Педагогическая культура семьи и развитие личности ребенка

Ольга Сальник
Статья «Педагогическая культура семьи»

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».

А. С. Макаренко

Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. В этом кровно заинтересованно и общество. Ведь главное богатство нашего общества – человек, и не просто человек, а хороший, добрый. Плохой, злой человек не принесёт пользы обществу. Более того, он будет ему в тягость, так же, как и близким людям, прежде всего – семье.

Семья изменяется вместе с развитием общества, она болеет теми же болезнями и достигает тех же успехов, что и общество.

Заботясь о благе каждой семьи, делая всё для её укрепления, общество требует от родителей высокой ответственности за воспитание подрастающего поколения, но далеко не каждая мать и не каждый отец понимают важность этой задачи. История семьи доказала: чем совершеннее общество, тем более высокой культуры воспитания оно требует. Ещё совсем недавно считали: чем выше уровень образования, общая культура родителей, тем больше у них возможностей правильно воспитывать своих детей. Сегодня большинство вступающих в брак – люди со средним и высшим образованием. Почему же у некоторых из них происходит смещение многих нравственных понятий, что неизбежно отражается и на воспитании детей?

«Каждой семье – педагогическую культуру» — этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

Так что же такое педагогическая культура?

Педагогическая культура — это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Структура педагогической культуры:

• понимание и осознание ответственности за воспитание детей

• знания о развитии, воспитании, обучении детей;

•практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности;

•продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Характеристика уровней педагогической культуры родителей.

Различают три уровня педагогической культуры родителей : высокий, средний, низкий. Рассмотрим их подробней.

Высокий уровень.

Родители осознают главную цель – воспитание духовно нравственной, социально-активной личности. Правильно выбирают направление и выстраивают содержание своей воспитательной работы, имеют четкое представление об основных качествах личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. В семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно позитивные, родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к анализу своего поведения и самовоспитанию, приучают к преодолению трудностей, в семье имеет место разумная согласованность в применении методов воспитания между всеми членами семьи; предъявляемые требования носят разумный и систематический характер, соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком, возникающие проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа, отношения «взрослый — ребенок» строятся на взаимном доверии и уважении; родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания, охотно выполняют их рекомендации, принимают участие в различных формах воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом инициативу и заинтересованность, помогают детям в их общественной работе.

Средний уровень.

Родители имеют поверхностные представления о направлениях воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания, понимают, какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного индивидуального развития ребенка; в семье используются разнообразные методы воспитания, но без разумного их сочетания. Родители опираются на положительные качества ребенка, немало заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе решений и действий, недостаточно приучают его к преодолению трудностей, в отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи. Требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер, в разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки. Между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества. Родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации, не проявляют инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако принимают участие в них по просьбе учителя, не интересуются общественной жизнью своего ребенка.

Читайте также:  Как открыть свой центр развитие ребенка в украине

Низкий уровень.

Родители не имеют представления о целях и задачах воспитания, направлениях воспитательной работы; испытывают затруднения в конкретизации качеств, которые необходимо воспитать у ребенка; выбор методов весьма ограничен — предпочтение отдается авторитарным методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание); подавляют инициативу ребенка, самостоятельность, не побуждают к анализу своих поступков; содержательный аспект требований ограничен семейно-бытовыми отношениями, между родителями и ребенком отсутствуют отношения доверия, уважения, взаимопонимания, поддержки; с педагогами практически не контактируют, не посещают занятия по педагогическому просвещению, пренебрегают советами педагогов. В общественной жизни школы участия не принимают.

Подводя итог можно отметить, что прямая функция семьи как социального института — обучение ребенка тому социальному опыту, который накопило человечество, культуре страны, ее нравственным нормам, традициям народа. Но все это невозможно без систематического просвещения родителей.

Положительно влияя на весь строй семейной жизни, педагогическая культура родителей служит основой собственно педагогической деятельности отца и матери, помогает им избегать традиционных ошибок в семейном воспитании и находить верные решения в нестандартных ситуациях.

Обучение родителей — это деятельность общественных структур и институтов с целью формирования у родителей знаний, умений по воспитанию своих детей в семье; шире сказать, по формированию педагогической культуры населения. Цель педагогического просвещения родителей заключается в вооружении отцов и матерей определенным минимумом знаний, оказании им помощи в организации самообразования, формировании воспитательных навыков и умений. Обучение родителей осуществляется в обществе разными институтами: дошкольной организацией, школой, средствами массовой информации, специальными службами и т. д.

«Правильное воспитание с самого раннего детства – это вовсе не такое трудное дело, как многим кажется. По своей трудности это дело по силам каждому человеку. Хорошо воспитывать своего ребёнка легко может каждый человек, если только он этого действительно захочет, а кроме того, это дело приятное, радостное, счастливое. Совсем другое – перевоспитание. Если ваш ребёнок воспитывался неправильно, если вы что – то прозевали, мало о нём думали, а то, бывает, и поленились, запустили ребёнка, тогда эта работа поправки, работа перевоспитания – уже не такое лёгкое дело.

Советуем родителям всегда помнить об этом, всегда стараться воспитывать так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать, чтобы с самого начала всё было сделано правильно. «

А. С. Макаренко

Источник

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Краснобаковская специальная (коррекционная) школа-интернатVIII вида»

Доклад на ШМО классных руководителей, воспитателей и педагогов дополнительного образования

 «Педагогическая культура семьи и методы её изучения»

                                                          Выполнила:

                                                                                     учитель начальных классов

                                                                А.А. Махотина

р.п. Красные Баки

2019 год.

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Наши дети – это будущие граждане нашей страны и граждане мира. Они будут творить историю».

Каждый из родителей мечтает вырастить своих детей добрыми, счастливыми людьми. В этом кровно заинтересованно и общество. Ведь главное богатство нашего общества – человек, и не просто человек, а хороший, добрый. Плохой, злой человек не принесёт пользы обществу. Более того, он будет ему в тягость, так же, как и близким людям, прежде всего – семье.

 «Каждой семье – педагогическую культуру» — этот девиз становится в последние годы определяющим в организации пропаганды педагогических знаний среди населения. Минимум педагогических знаний, имеющихся сейчас почти в каждой семье, не удовлетворяет требований современного общества. Поэтому так необходимо совершенствовать педагогическую культуру каждого родителя.

Так что же такое педагогическая культура?

Педагогическая культура — это компонент общей культуры человека, в котором находит отражение накопленный предыдущими поколениями и непрерывно обогащающийся опыт воспитания детей в семье.

Педагогическая культура родителей служит основой воспитательной деятельности родителей. От уровня педагогической культуры родителей зависит успешность и результативность домашнего воспитания детей.

Структура педагогической культуры:

• понимание и осознание ответственности за воспитание детей

• знания о развитии, воспитании, обучении детей;

•практические умения организации жизни и деятельности детей в семье, осуществления воспитательной деятельности;

Читайте также:  Программы развития интеллекта ребенка

•продуктивная связь с другими воспитательными институтами (дошкольное учреждение, школа).

Характеристика уровней педагогической культуры родителей.Различают три уровня педагогической культуры родителей : высокий, средний, низкий. Рассмотрим их подробней.

Высокий уровень.

Родители осознают главную цель – воспитание духовно нравственной, социально-активной личности. Правильно выбирают направление и выстраивают содержание своей воспитательной работы, имеют четкое представление об основных качествах личности, которые они формируют у ребенка на данном этапе его индивидуального развития. В семье используются разнообразные методы воспитания, преимущественно позитивные, родители опираются на положительные качества ребенка, заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности, побуждают его к анализу своего поведения и самовоспитанию, приучают к преодолению трудностей, в семье имеет место разумная согласованность в применении методов воспитания между всеми членами семьи; предъявляемые требования носят разумный и систематический характер, соблюдается мера любви и строгости в отношении с ребенком, возникающие проблемы решаются сообща на основе конструктивного анализа, отношения «взрослый — ребенок» строятся на взаимном доверии и уважении; родители поддерживают тесную связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом просвещении, советуются с педагогами по вопросам воспитания, охотно выполняют их рекомендации, принимают участие в различных формах воспитательной работы, организуемой учебным заведением, проявляя при этом инициативу и заинтересованность, помогают детям в их общественной работе.

Средний уровень.

Родители имеют поверхностные представления о направлениях воспитательной работы, не связывают их с главной целью воспитания, понимают, какие качества личности необходимо формировать у ребенка, но не всегда правильно определяют их на данном этапе возрастного индивидуального развития ребенка; в семье используются разнообразные методы воспитания, но без разумного их сочетания. Родители опираются на положительные качества ребенка, немало заботятся о предоставлении ему инициативы и самостоятельности в выборе решений и действий, недостаточно приучают его к преодолению трудностей, в отдельных случаях имеет место несогласованность воспитательных воздействий на ребенка со стороны всех членов семьи. Требования к ребенку носят разумный, но не систематический характер, в разрешении проблем родители часто берут инициативу в свои руки. Между родителями и детьми существуют отношения взаимного уважения, но родители не стремятся сформировать отношения сотрудничества. Родители периодически поддерживают связь с учебным заведением, участвуют в педагогическом процессе, однако редко советуются с педагогами по вопросам воспитания и не всегда выполняют их рекомендации, не проявляют инициативы в организации общественных дел учебного заведения, однако принимают участие в них по просьбе учителя, не интересуются общественной жизнью своего ребенка.

Низкий уровень.

Родители не имеют представления о целях и задачах воспитания, направлениях воспитательной работы; испытывают затруднения в конкретизации качеств, которые необходимо воспитать у ребенка; выбор методов весьма ограничен — предпочтение отдается авторитарным методам воздействия (приказ, указание, требование, наказание); подавляют инициативу ребенка, самостоятельность, не побуждают к анализу своих поступков; содержательный аспект требований ограничен семейно-бытовыми отношениями, между родителями и ребенком отсутствуют отношения доверия, уважения, взаимопонимания, поддержки; с педагогами практически не контактируют, не посещают занятия по педагогическому просвещению, пренебрегают советами педагогов. В общественной жизни школы участия не принимают.

При изучении семьи и семейного воспитания используются разнообразные методы исследования. Каждый из методов выполняет по отношению к другим компенсирующую и контролирующую функцию. Выбирать методы следует, исходя из конкретных условий.

Рассмотрим методы более подробно:

Теоретический анализ является не только основой исследования проблемы до начала работы, но сопровождает все этапы работы.

Метод наблюдения. Наблюдение, как метод исследования в психологии, может быть разным.

По систематичности:

• Несистематическое наблюдение, при котором необходимо создать обобщённую картину поведения в определённых условиях и не ставится цель фиксировать причинные зависимости и давать строгие описания явлений.

• Систематическое наблюдение, проводящееся по определённому плану и при котором исследователь регистрирует особенности поведения и классифицирует условия внешней среды.

По фиксируемым объектам:

• Сплошное наблюдение. Исследователь старается фиксировать все особенности поведения.

 • Выборочное наблюдение. Исследователь фиксирует лишь определённые типы поведенческих актов или параметры поведения.

• Осознанное наблюдение. При осознанном наблюдении наблюдаемому человеку известно о том, что за ним наблюдают. Такое наблюдение проводится в контакте исследователя с субъектом, причём наблюдаемый обычно пребывает в курсе задачи исследования и социального статуса наблюдателя. Однако бывают случаи, когда в силу специфики исследования наблюдаемому человеку сообщаются иные по сравнению с подлинными цели наблюдения

 • Внешнее наблюдение-это способ сбора данных о психологии и поведении человека путем прямого наблюдения за ним со стороны.

 • Внутреннее, или самонаблюдение применяется когда психолог ставит перед собой задачу изучить интересующее его явление в том виде, в каком оно непосредственно представлено в его сознании.

• Свободное наблюдение не имеет заранее установленных рамок, программы, процедуры поведения. Оно может менять предмет или объект наблюдения, его характер в ходе самого наблюдения в зависимости от пожелания наблюдателя.

Читайте также:  Специальная методика развития ребенка

 • Стандартизированное наблюдение – заранее определенно и четко ограничено в плане того, что наблюдается. Оно ведется по определенной, предварительно продуманной программе и строго следует ей в незавимо от того, что происходит в процессе наблюдения с объектом или самим наблюдателем. При включенном наблюдении исследователь выступает в качестве непосредственного участника того процесса, за ходом которого он ведет наблюдение.

Метод ретроспективного анализа биографий раскрывается в сочинениях учащихся на темы: «Я и моя семья в прошлом, настоящем, будущем», «Я», «Моя родословная», «Моя мама» и др. Метод позволяет косвенно изучить педагогическую атмосферу семьи, фиксировать в ней систему ценностей, симпатии ребенка к членам семьи.

