Ребенок не контролирует мочеиспускание в 2 года

Ребенок не контролирует мочеиспускание в 2 года thumbnail

Да, это норма. Сейчас объясним, почему.

Все дети разные (на этом моменте капитан Очевидность громко хлопает в ладоши).

Физиологических аспектов развития это тоже касается.

Сразу оговоримся, что нежелание ходить на горшок вполне может быть и признаком отставания в развитии. Но в таком случае будет еще целый букет сопутствующих признаков, которые и родители, и педиатры просто не смогут не заметить. Мы говорим о тех случаях, когда ребенок не отстает от сверстников по всем параметрам, кроме одного – горшка.

Почему в ранней высадке на горшок нет смысла?

Смотри, за мочеиспускание и дефекацию отвечает сфинктерный аппарат, сложная система из мышц, сосудов и слизистых. Новорожденные дети, в отличие от подросших, не могут ее контролировать, поэтому все у них происходит непроизвольно.

Способность к контролю (по научному – миелинизация) именно мышц сфинктера и мочевого пузыря формируется с 9 месяцев. У одних детей миелинизация происходит быстрее, у других медленнее. Точно так же одни малыши начинают ползать в 5 месяцев, а другие в 8. А еще мышцы сфинктера миелинизуются не мгновенно (как, впрочем, и любые другие), а постепенно. Этот процесс вполне может растянуться на несколько месяцев.

Поэтому совершенно бесполезно, и даже вредно, приучать малышей к горшку «с боем», как делали многие наши мамы и бабушки. Потому что:

а) в 8-9 месяцев ребенок может еще не контролировать сфинктерные мышцы.

б) у него не сформировалось понимание, что сходить на горшок = оставаться сухим и чистым.

Запомни, если ребенок после часовых танцев с горшком наконец-то сделал дело, это совсем не говорит о формировании привычки. Привычка – это когда малыш САМ просится на горшок.

Поэтому если твои знакомые хвастаются, что их дети уже в год делают свои дела в горшок, не спеши им завидовать.

Кстати, дочь автора этой статьи вышла из памперсов в 2 года и 1 месяц. Причем пошла сразу на унитаз, миновав горшок. Просто увидела, как это делают взрослые и смекнула, что пора расставаться с памперсами. Вот так легко и изящно мы миновали период описаных диванов и адского амбре в квартире. Кстати, детская моча пахнет ооочень резко. Памперсы «глушат» этот запах за счет ароматизаторов, но когда встает вопрос приучения ребенка к горшку, понимаешь всю глубину проблемы. Подумай, нужен ли тебе этот головняк? Поэтому не стоит снимать с ребенка памперсы, пока он не осознает, что писать вне горшка или унитаза = мокро и некомфортно. В мокром подгузнике кстати, тоже весьма некомфортно. Так что нет никакой разницы, в чем бегает ребенок, в памперсе или обычных трусиках. Понимание рано или поздно к нему придет, а вы, родители, в состоянии ускорить этот процесс.

Как быстрее приучить ребенка к горшку

В большинстве семей таким занимаются мамы, но ты, как прогрессивный молодой отец, тоже можешь поучаствовать.

Лови момент

В 2 года мочеиспускание и дефекация уже не будут непроизвольными. Ребенок совершает потуги, которые внимательный родитель не может не заметить. Он дуется, или замирает на некоторое время, или держится руками за штанишки – у разных детей потуги проявляются по-разному. Удели 1-2 дня пристальному наблюдению за ребенком и ты заметишь эти сигналы. Как только они поступают, хватай малыша и сажай на горшок. Так у ребенка сформируется четкая связь между потугами и походом на горшок.

Напоминай

Даже полностью контролируя нужные мышцы ребенок может отвлечься и пропустить момент «упс». Такое часто бывает на прогулке или во время активных игр. Твоя задача – помочь ему вовремя вспомнить о том, что ему нужно по нужде. Поэтому каждый час или даже чаще спрашивай, не хочет ли малыш пи-пи.

Показывай на пальцах

Точнее, на куклах и других игрушках. Заведи для любимой игрушки ребенка персональный горшочек (пусть это будет формочка для песочницы или что-то другое, хоть отдаленно напоминающие нужный предмет) и в игровой форме объясняй важность деликатного процесса. Например: «Кукла Маша хочет писать, Маша идет на горшок». Благо, в детских магазинах сейчас можно найти что угодно. Например, куклы-бэбиборны, умеющие писать на горшок.

А вот этого делать категорически не стоит

Ругать или бить ребенка за мокрые штанишки. Вместо нужного рефлекса у малыша сформируется понимание, что процесс дефекации всегда сопровождается страданиями – моральными или физическими. Естественно, он будет пытаться по-максимуму оттянуть этот процесс. А поскольку не ходить в туалет никто не может, будет еще больше грязных штанишек и больше слез.

Читайте также:  Увеличен один лимфоузел на шее у ребенка 2 года

Угрожать и манипулировать. «Пока не сходишь на горшок, гулять не пойдем». «Описаешься — получишь по одному месту». Ребенок должен ходить на горшок, потому что чувствует в этом потребность, а не потому, что чего-то боится.

Отпускать ребенка «голопопить». Некоторые родители в стремлении приучить к горшку снимают с ребенка памперс и оставляют в одной рубашке. Результат – загаженная квартира и никакого продвижения в нужном деле. Более того, такой подход только оттягивает момент осознания. Ведь когда ребенка не стесняет мокрая одежда, он даже не думает что-то менять. Зачем, если ему и так комфортно?

Надеемся, мы тебя успокоили. Если есть вопросы, задавай в комментариях.

Источник

Как приучить ребенка к горшку по Комаровскому?

Освоение малышами горшка является одной из животрепещущих тем практически для всех родителей. Всем хочется, чтобы ребенок научился пользоваться этим предметом быстро и легко, но мнения насчет возраста, когда начинать учить кроху справлять нужду в горшок, а также насчет самого процесса приучения встречаются самые разные. Давайте узнаем, что говорит о такой важной теме популярный врач Евгений Комаровский, как он относится к раннему приучению и на что советует обратить внимание родителям, проходящим вместе с крохой путь от подгузника к самостоятельному посещению туалета.

Ребенок на горшке

Важные факторы

Известный педиатр напоминает, что только что родившийся малыш не умеет контролировать ни дефекацию, ни мочеиспускание. Этими процессами управляют безусловные рефлексы, и именно их со временем родители должны сделать условными. Для успешности данной задачи, по мнению Комаровского, следует учесть такие факторы:

  1. Насколько развит мозг ребенка (его кора).
  2. Насколько развиты органы, ответственные как за мочеиспускание, так и за дефекацию. Речь о прямых мышцах живота, прямой кишке и мочевом пузыре, а также их сфинктерах.
  3. Насколько активно родственники хотят приучить ребенка пользоваться горшком.

Оценивая такие факторы, популярный врач делает вывод, что более раннее начало приучения связано с прикладыванием больших усилий со стороны взрослых. В то же время, чем лучше физиологически развит ребенок, тем быстрее и безболезненнее он освоит горшок.

Раннее приучение или выработка рефлекса?

По словам Комаровского, большое число родителей, отличающихся активность и массой терпения, способно добиться определенных успехов в освоении ребенком горшочной науки еще до конца первого года жизни. Популярный врач не видит ничего удивительного в том, что малыши девяти, восьми и даже семи месяцев учатся мочиться и ходить по большому после услышанных из уст мамы или папы «пи-пи» и «а-а».

Дети на горшке

Благодаря многократному повторению таких звуков родители формируют у деток условный рефлекс, однако Комаровский делает акцент на том, что такой рефлекс – это не совсем то, чего хочет добиться каждый взрослый от ребенка, осваивающего горшок.

Рефлекс выглядит как «слова родителей — наполненный мочевой пузырь – горшок», а правильнее было бы «наполненный мочевой пузырь – горшок». Это значит, что стимулировать мочеиспускание должно физиологическое явление (полный мочевой пузырь), а не словесные раздражители со стороны взрослого.

Комаровский отмечает, что в большинстве случаев подобного раннего приучения на втором году жизни появляются трудности с мочеиспусканием. Ребенок, который уже давно освоил горшок и успешно ходит на него, неожиданно по неясной родителям причине категорически отказывается это делать. Родственники недоумевают, но все дело в том, что у малыша как раз начинает формироваться естественный контроль работы выделительной системы, и он не хочет больше связывать свои физиологические нужды с родительскими «пи-пи».

Комаровский не видит ничего плохого или зазорного в том, чтобы знакомить ребенка с горшком с раннего возраста, как и в том, чтобы экономить подгузники. Он просто отмечает, что все успехи в освоении горшочной науки до определенного возраста являются временными и сопровождаются большим числом промашек.

Приучение к горшку ребенка

В каком возрасте ребенок может контролировать мочеиспускание?

Комаровский акцентирует родительское внимание на факте, что контроль выделительных функций детским головным мозгом ориентировочно появляется в возрасте 2,5-3 лет. Доктор не отрицает, что некоторые удачи в контроле мочеиспусканий возможны и намного раньше, однако большинству родителей стоит ожидать стойких успехов в «общении» с горшком не раньше двухлетнего возраста.

Нормы, установленные специалистами

В приучении деток к горшку Комаровский советует родителям ориентироваться на такие физиологические нормы:

  1. Ребенок начинает контролировать выделительные процессы после года, а активное «созревание» нервной системы и органов выделительной системы происходит на втором году жизни.
  2. Появление у детей устойчивого контроля над мочеиспусканием и дефекацией отмечают в среднем в возрасте 22-30 месяцев.
  3. Формирование в раннем детском возрасте стойких условных рефлексов заканчивается к 3 годам.
Читайте также:  Четвертый ребенок в 2 года

На основе таких норм известный педиатр подчеркивает, что возрастом для знакомства детей с горшком является диапазон от 1 до 3 лет.

О том, когда стоит приучать ребенка к горшку, смотрите в передаче доктора Комаровского.

Признаки готовности ребенка к приучению к горшку

Для более легкого освоения ребенком горшка Комаровский советует до начала процесса обучения отметить у своего малыша признаки, подтверждающие его готовность к приобретению данного навыка как с физиологической, так и с психологической стороны:

  • Ребенок должен уметь показать родителям свое «хочу в туалет» словом, звуком или жестом.
  • У ребенка уже должен быть такой режим дефекации, который можно назвать стабильным.
  • Малыш должен дольше полутора часов пребывать в сухом подгузнике.
  • Ребенок должен знать части тела, а также названия предметов гардероба.
  • Также ребенок должен понимать, что означают слова «покакал» и «пописал».
  • Если подгузник мокрый/запачканный, ребенок должен показывать свои отрицательные эмоции по этому поводу.
  • Ребенок должен стремиться или уметь самостоятельно снимать одежду.
  • Также ребенок должен хотеть или уметь самостоятельно заходить в туалет и выходить из него.

Дети приучены к горшку

Как приучать: основные принципы

Готовым к приучению должен быть не только ребенок, но и взрослые, которые его окружают. Им следует понимать, что общаться с малышом в период перехода от подгузников к туалету придется намного больше. Вырабатывать новые навыки лишь в вечернее время или в выходные не получится.

Начинать учить кроху ходить на горшок следует в условиях, когда вся семья здорова и у всех хорошее настроение. Лучшим периодом Комаровский называет лето, так как одежды на ребенке меньше, а высыхают постиранные вещи намного быстрее.

Знакомиться с горшком следует в моменты, когда вероятность успешного мочеиспускания в него особенно высока. Такими моментами является период после еды и после сна, а также когда взрослый отмечает особые изменения поведения, указывающие на желание ребенка помочиться.

Если попытка освоить горшок была успешна, кроху нужно очень бурно хвалить, а при неудаче важно не огорчаться или хотя бы не показывать свои отрицательные эмоции малышу.

Фиксировать внимание ребенка следует не только на горшке, но и на всех манипуляциях до мочеиспускания, а также после него. Малыш должен видеть, как вы достаете горшок и как его открываете, понимать, как нужно снять трусы и одеть их обратно, узнать, куда выливается содержимое горшка, как он моется, как закрывается и куда отправляется до следующей «встречи». Из всех этих действий стоит сделать игру, при этом постараться, чтобы процесс был связан с положительными эмоциями.

Мама хвалит дочку на горшке

Когда у малыша уже получается успешно пользоваться горшком по своему желанию, переходим к организации «встреч» и с учетом распорядка дня, например, усаживаем ребенка перед прогулкой, а также перед ночным сном до того, как отправиться в кровать.

Не следует сразу же отказываться от подгузников после первых успехов освоения горшка. Держите дома несколько штук на случай длительной поездки или прогулки.

Также поначалу можно оставлять спать малыша в подгузнике ночью и даже в дневной сон. Если малыш проснулся сухим, сразу высаживаем его на горшок и обращаем его внимание на сухость подгузника, при этом хвалим.

Совершенно не важно, какой формы будет горшок, какого он будет цвета и будут ли в нем какие-либо «прибамбасы». Комаровский лишь отмечает, что ребенок не должен воспринимать горшок в качестве игрушки, поэтому не следует поощрять игру с горшком, когда он не используется по назначению.

Важными нюансами при выборе горшка популярный доктор называет качество и экологичность материала, из которого сделан горшок, удобство изделия (предпочтительнее модели со спинкой), а также соответствие размера.

Еще одним непринципиальным моментом Комаровский называет вопрос – лучше приучать к горшку или сразу к использованию унитаза с детским сиденьем? Известный педиатр лишь подчеркивает, что на первых порах применение горшка более удобно.

Смотрите также передачу доктора Комаровского о приучении ребенка к горшку.

Источник

Дневной энурез у детей — тревожный симптом, свидетельствующий о нарушениях в организме психологического или физического характера. Диагностировать патологию можно не раньше 4 лет. В этом возрасте у ребенка должен сформироваться рефлекс, сдерживающий непроизвольное выделение мочи. Если этого не произошло и кроха продолжает бесконтрольно мочиться, ему необходимо тщательное обследование и лечение.

Причины

Дневной энурез у маленьких девочек и мальчиков требует пристального врачебного внимания. Важно выяснить причину проблемы и своевременно ее устранить. В противном случае у ребенка может возникнуть стойкий комплекс неполноценности, от которого будет сложно избавиться долгие годы.

Среди причин, провоцирующих недержание в дневное время, медики выделяют дисфункцию органов мочеполовой системы, появившуюся по вине травмирования черепа и позвоночника.

В некоторых случаях патологию вызывают:

  • детский церебральный паралич;
  • воспаление спинного мозга;
  • арахноидит;
  • цистит;
  • пиелонефрит;
  • психологические проблемы;
  • анатомические дефекты мочевого пузыря или малого таза;
  • наследственность.
Читайте также:  Средние нормы ребенка 2 года

Дневное недержание девочек и мальчиков — распространенный симптом эндокринных и аутоиммунных болезней. Оно нередко наблюдается у детей, страдающих от сахарного диабета и гипотиреоза.

Иногда заболеванию способствует незрелость центральной нервной системы, возникающая в результате родовой травмы или проблемной беременности. Предпосылкой нарушений может быть:

  • внутриутробное инфицирование плода;
  • поздний токсикоз;
  • многоводие;
  • гипоксия плода;
  • угроза выкидыша;
  • нехватка витаминов у беременной.

Любая из вышеперечисленных причин способна нарушить связь нервных окончаний между мочевым пузырем и головным мозгом. Ребенок не ощущает позывы в туалет при наполнении пузыря либо чувствует их настолько сильно, что не может сдерживать. В результате происходит неконтролируемое выделение урины.

Симптомы и признаки

Основным признаком болезни является непроизвольное мочевыделение. Ребенок не замечает позывов к мочеиспусканию и не умеет контролировать их.

Если причина патологии — инфекционный процесс, энурез сопровождается:

  • болезненными ощущениями внизу живота;
  • частым мочеиспусканием;
  • повышением температуры тела.

Когда болезнь вызвана нарушением работы нервной системы, малыш может страдать от чрезмерной раздражительности, истерик, головных болей. Если недержание тревожит регулярно, ребенок становится скрытным, подавленным и замыкается в себе. Чтобы избежать психологических проблем в будущем, ему необходима помощь специалиста и забота родителей.

