Ребенок с диффузно поврежденным развитием

Ребенок с диффузно поврежденным развитием thumbnail

Светлана Чупина
Консультация для логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»

Консультация для учителей-логопедов «Повреждённое и дефицитарное развитие»

К поврежденному развитию мы относим варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии в первую очередь на центральную нервную систему ребенка, когда значительная часть функциональных психических систем уже была сформирована до момента повреждения и развитие имеет определенный период условно нормативного. Повреждающее воздействие на центральную нервную систему впоследствии негативно сказывается на всей структуре дальнейшего психического развития.

При учете фактора объема повреждения, как наиболее существенного и фактически системообразующего, мы можем разделить группу поврежденного развития на три вида:

• Локально поврежденное развитие;

• Диффузно поврежденное развитие;

• Психическая травма

(СЛАЙД 3) при локально поврежденном развитии (сюда следует отнести, в первую очередь, разнообразные опухоли, локальные, ограниченные кровоизлияния, очаги эпилептической активности, кисты и т. п.) общий прогноз развития ребенка будет более благоприятным.

Показатель критичности, адекватности и обучаемости будут определяться в случае повреждения передних структур мозга, от места локализации и времени повреждения мозговых структур также будет зависеть специфика развития когнитивной и эмоционально-волевой сферы.

Психологические, коррекционно-развивающие занятия с ребёнком могут осуществляться только в случае снятия остроты состояния и при обязательном согласовании с врачом-неврологом. Ведущим специалистом при данном варианте психического развития следует считать специалиста медицинского профиля (невролога, психиатра, врача восстановительного лечения). Важным специалистом в этом случае является педагог (дефектолог) который должен не только определить, в каком программном материале имеются «западения», но и обеспечить дополнительную помощь. При неблагоприятных ситуациях развития детей этой категории (неадекватном лечении, несвоевременной развивающей и коррекционной помощи, неадекватном типе образовательного учреждения, социальных условиях развития в целом) вероятен неблагоприятный прогноз развития.

К диффузно поврежденному развитию часто приводят тяжелые, прогрессирующие формы гидроцефалий, перенесенные менингит, энцефалит, другие мозговые инфекции, тяжелые травмы мозга – сотрясения или ушиб мозга, выраженный эписиндром, возникший после 3-3,5 лет, обширные кровоизлияния, состояния после нейрохирургических вмешательств и т. п. Наиболее типичными среди феноменологических проявлений, характерными для диффузно поврежденного типа развития являются изменения операционально-технических характеристик психической деятельности разной степени выраженности.

Как правило, регуляторные функции оказываются выражено поврежденными, или значительно несформированными, что проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической активности, как на познавательном, так и на аффективном уровне, но и собственно трудностями программирования и контроля деятельности в целом. После перенесенного повреждения или заболевания с точки зрения развития когнитивных функций наблюдается не только грубое изменение операциональных характеристик деятельности, но и, в тяжелых случаях, распад отдельных уже сформированных ВПФ вплоть до органической деменции, в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся. При более мягких вариантах отмечается снижение темпа формирования отдельных психических функций и функциональных систем наряду с инертностью психической деятельности в целом.

Аналогично предыдущему виду поврежденного развития, в первую очередь, необходимо адекватная система лечебных, режимных и восстановительных мероприятий. В дальнейшем, как уже отмечалось, приоритет психологической коррекционной работы лежит в сфере формирования произвольной регуляции, программирующих и контрольных функций. Однако в негрубых случаях порой бывает достаточно четкое выполнение режимных мероприятий, в том числе — в снижении объемов и учебных и прочих нагрузок, учете особенностей работоспособности и возможного темпа деятельности, адекватного отношения к эмоциональным перепадам.

Прогноз дальнейшего развития ребенка, в большинстве случаев в целом менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии, но чрезвычайно разнообразен, и зависит об огромного числа факторов, в том числе и компенсаторных возможностей ребенка. Поэтому возможна как практически полная компенсация повреждения, так и, в наиболее тяжелых случаях, «выход» в органическую (в том числе, эпилептическую) деменцию.

В связи с разнообразием тяжести состояния и прогноза развития ребенка, как в неврологическом, так и в психолого-педагогическом плане ведущим специалистом остается медицинский работник (профильный специалист) и педагог-дефектолог. Психолог чаще всего является вспомогательным специалистом, способствующим адаптации ребенка и семьи, в целом.

Выбор программы для данной категории детей определяется местом (зона мозга) и степенью локализации,повреждения, а также состоянием ребёнка, степенью его обучаемости.

Психическая травма как вид поврежденного психического развития

Особый вид поврежденного психического развития – это психическая травма.

Научных работ, касающихся анализу психической травмы и ее ближайших последствий у ребенка, тем более ребенка дошкольного возраста, пока недостаточно. Небольшая практика позволяет нам говорить на настоящий момент, по крайней мере, о двух вариантах этого вида поврежденного психического развития:

-Психическое развитие после «острой» психической травмы;

Развитие в условиях хронической психической травмы.

Примером таких ситуаций может быть пожар, стихийное бедствие, автомобильная катастрофа, террористический акт и, естественно акты насилия, направленные на ребенка.

В этих ситуациях нарушена «целостность физических границ». Последствиями мы можем ожидать неожиданно возникающие моменты паники, депрессивные проявления, феномен подавленной ярости и беспомощности.

Ведущим специалистом в коррекции психических травм является психотерапевт или психолог. Наша задача – знать о проблеме ребёнка и грамотно подойти к процессу коррекционно- развивающей работы. Не являясь специалистами в этой области, не имея достаточного количества наблюдений, мы можем лишь привести самые общие соображения и сделать гипотетическое предположение о психических механизмах, лежащих в основе вариантов психической травмы.

Читайте также:  Мир глазами ребенка с проблемами в развитии эссе

Под дефицитарным развитием подразумевается недостаточность сенсорных, опорно-двигательных и иных систем.

В данном случае для этого варианта отклоняющегося развития характерным является возникшая в раннем возрасте (или пренатально) недостаточность отдельных анализаторных систем (или их сочетание, в том числе проприоцептивной анализаторной системы или ее центрального звена (нарушения опорно-двигательного аппарата при детском церебральном параличе). Таким образом, с самого раннего возраста у ребенка наблюдается дефицит (разной степени выраженности) информации, поступающей через соответствующий «дефицитарный» анализатор (зрительный, слуховой). Отсюда формируется своеобразный тип психического развития, специфичный для различных по модальности дефицитарных психофизиологических систем. Такой вариант развития относят к раннедефицитарному развитию.

С точки зрения этого подхода рассматривать нарушения речи в качестве варианта дефицитарного развития означает допускать методологическую ошибку, поскольку нарушения речи не отвечают вышеприведенной закономерности. Нельзя отнести нарушения речи к дефицитарному развитиюи по критерию коррекционной работы: во всех случаях дефицитарного развития невозможно полностью (а в большинстве случаев даже частично) именно восстановить дефицитарный анализатор ликвидировать его первичную недостаточность. В то время как при речевом недоразвитии в большинстве случаев соответствующая коррекционная работа позволяет не просто компенсировать, но и полностью восстановить речь.

Случаи позднего повреждения различных анализаторных систем (в том числе и опорно-двигательного аппарата, традиционно рассматриваются в рамках дефицитарного развития, хотя строго по всем критериям они должны быть отнесены к категории поврежденного развития.

Система коррекционно-развивающей работы является специфичной в зависимости от того, какие системы нарушены у ребёнка, но в любом случае учитель-логопед и учитель-дефектолог должны знать не только психолого-педагогические, но и клинические особенности детей с нарушением слуха, зрения, опорно-двигатнельного аппарата и чётко выполнять рекомендации сурдолога, тифлопедагога и невролога.

Для детей данной категории выбираются адаптированные основные образовательные программы дошкольного образования:

-для детей с нарушениями слуха — для глухих и слабослышащих детей;

— для детей с нарушениями зрения — для слепых, слабовидящих, для детей с амблиопией и косоглазием;

— для детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата может выть рекомендована как основная образовательная, так и адаптированная основная образовательные программы дошкольного образования.

Источник

К диффузно-поврежденному развитию часто приводят следующие заболевания: тяжелые, прогрессирующие формы гидроцефалии, менингит, энцефалит, другие мозговые инфекции, тяжелые травмы мозга: сотрясения или ушиб мозга, выраженный эписиндром, возникший после трех — трех с половиной лет, обширные кровоизлияния, состояния после нейрохирургических вмешательств и т. п. М. М. Семаго и Н. Я. Семаго представляют основные особенности психологического развития детей с диффузно-поврежденным развитием.

Характеристика детей с диффузно-поврежденным развитием [59, с. 277—279; 61, с. 81—83]:

Внешний вид и специфика поведения.

Внешний вид ребёнка не специфичен. При отсутствии положительной динамики специфичным становится поведение, которое характеризуется вялостью, инертностью, заторможенностью либо импульсивностью.

Латеральные предпочтения.

В некоторых случаях особенности латерализации осложняют процесс адаптации.

Темповые характеристики деятельности, работоспособность.

Специфичны выраженные изменения психической деятельности ребенка, которые проявляются в грубых колебаниях работоспособности или выраженном её снижении вплоть до полной неспособности к продуктивной деятельности, резком снижении темпа деятельности, колебаниях психического тонуса.

Характер деятельности (произвольность регуляции собственных действий, самоконтроль).

Регуляторные функции выражение поврежденными, что проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической деятельности как на познавательном, так и на аффективном уровне, но и на трудностях программирования и контроля деятельности в целом.

Показатели критичности, адекватности, обучаемости при наличии выраженных повреждений будут значительно снижены.

Особенности сформированности познавательной деятельности.

Темпы развития ВПФ после перенесенного повреждения резко замедляются за счет изменений операциональной стороны деятельности, а также из-за сниженной адекватности и критичности, медленных темпов обучения. Объем слухо-речевой, зрительной, тактильной памяти сужается, а процесс запоминания удлиняется (модально-неспецифическое нарушение мнестической деятельности) .Наблюдается сужение объема активного внимания, выраженные трудности его распределения. Часто отмечается инертность психической деятельности в целом. Развитие логических форм мышления затруднено. В выраженных случаях и при недостаточных собственных компенсаторных возможностях динамика приобретает отрицательную характеристику вплоть до органической деменции.

Развитие речи.

При выраженных формах поврежденного развития происходит распад уже сформированной или начавшейся формироваться речи: фонетическая и грамматическая структура речи распадается вплоть до полного ее исчезновения.

Игровая деятельность.

Игра зависит от особенностей развития познавательной деятельности и особенностей аффективного реагирования. Даже сюжетная и сюжетно-ролевая игра может превратиться в стереотипно-манипуля- тивную, быстро вызывает пресышение или истощение, на фоне которого могут наблюдаться аффективные вспышки, что со временем приводит к распаду самой игровой деятельности и нарастанию трудностей общения со сверстниками.

Особенности эмоциональной сферы.

В эмоционально-личностном развитии могут наблюдаться широкий диапазон аффективных и эмоциональных проявлений: от эмоциональной вялости, общего снижения аффективного и эмоционального тонуса до выраженной аффективной неустойчивости, возбудимости. Это напрямую влияет на специфику игровой, познавательной деятельности и обучаемость ребёнка в целом. Характерным является то, что аффективная сфера и эмоционально-личностное развитие ребенка в целом наиболее ригидныи с трудом поддаются коррекции. Со временем это приводит к патологическому формированию личности ребенка. В подростковом возрасте на фоне эмоциональной лабильности, протестных реакций могут начать формироваться дисгармонические черты личности, при неблагоприятных условиях произойдет девиация развития в сторону стойкой дисгармонии.

Сформированностъ компонентов базовой структурной организации.

Специфика базовой структурной организации психического развития:

  • • чем позже возникло повреждение, тем более сформирована на момент повреждения вся базовая структура, в особенности ее высшие уровни, и тем больше они способствуют реабилитации ребенка;
  • • в первую очередь страдают регуляторные структуры и аффективная организация, особенно при повреждении определенных мозговых систем и тяжелой реакции ребенка на травматический опыт;
  • • наиболее устойчивы к повреждающему воздействию ментальные структуры (на феноменологическом уровне — пространственно-временные представления).
Читайте также:  Ребенок шесть недель развитие

Образовательный маршрут и комплексное сопровождение ребенка.

Необходимы:

  • • прежде всего, адекватная система лечебных, режимных и восстановительных мероприятий;
  • • затем приоритетна коррекционная работа по формированию произвольной регуляции, программирующих и контрольных функций;
  • • в негрубых случаях бывает достаточно четкого выполнения режимных мероприятий, снижения объемов учебных и других нагрузок с учетом работоспособности и темпа деятельности, адекватного отношения к эмоциональным перепадам. В этом случае возрастает роль психолога как координатора и психотерапевта, способствующего взаимопониманию и взаимодействию родителей и педагогов, адекватной оценке ими состояния ребенка;
  • • показана психокоррекционная работа с родителями.

Прогноз развития и социальной адаптации.

Прогноз в большинстве случаев менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии, но очень разнообразен и зависит от множества факторов. Поэтому возможна как практически полная компенсация повреждения, так и формирование органической деменции.

Проявления и прогноз первую очередь зависят:

  • • от интенсивности повреждающего воздействия, его длительности, адекватности лечебных мероприятий, собственных компенсаторных возможностей ребенка;
  • • от социальных условий развития (отсутствие адекватного лечения, попустительство родителей, недооценки ими возможных последствий отрицательно скажутся на развитии ребенка).

Ведущие специалисты — медицинский работник (профильный специалист) и учитель-дефектолог. Психолог выполняет вспомогательные функции, способствуя адаптации ребенка и семьи в целом [59, с. 275— 276; 61, с. 81—83].

Источник

Одной из наиболее сложных для типологизации группой отклоняющегося развития является те варианты, в которых в качестве основного классификационного признака выделяется фактор повреждения.

Вслед за классиками отечественной психиатрии и психологии к поврежденному относят варианты отклоняющегося развития, возникшие при патологическом повреждающем воздействии, когда значительная (большая) часть функциональных систем уже была сформирована (до момента повреждения) и, таким образом, развитие имеет период условно нормативного. Точно также в большинстве случаев можно выделить (по крайней мере, в анамнезе) собственно повреждающий фактор. Традиционно считается, что феномены повреждения могут возникать только при воздействии повреждающих факторов после возраста 2-3 лет. При этом понятно, что фактор возраста при котором возникло поражение играет огромную роль, поскольку длительность формирования той или иной функции или системы различна. При этом становится очевидным, что чем длиннее период формирования функции (или системы функций), тем большая вероятность недоразвития по отношению к повреждению и, соответственно, чем короче этот период, тем вероятнее мы будем иметь повреждение данной системы (Лебединский, 2007). Таким образом могут быть определены (исключительно на качественном уровне) дифференциально диагностические признаки повреждения или недостаточности развития. Это имеет огромное значение для проведения дифференциальной диагностики не только психологом, но и другими специалистами.

При этом психические функции и процессы, имеющие достаточно длительный период развития, при более раннем повреждении окажутся в ситуации стойкого недоразвития. Именно это сближает феноменологические проявления детей с ранним повреждением ЦНС с группой тотального недоразвития и иногда, как уже указывалось, может служить причиной диагностической ошибки. А относительно рано формирующиеся функции, имеющие «короткий» период развития (в том числе функции подкорковых структур), чаще подвергаются повреждению (порой, даже с элементами распада), что также сближает проявления поврежденного развития с некоторыми вариантами тотального недоразвития или грубыми вариантами парциального недоразвития смешанного типа.

На наш взгляд в качестве определяющего, ведущего признака следует считать признак времени (возраста) и объема (массивности) повреждения.

Кроме того специфика поврежденного развития будет определяться:

· локализацией повреждения, как одного из наиболее значимых факторов;

· периодом, прошедшим после повреждающего воздействия (стажем заболевания);

· наличием или отсутствием, в связи с этим, общемозговых проявлений;

· особенностями психического и физического развития, предшествующими повреждению (преморбидные особенности).

При учете фактора объема повреждения, как наиболее существенного, мы можем разделить группу поврежденного развития на две подгруппы:

· локально поврежденное развитие;

· диффузно поврежденное развитие.

Очевидно, что чем больше объем поражения, тем тяжелее общее состояние ребенка и влияние поражения на характеристики продуктивной активности, целенаправленности, темпа и работоспособности в целом (проявления астенизации, инертности и т.п.).

Такое обилие параметров, определяющих характер поврежденного развития, определяет значительную сложность и неоднозначность выделения специфических для данной группы показателей развития.

Следует отметить, что при локально поврежденном развитии объем так называемых «общемозговых проявлений» как правило, будет меньшим и, вследствие этого, общий прогноз развития ребенка при адекватном лечении будет более благоприятным. Показатели критичности, адекватности и обучаемости не являются специфичными для данного типа отклоняющегося развития в том случае, если это не локальное повреждение передних структур мозга (лобных систем). Однако в каждом конкретном случае может выявляться специфика этих характеристик.

Точно также и специфика формирования когнитивной сферы, в первую очередь, будет определяться локализацией поражения, но и ресурсными, компенсаторными возможностями ребенка в целом. Характерной особенностью для этого типа отклоняющегося развития следует считать «мозаичность» феноменологической картины познавательной деятельности.

Читайте также:  Книги развитие фантазии у ребенка

В эмоционально-личностном плане может наблюдаться самый широкий спектр проявлений от вариантов условно-нормативного развития до брутальных форм личностных изменений.

Говоря о последовательности каких либо психологических развивающе-коррекционных мероприятиях следует хорошо понимать, что они чаще всего могут быть начаты только в случае снятия остроты состояния и при обязательном согласовании с врачом-неврологом. Показана коррекционная работа, основанная на нейропсихологическом подходе (в первую очередь когнитивная), формирование произвольной регуляции деятельности с опорой на актуальный уровень ее развития, при необходимости работа учителя-дефектолога, логопеда, общеукрепляющие мероприятия, психотерапевтическая работа с родителями и семьей в целом. При инвалидизирующих вариантах поврежденного развития психотерапевтической работе должно быть уделено преимущественное значение.

При неблагоприятных ситуациях развития детей этой категории (неадекватном лечении, несвоевременной развивающей и коррекционной помощи, неадекватном типе образовательного учреждения, социальных условиях развития в целом) вероятен неблагоприятный прогноз развития. Так, например, ребенок, имеющий по данным параклинических исследований (в первую очередь, электроэнцефалографического исследования (ЭЭГ) наличие очаговой эпилептической активности, будет по своему состоянию «девиировать» в группу «диффузно поврежденного развития» со всеми вытекающими отсюда последствиями.

В всех случаях поврежденного развития должен выставляться неврологический диагноз, отражающий характер поражения или заболевания нервной системы и/или органов чувств.

Несомненно, что ведущим специалистом при данном типе развития следует считать специалиста медицинского профиля (невролога, психиатра, врача восстановительного лечения). Вторым по значению – является учитель-дефектолог соответствующего профиля.

Наиболее типичными среди феноменологических проявлений, характерными для диффузно поврежденного развития являются, в первую очередь, изменения операционально-технических характеристик психической деятельности разной степени выраженности. Выраженность этих проявлений находятся в прямой зависимости от ранее перечисленных факторов. Эти особенности проявляются в грубых колебаниях работоспособности, общем ее снижении вплоть до невозможности организации продуктивной деятельности, резким снижением темпа психической деятельности, его неравномерности, так и в неравномерности (колебаниях) психического тонуса.

Как правило, при этом варианте развития регуляторные функции оказываются выражено поврежденными, что проявляется не только в трудностях регуляции собственной психической активности, как на познавательном, так и на аффективном уровне, но и собственно трудностями программирования и контроля деятельности в целом.

Показатели критичности, адекватности, обучаемости в случаях выраженных, мало компенсированных повреждений будут значительно снижены.

После перенесенного повреждения или заболевания с точки зрения развития познавательных процессов наблюдается не только грубое изменение операциональных характеристик деятельности, но и, в тяжелых случаях, распад отдельных уже сформированных функциональных систем и процессов вплоть до органической деменции, в сочетании с грубым недоразвитием еще не сформировавшихся. При более мягких вариантах отмечается снижение темпа формирования высших психических функций наряду с частым сопровождением развития ребенка инертностью психической деятельности в целом.

В этом же ключе отмечаются и особенности эмоционально-личностного и мотивационно-волевого развития: с одной стороны можно говорить о значительной эмоциональной инертности, вязкости, с другой – об эмоциональной лабильности нестойкости аффекта, наличии значительных колебаний настроения и аффективного тонуса в целом. Достаточно часто в подростковом возрасте на фоне подобной эмоциональной лабильности может возникнуть формирование дисгармонических черт личности и, при неблагоприятных условиях девиация развития в сторону стойкой дисгармонии.

Аналогично предыдущему варианту поврежденного развития, в первую очередь, необходимо адекватная система лечебных, режимных и восстановительных мероприятий. В дальнейшем, как только что было показано, приоритет психологической коррекционной работы лежит в сфере формирования произвольной регуляции, формировании программирующих и контрольных функций. Однако в неярко выраженных случаях порой бывает достаточно просто выполнение режимных мероприятий, заключающихся в снижении объемов и учебных и прочих нагрузок, учете особенностей работоспособности и возможного темпа деятельности, адекватного отношения к эмоциональным перепадам. В этом случае роль психолога чрезвычайно возрастает не как специалиста по коррекционной работе, а как координатора и психотерапевта в осуществлении взаимопонимания и взаимодействии родителей и педагогов, пониманию и теми и другими специфики состояния ребенка.

Прогноз дальнейшего развития ребенка, в большинстве случаев в целом менее благоприятен, чем при локально поврежденном развитии, но чрезвычайно разнообразен, и зависит об огромного числа факторов, в том числе и компенсаторных возможностей ребенка. Поэтому возможна как практически полная компенсация повреждения, так и «выход» в органическую (в том числе эпилептическую) деменцию в наиболее тяжелых случаях. Прогноз, в первую очередь, будет определяться интенсивностью повреждающего воздействия, его длительностью, адекватностью (а иногда и просто самой возможностью) лечебных мероприятий, так и собственными ресурсными и компенсаторными возможностями ребенка.

Огромную роль, естественно, будет играть и социальные условия развития, как один из определяющих факторов компенсации. В качестве примера можно привести отсутствие адекватных лечебных мероприятий как при несоответствии медицинского оборудования или врачебной квалификации состоянию ребенка в нужный момент, так и при попустительстве родителей, недооценки ими возможных последствий.

Как правило, в этих случаях ставится соответствующий неврологический диагноз. В связи с разнообразием тяжести состояния и прогноза развития ребенка как в неврологическом, так и в психолого-педагогическом плане ведущим специалистом остается медицинский работник (профильный специалист) и педагог-дефектолог. Психолог чаще всего является вспомогательным специалистом, способствующим адаптации ребенка и семьи в целом.

Дата публикования: 2014-12-11; Прочитано: 2351 | Нарушение авторского права страницы

studopedia.org — Студопедия.Орг — 2014-2020 год. Студопедия не является автором материалов, которые размещены. Но предоставляет возможность бесплатного использования

(0.003 с)…

Источник