Ребенок повторяет вопрос но не отвечает как быть 3 года

Ребенок повторяет вопрос но не отвечает как быть 3 года thumbnail

Были у логопеда (карту в сад делаем).
Она обратила внимание, что Федя иногда повторяет вопрос, обращенный к нему. Типа:
Она: Какого это цвета?
Федя — Какого цвета?
Сказала, что это не оч.хорошо 🙁 Я стала уточнять, она сказала, что не будет уточнять, т.к. в принципе к Феде это не относится (?),
скорее всего это просто особенность развития речи.
В карте написала — развитие соответствует возрасту, т.е. вроде как всё хорошо, но всё же последите (?)
Ну, я напряглась конечно, почитала. Судя по всему, она имела в виду эхолалию, а она признак много чего 🙁
Не знаю… он вопрос повторяет, если растерян или не знает что ответить. Т.е. не то, чтоб он постоянно за мной всё бессмысленно повторяет. Обычно на вопросы отвечает нормально, ну а у врача — я вообще удивилась, что он стал что-то говорить, обычно он с порога плачет 🙁
Люди, скажите мне что-нибудь 🙁 Я ужасно расстроена почему-то…у кого-нибудь тут такое есть?

26.03.2012 13:58:16, oleo

15 комментариев

у нас такое есть.
если не знает как ответить, или отвечать не хочет — повторяет вопрос.
относилось к более сложным, «абстрактым» вопросам — т.е. на вопрос «что это», «какого цвета», и тп как правило отвечал, если спросить где был-что видел-с кем гулял — ответа нет, повторяет)
Сейчас меньше, раньше практически всегда.
Т.е. достаточно рано начал разговаривать, но разговаривал сам по себе, а вот в диалог не вступал.
Логопед сказала развитие по возрасту даже лучше, перерастет и тп.
Невролога тоже спрашивала — почему так, говорит но не разговаривает — тоже сказала — ничего страшного. Отчасти особенности развития, отчасти характер, мб еще сказывается что общался только в семье. Пошел в сад — начался прогресс.
Вобщем, я начала было переживать, но тк прогресс есть, все налаживается — переживать перестаю
26.03.2012 22:32:32, Ёж в Сумраке

БОЛЬШОЕ СПАСИБО!
На вопрос «какого цвета?» он стормозил, т.к. логопед тут же сказала Зееееее…. (типа подсказала). Вот он и задумался — какого же это цвета зеееее? 🙂
И про «не знает как ответить» — верно, в этом случае тоже повторяет вопрос. Если знает — отвечает без повтора. И Что делал? и Почему? и Зачем? тоже отвечает, если знает.
Про «общался только в семье» — тоже Да.
Диалоги инициирует сам иногда. Фразы строит. Умеет шутить и шутки понимает. До сегодняшнего дня считала, что всё нормально идёт.
Просто перепсиховала, наверное, спасибо ещё раз!
26.03.2012 22:52:07, oleo

Да, давайте считать что у нас все идет нормально, ведь наверняка так оно и есть)
Я со старшей сравниваю — говорить — слова, фразы, предложения — она начала позже мелкого. Он как-то быстрее соображает, запоминает стихи-песни-цвета-формы.
А вот сравнивая их в 2 года в плане общения — она гораздо взрослее, на любом уровне развития речи поддерживала диалог)
А Шар.. Как радио)
Инициировать-спросить он тоже давно мог, но это если ему надо) А не надо — молчит или повторяет)
Отчасти характер — вот в саду поначалу жаловались что от него практически невозможно ничего добиться — делает что хочет-идет куда хочет и при этом болтает без умолку. Но ничего, привыкает-сглаживается)
Так что все у нас будет хорошо!
26.03.2012 23:09:06, Ёж в Сумраке

У нас девочка знакомая есть (2 мес старше) — нам до неё, как до Луны в плане общения. Но она одна такая 🙂 Я к девочкам даже и не приравниваюсь…
26.03.2012 23:31:55, oleo

У мальчиков вообще речь не сильное место. Поверьте матери проблемноречевого ребенка, и прекращайте читать, вам оно ни к чему.

ЭХОЛАЛИЯ — автоматическое повторение чужих слов, наблюдаемое при некоторых психических заболеваниях (шизофрении, поражении лобных долей мозга и пр.) у взрослых и детей. Как ОДИН ИЗ маркеров. Самостоятельно НИКОГДА не определяет НИКАКИХ отклонений.

К Л Ю Ч Е В О Е:
Встречается у нормально развивающихся детей как один из ранних этапов становления речи.

26.03.2012 15:05:10, СинептицаЯ

Да, я это прочитала уже, спасибо.
И про мальчиков с речью знаю.
И повторение у него не автоматическое, а такое как-бы … раздумчивое, типа он переспрашивает. Что это?…..мммм…(не знает) Что это?
Просто вокруг меня мало мальчиков говорящих. Один старше нас, он говорить стал поздно, я от него слышу только Дя или название машин.
Другой тоже чуть старше, говорит не оч.понятно, заикается, но как-то общается.
А остальные младше и не говорят, так что мне особо и сравнить не с кем 🙁
А Федя говорит очень понятно, но вот тоже какие-то заморочки, оказывается…
26.03.2012 15:19:26, oleo

НЕТ у вас заморочек, у ребенка в смысле. маме «100 грамм фронтовых», чтоб тоже заморочек не было :))))
26.03.2012 15:24:38, СинептицаЯ

Да, спасибо, нужно принять 100г :-)))
26.03.2012 15:32:12, oleo

я думаю у вс просто этап развития такой. В вашем возрасте это еще нормально. Кста, я знаю одну ученую мадам, много лет работающую преподавателем в вузе, так с ней общаться вообще невозможно она как эхо повторяет все окончания фраз…. Но это не мешает ей читать супер-обалденные ленкции!!!!

Мой сейчас может повторять когда «дурку» включает, т.е. не желает отвечать на мой вопрос, судорожно ищет чего бы придумать и выкрутится, и начинает попугайничать, просто тянет время, типа или маме надоест и отстанет или чего придумается за это время, но мама зануда попалась, так что мальчик научился виртуозно с ходу придумывать отмазки)

Так что не волнуйся заранее)

26.03.2012 14:31:11, Свет-ОК

Да я даже и не думала, что это проблема. Вот и мой тоже когда ленится, то «зависает», именно время тянет…
Свет, а когда твои дети стали Я говорить? Федя пока про себя «Федя» говорит.
26.03.2012 14:42:23, oleo

нормально для вас еще не Якать. Старшие вообще проблемные в плане речи были, долго рассказывать, но у них все позже, а вот Витя болтун нам достался. Якать где-то ближе к трем начал ,точнее не вспомню)
26.03.2012 14:45:39, Свет-ОК

Свет, извини, ещё поспрашиваю (можешь в личку ответить)
Старшие поздно начали говорить?
С логопедией какие проблемы были, в произношении?
Я просто сейчас сижу, читаю и расстраиваюсь, инет иногда зло 🙁
26.03.2012 14:52:11, oleo

ну тогда наливай чаек и слушай)
Иван заговорил очень поздно, гораздо после трех лет, как сейчас стало модно говорить у него были все признаки аутизма, нет вру, он умел смотреть в глаза. В остальном сейчас бы его быстренько записали в «особые» дети. Тогда на это особо внимания не обращали и просто врач говорила -ну у вас наверное кто то в родне есть позднозаговоривший. Все остальные его странности вообще объясняли особенностями характера (это воспитатели в садике так говорили). Ну мы тоже просто любили и воспринимали как обычного малыша со сложным характером. Про него могу писать очень много, но на главный твой вопрос я думаю ответила — Иван заговорил по человечески (нормальными предложениями а не фразами и словами) ближе к 4 годам. Проблемы были в школе с русским языком, он просто «не слышал» многие зуки, диктант это был просто кошмар. Изложения, сочинения, списывание — практически без ошибок, но под диктовку он писать не мог. Если сюда прибавить еще его супербезобразный почерк, то начальные классы стали испытанием для всей семьи! Учительниа просила чтобы он знал правила и все разборы. Что мы и делали. Теорию он знал на пятерки, диктанты на двойки в среднем получалось от 3 до 4 баллов в четверти)
Но мальчик хорошо закончил школу и что меня удивило сдал ЕГЭ по русскому на очень даже приличную оценку (хотя чего удивлятся, диктантов там не было), сейчас уже на 4 курсе, учится отлично, повышенная стипендия почти всегда. Так что нет ничего непреодалимого)

Читайте также:  Что дать ребенку от укачивания в машине 3 года

с Ксенькой было еще интереснее, она заболтала как и Витя рано, года в полтора уже были фразы из 5-6 слов. Но в 2 года мы сделали дополнительную прививку от полиомиелита, тогда всем их делали, но как оказалось именно на моей девочке эти так называемые «безвредные» капельки выстрелили….. на замолчала. Практически вообще. На мои походы к врачу вердикт — накапливает пассивный запас слов, так у детей бывает…. В 3 года нам поставили аллалию, это полное отсутствие речи. Хотя дома я с ней занималась, говорить она пыталась, но в кабинете у логопеда вообще не пошла на контакт. Невролог без всяких дополнительных обследований назначила очень сильнодействующие препараты. Сказать что я была в шоке, не сказать ничего. Так меня там запугали и сказали что быстрее всего ребенок и не восстановится….
Но я человек действия, сидеть и плакать — не мое, я подняла на ноги всех и нашла выход на завотделения неврологии в детской областной больнице. Когда та увидела назначения нашего врача она сама оторопела. Потом послала нас на обследование. В итоге 2 года постоянных занятий с логопедом, питье пантогама и девочку уже не хотели брать в логопедическую группу в садике, сказали что желать ей там нечего! Но я настояла и не пожалела, там чудесные были воспитатели и отличная подготовка к школе. Сейчас она уже в 8 классе. Учится хорошо. Вот только математика -ну явно не ее предмет) но эта проблема с речью не связана)

Так что с младшим болтунишкой мы сейчас отдыхаем) и наслаждаемся. ттт, но хоть один малыш надеюсь не клиент логопеда

26.03.2012 15:20:10, Свет-ОК

Ох, Свет, спасибо большое!
Про аутичные черты — какие-то и у нас есть…не весь набор, но что-то есть. А чего бы им не быть, если оба родителя с такими чертами?
А с другой стороны я очень боюсь чего-то проглядеть 🙁
Мне мама всё время говорит Ты не такая была, он у тебя другой какой-то! 🙁 Ну и я начинаю психовать медленно…
26.03.2012 15:31:34, oleo

гыыыы, не психуй, маму которые бабушки он все такие, она ж ревнует внука, ревнует именно то что он похож не только на вашу семью но и на ТУ))))
А проглядеть не бойся, слишком у нас много доброхотов вокруг — обязательно ткнут если деть будет чем отличатся. Мало того аутичные черты в той или иной степени есть у каждого из нас, это нормально. И жить это не мешает!
Так что расслабся и просто наслаждайс мамством, а еще неплохо — заведи себе еще парочку детей))) для коллекции))) тогда на пустяки научишься внимания не обращать!!!!!
26.03.2012 15:40:02, Свет-ОК

Источник

Всем здравствуйте! Случайно наткнулась на этот форум во время поиска ответов на свои вопросы по развитию своего сына. Очень надеюсь на дельные советы и подсказки!

Начну с начала — роды со стимуляцией в 41 неделю, роды прошли хорошо, но было двойное нетугое обвитие и кефалогематома, которую удалили через неделю после выписки из род дома.

Сын во время сел, встал, пошёл. Лепет появился рано, тарабарский язык был велик и могуч.

Первые мои переживания появились в 1,5 года, когда я заметила, что ребёнок не всегда отзывается на имя, не выполняет просьбы, нет указательного жеста, не говорил понятным языком (на своём болтал много). Тогда мы отправились к неврологу, который нас успокоил и дал нам ещё 3 месяца на развитие. Спустя 3 месяца ситуация немного улучшилась — стал показывать на картинках то, что я просила, используя указательный палец, на имя откликаться начал постоянно, просьбы простые выполнял (дай, принеси, покажи и т.д.)! Но речи так и не было. Нам прописали пантогам и сказали, что он даст толчок в развитии. Пантогам ли помог или время пришло, но в 2,1 появились первые слова, первое слово было «трактор». С этого времени и начался прогресс в речи, постепенно появлялись новые слова, словочетания. Сейчас в 2,9 он говорит много, практически все выговаривает. В речи использует обращения (мама, папа, тётя Даша, баба Нина и т.д.), глаголы (дай, покажи, пойдём и т.д.), вопросы («мама, что это?»), использует по назначению слова «спасибо» и «пожалуйста». Предложения короткие, например, «мам, пойдём покажу», «пап, ну хватит», «не хочу гулять/спать/есть», говорит что он хочет («хочу компотик/молоко/шоколадку»), но при этом может путать окончания («папа, ушла»)! Делится эмоциями, если на улице увидеть что-то ему интересное (кот, пожарная машина), то тыкает пальцем, говорит что это и ждёт мою реакцию. Понимает эмоции — показывает как плачет или смеется бегемотик и другие животные (в сказке «Айболит»), жалеет когда я плачу! Играет в ролевые игры (машинки у него целуются и разговаривают, может покачать куклу и спеть ей колыбельную). Поёт песни, знает наизусть короткие стишки. На вопросы да/нет отвечает. Просьбы выполняет. Зрительный контакт хороший. Говорит что и где у него болит (поцарапал ножку, ударился головой).

Но есть два момента, которые меня смущают:

1. В речи использует только фразы, которые мы ему говорим или он их где-то услышал, но использует их так сказать в тему, а не просто от балды. То есть такое ощущение, что просто заученны они.

2. Не отвечает на абстрактные вопросы. Например, «как тебя зовут?», в ответ либо молчание либо «зовут», при этом если я поменяю вопрос «зовут тебя как?» — опять «зовут». Если покажу на него на фото и спрошу «кто это?», ответит «Миша» Так и с другими вопросами «что ты делал в саду?», «где ты был?» и т.д.

В сад ходим второй месяц, там его хвалят, он хорошо занимается, слушается, спит, сам ест, играет с детьми. Знает почти всех детей по именам, воспитателей и няню тоже.

Мы в Питер переехали недавно, местного невролога посетили, она сказала, что пока все в норме, ждать эффекта от сада и если что приходить в 3 года! Но я не знаю насколько можно ей доверять, с виду она вполне адекватная. Вот и думаю стоит ли поднимать панику и бежать по врачам, которых тоже надо ещё поискать, я имею в виду хороших врачей. Или дать сыну ещё немного времени, т.к. все мои страхи со временем развеиваются и он начинает это делать?!

Извините, что так много текста, что-то прям очень много получилось:-)

Источник

Мой ребёнок начал говорить три месяца назад и с развитием речи, примерно месяц назад, он стал повторять за мной абсолютно всё. Например, я говорю ему:

«Сынок, иди кушать! «

Ребёнок повторяет за мной эту же фразу, но не полностью, а её часть:

«Иди кушать»

Когда я стала чаще слышать эти повторения, я, скажу Вам честно, напряглась очень сильно, потому что совсем недавно мы посетили психиатра и страшного ничего она не разглядела в моём ребёнке, а тут вроде как эхолалить начал.

Очень интересная игра из книжки, берите на заметку.

Рассудок мой мне говорил, что паниковать не стоит, потому что ребёнок повторяет, ну а как ему по другому развивать свою речь? Только методом повторения и тут я решила разобраться с вопросом как отличить эхолалию от обычного детского повторения и стоить ли вообще бить тревогу по этому поводу?

Читайте также:  Как промыть ребенку уши 3 года

Что такое эхолалия?

Эхолалия — это повторение ребёнком слов, звуков или целых предложений за Вами, за другими людьми, а, возможно даже, за героями мультфильмов.Эхолалия бывает немедленная, то есть Вы сказали, а ребёнок тут же повторил, а бывает -отсроченная, то есть он повторил через какое-то время.

Когда НЕ стоит бить тревогу по поводу эхолалии?

Самое первое, что я прочитала во всех источниках, что Эхолалия — это норма до трёх лет, именно с помощью этого способа ребёнок учиться строить предложения, развивать и пополнять свою речь. Он повторяет за Вами, он копирует Вас, но при условии, что он понимает о чём говорит и применяет её по ситуации, например, не должно быть такого:

«Сынок, ты пойдёшь кушать? «

А сынок Вам точный пересказ из мультика, который даже не в тему Вашего вопроса.

Нормой считается эхолалия такого типа, на тот же вопрос, ребёнок может ответить:

«Кушать… (Молчание и обдумыванин слова) , ДА!

То есть ребёнок повторил Ваше слово, чтобы его понять и ответил Вам на вопрос.

Так же нормой считается эхолалия- соглашение, когда ребёнок может сказать слово » Нет «, а » Да» у него не получается. Например, Вы у ребёнка что-то спрашиваете, а он не знает как ответить, поэтому повторяет за Вами (обычно последнее слово), выражая таким образом согласие, очень часто такая эхолалия сопровождается кивком, например:

«Ты будешь кушать?

Ответ ребёнка:

» Кушать (при этом он может кивать головой). «

Ещё одна норма- это многократное повторение слова ребёнком в течение дня.

«Муравей- слово, которое понравилось ребёнку из этой книги. И он его повторял целый день.

Эта ситуация очень напоминает обучение иностранному языку, когда Вы много раз повторяете одно и тоже слово, чтобы запомнить как оно произносится и его значение. Тоже самое делает и Ваш ребёнок.

А вообще загадки по типу «закончи предложение» очень нравятся детям и отлично подходят для развития речи.

Такая ситуация не длится долго, а потом слово прочно входит в активный словарный запас и применяется по назначению.

В норме речь у ребёнка формируется в два этапа: 6-12 месяцев и с 2-3 лет. В этом возрасте, детям свойственно подражать речи взрослых, копировать её и цитировать, чтобы пополнять свой словарный запас и учиться общению с другими людьми. Эхолалия — это способ научиться говорить, поэтому не стоит бить тревогу сразу,если Вы заметили её в речи Вашего ребёнка. Но если к четырём годам эхолалия не проходит, речь не развивается и ребёнок не применяет её по назначению, то стоит показать ребёнка специалистам. Это могут быть: психолог, психоневролог, логопед или коррекционный педагог.

__ __ __

Подписывайтесь на канал, ставьте лайки! Спасибо, что читаете!

Источник

Переводчик: Марина Лелюхина
Редактор: Марина Лелюхина
Оригинал: https://www.speechandlanguagekids.com/echolalia-when-children-repeat-what-you-say/
Наша группа в фейсбуке: https://www.facebook.com/specialtranslations
Наш паблик вконтакте: https://vk.com/public57544087
Понравился материал — помогите тем, кому нужна помощь:https://specialtranslations.ru/need-help/

Копирование полного текста для распространения в соцсетях и на форумах возможно только путем цитирования публикаций с официальных страниц Особых переводов или через ссылку на сайт. При цитировании текста на других сайтах ставьте полную шапку перевода в начале текста

Что такое эхолалия?

Эхолалия — это термин который используют для того чтобы описать ситуацию, когда ребенок повторяет или имитирует речь другого человека. Например, если вы спрашиваете его «Хочешь печенье?» он говорит «печенье» а не «да, хочу». Также существует так называемая «отсроченная эхолалия», когда ребенок повторяет что-то, что слышал когда-то, не обязательно только что. Например он может повторять реплики из любимого фильма, даже если он сейчас не идет по телевизору.

Эхолалия — это нормально?

Если кратко: иногда

Эхолалия — повторение услышанного — нормальная часть речевого развития. Дети, которые учатся говорить, постоянно повторяют за другими. Если я спрошу своего годовалого сына, хочет ли он купаться, он сразу отреагирует — «купаааа» ( ему не до конца даются окончания). Он пока не может сказать «да», а просто повторяет последнее слово в вопросе.  Дети учатся говорить, повторяя то, что слышат вокруг. Со временем они учатся выстраивать свои собственные высказывания и можно увидеть как эхо-реакции возникают все реже и потребность в них снижается.

Однако, некоторые дети не перерастают эхолалии. Они продолжают в основном повторять слова других людей и крайне редко говорят что-то самостоятельно. Многие дети совсем ничего не говорят, кроме строчек из фильмов или телепередач, которые смотрели ранее. Такая форма эхолалии говорит о том, что развитие речи у ребенка нарушено и по каким-то причинам ему трудно учиться говорить.

Когда эхолалия должна прекратиться?
Дети в возрасте 1-2 лет должны много и часто повторять за окружающими. Это часть процесса обучения. Однако к  двум годам они также должны начинать говорить самостоятельно. Дети  могут продолжать повторять за вами  и использовать эхолалии, когда им задают  сложный вопрос или дают инструкции, но также они должны много говорить самостоятельно. Двухлетний ребенок не должен общаться только путем повторяя за взрослыми.

К трем годам эхолалия должна появляться только изредка. 3-летки должны самостоятельно выстраивать простые предложения в процессе коммуникации. Эхолалии могут периодически возникать тут и там, но основная часть речи должна состоять из самостоятельных высказываний.

Отсроченная эхолалия (например цитирование фильмов и передач) характерна для речи многих детей, но ситуация, когда ребенок общается преимущественно при помощи цитат, может стать проблемой. Ваш малыш может цитировать фильмы и мультики, отыгрывая понравившиеся эпизоды. Это нормально! Однако, если он «застрял» на одном эпизоде и без конца повторяет одну и ту же фразу — это проблема.

Нет ничего плохого если ребенок ЧРЕЗВЫЧАЙНО впечатлился новым фильмом или передачей, и какое-то время может говорить только  о нем, но с течением времени, когда новизна ощущений проходит, эта тема должна появляться все реже. Например многие маленькие девочки сейчас с ума сходят по песне «Let it go» из мультика «Frozen» и все время повторяют слова, но это не говорит о том что у них есть какие-то проблемы с речью.  Однако если ребенок постоянно что-то цитирует, а в остальном его речь остается очень бедной, с его языковым развитием явно что-то не так.

Как работать с эхолалией

Работать с эхолалией не так легко как кажется. Главным образом потому что у нее есть множество разных функций. И для того чтобы понять как решить эту проблему, прежде всего нужно понять для чего ребенок использует эхолалию.  В ситуации, когда он повторяет за вами, потому что не знает как сказать правильно, вы будете работать иначе, нежели в ситуации когда ему просто нравится раз за разом цитировать знакомый фильм. По этой причине я очень настаиваю на том чтобы с эхолалией работал лицензированный логопед, который точно сможет понять для чего она используется. Как уже было сказано, ниже вы найдете несколько стратегий, которые помогут снизить эхолалии как в процессе, так и  в сочетании с терапевтическим вмешательством.
Когда эхолалия является следствием задержки речевого развития

Чаще всего я вижу у ребенка эхолалии в ситуациях, когда у него есть задержка речевого развития и он просто не знает что и как сказать. Мой годовалый малыш повторяет за мной по той же причине — речь недостаточно развита. Для годовалого ребенка это не проблема, но если ребенок старше, ему очевидно нужна помощь логопеда.

В такой ситуации я обычно не работаю конкретно с эхолалией, а стараюсь улучшить речевое развитие в целом. Я анализирую, в каких областях развития речи у ребенка наблюдается задержка и стараюсь улучшить ситуацию. Например, если ребенок не обладает нужными навыками, чтобы попросить, ответить на вопрос и т.д. моя работа будет направлена прежде всего на построение этих навыков. Если ребенок отвечает на вопросы при помощи эхолалии — буду учить его отвечать на вопросы. Короче говоря, я буду работать над всеми областями, в которых ребенок чувствует себя не уверенно, и надеяться что это поможет уменьшить эхолалии. Если нет, после того как все «отстающие» навыки будут проработаны, будем работать над эхолалией более «точечно».

Читайте также:  Как объяснить ребенку о разводе 3 года

Если ребенок использует эхолалию в качестве просьбы

Ребенок когда-нибудь говорил вам «обнять» или «хочешь на  ручки»? Вероятно в этом случае он хотел, чтобы вы его обняли, или взяли на руки, но вместо просьбы повторял то, что слышал в подходящей ситуации от других («Тебя обнять?», «Хочешь на ручки?»)

Если вы работаете с ребенком с отсроченной эхолалией , который повторяет за вами предложения или целые фразы, вы можете смоделировать для него правильную форму ответа для повтора. Например, если ребенок подходит к вам и говорит «тебя обнять», вы можете сказать «обними» и помочь ему повторить сказанное вами.

После того как вы несколько раз подряд проделаете данную процедуру, можно начать реагировать на сказанное ребенком буквально, чтобы он понял истинное значение того, что говорит. Например, если он просит вас «хочешь печенье», можно ответить «я не хочу печенье, а вот ты наверное хочешь, попроси». Это поможет ребенку понять что то, что он говорит, не всегда несет тот же смысл, который он вкладывает в произнесенную фразу.

Когда ребенок отвечает на вопросы при помощи эхолалии

Наиболее распространенной является ситуация когда ребенок использует эхолалию когда отвечает на вопросы. Эта проблема возникает обычно по причине того, что ребенок действительно не знает что ответить, но очень трудно научить его отвечать на вопросы, если все что он делает — повторяет последние слова в вашей фразу. Вот что я делаю ( помните что каждый шаг может потребовать долгих недель обучения, за одно занятие решить проблему не получится).

  • Выберите один вид вопроса ( например «ты хочешь это?» или «что это»), над которым начнете работать сначала.
  • Задайте вопрос и немедленно произнесите ответ из одного слова ( не делая паузы). Должно звучать примерно как «Тыхочешьэтода». Идеально, если ребенок повторит только последнее слово (да). Если нет — помогите ему повторить за вами ответ. Продолжайте тренировки пока ребенок не научится отвечать на подобные вопросы на постоянной основе.
  • Задайте вопрос снова, но теперь произнесите только первый звук нужного ответа, примерно так: «Хочешь? ха…» Помогите ребенку ответить «хочу», продолжив за вами. Если на то чтобы ответить вам потребуется пара минут — это нормально, но тяните первый звук до тех пор, пока ребенок не начнет его повторять. Продолжайте до тех пор, пока ребенок не начнет отвечать, подхватив за вами первый звук ответа.
  • Снова задайте вопрос, но в этот раз просто артикулируйте первый звук ответа, не произносите его вслух. Вы должны только двигать губами так, будто хотите его произнести. Привлеките внимание ребенка к вашему рту при помощи указательного жеста так чтобы он заметил, что вы начинаете говорить. Помогите ребенку сказать нужно слово, после того как вы артикулируете его первый звук. Продолжайте делать то же самое, но постепенно уменьшайте артикуляцию, пока ребенок не научится самостоятельно отвечать.

Освоив самостоятельный ответ на один тип вопросов, переключайтесь к следующему и продолжайте до тех пор пока не освоите достаточное количество вопросов и ответов, чтобы они возникали спонтанно, без помощи эхолалии.

Когда ребенок повторяет вашу похвалу

Мое любимое, потому что это так мило. Звучит такая эхолалия примерно так:

Терапевт: Кевин, как говорит собачка?

Кевин: Гав-гав … умница Кевин!

И в этот момент вы понимаете «Черт, я ведь говорю «умница Кевин» каждый раз как он дает верный ответ». Но как бы это ни было мило, такой ответ не слишком функционален и его надо поскорее убрать. Первое что нужно сделать — прекратить говорить что бы то ни было, что ребенок мог бы ассоциировать с последствиями правильного ответа. Вместо этого повторите правильный ответ, сделайте паузу, и только потом похвалите. Это может выглядеть так,

Терапевт: Кевин, как говорит собачка?

Кевин: Гав-гав … умница Кевин!

Терапевт: Гав-гав! Собачка говорит «Гав-гав» ….  ты прав.

Если это не решит проблему спустя некоторое время, вернитесь на несколько шагов назад к ответам на вопросы и используйте аналогичную систему подсказок. Например после вопроса «как говорит собачка — гав-гав»  постарайтесь «ввернуть» гав-гав снова после того как он ответит, но до того как скажет «умница кевин». Может потребоваться некоторое время, пока ребенок привыкнет не говорить всю фразу, но продолжайте пытаться и рано или поздно ненужный «хвост» исчезнет.

Когда эхолалия является самостимуляцией

Некоторые дети используют эхолалию, потому что им это нравится. При помощи повторения они дают себе нужную стимуляцию, которая приятна. Некоторые дети раскачиваются или взмахивают руками с той же целью. Коротко такое поведение называют стиммингом. Эхолалия тоже может быть одной из форм стимминга.

Я часто вижу такое поведение у детей которые находятся в состоянии стресса, знакомые и привычные фразы помогают им успокоиться. Если мир вокруг становится непредсказуемым и опасным, ребенок цепляется за что-то постоянное — например вспоминает сценарий любимого мультика и повторяет его. Это помогает прийти в себя, потому что мультик — это нечто неизменное, независимо от ситуации он будет звучать одинаково.

Дети могут обращаться к эхолалии, если им скучно или то, что происходит, не вызывает их внимание. В этом случае они окунаются в свой внутренний мир, где куплеты Frozen звучат без остановки и они могут бесконечно «нажимать» кнопку повтора, чтобы развлечься.

Помните, что такое занятие доставляет ребенку много удовольствия и в этом нет ничего плохого. У ребенка должно быть немного времени в течении дня чтобы развлечься при помощи эхолалии, точно так же как вы наверняка позволите ребенку, которому нравятся активные игры, поиграть в свободное время в баскетбол во дворе.

Тем не менее, безусловно есть моменты когда такая эхолалия будет неуместна: в классе во время урока, в библиотеке или в церкви. Будет несправедливо закрыть ребенку доступ в эти места из-за эхолалии, поэтому нужно поработать над тем, чтобы она находилась под контролем.

Ключ к тому, чтобы остановить эхолалию, которую используют в качестве самостимуляции — понять, почему она возникла. Если ребенок находится в стрессе — посмотрите, возможно есть другой способ, который поможет ему успокоиться. Можно почитать ему социальную историю о том, что происходит вокруг, или обучить его более тихим способам успокоить себя.

Если ребенку скучно или он не включен в происходящее можно помочь ему включиться. Например, если в классе он без конца твердит цитаты из мультиков, сидящий рядом тьютор может напоминать ему время от времени что нужно участвовать в уроке. Либо учитель может почаще задавать ребенку вопросы и давать задания, чтобы удержать его внимание. Небольшой фиджет также поможет ребенку лучше концентрироваться на учителе.

Если ребенок не понимает что использует эхолалии, но продолжает делать это по привычке, следует ввести правила, когда и где можно или нельзя говорить. Тогда во время урока учителю будет нужно только осторожно напомнить ребенку что говорить в «молчаливое» время нельзя. Правильно преподнесенные правила, которым все будут следовать, помогут ребенку не сбиться с курса.

Источник