Ребенок начал говорить в 5 лет последствия

Ребенок начал говорить в 5 лет последствия thumbnail

Вот много я слышала, что ребенок не говорил-не говорил, прямо совсем лет до трех-четырех молчал, а потом как заговорил фразами, прям стишок мог сразу рассказать.
Но все время это говорили о детях знакомых, а вот хочется услышать такие истории именно от реальных мам.
Есть же много деток, которые заговорили позже других, как это у Вас произошло?

Гость

[3055369683] — 15 ноября 2015, 19:53

1.

777

[3153522307] — 15 ноября 2015, 20:14

тоже интересно. только не байки про суп и кашу. И если с диагнозами, как лечились. Моему 4, беда. ((((

2.

Люся

[605337452] — 15 ноября 2015, 20:23

А что суп и каша?

3.

Гость

[3574147528] — 15 ноября 2015, 20:25

Мой папа так заговорил,диагнозов тогда не ставили и меня не было.

4.

я

[3490500350] — 15 ноября 2015, 20:26

У подруги дочка долго не говорила, все списывали на наследственность (папа поздно заговорил).В итоге возрасте 4-5 лет начали ходить по врачам. Диагноза не знаю,но их определили в сад плохо говорящих детей.Через год ей идти по возрасту в школу,говорит все равно плохо

5.

Лира

[130391969] — 15 ноября 2015, 20:30

Мой до трёх молчал вообще, только мычал. Один раз в 2,9 выдал «мама, дай» и больше ничего. В три поташила его к неврологу в платную, потому что от районной толку было ноль. Назначила она нам капли для улучшения кровообращения в мозгах. А через месяц нас тяпнула белка в лесу. Ну естественно госпитализация, курс прививок от бешенства. И вот с этого укуса как-то понеслось: отдельные слова, сначала плохо говорил, потом получше, предложения. Показала его логопеду, та посоветовалась логопедический массаж. Через полгода после укуса рассказывал четверостишия. Вот не знаю, то ли невролог грамотно терапию подобрала, то ли шок на белку сработал. Сейчас ему 4,1, говорит все.

6.

Радуга

[520422001] — 15 ноября 2015, 20:39

у подруги сын очень плохо говорил до 4х лет, совсем его никто не понимал. Пошёл в дет.сад, стал заниматься с логопедом и заговорил.

7.

Гость

[3894196405] — 15 ноября 2015, 20:40

Я тут уже писала. В 4,5 заговорил сын. Пошла к логопеду и она сказала, что надо заставлять ребенка пытаться говорить. Мычать, звуки хоть какие. Он у меня в 4 только в 3,5 только мама говорил. И пришлось постоянно заниматься — хочет гулять, не идем до тех пор, пока не скажет хоть одно слово — гулять. И естественно, не как мы говорим, а плохо совсем. Так же с едой. Пакетик сока, скажи сок или дай. Я конечно не с 3,5 заниматься начала, а раньше. Но тут уже активно стала и советовались с логопедом. Потом кое- как заговорил, стали с логопедом заниматься. Он не выговаривал почти все согласные — СЗЦЩШЛР. Всего два года занимались. Сейчас сыну уже 10 лет. Какой диагноз ставили сейчас пыталась вспомнить, но не помню.

8.

Гость

[1034546747] — 15 ноября 2015, 20:43

Мой до 3-***** лет — ни бэ, ни мэ, ни кукареку. Водила к неврологам, говорили, все норм., мальчики поздно начинают говорить. Заговорил более-менее в саду, 3,5 года было. Потом понеслось, что не остановишь. Миллион слов в минуту, миллион вопросов. Рот вообще не закрывается.

9.

Гость

[316804694] — 15 ноября 2015, 20:47

У меня у подруги сын тоже не разговаривает, 4 года.они его тоже по врачам,массажам водят.поставили диагноз.не помню что за диагноз, но сказали что он не разговаривает беспричинно.с нервной системой нормально, умственных отклонений нет.у мальчика папа начал поздно разговаривать.очень надеюсь что малыш скоро заговорит.подруга очень переживает

10.

Гость

[3659120557] — 15 ноября 2015, 20:48

Мой до трех лет не говорил. Потом не стишками, конечно, но понемногу начал. Никуда его не водила специально. Только к логопеду однажды. Она с ним пообщалась, сказала, неглупый, просто ленивый. Сейчас ему 3.5. Сидит, трет фломастер о фломастер, говорит, что на скрипке играет (недавно на концерте детском были)

11.

Гость

[3804400675] — 15 ноября 2015, 21:24

Нам уже ЗРР ставили, было перед садом- в 2 года, потом наступило лето и вот он как начал- болтать, сначал невнятно, потом как понеслось.. Логопед была довольна- назначала капли- мы не пили, просто я разговаривала с ним столько, что язык болел…все все- куда пошли, зачем, кто это, как говорит/ бегает / прыгает….ну в общем все….сейчас болтает так, что мы с мужем просим помолчать, рот не закрывается ни на секунду:)

12.

ленкор

[482308441] — 15 ноября 2015, 21:46

Мой сын не говорил, до 4 лет. Проблема была неврологическая. Лечились долго. В итоге заговорил после поездки интересной. Это по совету врача, сменить обстановку. В 6 лет пошел в школу, были проблемы с речью, но уже во втором классе решились. Теперь в 7 классе, отличник)) не верит что не говорил столько.

13.

777

[3153522307] — 15 ноября 2015, 21:53

ленкор, а как с пониманием было? у моего РАС, тяжело ждать и надеяться, столько всего делается, а по капле в год. Он говорить может, вон песенку на английском поет. Но не общается. я так устала ждать и верить. Конечно, форум не тот для таких разговоров….

14.

Мими

[2626451259] — 15 ноября 2015, 22:16

Бывает что шок был у ребёнка и изза этого не говорит.
У нас сын так испугался где то в 9 мес ( я его оставила с родствен, и сама ушла к врачу. Но долго сидела там). И прям не говорил ничего. Только от меня не отходил ни на шаг. Он говорил плохо, речь непонятна и букв не выговаривал много. Года в 4 я уже пошла к логопеду, Там поставили уже буквы и начали мы стихи учить болтать. Сейчас вырос Канеш но он не любит болтать. И кстати читать не особо любит.
А вот старший заговорил быстро фразами.

15.

Читайте также:  Кал белого цвета причины у ребенка 5 лет

Гость

[1932878544] — 15 ноября 2015, 22:40

В экстремальной обстановке. Отдыхала на даче с детским садом, я приехала к ней, вся группа гуляет, а она нет. Сказала,- я обкакалась, пошли попу мыть, вон туда. 2,7 ей было. После этого случая и заговорила дочка.

16.

Гость

[3451978458] — 15 ноября 2015, 22:41

Мой в 5 лет заговорил. Правда, дело было в другой стране. Проблема была в двуязычии семьи. (Муж — иностранец.) Со старшей все идеально было, сразу заговрила на 2-***** языках, ничего не путая, оздновато,года в 2, но все было ОК. А сын аж до 5 лет отдельные слова, фразы, толком ни на одном языке ни бум-бум. В России логопеды об умственной отсталости говорили, но психотерапевт умственной отсалости в нем не нашел, меня отругал за то, что говорили с сыном на разных языках, велел говорить с ним и при нм только на одном. Я так и сделала, хотя мне тяжело было по-русски не говорить. Еще я заниалась с ним по логопедическим книгам. На занятия с логопедом он походил, но толку это мало дало. Логопед причину всему видела в том, что я русская.
В 5 лет он пошел в этой стране в школу, там его быстро разговорили. Само собой стал все больше и больше говорить. Потом уже стала учить его русскому как иностранному. Теперь в 11.5 лет говорит по-английски прекрасно, никакого отставания в развитии у него нет, по-русски говорит с акцентом, но говорит, читает, все понимает.
Потом уже узнала, что в 2-***** и более язычных семьях почти всегд такие проблемы, особенно с мальчиками.

17.

Гость

[3451978458] — 15 ноября 2015, 22:42

Гость

Мой в 5 лет заговорил. Правда, дело было в другой стране. Проблема была в двуязычии семьи. (Муж — иностранец.) Со старшей все идеально было, сразу заговрила на 2-***** языках, ничего не путая, оздновато,года в 2, но все было ОК. А сын аж до 5 лет отдельные слова, фразы, толком ни на одном языке ни бум-бум. В России логопеды об умственной отсталости говорили, но психотерапевт умственной отсалости в нем не нашел, меня отругал за то, что говорили с сыном на разных языках, велел говорить с ним и при нм только на одном. Я так и сделала, хотя мне тяжело было по-русски не говорить. Еще я заниалась с ним по логопедическим книгам. На занятия с логопедом он походил, но толку это мало дало. Логопед причину всему видела в том, что я русская. В 5 лет он пошел в этой стране в школу, там его быстро разговорили. Само собой стал все больше и больше говорить. Потом уже стала учить его русскому как иностранному. Теперь в 11.5 лет говорит по-английски прекрасно, никакого отставания в развитии у него нет, по-русски говорит с акцентом, но говорит, читает, все понимает.Потом уже узнала, что в 2-***** и более язычных семьях почти всегд такие проблемы, особенно с мальчиками.

18.

Гость

[203048270] — 15 ноября 2015, 23:05

Мой в 3.5 говорил несколько слов невнятно,определили в спец садик,там логопед занималась. К 4 годам разговорился,даже главные роли на утренниках исполнял,но речь была торопливая,проглатывались окончания слов. Почему то неврапотологи проблем не видели,говорили пройдет,память хорошая,интеллект не отставал. В 6 я его в музыкалку отдала. После этого он через полгода занятий музыкой и читать резко стал хорошо,и примеры решать. Мне сказали,что музыка хорошо помогает развивать мозг. Сейчас ему 8.5 лет. Некоторые проблемы с выговариванием остались,если тараторить начинает,если одергиваю,что б спокойней говорил,то никаких особенностей,учится без троек,меня пугали,что если от речевых проблем не избавиться,то будет писать так,как и произносит,и в 1 классе он переписывал текст и пропускал буквы в словах,летом я его читать много заставляла,сейчас правильно пишет.

19.

Лия

[3763455085] — 15 ноября 2015, 23:36

Мой до трёх молчал, издавал только звуки и некоторые слова, по врачам ходили, все бестолку, но потом заговорил и сейчас ему 13, все хорошо, проблем нет)

20.

Гость

[3838535818] — 16 ноября 2015, 00:00

Моему племяннику 2.5. Не говорит, только лепечет. Его дед до 4 не говорил вообще.

21.

Гость

[3988570569] — 16 ноября 2015, 00:17

Гость

Вот много я слышала, что ребенок не говорил-не говорил, прямо совсем лет до трех-четырех молчал, а потом как заговорил фразами, прям стишок мог сразу рассказать. Но все время это говорили о детях знакомых, а вот хочется услышать такие истории именно от реальных мам. Есть же много деток, которые заговорили позже других, как это у Вас произошло?

22.

ленкор

[482308441] — 16 ноября 2015, 00:47

777

ленкор, а как с пониманием было? у моего РАС, тяжело ждать и надеяться, столько всего делается, а по капле в год. Он говорить может, вон песенку на английском поет. Но не общается. я так устала ждать и верить. Конечно, форум не тот для таких разговоров….

23.

ленкор

[482308441] — 16 ноября 2015, 00:50

извините, а что такое РАС? Вы наберитесь терпения. И помните, что вы должны сделать все. Нельзя опускать руки. Вы представьте, что я все это делала вообще тайком. Семья моего мужа (врачи все) строго настрого запрещали его лечить, мол все лекарства вредные и заговорит он когда заговорит. С мужем чуть до развода не дошли. В итоге я не жалею, что все это сделала. Не унывайте. Вот вспомнила я все эти дни и понимаю через что вы проходите.

25.

Гость

[1828599870] — 16 ноября 2015, 02:55

Мой в 2 года не говорил (ну почти, были отдельные слова типа «мама, папа, баба, киса, би-би, дай»). Невролог нам чуть ли не ставил задержку в развитии. Летом поехали на дачу к бабушке, там общался мой сын с двоюродным братом старше на два месяца (а тот болтал уже вовсю предложениями). Они подружились хорошо, общались много. Вернулись мы с дачи, и тут мой ребенок и заговорил! Вот именно так как пишут — «не говорил-не говорил, и вдруг сразу предложениями». Я сама не верила, что так бывает, но у нас было именно так. Правда, возраст был не 3-4 года, а все же 2,5 примерно.

Читайте также:  Кровать своими руками чертежи для ребенка 5 лет

26.

777

[1704496757] — 16 ноября 2015, 09:31

ленкор

извините, а что такое РАС? Вы наберитесь терпения. И помните, что вы должны сделать все. Нельзя опускать руки. Вы представьте, что я все это делала вообще тайком. Семья моего мужа (врачи все) строго настрого запрещали его лечить, мол все лекарства вредные и заговорит он когда заговорит. С мужем чуть до развода не дошли. В итоге я не жалею, что все это сделала. Не унывайте. Вот вспомнила я все эти дни и понимаю через что вы проходите.

27.

Гость

[2496856795] — 16 ноября 2015, 13:12

777

тоже интересно. только не байки про суп и кашу. И если с диагнозами, как лечились. Моему 4, беда. ((((

28.

Гость

[1886011629] — 16 ноября 2015, 15:08

нарожают

29.

777

[1704496757] — 16 ноября 2015, 15:20

Гость

нарожают по пьяне дибилоидов. я в четыре года уже читал и считал.

30.

Гость

[374512974] — 16 ноября 2015, 15:23

ЗРР из-за гипоксии во время родов. Долго лечились. Медикаментозно, гимнастика, развитие мелкой моторики, дифектологи и тд.

31.

Гость

[374512974] — 16 ноября 2015, 15:25

Гость

нарожают по пьяне дибилоидов. я в четыре года уже читал и считал.

32.

777

[1704496757] — 16 ноября 2015, 15:27

33.

777

[1704496757] — 16 ноября 2015, 15:29

Гость

Почему обязательно по пьяне и ***? У меня ребенок во время родов перевернулся внутри и пуповина 2 раза обвила шею, пошли стремительные роды, как следствие- удушение, как следсвтие ЗРР и некоторые физические проблемы в раннем детстве. Как в этом виноват гипотетический алкоголь?

35.

Гость

[374512974] — 16 ноября 2015, 15:33

777

У моего кстати тоже гипоксия.

36.

Гость

[2002576115] — 16 ноября 2015, 16:44

Автор, да не надейтесь вы на эти сказки, таких случаев один на тысячи. Занимайтесь и лечитесь лучше

38.

Гость

[569070694] — 16 ноября 2015, 21:50

К моему сыну логопед раз в неделю приходил, развивал его специальными играми. Постепенно сын «разговорился». Не ждите чуда, покажите ребенка специалисту

40.

Гость

[2332325471] — 17 ноября 2015, 17:19

Гость

Почему обязательно по пьяне и ***? У меня ребенок во время родов перевернулся внутри и пуповина 2 раза обвила шею, пошли стремительные роды, как следствие- удушение, как следсвтие ЗРР и некоторые физические проблемы в раннем детстве. Как в этом виноват гипотетический алкоголь?

42.

Гость

[3382883015] — 18 ноября 2015, 09:35

Сейчас медицина оч прибыльный бизнесс, и задержку речи чуть ли не с 2-***** лет поставят и кучу лекарств выпишут. Считаю это все издевательством над детьми, за исключением если у ребенка действительно какие то проблемы с мозгом. По факту дети начинают раньше говорить тогда, когда растут в большой семье, с бабушками дедушками, либо если в семье есть старший ребенок. Если ребенок круглые сутки только с мамой, как бы вы не развивали ребенка, сколько бы стихов не перечитали, ну нет надобности у ребенка напрягаться и говорить, мама и так все поймет, а когда живешь с бабушками дедушками приходится все же разговаривать иначе никто ребенка просто понимать не будет. После трех лет когда дети попадают в садик, обычно и начинают болтать, так как воспитатели его просто не поймут и все же придется напрягаться и разговаривать плюс вокруг много детей срабатывает стадное чувство.

43.

не кисель

[3484611099] — 18 ноября 2015, 15:02

Сын не говорил до 3 с половиной лет. Такое ощущение, что мог, но не хотел. Потом мы поехали на море. И слова пошли. Помню, как мы радовались, когда сын сказал «мойе», т.*****. «море». Дальше — больше. Через месяц он говорил все! А сейчас ему почти 5, это просто какая-то ходячая говорильня.

44.

Гость

[3331657292] — 19 ноября 2015, 00:56

Кто долго не говорит потом, как правило, очень болтливый. Наш ребенок заговорил в садике среди хорошо говорящих детей, не сразу, после 3 -***** лет.

45.

Гость

[3331657292] — 19 ноября 2015, 01:09

И дома есть старший ребенок ( который, к слову, заговорил в 2 года), и общения вокруг было много, но все равно молчал. На площадке с кучей говорящих детей гулял и только мычал. и только садик подействовал.

46.

Гость

[1944988921] — 19 ноября 2015, 20:50

мой заговорил в 3,5 после того как начал каждый день общаться на даче с девочкой на год старше, которая болтала как из пулемета)) Они как-то начали вместе играть и он чтобы не отставать начал за ней повторять слова и фразы, так и понеслось. Сейчас 5, говорит все, но букву Р нам пока ставит логопед в садике.

48.

Гость

[2286897643] — 24 сентября 2018, 15:07

А моему сыну 12 лет и он не разговаривает. Диагноз задержка психомоторного и речевого развития. Азбуку знает всю, буквы называет все, только некоторые каверкает, цыфры тоже до 30 и не все понятно. Говорит несколько слов, но понимаем только мы близкие. Знает основные цвета, разбирается в компьютерных играх, а вот разговаривать никак.

49.

Гость

[3446632719] — 24 сентября 2018, 21:58

Гость

нарожают по пьяне дибилоидов. я в четыре года уже читал и считал.

Источник

Часто можно услышать от родителей: «Ой, пойдет в сад заговорит! Он может говорить, просто ленится!». Почему ждать не стоит, рассказывает многодетная мама Дарья Сенькова, логопед, специальный психолог и учредитель детского центра развития «Успех».

Представьте себе ребенка 1,5-2 лет, который может и умеет ходить, но не ходит, потому что не хочет или ему просто лень шевелиться. Это невозможно, согласны? Вряд ли это черта характера, проявление индивидуальности или банальная лень. Почему же тогда родители так спокойно относятся к «молчунам» и надеются на лучшее, упуская время?

Читайте также:  Чем обезболить горло ребенку 5 лет

Вот как в норме происходит речевое развитие ребенка

3-6 мес. Ребенок пробует артикуляционный аппарат в действии и произносит много звуков. Малыш гулит (кряхтит, поет), прислушивается, реагирует на голос, интонацию, узнает знакомые голоса.

6-9 мес. Появляется лепет (слоги и цепочки слогов), малыш пытается повторять услышанные звукосочетания и ситуативно связывает их с предметами или действиями.

10-12 мес. Длинные цепочки слогов превращаются в первые слова, которые могут выражать целую мысль или ситуацию. Ребенок понимает названия знакомых предметов, выполняет простую инструкцию: «дай мяч». В год ребенок должен знать свое имя, легко вступать в коммуникацию и взаимодействие с родителями и детьми на площадке.

В этот период важнее обращать внимание не столько на активный словарный запас, а на то, понимает ли ребенок обращенную речь, реагирует ли на простые речевые инструкции. Например, когда мы говорим «принеси бутылочку» — ребенок идет туда, где обычно стоит бутылочка, «идем мыть ручки» — идет в ванную комнату, имитирует мытье рук.

Чтобы в этот период появилась речь, должно быть желание ребенка и взрослого общаться друг с другом. Важно, чтобы взрослый доброжелательно реагировал на инициативу ребенка, но иногда не понимал (или делал вид, что не понимает), что именно ребенок просит;

12-18 мес. Количество простых слов растет, ребенок соотносит слова с конкретными предметами или действиями, находит их на картинках.

2 года. Ребенок понимает двухступенчатую инструкцию («сходи и принеси»), говорит простые фразы из 2 слов, начинает формироваться грамматика.

Если ребенок не говорит в 2 года, значит, у него есть определенная проблема, с которой нужно работать. Не стоит ждать и верить в сказки о том, что «какой-то мальчик заговорил в 5 лет и стал президентом». Таким образом вы лишь упускаете время.

Итак, какие обследования необходимы?

Ребенка, у которого есть сложности с развитием речи, есть смысл показать нескольким специалистам.

Сурдолог

Даже небольшое снижение слуха у ребенка приводит к трудностям восприятия речи, нарушению формирования слуховых и речевых центров мозга.

Каждому новорожденному ребенку обязательно проводят скрининговое (предварительное) исследование слуха. Его цель — получить с наименьшими затратами более-менее достоверные данные о работе органа слуха. Помните: при помощи неонатального скрининга слуха нельзя делать окончательные выводы.
 

Диагностику нужно повторить, если ребенок совсем не говорит или если вы не уверены, что ребенок вас всегда слышит. Бывает такое, что ребенок плохо слышит только одним ухом.

Чем раньше будет выявлено снижение слуха, тем больше возможностей у родителей для реабилитации, а малышу будет проще привыкнуть к слуховым аппаратам. При грамотном слухопротезировании (до года) и занятиям с сурдопедагогом к 5-летнему возрасту слабослышащий ребенок не отстает в развитии от сверстников без нарушения слуха. 

 Невролог.

Осмотр врачом обычно проводится по плану: общее состояние (самочувствие, сон, аппетит), оценка нервной возбудимости, двигательной активности и эмоций младенца. Далее проверка зрения, слуха, осязания, изучение рефлексов и мышечного тонуса.

Можно и нужно обратиться к врачу, если ребенок быстро возбуждается и трудно успокаивается, плохо спит, плохо ест, плохо набирает вес, обильно срыгивает, испытывает судороги, вообще часто и сильно плачет без видимых причин.
 

Невролог обязательно подробно расспросит маму о развитии ребенка, о протекании беременности и родов и только после этого назначит обследование, например, энцефалограму (ЭЭГ) или доплер (УЗДГ).

Мой совет: если вам ставят какой-либо неврологический диагноз, посетите еще двух врачей и только потом принимайте решение о медикаментозном вмешательстве. Сделайте то же самое, если видите, что ваш ребенок выделяется не лучшим образом на фоне других детей (это обычно видно в полтора года), а невролог говорит, что все хорошо. Каждый месяц я сталкиваюсь с ситуациями, которых можно было бы избежать, прояви мама активность.

 Генетик.

Иногда нужна также консультация генетика — для исключения генетических болезней, которые вызывают задержку речевого развития, а также для проверки обмена веществ. К счастью, такая необходимость возникает редко.

 Психиатр.

Психиатр нужен, если кроме проблем с задержкой речи есть и другие проявления, например, частые истерики, агрессивность, фобии, гиперактивность, с которой родителям трудно справиться, нарушения сна, психотравма, тики др.

 Психолог.

Психолог поможет оценить общее развитие ребенка — состояние общей моторики (умеет ли двухгодовалый малыш бить ногой по мячу, подниматься по лестнице, идти спиной вперед и т.д.), ручной моторики (использует ли указательный палец при показе, раздевается ли самостоятельно, может ли в 2,5 года бросать мячик одной рукой), конструирования (собирает ли 2-летний малыш пирамидку из 2-х колец), различает ли предметы по форме, цвету, величине, показывает ли в 2 года части тела на кукле и многое другое.
 

Если наряду с отсутствием речи есть еще особенности поведения у ребенка — ребенок не смотрит в глаза, не взаимодействует с родителями, достаточно активно и как-то нецелесообразно передвигается, бегает, «машет крылышками» — это также повод для того, чтобы отправиться к психологу.

 Логопед.

Это специалист, который обязательно спросит у вас, облизывает ли ребенок в 1 год ложку, пьет ли он из чашки, жует ли в 1,5 года твердую пищу, реагирует ли на свое имя, понимает ли смысл просьб «иди ко мне, открой рот», выражает ли эмоции звуками и т.д.
 

С помощью этих признаков можно следить за развитием речи у ребенка даже тогда, когда ребенок еще не говорит. При нормальном речевом развитии до появления словесной, звучащей речи ребенок уже «разговаривает» со взрослыми с помощью жестов, взглядов, криков, звуков. Так он усваивает  структуру диалога — «скелет» общения, который потом обрастает речью. Если этот этап не пройден, дальнейшее развитие речи нарушается.

Логопед не просто выявляет задержку в развитии речи, но и с раннего возраста проводит сенсорные занятия, направленные на запуск речи. Пластичность мозга наиболее активна именно до 6-7 лет. Если ребенка привели на занятия к логопеду в 2-2,5 года,  шанс того,  что он догонит возрастную норму, очень высок. Если начать занятия только в 4-5 лет, обычно можно только улучшить речь, а не максимально восстановить, реабилитировать ребенка.

Мне искренне хочется, чтобы родители не упускали самое ценное, что у них есть, время!

Источник