Ребенок отстает в развитии могут ли его вывести из садика

  1. Главная
  2. Архив

Время: 10:31   Дата: 04 мар 2005

Двойственная ситуация.
У моей близкой подруги нестандартный
ребенок. Девочке 3 год и 2 месяца, ходит в
обычные ясли в одну группу с моей дочерью,
никакой опасности ни для себя, ни для
окружающих не представляет. Физически
здорова и хорошо развита. Проблема в том,
что она очень заметно отстает в умственном
развитии. Диагнозы ЗПР и ЗРР поставлены
официально. На первый взгляд — совершенно
несерьезные нарушения. Но на практике это
выглядит печально: девочка говорит всего
несколько простых слов, плохо понимает
обращенную к ней речь, очень пугливая,
возбудимая, и успокоить ее есть только одна
возможность — все время носить на руках.
Воспитатели под каждым удобным и неудобным
предлогом ставят вопрос о переводе девочки
в специализированный садик, и вроде как
есть основания: ребенок уже лежал в
областной больнице на обследовании — все
выписки в медицинской карте имеются.
Воспитателй можно понять: когда в группе
20-30 детей на одну воспитательницу и
нянечку, а приходится все время носить на
руках одного ребенка, это создает серьезные
неудобства. Да и другим родителям не
нравится, что их детям не достается
внимания.
Но! А вправе ли заведущая сада отчислять
такого ребенка? Семья моей подруги
небогатая, няню им не потянуть, а ближайший
специализированный садик — интернат, в
который они ни за что трехлетнего ребенка
отдавать не хотят. Подруга постоянно держит
меня в курсе дела, и я вроде как обещала ей
помочь, разыскать законы, по которым ее
ребенка не имеют права отчислить. Законы
кое-какие есть, но формулировки в них
настолько расплывчаты — что понимай как
хочешь.
Собственно меня инетресует два вопроса:
1. Знает ли кто-нибудь: есть ли перечень
болезней, с которыми ребенка не могут
принять в обычный садик или школу?
2. Как бы вы отнеслись к тому, что с вашим
ребенком в группе есть такой нестандартный
малыш, отвлекающий на себя все внимание
воспитателей? Ведь увеличивается риск, что
за другими детьми просто не уследят.

Сообщение 9887479.   Ответ на сообщение 9886191 
Автор: cВетка
    Статус:
Ветеран  

Время: 11:20   Дата: 04 мар 2005

Выгнать из сада не могут,
могут только рекомендовать перевести
ребенка в спецсадик. Мой ребенок ходит в
логопедический сад для детей с ОНР, у нас в
группе у детей ОНР разной степени и есть
мальчик с ЗПР. Отстает он конечно очень
сильно, но никто его никуда не переводит
это могут сделать только родители. своего
ребенка я сама перевела в этот спецсад
потому что в условиях обычного сада ему не
могли бы помочь, а в логопедическом есть и
логопед, и психолог, и детей не 20-30, а не
более 12

Сообщение 9887831.   Ответ на сообщение 9886191 
Автор: Sveta
    Статус:
Ветеран  

Время: 11:31   Дата: 04 мар 2005

Если врач напишет, что ребенок
может посещать обычный детский сад, то
выгнать не могут. Нормально бы я отнеслась
к такому, один ребенок не затормозит
коллектив детей, и в тоже время сам будет
за ними тянуться.
У одного сотрудника на работе сын болен
аутизмом, ходит в обычный сад (в справке
написано, что может ходить), другие
родители не возмущаются.

Я как будущий
логопед-дефектолог хочу сказать, что
девочке Лучше(!!! )будет в интернате, тк
там и уход, и обучение, развитие, деток в
группах не много и внимание огромное
уделяется(я говорю в общем, а не про
конкретный дс)И НИЧЕГО в этом стыдного нет
что ребенок туда будет ходить, тк практика
показывает что после 2лет в таком детском
учреждении ребенка с несильной степенью зпр
можно перевести в нормальный садик.

Сообщение 9896640.   Ответ на сообщение 9886191 
Автор: Мартын
    Статус:
Пользователь  

Время: 16:14   Дата: 04 мар 2005

По первому вопросу ничем
помочь не могу. По второму — я бы отнеслась
спокойно.

Сообщение 9903886.   Ответ на сообщение 9886191 
Автор: Ладога
    Статус:
Пользователь  

Время: 21:27   Дата: 04 мар 2005

если бы в группе был такой
ребенок? ничего не имела бы против. ну
отстает, ну не такая как все, ну требует
повышенного внимания. но она же не
агрессивна.
а законов таких, на сколько я знаю, нет. и
быть не может. девочке не только нужна
нормальная среда для нормальной адаптации.
более того, всем детям в группе нужно
видеть, что есть ДРУГИЕ дети, люди. и они
тоже люди и с ними нужно общаться так же
как и с остальными. а именно: по-доброму,
по-дружески, на равных!
а так, если всех мало-мальски отличающихся
переводить, всеми правдами-неправдами
выпихивать… елки-палки… не то, что
пандусы для колясок никогда не появятся…
мы и так махровые эгоисты (общество имею
ввиду). дальше на этой плоскости нацизм,
расизм и шовинизм.

а девочке нужны дополнительно к садику
репититоры/воспитатели и нормальные врачи.
если не запустить, к юности она ничем
отличаться от сверстников не будет!!!
может, нобелевские премии и красные дипломы
ей не грозят, но НОРМАЛЬНЫМ человеком она
быть наверняка сможет.

По закону не могут отчислить.
Сейчас такие правила, любой ребенок имеет
право обучаться в том заведении, в котором
считает необходимым его родители. Инчае
идет нарушение конституционного права и
закона об общем образовании.
Если хотите найду номера актов.
У меня поэтому книги дома есть.

Сообщение 9887081.  
Автор: БУМs
    Статус:
Пользователь  

Время: 11:05   Дата: 04 мар 2005

Если бы у меня у ребенка было
(или будет) подобное отставание я сам
НИКОГДА не отдам в обычный садик. Это
проблема родителей, им и надо решать, зав.
садиком права.

Читайте также:  Игрушки раннего развития ребенка

Сообщение 9907547.   Ответ на сообщение 9887081 
Автор: Шоша
    Статус:
Корифей  

Время: 00:29   Дата: 05 мар 2005

Проблемма еще в том, что часто
дети в специализированных учереждениях
начинают совсем угасать, а тут тянуться.
Это надо смотреть по ребенку. Есть масса
ситуаций, когда мама будет делать все
возможное, чтобы ребенок общался с обычными
детьми.

 

Сообщение 9914878.   Ответ на сообщение 9907547 
Автор: БУМs
    Статус:
Пользователь  

Время: 13:27   Дата: 05 мар 2005

Я вообще пока против обычного
детсада для любого ребенка. Маман и папан
рулят + доп. развитие и общение.

  

Сообщение 9923365.   Ответ на сообщение 9914878 
Автор: Шоша
    Статус:
Корифей  

Время: 19:59   Дата: 05 мар 2005

Я тоже обычный детсад не
жалую, хотя сама радостно ходила, но, такую
воспитательницу найти- это уже не обычный
детсад будет.

Сообщение 9887186.  
Автор: Ennia
    Статус:
Пользователь  

Время: 11:09   Дата: 04 мар 2005

Я бы устроилась в садик, чтобы
быть с ребенком, пока он общается с детьми
и получает навыки общения, развивается. На
карьеру бы пришлось наплевать.

Сообщение 9896672.   Ответ на сообщение 9887186 
Автор: Мартын
    Статус:
Пользователь  

Время: 16:16   Дата: 04 мар 2005

Согласна. Раз семья небогатая
— это действительно выход. Если, конечно, в
этом садике нужны сотрудники.

 

Сообщение 9896877.   Ответ на сообщение 9896672 
Автор: Линия
    Статус:
Корифей  

Время: 16:22   Дата: 04 мар 2005

А призвание и способности не
учитываете? Я бы ни в жизнь в садике не
смогла работать…

  

Работа на кухне или мытье
полов в садике не предполагает призвания и
способностей….именно тех, о которых Вы
говорите…
Необязательно ведь идти работать
воспитателем в группу.

  

Сообщение 9912429.   Ответ на сообщение 9896877 
Автор: Мартын
    Статус:
Пользователь  

Время: 11:38   Дата: 05 мар 2005

Больной ребенок очень сильно
меняет мировоззрение 🙂 И работа нянечки
не требует особых способностей 🙂

   

Сообщение 9915556.   Ответ на сообщение 9912429 
Автор: Линия
    Статус:
Корифей  

Время: 14:00   Дата: 05 мар 2005

Честно сказать я про нянечку и
не подумала. Может потому, что у всех
знакомых, чьи дети в садиках, давно
воспитатели работают без нянечек?

А какой тогда смысл? Нянечка — работа для
старушек, прибавка к пенсии в 1300 (не
знаю, как в Москве). А садик стоит 1100…
Тогда дома даже выгоднее получается с
малышом остаться.

А мама этого малыша медсестра — она,
наверное сможет и в садике медстестрой
работать. Тогда смысл есть.

В данном кокретном случае,
несомтря на то, что я «карьеристка»:) и
ояень люблю работу, я бы сидела бы дома
сама с ребенком, если больше некому. ИМХО
обычный сад (не специализированный) такому
ребенку точно на пользу не пойдет.

Сообщение 9891710.   Ответ на сообщение 9891585 
Автор: Линия
    Статус:
Корифей  

Время: 13:50   Дата: 04 мар 2005

ППКС. Или все же нашла денег
на няню. Такому ребенку нужно
индивидуальное развитие и занятия со
специалистами.

 

Сообщение 9909484.   Ответ на сообщение 9891710 
Автор: Милена2
    Статус:
Пользователь  

Время: 07:04   Дата: 05 мар 2005

Именно по этому-индивидуальное
занятие и развитие-следует отдать ребенка в
специализированный садик.Мой брат ходил в
логопедический,там пятидневка,на все пять
дней мы его не оставляли,забирали в среду и
пятницу-ничего,все нормально.

Сообщение 9894006.  
Автор: Козля
    Статус:
Пользователь  

Время: 14:59   Дата: 04 мар 2005

Мне кажется тут надо родителям
сильно подумать. В принципе, если ребенку
не требуется особый уход (хотя при желании,
постоянное ношение на руках тоже можно
причислить к особому уходу:() и он не
представляет опасности для других детей, то
выгнать не имеют права…Если по
человечески…Сложно все. С другой
стороны-представляете-целый день носить на
руках трехлетку при ораве других детей, за
которыми тоже надо смотреть! Тут любой
воспитатель взвоет!:( И потом, наверное,
такому ребенку нужны специальные занятия,
специальная атмосфера. Неужели в спец.
садике не предусмотрены просто дневные
посещения?

Сообщение 9900481.  
Автор: Цикада
    Статус:
Пользователь  

Время: 18:37   Дата: 04 мар 2005

Большое спасибо всем за
ответы. Отдельно — СВетке и Svete. До лета
они продержатся в обычном садике — я уже
посоветовала взять справку у невропатолога.
Естественно параллельно они постоянно
занимаются с логопедом и дефектологом. Моя
подруга — медсестра, и работает всего 4
часа в день за бюджетную зарплату (Линии и
Ирусику), так что ни о какой карьере речи
не идет, остальное время посвящает ребенку.
К осени они-таки собираются перебираться в
специализированный садик, и там как раз
требуются медсестры, и на лучшую зарплату
чем в обычной больнице.
Тем, кто отнесся бы нормально к тому, что
необычный ребенок ходит в нормальную
группу. Я тоже — руками и ногами ЗА, НО при
условии, что в наших садиках, как в Швеции,
будет норма 1 воспитатель на 3-4 ребенка.
Пока в группе три десятка детей на 2-3
взрослых, это вряд ли приемлимо, и дело не
в развитии других детей, а в том, что
слишком высок риск не досмотреть за другим
малышом, пока занимаешься
ребенком-инвалидом.
И еще, я очень надеюсь, что дочка подруги
догонит-таки своих сверстников, в конце
концов ЗПР — это еще не приговор 🙁

Сообщение 9902067.   Ответ на сообщение 9900481 
Автор: Линия
    Статус:
Корифей  

Читайте также:  Индивидуальная карта развития ребенка в начальной школе по фгос

Время: 19:57   Дата: 04 мар 2005

Конечно не приговор! Просто
больше внимания. Кстати, если мама всего 4
часа работает — так и ребенок, наверное, не
весь день в саду, а полдня? Может тогда и
ничего… в смысле не страшно для ребенка.
Да и для воспитателей…

Сообщение 9914746.  
Автор: Researcher
Artemis     Статус: Опытный пользователь  

Время: 13:21
  Дата: 05 мар
2005

Выгнать вроде права не
имеют.
Но сама по себе ситуация неприятная. Дело
даже не в ЗПР и ЗРР — это фигня, ребенок с
таким диагнозом запросто может посещать
обычный сад, и ни в коем случае не стоит
отдавать его в спец учреждение.
Но вот то, что ребенка надо постоянно
носить на руках — это большая проблема.
ОТдавать такогшо ребенка в группу из 30
человек — это вредить и самому ребенку, и
остальным детям.
НЕ знаю даже, что можно посоветовать
матери.

Очевидно, что работать «половинчато» в
такой ситуации нельзя. ТО есть, либо надо
работать много и за нормальные деньги, на
которые можно обеспечить ребенку няню или
хороший частный сад с маленькими группами,
либо, увы — не работать совсем. ИЛи
подрабатывать на дому.
Выглядит трагично, но передо мной подобный
вопрос встает уже второй раз, правда по
другому поводу — проблема в принципе
решаема при желании.

Да, и еще: если выбирать из
государственных садиков, наверное есть
смысл перевести ребенка в логопедический
сад, но ни в коем случае не в то
спецучреждение, о котором вы пишете.
Хотя пробелму ношения ребенка на руках это
не очень-то решит.

Сообщение 9924000.  
Автор: Лютиk
    Статус:
Пользователь  

Время: 20:38   Дата: 05 мар 2005

Вообще, ЗРР, а тем более ЗПР
поставленные официально, это не такая уж
фигня. Не на пустом же месте диагнозы
поставили. Это серьезно, если не заняться
ранней коррекцией, то можно упустить
драгоценное время. Сейчас как раз 3-4 года,
когда надо быстро действовать. Для детей с
ЗПР обязательно нужны: дефектолог, логопед
и психоневролог. Все эти специалисты есть в
спец.садах. Есть спец. сады для ЗПР, не
обязательно это пятидневка. Хотя в
пятидневке тоже есть свои плюсы. В обычном
саду никто не будет вытягивать ребенка, в
группе 20 и более человек, а для такго
ребенка нужны максимум 12 и индивидуальный
подход.

Я бы лично спокойно отнеслась к особому
ребенку в группе с моим, главное, чтобы
вреда не наносил.

Сообщение 9924074.   Ответ на сообщение 9924000 
Автор: Лютиk
    Статус:
Пользователь  

Время: 20:42   Дата: 05 мар 2005

У нас в саду (логопедический)
четко:
нельзя принимать детей с интеллектуальными
нарушениями (именно поэтому надо справку от
психоневролога, что интеллект норма) и
нарушениями слуха, про зрение не помню.
Скорее всего заведующая права.

Фигня — я имею в виду что это
абсолютно не препятствие для пребывания в
обычном садике.
А коррекцией с такой ситуации, конечно,
стоит заняться. Но общение со здоровыми
сверстниками такому ребенку особенно
важнго.ЛОгопедический сад это может
обеспечить, зад для ЗПР — нет.

Источник

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое — подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.
Читайте также:  Развития ребенка с четвертого по пятый месяц

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник