Ребенок не говорит в 4 года это аутизм

Ребенок не говорит в 4 года это аутизм thumbnail

Моя дочь до 4 лет не говорила совсем, нам ставили диагнозы сложные, в том числе и аутизм. Тогда я много плакала, но твёрдо для себя решила, что буду бороться и докажу всем, а в первую очередь своей малышке, что она нормальная. И в итоге все получилось. Хочу сегодня поделиться с вами своим опытом.

Разберемся в причинах

Если ваш ребенок к 4-м годам не говорит ни слова, или же болтает без умолку, но на каком-то своем непонятном языке — не спешите примерять на него такие диагнозы как аутизм или синдромы Дауна и Эдвардса, ведь порой причины кроются совершенно в другом и не требуют сложного медикаментозного лечения. К таким причинам можно отнести:

  • травмы во время родов или асфиксия плода, рождение недоношенным;
  • наследственный фактор (если подобные проблемы были у одного из родителей, то и ребенок вероятно повторит их опыт);
  • снижение или полное отсутствие слуха;
  • стрессы из-за отсутствия внимания со стороны родителей или из-за их скандалов и ссор.

Вы должны пройти тщательное обследование и разобраться в первоисточнике проблемы, а не верить всем врачам сразу. Посетите несколько разных клиник и сделайте тесты.

Чем помочь?

Своевременное принятие мер в случае отсутствия речи у вашего ребенка поможет устранить проблему и снизить вероятность негативных последствий.

Если нарушения связаны с травмами головы при рождении или в младенческом возрасте, то для восстановления мозгового кровообращения не обойтись без медикаментов — ноотропов и физиотерапии. Важно не заниматься самолечением и не терять время — лекарственные препараты и процедуры должны назначаться и контролироваться только специалистами!

Если же причины менее сложные вам могут помочь такие меры, как артикуляционная гимнастика и дыхательные упражнения.

Артикуляционные упражнения

Они достаточно просты для занятий в домашних условиях без специальной подготовки и помогают быстрому освоению движений губ, неба, языка и гортани. Вот основные из них:

  • «губные прятки» — мы показываем ребенку, как прячем попеременно верхнюю и нижнюю губу, а затем и обе. Предлагаем повторить;
  • пробуем рассмешить малыша, чтобы он улыбался;
  • а теперь надо научить улыбаться «заборчиком» — то есть сомкнув зубы;
  • упражнение «блинчик» — это когда язык ребенка плоский и лежит на нижней губе;
  • показываем «орешки», для этого попеременно упираемся языком в правую и левую щеки;
  • учим ребенка двигать языком по зубам в разные стороны;
  • «часики» — это перемещение языка из одного уголка рта в другой, и обратно.

Такую гимнастику следует делать с малышом каждый день, но не более 10 минут.

Упражнения на дыхание

Три основных, легких в исполнении техники:

  • дуем с ребенком в емкость с водой через тонкую трубочку пока она не начнет пузыриться;
  • просто дуем на водичку, делаем это с разной интенсивностью;
  • привязываем на ниточку фигурки, вырезанные из бумаги и дуем на них. А во время прогулки можно подуть на листья деревьев.

Дополнительные методы, которые помогут вашему ребенку стать более общительными — занятия иппотерапией и дельфинотерапией. Но их лучше применять после консультации с лечащим врачом. Кстати, благодаря лошадям мы и услышали первые слова дочери.

Не смотря на то, что в развитии речи малыша важную роль играет консультация профильных специалистов, родители тоже могут ускорить пополнение словарного запаса своего чада. Помимо перечисленных выше упражнений, не забывайте дарить ребенку любовь и заботу, больше общаться с ним, читать книжки и учить стихи. И лучше начинать это делать уже с раннего возраста.

Понравилась статья? Подпишитесь, чтобы не упустить ничего важного! В моём блоге всегда только полезная информация!

Источник

Задержка в развитии ребенка: о чем говорит

Содержание:

  • Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание
  • Понимание речи
  • Как ребенок играет?
  • Повторение чужих действий
  • Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

У многих детей младшего дошкольного возраста бывает задержка речи. В некоторых случаях задержка речевого развития – это признак чего-то большего, в том числе аутизма.

Аутизм у детей

Для родителей вопрос о том, что означает задержка речи у их ребенка, может быть крайне сложным и болезненным, особенно когда они пытаются попасть к специалисту в области аутизма, найти которого до сих пор очень сложно. Я знаю об этом по своему собственному опыту. В этой статье я хочу кратко описать, на что важно обратить внимание в этот период неопределенности. Также я хочу подчеркнуть, что могут сделать родители, независимо от того, аутизм ли это или «просто» задержка речевого (психического) развития.

Как и в случае многих других детей с аутизмом, сначала у моего сына Лукаса была просто задержка речевого развития. В два года он посещал обычный детский сад, не плакал и редко капризничал. Раз в неделю он посещал логопеда, и первоначально логопед был настроен оптимистично – мне говорили, что речь появится, и все будет хорошо.

Хотя по профессии я медсестра, я не знала об этапах психического развития детей и даже никогда не слышала про ранние признаки аутизма. В свою защиту скажу, что это были 1990-е годы, до появления Google или Фейсбука, а официальный уровень аутизма среди детей в США составлял 1 случай на 500, а не 1 на 50, как сейчас.

За один день до того, как Лукасу исполнилось три года, у него диагностировали аутизм. В тот момент я поставила для себя цель – я узнаю все, что могу, про ранние признаки аутизма, и я буду обучать им педиатров в нашем штате Пенсильвания. Я смогла сделать это благодаря гранту на раннее выявление аутизма от организации «Первые признаки». Я не могу диагностировать аутизм, но как медсестра, а теперь и как поведенческий аналитик с большим опытом работы в области аутизма я всегда стараюсь обращать внимания на первые возможные признаки аутизма у ребенка. Например, если в 18 месяцев или в два года ребенок говорит слишком мало или вообще не говорит.

Ниже я перечисляю те факторы, на которые всегда обращаю внимание. Если у вашего ребенка есть эти ранние признаки аутизма, пожалуйста, не надо паниковать. Независимо от того, подтвердится диагноз «аутизм» или нет, уже сейчас вы можете начать действовать, чтобы помочь ребенку.

Итак, на какие признаки нужно обратить внимание при задержке речи у детей?

Указательный жест, чтобы что-то попросить или привлечь внимание

В первую очередь, если речь идет о ребенке в возрасте от 18 до 24 месяцев, я проверяю, есть ли у него указательный жест. К 18 месяцам, в крайнем случае, к двум годам ребенок должен уметь привлекать ваше внимание к чему-то с помощью указательного жеста.

И речь идет не о том, чтобы ребенок показывал на что-то раз в месяц — он должен делать это постоянно. Ребенок должен указывать на те предметы, которые он хочет получить, например, на пачку сока или на игрушку.

Он также должен указывать на что-то, чтобы привлечь ваше внимание – это то, что мы называем разделенное внимание, указывать с целью что-то вам показать. Например, ребенок указывает на самолет в небе, чтобы вы тоже на него посмотрели. Даже если он пока не может сказать «самолет», он может показать на него пальцем и сказать «о!» – это очень хороший знак. Один из основных «тревожных звоночков» в отношении аутизма – отсутствие указательного жеста.

Понимание речи

Помимо указательного жеста, я проверяю, в какой степени ребенок понимает речь других людей, даже если он сам совсем не говорит. Когда моему сыну было два года и шесть месяцев, я пригласила к нам домой фотографа. Я помню, что тогда, в 1990-х, фотограф отдал Лукасу упаковку для пленки и сказал: «Держи малыш, выброси это». Лукас явно не понимал, что он вообще говорит. Тот фотограф удивленно посмотрел на него, словно хотел сказать «ты же уже достаточно большой». Тогда я не знала, в какой степени он должен понимать речь в этом возрасте, и не придала этому значения. Сейчас я осознаю, что тогда Лукас совсем не понимал чужую речь. Это была не просто задержка экспрессивной речи, но и задержка рецептивной речи.

Читайте также:  Ребенок 4 года рисует черным цветом о чем это говорит

Я хочу подчеркнуть, что задержка рецептивной речи сама по себе не обязательно говорит об аутизме. У ребенка с такой задержкой может и не быть аутизма. Но в случае Лукаса и в случае многих других детей аутизм проявлялся в тяжелой задержке как экспрессивной, так и рецептивной речи.

Как ребенок играет?

Помимо указательного жеста и понимания речи я всегда обращаю внимание на то, как ребенок играет. Ребенок играет с разными игрушками, с более чем одной игрушкой? Или он полностью сосредоточен на каком-то одном предмете, например, хочет все время носить его с собой? Когда он играет, он выполняет одно и то же действие снова и снова, например, раскладывает кубики? Не пару минут, пока вы заняты чем-то своим, а час за часом, когда кажется, что ребенок вполне доволен повторением этого действия и отсутствием речи? Например, ребенок может часами раскладывать предметы в ряд или вращать что-нибудь. Такие виды поведения – возможные признаки аутизма.

Задержка речи

Повторение чужих действий

Наконец, в 18-24 месяца для ребенка естественно повторять за окружающими их действия, например, помахать вам «пока-пока», когда вы прощаетесь, или запустить самолетик, если вы это сделали. Отсутствие имитации ваших действий может быть потенциальным признаком аутизма.

Таким образом, само по себе отсутствие речи еще не говорит об аутизме. Важно принять во внимание то, как ребенок играет, умеет ли он имитировать чужие действия, понимает ли он язык, пытается ли он общаться с помощью жестов. Если он никак не имитирует других людей во время игры и если он не понимает чужую речь, это может быть больше, чем просто задержка речи.

Что могут сделать родители при задержке речи у ребенка

Я работала с сотнями, если не с тысячами детей как поведенческий аналитик, и я поняла, что неважно, аутизм это или задержка речевого развития – методы прикладного анализа поведения (ПАП) помогут ребенку улучшить речь и уменьшить проблемы поведения. Я также работала с маленькими детьми, у которых удалось предотвратить диагноз «аутизм», так как благодаря интенсивной поведенческой терапии они смогли быстро «подтянуться» и сравняться со сверстниками.

Так что я рекомендую три шага, если у вашего ребенка есть задержка речи и возможные признаки аутизма. Возможно, вы сейчас ждете назначенного визита к врачу, пытаетесь «выбить» помощь или ищете специалиста, чтобы узнать другое мнение о диагнозе. В любом случае, вы можете составить конкретный план действий на основе этих трех шагов.

  1. Узнайте как можно больше про типичные этапы развития и постарайтесь сравнить их с развитием вашего ребенка. Существуют очень подробные описания и таблицы о том, какие навыки должны быть у ребенка в том или ином возрасте. Так что если вашему ребенку 4 месяца, 8 месяцев, 18 месяцев или два года, вы можете определить, есть ли у него отставание в физическом, познавательном и языковом развитии. Например, когда у ребенка должен появиться указательный жест, когда он должен начать говорить фразами из двух слов, когда он должен есть самостоятельно.

Очень важно обращать внимание не только на развитие речи – обратите внимание на навыки самообслуживания. Например, ребенок может самостоятельно есть ложкой, пить из открытой чашки? Может ли он самостоятельно успокоиться, или у него часто бывают истерики и другое проблемное поведение, потому что он не понимает мир вокруг себя?

Такие описания – это просто ориентиры, это не значит, что все без исключения двухлетние дети обязаны это уметь. Но если вы видите, что у вашего ребенка не появилось практически никаких навыков, которые обычно формируются в два года, но он может все, что могут дети в 18 месяцев – это значит, что задержка есть, но она не очень сильная. Такое сравнение также поможет вам определить, над какими навыками ребенка нужно работать и с каким запросом обращаться к специалистам.

  1. В любом случае, если у ребенка есть задержка по сравнению с типичными этапами развития, вам нужно обратиться к врачу. В возрасте между 2 и 3 годами у нашего сына не было общих обязательных обследований, мы с мужем беспокоились о его развитии, но даже не думали о том, чтобы обращаться к врачу. Лучше всего сразу ищите специалиста, который может провести процесс диагностики и с которым можно обсудить возможную помощь.

Во время беседы с врачом, опишите все, что вас беспокоит, перечислите все задержки, которые вы обнаружили у вашего ребенка, а если ребенок посещает детский сад, то заранее поговорите с воспитателями – возможно, есть что-то, что беспокоит их, но вы об этом не знаете. Если вам сложно понять, как пройти диагностику в вашем регионе, попробуйте связаться с местной организацией родителей детей с аутизмом или просто найти родителей детей с аутизмом и поговорить с ними.

  1. Постарайтесь узнать как можно больше о прикладном анализе поведения (ПАП). Пока ребенок еще маленький, даже если у него диагностирована тяжелая форма аутизма, интенсивная терапия на основе ПАП может оказать огромную помощь и будет способствовать тому, чтобы ребенок вел нормальную жизнь в будущем. Даже если окажется, что это просто задержка речевого развития, терапия на основе ПАП ребенку не повредит – она лишь поможет ему быстрее освоить речевые навыки. Самый лучший подход для родителей – самостоятельно и активно обучаться стратегиям на основе ПАП и сразу же начать применять их со своим ребенком дома. ПАП применяется для детей с разными расстройствами и задержками развития, и он помогает развивать социальные навыки и речь.

Подводя итоги: если у вашего ребенка или ребенка, которого вы знаете, есть задержка речи, и вы подозреваете, что это может быть аутизм: «погуглите» этапы типичного развития ребенка; поговорите с воспитателями, врачами, другими родителями и обратитесь за диагностикой, будьте настойчивы и обращайтесь за помощью как можно раньше; узнайте как можно больше про методики ПАП и о том, как они могут помочь вашему ребенку.

Источник

Очень многие опытные логопеды пишут о том, что главная проблема ребенка-аутиста не речь, а коммуникация. Как же хорошо, что наши специалисты начали кое-что понимать про аутистов!

Но кроме коммуникации у ребенка-аутиста есть проблемы восприятия.

У аутистов большие трудности с отделением главного и вторичного. Так работает их мозг. Эти дети могут видеть камешек на вашей брошке и не видеть вас. Слышать скрип стула, но ваши слова будут летать для них где-то на заднем плане, если они вообще в состоянии их различать и понимать. Смотреть в книгу и видеть фигу — это тоже про аутистов.

Поэтому в ABA проводят специальное тестирование. Оно проводится по книге «Программа оценки навыков речи и социального взаимодействия для детей с аутизмом и другими нарушениями VB- MAPP», которую вы можете купить сами или получить на ABA-курсах. Это база для создания индивидуальной программы развития вашего ребенка.

Читайте также:  Аритмия у ребенка 4 года

Блок 1.Коммуникативные проблемы (в скобках — название раздела в VB-MAPP ):

— полностью не понимает практический смысл коммуникации и не умеет в нее вступать («Социальные навыки», «Преграды»);

— не обращается с просьбой, добывает необходимое сам или устраивает истерику там, где можно просить («Манд»);

— не в состоянии поддерживать диалог, отвечать на вопросы («ФХК», «Интравербал»);

-не развита способность к одиночной или совместной игре, проблемы с воображением («Игра»);

— нежелательное поведение, аутостимуляции, ритуалы, которые мешают занятиям и общению («Преграды»).

Блок 2. Проблемы восприятия и физические возможности:

— не понимает вашу речь («Поведение слушателя»);

— нарушено визуальное внимание («Визуальное восприятие»);

— нарушена способность повторять ваши движения («Моторная имитация»);

— нарушена способность повторять за вами звуки («Эхо»);

— нарушена способность произносить какие-либо звуки («Вокализация»).

Программа каждого ребенка складывается из этих блоков-кирпичиков в зависимости от результатов тестирования. Есть еще там и другие навыки, но они уже не специфические именно для аутистов.

Опытный поведенческий аналитик должен:

— провести анкетирование и опрос родителей до встречи с ребенком;

— установить первичный контакт с ребенком;

— провести тестирование;

— написать программу.

И здесь появляются первые трудности, аутичный ребенок:

— вообще не понимает для чего люди общаются, отказывается от общения, может объясняться с вами очень странно, например хватать вас за руку;

— может реально не слышать или не видеть того, кто с ним общается.

Поэтому идеальное место для работы с таким ребенком:

«В голой-голой комнате есть голые-голые стены и голый-голый пол, а на голом-голом полу — голый стол. А на столе … сундук с сокровищами».

«Сокровища» могу быть разными. Внимание ребенка часто привлекают игрушками-сладостями, приколюшками, а через них выводят его на «сначала-потом». В идеале, тестируют за один день, но в реале процесс установления сотрудничества и определения уровня ученика может растянуться на месяц. Не стесняйтесь просить уточнения к программе.

Мой личный пример. Сын в 2 г. 8 месяцев проходил такое тестирование:

«… общительный и контактный мальчик. Высокие балы за «Игру» и «Социальное взаимодействие», много разнообразных вокализаций. Есть очень слабый, базовый навык «Эхо». Понимание речи нарушено, но отдельные слова и команды понимает или понимает после обучения. «Визуальное восприятие» — неравномерное, фокусируется на цветах и умеет сортировать предметы по цветам, но другие признаки предметов может проигнорировать…». «Моторная имитация» — имитирует одно движение.

Итак, тестирование проведено, программа написана. Если у вашего ребенка низкие балы за «Вокализацию», «Эхо», «Понимание речи» и прогресс в этих областях первые недели ОЧЕНЬ вялый, можно заподозрить сенсорную или сенсо-моторную алалию, недоразвитие речевого аппарата.

Здесь уместно подключать что-то еще: массаж, логопедов, Томатис и пр.

ABA предлагает таким детям (старше 3-х лет) альтернативную коммуникацию ПЭКС. Для них это легче, чем говорить.

Дети с отставанием в других сферах — полностью забота ABA. По крайней мере, на первом этапе.

Продолжение темы:

Что такое обобщение и почему оно важно для аутистов?

5 причин использовать в беседе с ребенком карточки ПЭКС

6 причин, по которым я ненавижу ABA

Как найти логопеда ребенку до 3-х?

Сенсорная алалия и аутизм: как их различать?

Источник

Диагностика аутизма у ребенкаСамым основным, ядерным нарушением при аутистическом типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации.  Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.

Раздался звонок. Взволнованный женский голос. «У моего ребенка проблемы с речью, он очень плохо разговаривает» — прозвучало в телефонной трубке. После недолгих переговоров, приглашаю их на консультацию.

И вот, дверь кабинета открывается, и маленький человек входит в помещение. У него модная прическа, ямочки на щеках и дивные голубые глаза, с длиннющими ресницами. 

Я улыбаюсь ему и говорю: «Привет! Давай знакомиться. Как тебя зовут?». Но малыш, не обращая на меня ни малейшего внимания, проходит мимо, и уверенно идет к шкафчику с игрушками.  У меня возникает стойкое ощущение, что я для него – как мебель, как часть интерьера, не более. 

«Сын почти не разговаривает, хотя ему уже скоро будет четыре года» —  поясняет мама.  Забегая вперед, скажу — как правило, именно так начинается беседа с родителями ребенка с нарушением развития аутистического спектра.

Я подхожу, и сажусь на корточки перед ребенком. «Здравствуй, где твои глазки? Посмотри-ка на меня…».  Скользнув по моему лицу мимолетным и безразличным взглядом,  мальчонка тянет руку к игрушке…

читайте также:

Навязчивые мысли, действия (обсессии) — obsessio и compulsio.
Как бороться с навязчивыми мыслями. Лечение навязчивых мыслей. Как смягчить интенсивность проявлений и вовсе полностью от избавиться от обсессий и компульсий. Какие бывают навязчивые мысли.

Бессонница: спать или баранов считать?
Бессонница мучает каждого пятого жителя нашей планеты… Мы рассмотрим наиболее распространенные причины: стресс и нарушение культуры сна. Очень часто часы, предшествующие сну, человек проводит в умственном или физическом перенапряжении…

«Он почему-то никому не хочет говорить, как его зовут» — вступает в диалог мама. «А сколько слов в словаре?» — спрашиваю я. «Около двадцати».  «Он употребляет эти слова в зависимости от контекста ситуации, или просто так, когда захочет?». Обескураженная мама, начинает понимать, что дело принимает более серьезный оборот, и морщит лоб, пытаясь припомнить, как это обычно происходит. «Кажется, только когда что-то сильно  хочет…  А в остальное время, просто так…».

Дальше начинается стандартная процедура. Задавая вопросы, параллельно я наблюдаю за действиями ребенка.  Вот он рассматривает машинку, крутит колеса, пробует открыть дверцу. Дверца не открывается и машинка летит в угол.  Затем малыш видит коробку с игрушками, вытаскивает ее и начинает методично выбрасывать игрушки на пол. Мама порывается прекратить эту явно неконструктивную деятельность, я останавливаю ее. Тем временем, в коробке обнаруживается погремушка с зеркальцем и ребенок с довольным видом начинает ходить по кабинету и потряхивать ее.  

Затем заприметив на шкафу разноцветную пирамидку, подходит к матери и начинает тянуть ее за руку. Мама, улавливает что он хочет и достает игрушку. Ребенок бросает погремушку и начинает изучать новый предмет.

«Понимаете, он делает только то, что хочет. А заставить делать то, что нужно вообще невозможно. Он такой упрямый» — немного кокетливо сообщает мама. Я вздыхаю. Эту фразу, от родителей аутичных детей, я слышала уже несколько сотен раз…

Когда ребенок проходит мимо нас, я протягиваю руки и пытаюсь привлечь его к себе. Дитя,  мгновенно бросает игрушку, и возмущенно выкрикивая что-то вроде «ня-ня-ня», начинает усердно вырываться. Отпускаю. Еще несколько секунд ребенок возмущенно потряхивает кистями рук на уровне груди. «Видите, это двигательные стереотипии» — говорю я. «Ой, а я как-то не обращала  на это внимания…» — произносит женщина, удивленно поднимая брови.

В это время, малыш с обиженным видом залазит маме на руки.  

Воспользовавшись моментом, и уже хорошо зная, какой именно будет реакция, я даю ему сортер – специальную досточку, в которой вырезаны отверстия для фигур различной формы. Один взмах руки и доска тоже летит в угол. «Вот видите, с ним невозможно заниматься» — сообщает мама. Ребенок освобождается из ее объятий и лезет на стол. «Форд» — неожиданно произносит он, глядя в окно. «Он знает все марки машин, у него чудесная память» — продолжает пояснять мама ребенка.

Читайте также:  Моему ребенку 4 года мы весим 10 кг

Я не оставляю попыток увлечь ребенка заданиями, но делаю это уже ненавязчиво, и как бы ненароком, подталкиваю доску с фигурами к нему поближе. Малыш легко справляется с заданием. Но затем начинает снова и снова выкладывать и вкладывать фигурки. Когда я делаю попытку ему «помочь», он возмущенно, но по-прежнему не глядя на меня, отталкивает мою руку.  

аутистичный ребенок не разговариваетИменно так выглядит типичное поведение ребенка-аутиста, в возрасте от 2,5 – до 4 – 4,5 лет, с теми или иными нюансами.  

Кто-то из детей сразу же начинает выстраивать игрушки в длинные ряды, кто-то обнюхивает или облизывает игрушки, кто-то сразу же демонстрирует протестные реакции и попросту расшвыривает все, окружающее его предметы.

Но, так или иначе, таких деток объединяет одно – нарушение коммуникативной функции.  Независимо от уровня интеллекта, наличия или отсутствия речи (недоразвитие которой, в данном случае, является вторичной проблемой)  — такие детки не способны вступать в социальное взаимодействие на уровне, соответствующем их уровню развития.  Имея возможность сравнить, мы увидим, что ребенок с умеренной степенью умственной отсталости, речь которого, не развивалась именно по этой причине, способен гораздо более явно и адекватно просигнализировать о своих желаниях и потребностях – пользуясь общепонятными жестами, звуками.  Иными словами, ребенок с нарушением развития аутистического спектра может иметь великолепную память, но избирательно запоминать только то, что его увлекает – марки машин (как в вышеописанном случае), местонахождения кондитерских магазинов или рекламных щитов с любимыми логотипами. Также он может знать и произносить довольно сложные слова («хеллоуин», «аквапарк») но не пользоваться ими в нужной ситуации.

Я не буду углубляться в вопрос, зачем и кому нужно говорить о сложности постановки данного диагноза, необходимости углубленных исследований и длительных наблюдений. Скажу лишь одно – ребенка с отклонениями аутистического спектра видно сразу. Как говорили старые врачи – «от дверей». Только в редчайших случаях это не столь очевидно – например, тогда, когда отдельные признаки аутистического развития (например, двигательные стереотипии и эхолалии) сочетаются с поведенческими проявлениями не характерными для аутистического спектра – реакциями застенчивости, относительно неплохо развитой коммуникацией.

Эта статья предназначена для того, чтобы молодые родители могли оценить, насколько поведение их ребенка напоминает поведение ребенка с аутистическим типом развития.  Ведь, как правило, строгие и четкие клинические критерии МКБ или ДСМ не дают достаточно явного представления об этом.

Ведь, каждый из представленных критериев, имеет свои нюансы – и, то, что специалисты называют «двигательными стереотипиями» или «феноменом тождества» может иметь различные проявления в поведении, которые, однако, оказываются сходными по своей природе.

Важно также понимать, что на каждом этапе своего развития, в зависимости от своих интеллектуальных способностей и сохранности эмоциональной сферы, у таких деток, возникают свои, не присущие для детей с нормативным развитием, проявления. Так,  если в три года ребенок выглядит «гиперактивным», «упрямым» и «плохоговорящим», то уже к шести-семи годам, он может стать весьма разговорчивым и даже навязчивым, однако его речь останется весьма специфичной (эхолаличной), а мышление – непоследовательным.

Аутистический спектр. Нюансы.

Итак, важные признаки искаженного развития при расстройствах аутистического спектра в возрасте от 2,5 до 4-4,5 лет

  1. Трудности сонаправленного внимания — ребенок не использует или очень поздно начинает использовать указательный жест, чтобы обратить внимание родителей или других людей на то, что привлекло его внимание, вызвало интерес  (то есть не выражает жестами и не готов разделить эмоцию удивления — «ой, какая собака огромная, посмотри скорее!»). При этом ребенок может использовать указательный жест, когда хочет получить желаемый предмет (такой жест, подразумевающий «дай, хочу» называется протоимперативным), либо показывать рукой в нужном направлении или брать руку находящегося рядом человека, чтобы воспользоваться ей как подходящим инструментом. 
  2. Двигательные стереотипии — это преимущественно взмахивания кистями рук, либо выкручивание рук — которое напоминает то, как в младенчестве дети бурно радуются — подпрыгивая и взмахивая руками.  Иногда, дети с аутизмом разглядывают свои руки, что опять-таки, напоминает игру трех-четырех месячного младенца. 
  3. Нарушения мышления — родители иногда называют это «отсутствием логики», или описывают так: «он/она когда что-то рассказывает, понять это могут только близкие люди, которые знают о чем речь, понимают контекст ситуации». То есть ребенок не стоит свой рассказ последовательно: «вчера мы с бабушкой были в планетарии, там показывали планету Уран … и т.п.»,  а скажет что-то наподобие:  » такие здоровые пятна… все фиолетовое… стульчики еще были …». Однако, нужно учитывать, что плохо говорящие дети с органикой, тоже иногда так могут говорить… 
  4. О себе такой ребенок может долго, примерно лет до пяти-шести, а иногда и позже, говорить «ты» вместо «я», «Мальчик», «Миша». На вопрос  «Ты хочешь супчик? —  ребенок может отвечать «ты хочешь» (утвердительно) или «мальчик хочет».  В иностранной литературе такой симптом называют «реверсией местоимений». 
  5. Ребенок не пользуется общеупотребительными жестами в достаточной степени.  Например, не кивает головой, когда произносит «да» или «нет», не сопровождает свою речь жестикуляцией. Однако, важно отметить, что жесты отрицания, формируются у детей с аутистическим типом развития, как правило, значительно раньше,  чем жесты подтверждения, хотя это тоже происходит с запозданием. 
  6. Сниженный зрительный контакт — не обязательно, что ребенок не смотрит в глаза, он просто может делать это значительно реже  чем другие дети – например,  задать вопрос,  но не дожидаться ответа, а смотреть в другую сторону с отсутствующим видом…  Иногда, зрительный контакт устойчив, однако ребенок недостаточно учитывает невербальные знаки и мимику собеседника и не соотносит с ними свое поведение. Он просто смотрит на взрослого, но не «читает» на его лице эмоции, которые оно выражает. 
  7. Часто такие детки в 3-4 года избирательно отзываются на имя. Если говоришь просто: «Миша!», а ребенок в это время чем-то увлечен (а занят «своими делами» он почти всегда – обернется, в лучшем случае, после десятого раза…  Но стоит только сказать «Миша, на конфету» — мгновенно прибежит…
  8. Склонность к стереотипной деятельности, может также проявляться по-разному.  Это и бессмысленная беготня по кругу («манежный бег»), и выстраивание игрушек в ряды, перебирание веревочек, кручение колесиков, наблюдение за стиральной машинкой и долгие игры с водой или песком. Также  ребенок  может методично и последовательно каждым цветом рисовать штрихи и точки, но просьба «нарисовать домик» или «человечка» может вызвать бурное сопротивление.  Сюда же относятся и сверхценный, повышенный интерес к определенным логотипам,  Иными словами – это все то, что ребенок делает долго, увлеченно, а главное – бесцельно. Вид, как правило, у ребенка в такие моменты отсутствующие, а попытки переключить его на более конструктивное занятие – вызывают протест. 

Я не буду описывать подробно такие признаки как избирательность в еде,  особенности мимики, специфический характер привязанности к матери, сниженное чувство опасности, сенсорные нарушения и некоторые другие. Все это описано в специальной литературе, но не характерно абсолютно для всех детей с нарушением развития аутистического  спектра.  Что-то из этого списка может наблюдаться в поведении ребенка, что-то – нет.  Но еще раз повторюсь – самым основным, ядерным нарушением при данном типе дизонтогенеза (отклоняющегося развития) является нарушение коммуникации.  Именно поэтому, когда ребенок «просто плохо разговаривает» очень важно исключить данный тип нарушений.

Наталья Науменко, клинический психолог  08/11/2012

Последнее редактирование 2019-09-19 в 09:40

У Психолога »
Здоровье и болезни
» Ребенок не говорит — задержка развития речи или спектр аутизма?

Источник