Ребенок с множественными нарушениями в развитии в семье
Чодураа Кара-Монгуш
Организация помощи семье ребенка с множественными нарушениями в развитии
«Направления работы с семьей дошкольника с ограниченными возможностями здоровья «
Работа с семьей является основным моментом в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающихся дошкольников. Однако сотрудничество с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей. Это обусловлено тем, что на плечи в первую очередь мамы ложится забота о повторении и закреплении тех представлений и умений, которые ребенок получил в детском саду. Не секрет, что знания, подкрепленные словами любимой мамы, запечатлеваются ребенком значительно сильнее и длительнее сохраняются.
К сожалению,не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству по ряду объективных и субъективных причин:
Невозможность мамы или других членов семьи реализовать себя, например, в профессиональной деятельности;
Присутствует чувство ущербности и неполноценности или всплеск агрессивно-защитных поведенческих актов (вербальных и невербальных, особенно в ситуациях сочувствующего взгляда и слов окружающих людей;
Социальная отгороженность и финансовая нестабильность (недостаточность) семьи, в которой воспитывается ребенок с ограниченными возможностями;
Резкое изменение семейных взаимоотношений в связи с особыми потребностями ребенка с ограниченными возможностями здоровья;
Выраженное желание мамы помочь ребенку с одновременным сомнением в том, что это возможно;
Несоответствие поведения ребенка социально принятым нормативам (или невозможность приведения к ним) вызывает у родителей эмоциональное опустошение и, как правило, безразличие к потребностям ребенка, кроме естественных потребностей в пище, тепле.
Поэтому в работе с семьей в ДОУ «Детский сад № 23»ведется по двум направлениям:
1. Оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;
2. Реализация программы образовательных мероприятий (лекций, семинаров, практикумов) для родителей с целью расширения репертуара сотрудничества с ребенком и раскрытия его потенциальных возможностей для членов семьи.
При организации работы с семьей следует учитывать то, что условно существуют две категории родителей (в первую очередь мам, имеющих детей с ограниченными возможностями и желающих посещать ДОУ VIII вида.
Первую группу составляют мамы, для которых отсутствие ребенка дома является социальной необходимостью – для устройства на работу, изыскания дополнительного заработка, окончания обучения в вузе и т. д. Эти мамы переживают разлуку с ребенком, стараются пораньше забрать из детского сада, проявляют интерес к достижениям ребенка, стараются по мере возможности включаться в развлекательные семейные мероприятия.
Вторую группу образуют мамы, для которых ДОУ является способом обеспечения собственной свободы, когда помещение ребенка в детский сад позволяет маме заниматься собой, домашним хозяйством, общение с друзьями и. т. п. Эти мамы приводят ребенка к открытию группы, уже устав от его присутствия, быстро раздевают и не спеша уходят. Впрочем забирают ребенка ближе к окончанию работы группы, не интересуясь событиями прошедшего дня. На просьбы специалистов сада понаблюдать за ребенком, показать или рассмотреть что-либо выражают крайнее удивление, не произнося,но демонстрируя вопрос: «Зачем? Он же не понимает!»
Специфика отношения мам к посещению ребенком детского сада компенсирующего вида обуславливает особенности построения работы с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
В первом случае, когда мама заинтересована в развитии ребенка, работа с семьей с первых дней посещения ребенкомгруппы происходит в двух планах:
1. в информационном (обеспечение информацией по проблемам ребенка, обсуждение эффективности принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребенка, направление на консультацию к ведущим специалистам по проблемам ребенка);
2. в практическом (присутствие мамы на ежедневных занятиях с ребенком, обучение приемам развития перцептивных процессов, совместное выяснение потенциальных возможностей ребенка).
Во втором случае, когда мама заинтересована в большей степени в собственной свободе, работа с семьей строится в другом порядке. Первоначально достигаются максимально возможные успехи для ребенка в определенной области, например самостоятельная еда, передвижение за мячом, подбор по цвету и. т. д. потом организуется показательное занятие, на которое приглашается мама. Как показывает практика, такие мамы бывают чрезмерно удивлены успехами ребенка, т. к. дома они не уделяют внимания развивающим играм и не стремятся понять, чем занимаются в детском саду. К сожалению, даже когда мамы стали свидетелями возможностей ребенка, только половина из них пересматривают свою точку зрения на воспитание сына/дочки. После того как достигнута цель смещения мотивации участия родителя в развитии ребенка с пассивной на активную, работа с семьей начинает строиться как в первом случае, описанном выше.
Следует отметить, что эффективная работа с семьей ребенка с ограниченными возможностями здоровья возможна только при относительном благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребенка. К сожалению, другие члены семьи очень редко включаются в процесс развития ребенка. Это относится и к папам, и к бабушкам, и к дедушкам, которые чаще всего выполняют роль сопровождающего, что не менее важно в связи с высокой социальной дезадаптацией этой категории детей, а часто – с невозможностью самостоятельно передвигаться.