Анкетирование. Использование анкет важно тем, что полученные материалы обрабатываются методами математической статистики, что весьма ценно, и конечные результаты в этом случае становятся достоверными научными данными.

И вот несколько примеров анкет для детей разных возрастов:

•Оценка мотивации учащихся начальных классов (Методика Н.Г. Лускановой); 

•Анкета по профессиональному самоопределению (9 – 11 классы); 

•Анкета «Лидер ли я» (социометрия) (6 – 8 классы);

• Анкета на определение психологического климата в классе.

Анкета для массового опроса родителей школьников или карта семьи. Позволяет выяснить мнение взрослых о семейном укладе, об уровне психолого-педагогической культуры семьи, трудностях в воспитании детей, а также определить, какие представления имеют родители о своих педагогических умениях, как они оценивают свои воспитательные возможности. Перед началом анкетирования проводится тщательный инструктаж, сообщаются цели и задачи исследования.

 • Анкета для родителей «Метод воспитания»;

• Анкета для родителей «Хорошо ли ребёнку в школе?»;

 • Анкета «Родительская позиция относительно готовности к школьному обучению ребёнка».

• Методика незаконченного предложения.

 Родителям предлагается в быстром темпе закончить следующие предложения:

1) в школе, где учится мой ребенок, мне нравится…;

2) в школе, где учится мой ребенок, меня беспокоит…;

3) когда я затрудняюсь принять правильное решение в вопросах воспитания, я…;

4) мне хотелось бы побеседовать с учителем о…;

 5) меня беспокоит в моем ребенке…;

6) если бы я был на месте учителя (классного руководителя), то…. Сопоставление ответов может помочь педагогу лучше понять условия семейного воспитания, проблемы, связанные со школой, более обоснованно подготовить рекомендации, советы.

Беседа. Личный контакт помогает глубже понять мотивы респондента, его позицию. Гибкость этого метода обеспечивает хорошую адаптацию к различным ситуациям, способствует пониманию мотивов отдельных ответов собеседника. Исследователь не просто получает информацию, но, учитывая реакцию отвечающего, может в соответствии с ней направить беседу в необходимое русло.

Монографическое изучение семьи проводится в целях выяснения методов воспитания детей в семьях с различным укладом жизни и влияния конкретных условий на развивающуюся личность. В данном методе можно изучить развитие генеалогической истории семьи.

Интервью. Вопросы интервью группируются следующим образом:

• достоверные данные о семье;

• уровень психолого-педагогической подготовленности родителей;

• отношение к воспитанию;

• использование различных методов воспитания в семье и т.д.

Тестирование. Проблема заключается не столько в том, использовать или не использовать тесты, сколько в том, с какой целью они применяются. Тесты хороши тем, что их можно применять непосредственно во время встреч с родителями на собраниях, занятиях. Процедура тестирования и обработка его результатов занимают достаточно времени.

• Тест ориентировочной школьной зрелости КернаЙирасека;

• Тест «Изучение удовлетворённости родителей работой ОУ» (Методика Е.Н. Степанова); • Тест «Карта интересов» (старшее звено);

• Тест «Моя семья» (начальная школа); • Тест школьной тревожности Филлипса (5 – 9 классы);

• Тест на определение типа темперамента.

Метод анализа творческой деятельности детей, особенно всевозможных рисунков, которые дают возможность анализировать внутреннее состояние человека, его способности отражать мир своих переживаний, проблем. Этот метод несет информацию об общем эмоциональном восприятии ребенком семьи и о чувствах к отдельным ее членам. Например, детям предлагается выполнить рисунки на темы: « Моя семья», «Любимые занятия в семье», «Выходной день нашей семьи», «Нарисуй свои печали». Многие компоненты этого задания информативны:

• последовательность, в какой рисуют членов семьи;

 • расположение фигур на листе;

 • отсутствие на законченном рисунке некоторых членов семьи;

 • тщательность, с которой изображены отдельные члены семьи.

Этот метод позволяет получить представление о субъективной оценке ребенком своей семьи, своего места в ней, об отношениях с другими ее членами, о конкретном типе семьи, об условиях семейной жизни.

Таким образом, при работе педагога с семьёй можно воспользоваться любым методом, который по мнению педагога является соответствующим.

Источник