Ребенок младшего школьного возраста диагностика и развитие

Ребенок младшего школьного возраста диагностика и развитие thumbnail

Разделы

Содержание

Примерные задания

Методики

Зрительное восприятие

— узнавание и называние реалистических, в перевернутом ракурсе, зашумленных, наложенных, недорисованных изображений

— самостоятельное составление  описательного рассказа по рассматриваемой картине

— установление  причинно-следственных связей в серии сюжетных картинок

— «Зашумленные» изображения, «Наложенные» изображения», «Недорисованные» изображения, «Химеры»

— восприятие сюжетной картинки

— восприятие серии сюжетных картинок

— «Разрезные картинки»

— «Сюжетные «вкладки»

1 Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.

3.  Психолого – педагогическая диагностика развития детей раннего и дошкольного возраста /Методическое пособие под ред. Е.А. Стребелевой, «Просвещение» М., 2005

4. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Ознакомление с окружающим миром, пространственно-временная ориентировка

— умение ориентироваться в ближайшем окружении

— временная ориентировка

— сведения об окружающем

— ориентировка в схеме тела и ближайшем пространстве

— называние и показ местоположения фигур

— определение частей суток, времен года, последовательности, признаков, месяцев,

дни недели

— понимание сложных логико-грамматических конструкций

— беседа об окружающем мире

1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ/ С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998.

 2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002

3. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ», 1998

Развитие   мелкой   м о т о р и к и  

— выявление уровня графического навыка

— зрительно-моторная

координация

— общая моторика

— графические пробы

— анализ школьных тетрадей

1. Психологическая карта дошкольника (готовность к школе). Графический материал, М.В. Ермолаева, И. Г. Ерофеева, Москва – Воронеж, 2002

Мышление

— конструирование

— установление причинно-следственных зависимостей

— понимание скрытого смысла

— обобщение

— «Сложи картинку»

(без образца; по целой картинке; с показом способа выполнения задания)

— «Сложи узор» (Кубики Никитина, кубики Коса»)

— выбор по аналогии

— «Дополни набор» («9-я клеточка»)

— «Продолжи ряд» (установление закономерности)

— исключение предметов («4-й лишний»)

— предметная классификация

— сравнение понятий

— понимание картин со скрытым смыслом, с изображением нелепых ситуаций, серии картин, связанных единым сюжетом

— понимание метафор, пословиц и поговорок

— простые и сложные аналогии

— выделение существенных признаков

1. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик, «Владос», 2002

2. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

3.Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей С.Д. Забрамная, «Просвещение», 1995

4. Диагностический комплект исследования особенностей развития познавательной сферы детей дошкольного и младшего школьного возрастов., Авт.-сост. Семаго Н.Я., Семаго М.М. и др. «АРКТИ»

5. Тест умственного развития младшего школьника / Е.М.Борисова, В.П. Арсланьян., Психологический институт РАО, М., 1997

6. Психодиагностический комплекс методик для определения уровня развития познавательной деятельности. Л.И. Переслени, «Айрис Пресс», М.,2006

7. Диагностика познавательной сферы ребенка. Т. Г. Богданова, Т. В. Корнилова, «Роспедагенство», М., 1994

Программные знания:

— