Ребенок с отклонениями в развитии и общество

Ребенок с отклонениями в развитии и общество thumbnail

За последнее десятилетие в нашей стране произошли значительные перемены в отношении к детям с отклоне­ниями в развитии. В соответствии с Законом РФ «Об обра­зовании» (1992, 1996) обучение каждого ребенка должно быть организовано в соответствии с его возможностями. В настоящее время даже дети с тяжелыми нарушениями раз­вития могут получить доступное их психофизическому со­стоянию образование. Возникли новые как государствен­ные, так и негосударственные организационные формы обучения. Кроме специальных коррекционных образова­тельных школьных и дошкольных учреждений существуют реабилитационные и психолого-медико-социальные цен­тры различного профиля. Создана сеть диагностических учреждений. В качестве базовых критериев в работе специ­альных учреждений используются принципы раннего вы­явления и коррекции нарушений, принцип коррекцион-ной направленности обучения. Несколькими вузами стра­ны и их филиалами готовится многочисленная армия специалистов-дефектологов (коррекционных педагогов и специальных психологов). Негосударственная система об­разования, представленная разнопрофильными центрами, ассоциациями, НОУ, гимназиями, колледжами и т.д., расширяет возможности обучения самых различных кате­горий детей.

Эти положительные изменения имеют особенно боль­шое значение для развития и социальной адаптации детей с выраженными нарушениями, которые ранее, как прави­ло, в систему специального образования не принимались.

В истории развития человечества взаимоотношения се­мьи, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии, и общества прошли путь от диктата социума, пред­писывающего избавляться от неполноценных младенцев, до понимания необходимости оказания помощи и под­держки таким семьям. Следует отметить, что проблемная ситуация возникает в семье с момента рождения в ней ребенка с физическими или психическими недостатками и проявляется как ОТНОШЕНИЕ СОЦИУМА К ДЕФЕК­ТУ (в понятие социума включены и близкие (родители, другие члены семьи) ребенка, имеющего психофизичес­кие нарушения.

Восприятие здоровыми согражданами лиц, имеющих физические и психические недуги, в разные историчес­кие эпохи имело свои особенности и складывалось по-раз­ному. Так, история отношений к аномальным детям в древ­них Греции и Риме свидетельствует о негуманном способе общения с ними (Плутарх). Законодательные акты пред­писывали умервщлять физически неполноценных младен­цев, руководствуясь, «правилами разума: отделять негод­ное от здорового» (Сенека). Родительские чувства при этом никем не учитывались. Римское право относило умалишен­ных и глухонемых к категории недееспособных лиц и ли­шало их гражданских прав, невзирая при этом на имуще­ственное положение семьи (Малофеев, 1996). Последующие исторические эпохи также не внесли в этот вопрос положительных изменений. Краткий исторический экскурс, представленный в нашем исследовании (Ткачева, 1999), позволяет отметить, на наш взгляд, наиболее значимые аспекты возникновения и развития проблемы семьи ано­мального ребенка. Эти аспекты представляют эволюцию взглядов социума на проблему взаимоотношений с лица­ми, имеющими психофизические недостатки:

1) избавление от неполноценных лиц как форма само­защиты человека и государства в древности;

2) возникновение и развитие гуманистического отно­шения к лицам с психофизическими нарушениями;

3) первые опыты оказания помощи детям с психофи­зическими нарушениями и их семьям;

4) организация консультативной помощи родителям «дефективных» детей в начале XXв.;

5) изучение последствий эмоционального стресса у ро­дителей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии;

6) изучение психопатологических расстройств у роди­телей, имеющих детей с отклонениями в развитии;

7) изучение влияния болезни ребенка на характер се­мейных взаимоотношений, принципы семейного вос­питания и типы семей;

8) формирование предпосылок к созданию комплексной системы социально-психологической адаптации семей, имеющих ребенка с отклонениями в развитии.

Однако неприязнь и страх перед психическим или фи-1ическим недугом сохраняются в виде рудиментарных от­голосков в сознании наших современников. В целом, наше общество очень медленно избавляется от пренебрежитель­но-снисходительного отношения к инвалиду и его семье. На бытовом уровне распространено малоосознаваемое со­временниками отчужденное отношение к такой семье. Страх перед «передачей» недуга живет в сознании обывателя. Помощь оказывается, но в известных пределах. Вероятно, это последствия той эпохи, когда наличие инвалидов и детей с тяжелыми инвалидизирующими заболеваниями у нас в стране отрицалось.

Подобное отношение общества к проблеме инвалидно­сти оказывает негативное влияние на внутренний климат семьи и, что самое существенное, на позиции родителей в отношении принятия или отвержения ребенка с откло­нениями в развитии. Мотивационно-потребностная сфера родителей, как система факторов, определяющих поведе­ние индивида в целом, оказывается в ситуации сильней­шего психологического давления со стороны социума по поводу нормативности и соответствия психофизического статуса ребенка ценностям данного общества.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите причины нарушений взаимоотношений в се­мьях, воспитывающих детей с отклонениями в развитии.

2. Назовите уровни деформации внутрисемейных взаимоот­ношений и раскройте их содержание.

3. Определите параметры фрустрирующего воздействия на­рушений развития каждой из категорий аномальных де­тей на психоэмоциональное состояние их родителей.

4. Какие изменения претерпевают ценностные ориентации родителей в семьях, воспитывающих детей с отклонения­ми в развитии?

5. Назовите основные варианты личностных особенностей родителей детей с отклонениями в развитии.

6. Опишите психологические портреты родителей. Приведи­те примеры из собственной практики.

7. Укажите основные позитивные и негативные стороны от­ношения социума к детям с отклонениями в развитии и их семьям. Как это влияет на позиции родителей таких детей?

Литература рекомендуемая при изучении Главы 2

Бадалян И.О., Журба Л. Т., Тимонина О.В. Детские церебральные па­раличи. Киев, 1988.

Бассин Ф.В. О современном подходе к проблеме психологических факторов болезни // Роль психического фактора в происхождении, те­чении и лечении соматических болезней. Тезисы докладов. М., 1972.

Богданова Т.Г., Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на развитие личности глухих младших школьников // Дефектология. 1998. №2.

Борякова Н.Ю. Ступеньки развития. Ранняя диагностика и коррек­ция задержки психического развития. М., 1999.

Борякова Н.Ю., М.А.Касицына М.А. Психолого-педагогическое изуче­ние детей с задержкой психического развития в условиях детского сада // Коррекционная педагогика. 2003. № 2.

Вишневский В.А. О динамике психогенных депрессивных расстройств, вызванных рождением в семье больного ребенка // Журнал невропато­логии и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1984. Т. 84. Вып. 4.

Вишневский В.А. Динамика депрессивного невроза. Автореф. дис. … канд. мед. наук. М.. 1987.

Вишневский В.А., Воскресенский Б.А. Некоторые аспекты медико-пе­дагогической работы с родителями больных ДЦП // Вопросы клини­ческой психиатрии: Тезисы докладов научно-практич. конференции. Ке­мерово, 1985.

Волкова Г.А. Личностные качества родителей детей с заиканием и с неврозами // Современная логопедия: теория, практика, перспективы / Ред. колл. Л.С. Волкова, В.П. Глухов, Р.Н. Лалаева и др. М, 2002.

Читайте также:  Общество влияет на развитие личности ребенка

Волковская Т.Н. Особенности работы с родителями в условиях коррекционного дошкольного учреждения для детей с нарушениями раз­вития // Коррекционная педагогика. 2003. № 2. Гееелия Н.А. Родителям о заикании детей и подростков // Дефектология. 2000. № 5.

. Лашыова Л.А. Методы коррекции психического и речевого развития у детейс церебральным параличом. Л., 1977.

Ешзаров А.Н. К проблеме поиска основного интегрирующего фактора семьи// Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. 1966. № 1.

Закон Российской Федерации «Об образовании». М., 1992, 1996.

Зурабашвили А.Д. Теоретические вопросы психических реакций в нормеи патологии // Психогенные (реактивные) заболевания на из­гнанной «почве». Материалы научно-практич. конференции/ Ред. колл.: В- Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.

Кабанов М.М. Реабилитация психических больных. Л., 1978.

Кабанов М.М. Концепция реабилитации — ведущее направление научной деятельности Психоневрологического института им. В.М. Бехтерева // Восстановительная терапия и реабилитация больных нервными и психическими заболеваниями / Под ред. М.М. Кабанова. Л., 1982.

Калижнюк Э.С. Психические нарушения при детских церебральных параличах. Киев, 1987.

Ковалев В.В. Основные вопросы проблемы психогенных заболеваний В измененной «почве» // Психогенные (реактивные) заболевания на плененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл:В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.

Крапивина Л.М. Работа логопеда с родителями заикающихся детей преддошкольного возраста //Дефектология. 1998. № 4.

Лебедев Б.А. Соматопсихические соотношения у больных хроничес­ки почечной недостаточностью в процессе лечения гемодиализом // Нарушения нервной системы и психической деятельности при сомати­ческих заболеваниях / Под ред. Г.В. Морозова. Набережные Челны, 1979.

Лебединская К. С. Клинические варианты задержки психического раз­вития //Журнал невропат, и психиатрии им. С.С. Корсакова. 1980. № 3.

Лебединский В.В., Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Эмо­циональные нарушения в детском возрасте и их коррекция. М., 1990.

Левченко И.Ю. Психологические особенности подростков и старших хмельников с детским церебральным параличом. М., 2001 а.

Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. М., 2001.

Либлинг М.М. Холдинг-терапия как форма психологической помо­ям семье, имеющей аутичного ребенка //Дефектология. 1996. № 3.

Лубовский В.И. Высшая нервная деятельность и психопатологичес­кие особенности детей с задержкой психического развития // Дефекто­логия. 1972. №4.

Мазурова Н.В. Влияние внутрисемейных отношений на формированиеличности глухого школьника: Автореф. дис. … канд. психол. наук. М., 1997.

Майрамян РФ. Особенности невротических расстройств в семьях умственно отсталых детей // III Всероссийский съезд невропатологов и психиатров: Тезисы докл. / Под ред. В.М. Баншикова, Н.М. Шибанова. В., 1874. Т. 2.

Майрамян Р. Ф. Особенности постреактивных психогенных развитии у матерей умственно отсталых детей // Проблемы бреда, пограничные состояния и вопросы организации психиатрической помощи / Под ред. В.М. Банщикова. М., 1975.

Майрамян Р.Ф. Семья и умственно отсталый ребенок. Автореф. дис. канд. мед. наук. М., 1976.

Малофеев Н.Н. Специальное образование в России и за рубежом. В 2 частях. М.: ИКПРАО, 1996.

Мамайчук И.И., Мартынов В.Л., Пятакова Г.В. Социально-психологи­ческое исследование семьи больных с детским церебральным параличом и психокоррекционная работа с родителями // Психологические ис­следования в практике врачебно-трудовой экспертизы и социально-тру­довой реабилитации / Ред. колл. Н.Б. Шабалина, Т.А. Добровольская, ЛА. Ширшова. М., 1989.

Марковская И.Ф. Задержка психического развития. Клиническая и нейропсихологическая диагностика. М., 1995.

Мастюкова Е.М. Ребенок с отклонениями в развитии. М., 1992.

Матвеев В.Ф. О взаимосвязи соматических заболеваний и психичес­ких нарушений // Психогенные (реактивные) заболевания на изме­ненной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.

Медико-психологическая оценка детей дошкольного возраста при диспансеризации (методические рекомендации). Л., 1988.

Микляева Ю.В. Активизация работы с родителями детей с общим недоразвитием речи //Дефектология. 2001. № 4.

Михайлова Н.А. Системный подход к адаптации личности при пси­хогениях, учитывая патологическую «почву» // Психогенные (реактив­ные) заболевания на измененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.

Мишина Г.А. Пути формирования сотрудничества родителей с деть­ми раннего возраста с отклонениями в развитии. Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 1998.

Мишина Г.А. Формы организации коррекционно-педагогической ра­боты специалиста-дефектолога с семьей, воспитывающей ребенка ран­него возраста с нарушениями психофизического развития // Дефекто­логия. 2001. № 1.

Московкина А.Г., Пахомова Е.В., Абрамова А.В. Изучение стереотипов отношения к умственно отсталому ребенку учителей и родителей // Дефектология. 2000. № 2.

Мясищев В.Н. Личность и неврозы. Л., 1960.

Николаева ВВ. Влияние хронической болезни на психику. М., 1987.

Никольская О.С, Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок: пути суощи. М., 1997.

Основы специальной психологии. Учеб. пособие для студентов средних учеб. заведений // Под ред. Л.В. Кузнецовой. М.: Академия, 2002.

Психология воспитания детей с нарушениями зрения / Под ред. И. Солнцевой, В.З. Денискиной. М., 2004.

Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, и. Забрамной. М, 2003.

Раку А.И. Особенности положения умственно отсталого ребенка в семье //Дефектология. 1977. № 1.

Раку А.И. Функции родителей в воспитании учащегося вспомога­тельной школы //Дефектология. 1981. № 3.

Семаго М.М. Консультирование семей, имеющих детей с аномалия­ми развития. // Психотерапия в дефектологии / Под ред. Н.П. Вайзмана. М . 1992.

Скворцов И.А., Осипенко Т.Н., Дедов Н.П. и др. Психологические осо­бенности родителей при неврологической инвалидности ребенка // Исцеление. М., 1995. Вып. 2.

Соломатина И.В. Синдром Ушера и наши дети. М., 2001.

Солнцева Л.И., Хорош СМ. Советы родителям по воспитанию слепых детей раннего возраста. М: ВОС, 1988.

Сперанский А.Д. Избранные труды. М., 1955.

Специальная психология // Учеб. пособие для студентов высших пед. учеб. заведений / Под ред. В.И. Лубовского. М.: Академия, 2003.

Спиваковская А. С. Обоснование психологической коррекции неадек­ватных родительских позиций // Семья и формирование личности / Под ред. А.А. Бодалева. М., 1981.

Строгова Н.А. К вопросу о гуманизации педагогической деятельно­сти олигофренопедагога//Дефектология. 1999. № 1.

Ткачева В.В. К вопросу о создании системы психолого-педагогичес­кой помощи семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в разви­тии //Дефектология. 1999. № 3.

Читайте также:  Как урок с ребенком заниматься занятие развитие

Ткачева ВВ. Психолого-педагогическая диагностика детей с нару­шениями эмоционально-волевой сферы // Психолого-педагогическая диагностика / Под ред. И.Ю. Левченко, С.Д. Забрамной. М., 2003.

Фелинская Н.И. О взаимосвязи между психогенным заболеванием и • патологической почвой» // Психогенные (реактивные) заболевания на измененной «почве». Материалы научно-практич. конференции / Ред. колл.: В.В. Ковалев, Н.Д. Лакосина, В.М. Матвеев и др. Воронеж, 1982.

Хорош СМ. Влияние позиции родителей на раннее развитие слепого ребенка// Дефектология. 1991. № 3.

Чавес ВС. Социально-психологические особенности семейного вос­питания детей с церебральным параличом. Автореф. дис. … канд. психол. наук. СПб., 1993. Технологии психологического изучения семей, воспитывающих детей с отклонениями в развитии

Чарова О.Б., Савина Е.А. Особенности материнского отношения к ре­бенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5.

Шарите А.Р., Гафурова З.Ф. Особенности представлений родителей близоруких детей о семейном воспитании // Дефектология. 1998. № 3.

Шевченко С. Г. Комплексный подход к диагностике, коррекции и ре­абилитации детей с трудностями в обучении // Дефектология. 1995. № 1.

Щербакова А.М. Комплексная помощь семье с приемным ребенком: Методическое пособие. М., 2002.

Шипицына Л.М. «Необучаемый ребенок» ребенок в семье и обществе. СПб., 2002.

Юртайкин В.В., Комарова О.Г. Семья и ребенок «с особыми нужда­ми» // Школа здоровья. 1996. № 1.

№е1ск М. Но1слп§-1пегару // ТтЬег§еп Ы., ТтЬег§еп Е. Аштзйс сЫЫгеп: пеу Ьоре тог а сиге. №^ Уогк—Ьопйоп, 1983.



Источник

Тема: «Социализации детей с нарушениями в развитии»

Социализация – это процесс и результат включения индивида в социальные отношения. В процессе социализации индивид становится личностью и приобретает знания, умения и навыки, необходимые для жизни среди людей. В процессе социализации осуществляется включение индивида в социальные отношения, и благодаря этому может изменяться его психика. Доказано, что ребёнок с ограниченными возможностями здоровья испытывает трудности проникновения в смысл человеческих отношений, потому что он не может их познать теми способами, которыми пользуется нормально развивающийся ребёнок.

Социализация происходит как стихийно, так и в условиях целенаправленного воспитания личности. Если наиболее существенные задачи социализации на каком-то возрастном этапе не решаются, это приводит к торможению развития личности, что может проявиться впоследствии во внешне немотивированном поведении. Социализация связана с тремя критериями, по которым определяется психическое и личностное здоровье человека:

  • реакция на другого человека как на равного себе;

  • реакция на факт существования норм в отношениях между людьми, т.е. выделение этих норм и стремление следовать им;

  • характер переживания своей относительной зависимости от других людей.

Изменения в обществе могут превратить уже сформированную социализацию в неудачную, если человек не научился ориентироваться в непредвиденных социальных ситуациях. Успешная социализация зависит от:

  • способности к изменению ценностных ориентации;

  • умения находить баланс между ценностями и внешними требованиями;

  • ориентации не на конкретные требования, а на понимание универсальных моральных норм.

Иными словами, процесс и результат социализации являются следствием внутреннего противоречия между степенью идентификации человека с обществом и его обособления в обществе. Личность, адаптированную в обществе и неспособную противостоять ему, можно рассматривать как жертву социализации, неадаптированную — такой же жертвой, человеком с девиантным поведением.

Однако существуют специфические особенности социализации данной категории детей. Знание этих особенностей необходимо для обеспечения эффективности социальной адаптации и интеграции таких детей в общество. Успешность этих процессов напрямую связана с социальной макро- и микросредой, которые выступают для ребенка с ограниченными возможностями источником его социального и психофизического развития.

Главная проблема ребёнка с ограниченными возможностями заключается в нарушении его связи с миром, в ограниченной мобильности, бедности контактов со сверстниками и взрослыми, в ограниченном общении с природой, недоступности ряда культурных ценностей, а иногда и элементарного образования. Эта проблема является следствием не только субъективного фактора, каковым является состояние физического и психического здоровья ребёнка, но и результатом социальной политики и сложившегося общественного сознания, которые санкционируют существование недоступной для инвалида архитектурной среды, общественного транспорта, социальных служб – ребёнок, имеющий инвалидность, может быть также способен и талантлив, как и его сверстник, не имеющий проблем со здоровьем, но обнаружить свои дарования, развить их, приносить с их помощью пользу обществу ему мешает неравенство возможностей.

Решение проблемы социального воспитания и образования детей с ограниченными возможностями здоровья является в наши дни актуальным в силу объективных сложностей социального функционирования и вхождения ребёнка в общество. Многочисленные трудности могут иметь как биологическую, психическую, социальную природу, так и комплексный характер, проявляться в разной степени выраженности. Их преодолению способствуют процессы реабилитации и социального воспитания, которые заняли подобающее место в системе коррекционной педагогики лишь в конце XIX века.

На современном этапе специальные школы и интернаты признаются сегрегационными, что носит дискриминационный характер и выражает «навешивание социального ярлыка». В этой связи развивается система образования для детей с особыми потребностями по типу «включения в общий поток», или интеграции. Эксперты ЮНЕСКО на совещании по специальному образованию (1980) утверждают: «главное – содействовать максимальной интеграции инвалидов в общество. В противном случае возникают нежелательные явления и психологические барьеры».

Эффективность социальной интеграции лиц с ограниченными возможностями здоровья во многом зависит от двух значимых социально-психологических факторов:

– полноты и достоверности информированности о проблемах и правовой грамотности в их отношении учителей и учащихся различных типов образовательных учреждений;

– психологической толерантности к инвалидам и воспитания её в общеобразовательных школах, а также желания и умения оказать детям-инвалидам помощь в их самореализации.

Учёт этих факторов необходим для социальной интеграции и создания комплексной системы психолого-педагогической и медико-социальной peaбилитации и сопровождения учащихся с глубокими и множественными нарушениями в развитии. Одним из направлений решения проблемы социализации ребёнка с ограниченными возможностями здоровья является определение социально-психологических и психолого-педагогических факторов, а также неблагоприятных индивидуальных и личностных особенностей, затрудняющих развитие и самореализацию этих детей. 

Основными социальными проблемами детей с ограниченными возможностями являются барьеры в осуществлении прав на охрану здоровья и социальную адаптацию, образование, трудоустройство. Переход на платные медицинские услуги, платное образование, неприспособленность архитектурно-строительной среды к особым нуждам детей-инвалидов в зданиях общественной инфраструктуры (больницах, школах, средних и высших образовательных учреждениях), финансирование государством социальной сферы по остаточному принципу усложняют процессы социализации и включения их в общество.

Читайте также:  Ребенок и его отсталое развитие

У детей с нарушением интеллекта обнаружены неполные представления о социальном окружении, размытость жизненных перспектив, пассивное отношение к общественным поручениям. Без подготовки им трудно вписываться в привычный для нас ход жизни. Поэтому необходима работа по социализации детей с умственной отсталостью. В которую входят различные направления.

Нравственное направлениеРегулирование отношений между учениками. Знакомство с правилами поведения и общения. Обеспечение правильного обращения детей к взрослым и сверстникам на уроках и во внеучебной деятельности. Закладывание основ сотрудничества, взаимопомощи. Формирование уважения к старшим, родителям.

Знакомство с правилами общения на уроках, специальных мероприятиях. Классные часы на тему «Что такое хорошо и что такое плохо?», «Дружные ребята». Организация в классах взаимопомощи и взаимоконтроля.

Национально-патриотическое направлениеВоспитание любви к своей семье, родственникам, родному дому. Знакомство с терминами «гражданин», «патриот» и т.п. Осознание себя представителем русской нации, гражданином России. Знание государственной символики. Знание названия страны, столицы, места жительства.

Экономическое направлениеЗнакомство с понятиями «деньги», «цена», «стоимость», формирование правил поведения в торговых учреждениях, обеспечение сохранности мебели, учебников, одежды.

Экскурсии в магазин, на рынок, почту, тематические беседы о поведении в торговых учреждениях, ролевые игры, связанные с покупками.

Правовое направлениеЗнакомство с правилами, нормами поведения в общественных местах. Борьба с воровством. Внушение недопустимости присвоения чужого имущества. Изучение прав и обязанностей ученика школы-интерната.

Заучивание правил поведения в школе, на улице, в транспорте и др. общественных местах. Чтение поучительных рассказов, сказок. Беседы о правилах поведения.

Трудовое направлениеОсвоение начальных учебных навыков, приучение к дисциплине во время урока и самоподготовки. Чтение сказок, рассказов о важности труда в жизни человека. Рассказы родителей о своей профессии. Организация самообслуживания, уход за комнатными растениями, поддержание порядка на рабочем месте, в классе. Изготовление поделок из бумаги, картона, пластилина и других материалов.

Эстетическое направлениеЗнакомство с основными видами художественного творчества. Знакомство с произведениями выдающихся художников, композиторов, поэтов, писателей. Участие в самодеятельности. Украшение класса перед праздниками. Посещение концертов.

Физическое направлениеЗнакомство с основами гигиены. Включение в распорядок дня обязательных гигиенических, закаливающих процедур. Организация подвижных игр.

Обеспечение соблюдения правил личной гигиены. Динамические часы, игровые занятия. «Веселые старты», соревнования по игровым видам спорта.

Таким образом, для успешной социальной адаптации необходимо расширять бытовой и социальный опыт детей с нарушениями интеллекта. Эту задачу можно решать средствами специального образования, но при этом возникает проблема: учащиеся с трудом могут применять в повседневной жизни знания, получаемые на отдельных предметах. Поэтому при обучении необходимо уделять внимание востребованности теоретических знаний в повседневной жизни. При обучении детей с нарушением интеллекта необходимо включать их в процесс активной практической деятельности. Для успешной социально-трудовой адаптации надо формировать у умственно отсталых детей адекватное восприятие своей социальной роли и окружающих.

В перспективе развития специализированных социальных и образовательных сервисов нетипичным детям и их семьям представляются наиболее важными следующие направления организационной деятельности по улучшению их качества:

I. Образование будущих специалистов социального профиля:

— пересмотр профессиональных образовательных программ, включение теоретических и практических курсов социального профиля;

— повышение уровня информационной готовности к сотрудничеству в ранней интеграции.

II. Повышение квалификации профессионалов по работе с детьми дошкольного возраста имеющими отклонения в развитии:

-просветительская работа по деятельности служб ранней интервенции;

— инициация разработок программ абилитации;

— Участие в научно-исследовательской работе;

— расширение возможностей знакомства с зарубежным опытом.

III. Проведение образовательной работы с родителями детей дошкольного возраста имеющих отклонения в развитии:

— образовательные программы для родителей;

— расширение контактов между родителями детей с отклонениями в развитии;

— ориентация на сотрудничество с профессионалами в процессе социально-реабилитационной работы.

Для успешности и эффективности процесса абилитации на всех уровнях нам представляется необходимым выделить иновационные направления развития специального (коррекционного) образования:

1. Разработка программы и проведения междисциплинарного тренинга оценивания (диагностики) интервенции для профессионалов.

2. Разработка институциональной модели координации услуг на протяжении развития ребенка с учетом переходов из одной институциальной в другую.

3. Интенсификация исследований, направленных на разработку методологии и технологий социального включения детей имеющих отклонения в развитии в общественную систему с учетом культурных, гендерных, возрастных, психологических особенностей их развития.

4. Формирование информационной готовности общества к социальному включению детей имеющих отклонения в развитии, предоставление широкого спектра информационных услуг о нуждах детей с отклонениями в развитии в рамках всего социума.

Особо значимой социальной проблемой детей с ограниченными возможностями является отсутствие специальных законов и нормативных актов, устанавливающих ответственность органов государственной власти и управления, должностных лиц учреждений и организаций за реализацию прав детей-инвалидов на охрану здоровья, социальную реабилитацию и независимое существование. Решение социальных проблем детей с ограниченными возможностями, связанных с включением их в общество, по мнению автора, может быть только комплексным, с участием органов управления социальной защиты населения, экономики, здравоохранения, культуры, образования, транспорта, строительства и архитектуры, а также необходима разработка единой, целостной системы социальной реабилитации. При комплексном взаимодействии различных государственных и общественных структур можно достичь такого уровня адаптации детей с ограниченными возможностями, что они смогут в будущем трудиться и вносить свой посильный вклад в развитие экономики страны.

Результативность социализации зависит от того, в какой мере задачи развития в данной биографической и социальной ситуации связаны с умением ребенка с отклонениями в развитии действовать, с представлением о самом себе и своим образом идентичности. Если структура и сфера поведения недостаточно развиты, существует риск появления психически или социально девиационных форм действий и поведения, осложняющих дальнейшее развитие личности. Организация контроля и поддержания оказания своевременной помощи специалистов детям, имеющим отклонения в развитии и их семьям, образовательная и социально-реабилитационная работа с детьми, семьями и обществом в целом может предотвратить возникновение девиационных форм действий и способствовать успешности социализации.

Источник