Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года thumbnail

Доктор Комаровский о том, как научить ребенка жевать, глотать и самостоятельно есть ложкой

Родители малышей прекрасно знают, что все этапы развития малыша современной педиатрией помещены в некие возрастные рамки, на которые мамам и папам будет удобнее ориентироваться в процессе выращивания чада. Так, называются сроки введения прикорма, примерные сроки появления первых зубов. Есть свои сроки и для таких навыков, как самостоятельное владение ложкой во время еды, а также умение жевать и глотать твердую пищу.

По медицинским меркам, ребенок в 7-8 месяцев вполне может есть с ложки при помощи мамы, а к году держать ее самостоятельно. Уверенно владеть ложкой, по мнению официальных учебников по педиатрии, малыш должен к полутора годам. Твердую пищу кроха должен кусать и жевать уже ближе к году, если количество зубов позволяет.

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

В теории все выглядит ровно и гладко. На практике же родители часто сталкиваются с проблемами. Ребенок не хочет есть твердое, даже при наличии зубов, малыш отказывается брать ложку в руки, быстро теряет интерес к приему пищи ложечкой, бросает есть или давится кусочками. О том, что делать в этой ситуации, родителям рассказывает авторитетный детский врач Евгений Комаровский.

Все правила кормления расскажет доктор Комаровский в следующем видео.

Комаровский о проблеме

Не жует

Детей, которые не научились бы к 5-6 годам жевать и глотать, на свете не существует, говорит Евгений Комаровский. Жевательный рефлекс (а это не навык, а именно рефлекс!) есть у всех людей, только активируется он в разное время. У одних раньше, у других — позже. На вопрос, что же мешает рефлексу развиваться пораньше, доктор отвечает одно — родители!

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Чрезмерно заботливые родители, которые не спешат ребенку давать твердую пищу, все боятся, что малыш подавится. В результате кроха в 2 года, когда он уже физиологически в состоянии самостоятельно есть кусочками, продолжает получать от мамы с папой протертую в кашицу еду.

Не ест с ложки

Участковые педиатры, особенно старшего поколения, очень часто напоминают мамам, что ребенок к 8-9 месяцам должен нормально кушать с ложки, а в год держать ее самостоятельно и при этом попадать ею в рот. Якобы по этому навыку можно судить о нервно-психическом развитии ребенка.

Евгений Комаровский категорически несогласен с такой формулировкой.

Ложка — это скорее психотерапевтический прием для мамы и папы, а не крайне необходимая вещь для самого ребенка.

Иными словами, если кроха ест с ложки, да еще сам, родители начинают безмерно себя уважать, гордиться своим воспитанием малыша и всячески чувствуют себя «как все» и даже лучше. А вот если он не берет ложку или, хуже того, вообще ее отрицает, то это для многих мама сигнал бедствия, говорящий о том, что где-то она, мама, допустила ошибку — поленилась приучить, не настояла, не потребовала, не заинтересовала.

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

На самом деле, потребность самостоятельно кушать именно ложкой у ребенка рано или поздно сформируется и самостоятельно. И тогда кроха довольно быстро (потому что есть мотивация-интерес!) научится держать ложку и доносить ее до рта. Поэтому если малыш предпочитает в 9-11 месяцев кушать жидкую кашу из бутылочки, не стоит заставлять его делать это ложкой. Всему свое время.

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Не хочет есть пищу кусочками

Евгений Комаровский предупреждает, что эта проблема довольно распространена среди деток, которые долго были на грудном вскармливании, и их родители не спешили приучить к прикорму. Но если такие вопросы возникли, то искать причины уже поздно, нужно думать, что делать.

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Комаровский призывает родителей разумно и объективно оценить возможности своего ребенка жевать. Для этого нужно посчитать, сколько у него зубов имеется, и как они расположены. Давать крохе погрызть яблоко или бублик, если у него всего два зуба — настоящее родительское преступление, особенно учитывая, что родители, в подавляющем большинстве, совершенно не умеют оказывать первую помощь. Двух зубов вполне хватит, чтобы отгрызть кусочек, но не хватит для рефлекторного жевания.

Поэтому лучше придерживаться в рационе того же подхода к консистенции пищи, которого придерживаются производители готового детского питания, а они меняют ее постепенно — сначала пюре, потом пюре с небольшими кусочками, потом — густая однородная пища и, наконец, густая пища с твердыми фрагментами. Но тут сложно обозначать возрастные рамки, говорит Евгений Олегович, поскольку все дети индивидуальны, и один в год с целым ртом зубов жует яблоко, а другой в полтора с тремя-четырьмя или чуть более зубками продолжает питаться пюре.

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Не хочет есть, пока не включат мультики

Это еще одна распространенная проблема. Ребенок смотрит на родителей, копирует их, а 90% населения привыкло кушать, глядя в телевизор. К тому же некоторые, особо «догадливые» мамочки специально включают мультики, что ребенок отвлекся от яростного сопротивления приему пищи, пока она, заботливая мать, будет запихивать в него пару лишних ложек каши или пюре.

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Комаровский рекомендует не формировать такой привычки у ребенка, а заодно избавиться от своей взрослой зависимости от телевизора.

Да, малыш, глядя в телевизор, съест больше. Но именно это и является главной опасностью. Когда ребенок во время приема пищи смотрит в тарелку, у него вырабатывается желудочный сок, столько необходимый для нормального пищеварения. А если он смотрит на героев мультфильма, то сок не вырабатывается, и такая еда пользы не принесет, и грозит заболеваниями желудка. Уже даже по этой веской причине нельзя есть, смотря мультики.

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Советы

  • Если ребенок не жует, а пытается лизать или сосать яблоко или печенье, не нужно ему спешить протереть это самое яблоко на терке или размочить печенье в молоке. Чащей давайте именно твердую пищу, если количество зубов позволяет, пусть тренируется. Получается у всех без исключения. Ни один ребенок еще не пошел в школу, не умея жевать пищу.
  • Давать прикорм лучше всего специальной детской ложечкой, а не обычной чайной. Такой столовый прибор сделан из пластика, которым малыш не поранится, он имеет меньший объем, что не затруднит глотания. Если ребенок не принимает и такую ложку, не стоит кормить его так насильно. Пусть пока ест из бутылочки.
  • Если ребенок отказывается жевать, глотать и брать ложку в руки, Комаровский советует пересмотреть режим питания. Вполне вероятно, что малыш просто не успевает проголодаться по-настоящему. Такое бывает в семьях, где крохе дают есть «когда пора», а не когда он сам просит есть. Перекармливание является не только причиной нежелания малыша принимать участие в самом процессе, это может запустить механизмы самых разных заболеваний. А потому перекармливать вреднее, чем не докармливать.
  • Приучить ребенка кушать самостоятельно нетрудно, говорит Комаровский, главное «поймать момент» и помочь ребенку, ненавязчиво поддержать его в стремлении взять ложку, чашку в руки. Но приучать насильно, тем более, если ребенок еще не готов в самостоятельным действиям за столом, и уж тем более «давить» на кроху, — не самое лучшее родительское решение.
  • Если ребенок избирателен в еде (он есть только что-то определенное), то это однозначно не голодный ребенок, считает доктор Комаровский. Настоящий голод полностью ликвидирует избирательность. А потому не стоит потакать такой избирательности, ребенок должен кушать то, что перед ним поставила мама. Если не ест — значит не хочет есть. Лучше подождать, когда он проголодается по-настоящему.
  • Не нужно делать за ребенка то, что он уже способен делать сам. Если речь идет о том, что ложку не берет малыш в годовалом возрасте и чуть старше, это одно. Но все меняется, если ребенок в 3-4 года не хочет есть сам и требует у мамы, чтобы она его покормила. После двух лет Комаровский советует ставить тарелку, давать ложку и выходить из кухни на некоторое время, с каждым днем все более увеличивая время отсутствия.
Читайте также:  Таблетки от гриппа ребенку 3 года

Возвращаясь, маме не стоит интересоваться, сколько кроха съел ложкой, нужно делать вид, что ничего удивительного не произошло. Обычно через несколько дней ребенок начинает сам съедать как минимум половину положенной порции. Не забывайте проявлять максимум терпения и такта.

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Ребенок не пережевывает пищу в 3 года

Источник

Delovaya_80

г. Москва

№0 | 15.03.2020-08:49

Добрый день. Дочери 3,4 года. До определенного момента нормально ела твердую пищу. Постепенно стала замечать, что пищу она стала жевать дольше и зачастую выплевывать обратно в тарелку. Недели две назад совсем стала отказываться от обеда и ужина, которые надо жевать.

Из обследований: сделали УЗИ брюшной полости с водно-сифонной пробой. Специалист УЗИ сказал, что якобы в пищеводе есть какой-то спазм, в результате которого пища задерживается в пищеводе дольше, чем положено. Дальше пошли к гастроэнтерологу, который поставил Гастроэзофагеальный рефлюкс без эзофаита. И направил дополнительно к неврологу, так я пожаловалась также на перепады настроения у ребенка и нарушения сна. Стала долго засыпать и отказываться от дневного сна. Невролог прописал АТАРАКС.
Но его я давать не стала, потому что на фоне лечения гастроэнтеролога аппетит и настроение явно улучшились. Настроение и поведение стало прежним, резкие перепады настроения ушли. Но пищу по-прежнему перетираем в пюре. (пробовала просто размять вилкой тот же суп, она поест, но гораздо меньше, чем перетертый).
На завтрак кашу по консистенции типа манной съедает почти всегда. На полдник йогурт и творожок тоже ок.
При этом странно, что иногда по настроению может сгрызть печенье, пожевать кусок батона или кусочек яблока, и жует и глотает нормально.
Вчера была такая ситуация. На ужин варили пельмени. Такие мелкие «детские» пельмешки. Дочка их раньше трескала за обе щеки. Вчера захотела, сказала будет есть. Как только поставила перед ней тарелку, она закрыла рот руками, глаза наполнились слезами, сказала: «Свари мне кашу». Это наводит мысль об испуге каком-то.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№1 | 15.03.2020-08:52

Это наводит на мысль о том, что что-то произошло.

Здравствуйте.
Что случилось в вашей с ребёнком жизни?
Что произошло в семье?

Условия проведения демо-консультации

Готовность активно участвовать в процессе.
Готовность взять на себя ответственность за собственную жизнь.
Готовность меняться.

Свободное общение в течении 3-х дней.

Delovaya_80

г. Москва

№2 | 15.03.2020-08:59

Здравствуйте, Наталья.
Изменения в семье такие: мы сейчас занимаемся обменом квартиры. Это, конечно, сопряжено с достаточно большими переживаниями у взрослых. На днях будет сделка, потом ремонт, переезд. Так что это не закончится прямо завтра.
К нам на это время приехала бабушка, которая с нами обычно не живет.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№3 | 15.03.2020-09:02

№2 | Delovaya_80 писал(а):

здесь важна именно Ваша реакция на происходящее.

что лично Вы не можете принять?
с чем не можете внутренне согласиться?
что «не пролазит» в Ваши представления?

как приезд бабушки восприняли?

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№4 | 15.03.2020-09:04

Один из законов психосоматики:
Ребёнок телесными проявлениями реагирует на нерешённые психо-эмоциональные конфликты родителей.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№5 | 15.03.2020-09:05

Пища, проблемы с ЖКТ вообще — это т.н. «кусковой конфликт».

Как Вам этот обмен?
Там для Вас больше?

Чья вообще была идея?

Delovaya_80

г. Москва

№6 | 15.03.2020-09:08

Ооочень тяжело дается мысль, что «влезаем» в ипотеку.
С бабушкой отношения хорошие, ее воспринимаю как помощника, понимаю и благодарна ей, что она согласилась помочь. Но возможно и усталость накопилась от того, что все вместе на одной маленькой жилплощади находимся (сейчас однушка у нас).

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№7 | 15.03.2020-09:09

№6 | Delovaya_80 писал(а):

отец ребёнка с вами живёт?

на кого надеетесь по ипотеке?

Delovaya_80

г. Москва

№8 | 15.03.2020-09:10

№5 | Железкова Наталья Александровна писал(а):

Однушку меняем на трешку. Идея моя наверное прежде всего. Муж на поводу обычно.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№9 | 15.03.2020-09:10

№8 | Delovaya_80 писал(а):

ага.

хочу кусок побольше, но боюсь.

Delovaya_80

г. Москва

№10 | 15.03.2020-09:11

№9 | Железкова Наталья Александровна писал(а):

ой) как в точку!

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№11 | 15.03.2020-09:12

ребёнка нужно оставить в покое, и так достаточно фиксаций на проблеме: врачи, обследования…

Вам отработать свою реакцию.
У девочки всё наладится.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№12 | 15.03.2020-09:15

1. Работать хорошо бы на уровне понимания, пару вариантов про то, сможет ли кто-то помочь финансово. И про то, что можно сделать, если «не потянем».

2. Но главное — отработать на уровне тела!
Ребёнок считывает именно состояние.
Важна именно первая реакция мамы.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№13 | 15.03.2020-09:17

Про первому пункту разберётесь сами.
Проговаривайте с мужем, роднёй, теми, кто поддерживает Вас в этом решении, озвучивайте свои чувства.
Не залипайте в них, но легализуйте.
Решение принимать Вам, но важно же понимать, как окружение настроено?

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№14 | 15.03.2020-09:20

По второму, телесной реакции — к специалисту.

Если хотите быстро, то ищите тех, кто именно через телесные реакции работает.
В ситуации с детьми нет времени на длительные методы.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№15 | 15.03.2020-09:22

И самостоятельно обязательно!

Вечером, когда ребёнок заснул, первые 10-15 минут сна.
Садитесь рядом и проговариваете: мама тебя любит, всё безопасно, мама большая и справится со своими чувствами, тебе можно просто жить и радоваться.
Можно тихонько поглаживать.

Понятен смысл?

Delovaya_80

г. Москва

№16 | 15.03.2020-09:23

№15 | Железкова Наталья Александровна писал(а):

конечно!

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№17 | 15.03.2020-09:23

№15 | Железкова Наталья Александровна писал(а):

Не вваливаться в жалость!
Держать состояние спокойной уверенности.

Delovaya_80

г. Москва

№18 | 15.03.2020-09:24

№14 | Железкова Наталья Александровна писал(а):
По второму, телесной реакции — к специалисту.
Если хотите быстро, то ищите тех, кто именно через телесные реакции работает.
В ситуации с детьми нет времени на длительные методы.

Это должна быть обязательно очная консультация? Или можно удаленно работать?

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№19 | 15.03.2020-09:25

На питании ребёнка НЕ фиксироваться!

Лучше, если будет выбор на столе каша, например, и что-то более крупное просто стоИт как на общем блюде.
Хорошо?

Delovaya_80

г. Москва

№20 | 15.03.2020-09:26

№19 | Железкова Наталья Александровна писал(а):
На питании ребёнка НЕ фиксироваться!
Лучше, если будет выбор на столе каша, например, и что-то более крупное просто стоИт как на общем блюде.
Хорошо?

да, понятно

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№21 | 15.03.2020-09:26

№18 | Delovaya_80 писал(а):

конечно можно, сейчас вообще очных всё меньше.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№22 | 15.03.2020-09:27

№20 | Delovaya_80 писал(а):

сейчас найду похожий пример, прикреплю…

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№24 | 15.03.2020-09:32

там, правда, постарше ребёнок был.
у вас, скорее, хватит работы только с Вами.

следующий пост — отзыв.

одного сеанса хватило.
знаю эту семью, всё нормально с девочкой.

Delovaya_80

г. Москва

№25 | 15.03.2020-09:39

Наталья, поработаете со мной?

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№26 | 15.03.2020-09:41

№0 | Delovaya_80 писал(а):
Настроение и поведение стало прежним, резкие перепады настроения ушли.

И вот здесь:

При всей Вашей занятости уделяйте время только для ребёнка.
Телефон в сторону, 15-30 минут мама только твоя.

Не в количестве, а в качестве, помните, пожалуйста.

Ваше внимание, присутствие помогло снизить тревожность.

[ Сообщение изменено: 15.03.2020 — 09:42 ]

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№27 | 15.03.2020-09:41

№25 | Delovaya_80 писал(а):

пишите вотсап +7 999 656 87 50

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№28 | 15.03.2020-09:47

ух, даже не спросила, как Вас зовут)

на б17 буду вечером, если что — пишите.

Delovaya_80

г. Москва

№29 | 15.03.2020-09:50

№28 | Железкова Наталья Александровна писал(а):
ух, даже не спросила, как Вас зовут)
на б17 буду вечером, если что — пишите.

да, ничего, главное в точку сразу попали, как мне кажется)
Я — Женя
Написала в вотсап.

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№30 | 15.03.2020-09:51

Вижу, отвечаю.

Delovaya_80

г. Москва

№31 | 15.03.2020-10:14

Большое спасибо. Помогли увидеть корень зла!

Железкова Наталья Александровна

Психолог, ИНП PSY20

г. Сочи

43 консультации

Сейчас на сайте

№32 | 17.03.2020-09:24

Евгения, закрываю тему.

Благодарю за работу.

Вы можете также получить консультацию у психолога, ведущего данную тему! Доступно общение в приватном или бесплатном формате.

Получить консультацию психолога

Источник

11 мая 2016

Аверьянова Света

Главная картинка

Родители детей до года и после сталкиваются с множеством трудных ситуаций. Один из часто задаваемых педиатрам вопросов: «Как научить ребенка жевать твердую пищу?» В нашей статье собраны самые полезные советы по этой теме. Они обязательно помогут в решении непростой задачи.

Почему ребенок не хочет жевать

Нежелание или невозможность прожевывать пищу, есть вторые блюда в твердом виде имеют несколько причин. Разделим их на две группы: внешние и внутренние.

К внешним, исходящим от особенностей воспитания и атмосферы в доме, относятся:

  • Страхи родителей. Боязнь давать ребенку твердую пищу: «Он же может подавиться!» Так рассуждают излишне заботливые мамы и продолжают кормить годовалого малыша пюрешками, супчиками, протертыми через блендер. И лишают грудничка желания жевать.
  • Суетливость и лень родителей. Папе или маме хочется быстрее накормить дитя. Времени на разжевывание нет. И дается бутылка с кашей, мягкая еда отправляется в ротик ложкой в ускоренном темпе. Жевать не нужно, время экономится.
  • Затягивание с введением прикорма до 1–1,5 года. Миф о том, что грудью кормить лучше лет до трех и при этом ребенок больше ни в чем не нуждается, жив в умах бабушек, молодых неопытных родителей до сих пор. Отказ от прикорма, позднее введение твердой пищи приводит к формированию привычки есть кашки из бутылки, сосать мамину грудь. Жевать в этом случае не нужно вовсе.
  • Отсутствие тренировки жевания в период прорезывания зубов. Если младенцу не давали сухарики, прорезыватели для почесывания зудящих десен в 6–10 месяцев, жевательный аппарат не привык к активным движениям.

К внутренним причинам относятся:

  • Лень грудничка. Кроха ленится жевать, а мама не настаивает. Быстро заменяет второе блюдо на первое, забывает дать морковку на полдник в целом варианте. Малыш доволен, родители не устали от капризов. Всем хорошо, а жевать ребенок не научился.
  • Страх перед приемом пищи. Этим часто страдают малоежки. Заботливые бабушки, мамочки устают ждать появления аппетита и кормят малыша насильно. Запихивать в ротик жидкую пищу легче, с нее и начинают. Твердая остается в стороне надолго, а потом просто заглатывается ребенком без жевания. Единственное, что он хочет во время обеда, быстрее проглотить и убежать от ненавистной тарелки. В результате давится, боится глотать, отказывается от еды кусочками.
  • Непоседливый характер. Малыш крутится, бежит, не концентрируется на одном деле. При таком темпераменте дети жуют, но делают это так быстро, что постоянно давятся. В этом случае больше терпения, настойчивости нужно проявлять маме.
  • Патологии развития. В редких случаях речь идет о неврологических или психических болезнях. Не могут тщательно пережевывать твердую пищу, боятся введения новых продуктов дети-аутисты, дети с ДЦП, с гипотонией (слабостью) мышц.

Для того чтобы понять, как научить ребенка жевать и глотать, придется проанализировать ситуацию индивидуально. Если проблема в поведении родителя, начинайте решение с себя.

Почему важно научить

учимся

Переводить на твердую пищу детей нужно обязательно. Затягивание с обучением приводит к проблемам. Родителям годовалых детишек стоит понимать, что жевание — жизненная необходимость.

Рассмотрим этот процесс с негативной и позитивной стороны.

Положительные стороны жевания

  • Облегчение работы ЖКТ. Желудку тщательно пережеванную пищу переваривать гораздо легче.
  • Тренировка челюсти, зубов. Жевательный аппарат без нагрузки выходит из строя быстрее.

    Зубки при постоянном употреблении жидкой пищи слабеют, выпадают, челюстно-лицевые мышцы атрофируются.

  • Формирование навыка глотания жесткой пищи. Важен конечный этап: глотание. Ребенок понимает, что чем лучше он прожует, тем легче маленький кусочек пройдет через глотку, сглатывать будет легко. Проанализирует, сколько нужно откусывать, чтобы пища помещалась в ротике. То есть жевание — это физический и интеллектуальный процесс одновременно.
  • Развитие речи. В процессе жевания и глотания задействованы те же мышцы, что отвечают за артикуляцию. Тренируясь откусывать и пережевывать, малыш учится произносить звуки, слова, правильно дышать.

Возможные проблемы из-за неумения жевать твердую пищу

  • Сложности с адаптацией в садике. В рацион воспитанников дошкольных учреждений включены твердые продукты. Если ребеночек не съест кашу, мясо, второе блюдо, он останется голодным.
  • Заболевания ЖКТ. Для переработки кусков твердой пищи, попавших в желудок, требуется гораздо больше ферментов и соков. Они выделяются в процессе жевания. Если пища глотается крупными кусками, то желудок принимает их на сухую, переварить полноценно не может. Следствием такого процесса становится гастрит, изжога, тошнота и прочее.
  • Формирование привычки есть однообразную пищу. Ребенок, привыкший есть одни и те же размельченные в пюре продукты, недополучает клетчатки, витаминов, минералов.
  • Карапузу в возрасте 2–3 лет, перешедшему на твердую пищу, больно жевать. Десны и зубки не привыкли к нагрузке. Вводить продукты для жевания нужно раньше.
  • Сложности в произнесении звуков. Взаимосвязь четкой артикуляции и умения есть жесткую пищу понятна с точки зрения физиологии. За жевание отвечают мышцы челюсти; язык, щеки, горло — за процесс глотания. Они же действуют при говорении. Пассивность жевательных органов приводит к позднему речевому развитию или плохой дикции.

Когда ребенку можно давать твердую пищу

Вводить твердую пищу нужно в возрасте 5–6 месяцев. Отправной точкой для начала прививания навыка считается заметное выделение слюны. С этого момента десны готовятся к прорезыванию зубов. Малыш тянет в ротик все, что попадается под руку. В том числе и свои кулачки. Замените их на полезные приспособления, кроха будет тренироваться с пользой. В качестве жевалки предложите:

  • Сушка, сухарик. Их меняйте постоянно, чтобы ребенок не поперхнулся кусочком отгрызенного лакомства.
  • Прорезыватели. Вариант с водичкой внутри самый эффективный и удобный. Ребенок будет грызть и тщательно жевать охлажденную игрушку с большим удовольствием.
  • Ниблер. Современный вариант марли с морковкой или яблоком внутри. Это приспособление представляет собой мешочек. В него вкладывается твердая вкусняшка. Младенец грызет ниблер, измельчает фрукт, высасывает из него соки.

    Ест и чешет десны одновременно.

Организовывая тренировку для жевательного аппарата, важно соблюдать регулярность. Предлагайте маленькому ребенку погрызть что-нибудь каждый день. Если отказывается, настаивайте, но умеренно. В случае истерик и полного неприятия прорезывателей, ниблера, сделайте паузу в 2–3 дня, потом повторите попытку.

Когда грудничок освоит жевание твердых предметов, начинайте прикармливать кусочками мягкого печенья, фруктов на полдник или обед. Сначала давайте по чуть-чуть, потом предложите откусить и пожевать самостоятельно. Но никогда не отставляйте беззубого младенца с большим печеньем одного, он может поперхнуться, откусив и проглотив огромный кусок.

Таким образом, начав приучение к положительному восприятию твердой пищи в 6 месяцев, мамы получат хорошо жующих малышей примерно через годик. Если начать позже, процесс затянется.

Важно! Все тренажеры для десен (грызуны, ниблер, марли с яблоками) мойте после каждого использования, а лучше кипятите. Детский ротик очень восприимчив к бактериям.

В каком возрасте ваш ребенок учится жевать?

Как научить жевать и глотать

Приучать малыша к жеванию можно с помощью простых методов. Выполняйте советы без психологического нажима, регулярно, и все получится:

  1. Вводите в рацион твердую пищу постепенно. Начинайте прикорм с 6–8 месяцев. Сначала попробуйте добавить в кашку кусочки фруктов, потом размельчайте супчик вилкой, без блендера, чтобы получалась неоднородная масса.
  2. В годик смешивайте жидкую еду с твердой в одной тарелке. Идеальный вариант – бульон с овощами, кусочками картофеля.

    Ребенку будет легче проглотить пережеванную массу с жидкостью. По мере обучения добавляйте бульон все меньше, пока ребенок не будет жевать и проглатывать только овощи, мясо, макароны.

  3. В 12–16 месяцев давайте твердые овощи на полдник целиком: морковь, яблоко. Если ребенку тяжело грызть твердую кожицу, очищайте ее.

Важно! Уточните у врача, когда можно давать ребенку тот или иной новый продукт из твердого сегмента. Ошибки при введении прикорма служат провокаторами проблем с приемом пищи, затруднениях в выработке навыков жевания.

А вот, что советует доктор Комаровский:

Еще несколько хитростей

  • Начинайте обучать жеванию на любимых продуктах карапуза. Выбирайте любой, лишь бы процесс наладился. Но будьте осторожны: хлеб, печенье, сухарики, сладкие десерты в больших количествах ежедневно вредны для детского желудка.
  • Показывайте пример поведения за столом и тщательного жевания. Обязательно совмещайте свой обед с приемом пищи крошкой. Демонстративно жуйте, глотайте, пусть поймет, как происходит процесс наглядно. Запретите себе есть на ходу, не жуя. Дети очень наблюдательны.
  • Начинайте есть жесткую еду с маленьких порций. Для первого–третьего раза достаточно добавить в кашку 1 чайную ложку фруктов.
  • Стройте мордочки с малышом возле зеркала, кривляйтесь. Веселье с мамой заменит артикуляционную гимнастику, разминку для мышц лица.
  • Если ребенок хоть немного разговаривает, спросите у него, почему не жует пищу, которая в тарелке. Возможно, малыш сам раскроет тайну, проблема решится быстрее.

Еще много полезных советов вы почерпнете в этом коротком видео:

Что делать, если нужный момент упущен

Ребенку уже 2–3 года, а он боится есть твердую пищу, при попытке предложить вторые блюда отвечает рвотой, плачет. Такие ситуации встречаются нередко, если родители затянули с прикормом или пошли на поводу у желания крохи. В этом случае помогут советы логопеда, невролога:

  • Начните процесс с самого начала. То есть полуторагодовалому малышу можно предложить ниблер, небольшие кусочки фруктов в каше, плохо размягченное пюре. Для первых обучающих обедов подойдет полутвердая пища.
  • Делайте артикуляционную гимнастику. Вытягива?