Ребенок начинает вполне сознательно постигать мир уже к 5 лет

В Монтессори не верят в то, что ребёнок — это сосуд, который нужно наполнить знаниями. Ребёнок с рождения любит учиться, делать открытия и находить творческие решениям. Поэтому взрослым не нужно учить ребёнка быть любознательным, достаточно поощрять его стремление к новому и непознанному. Рассказываем, какие условия помогут это сделать.

Вера в ребёнка

Ребёнок хочет учиться сам, он сам подсознательно понимает, над чем нужно работать, чтобы развиваться так, как нужно. Это означает, что если мы предоставляем ему богатую среду для изучения, то нам и не нужно заставлять его получать знания и навыки. Не нужно беспокоиться о том, что он развивается «иначе», чем сверстники.

Мы должны быть уверены в том, что у него свой индивидуальный путь развития, соответствующий его потребностям. Важно позволять ребёнку вести нас за собой, не прерывать, когда он чем-то занимается и поддерживать его интересы.

Например, на прогулке можно позволить ребёнку идти впереди и выбирать путь. Мы останавливаемся, когда он останавливается, сворачиваем за ним на тропинку, идём в его темпе.

Следовать за ребёнком означает следовать его уникальному графику и темпу, видеть, на каком этапе он находится сегодня и не навязывать свои представления о том, чем он должен заниматься.

Старайтесь сдерживаться, не вмешиваться, но и видеть новые возможности, чтобы не ограничивать любознательность ребёнка. Малыши — это любопытные ученики, которые хотят исследовать окружающий их мир. И чем меньше препятствий они встречают на пути, тем с бОльшим интересом осваивают новые знания и навыки.

Насыщенная образовательная среда

Чтобы поощрять любознательность малышей, нам нужно обеспечить им насыщенную образовательную среду и дать время на её изучение.

Эта среда необязательно должна быть заполнена дорогими игрушками и материалами. Исследовать природу можно бесплатно, попасть шнурком в картонную трубку тоже ничего не стоит, а купить фасоль для сортировки можно совсем недорого. Если ребёнок постоянно говорит про тигров, мы идём в зоопарк смотреть тигров, смотрим книги про тигров, рисуем или лепим тигра.

Когда ребёнок задаёт вопрос, вместо ответа предложите: «Не знаю. Давай выясним это вместе». Поставьте небольшой эксперимент, проведите исследование или найдите информацию в книжке. Так наши дети научатся в ситуациях незнания проявлять изобретательность и находить ответы самостоятельно.

Наблюдайте за своим ребёнком и давайте ему возможность практиковать навыки, которые ему интересны.

Когда ребёнок берёт какую-то вещь, вместо «Не трогай!», лучше понаблюдать за навыками, которые он отрабатывает и предложить более подходящее для этого занятие.

Если ребёнок берёт землю в цветочном горшке и мнёт её в ладошках, можно предложить ему тесто для лепки. А вместо маминой косметички — набор пустых ёмкостей и контейнеров. Если ребёнок по одной грануле перекладывает корм кота в миску с водой, предложите ему мозаику.

Малышам интересно, чем занимаются взрослые. Они вовсе не пытаются вывести нас из себя, путаясь под ногами. Они хотят стать похожими на родителей, делать то, что мы делаем и почувствовать себя значимыми членами семьи. Именно поэтому в Монтессори так много времени уделяется привлечению детей к домашним делам. Мы организуем им место со своими щётками, тряпками и совком; полки с посудой, башню-помощника или отдельные маленькие стол и стул.

Да, всё будет происходить гораздо медленнее и не так аккуратно, как хотелось бы. Но можно начать с моментов, когда у нас есть пара свободных часов — например, в выходные. По будням нам может не хватать времени и терпения на совместную готовку, но мы можем предложить ребёнку накрыть на стол или помыть морковь, убрать за собой грязную посуду.

Время

Чтобы дети могли следовать своему желанию открывать, исследовать и удивляться, им нужно время. Оставьте ребёнку время, которое у него не отберут на обязательные повседневные дела.

Малыши не любят торопиться. Медленный темп даёт время, чтобы изучать мир и проявлять любопытство.

Останавливайтесь и вместе разглядывайте трещины на тротуаре, наслаждайтесь процессом, а не результатом. Не стоит поторапливать во время завтрака «Ешь быстрее мы опаздываем!» Это заставляет ребёнка нервничать и вызывает сопротивление, и в итоге мы выходим из дома ещё позже, чем запланировали.

