Ребенок с низким уровнем развития
ТОП 10:
Словаря не называет части предметов и тела животного, или называет1-2 части, встречается использование облегчённых слов («бай-бай», «ляля»).Слова-действия (глаголы) не точные, но близкие по лексическому значению, основные цвета называет неустойчиво, но при этом может найти и показать цвет. Прилагательные, обозначающие величину, вкус, оттенки не называет.Не понимает значение наречий и неадекватно использует в речи.
Грамматического строя речи. Единственное и множественное число существительных различает с опорой на картинки или предметы.
Не употребляет предлоги и с трудом их понимает.Произносит односложные слова без стечения согласных, слова из двух открытых слогов (шуба, вода, Таня, мыло и т.д.), а во всех остальных словах из 2-3 слогов со стечением согласных предложенных всем детям допускает пропуски и перестановки звуков и слогов.
Фонематические процессы. В игре «Что звучит?» важно соблюсти ее методику и последовательность действий, а именно:
.ребенок манипулирует игрушками и слушает их звучание,
.одновременно вместе с воспитателем называет эти игрушки,
.игрушки прячутся за ширму и формулируется задание: «Я буду играть, а ты угадай, что звучит?»,
.сначала ребенку предлагается назвать игрушку,
.если ребенок не говорящий, предлагается показать игрушку, которая звучала.
Если ребенок самостоятельно правильно либо показывает, либо называет звучащие игрушки, то можно считать, что слуховая память и слуховое восприятие развивается по возрасту. Для обследования этих же процессов следует предложить повторить несколько слов, если не услышали их во время беседы по сюжетной картинке: «мяч, руки, ноги, диван, ковер, мишка, книжка, нитки, читает». К трем годам ребенок с высоким уровнем называет эти 9 слов, не пропуская и не переставляя ни одного звука, но допускается замена звуков (читает — титает); со средним уровнем встречаются пропуски звуков при стечении согласных, это можно заметить на последних 4-х словах (книжка – нижка), но перестановок звуков и слогов в этих словах ребенок уже не допускает ; с низким уровнем правильно повторяются первые 3 слова, а в остальных есть не только пропуски звуков, но и перестановки звуков и слогов.
Методические рекомендации к экспресс-диагностике речи детей второй младшей группы, 3-4 года
Начиная со второй младшей группы обследование рекомендуется проводить в начале учебного года – август, сентябрь и в конце учебного года – май. Учитывая то, что этот возраст является переходом из преддошкольного в дошкольный период, и чаще всего сопровождается сменой воспитателя, следует в полной мере провести диагностику каждого ребенка в начале второй младшей группы и сравнить с результатами диагностики в конце первой младшей группы. Такое сравнение позволит педагогу проследить динамику в речевом развитии малыша. В качестве наглядных опор могут послужить одна из сюжетных картинок: №2 «Дети играют в детском саду», №3 «Игры на прогулке», №4 «Стирка», №1 «Семья»; иллюстрация к сказке №5 «Репка», книга стихов А.Барто, для уточнения словарного запаса № 15, 17.
Связная речь. Коммуникативную функцию речи на специальном материале обследовать не рекомендуем, так как любой воспитатель сможет определить ее развитость по наблюдениям за общением ребенка в быту, а критерии указаны в таблице. При рассматривании и рассказывании по картинке по сравнению с первой младшей группой в конце второй младшей группы меняется характер вопросов. Задаются вопросы, требующие от ребенка делать простейшие выводы: «Как мальчик играл с машинкой и кубиками?», «Почему мячик оказался на шкафу?», «Зачем девочка стирает кукле платье?», «Почему дед не мог вытянуть репку один?», «Зачем бабушка позвала внучку?». Ребенок с высоким уровнем отвечает предложением, хотя и может переставлять в нем слова, но логику вопроса соблюдает в своем ответе. Ребенок со средним уровнем понимает, что нужно ответить, но затрудняется построить фразу, поэтому отвечает односложно: «Она большая», «Грязно потому что», «Катал, возил» и т.д. А ребенок с низким речевым уровнем не может сделать простейшего вывода, поэтому либо не отвечает на вопрос, либо отвечает неадекватно. Такого ребенка можно попросить повторить предложение из 3-5-ти слов, составленное педагогом по картинке: «Девочка стирает платье в тазике», «Папа читает книгу своей дочке», «Мальчики катают мяч.» и т.д. На среднем уровне ребенок повторяет фразу правильно, на низком уровне переставляет или пропускает слова, не договаривает предложение или повторяет из него 1-2 слова. Хорошим показателем уровня связной речи в этом возрасте является умение пересказывать по картинкам знакомую сказку и рассказать стихотворение (критерии указаны в таблице).
Источник
«Рекомендации для воспитателей по работе с детьми имеющими низкий уровень готовности к школе»
Работа воспитателя — это постоянный контакт с детьми. Поэтому необходимо устанавливать с детьми такие отношения, какие у них установлены с близкими людьми, чтобы дети начали так же доверять воспитателю, как и доверяют близким людям. Как приятно, когда дети охотно идут в группу. При встрече улыбаются, чем — то радуют, что — то интересное рассказывают, чем — то делятся. Каждый ребёнок развивается по — своему, а значит, и подход к каждому ребёнку должен быть — индивидуальный. Необходимо знать, в какой семье, и в каких условиях, живёт каждый ребёнок. Это помогает создавать в группе уютную, спокойную, доверительную атмосферу, понять каждого ребёнка. Стиль поведения воспитателя к детям должен быть таким: не позволять детям делать всё, что им заблагорассудиться, но и не запрещать в не которых случаях, чётко определять для детей, что им можно и что нельзя, своим поведением показать ребёнку пример, когда необходимо сдерживать эмоции, а когда не сдерживать. Во время видеть когда ребёнку нужно уделить внимание, чтобы не чувствовал себя забытым и никому не нужным. Все, мы, знаем, что школа ждёт не столько образованных детей, сколько психологически подготовленных к учебному труду. Это значит, что дети должны обладать нравственно-волевыми качествами, такими как, настойчивость, трудолюбие, усидчивость, терпение, чувство ответственности, организованности и самое главное дисциплинированность. Дети должны уметь общаться, уметь слушать собеседника, не перебивая его, избегать грубости, вульгаризмов. Если все эти качества будут наблюдаться у детей, тогда учиться они будут с удовольствием, учёба не превратиться для них в тяжкое бремя. Осуществляя подготовку к школе, необходимо учитывать особенности детей, отличающиеся уровнем развития: (детей с высоким, среднем и низким уровнем развития).
Дети с низким уровнем развития отстают от сверстников в развитии и в овладении программным материалом. Они недостаточно внимательны к объяснениям воспитателя, не могут долго сосредотачиваться на заданиях. В своей работе они учитывают только отдельные требования, испытывают трудности в организации собственной деятельности в соответствии с установками воспитателя. Знания об окружающем у них поверхностны, познавательные интересы неустойчивы и часто снижены. Дети не самостоятельны, они нуждаются в постоянном контроле и помощи воспитателя. Под влиянием неудач у таких детей постепенно формируется отрицательное отношение к занятиям. Успех в преодолении недостатков развития детей низкого уровня можно достичь при условии совместных действий воспитателя и родителей. Родителям, необходимо давать конкретные рекомендации, касающиеся организации занятий с детьми дома, развития их кругозора и речевой активности. Объяснять, как правильно оценивать действия ребёнка: поощрять усилия детей, подбадривать, доброжелательно и терпеливо разбирать с ребёнком его ошибки, неточности и стимулировать к получению более высокого результата. Совместно с родителями обучая, развивая и поддерживая детей, необходимо способствовать преодолению пассивности, скованности, неумелости дошкольников. Важно помнить, что потом, в школе дети будут спокойны, сосредоточены, аккуратны и прилежны, если в семье родители систематически будут заниматься с детьми еще в дошкольном возрасте.
Наверное, каждому воспитателю, работающему в выпускной группе детского сада, приходилось много раз отвечать на вопрос родителей: «как ведёт себя мой ребёнок на организованной образовательной деятельности?». Как он справляется с заданием? Не отстаёт ли от других? Все эти вопросы родители прямо связывают с подготовкой к школе. Почти никогда не звучит вопрос: «А как играет мой ребёнок? А вот дети подготовительной группы часто играют, любят играть в дидактические игры с правилами. Поэтому использование дидактических игр с правилами естественно и закономерно введут ребёнка в учебную деятельность. При этом задача воспитателя состоит в том, чтобы научить ребёнка, выслушать инструкцию, освоить её правила, овладеть учебно — игровыми действиями, проконтролировать действия оценить результат. В игре ребёнок пробует свои силы и возможности. Самостоятельность, активность, саморегуляция — важнейшие черты свободной игровой деятельности, они выполняют незаменимую роль в формировании личности будущего школьника. В играх с правилами развивается и необходимая будущему школьнику произвольность поведения и общение с взрослыми и сверстниками. Дети, стоящие у порога школы, непременно должны обладать элементарными навыками самоорганизации. Эти навыки в дальнейшем станут их «помощниками» в учебной деятельности, разумном расходовании времени, умение передавать труд, учёбу, игру, отдых.
Любая деятельность — игра, труд, организованная образовательная деятельность — требуют определённой подготовки. Поэтому педагогам необходимо воспитывать у детей трудолюбие, усидчивость, отслеживать, чтобы дошкольники любое дело выполняли старательно и не бросали его на полпути. Дети, воспитанные в труде, меньше устают, отличаются творческим подходом ко всему, умением себя обслуживать, держать в порядке своё рабочее место. До школы дети должны усвоить определённую систему знаний, умений и навыков, также у них должны быть сформированы психические процессы: внимание, память, мышление, речь. Организованная образовательная деятельность дошкольников должна быть организована педагогами так, чтобы дети могли свободно общаться, спорить, совместно выполнять различные задания. И главное, чтобы дошкольники учились совместно обсуждать, а их обсуждения были направлены на коллективный поиск правильного ответа, чтобы каждый ребёнок проявлял, как можно больше активности, рассуждал, высказывал своё мнение, не боялся при этом ошибиться.
Источник
Рекомендации по работе с детьми с низким уровнем развития памяти, т.е. ребенок с трудом запоминает новый материал, текст художественных произведений, стихи, быстро забывает усвоенный материал.
1. В работе с такими детьми необходимо многократное повторение материала в течение дня, недели, в разные режимные моменты.
2. Для более прочного и полного запоминания следует подключать как можно больше анализаторов (зрительных-на показ предмета, картинки; слуховых-его озвучивание в разном темпе, с разной интонацией выразительностью; осязательных-ощупывание предмета, выполнение с ним определенных действий; обонятельных и вкусовых-по мере возможности). Иными словами, память зависит не столько от признаков предмета, сколько от полноты их восприятия.
3. Шире использовать в работе с детьми наблюдения, так как организуемая при их обследовании деятельность направляет внимание малыша на разные стороны объектов, что обеспечивает формирование полного и точного образа памяти.
4. Необходимо учитывать, что более полное и прочное запоминание зависит от того, насколько правильно и целенаправленно взрослый включает его в дальнейшую самостоятельную деятельность детей (как предметную, так и познавательную), т.е чтобы ребенок не забыл материал, следует создавать ситуации для его использования во время игры, беседы, рассматривания иллюстраций, альбомов, картинок и т.п. и необходимо побуждать ребенка использовать свой опыт.
5. Важный момент в развитии произвольной памяти старших дошкольников-обучение приемам логического запоминания, так как дети этого возраста впервые принимают указания, как надо запомнить. Овладение приемами запоминания зависит прежде всего от степени освоения ребенком мыслительных операций, таких как: а) обобщение, т.е объединение предметов и явлений по каким-либо существенным свойствам; б) сравнение-установление сходства и различия между предметами; В) анализ-мысленное разложение целого на части или выделение из целого его сторон; г) синтез-объединение частей, свойств в единое целое.
6. Систематичное использование в работе с детьми дидактических игр. Развитие произвольной памяти в игре происходит быстрее, т.к. она создает действенную игровую мотивацию, подчиняет процесс запоминания близкой и понятной ребенку цели; позволяет осознавать способы выполнения деятельности.
Для развития памяти необходимо использовать приемы произвольного и непроизвольного запоминания.
I. Приемы непроизвольного запоминания:
1. Использовать в работе с детьми предметы яркие, красочные, новые, необычные, привлекающие к себе внимание ребенка.
2. Многократное повторение. Ребенок запоминает дорогу из детского сада домой, расположение игрушек.
3. Ребенок лучше запоминает предметы, которыми оперирует, которые называет.
4. Прочно запоминается материал, который вызывает у ребенка эмоции.
II. Приемы произвольного запоминания:
1. Рисование к слову рисунка, который помог бы ребенку вспомнить это слово. Важно, чтобы рисунки к данным словам нарисовал сам ребенок.
2. Эвристическая беседа по прочитанному тексту. После беседы ребенок намного лучше может сделать пересказ.
3. Для того, чтобы легче запомнить цифру из ряда цифр, научите ребенка отыскивать какую- нибудь аналогию с соответствующим числом. Например: какое-то число совпадает с возрастом ребенка, какое-то-с номером квартиры и т.д.
4. Этот же прием можно использовать и для тренировки на запоминание букв и слогов. Нужно постоянно учить использовать ребенка свое воображение, находить ассоциации, придумывать истории, связанные с тем, что нужно запомнить. Это помогает наиболее надежно закрепить нужную информацию в долговременной памяти.
5. Нужно научить ребенка использовать смысловую систему. Например, с данными словами составить небольшой рассказ.
6. Для развития зрительной памяти научить ребенка делить картинки на группы или устанавливать между предметами смысловые связи.
С целью прочного запоминания стихов можно использовать следующие приемы:
1. Чтение по строкам.
2. Чтение в разном темпе.
3. Чтение в (быстро-медленно, разной силой голоса, громко-тихо-шепотом).
4. Чтением с разной интонацией (весело, грустно, сердито и т.д).
5. Чтение по ролям.
6. Нужно использовать игры на развитие памяти на прогулке, в свободное время, на занятиях.
Такие игры как: «Я положил в мешок…», «Десять слов», «Каскад слов» (слуховая память), «Запомни картинки», «Что изменилось», «Запомни и нарисуй», «Составляем по памяти узор», «Запомни фигуру» (зрительная), «Море волнуется», «Страна зеркал» (двигательная).
В стремлении развить память ребенка следует иметь ввиду: независимо от того, хорошая или плохая у него память, перегружать ее вредно. Особенно это относится к заучиванию непонятных вещей, которые никогда не пригодятся на практике.
Источник
Один из главных вопросов, который волнует родителей шестилетнего ребенка – готов ли он к школе? Школьная программа образования постоянно усложняется и предъявляет первоклассникам все более строгие требования, поэтому незадолго до поступления в школу рекомендуется провести оценку уровня развития ребенка. Для определения уровня развития ребенка используются специальные тесты и задания. Полученные результаты позволят выяснить, насколько развито зрительное и слуховое восприятие ребенка, а также оценить уровень развития речи, памяти, внимания и мышления. Таким образом, можно заранее выявить возможные трудности, которые могут возникнуть у ребенка в начале обучения, и организовать дополнительные занятия еще до поступления в школу.
Общая оценка уровня умственного развития ребенка
Специальные задания и тесты помогают определить уровень умственного развития ребенка, то есть его интеллектуальные способности: умение анализировать, применять логику, базовые знания счета и т.п. Кроме того, с помощью тестов оценивается уровень психического развития ребенка: память, внимание, мышление.
Для оценки уровня психического развития ребенка и определения его умственного развития можно использовать следующие тесты.
Оценка уровня развития ребенка путем дополнения фраз. Ребенка просят закончить 10 предложений:
- Когда у тебя будет день рождения, то…
- Если пойдет сильный дождь, то тогда…
- Если кусочек льда положить на ладонь, то…
- Вечером становится темно, потому что…
- Девочка весело смеялась, потому что…
- Если летом будет жарко, то…
- Если гулять зимой без варежек, то…
- Девочка заболела, потому что…
- Мама похвалила мальчика, потому что он…
- В комнате погас свет, потому что…
С помощью этого задания определяется уровень психического развития ребенка: его способность устанавливать причинно-следственные связи, использовать знания об окружающем мире и ориентироваться в нем. За ответы, которые содержат причину или следствие, ставится один бал. Высоким результатом по этому тесту считается 8–10 баллов, средним – 6–7 баллов, низким – от 0 до 5 баллов.
Тест для оценки внимания и памяти. Ребенку предлагается повторять за взрослым ряд цифр, идущих в определенном порядке. Каждый ряд цифр произносится один раз, а затем взрослый жестом подает команду повторить его. Если ребенку не удается воспроизвести какой-либо ряд цифр из первой группы, ему следует дать аналогичный ряд цифр из второй группы, а затем вернуться к следующему ряду цифр первой группы.
Первая группа:
- 3 – 8 – 6
- 6 – 1 – 2
- 3 – 4 – 1 – 7
- 6 – 1 – 5 – 8
- 8 – 4 – 2 – 3 – 9
- 5 – 2 – 1 – 8 – 6
Вторая группа:
- 5 – 7 – 4
- 2 – 5 – 9
- 7 – 2 – 9 – 6
- 8 – 4 – 9 – 3
- 4 – 1 – 3 – 5 – 7
- 4 – 7 – 8 – 5 – 2
Оценки ставят следующим образом: 2 балла – ребенок повторяет три цифры; 4 балла – ребенок повторяет 4 цифры; 5 баллов – ребенок повторяет 5 цифр. Если ребенок набирает от 1 до 12 баллов, это считается низким результатом, от 13 до 18 – средним, а от 19 до 24 – высоким.
Тесты на способность к обобщению. Ребенку показывают картинки, на которых ему необходимо найти предметы, обладающие общими признаками. Для задания используются карточки с изображением четырех предметов, три из которых относятся к одному классу, а один нет. Например: игрушки, мебель, животные. Ребенку задают вопрос, какая картинка является лишней и почему:
- Кошка, собака, коза, воробей.
- Портфель, тетрадь, ручка, цветок.
- Мяч, кукла, юла, мальчик.
- Апельсин, яблоко, груша, лук.
- Тарелка, чашка, стакан, стол.
- Шкаф, стул, кресло, чайник.
За каждое из шести правильно выполненных заданий ставится по одному баллу. Шкала результата будет следующей: 0–1 балл – низкий уровень, 2–3 балла – средний, 4–6 – высокий.
Важно, чтобы ребенок справлялся с предлагаемыми заданиями самостоятельно, без подсказок со стороны взрослых. Если результаты тестирования оказываются слишком низкими, делать выводы о плохом уровне развития ребенка не следует – он мог быть уставшим или настроенным больше на игру, чем на проявление своих знаний и умений. Поэтому в таких случаях для объективной оценки через несколько дней тестирование необходимо провести еще раз. Кроме того, следует учитывать, что оценка уровня развития ребенка должна проводиться специалистами. Правильно и объективно оценить уровень умственного развития ребенка может только детский психолог или опытный педагог. Родителям рекомендуется рассматривать результаты тестов только в качестве ориентиров.
Задания для оценки уровня речевого развития ребенка
Для оценки уровня речевого развития ребенка предлагаются следующие тесты.
Тест для оценки словарного развития. Ребенку нужно объяснить значения слов: «Представь, что ты разговариваешь с иностранцем – человеком, который плохо знает русский язык и просит тебя объяснить, что означает слово». Для задания используется 5 наборов, в каждом из которых содержится по 10 слов:
- Велосипед, молоток, книжка, друг, шляпа, перья, прыгать, собирать, бить, острый.
- Автомобиль, веник, блокнот, трус, зонтик, мех, бежать, соединять, щипать, тупой.
- Мотоцикл, гвоздь, тетрадь, герой, сапоги, чешуя, качаться, разделять, кусать, мягкий.
- Автобус, лопата, альбом, ябеда, ботинки, шкура, спотыкаться, связывать, убегать, колючий.
- Самолет, швабра, письмо, враг, плащ, пух, вертеться, чесать, гладить, шершавый.
Если ребенок не может описать какое-либо слово, ему предлагается показать его жестами или нарисовать. За каждое слово ребенок получает от 0 до 2 баллов: 0 – если не знает значения слова или неправильно его указывает; 1 – понимает значение слова, но не может объяснить его словами (объясняет с помощью жестов, действий или рисует); 1,5 – без труда описывает предметы словесно, например: «Молоток – им забивают гвозди» или «Веник – нужен, чтобы подметать пол»; 2 – объясняет слова, используя определения, которые приближаются к энциклопедическим, например: «Герой – это смелый человек, который помогает другим людям».
Уровень словарного развития оценивается по сумме набранных баллов. Для шестилетнего ребенка низким уровнем считается 6,5 баллов, средним – от 7 до 12 баллов и высоким – от 12,5 баллов.
Тест на осознанность восприятия и активность использования речи. Ребенку читают короткий рассказ, в котором встречаются новые для него слова. Например: «Как-то раз Саша с папой пошли на рыбалку. Папа взял с собой спиннинг и удочку. Пока они рыбачили, по реке проплывала баржа. Саше понравилось ловить рыбу вместе с папой».
Затем ребенка просят пересказать эту короткую историю. Выполнение задания оценивается в зависимости от поведения ребенка:
- ребенок молчит и не задает вопросов даже после дополнительной стимуляции к этому;
- ребенок пытается пересказывать, употребляя новые слова, хоть и не понимает их значения;
- ребенок строит пересказ в соответствии с собственным пониманием и искажает его смысл;
- ребенок сначала спрашивает про незнакомые слова, а затем начинает пересказывать.
Попытка вычленить новые слова и выяснить их значение свидетельствует о высоком уровне речевого развития ребенка.
Источник