Ребенок отстает в развитии в четыре года

Ваш ребенок растет в своем темпе?
Кажется, в нем нет энергии, свойственной детям?
Вы переживаете, что что-то пошло не так в его развитии?

Четыре года – очень важный период. Кризис трех лет уже почти позади, а впереди ребенка ждет интенсивная подготовка к школе. В этом возрасте большинство детей говорит достаточно хорошо, интересуется окружающим миром, стремится к общению со сверстниками и взрослыми.

В их активном словаре около тысячи слов, и они уже умеют строить правильные, с точки зрения, грамматики, фразы. Четырехлетка уже в состоянии связно рассказать, что интересного произошло за день, поделиться впечатлениями об игре или мультфильме, подкрепляя свой рассказ жестикуляцией и мимикой.

На 4 года приходится интенсивное развитие речи, памяти, внимания, воображения, мышления. Уже можно заметить наклонности и таланты ребенка. Наибольший интерес у четырехлеток вызывают сюжетно-ролевые и подвижные игры со сверстниками, поскольку через них он общается и учится управлять своим телом.

Читайте также: Ребенок в 5 лет отстает в развитии: причины и сигналы

Мальчики и девочки: есть ли отличия в развитии или нет?

Как правило, речь у девочек в возрасте четырех лет, более развита, чем у их сверстников-мальчиков. Они лучше выговаривают звуки и знают больше слов. Однако не следует принимать это явление за постоянную закономерность. Мальчики тоже используют в речи развернутые предложения и могут обладать неплохой дикцией.

В физическом отношении дети действительно отличаются. Мальчики обычно имеют более высокий рост, а их мускулатура лучше развита, чем у девочек, поэтому и вес их также немного больше, чем у ровесниц.

Когда нужно срочно идти к специалисту?

О том, что ваш ребенок отстает в развитии, указывают следующие признаки:

  • он не может прыгнуть в место, указанное взрослым, спрыгнуть со ступеньки, бросить мяч;
  • у него никак не получается научиться кататься на трехколесном велосипеде, удерживая ступни на педалях;
  • берет мелкие предметы, но не удерживает их;
  • избегает общения с детьми и взрослыми, которые не входят в круг семьи;
  • постоянно играет в одиночку в однотипные игры;
  • не может удержать в руке карандаш;
  • у него не получается построить башню или другую конструкцию более чем из четырех деталей строительного конструктора (кубиков, брусочков);
  • имеет скудный словарь и не может составить предложения из более чем двух-трех слов, даже если ему нужно выразить собственное желание или потребность;
  • речь состоит из нескольких слов, понятных только близким родственникам ребенка;
  • не задает вопросы, содержащие слова где, почему, куда, кто, что, когда, как и т. д.;
  • всегда сопротивляется, когда вы его просите одеться, вымыть ручки, покушать
  • или не может обслуживать себя вообще;
  • когда он спит в своей кроватке, то сон очень плохой, беспокойный, ребенок часто просыпается;
  • у малыша резко меняется настроение, он легко выходит из себя, устраивает бурные истерики, в ярости бросает и ломает предметы, мучает животных, младших детей. Вам требуется много времени, чтобы его утихомирить.

Если вы нашли более трех признаков отставания в развитии из приведенного списка, то нужна срочная помощь специалистов. Мы рекомендуем всегда внимательно присматриваться к своему ребенку: если он вдруг утратил хотя бы один из приобретенных навыков, то в его развитии происходит что-то очень нехорошее.

Что делать?

В первую очередь нужно установить причину отставания – это отправная точка для назначения грамотной терапии и составления индивидуальной коррекционной программы. Для этого вам нужно посетить нескольких детских специалистов.

  1. Невролог
    Обследование у этого врача – первое, что вы должны сделать. Если причина отставания в органическом поражении или незрелости структур ЦНС, то невролог подберет комплексную терапию, основанную на приеме медикаментов и лечебной физкультуре.
  2. Психолог
    Причиной отставания в развитии может быть соматический инфантилизм. Это явление не связано с каким-то физическим дефектом, а вызвано педагогической запущенностью, неблагополучной обстановкой в семье. Иными словами, по ряду причин ребенка мало и неправильно воспитывали, не уделяя достаточно времени его развитию. В результате он растет несамостоятельным, полностью зависящим от матери, у него нет интереса к учебе, познанию мира, общению. Этот диагноз обычно ставится в возрасте 3-4 года.

    Читайте также: ТОП-15 развивающих приложений для детей 4-6 лет на iPad и Android

  3. Психиатр
    Асоциальное поведение, вспышки агрессии напрямую связаны с нарушениями психической деятельности. В этом случае дети почти не поддаются обычным воспитательным мерам, с трудом социализируются. Вам иногда может казаться, что ребенок вас не понимает вообще. Не спешите пугаться, а, наоборот, подружитесь с врачом психиатром, поскольку только он сможет помочь вашему ребенку.
    Обычно назначается длительная медикаментозная терапия по результатам обследования, иногда требуется госпитализация. Помните, что детские психические расстройства без лечения с возрастом только усугубляются.
  4. Дефектолог
    Этот специалист занимается коррекцией легких и умеренных форм отставания в развитии. Регулярные коррекционно-развивающие занятия позволяют полностью или частично решить такие проблемы, как задержка речи, слабая память, неустойчивая концентрация, а также неправильные социально-поведенческими реакции (если психиатр исключил наличие психических расстройств).
Читайте также:  Развитие мозга после рождения ребенка

При возможности отдайте ребенка в коррекционный или дефектологический детский сад. Если отклонение в развитии выявлено в начальной форме, то после 2-3 лет в таком учреждении ребенок может догнать сверстников и пойти вместе с ними в обычную школу. В том случае, когда посещение детсада невозможно, обязательно ходите на занятия к детским специалистам и занимайтесь дома сами по индивидуальной коррекционной программе.

Самое главное в коррекции – не упустить время. Чем старше становится ребенок, тем сложнее ему догнать сверстников, тем хуже окажутся результаты занятий. Статистика показывает, что если, например, малыш не заговорил к пяти годам, то появление речи маловероятно. Поэтому не откладывайте визит к специалисту на неопределенное будущее, а запишитесь на консультацию прямо сегодня. Не жалейте сил и времени на занятия. Благополучие ребенка превыше всего.

Источник

Задержка психического развития (3ПР) у детей обусловлена тем, что процесс эмоционального и психического восприятия окружающего мира у них нарушен. С точки зрения физиологии дети с ЗПР могут быть полностью здоровы, но у них страдает умственная или эмоциональная деятельность. Ребенок ведет себя так, как будто он значительно младше своего возраста.

Несмотря на то, что в названии заболевания используется слово «задержка», что подразумевает его временный характер, это довольно грозный диагноз. Без своевременной коррекции оно приводит к более сложным и тяжелым нарушениям: страдает память, внимание, речь, формирование мыслительных процессов, способность к социальной адаптации. ЗПР часто сочетается с задержкой речевого развития (ЗРР). Такой диагноз обычно ставится детям в возрасте от 2 до 8 лет.

Если нарушена умственная деятельность, ребенок обычно спокойный и застенчивый, но с трудом осваивает новые навыки и знания. В случае, когда тормозится эмоциональное развитие, ему сложно концентрировать внимание, соблюдать правила поведения, контролировать эмоции.

Как понять, что у ребенка ЗПР?

При раннем выявлении нарушения развития, оно успешно корректируется, и ребенок вскоре догоняет сверстников, может посещать обычный садик и школу. Терять время категорически нельзя, чем он старше, тем ниже вероятность благоприятного прогноза. Самая опасная ошибка со стороны родителей – закрывать глаза на то, что с ребенком что-то не так или ждать, когда он «выровняется» сам собой.

Как правило, признаки ЗПР можно определить с 2-3 лет. В этом возрасте дети начинают активно осваивать речь, общаться со сверстниками и взрослыми, изучать мир, и если есть какие-либо отставания от возрастной нормы, то их можно заметить. В 4 года отклонения в психическом развитии уже становятся явными.

Читайте также: Признаки и лечение ЗПРР у детей

Общие признаки ЗПР

  • Ребенок плохо слушается взрослых, часто капризничает, может вести себя агрессивно.
  • Очень быстро утомляется.
  • Имеет весьма смутное представление об окружающем мире, не задает вопросов, мало интересуется общением со сверстниками.
  • Не может удерживать внимание на одном предмете.
  • Трудно концентрируется на любом занятии, связанном с умственной деятельностью, так как страдают все виды мышления.
  • Плохо произносит звуки, которые по возрасту должны уже сформироваться.
  • Крайне бедный словарный запас.
  • Делает грубые грамматические ошибки в построении простых фраз.
  • Не контролирует эмоции.
  • Стремится к играм и развлечениям, но они быстро ему надоедают.
  • Обладает слабой памятью, но хорошо реагирует на помощь и может что-то выполнить по образцу.
  • В рассуждениях не может выделить главную мысль.
  • Во время сна постоянно пробуждается.

Многие малыши существенно позже своих сверстников начинают держать голову, учатся ползать, ходить, говорить, пользоваться ложкой. Навыки самообслуживания у них развиты очень слабо. Они либо слишком активны, либо, наоборот, очень вялы и замкнуты.

Отстает ли ваш ребенок в психическом развитии?

Для того чтобы понять, развивается малыш в соответствии с возрастной нормой или нет, необходимо знать, что должен уметь ребенок в том или ином возрасте.

Читайте также:  Сущность гендерного развития ребенка

В два года дети активно интересуются всем, что их окружает, и задают много вопросов. Словарный запас в этом возрасте состоит из 200-400 слов, обычно это имена родственников, названия бытовых предметов, игрушек. В речи появляются смягченные звуки с, з, н, б, м, т, н.

Ребенок умеет:

  • выполнять просьбы взрослых;
  • составлять простые фразы из 2-4 слов;
  • умываться;
  • есть ложкой;
  • снимать и надевать одежду;
  • ходить на горшок.

Три года часто называют возрастом почемучек. Ребенок активно интересуется всем, что происходит вокруг него. Его словарь вырастает до 1500 слов. Он в состоянии выучить короткий стишок или песенку, помнит события, которые произошли какое-то время назад. Трехлетки обычно очень активны и стремятся сделать все самостоятельно.

Они должны уметь:

  • говорить свою имя и фамилию, как зовут родителей;
  • рисовать и раскрашивать, выходя за контуры;
  • различать основные цвета;
  • застегивать обувь и одежду, прибегая к помощи взрослого;
  • соблюдать правила в подвижных играх.

В четыре года дети обладают довольно развитой речью, могут построить связное высказывание из нескольких простых предложений. Они хорошо ориентируются в знакомом пространстве, знают дорогу домой. По картинке четырехлетка может вспомнить содержание сказки.

Он умеет:

  • собирать крупные паззлы;
  • рассказывать о событиях, которые произошли в недавнем прошлом;
  • определять право-лево, вверх – вниз, спереди – сзади;
  • находить отличия между схожими предметами;
  • называть свою фамилию и имя, как зовут родителей, чем они занимаются;
  • выучить песенку, стихотворение, считалку,
  • играть по правилам;
  • повторить движения за взрослым в определенном порядке;
  • собрать блочную фигуру из конструктора по образцу;
  • лепить из пластилина, рисовать по просьбе взрослого, вырезать ножницами по контуру;
  • убирать на место свои игрушки, выполнять посильные домашние дела;
  • соотносить предметы по форме, цвету, размеру.

Это только общий список умений и навыков по возрастам, но внимательным родителям он поможет определить, все ли в порядке с их малышом.

Читайте также: Признаки и симптомы дизартрии у детей 2-4 года

Что делать, если у ребенка ЗПР?

Диагноз задержка психического развития ставится только после комплексного обследования у дефектолога, невролога, психолога, логопеда, психотерапевта. Для диагностики обычно назначается нейропсихологическое тестирование, ЭЭГ, МРТ головного мозга.

Коррекция ЗПР должна начинаться как можно раньше, и в этом процессе от родителей требуется не меньше усилий, чем от логопедов, дефектологов и врачей.

Обучение детей с этим заболеванием строится на следующих принципах:

  • чередование разных видов деятельности;
  • наглядность;
  • многократное повторение материала;
  • поэтапное обобщение и усложнение материала;
  • образцы и подробные инструкции.

Что касается медицинской помощи, то невролог выписывает малышу препараты, улучшающие деятельность головного мозга, назначает массаж, микротоковую рефлексотерапию, лечебную физкультуру.

Дефектолог и психолог занимаются развитием внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти, вырабатывают навык нахождения причинно-следственных связей, формируют представления о мире. Для этого используются методы игровой терапии, арт-терапии и другие.

Логопед помогает поставить звуки родного языка, сформировать звуковой образ слова, расширить словарный запас, убрать грамматические ошибки, добиться связности речи, предотвратить развитие дислексии и дисграфии в будущем.

Опыт показывает, что при своевременном выявлении ЗПР и грамотном лечении, дети через некоторое время нагоняют сверстников и успешно учатся в обычной школе.

Источник

В четыре-пять лет ребенок становится дошкольником и начинает готовиться к поступлению в первый класс. В этот период обычно выявляются отставания в психическом и психоречевом развитии. Проблемы нужно решать очень быстро, поскольку если к шести года не удастся достичь положительных результатов, например, запустить речь, то в дальнейшем сделать это. практически невозможно.

Причины задержки в развитии

Пятилетний ребенок может быть хорошо развит физически, но по ряду причин его речь и психика находятся на уровне младенца. Специалисты выделяют несколько причин отставания в развитии.

  • Гиперопека, постоянный родительский контроль. Из-за того, что ребенок не может проявить себя как личность, у него наступает соматический инфантилизм. Он не приучен к самостоятельности, не может себя обслужить, не владеет элементарными бытовыми навыками.
  • Неблагополучная обстановка в семье – если ребенок из года в год является свидетелем родительских ссор, панически боится одного или обоих родителей, он замыкается в себе, стараясь избегать любых контактов с внешним миром. Другая крайность – постоянные истерики, вспышки агрессии, капризы. Без своевременной психологической помощи такое состояние быстро становится патологией развития.

    Читайте также: Коррекция дислексии по методу Дейвиса

  • Поражения ЦНС вследствие тяжелых инфекций, приема некоторых лекарств не по возрасту, травм головного мозга. В этом случае требуется тщательное обследование и лечение у детского невролога.
  • Ранняя потеря слуха в виду разных причин (травма, болезнь) – речь может пропасть даже у тех детей, у которых она успела сформироваться, а это влечет отставание в психическом развитии.
  • Сильный стресс, эмоциональное потрясение – смерть любимого родственника, развод родителей, пережитая чрезвычайная ситуация (автокатастрофа, стихийное бедствие, военные действия).
Читайте также:  Массаж рук ребенку для развития мелкой моторики

Одна из распространенных причин – педагогическая запущенность. Иными словами, до какого-то момента ребенок развивался нормально, но из-за отсутствия правильного воспитания, достаточного внимания со стороны родителей, развивающих занятий по возрасту или из-за неверно составленного распорядка дня малыша. процессы становления речи и психики тормозятся. Если ребенок получает скудную информацию об окружающем мире, никто не показывает ему, как играть, узнавать новое, не поощряет к какой-либо умственной деятельности, то его способности к усвоению знаний, конечно, снижаются.

Когда нужно беспокоиться?

В отличие от педиатра, который видит малыша 10 -15 минут во время осмотра, родители наблюдают ребенка ежедневно, поэтому важно пристально следить за его поведением и настроением. Если ребенок посещает детский садик, обязательно прислушайтесь к замечаниям воспитателей: они могут оказаться очень ценными для своевременного выявления задержки в развитии.

Читайте также: Упражнения для развития межполушарных связей

Вас должны насторожить следующие сигналы:

  • малыш очень пуглив, замкнут в себе, постоянно тревожится, или, наоборот, проявляет агрессию, впадает в истерики, капризничает без видимой причины;
  • с трудом переживает разлуку с родителями, особенно матерью, даже если они находятся недалеко, но не рядом;
  • избегает игр и занятий, где требуется применить воображение;
  • не стремится к общению со сверстниками, не выстраивает зрительного контакта с другими людьми;
  • не может выполнять команды, которые состоят из двух действий (например, «возьми игрушку и убери ее на место»);
  • не может подолгу концентрироваться на каком-либо занятии (более 5-7 минут);
  • скупо выражает свои эмоции, чаще всего ребенок выглядит грустным и подавленным;
  • плохо говорит, использует примитивные фразы, не употребляет множественное число, речь может быть представлена лишь отдельными словами;
  • не в состоянии построить домик или башню более чем из восьми кубиков;
  • у него никак не получается правильно держать карандаш, по сравнению со сверстниками, он плохо рисует;
  • не владеет базовыми бытовыми навыками – не может сам раздеться или одеться, помыть руки, умыться, не пользуется столовыми приборами.

Если вы заметили хотя бы три признака из приведенного списка, это уже серьезный повод для беспокойства. Необходимо как можно быстрее показать малыша неврологу, детскому психиатру, психологу, дефектологу. Если кто-то пытается вас переубедить, что все в порядке, мол, перерастет, не слушайте, а ищите хорошего специалиста. Иначе будете сожалеть об упущенном времени.

Стоит ли идти в коррекционную школу или пытаться готовиться к обычной?

Этот вопрос волнует многих родителей детей, у которых выявлено отставание в развитии. В настоящее время в нашей стране активно реализуются программы инклюзивного образования. Но на деле все далеко не так радужно, как показывают нам социальные видеоролики. Из-за высокой наполненности классов, даже очень опытный учитель просто не имеет возможности уделить достаточно внимания детям с ОВЗ. Неизбежно посыплются двойки и тройки, ребенок будет чувствовать себя некомфортно, это приведет к конфликтам с одноклассниками и взрослыми.

Положительный результат дает посещение коррекционного или дефектологического детского сада. Группы там очень маленькие, с детьми постоянно занимаются дефектологи и логопеды. Если такой возможности нет, обязательно ходите на занятия к проверенному специалисту, создайте обучающую среду дома. Используйте каждую минуту с пользой.

Если в вашем городе есть коррекционная школа или коррекционный класс, то стоит подать документы именно туда. Там, под руководством педагогов-дефектологов, логопедов и психологов, ребенок научится правильно учиться, освоит необходимые навыки, получит знания о мире. Вы вскоре увидите заметные сдвиги в его развитии. В случае успешного прохождения программы, он может пойти в обычную школу.

Поэтому бояться коррекционных школ совершенно не стоит: ребенку и вам так будет намного комфортнее, ведь процесс обучения будет проходить в подходящем для малыша темпе, и он обязательно достигнет положительных результатов.

Источник