Ребенок с отстающим в развитии мастюкова

Ребенок с отстающим в развитии мастюкова thumbnail

Ребенок с отстающим в развитии мастюкова

Мастюкова Елена Михайловна — доктор медицинских наук, профессор, зав. лабораторией клинического изучения аномальных детей НИИ дефектологии АПН СССР, Москва.

Книги (8)

Ребенок с отстающим в развитии мастюковаЛечебная педагогика. Ранний дошкольный возраст

В книге обобщены многолетние данные автора, а также отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального нервно-психического развития детей.

Особое внимание обращено на раннюю диагностику наиболее частых отклонений в развитии познавательной деятельности и сложных дефектов.

Ребенок с отстающим в развитии мастюковаНарушение психомоторного развития детей первого года жизни

Соавтор: Журба Л.Т.

Монография посвящена особенностям нарушения психомоторного развития детей первого года жизни.

На основе большого клинического опыта описан оригинальный подход к выявлению у них психических, речевых и двигательных расстройств. Представлен впервые разработанный и примененный в клинике метод количественной оценки возрастного психомоторного развития новорожденных и грудных детей, позволяющий объективизировать уровень развития и определить, какие функции страдают в первую очередь и в наибольшей степени.

Описаны предложенная авторами классификация задержки развития и основные неврологические и психопатологические синдромы, которые могут сочетаться с этой задержкой и влиять на ее качество. Намечены пути выяснения причины нарушения возрастного развития и изложены общие принципы его коррекции.

Ребенок с отстающим в развитии мастюковаНарушение речи у детей с церебральным параличом

Соавтор: Ипполитова М.В.

В книге представлены неврологические данные о мозговых механизмах речевой деятельности и звукопроизносительной стороне речи у детей с церебральным параличом, а также рассматриваются методические приемы коррекционных занятий по исправлению нарушений речи у данной категории детей

Нарушения коммуникативного поведения при раннем детском аутизме

Ранний детский аутизм — особая аномалия психического развития, при которой имеют место стойкие и своеобразные нарушения коммуникативного поведения, эмоционального контакта ребенка с окружающим миром. Основной признак аутизма, неконтактность ребенка, проявляется обычно рано, уже на первом году жизни, но особенно четко в возрасте2-3лет в период первого возрастного криза.

Ранняя диагностика аутизма имеет важное значение, так как прогноз этой аномалии развития в значительной степени зависит от времени начала психолого-педагогической коррекции и лечения.

Психодиагностический комплекс методик

Психодиагностический комплекс методик для определения уровня умственного развития младших школьников.

Соавтор: Переслени Л.И., Чупров Л.Ф.

Учебно-методическое пособие содержит теоретический, методический и диагностический материал по использованию в практической работе психодиагностического комплекса методик, разработанного и апробированного авторами применительно к целям школьной психологической службы и практики работы медико-педагогических комиссий по отбору детей в специальные школы.

Ребенок с отстающим в развитии мастюковаРебенок с отклонениями в развитии

Ранняя диагностика и коррекция.

В книге обобщены данные отечественных и зарубежных исследований по диагностике и коррекции различных форм аномального развития детей раннего возраста.

Автор рассматривает аномальное развитие как следствие органического поражения центральной нервной системы. Особое внимание обращает на раннюю диагностику и коррекцию отклонений в познавательной сфере детей.

Ребенок с отстающим в развитии мастюковаСемейное воспитание детей с отклонениями в развитии

Соавтор: Московкина А.Г.

Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание уделяется взаимодействию специалистов и родителей детей младенческого, раннего и дошкольного возраста, формам его организации.

Помимо практических вопросов рассматриваются теоретические обоснования семейного воспитания детей с отклонениями в развитии.

Ребенок с отстающим в развитии мастюковаФизическое воспитание детей с церебральным параличом

Младенческий, ранний и дошкольный возраст.

В книге с учетом специфики двигательных нарушений обосновываются содержание и методы физического воспитания детей с церебральным параличом. Приводятся рекомендации по использованию конкретных приемов развития и коррекций движений при ДЦП.

Добавить отзыв

Источник

  • Е. М. Мастюкова

    Биографии писателя Е. М. Мастюкова пока нет.
    Если Вы хорошо знакомы с жизнью и творчеством этого автора, Вы можете помочь проекту,
    добавив его биографию
    .

Ниже Вы найдете все книги автора, представленные в нашем каталоге книг.
Используя вкладки, Вы можете посмотреть не только книги, но и рецензии
участников проекта на книги автора, цитаты из его книг. Вы также можете задействовать сортировку,
с помощью которой можно посмотреть самые популярные, читаемые или рецензируемые произведения
автора Е. М. Мастюкова.

  • Книги писателя
  • Цитаты из книг
  • Ребенок с отстающим в развитии мастюкова

    Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников

    В книге излагаются современные представления об общем недоразвитии речи у дошкольников: освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком родного (русского) языка в норме и патологии. С учетом…

  • Ребенок с отстающим в развитии мастюкова

    Клиника и реабилитационная терапия детских церебральных параличей

    В книге излагаются вопросы двигательных, речевых и психических нарушений у детей с церебральными параличами и пути их реабилитации на основании новой оригинальной трактовки данного заболевания. Детский церебральный паралич рассматривается как своеобразно текущий процесс, в возникновении которого и…

  • Ребенок с отстающим в развитии мастюкова

    Преодоление общего недоразвития речи у детей

    В книге излагаются современные представления об общем недоразвитии речи у детей: освещаются вопросы этиологии и патогенеза этой речевой аномалии, выделяются ее варианты. В сравнительном плане рассматривается процесс усвоения ребенком родного (русского) языка в норме и патологии. С учетом этих…

  • Ребенок с отстающим в развитии мастюкова

    Логопедия. Основы теории и практики

    В настоящее время никто не сомневается, что логопедическую работу с детьми надо начинать как можно раньше. Выявление отклонений в речевом развитии, их правильная квалификация и преодоление в раннем возрасте наиболее результативны, когда языковое развитие ребенка еще не завершено. Система…

  • Семейное воспитание детей с отклонениями в развитии

    Учебное пособие содержит сведения о современных технологиях воспитания в семье ребенка с отклонениями в развитии: сенсорными нарушениями, интеллектуальной недостаточностью, речевыми расстройствами, нарушениями опорно-двигательного аппарата, эмоционально-волевой сферы и поведения. Особое внимание…

Источник

Ìàñòþêîâà Å.Ì. ñêà÷àòü

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам минздрав

Ìàñòþêîâà Å.Ì. ñêà÷àòü

Ìàñòþêîâà Åëåíà Ìèõàéëîâíà — äîêòîð ìåäèöèíñêèõ íàóê, ïðîôåññîð, çàâ. ëàáîðàòîðèåé êëèíè÷åñêîãî èçó÷åíèÿ àíîìàëüíûõ äåòåé ÍÈÈ äåôåêòîëîãèè ÀÏÍ ÑÑÑÐ, Ìîñêâà.

Ëå÷åáíàÿ ïåäàãîãèêà. Ðàííèé äîøêîëüíûé âîçðàñò

 êíèãå îáîáùåíû ìíîãîëåòíèå äàííûå àâòîðà, à òàêæå îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ èññëåäîâàíèé ïî äèàãíîñòèêå è êîððåêöèè ðàçëè÷íûõ ôîðì àíîìàëüíîãî íåðâíî-ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ äåòåé.

Îñîáîå âíèìàíèå îáðàùåíî íà ðàííþþ äèàãíîñòèêó íàèáîëåå ÷àñòûõ îòêëîíåíèé â ðàçâèòèè ïîçíàâàòåëüíîé äåÿòåëüíîñòè è ñëîæíûõ äåôåêòîâ.

ñêà÷àòüÏåäàãîãèêà

Íàðóøåíèå ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè

Ñîàâòîð: Æóðáà Ë.Ò.

Ìîíîãðàôèÿ ïîñâÿùåíà îñîáåííîñòÿì íàðóøåíèÿ ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ïåðâîãî ãîäà æèçíè.

Íà îñíîâå áîëüøîãî êëèíè÷åñêîãî îïûòà îïèñàí îðèãèíàëüíûé ïîäõîä ê âûÿâëåíèþ ó íèõ ïñèõè÷åñêèõ, ðå÷åâûõ è äâèãàòåëüíûõ ðàññòðîéñòâ. Ïðåäñòàâëåí âïåðâûå ðàçðàáîòàííûé è ïðèìåíåííûé â êëèíèêå ìåòîä êîëè÷åñòâåííîé îöåíêè âîçðàñòíîãî ïñèõîìîòîðíîãî ðàçâèòèÿ íîâîðîæäåííûõ è ãðóäíûõ äåòåé, ïîçâîëÿþùèé îáúåêòèâèçèðîâàòü óðîâåíü ðàçâèòèÿ è îïðåäåëèòü, êàêèå ôóíêöèè ñòðàäàþò â ïåðâóþ î÷åðåäü è â íàèáîëüøåé ñòåïåíè.

Îïèñàíû ïðåäëîæåííàÿ àâòîðàìè êëàññèôèêàöèÿ çàäåðæêè ðàçâèòèÿ è îñíîâíûå íåâðîëîãè÷åñêèå è ïñèõîïàòîëîãè÷åñêèå ñèíäðîìû, êîòîðûå ìîãóò ñî÷åòàòüñÿ ñ ýòîé çàäåðæêîé è âëèÿòü íà åå êà÷åñòâî. Íàìå÷åíû ïóòè âûÿñíåíèÿ ïðè÷èíû íàðóøåíèÿ âîçðàñòíîãî ðàçâèòèÿ è èçëîæåíû îáùèå ïðèíöèïû åãî êîððåêöèè.

ñêà÷àòüÌåäèöèíñêàÿ ïñèõîëîãèÿ

Íàðóøåíèå ðå÷è ó äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì

Ñîàâòîð: Èïïîëèòîâà Ì.Â.

 êíèãå ïðåäñòàâëåíû íåâðîëîãè÷åñêèå äàííûå î ìîçãîâûõ ìåõàíèçìàõ ðå÷åâîé äåÿòåëüíîñòè è çâóêîïðîèçíîñèòåëüíîé ñòîðîíå ðå÷è ó äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì, à òàêæå ðàññìàòðèâàþòñÿ ìåòîäè÷åñêèå ïðèåìû êîððåêöèîííûõ çàíÿòèé ïî èñïðàâëåíèþ íàðóøåíèé ðå÷è ó äàííîé êàòåãîðèè äåòåé

ñêà÷àòüÌåäèöèíñêàÿ ïñèõîëîãèÿ

Íàðóøåíèÿ êîììóíèêàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ ïðè ðàííåì äåòñêîì àóòèçìå

Ðàííèé äåòñêèé àóòèçì — îñîáàÿ àíîìàëèÿ ïñèõè÷åñêîãî ðàçâèòèÿ, ïðè êîòîðîé èìåþò ìåñòî ñòîéêèå è ñâîåîáðàçíûå íàðóøåíèÿ êîììóíèêàòèâíîãî ïîâåäåíèÿ, ýìîöèîíàëüíîãî êîíòàêòà ðåáåíêà ñ îêðóæàþùèì ìèðîì. Îñíîâíîé ïðèçíàê àóòèçìà, íåêîíòàêòíîñòü ðåáåíêà, ïðîÿâëÿåòñÿ îáû÷íî ðàíî, óæå íà ïåðâîì ãîäó æèçíè, íî îñîáåííî ÷åòêî â âîçðàñòå2-3ëåò â ïåðèîä ïåðâîãî âîçðàñòíîãî êðèçà.

Ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà àóòèçìà èìååò âàæíîå çíà÷åíèå, òàê êàê ïðîãíîç ýòîé àíîìàëèè ðàçâèòèÿ â çíà÷èòåëüíîé ñòåïåíè çàâèñèò îò âðåìåíè íà÷àëà ïñèõîëîãî-ïåäàãîãè÷åñêîé êîððåêöèè è ëå÷åíèÿ.

ñêà÷àòüÏñèõèàòðèÿ

Ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèé êîìïëåêñ ìåòîäèê

Ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêèé êîìïëåêñ ìåòîäèê äëÿ îïðåäåëåíèÿ óðîâíÿ óìñòâåííîãî ðàçâèòèÿ ìëàäøèõ øêîëüíèêîâ.

Ñîàâòîð: Ïåðåñëåíè Ë.È., ×óïðîâ Ë.Ô.

Ó÷åáíî-ìåòîäè÷åñêîå ïîñîáèå ñîäåðæèò òåîðåòè÷åñêèé, ìåòîäè÷åñêèé è äèàãíîñòè÷åñêèé ìàòåðèàë ïî èñïîëüçîâàíèþ â ïðàêòè÷åñêîé ðàáîòå ïñèõîäèàãíîñòè÷åñêîãî êîìïëåêñà ìåòîäèê, ðàçðàáîòàííîãî è àïðîáèðîâàííîãî àâòîðàìè ïðèìåíèòåëüíî ê öåëÿì øêîëüíîé ïñèõîëîãè÷åñêîé ñëóæáû è ïðàêòèêè ðàáîòû ìåäèêî-ïåäàãîãè÷åñêèõ êîìèññèé ïî îòáîðó äåòåé â ñïåöèàëüíûå øêîëû.

ñêà÷àòüÏñèõîäèàãíîñòèêà

Ðåáåíîê ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè

Ðàííÿÿ äèàãíîñòèêà è êîððåêöèÿ.

 êíèãå îáîáùåíû äàííûå îòå÷åñòâåííûõ è çàðóáåæíûõ èññëåäîâàíèé ïî äèàãíîñòèêå è êîððåêöèè ðàçëè÷íûõ ôîðì àíîìàëüíîãî ðàçâèòèÿ äåòåé ðàííåãî âîçðàñòà.

Àâòîð ðàññìàòðèâàåò àíîìàëüíîå ðàçâèòèå êàê ñëåäñòâèå îðãàíè÷åñêîãî ïîðàæåíèÿ öåíòðàëüíîé íåðâíîé ñèñòåìû. Îñîáîå âíèìàíèå îáðàùàåò íà ðàííþþ äèàãíîñòèêó è êîððåêöèþ îòêëîíåíèé â ïîçíàâàòåëüíîé ñôåðå äåòåé.

ñêà÷àòüÂîñïèòàíèå

Ñåìåéíîå âîñïèòàíèå äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè

Ñîàâòîð:  Ìîñêîâêèíà À.Ã.

Ó÷åáíîå ïîñîáèå ñîäåðæèò ñâåäåíèÿ î ñîâðåìåííûõ òåõíîëîãèÿõ âîñïèòàíèÿ â ñåìüå ðåáåíêà ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè: ñåíñîðíûìè íàðóøåíèÿìè, èíòåëëåêòóàëüíîé íåäîñòàòî÷íîñòüþ, ðå÷åâûìè ðàññòðîéñòâàìè, íàðóøåíèÿìè îïîðíî-äâèãàòåëüíîãî àïïàðàòà, ýìîöèîíàëüíî-âîëåâîé ñôåðû è ïîâåäåíèÿ. Îñîáîå âíèìàíèå óäåëÿåòñÿ âçàèìîäåéñòâèþ ñïåöèàëèñòîâ è ðîäèòåëåé äåòåé ìëàäåí÷åñêîãî, ðàííåãî è äîøêîëüíîãî âîçðàñòà, ôîðìàì åãî îðãàíèçàöèè.

Читайте также:  Устав центра развития ребенка детского сада

Ïîìèìî ïðàêòè÷åñêèõ âîïðîñîâ ðàññìàòðèâàþòñÿ òåîðåòè÷åñêèå îáîñíîâàíèÿ ñåìåéíîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ îòêëîíåíèÿìè â ðàçâèòèè.

ñêà÷àòüÂîñïèòàíèå

Ôèçè÷åñêîå âîñïèòàíèå äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì

Ìëàäåí÷åñêèé, ðàííèé è äîøêîëüíûé âîçðàñò.

 êíèãå ñ ó÷åòîì ñïåöèôèêè äâèãàòåëüíûõ íàðóøåíèé îáîñíîâûâàþòñÿ ñîäåðæàíèå è ìåòîäû ôèçè÷åñêîãî âîñïèòàíèÿ äåòåé ñ öåðåáðàëüíûì ïàðàëè÷îì. Ïðèâîäÿòñÿ ðåêîìåíäàöèè ïî èñïîëüçîâàíèþ êîíêðåòíûõ ïðèåìîâ ðàçâèòèÿ è êîððåêöèé äâèæåíèé ïðè ÄÖÏ.

ñêà÷àòüÂîñïèòàíèå

Áåñïëàòíûå ïî÷òîâûå ðàññûëêè ïî ñàìîðàçâèòèþ îò àâòîðîâ áèáëèîòåêè.

Ïîäïèñàòüñÿ

Источник

Ожидая рождение ребенка, каждый из нас заранее представляет, каким занятным и веселым будет малыш, как счастливо изменится наша жизнь с его появлением. Однако жизнь есть жизнь, и, к сожалению, статистика неумолима: детей с особыми возможностями здоровья становится больше год от года. Причиной тому могут стать повседневные стрессы, плохая экология и питание, трудная наследственность, осложненные роды, болезни малыша первых трех лет и многие другие вредоносные факторы, которых ученые выделяют до четырехсот.

Часто в больших заботах, занятости и усталости, которые испытывают родители с появлением ребенка, не сразу становятся заметны признаки отклоняющегося развития ребенка.  Бывает и так, что родители видят, что ребенку не все удается, не все у него получается, но ждут, что это состояние пройдет само, ссылаясь на опыт других.

Никто не планирует рождение ребенка с проблемами в развитии, это страшно предположить, еще страшнее поверить. Однако совершенно недопустимо терять бдительность либо умышленно не замечать признаки неблагополучного развития. Не предположение ученых, а проверенный временем факт, что многие формы отставания в развитии могут быть успешно преодолены либо компенсированы, если они были выявлены на ранних стадиях развития ребенка. Своевременно начатые медицинские мероприятия, умноженные на терпеливый педагогический труд, дают свои результаты даже в самых тяжелых случаях. Природа устроила детский организм так, что даже при сложных формах нарушений всегда есть место развитию.

Что же обозначает термин «отставание в развитии»?

Нормальное развитие предполагает определенную последовательность формирования механизмов мозга. Они обеспечивают своевременное и качественное появление определенных признаков здорового психического и моторного развития. Они проявляются в ответных реакциях и поведении ребенка. На первых месяцах жизни ребенка характер этих признаков очень специфичен и лишь только врач может определить и оценить степень их полноценности. Вот почему не стоит пренебрегать осмотрами педиатра и узких специалистов ребенка до года. Развитие ребенка первого года жизни протекает очень бурно. Мозг ребенка развивается очень активно. Буквально день ото дня возможности ребенка очень изменяются, а вместе с ними ширится и диапазон умелости ребенка. Своевременное появление определенных изменений в поведении ребенка говорит о благополучном ходе его развития, а вот их запаздывание может стать сигналом формирующегося отставания в развитии. В основе любого отставания лежит сбой механизмов центральной нервной системы. Страдают либо выпадают  участки, отвечающие за формирование того или иного навыка. Несформированный вовремя навык влечет дальнейшее неполноценное развитие, так как сам в свою очередь является базой для формирования новых умений и навыков. Возникает пробел, который снижает количественный и качественный показатель развития.

Однако следует помнить и о том, что каждый ребенок развивается на своей скорости. Нет для определения развития строгого календарного срока, но есть возрастные периоды, в пределах которых формируется база для возникновения тех или иных навыков. Так границей появления первых слов принято считать конец первого года. Отсутствие наличия отдельных слов в этот возрастной период говорит о запаздывающем характере формирования речи.

Что же делать? Родители ближе всех находятся к ребенку. Именно они видят все перемены, происходящие с ним. Вот почему следует как можно раньше научиться наблюдать своего ребенка.

Итак, наблюдение. На что же необходимо обратить внимание при оценке развития ребенка? С самого рождения ребенка мы видим, как малыш совершает различные движения, радуемся первой улыбке. Постепенно характер и разнообразие движений расширяется. Обращайте внимание на то, как долго ребенок удерживает взгляд на предмете, ловят ли его глазки ваш взгляд и ласковую улыбку, возникает ли радостное оживление на ваше лицо и радостные призывы. Эти проявления свидетельствуют о начале формирования не только моторных функций, но и о состоянии эмоциональной сферы. К концу первого, началу второго года жизни ребенок начинает самостоятельно ходить. У многих детей с отклонениями в развитии этот период затягивается. В этом случае есть повод обратиться к неврологу. Стоит обратить внимание и на двигательную активность рук. Если ребенку долго не удается захватывать предметы, он с трудом  всей кистью старается брать их, испытывает при этом напряжение, а движения рук неточные, так же потребуется консультация врача.

Читайте также:  Развитие движений ребенка на первом году

Важным показателем развития ребенка является состояние речи. Этот процесс находится в тесном взаимодействии с мышлением, оказывая на него непосредственное влияние. Очень важно уже в раннем возрасте обратить внимание на речевое развитие, а не дожидаться, когда ребенок сам заговорит.  Критерий оценки прост: чем старше ребенок и чем хуже он говорит, тем глубже уровень недоразвития речи. К пяти-шести годам в целом завершается звуковое и грамматическое ее оформление. Выраженные речевые нарушения в этот возрастной период-это сфера деятельности логопеда. Лишь комплексное его обследование даст четкую картину структуры и степени отставания.

Игра так же является особым явлением детского возраста. Она является одним из показателей нормального развития. У детей с отставанием в развитии игровая деятельность развита слабо либо вовсе не развивается без помощи взрослых. И снова наблюдайте. Уже на первых месяцах жизни ребенок может не проявлять интереса к игрушкам, а монотонно и однообразно манипулировать ручками в поле  своего зрения.

Некоторые дети с эмоциональными нарушениями играют своеобразно, часто с неигровыми материалами: веревочками, шнурками, кастрюлями и другими предметами. Их игры однообразны и в то же время отличаются одержимостью. Ребенок поглощен своими действиями, может смеяться, говорить с собой, подпрыгивать, бегать на пальчиках, трясти руками.

Игра стимулирует развитие интеллекта и речи, поэтому следует как можно больше играть с ребенком, обучать его действиям с игрушками, знакомить с ролевыми и сюжетными играми.

Играя с ребенком, общаясь, выполняя привычные процедуры с ним (кормление, купание, умывание, переодевание), обращайте внимание на степень эмоционального участия ребенка в этих занятиях. Эмоциональное развитие в структуре психического развития занимает очень важное место. Речь пойдет о «шустриках» и «мямликах». Есть дети, эмоциональная активность которых выражена достаточно слабо. Они отличаются эмоциональной вялостью, слабостью волевых усилий. Они часто пассивны, бездеятельны, их игровая деятельность развита слабо. Это гиповозбудимые дети.

Внимательно наблюдая своего ребенка, родители могут отметить проявления, противоположные, описанным выше. Есть дети, которых отличает общее двигательное беспокойство, нарушение сна, общая повышенная возбудимость в виде плача, пронзительного крика, склонности к насильственным движениям. Это так называемые гипервозбудимые дети. Обе эти категории детей требуют пристального внимания родителей и специалистов – врачей, педагогов.

Каждый ребенок с отклонениями в развитии нуждается в специальных приемах обучения и воспитания. Родители часто заблуждаются, полагая, что отставание в развитии можно преодолеть одними лишь медицинскими средствами. Важно знать, что ни одно даже самое лучшее лекарство не даст максимального положительного воздействия без специальной системы занятий с ребенком. Отставание в развитии не лечится, а преодолевается совместными усилиями врача, дефектолога, психолога, логопеда с обязательным ведущим участием родителей.

Современная педагогическая помощь в сочетании с лечением может привести к стабильной компенсации и последующему благополучному развитию. Отсутствие своевременной должной медико-педагогической помощи детям с отставаниями развитии ведет к нарастанию трудностей в обучении и поведении.

Вовремя замеченные проблемы и своевременно оказанная помощь ребенку с особыми возможностями здоровья – это залог его будущего успешного вхождения во взрослую жизнь. Пусть любовь родителей будет не только сострадательной,   но и деятельной на всем пути взросления ребенка. Успехов вам, и помните: дорогу осилит идущий.

Учитель-дефектолог ГБОУ ЦППРиК
Исаенко Наталья Васильевна

Список литературы:

1. А. Л. Сиротюк «Упражнения для психомоторного развития дошкольников» Москва, 2008.

2. Л. А. Данилова «Коррекционная помощь детям с задержкой психофизического и речевого развития» СПб.: Детство-пресс, 2011.

3. Н.С.Жукова, Е.М. Мастюкова «Если Ваш ребенок отстает в развитии» Москва: Медицина, 1993.

Источник