз­гневаны»), и дать ему возможность выговориться;

♦ настойчиво обозначить границы, установить их («Я вижу, вы сердиты, однако я выслушаю вас, но слушать брань, оскорб­ления я не готова и не стану»);

♦ исходя из ситуации сделать необходимое, зависящее от вас решение, в том числе предложить партнеру по общению та­кие действия, которые помогли бы ему справиться с соб­ственным состоянием (предложить сесть, выпить воды и т.п.);

♦ избегать скоропалительных выводов, типа «вечно у вас так», «все время вы так» и т.п.;

♦ встретиться с родителем, который был в разгневанном состо­янии на следующий день после общения с ним, ведь боль­шинство из нас нуждается в подтверждении, что отношения восстановлены или не пострадали.

8. Профессиональное поведение педагога есть отражение его нрав­ственной личностной и педагогической идеологии (субъективная ре­альность). Неэффективное коммуникативное поведение свидетель-

ствует и о проблемах педагога, возможно об «эмоциональном выго­рании», усталости, истощении, о профессиональной деформации личности. Грамотное общение — залог хорошего психического само­чувствия педагога и его профессионального долголетия.

Источник

Ребенок, который растёт в семье, где у него есть брат или сестра, неизбежно сталкивается с такими понятиями как «общие игрушки», «совместное времяпрепровождение», «воспитание младших», «зависть и гордость за родных» и прочее. В условиях соперничества или поддержки со стороны родных братьев или сестёр дети приобретают ряд очень ценных и полезных качеств, которые будут им служить на протяжении всей жизни. Но как же быть родителям, если у них единственный ребёнок в семье? Каких проблем стоит ожидать? Как сделать так, чтобы ваш сын или дочь не пропустили важные этапы становления личности, которые проходят дети, воспитывающиеся вместе с братьями или сёстрами?

Возможные проблемы

Воспитание единственного ребенка в семье – это сложный процесс. Одна из самых распространённых проблем в семьях с единственным ребёнком – детский эгоизм. Постоянное внимание со стороны родителей может сыграть плохую шутку с характером ребёнка. Привычка быть в центре внимания перерастает в жизненную позицию, которая, в свою очередь, способствует развитию нарциссизма, жадности и излишней уверенности в себе.

Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы

С появлением брата или сестры ребёнок учится поиску компромиссов, учится договариваться, уступать. Или наоборот – доказывать свою точку зрения. В семьях с единственным ребёнком такой необходимости не возникает, и это ведёт к появлению следующей проблемы — сильной зависимости от родителей. Дети, которые растут вместе, чувствуют родственную связь друг с другом, они вместе проходят сложные этапы взросления, помогая друг другу в трудных жизненных ситуациях. Появляются первые секреты от родителей, общие планы – рождается настоящая дружба. У братьев и сестёр с большой разницей в возрасте или у единственных детей в семье такими близкими друзьями становятся сами родители. Они одновременно и наставники, и лучшие друзья, с которыми можно обсудить всё, происходящее в жизни. В этой ситуации детям сложнее социализироваться в обществе, они ещё не знают, что такое настоящая дружба, и часто чувствуют себя одинокими.

Читайте также:  Центр всестороннего развития ребенка

Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы

Причины возникновения проблем

Родители должны знать проблемы единственного ребенка в семье. Малыш до семи лет – это зеркало, в котором отражается всё, что происходит внутри семьи. Поэтому главной причиной возникновения проблемы, как ни удивительно, является не сам факт отсутствия брата или сестры у ребёнка, а поведение родителей по отношению к нему.

Помните, что у детей нет цельно сформированной системы нравственных ценностей, и они принимают за чистую монету всё, что мы им показываем. Если мы из раза в раз убеждаем себя и своего ребёнка в том, что лучше него нет никого на свете, он рано или поздно начнёт и сам так думать.

Как избежать возникновения проблем?

Полностью избежать вышеперечисленных проблем не удастся, но можно максимально их минимизировать. Для этого нужно знать особенности воспитания единственного ребенка в семье.

Во-первых, постарайтесь всегда использовать здравый смысл в подходах к воспитанию вашего ребёнка. Это значит, что не нужно покупать ребёнку весь супермаркет игрушек, если он играет только одной-двумя. Не стоит постоянно внушать вашему сыну или дочери, что он или она лучше остальных только потому, что это ваш ребёнок. Не следует вызывать скорую помощь, потому что вы увидели на его ладошке маленькую царапину. Гиперопека и чрезмерное проявление любви только навредят. Поэтому, целуя на ночь сына или дочь, подумайте о том, каким вы хотите увидеть будущее ребёнка. И только потом приступайте к работе над настоящим.

Во-вторых, социализируйтесь и социализируйте. Это ещё одни особенности единственного ребенка в семье. Если у вас есть знакомые с ребёнком того же возраста, не бойтесь заводить дружеские отношения. Это поможет вашему ребёнку научиться общаться со сверстниками. Это научит  его делиться, находить общие решения и прочее. А вы, в свою очередь, сможете немного передохнуть. Сравнивая поведение своих сверстников и их родителей, ваш сын или дочь постепенно придёт к тому факту, что вы воспитываете его по-своему, что родители бывают самыми разными, и что нужно ценить их вклад в развитие его личности.

Кружки и секции также помогут вам справиться с этой задачей. Настоящее хобби увлечёт ребёнка, у него появятся новые знакомства и стимул для дальнейшего развития.

В-третьих, заведите домашнее животное. Если у вас есть такая возможность, обязательно используйте её. Дрессировка собаки или уход за кошкой помогут привить ребёнку понятие об ответственности, а также о заботе и верности. Кроме этого, у вашего сына или дочери появятся обязательные домашние обязанности, связанные с животным. Это поможет в развитии семейной дисциплины. А также, это постоянная возможность заинтересовать ребёнка беседой о будущих планах или покупках, связанных с животным.

Тем не менее, несмотря на все плюсы этой перспективы, будьте аккуратны. Покупая ребёнку собаку или кошку, вы дарите себе и ему не только возможность для тренировки социальных навыков, но и друга, члена семьи, с которым будет очень тяжело расставаться. Умейте проявить терпение и чуткость, если что-нибудь произойдет с животным. И не забывайте, что детская скорбь ничуть не меньше вашей собственной.

Помимо перечисленного вам помогут детские летние лагеря. В них ребёнок наравне с социализацией будет осваивать основные принципы самостоятельной жизни, а лагерный распорядок дня приучит его к дисциплине и определенному графику.

В заключение стоит добавить, что при грамотном воспитании не важно, сколько детей в семье. Главное – это верить в свои силы и постараться передать ребёнку лучшее, что есть в вас самих. Тогда он обязательно оправдает все ваши ожидания, и вы сможете гордиться как им, так и собой. И помните, что самое важное – это любить своего сына или дочь, дать своему малышу большое количество заботы, внимания, помощи и поддержки. Только в атмосфере понимания, доверия и уважения у вас вырастет яркая самостоятельная личность.

Единственный ребёнок в семье: возможные проблемы

Источник