Если мы всегда живём в неторопливом темпе, то в тех редких случаях, когда действительно нужно поторопиться, ребёнок будет более сговорчивым. Если же мы торопимся каждый день, то он может не слышать наши просьбы, когда мы опаздываем на автобус или приём в поликлинике.

Надёжность и безопасность

Как родители, мы обязаны обеспечить ребёнку физическую и эмоциональную защищённость.

Физически мы защищаем их от розеток, оживлённых дорог, горячей плиты и других опасностей. Но вместе с тем создаём безопасное пространство, которое малыш может свободно исследовать.

Эмоционально — принимаем малыша таким, какой он есть. Это создаёт чувство защищённости и доверия. С таким надёжным тылом ребёнок может не переживать, а потратить свою энергию на изучение окружающего мира.

Читайте также:  Картинки для развития ребенка 5 лет

Поощрение воображения

Существует миф, что в Монтессори не поощряется развитие воображения у детей. Да, мы не читаем малышам сказки, ведь они до 3 лет не способны разграничить реальность и вымысел. Но мы поощряем развитие творческого мышления.

Воображение отличается от фантазирования. Фантазиями мы создаём то, чего не существует в этом мире. А воображение включается, когда наш разум впитывает информацию, которую мы узнали и с её помощью находит различные творческие решения.

Сосредоточенность на реальности не ограничивает творческий потенциал детей, а усиливает его. И чтобы заложить крепкий фундамент, необходимо обеспечить детям практический опыт с первых лет жизни. В возрасте около 3 лет мы замечаем, как наш ребёнок начинает играть в сюжетные игры. Это признак того, что он обрабатывает информацию о том, что видит вокруг себя (воображение). Ребёнок играет в семью, печёт нам печенье или представляет себя школьным учителем. Он творчески мыслит, не отвлекаясь на драконов, монстров и единорогов (фантазия).

Помогаем сделать самому

Важно создать условия, в которых ребёнок может сам делать успехи и узнавать что-то новое. Поменьше вмешиваться, только по мере необходимости, а затем снова отступать, чтобы ребёнок продолжал делать попытки.

Материал подготовлен по книге Симоны Дэвис Монтессори для малышей. Полное руководство по воспитанию любознательного и ответственного ребёнка

Источник

Самостоятельность ребенка напрямую связана с независимостью и свободой выбора, что придется признать и принять его родителям. Если вы хотите воспитать в сыне или дочери самостоятельность, будьте готовы столкнуться с решениями, которые они начнут принимать лично. Именно поэтому к таким переменам в жизни вашей семьи нужно ответственно подготовиться.

Когда мы были маленькими, мир за окном не казался таким враждебным. Детей оставляли играть во дворе в компании сверстников, спокойно отпускали одних в школу и на секции, отправляли в магазин за молоком и хлебом. В современных реалиях самостоятельность прививают другими способами. Главное – не упустить момент и не взрастить в малыше инфантильность, нерешительность и тревожность.

Да, вам будет страшно, ведь «он еще совсем кроха, у него мало знаний и опыта, без контроля взрослых он не обойдется». Ваши опасения имеют основания, поэтому у самостоятельности, которой вы хотите наградить ребенка, должны быть четкие рамки. Подчините свободу принятия решений правилам – и все будет хорошо.

Для чего ребенку самостоятельность?

Несамостоятельность равна зависимости. Дети, которых постоянно опекают, берегут и балуют взрослые, как правило, имеют заниженную самооценку. Они эгоистичны и не уверены в себе, что часто скрывается за агрессией, подхалимством или грубостью. Но случись что серьезное, они тут же побегут к взрослым, потому что внутри застенчивы, слабы духом, не приспособлены кжизни.

Дайте ребенку шанс научиться преодолевать трудности и выстраивать нормальные отношения с окружающими людьми, чтобы он:

  • Обрел здоровую самооценку.
  • Был активным и любознательным, нашел цель в жизни.
  • Чувствовал себя нужным. Осознавал, что ему доверяют.
  • Мог сам спланировать свой день.
  • Терпеливо и спокойно занимался делом, которое ему нравится.
  • Брал на себя допустимую для его возраста ответственность.
  • Преодолевал препятствия, не теряя силу духа.
  • Умел постоять за себя и говорить «нет».
  • Активно участвовал в социальной жизни, имел друзей.
  • Всерьез воспринимал других людей, равно как и его воспринимают всерьез.
  • Чувствовал себя свободным, довольным и счастливым.

