Ребенок повторяет последний слог 5 лет

Ребенок повторяет последний слог 5 лет thumbnail

Фото 1

Практически все слышали о такой распространенной проблеме, как заикание. Но порой ребенок повторяет окончания слов лишь иногда, а в целом, говорит правильно и четко.

Одни родители считают это баловством, другие — незамедлительно обращаются к логопеду. Является ли повторение окончания слов патологией и к какому врачу лучше записать ребенка, расскажем далее.

Причины повторения окончаний слов

Специалисты называют состояние, при котором ребенок или взрослый повторяет окончания слов, логоневрозом. Это системное нарушение практически не связано с речевым аппаратом, как это может показаться на первый взгляд.

Основная причина патологии кроется в расстройстве функционирования нервной системы. Дети с логоневрозом в обычной ситуации прекрасно произносят все звуки, а при возникновении стресса перестают это делать нормальным образом.

Почему происходит повторение окончаний слов:

Фото 2

  • имеющиеся психические заболевания, например, неврастения или шизофрения;
  • перенесенные травмы головного мозга;
  • наследственная предрасположенность;
  • особенности характера. Чаще всего повторяют окончания слов нервные, мнительные, склонные к тревожности персоны;
  • заболевания, в том числе инфекционные, поражающие головной мозг — инсульты, опухоли, менингит и прочие;
  • другие имеющиеся нарушения развития речевого аппарата: алалия, дислалия и прочие;
  • перенесенные психологические травмы или сильный стресс;
  • страх речи. Обычно подобное встречается у детей, которые пережили неудачное выступление на публике;
  • нервное и физическое переутомление. Чаще всего возникает у тех детей, которые паралельно с занятиями в школе получают дополнительное образование (спортивные и творческие секции);
  • неблагоприятная психологическая обстановка в семье или в учебном заведении. В первом случае провокатором логоневроза чаще всего становятся скандалы между родителями, слишком строгое воспитание, завышенные требования к ребенку. Во втором — конфликты со сверстниками.

В редких случаях к возникновению проблем с речью приводит чрезмерное усердие родителей, которые буквально с года тренируют малыша с помощью разных методик, желая, чтобы он освоил сразу несколько иностранных языков или начал учить стихи.

Диагноз логоневроз ставится при значительном проявлении симптомов, при этом заиканию практически всегда сопутствует напряжение, страх и тревога перед тем как произнести речь.

Классификация логоневроза

Специалисты выделяют три основных вида патологии:

  1. тонический вид. Ребенок часто делает паузы в речи. Звуки или целые слоги произносит долго, как будто растягивая;
  2. клонический. При таком типе логоневроза больной повторяет звуки или слоги по несколько раз;
  3. смешанный тип. Имеет признаки тонического и клонического, одновременно.

Несколько важных фактов о логоневрозе:

  • в отличие от заикания, которое присутствует постоянно, повторение или растягивание слогов и звуков беспокоит ребенка лишь иногда, как правило, в момент эмоционального перенапряжения;
  • пик возникновения расстройства приходится на возраст 3-8 лет. В редких случаях им могут страдать и взрослые;
  • если патологией не заняться вовремя, она может многократно усугубиться. То есть, невроз, возникающий в определенные периоды, станет постоянным.

Фото 3Часто нарушение сопровождается наличием дополнительных симптомов, их делят на три группы:

  1. дыхательные нарушения: периодически возникающее чувство нехватки воздуха, спазмы, перехватывающие горло;
  2. невротические признаки. К ним относят: страхи, тревожность, низкая самооценка, плохой сон и аппетит;
  3. сопутствующие симптомы: тики, тремор, спазмы речевых мышц, моргание.

Мальчики страдают логоневрозом в три раза чаще, чем девочки.

Что делать?

Если ребенок повторяет окончания слов, нельзя относиться к подобному, как к баловству. Ругать и считать это преднамеренным кривлянием — неправильно. Необходимо посетить специалиста, который поможет разобраться в причинах сложившегося состояния, а также найдет пути решения проблемы.

К какому врачу обратиться, зависит от того, что вызвало патологию, обычно это:

  1. логопед. Он поможет ребенку в формировании четкой и грамотной артикуляции всех звуков, освоении техники правильного дыхания и владения собственным голосом, а также речевым аппаратом, в целом;
  2. психотерапевт. Если имеет место травмирующая ситуация, либо ребенок перенес какой-то стресс ранее, доктор, применяя современные методики, поможет избавиться от последствий подобного события;
  3. невролог. Задача этого специалиста — подбор медикаментов. Наиболее часто назначаются седативные и спазмолитические препараты, а также лекарства, улучшающие мозговое кровообращение.

В дополнение необходимо: нормализовать режим труда и отдыха ребенка, снизить общий уровень стресса, освоить лечебную физкультуру и специальную дыхательную гимнастику, принимать успокаивающие отвары и настои трав.

Иногда, чтобы разобраться в ситуации, сложившейся в семье, к психологу приходится обращаться не только страдающему от речевого расстройства, но и его близким.

Видео по теме

О причинах и лечении логоневроза в видео:

Логоневроз — серьезное системное нарушение, часто затрагивающее сразу несколько органов. Подход к его лечению должен быть грамотным и комплексным. Как правило, ребенку требуется не только общение с психологом, но и прием медикаментов. Кроме того, многое зависит от ситуации в семье и в коллективе сверстников.

Читайте также:  Лечение ребенка при гриппе в 5 лет

Источник

Krista,
Программа «Скорая помощь» — это полное погружение ребенка в слушание послоговой речи. Все взрослые вокруг должны заговорить по слогам, пропевая гласные звуки в каждом слоге каждого слова в течение всего дня. На это время полностью исключается быстрая речь вокруг (телевизор, дет.площадка, походы в гости, в цирк и т.п.) Быстрая речь прохожих на улице не страшна, т.к. не обращена к ребенку. Естественно, ребенок не должен все это время посещать детский сад.
Если ребенок еще не осознает, что заикается, то нужно придумать любую причину («миф»), не называя заикание, чтобы как-то объяснить ему, почему вдруг все взрослые дома «запели». Например, так велел врач, чтобы у мамы не болела голова или так нужно, чтобы младшая сестренка быстрее научилась говорить и т.п. — любой «миф» подойдет. Если же ребенок уже осознал, что с его речью что-то не так, то можно сказать более прямо: «Так нужно говорить, чтобы победить «злючки-колючки» (так назовем запинки), которые мешают тебе говорить».

Процесс восстановления речи пойдет намного эффективнее, если ребенок будет не только слушать послоговую речь, но и сам заговорит так. Чтобы этого добиться, нужно использовать такие приемы:
• За быструю речь не ругать, чтобы не вызвать у ребенка реакцию негативизма.

• За медленную речь – хвалить и поощрять (заставлять говорить «песенкой» не нужно, а попросить можно и наградить чем-то нужно, если ребенок будет пытаться пропевать слова, как все взрослые дома).

• Несмотря на все эти меры первое время ребенок все еще будет заикаться, но с каждым днем заикание будет постепенно угасать (запинки будут становиться легче и их будет все меньше и меньше с каждым днем). На прорывающиеся запинки не нужно обращать внимание, не нужно просить ребенка: «Повтори», т.к. это ничего не дает ему для исправления заикания, но зато зафиксирует внимание на заикливой речи, что очень вредно.

• Нужно также стараться ограничить, на сколько это возможно, его речь, особенно»эмоциональное многоговорение», общаться коротко, по делу (вопрос – ответ). Если ребенок умеет сам играть молча – очень хорошо. Спокойные. молчаливые игры очень полезны ему.

• Чтобы побыстрее приучить ребенка к медленной речи, необходимо в момент речи использовать разные ритмы, помогающие говорить по слогам: хлопать в ладоши или плавно, как дирижер, жестикулировать рукой вправо-влево или постукивать по столу, по плечу и т.п. под каждый слог. Этот внешний ритм поможет «навязывать» ребенку послоговую речь, не даст ему убыстриться.

• Необходимо проговаривать хором по слогам вместе с ребенком знакомые сказки, стихи, отстукивая ритмы (как описано выше), чтобы попытаться обучить ребенка послоговой речи. Также можно «подключаться» к его собственной речи: спросили о чем-то и хором медленно отвечайте вместе с ним, ведь обычно мы можем предвидеть то, что хочет сказать малыш.

Перед тем, как начать использовать программу, взрослым нужно потренироваться самим говорить по слогам: почитать, побеседовать друг с другом, чтобы преодолеть психологический дискомфорт, привыкнуть к медленной речи, ведь послоговая речь — неестественная речь и сразу , без поготовки, так говорить не получится. На это достаточно потратить 1-2 часа вечером. Заниматься лучше всем вместе, чтобы исправлять друг друга и научиться не смущаться друг при друге,говоря такой необычной речью. Все взрослые члены семьи должны договориться исправлять друг друга в случаях убыстрения и не обижаться на замечания друг друга.
Взрослые должны говорить медленно в течение дня (от утра до вечера) не только с ребенком, но и друг с другом, если это происходит при ребенке. Другой вариант- это выйти в соседнюю комнату или говорить друг с другом тихим шепотом. Но самое главное правило: ребенок должен в течение длительного времени слышать только медленную речь.

Обычно через 1-3 недели таких мер заикание полностью исчезает, но после этого должен быть период закрепления. В каждом случае сроки периода закрепления индивидуальны и зависят от «стажа» заикания и степени фиксации на дефекте. Когда и период закрепления окончен, то нужно постепенно и осторожно вернуться к обычной жизни. Об этих моментах лучше посоветоваться со специалистами Центра.
Если ребенок возбужден, капризничает, устраивает истерики, плохо спит, то необходимо добавить курс успокоительных средств (в этом поможет врач).
Пугаться таких необычных мер не стоит. Большое количество детей избавились от заикания благодаря этой программе. Понимаем, что без специальной консультации сложно понять все нюансы программы, но, надеемся, что принцип Вам понятен. Надеемся также, что Вы найдете понимание у своих близких, без помощи которых трудно обойтись в этом деле.

Читайте также:  Здоровое питание ребенка 5 лет

Источник

Рождается малыш, сначала он только спит и ест, потом улыбается и гулит. Первая улыбка, первые шаги, первые слова. И вдруг в возрасте примерно 2,5 года на фоне полного благополучия родители замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Что делать? Стоит ли сразу бить тревогу? К кому обращаться за помощью?

Незрелость центральной нервной системы

Человеческий мозг — очень сложная и многоуровневая структура. Все малыши рождаются с незрелой нервной системой, процессы торможения сильно отстают от процессов возбуждения, и ЦНС окончательно дозреет лишь к 5-6 годам.

Замечали ли вы когда-нибудь, что перевозбудившегося малыша абсолютно любого возраста очень сложно уложить в постель?

Перевозбуждение провоцирует обострение логоневроза

Груднички трут глазки, зевают, плачут, вроде даже засыпают и снова начинают плакать. Дети постарше кричат и прыгают по кровати, могут плакать, закатывать истерики, зовут родителей несколько раз с незначительными просьбами, вдруг пугаются и кричат, но не могут уснуть. Причина здесь та же, что и у логоневроза. Это незрелость центральной нервной системы.

Механизм запуска логоневроза

Логоневроз — это знакомое всем нам заикание. В мировой практике до сих пор не доказана ни одна из теорий механизма заикания. Большинство ученых сходятся на мысли, что виной всему перевозбуждение центра Брока в головном мозге.

Период активного развития речи — это время колоссальной нагрузки на мозг и центральную нервную систему. Так как у детей ЦНС и так находится в недостаточно стабильном состоянии, дополнительная нагрузка может привести к системным сбоям, одним из которых является логоневроз.

Что такое логоневроз?

Перевозбуждение из центра Брока распространяется на участки коры головного мозга, отвечающие за движение, это, в свою очередь, вызывает спазм лицевых мышц, и ребенок заикается.

Как только перевозбуждение спадает, кора приходит в стабильное состояние и речь нормализуется. Логоневроз бывает разных типов — один ребенок повторяет окончание слова несколько раз, другой заикается на согласных, третий не может начать фразу.

Малыши в группе риска

Заикание, как правило, развивается у детей дошкольного возраста. Большинство пациентов логопедов, психологов и неврологов с подобным диагнозом — дети 3-4 лет. Именно в этом возрасте большинство родителей замечают, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. Иногда малыш заикается не на окончании, а повторяет первый или один из средних слогов.

Следует отметить, что возникновение заикания в подростковом и взрослом возрасте практически не встречается. Людей, получивших подобное расстройство, лишь 3 % от общего количества заболевших. Из них абсолютное большинство получило логоневроз благодаря тяжелейшей психологической травме.

Логоневроз достаточно хорошо поддается коррекции, поэтому при первых же признаках заболевания следует показать ребенка педиатру. Тот, в свою очередь, назначит диагностику у профильных специалистов — невролога, психолога и логопеда, чтобы определить природу расстройства и дальнейшую тактику лечения.

Классификация логоневрозов

Всемирной организацией здравоохранения была разработана и принята 10-я Международная классификация болезней — это общепринятая типология медицинских диагнозов (далее — МКБ-10). Согласно МКБ-10 логоневроз относится к эмоциональным расстройствам поведения, которые начинаются в детском и подростковом возрасте, и имеет код F98.5.

Заикание - причина изоляции среди сверстников

По клиническим признаком логоневрозы разделяются на две большие группы — невротический и неврозоподобный. Определить тип заболевания самостоятельно невозможно.

Невротический логоневроз

Подобный тип расстройства возникает в результате стрессовой ситуации, с которой ребенок не может справиться. Компенсаторные возможности детской психики огромны, но на безграничны. Узнать, какая конкретная ситуация выбьет вашего ребенка из колеи, практически невозможно. Одни дети с удовольствием ходят в комнаты страха, пропускают мимо ушей замечания родителей и смело шагают в процедурный кабинет. Другие не спят ночь, увидев в книжке Бабу-ягу, бьются в истерике у дверей стоматолога и замыкаются в себе в ответ на короткое замечание родителя.

Мы не можем изолировать ребенка от внешнего стресса — агрессивно настроенных одноклассников, суровой тети-врача или игрушки-зомби, смотрящей с витрины магазина в канун Хеллоуина. Но мы можем создать благожелательную и открытую обстановку дома. У малыша должно быть безопасное место, где он может выговорить и выплакать свои горести и беды. Не ругайте своих детей за малейшие шалости и оплошности — лучше выслушать версию провинившегося и обсудить, что ребенок сделал неправильно и как этого избежать в будущем.

Читайте также:  Речевая карта для ребенка 5 лет

Не ругайте своих детей

Еще одним фактором, провоцирующим появление невротического заикания, является раннее изучение иностранных языков. Интересно, что дети, изначально растущие в билингвальной среде, практически не сталкиваются с расстройством по этому типу. Зато у тех, кто в возрасте активного формирования речи резко сталкивается с необходимостью учить второй язык, часто наблюдаются многократные повторения окончаний слов. И фактор стресса в этом случае играет не последнюю роль.

Неврозоподобное заикание

В отличие от первого типа расстройства, который происходит на фоне психологической травмы или стресса и не затрагивает собственно структур головного мозга, неврозоподобное заикание является лишь симптомом, в то время как источник проблемы находится в поврежденном участке коры.

Причина неврозоподобного заикания обычно кроется в тяжело протекавшей беременности и родовых травмах. Во время внутриутробной гипоксии очень часто повреждается часть головного мозга, ответственная за речь.

Проблема становится заметной к трем годам, когда ребенок начинает говорить предложениями. Периоды заикания сменяются временем чистой речи. Заболевание протекает волнообразно, причем фазы без заиканий становятся короче и короче и в конце концов совсем исчезают.

Диагностика

Итак, родители заметили, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз. К какому врачу обращаться? Если проблема пока только в окончаниях, а малыш не достиг возраста двух лет, возможно, он не страдает от логоневроза, а всего лишь отрабатывает произношение отдельных звуков и слов. Проблему патологического заикания легко может заметить мать или любой другой взрослый, ухаживающий за ребенком. При заикании можно заметить спазм лицевых мышц, которые не дают ребенку закончить слово или фразу.

При возникновении любых речевых проблем ребенка обязательно следует показать специалисту — чем раньше будет начато лечение, тем больше вероятность, что он полностью избавится от проблемы.

Работа с психологом

Диагностика потребует прохождения обследований у ряда специалистов — педиатра, невролога, психолога и логопеда. Возможно, придется провести ЭЭГ, если заболевание протекает остро и есть подозрение на неврозоподобное заикание.

Терапия

Логоневроз требует трудоемкого, длительного лечения у ряда специалистов (прием успокоительных препаратов, практически ежедневные занятия с логопедом, терапия у детского психолога или психоневролога).

На сегодняшний день существует множество различных методик лечения логоневроза у детей, каждая из которых в отдельности или в сочетании с другими видами терапии дает стойкий и видимый результат.

Работа с логопедом

Ведь то, что ребенок повторяет окончание слова несколько раз, — это лишь верхушка айсберга. Первопричина же лежит намного глубже — в травмирующем воспоминании, постоянно подавляемых тяжелых эмоциях или органическом поражении отдела мозга. И первое, и второе, и в особенности третье требуют работы и наблюдения профильного специалиста.

Как облегчить состояние ребенка?

Многие родители жалуются, что лечение проводится в полном объеме, а облегчения не наступает. Ребенок как заикался, так и заикается. Родители теряют терпение, злятся, подозревают малыша в обмане. Ребенок, в свою очередь, нервничает, логоневроз обостряется, и вместо эффективной терапии получается хождение по замкнутому кругу.

Родителям малыша с логоневрозом следует помнить, что даже самая современная методика лечения и препараты не помогут, если дома будет сохраняться травмирующая обстановка. Поэтому специалисты рекомендуют организовать охранный режим, который включает несколько мероприятий:

  1. Доверительная и спокойная обстановка. Чем увереннее чувствует себя малыш, тем чище его речь.
  2. Четкий режим дня. Своевременное укладывание в постель поможет избежать переутомления и снять нагрузку с ЦНС.
  3. Ограничение или полный запрет на использование гаджетов и просмотр медиапрограмм. У ребенка с логоневрозом возбуждение ЦНС и так преобладает над торможением, нельзя перегружать мозг и нервную систему дополнительными стимулами.
  4. Упор на развитие мелкой моторики и игры в одиночестве.

Мелкая моторика и речь взаимосвязаны

Абсолютное большинство детей не заикаются, когда играют сами с собой, это укрепляет их уверенность в себе и снимает возможную нервозность при общении со сверстниками. Мелкая моторика неразрывно связана с речевым развитием. Оба момента очень важны в терапии логоневроза.

В статье мы подробно выяснили, что такое логоневроз у детей. Это заикание той или иной природы развития, которое необходимо лечить строго под наблюдением специалиста. При своевременном начале лечения прогноз благоприятный.

Источник