Работа с родителями проводится 2 раза в неделю путем бесед во время приема и ухода ребенка домой:
поощряется желание родителей предоставлять свободу ребенку, а не постоянно его опекать;
акцентируется внимание родителей на достигнутых результатах (рассматриваются работы ребенка и совместные поделки);
указывается на необходимость стимулировать психические процессы ребенка в бытовых ситуациях – память, внимание, мышление («Что мы наденем сначала?», «Куда наденем носочки?», «Где должны стоять сапожки?»). особенно важно, чтобы подобные вопросы дети слышали от родителей. Практика показывает, что формулировка вопросов, а не простых инструкций типа «покажи» стимулирует поисковую активность детей с ограниченными возможностями здоровья.
На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребенка (по результатам диагностики, его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома. Подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения для принятия пищи и познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учетом индивидуальных возможностей ребенка.
Семинары-практикумы (совместное занятие родителей, детей и специалиста-дефектолога) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребенка путем практического ознакомления с элементами адаптивной физической культуры (по рекомендации врача, обучению навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий, обучению навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей).
Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причем важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное – в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Как показывает практика, такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям. Что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребенка. Важно, что родители понимают дошкольное учреждение компенсирующего вида – это не место «отбывания» ребенка с ограниченными возможностями здоровья, а учреждение для его реабилитации и социальной адаптации.
Таким образом, включение родителей в общеобразовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребенка с ограниченными возможностями здоровья.
Список использованных источников:
1. Астапов В. М. Основы дефектологии. – М., 1995.
2. Баряева Л. Б. Обучение и воспитание дошкольников с интеллектуальной недостаточностью. – Спб., 2003.
3. Безух С. М., Лебедева С. С. Психологическое и социальное сопровождение больных детей и детей-инвалидов. – Спб., 2006.
4. Верещагина Н. В. «Особый ребенок»в детском саду: Практические рекомендации по организации коррекционно-развивающей работы с детьми с множественными нарушениями в развитии. – Спб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2009. – 160 С.
5. Дети с отклонениями в развитии / Под. ред. М. С. Певзнер. М., 1966.
6. Добряков И. В., Заширская О. В. Психология семьи и больной ребенок. – СПБ., 2007.
7. Исаев Д. У. Умственная отсталость у детей и подростков. — Спб., 2007.
Источник
- Описание
- Отчеты
Помощь семьям, воспитывающим детей и молодых людей с тяжелой инвалидностью
Главный страх всех родителей, воспитывающих детей с тяжелой умственной и физической инвалидностью – «что будет с ребенком, если со мной что-нибудь случится». Особенному ребенку в любом возрасте нужен круглосуточный уход. А семьи это часто неполные, где у ребенка есть только мама. Без посторонней помощи мамы, случается, не выдерживают, а государство никаких иных форм поддержки кроме интерната, просто не предлагает. В России до сих пор нет инфраструктуры, которая разделит ежедневный труд близких и поможет воспитывать дома ребёнка с тяжёлыми множественными нарушениями развития. Поэтому так часто уставшие и отчаявшиеся родители встают перед выбором: либо полностью посвятить себя «особому» ребёнку, превратившись в круглосуточную пожизненную сиделку, либо отдать его в интернат.
Но в Петербурге уже 18 лет семьям с «особыми» детьми помогает благотворительная организация «Перспективы». Она выполняет обязанности государства в отношении этих семей и ежегодно оказывает помощь и поддержку 150 подопечным, уберегая родителей от страшного выбора.
Родителю важно знать, что о ребенке позаботятся профессионалы, если ему придется временно отлучиться из семьи на несколько дней или часов. Ситуации бывают настолько отчаянные, что без посторонней помощи жизнь всех членов семьи может оказаться под угрозой. Так у девятилетней Насти, подопечной программы, тяжелая ментальная и физическая инвалидность. А у мамы и бабушки Насти – рак. Если бы не помощь «Перспектив», у родных Насти просто не было бы возможности лечиться.
Программа «Перспектив» – это социально-бытовая помощь семьям, воспитывающим дома детей и молодых людей с множественными нарушениями развития. Для каждой семьи составляется индивидуальный план сопровождения. Кому-то нужно, чтобы профессионал просто несколько раз в месяц посидел с ребенком, пока мама сходит к врачу. Кому-то нужна консультация юриста, психолога или помощь с сопровождением ребенка в тяжелой коляске на занятия. А кто-то находится в кризисной ситуации и поддержка нужна практически ежедневная. Семьи получают дополнительный уход и квалифицированную помощь на дому и вне дома. Поддержку подопечных осуществляют кураторы семей, волонтёры и привлеченные специалисты.
На что нужны деньги
Средства нужны на оплату труда сотрудников организации. Это руководитель проекта, который формирует планы работы, нанимает сотрудников, следит за документами и отчетностью проекта в целом. Это координаторы направлений, которые отвечают за развитие деятельности организации, определяют задачи, осуществляют информационную поддержку семей, подбирают специалистов и волонтеров. И, наконец, помощники проекта, которые оказывают непосредственную помощь семье — присматривают за подопечными дома, организуют их досуг, сопровождают на занятия и лечение, помогают по хозяйству.
Собранные деньги позволят также оплатить консультации различных специалистов в семьях, например, коррекционного педагога, инструктора АФК, психолога.
Смета
статья расходов | период расходования | расчет | сумма (r) |
---|---|---|---|
Зарплата руководителя проекта | 19 месяцев | 30 000,00 | 570 000,00 |
Зарплата координатора направления | 8 месяцев | 34 000,00 | 272 000,00 |
Зарплата куратора семей | 19 месяцев | 33 000,00 | 627 000,00 |
Зарплата помощника | 8 месяцев | 15 600,00 | 124 800,00 |
Зарплата менеджера по внешним связям | 19 месяцев | 13 000,00 | 247 000,00 |
Зарплата бухгалтера | 19 месяцев | 12 000,00 | 228 000,00 |
Прямая помощь (консультирование) семьям | 19 месяцев | 19 000,00 | 361 000,00 |
Отчисления с ФОТ | 19 месяцев | 20,20% | 417 897,60 |
ИТОГО | 2 847 697,60 |
Источник
Ирина Николаева
Работа с семьёй дошкольника с множественными нарушениями в развитии
Работа с семьёй является основным моментам в процессе обучения и воспитания с участием как детей с ограниченными возможностями, так и обычно развивающихся дошкольников. Однако сотрудничество с семьёй ребёнка с множественными нарушениями в развитии для эффективности коррекционно-развивающегося процесса более выражено, чем в работе с другими категориями детей. Это обусловлено тем, что на плечи в первую очередь мамы ложится забота о повторении и закреплении тех представлений и умений, которые ребёнок получил в детском саду. Не секрет, что знания, подкреплённые словами любимой мамы, запечатлеваются ребёнком значительно сильнее и длительнее сохраняются.
К сожалению,не все родители этой категории детей готовы к сотрудничеству по ряду объективных и субъективных причин:
• невозможность мамы или других членов семьи реализовать себя, например, в профессиональной деятельности;
• присутствует чувство ущербности и неполноценности или всплеск агрессивно-защитных поведенческих актов (вербальных и невербальных, особенно в ситуациях сочувствующего взгляда и слов окружающих людей;
• социальная отгороженность и финансовая нестабильность (недостаточность) семьи, в которой воспитывается ребёнок с ограниченными возможностями;
• резкое изменение семейных взаимоотношений в связи с особыми потребностями ребёнка с множественными нарушениями в развитии;
• выраженное желание мамы помочь ребёнку с одновременным сомнением в том, что это возможно;
• несоответствие поведения ребёнка социально принятым нормативам (или невозможность приведения к ним) вызывает у родителей эмоциональное опустошение и, как правило, безразличие к потребностям ребёнка, кроме естественных потребностей в пище, тепле.
Поэтому в работе с семьёй должно присутствовать 2 направления работы:
1. оказание психологической помощи членам семьи с целью содействия установлению психологического комфорта и нормализации взаимоотношений;
2. реализация программы образовательных мероприятий)лекций, семинаров, практикумов) для родителей с целью расширения репертуара сотрудничества с ребёнком и раскрытия его потенциальных возможностей для членов семьи.
При организации работы с семьёй следует учитывать то, что условно существуют две категории родителей (в первую очередь мам, имеющих детей с ограниченными возможностями.
Первую группу составляют мамы, для которых отсутствие ребёнка дома является социальной необходимостью – для устройства на работу, изыскания дополнительного заработка, окончания обучения в вузе и т. д. Эти мамы переживают разлуку с ребёнком, стараются пораньше забрать из детского сада, проявляют интерес к достижениям ребёнка, стараются по мере возможности включиться в развлекательные семейные мероприятия.
Вторую группу образуют мамы, для которых группа «Особый ребёнок» является способом обеспечения собственной свободы, когда помещение ребёнка в детский сад позволяет маме заниматься собой, домашним хозяйством, общением с друзьями и т. д. Эти мамы приводят ребёнка к открытию группы, уже устав от его присутствия, быстро раздевают и не спеша уходят. Вечером забирают ребёнка ближе к окончанию работы группы, не интересуясь событиями прошедшего дня. На просьбы специалистов сада понаблюдать за ребёнком, показать или рассмотреть что-либо выражают крайнее удивление, не произнося,но демонстрируя вопрос: «Зачем? Он же не понимает!»
Специфика отношения мам к посещению ребёнком детского сада обусловливает особенности построения работы с семьёй ребёнка с ограниченными возможностями.
В первом случае, когда мама заинтересована в развитии ребёнка, работа с семьёй с первых дней посещения ребёнком группы происходит в двух планах:
1) в информационном (обеспечение литературой по проблемам ребёнка, обсуждение эффективности принятых ранее мер и планируемых действий по обследованию и лечению ребёнка, направление на консультацию к ведущим специалистам по проблемам ребёнка);
2) в практическом (присутствие мамы на ежедневных занятиях с ребёнком, обучение приёмам развития перцептивных процессов, совместное выяснение потенциальных возможностей ребёнка).
Во втором случае, когда мама заинтересована в большей степени в собственной свободе, работа с семьёй строится в другом порядке. Первоначально достигаются максимально возможные успехи для ребёнка в определённой области, например самостоятельная еда, передвижение за мячом, подбор по цвету и т. д. Потом организуется показательное занятие, на которое приглашается мама. Как показывает практика, такие мамы бывают чрезмерно удивлены успехами ребёнка, так как дома они не уделяют внимания развивающим играм и не стремятся понять, чем занимаются в детском саду. К сожалению, даже когда мамы стали свидетелями возможностей ребёнка, только половина из них пересматривает свою точку зрения на воспитание сына/дочки. После того как достигнута цель смещения мотивации участия родителя в развитии ребёнка с пассивной на активную, работа с семьёй начинает строиться как в первом случае, описанном выше.
Следует отметить, что эффективная работа с семьёй ребёнка со сложными нарушениями в развитии возможна только при относительно благоприятном психологическом климате в семье. Другим не менее важным условием является желание всех членов семьи включиться в процесс социализации такого ребёнка. К сожалению, другие члены семьи очень редко включаются в процесс развития ребёнка. Это относится и к папам, и к бабушкам, и к дедушкам, которые чаще всего выполняют роль сопровождающего, что не менее важно в связи с высокой социальной дезадаптацией этой категории детей, а часто – с невозможностью самостоятельно передвигаться.
Работа с родителями проводится ежедневно путём бесед во время приёма и ухода ребёнка домой:
o поощряется желание родителей предоставить свободу ребёнку, а не постоянно его опекать;
o акцентируется внимание родителей на достигнутых результатах (рассматриваются работы ребёнка и совместные поделки);
o указывается на необходимость стимулировать психические процессы ребёнка в бытовых ситуациях – память, внимание, мышление («Что мы наденем сначала?», «Куда надеваем носочки?», «Где должны стоять сапожки?», «Где твой шкафчик?» и т. д.). Особенно важно, чтобы подобные вопросы дети слышали от родителей. Практика показывает (и это согласуется с данными коррекционной педагогики и специальной психологии, что формулировка вопросов, а не простых инструкций типа «покажи» стимулирует поисковую активность детей с множественными нарушениями в развитии.
На индивидуальные консультации с родителями выносятся вопросы динамики развития ребёнка (по результатам диагностики, его познавательных возможностей и путей их стимулирования. Особо уделяется внимание организации развивающей среды дома. Подробно обсуждаются моменты обстановки, цветового решения для принятия пищи и познавательной деятельности, выбор игрушек, развивающих игр, книг для рассматривания и чтения с учётом индивидуальных возможностей ребёнка.
Семинары-практикумы (совместное занятие родителей, детей и специалиста-дефектолога, психолога) могут быть посвящены обучению родителей развитию двигательной сферы ребёнка путём практического ознакомления с элементами адаптивной физической культуры (по рекомендации врача, обучению навыкам сотрудничества в игровой деятельности (атрибуты, развитие сюжета, выполнение игровых действий, обучению навыкам общения с использованием жестов, условных обозначений и карточек (для неговорящих детей).
Традиционной формой работы с родителями является их участие в праздниках. Причём важно не пассивное участие родителя как зрителя, а активное – в виде совместных танцев, музыкально-ритмических упражнений и музыкальных игр. Как показывает практика, такая организация праздников приносит удовольствие не только детям, но и родителям, что способствует лучшему пониманию друг друга, а также соответствует специфике комплексного сопровождения ребёнка.
Таким образом, включение родителей в образовательный процесс (после нормализации собственного психического состояния членов в семье и установления психологического комфорта в семье) существенно ускоряет процесс социализации ребёнка с ограниченными возможностями.
Источник