ВАЖНО: Позволить ребенку быть самостоятельным – не значит позволить ему творить все, что вздумается. Детская самостоятельность – это необходимость и способность делать все, что можно и нужно в раннем возрасте, без помощи родителей.

Что мешает ребенку расти самостоятельным

Ваш ребенок – личность. Да, вчера вы кормили его с ложечки и меняли подгузники, но он все равно отдельный от вас человек, у которого есть возможность вырасти успешным или переложить всю ответственность за свою жизнь на вас.

Если вам больше нравится первый вариант, позвольте крохе уже с 1 года обрести самостоятельность, соответствующую его возрасту. Пусть исследует мир и пробует свои силы, а вы наберитесь терпения, забыв о том, что:

  • Вам некогда. Разумеется, одеть ребенка, собрать его игрушки по всей квартире, накормить или взять на руки, потому что он еле тащится по улице, исследуя каждый камешек, быстрее и проще. Но вам придется принимать условия игры. Если хотите воспитать самостоятельного ребенка, вот вам совет психологов: дайте ему столько времени, сколько потребуется на завязывание шнурков,уборку, питание, передвижение и т.д.
  • Это опасно. Падающие предметы, углы, разбивающиеся вазы – даже дома малыша подстерегает множество рисков. Ваша задача – обеспечить ему безопасную среду для реализации потребности в изучении всего подряд и снабдить необходимыми знаниями. Например: «Включенный в розетку утюг сильно нагревается и обжигает. Потрогай его сейчас, пока он теплый. Чувствуешь? Чтобы не получить ожог, никогда не трогай включенный утюг!». Личный опыт фиксируется в детской голове лучше, чем теоретические знания.
  • Он еще маленький. В любом возрасте ребенок сталкивается с проблемами, с которыми может справиться самостоятельно, наблюдая за последствиями своих действий и делая выводы. Покажите ему, куда ставить кроссовки после прогулки. У него получилось это один раз под вашим присмотром? Теперь он должен постоянно выполнять это действие без каких-либо отговорок. Сам.

Как помочь ребенку стать самостоятельным, сохранив с ним гармоничные отношения

  • Уберите тревожность. Большую часть действий ребенок от двух лет совершает самостоятельно. Вы можете следить за каждым его шагом, но спешить к нему на помощь стоит только тогда, когда это действительно необходимо. Но и тут нужно задать предварительный вопрос: «Тебе нужна помощь?».
  • Не «негативьте». «Не беги быстро, упадешь». «Не ходи туда, а то злой дядя тебя заберет». «Сейчас порежешься». «Сейчас уколешься». «Ноги хочешь переломать?». Вы все делаете правильно, если хотите, чтобы ваш ребенок боялся всего на свете и прижимался к вашей юбке. Кстати, такие программы срабатывают мгновенно: ребенок бежит по дорожке и понятия не имеет, что может упасть. Но мама кричит: «Осторожно!». И вот уже малыш летит носом в асфальт.
  • Стимулируйте самостоятельность. При желании за ребенка можно даже играть и разговаривать. Этим вы лишаете его стимула к развитию. Поощряйте желание одеваться, есть, листать книгу, строить пирамидки и т.д.
  • Создайте атмосферу стабильности и безопасности. Дети моментально впитывают негатив и становятся маленькими параноиками, если их родители не соблюдают режим дня, негативно высказываются о мире, сами чего-то постоянно боятся. Окружите малыша добром, показывайте новые возможности, делайте его жизнь интересной.
  • Исключите шаблоны и стереотипы. Взрослый человек – это набор готовых сценариев, система ценностей и установок, полученных с личным опытом. Вы неосознанно передаете их ребенку, но вместо того, чтобы облегчить ему жизнь, они ограничивают его мышление. Процесс воспитания – это взаимный обмен. Вы учите малыша, а он учит вас. Подключите творчество, откройте разум, будьте готовы принимать его мысли, рассуждения и умозаключения.

Любите, общайтесь, доверяйте, помогайте развиваться – и ваши дети вырастут благополучными, понимающими, цельными личностями.

Читайте также:  Бактерии в моче у ребенка 5 лет

А ваш ребенок самостоятельный?

Источник

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.
Читайте также:  Удалять зуб ребенку 5 лет

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник