Ребенок не идет на контакт со взрослыми 2 года

Ребенок не идет на контакт со взрослыми 2 года thumbnail

Они послушны, больше всего любят находиться рядом с мамой, да и в компании других взрослых чувствуют себя вполне неплохо. Сидеть дома им нравится явно больше, чем гулять. А если уж им приходится выйти на улицу, то обычно они обходят стороной песочницы и уводят маму подальше от детских площадок.

Порой мама честно приводит чадо на площадку, но оно не проявляет никакого энтузиазма, боится шума детской толпы и прижимается к спасительной маминой коленке. Другие дети быстро отнимают у новичка заготовленные для знакомства игрушки, а он, словно зачарованный, смотрит на них, ничего не предпринимая.

«Ну и ладно! Эти дети – плохие, агрессивные! Пойдем, малыш, отсюда» – это первая линия маминого поведения. Вторая: «Что-то не так. Мой ребенок плохо идет на контакт, надо с этим что-то делать. Может быть, пора обратиться к специалисту?» Однако даже не все специалисты-психологи разделяют родительскую тревогу. Зачастую, протестировав ребенка с помощью самых разнообразных методик, они сообщают: «Вы, мамочка, зря беспокоитесь. Все с вашим малышом в порядке, интеллект в норме (а порой – и выше нормы)».
И в самом деле, есть ли здесь проблема? Так ли необходимо малышу общаться со сверстниками?

Зачем детям общаться?

Первые социальный опыт ребенок получает еще в семье. Кстати, нередко, в наш просвещенный век родители, увлекшись новомодными теориями раннего развития, забывают о простых играх, вроде «ладушек», «ку-ку», о самых простых игровых сюжетах. А ведь наши предки, оставившие нам в наследство эти нехитрые забавы, были мудры. Именно эмоциональные игры и эмоциональное общение наиболее важно в этом возрасте для дальнейшего развития ребенка. Вы видели в нашем обществе человека, который не умеет читать? Если не принимать во внимание социальные низы, то таких очень мало. А встречались ли вам люди, которым тяжело общаться? Да у каждого второго возникают проблемы с общением!

Конечно, в колыбели у малютки нет необходимости постоянно контактировать со сверстниками. Ему пока вполне достаточно родительского общества. Но уже после полутора-двух лет его мир расширяется. И чем дальше, тем больше нужны ему будут и контакты, и конфликты с другими детьми.

Первый опыт взаимоотношений во многом определяет, как человек в дальнейшем будет их выстраивать, как будет относиться к себе, к окружающим людям. Ведь только в общении друг с другом дети могут проявить яркие эмоции, вволю покричать, посмеяться, позлиться, наконец. Они учатся сами выходить из конфликтных ситуаций, мириться и включаться в новую игру. Взрослый с высоты своего авторитета устанавливает в отношениях с ребенком жесткие правила. А дети, общаясь друг с другом, каждый раз находят нестандартное решение, ведь поведение сверстников непредсказуемо.

Но почему одни дети легко вступают в контакт, а другим это сделать крайне сложно?

Узок круг…

Если ребенок все свое время проводит наедине с мамой (бабушкой, няней и пр.), то возникает ощущение, что ему «больше никто не нужен». Увы, мама часто поддерживает эту иллюзию. Так приятно осознавать, что есть маленькое беспомощное существо, которому ты жизненно необходима… Иногда это ощущение описывают словами: «Я чувствую его, как себя». Психологи называют эту связь симбиотической, мама и ребенок, как во время беременности, ощущают себя одним организмом.

В этом случае маме очень трудно отпустить подросшего птенца из-под своего теплого крылышка. И все-таки это надо сделать, ведь он не сможет провести под ним всю свою оставшуюся жизнь.

Кстати, замечена любопытная вещь. Когда круг общения у ребенка слишком узкий (на площадках маме тоскливо, друзей маловато, в доме редко бывают гости), тихий и покладистый ребенок, попав в общество сверстников, вдруг начинает драться. А дело все в том, что он просто не умеет общаться иначе. Он отлично знает, как обратиться с просьбой ко взрослому, как показать свою заинтересованность, а что делать со сверстником, он просто не представляет.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Старайтесь постепенно расширять круг общения (как свой, так и детский). Ведь подобные проблемы обычно возникают, когда мама сама несколько замкнута. Личный пример в этом случае – лучший способ «вывести малыша в свет».
  • Чаще выбирайтесь с ребенком в новые места. Совсем не обязательно, чтобы эти места были многолюдными (как раз наоборот: большое скопление народа не способствует тесному общению). И как раз в большом коллективе ребенок может почувствовать себя наиболее дискомфортно. Ведь часто малыш боится не столько общения, сколько агрессии, громких криков. Например, когда такой ребенок впервые попадает в детский сад, ему очень тяжело переносить шум и крики большой детской группы. Он как бы отключается, кружится, поет сам себе песни, пытаясь никого не замечать рядом с собой.
  • Попробуйте подружиться семьями, как говаривал незабвенный Гоша из «Москвы, что слезам не верит». Выберите спокойного, неагрессивного «одногруппника», наиболее симпатичного вашему наследнику. Зовите его в гости, приходите в гости сами. И постепенно пытайтесь организовать детскую игру. На своей территории ваш «неконтактный ребенок» будет чувствовать себя более уверенно.
  • Психолог Мария Ряховская, сотрудник центра «Образование в развитии», советует : «Если сначала ваш сын или дочка не желает включаться в игру, начните сами играть с другим ребенком. Только не нужно демонстративно противопоставлять детей: «Раз ты не хочешь играть, значит, я буду это делать только с Ваней»! Дайте своему малышу спокойно понаблюдать за ходом действия. Он будет наблюдать столько, сколько ему нужно. А потом в какой-то момент и сам захочет принять участие в такой интересной деятельности».

Какой хороший я!

Трудности общения нередко возникают у малышей, выросших в «ежовых рукавицах». Таких детей часто ругают и мало хвалят. С самого раннего детства они должны (понимать, делать, знать, уметь – нужное подчеркнуть). Эти требования почти всегда завышены, и в результате ребенок уходит в себя, ведь только наедине с самим собой он не слышит постоянных окриков и не получает очередного подтверждения в своей неуспешности. А как человек оценивает себя, так его воспринимают и в обществе. Чем выше уровень тревожности и чем ниже самооценка, тем меньше принимают ребенка в детской компании. На любое предложение что-то сделать, у такого ребенка готов ответ: «Не могу!». На самом деле «не могу» означает «мне нужна твоя помощь».

Читайте также:  Отель в дубае с ребенком 2 года

Стратегия и тактика ваших действий

  • Не стесняйтесь как можно чаще хвалить ребенка. Особенно, в обществе.
  • Прежде, чем вы дадите малышу какое-нибудь задание, дайте сначала задание такого же типа, но заведомо легкое, с которым он совершенно точно справится. Отметьте, как здорово ребенок его выполнил! Следующий этап – чуть более сложная задача и обязательно с вашей поддержкой: «Я знаю, ты обязательно справишься. Подумай еще немного, как это лучше сделать».
  • Чтобы проявить инициативу в игре, нужно уметь играть, знать, как это делается. Научите сына или дочку новым играм, а в старых покажите какой-нибудь новый поворот сюжета, необычный ход и т.д. Его успешность среди сверстников непременно повысится!

За стеклом

Это наиболее сложный вариант «неконтактного ребенка». Он настолько замкнут, что будто отгораживает себя стеклянной стеной от внешнего мира. В психологии такое состояние называется РДА – ранним детским аутизмом (от греческого слова autos — сам, поэтому аутизм — это погруженность в себя). Психиатры диагностируют аутизм уже на первом году жизни, а иногда – в возрасте двух-трех лет.

Встречается РДА не так уж редко: от 4 до 15 случаев на 10 000 детей, причем у мальчиков чаще, чем у девочек. У этого заболевания есть несколько ярких признаков, которые, к сожалению, родители нередко принимают за особенности характера и не обращают на них особого внимания. И, если это единственный ребенок в семье, родителям просто не с чем сравнивать поведение своего чада.

Такой ребенок не вызывает проблем, не доставляет лишних хлопот, он опять же удобен – сидит себе все время в уголке: то кубики с места на места перекладывает, то машинку туда-сюда возит. Пять раз. Десять. Сто. И один не боится оставаться, а, напротив, очень любит.
И лишь когда такой ребенок попадает в детский коллектив, становится понятно, что он весьма отличается от других детей.

Какие же особенности поведения должны насторожить родителей?

  1. Ребенок никак не стремится к общению. Еще в младенчестве он не радуется маме, не оживляется при ее появлении.
  2. Когда его берут на руки, он не протягивает с готовностью ручки, не пытается в ответ ухватиться за шею взрослого, а висит, точно куль с мукой.
  3. Малыш не любит смотреть в глаза. Вместо этого он смотрит как бы сквозь людей.
  4. У таких детей поздно и трудно развивается речь. Они способны много раз монотонно повторять одну и ту же фразу. Повторяют они и одни и те же действия, могут подолгу раскачиваться, трясти погремушку, хлопать ладошкой и пр.
  5. У аутистов особенная походка: то на цыпочках, то вприпрыжку. Обычное выражение их лиц – задумчивая отрешенность.

Стратегия и тактика ваших действий

  • Психолог Мария Ряховская рекомендует:«Если вы заметили у своего ребенка какие-то признаки аутизма, покажите его психоневрологу. Он направит малыша на электроэнцефалограмму. После нее диагноз аутизма можно поставить или снять совершенно точно. В случае подтверждения диагноза ни в коем случае не паникуйте. Ваш ребенок – не сумасшедший! Это заболевание вполне поддается коррекции. Однако будьте готовы к совместной длительной работе с психологом».
  • Маленькому аутисту очень важно выйти из мира своих грез в реальный, сегодняшний день. Поэтому привлекайте его к домашним делам, давайте несложные поручения, приучайте помогать более слабым. Прекрасно, если он поможет вам ухаживать за «братьями меньшими» (причем лучше выбрать не рыбок или черепашек, а кого-то теплого и пушистого щенка, котенка, хомячка). Эти животные способны вызвать живой эмоциональный отклик и стать предметом заботы: «мы в ответе за тех, кого приручили».
Читайте также:  Наружный отит у ребенка 2 года

Шаг навстречу

Первые детские контакты нередко бывают агрессивными – малыши отнимают друг у друга игрушки, лупят «коллег по строительству куличиков» лопатками по голове. Такой дебют в песочнице совсем не говорит о том, что эти ребятишки всегда будут общаться только агрессивно, это лишь первая и самая простая форма общения.

Вместе с тем появление агрессии – важный этап в развитии общения. Ребенок начинает осознавать понятия «мое – чужое», он пытается постоять за себя, взять инициативу в свои руки, проявить активность.

Например, Верочка всегда была неконтактным ребенком. И неожиданно, в возрасте пяти лет, она стала агрессивна по отношению к другим детям. Родителей это испугало, они обратились к психологу. Однако агрессия оказалась переходом к качественно новому этапу в развитии Веры. Ребенок стал более активным, стал замечать детей, обращая на них внимание таким, пока еще примитивным способом.

Комментарий психолога:

«Действительно, агрессия – один из самых распространенных способов «выхода в большой мир». Как ни крути, ребенок должен пройти в своем развитии все этапы, природу не переспоришь.

Иногда (у детей без серьезных нарушений в эмоциональном развитии) готовность к общению появляется к семи годам, когда они уже способны контролировать свои действия (в психологии это называется произвольным поведением). Иногда родители жалуются на то, что хотя в школе их проблемный ребенок ведет себя отлично, дома он словно «слетает с катушек»: кричит, носится, как угорелый, не хочет никого слушать. На самом деле это поведение вполне закономерно. Такому ребенку очень трудно держать себя в рамках «правильного поведения», но он изо всех сил старается это делать. Естественно, потом ему нужна разрядка. Если это ваш случай – подумайте о каких-то спортивных занятиях после школы, на которых ребенок смог бы выплеснуть накопившуюся энергию. Только не бросайте человечка, у которого есть проблемы с общением, сразу в большую команду. Начать можно с «одиночного» спорта, вроде плаванья. Следующий этап – парный спорт с постоянным партнером. И только потом с известной осторожностью можно попробовать заняться спортом в большой команде, если у вашего чада возникнет такая потребность».

Главное же – ваше живое участие в жизни малыша, ваша помощь и поддержка, ваша любовь и уверенность, что все трудности вы вместе сможете преодолеть. Так оно и будет!

Инесса Смык

По материалам журнала «Кутузовский проспект»

Источник

Когда в семье появляется ребенок с нарушениями в развитии, появляются вопросы: «Что делать?», «Как помочь?», «С чего начать?».

· Ребенок не смотрит в глаза.

· Не реагирует, когда его зовут по имени.

· Не понимает обращенную к нему речь.

· Не идет на контакт (со взрослыми, сверстниками).

· Не играет с игрушками

· Навыки самообслуживания и простые бытовые навыки не развиты.

· Неприемлемое поведение (агрессия, самоагрессия)

· Стериотипии

Как правило, у многих родителей опускаются руки. Большинство родителей просто не понимают, что делать. Да, и в детских садах простые педагоги не знают, как работать с такими детьми и большинство д. садов эту категорию детей не берут. А ведь чем раньше, будет начата коррекционная работа, тем выше будет обучающий эффект.

Так с чего же начать?

Когда у ребенка, есть все выше перечисленное сразу, то работа будет вестись параллельно над несколькими навыками. Но чтобы разобраться какие методы использовать, каждую проблему разберем по отдельности. В этой статье рассмотрим приемы, как помочь ребенку устанавливать зрительный контакт.

Способ 1. Развиваем зрительные и слуховые реакции. Используем шумовые предметы (погремушка, колокольчик и т.п.).

Этап 1. С помощью колокольчика вызываем реакцию ребенка на возникший звук. Ребенок фиксирует взгляд на колокольчике, поощряем.

Этап 2. Побуждаем ребенка искать источник звука. Ребенок поворачивает голову в сторону звучащего предмета и фиксирует его взглядом, поощряем.

Этап 3. Находить невидимый источник звука. Ребенок поворачивается в сторону звучащего предмета и фиксирует на нем взгляд.

Способ 2. Привлечение внимание на лицо другого человека. Используем яркие предметы: клоунский нос, смешные очки, используем предметы из наборов для праздника — рот на палочке, усы на палочке и т.д. Можно использовать разноцветные парики и шляпы. Еще дети хорошо реагируют на прозрачную медицинскую маску, которая закрывает лицо, они начинают рассматривать ее и вас заодно, стремятся ее потрогать. Поощряем ребенка каждый раз, когда он фиксирует взгляд на вас. Еще ребенок реагирует, если сделать из пальцев бинокль и смотреть на него. Некоторые дети фиксируют просто взгляд, а некоторые подходят и смотрят с другой стороны.

Способ 3. (из АВА-терапии) Стратегии для формирования зрительного контакта.

1. Подкрепление каждого зрительного контакта.

2. Дифференцированное подкрепление – реакции в сопровождении взгляда подкрепляются, реакции без взгляда нет.

Читайте также:  Новый год с 2 месячным ребенком

3. Шейпинг – продолжительность зрительного контакта:

1) Сначала скользящий взгляд

2) В течение секунды (задержал взгляд)

3) Посмотрел 2 секунды

4) 3 секунды и т.д.

Подкрепляем на каждом этапе.

Классическая процедура обучения зрительному контакту со словесной инструкцией «Посмотри на меня!» имеет недостаток в том, что взгляд ребенка вызывается инструкцией и практически никогда не происходит спонтанно. А нам важен именно спонтанный взгляд.

А теперь как это выглядит на практике. Приведу три примера.

Дима (3 года).

Зрительного контакта не было, речи нет, на имя не отзывается, указательного жеста нет. Есть игровая деятельность, к разнообразным игрушкам проявляет интерес.

1. Подкрепляли (родители дома делали так же), любые спонтанные взгляды (использовали маршмеллоу, маленькие кусочки).

2. Использовали колокольчик.

3. И конечно же игра, разнообразные игрушки, самолеты, поезда, машинки, фигурки животных все то. что Диме нравится. Клоунский нос, прозрачная медицинская маска (по отдельности) привлекали взгляд ребенка во время игры. Использовались так же мыльные пузыри, ребенок их очень любит. Сначала просто пару раз выдувала пузыри, а затем ждала реакцию ребенка, как только он встречался со мной, взглядом естественно снова были пузыри.

В итоге Дима, на данный момент, стал на несколько секунд задерживать взгляд на других людях (но работа еще идет).

Вообще с такими детьми намного проще работать, у них большой спектр мотивационных стимулов есть за что «зацепиться». Многие любят, когда их подбрасывают, качают на качелях и т.п. Да игра в этом возрасте, если есть хотя бы минимальный игровой навык творит чудеса.

Все очень сложно, когда у ребенка практически нет ни каких навыков.

Митя (7 лет).

Двойная гемиплегия. Зрительного контакта не было. Речи нет. На имя не отзывался. Мама сделала практически невозможное (врачи говорили, ходить не будет). Митя ходит, и даже бегает, но чтобы его усадить на стул крик, плач. Из-за этого, с ним не возможно было заниматься в классе, его перевели на надомное обучение.

Использовала стратегии АВА-терапии. Наша работа началась с того чтобы он просто сидел на стуле, использовала счет до пяти и подкрепляла, сначала ребенок мог сидеть в течение 1 минутки, через две недели в течение 20 мин (при этом через каждых 5 мин. ребенок мог встать и пройтись по комнате) без крика или плача. Митя научился сидеть и класть руки на колени (до этого руки согнутые в локтях всегда наверху были). Ребенку давалась инструкция «Митя сидит, руки лежат», помощь физически и счет до пяти, затем подкрепление. В плане поощрения были огромные трудности, так как дети с таким диагнозом имеют мало мотивационных стимулов, но в итоге нашли – это мармеладки. Когда Митя скользил взглядом во время счета, счет прекращался, и он получал поощрение. В итоге если счет доходил до четырех, а Митя не бросил взгляд, я прекращала считать и ждала реакцию ребенка, как только он смотрел на меня, получал поощрение.

Сейчас ребенок спокойно сидит на стуле, смотрит в глаза окружающим, отзывается на свое имя, показывает на себя после инструкции «Где Митя?». Если руки «полетели наверх», то после вопроса «Где руки лежат?», возвращает на колени. Так же научился здороваться по-мужски и при этом смотреть в глаза.

Миша (6лет)

Зрительного контакта не было, речи нет. Ребенок в основном лежал через каждые 3-4 минуты бил со всей силы себя по лицу. Если его пытались поднять родители педагоги начинал без перерыва бить себя по лицу, если задерживали руки, до крови начинал кусать запястья. Туалету обучен не был, в памперсах. Сам не умывался. Естественно одевают и раздевают тоже родители. Ел руками, пил из бутылочки, откручивали и закручивали крышечку взрослые. Также любые предметы брал в руку и начинал кусать.

Из поощрений – мармелад очень мотивационный, когда его видел сильно бил себя по лицу. Печенье крекер «Рыбка».

Здесь работала в паре с коллегой. Постоянно с ней менялись местами, то бы ребенок привыкал к тому, что инструкцию может давать любой взрослый.

Ребенка усаживали за стол, руки клали на стол, второй педагог сидел сзади и удерживал руки, не давая ему бить себя по лицу и кусать руки. Давалась инструкция «Миша сидит» и счет до пяти (с сопровождением показа на пальцах). Затем следовало поощрение и словесная похвала «Миша сидит, молодец». Когда Миша смог сидеть самостоятельно, не пытаясь себя бить или кусать, и присутствие второго педагога сзади уже не нужно было, стали подкреплять его спонтанный зрительный взгляд, увеличивая время фиксации.

В итоге Миша смотри в глаза, сидит спокойно на стуле, диване. Чтобы добиться этого ушло 4 недели.

Надеюсь, статья полезна, если да, ставьте ????

И делитесь вашими способами, как помочь ребенку установить зрительный контакт, это может помочь и другим родителям.

Источник