Диагностика

Если неконтролируемое мочеиспускание днем наблюдается у ребенка старше 4 лет, нужно обратиться к участковому педиатру и пройти обследование. После осмотра пациента врач назначает консультацию:

Реклама:

  • уролога и гинеколога;
  • невролога;
  • психотерапевта.

Для установки причины дисфункции следует сдать анализы мочи, крови и сделать:

  • УЗИ почек и мочевого пузыря;
  • цистоскопию;
  • электромиографию мышечной ткани пузыря;
  • урографию;
  • рентген позвоночника;
  • электрокардиограмму;
  • МРТ.

Чтобы выяснить объемы выделяемой урины за день, требуется вести специальный дневник. В него нужно записывать время мочеиспусканий, количество мочи, выходящей за 1 раз, и все случаи неконтролируемого опорожнения пузыря.

При необходимости врач может порекомендовать и другие исследования, чтобы выяснить полную картину болезни. Тактика терапии зависит от установленного диагноза. Лечение назначается в индивидуальном порядке.

Терапия

Лечить дневной энурез у мальчиков и девочек нужно комплексно. Применение нескольких методик увеличивает шанс на выздоровление и в большинстве случаев гарантирует избавление от недержания.

Медикаментозное

Если ребенок не способен сдерживать позывы в туалет, назначаются:

  • М-холиноблокаторы. Их допускается использовать для детей старше 5 лет. Курс терапии — от 1 до 3 месяцев. Наиболее востребованными препаратами являются Спазмекс и Дриптан. Их нужно принимать, строго соблюдая дозировку и присматриваясь к состоянию малыша. Иногда лекарства вызывают побочные эффекты: учащенное сердцебиение, запоры, беспокойный сон, тошноту, головные боли.
  • Адреноблокаторы. Медикаменты расслабляют мышцы мочевого пузыря, заставляют их лучше растягиваться и вмещать большее количество мочи. Для терапии детей используются Доксазозин или Альфузозин. Продолжительность лечения — несколько месяцев. Препараты оказывают много побочных эффектов и запрещены при заболеваниях сердечно-сосудистой системы, почечной недостаточности и врожденных аномалиях мочевого пузыря.
  • Когда патология — следствие дисфункции нервной системы, необходимы транквилизаторы, успокаивающие истерику и гипервозбудимость, например, Медазепам и Гидроксизин.
  • Нередко педиатр рекомендует ноотропные средства (Пирацетам, Глицин, Пикамилон). Эти лекарства нормализуют состояние нервной системы, убирают тревожность, предотвращают стресс и депрессию.

Физиотерапия

В комплексе с медикаментозным лечением полезны физиопроцедуры. Хорошо себя зарекомендовали:

  • иглоукалывание;
  • электростимуляция мышц тазового дна;
  • магнитотерапия;
  • лечение лазером;
  • электрофорез.

Быстрых успехов можно добиться с помощью массажа, улучшающего тонус пузыря и укрепляющего мышцы промежности.

Психотерапия

Энурез, спровоцированный невротическими расстройствами, требует вмешательства психиатра. На консультации должны обязательно присутствовать родители ребенка. Специалист объяснит взрослым, как правильно реагировать на дневное недержание малыша и избавит маленького пациента от подавленного состояния.

Общеневротические расстройства хорошо поддаются корректировке терапией сказками, рисованием, прослушиванием специальной музыки. Для детей старше 10 лет используется метод самовнушения и аутотренинги.

Диетотерапия и профилактика

В процессе лечения следует соблюдать диету, составленную врачом. Ее меню исключает острые, соленые блюда и требует ограничить потребление жидкости ребенком в дневное время.

Чтобы предотвратить дневной энурез, важны профилактические меры. Требуется:

  • вовремя отказаться от использования подгузников;
  • приучить малыша к горшку в двухлетнем возрасте;
  • контролировать количество потребляемой жидкости;
  • избегать переохлаждения;
  • своевременно лечить воспалительный процесс в мочевой системе;
  • приучать детей к гигиене.


Правильная терапия помогает укрепить мочевой пузырь и восстановить импульсы нервных окончаний, сигнализирующие о позывах в туалет. В качестве профилактики рекомендуется санитарно-курортное лечение на морском побережье.

Реклама:

Источник