Ребенок с нарушением речевого развития в семье

  Ребенок с нарушениями речи

в семье

Сам факт рождения в семье ребенка с отклонением в развитии всегда вызывает у родителей глубокие переживания. Ведь все хотят иметь здорового, умного, красивого сына или дочь, мечтают об их благополучии в будущем. Часто в этом случае родителям не удается избежать взаимных обвинений, упреков и семья легко может распасться от одного неосторожного слова окружающих. Однако нормализация внутрисемейных отношений является основой успеха лечебно-коррекционной работы с ребенком, имеющим проблемы в развитии.

Важны также постоянные контакты родителей с педагогами-специалистами, знающими как надо работать с детьми разных возрастов, с различными отклонениями в развитии, чтобы способствовать коррекции или компенсации того или иного дефекта. Родители смогут реализовать все их рекомендации и проявлять собственную инициативу.

Полноценная речь ребенка является одним из важных условий необходимых для его развития. Родители должны знать, что не позже 5 лет надо определить все недостатки произношения малыша. Если же у ребенка нарушение произношения наблюдается в более позднем возрасте, то здесь можно с большим основанием предполагать патологию речевого развития. Некоторые нарушения речи родители могут заметить и в более раннем возрасте (например: алалию, ОНР), но корригировать эту речевую патологию может только логопед. Причем, необходимо как можно раньше обратиться к нему за помощью. Родителям следует знать, что вовремя неисправленные дефекты речи могут привести к недоразвитию всей познавательной деятельности малыша, к формированию у него отрицательных черт личности.

Ошибки в воспитании ребенка с нарушением речи заключаются в том, что, как правило, родители неправильно оценивают возможности своих детей, не умеют наблюдать их. Родители понимают отставание в развитии как некое проходящее качество, исчезающее само по себе, по мере роста ребенка. «Я сам плохо говорил, заговорит» — рассуждают они. Несостоятельность таких рассуждений очевидна. Мало кто обращает внимание, как играет ребенок, как использует игрушки. Нередки случаи, когда до 4,5-6 лет взрослые не замечают понижения слуха и зрения, недостатков речи или снижения познавательной деятельности. Немногие родители обращают внимание на то, что дети опускают, переставляют слова или слоги, неправильно оформляют конец слова. Часто логопедическое обследование выявляет у ребенка значительное отставание в развитии понимания речи, когда родители считают, что «он все понимает, но не говорит».

Нередки случаи, когда взрослые, незнакомые с приемами обучения чтению, своими «домашними» методами приучает ребенка к побуквенному чтению, от которого очень трудно перейти к слогам. Или же излишне увлекаются чтением книг и разучиванием стихов, когда ни содержание, ни объем текстов не согласуется с возрастом ребенка, его умственным и речевым развитием. Слушающий ребенок не понимает значения многих слов, не улавливает смысла читаемого или последовательности действий.

Очень важно отношение ребенка к своему дефекту, которое напрямую зависит от того, какие установки дают родители. Установка может быть попустительской или же наоборот излишне требовательной, в результате которой комплекс неполноценности усилится еще больше. Неуверенность часто сочетается с болезненной чувствительностью и ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта. Неполноценность речи и связанная с этим неуспешное обучение приводит к изменениям в поведении и снижению самооценки. Однако при правильном подходе семьи в воспитании ребенка с проблемами в речевом развитии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью и стремление преодолеть свой дефект.

В настоящее время показано, что родители, при руководстве специалистов могут эффективно помогать своим детям, вместе ними преодолевая трудности.

Таким образом, помощь ребенку, отстающему в развитии, требует от взрослого определенных знаний, понимания дефекта, правильного подхода к ребенку, грамотного построения занятий с ним, поэтому родителям необходимо серьезно относится к рекомендациям педагогов-специалистов по организации жизни, игр и занятий с детьми.

     Учитель-логопед Шолохова Е.В.    

Источник

Речевая коммуникация является постоянным состоянием человека. Нарушения речи приводят к перестройке личности. В некоторых случаях у детей с нарушениями речевого развития возникает чувство неполноценности. На почве первоначального чувства смущения, вызванного своей неправильной речью, может появиться состояние подавленности, ребенок может стремиться к уединению.

Разумная семья всегда старается воздействовать на формирование детской речи с самых ранних лет жизни. Очень важно, чтобы ребенок с самого раннего возраста слышал правильную, отчетливую речь, на примере которой формируется его собственная.

Не каждый ребенок во время развития самостоятельной речи переживает период, когда при подражании слышимым словам может выполнять правильные акустико-артикуляционные связи. У таких детей возникают фонетически неправильные слова. У них не развивается своевременно правильное произношение и дефект в дальнейшем не исчезает, а переходит в постоянный недостаток произношения.

Дети с фонетико-фонематическими недостатками почти не отличаются по личностным качествам от детей с нормальным речевым развитием, кроме отношения к своему дефекту.

По этому критерию дети делятся на две группы:

  1. болезненно относящиеся к своему речевому дефекту;
  2. безболезненно относящиеся к своему речевому дефекту.

Причиной болезненного отношения может быть:

  1. сравнение своей речи с речью других детей;
  2. насмешки детей над дефектом речи ребенка с фонетико-фонематическим недоразвитием;
  3. укоры родителей и близких родственников и т.д.

  Причиной безболезненного отношения может быть:

  1. неосознание своего дефекта;
  2. отсутствие внимания родителей к дефекту речи ребенка;
  3. попустительское отношение родителей к дефекту ребенка. Это может быть обусловлено тем, что у самих родителей такой же дефект, с которым они живут и он им не мешает; либо родители считают, что речь – это не самое главное в жизни; либо перспектива, которая уготована ими для ребенка никак, по их мнению, не связана с активной речевой деятельностью.
Читайте также:  Возрастные особенности развития личности ребенка

В любом случае на отношение ребенка к своему речевому дефекту огромное влияние имеет отношение к нему со стороны родителей. Как они настраивают ребенка по отношению к данному дефекту, какие установки ему дают, является основным формирующим компонентом отношения ребенка к своему речевому дефекту.

В начале обучения ребенок с нарушениями речи очень неуверен в себе, отказывается от поручений, даже самых легких, остро переживает все критические этапы в обучении. Неуверенность в себе порой сочетается с болезненной чувствительностью, ослабляет волю ребенка и стремление к преодолению дефекта.

Неполноценность речи и связанная с этим неуспешность в обучении приводят к ряду характерологических изменений и снижению самооценки ребенка. При правильном подходе семьи к воспитанию ребенка с проблемами в речевом развитии, правильном педагогическом воздействии можно избежать подобных проблем. Необходимо сформировать у ребенка осознанное отношение к работе над речью, стремление преодолеть свой дефект.

Существуют и более тяжелые нарушения речевого развития детей, которые формируются на основе органической патологии мозга или сложных функциональных отклонений. Это такие дефекты, как алалия, тяжелые варианты дизартрии.

Рождение ребенка с отклонениями в развитии является испытанием для всех членов семьи.

Некоторые исследователи считают, что по мере роста и развития ребенка с тяжелой речевой патологией в семье возникают новые стрессовые ситуации, новые проблемы, к решению которых родители совершенно не подготовлены. Поэтому конструктивная и динамическая помощь является необходимой таким семьям на всех этапах жизни ребенка.

Реакция родителей на тяжелый речевой дефект ребенка бывает обусловлена как их опытом и переживаниями при возникновении предыдущих кризисов в их жизни, так и особенностями личности. Для всех рождение аномального ребенка в огромной степени изменяет их жизнь, и оптимизм, который сопровождает ожидание нового человека, надежды на успех в его будущей жизни вытесняются чувством жертвенности, досады и озлобления. При таких условиях у некоторых людей нередко обостряются проблемы внутрисемейных отношений, возможен уход от активного межличностного взаимодействия.

Все многообразие реакций родителей на появление ребенка с отклонениями в развитии условно можно разделить на 4 основные фазы.

Первая фаза характеризуется состоянием растерянности, порой страха. Родители испытывают неослабевающее чувство собственной неполноценности при рождении ребенка с дефектом развития, ответственность за судьбу больного ребенка, ощущение беспомощности. Сложная гамма чувств и отрицательных эмоций выбивает людей из привычных рамок жизни, приводит к нарушениям сна, изменениям в характере и во взаимоотношениях супругов. Часто длительное заболевание ребенка и последующая инвалидность, отсутствие эффекта лечения, состояние безнадежности ухудшают взаимоотношения между родителями, приводят к семейным неурядицам и даже разрушению семьи.

Нередко шоковое состояние родителей переходит в негативизм, отрицание поставленного диагноза. Период такого негативизма и отрицания рассматривается исследователями как вторая фаза состояния семьи. Функция отрицания направлена на то, чтобы сохранить определенный уровень надежды или чувство стабильности семьи перед лицом факта, грозящего их разрушить. Т.о., отрицание может быть своеобразным способом устранения эмоциональной подавленности, тревоги.

Крайней формой негативизма становится отказ от обследования ребенка и проведения каких-либо коррекционных мероприятий. Некоторые родители многократно обращаются в разные научные и лечебные центры с целью отменить «неверный» диагноз. Другие родители диагноз признают, но при этом становятся неоправданными оптимистами в отношении прогноза развития и возможностей излечения. Так начинают формироваться семейные мифы, искажающие реальную ситуацию, мешающие адекватной адаптации.

По мере того, как родители начинают принимать диагноз и понимать его смысл, они начинают погружаться в депрессию. Это депрессивное состояние, связанное с осознанием истины, характеризует третью фазу.

Трудно до конца оценить степень воздействия такого сильного потрясения. Травма может изменить взаимоотношения родителей с другими членами семьи и между собой. Чувство гнева и горечи может породить стремление к изоляции. Этот синдром, получивший название «хроническая печаль», является результатом постоянной зависимости родителей от потребностей ребенка, их хронической фрустрации вследствие относительного отсутствия положительных изменений у ребенка, неизменности его психического и физического дефекта.

Четвертая фаза – это самостоятельное, сознательное обращение родителей за помощью к специалистам. Это начало социально-психической адаптации, когда родители уже в состоянии правильно оценить ситуацию, начать руководствоваться интересами ребенка, устанавливать адекватные эмоциональные контакты. Часть родителей способна самостоятельно достичь периода зрелой адаптации, большинство же, по мнению специалистов, нуждаются в психологической и медицинской помощи и поддержке.

Участие семьи в коррекции речевого развития ребенка

Ребенок с отставанием в развитии речи нуждается в особом подходе. Речь является основой формирования социальных связей ребенка с окружающим миром. Поэтому при отставании в развитии речи у ребенка всегда возникают проблемы, связанные с общением.

Необходимо, чтобы мать уделяла достаточное внимание речевому общению с ребенком, стимулируя его к использованию слов и предложений. Первой задачей матери является формирование у ребенка потребности в общении. А для этого малышу нужно, прежде всего, ощутить реальное преимущество речевого общения с окружающими. Это может быть, например, в ситуации, когда малыш хочет, чтобы мать взяла его на руки. Он тянет к ней руки, стремится криком привлечь ее внимание, наконец ему удается произнести звукосочетания, похожие на слово «неси» — и мать тут же берет его на руки.

Читайте также:  Задания для развития речи ребенка

Развитие речи начинается с формирования обозначающей функции слова, что тесно связано с предметно-практической деятельностью ребенка. С шести месяцев ребенка следует учить соотнесению предмета с обозначающим его словом.

Для формирования речи важное значение имеет моторное развитие ребенка, дифференциация слухового восприятия и развитие ориентировки в окружающем, а также формирование потребности в общении.

На отношение родителей к речевому дефекту ребенка влияют несколько обстоятельств: глубина самого дефекта, интеллектуальный уровень родителей, просвещенность в области логопедии, компетентность родителей в вопросах воспитания ребенка, понимание его психологии, а также собственные особенности характера, семейные отношения.

Отношение родителей к дефекту, естественно, отражается на отношение ребенка к своей речи, т.к. родитель является авторитетом для своего ребенка.

В настоящее время важное значение придается привлечению вас, родителей, к обучению своего ребенка. Показано, что при соответствующей подготовке эффективность вашей работы в качестве учителей своих детей может быть исключительно высока и крайне полезна как для ребенка, так и для вас самих.

Источник

«Ребенок с нарушением речи в семье»

Автор: Бредихина О.П.

Учитель – логопед

МАДОУ города Нижневартовска

ДС №52 «Самолётик»

        Нужно ли ребенку заниматься с ребенком — дошкольником, чему — то его учить? Когда, в каком возрасте нужно начинать подготовку к школе? Как заниматься? Стоит ли учить ребенка читать и писать? Эти и многие другие вопросы волнуют пап и мам, бабушек и дедушек, педагогов и воспитателей. Ответить на все эти вопросы можно коротко: «Да, с дошкольниками обязательно нужно заниматься, их многому можно и нужно учить, но главное — знать, чему можно, а чему не стоит учить». Не менее важно уметь правильно организовать учебные занятия, учитывая и возраст ребенка, и его индивидуальные особенности.

      Для того чтобы правильно организовать обучение детей дошкольного возраста, родители должны знать, чем отличается четырехлетний ребенок от шестилетнего, понимать, что от 4 до 6 лет изменяются возможности детей, их способность внимательно слушать, не отвлекаться, четко выполнять задания.

     Возраст от 4 до 6 лет — это период активного и очень интенсивного развития детского организма. Ребенок растет «не по дням, а по часам», он осваивает сложные и тонкокоординированные движения — лепит, вырезает, манипулирует мелкими предметами, учится ездить на велосипеде, кататься на коньках, лыжах. Как правило, в 4 года ребенок осознанно берет в руки карандаш (фломастер, ручку). Первые опыты письма (букв, своего имени) в этом возрасте показывают, что ребенку трудно провести ровные линии, соблюсти пропорции и передать конфигурацию букв, многие буквы (цифры) дети пишут зеркально. Это естественно, так и должно быть: в 4-5 лет не сформированы мелкие мышцы кисти, еще идет процесс формирования костей запястья и фаланг пальцев, не созрели механизмы координации движений.

       Именно поэтому все задания «по письму» должны быть четко спланированы и ограничены во времени (не более 10 минут). Ребенок сначала должен научиться рисовать (чертить) прямые и ровные линии без ограничений (на всей плоскости листа) и лишь потом выполнять задания, в которых определена точка начала движения и указано направление. Затем он может проводить линии от точки, штриховать небольшие фигуры. При штриховке главное не размер заштрихованных поверхностей, не быстрота, а качество — четкость, ровность, параллельность штрихов. Следующим этапом может быть копирование простых геометрических фигур, букв, цифр.

     Успех и эффективность занятий с дошкольниками определяет не то, чему мы учим ребенка, но и в значимой степени то, как проводятся эти занятия. При организации занятий родители должны хорошо знать и учитывать то, что делает обучение легче, приятнее, интереснее и эффективнее.

     Пожалуй, самое главное — это тактика общения родителей и ребенка. И первая проблема, с которой они сталкиваются, — проблема внимания ребенка к тому, что говорит, показывает, делает взрослый. В тех случаях, когда дети испытывают трудности при выполнении задания, необходимо его более детально разобрать (объяснить), обсудить ход выполнения, возможно, опираясь на аналогичный вариант-образец. Есть еще один способ, который помогает не только запомнить инструкцию-задание (что делать) и ход ее выполнения (как делать), но и сконцентрировать внимание на главном. Этот способ состоит в определенной последовательности (поэтапности) действий, которые взрослый и ребенок выполняют вместе.

     Родители должны быть готовы к тому, что придется по нескольку раз отвечать на один и тот же вопрос, неоднократно объяснять одно и то же без раздражения и нетерпения, настойчиво двигаясь к достижению цели. При этом важно вовремя помочь ребенку, и так, чтобы ваши подсказки побуждали его к собственному решению.

Если ребенок не произносит правильно какие-либо звуки, с ним надо обязательно выполнять артикуляционную гимнастику перед зеркалом.

      К ежедневным занятиям с ребенком советую приступать, как только ему исполнится пять лет. Пусть он систематически занимается рисованием: раскрашивает картинки, перерисовывает, рисует с натуры — не сдерживайте его фантазии, но следите, чтобы он правильно держал карандаш, фломастер. Кисточку. Очень полезно лепить из пластилина и вырезать из бумаги, ткани или картона различные фигуры (ножницы должны быть достаточно острыми, но с закругленными тупыми концами). Если есть конструктор с мелкими деталями, собирайте его вместе с ребенком. Учите детей пришивать пуговицы, девочек вязать крючком, вышивать, но только под вашим наблюдением. Все это будет стимулировать развитие мышц кисти. Наблюдения педагогов и психологов показывают, что дети, неправильно произносящие отдельные звуки, и пишут неправильно. Для того, чтобы у ребенка сформировалась правильная речь, чаще обсуждайте с ним прочитанные книги, предлагайте рассказывать об увиденном или составлять рассказы по картинкам.

Читайте также:  Ребенок 3 месяца развитие на узи

     Рассматривая картинки, предложите показать предметы, животных, собственно тех, названия которых близки по звучанию (мышка, мишка). Хорошо если ребенок произносит потешку (считалку, чистоговорку) громко, тихо, быстро и медленно. В процессе разучивания стихотворений добивайтесь от ребенка четкого произношения слов и фраз и показывайте пример выразительного чтения. Например, прочитайте ребенку стихотворение В. Берестова «Бычок»: «Маленький бычок, рыженький бочок, ножками ступает, головой мотает: «Где же стадо? Му-у-у! Ску-у-учно одному-у-у!» Предложите повторить текст, повторить интонацию вопроса и ответа, а затем ребенок сам будет и спрашивать и отвечать.

Такие игры, упражнения, задания можно найти в книгах «Учите, играя» А. Маскакова и Г. Тумаковой (Просвещение 1983г.), «Правильно ли говорит ваш ребенок» А. Маскакова.

      Дети пяти лет могут составлять рассказ по картине. Они учатся замечать главное, правильно отвечать на вопросы взрослого, а в дальнейшем начинают свободно и полно высказываться по содержанию картины.

       Очень любят дошкольники рассматривать игрушки, и этот вид деятельности предлагает ребенку внимательно рассмотреть игрушку. Первые вопросы направлены на характерные особенности ее внешнего вида (форма, цвет, величина). После этого можно предложить сравнение двух игрушек.

       Взрослый учит детей, например, описывать и сравнивать кукол, называя наиболее характерные их признаки, и следит, чтобы ребенок высказывался законченными предложениями. Прежде чем сравнивать обе куклы (как они одеты, какие у них волосы, глаза и т. д.), а затем уже отметить, чем они похожи и чем различаются. От таких упражнений в описании отдельных игрушек можно переходить к составлению небольших сюжетных рассказов. Дети пятого года жизни уже могут рассказать о некоторых событиях из личного опыта. Взрослый побуждает ребенка вспомнить, как он ходил в гости, на праздник елки, что он видел интересного на прогулке, в лесу.

      К старшему дошкольному возрасту у ребенка накапливается значительный запас слов. Продолжая решать задачу обогащения лексики (словарного состава языка), особое внимание следует уделять его качественной стороне: увеличению лексического запаса словами сходными (синонимами) или противоположными (антонимами) по смыслу, многозначными словами.

      В старшем дошкольном возрасте в основном завершается важнейший этап речевого развития детей — усвоение грамматической системы языка. Возрастает удельный вес простых распространенных и сложных предложений. У детей вырабатываются критическое отношение к грамматическим ошибкам, умение контролировать свою речь. Большое значение для обогащения словаря, для понимания переносного значения слов имеет чтение художественной литературы. После чтения сказки, рассказа, стихотворения надо обратить внимание на отдельные слова и выражения, повторить их, чтобы задержать на этих словах внимание ребенка, тогда он запомнит и усвоит эти слова и сможет в дальнейшем использовать их в других речевых ситуациях.

      Необходимо развивать у детей желание узнать, что означает новое слово, учить их замечать незнакомые слова в чужой речи, составлять из слов словосочетания и предложения (игры «Какое что бывает?», «Что умеет делать…ветер, вьюга, солнце и т. д.).

      С детьми пяти лет уже надо проводить упражнения, которые подведут их к звуковому анализу слова, что имеет большое значение для последующего усвоения грамоты. Детям читают потешки, стихотворения, в которых необходимый звук повторяется много раз. Взрослый спрашивает: «Какой звук чаще всего повторяется в прозвучавших словах?» Затем он предлагает придумать слова, в которых есть тот или иной звук.

       В работе по словообразованию обратите внимание детей на то, что не все названия предметов посуды звучат похоже (сахарница, салфетница, но солонка, масленка). Уделите особое внимание образованию разных форм глаголов, умению правильно спрягать глаголы по лицам и числам. Так, следя за действиями игрушек, ребенок обучается правильному употреблению приставок глаголов (залезла — вылезла; прыгнула — подпрыгнула, перепрыгнула).

      Поощряйте любые попытки ребенка говорить: он начнет разговаривать только тогда, когда вы захотите его слушать. Говорите медленно, короткими фразами. Пользуйтесь правильным русским языком, не переходите на детский язык сами и не разрешайте сюсюкать с ребенком другим. Каждый день читайте ребенку. Не показывайте своей досады и нежелания, если он в сотый раз просит прочесть его любимую сказку. Поощряйте детское любопытство, отвечайте на все вопросы, которые ребенок вам задает. Не перебивайте, если он что-то рассказывает взахлеб. Развивайте у ребенка слуховое внимание с помощью звучащих предметов — пусть он угадывает, какая игрушка издает тот или иной звук. Чаще давайте ребенку твердую пищу (яблоки, морковь) — это полезно для развития мышц лица.

     Родителям важно видеть и понимать, что удается в общении с ребенком, а что нет. В процессе совместных занятий учатся не только дети, но и взрослые. Внимание, понимание, доброжелательность и уважение к ребенку помогут вам преодолеть любые возникающие проблемы, сделать так, чтобы ваш ребенок учился с радостью и удовольствием.

Источник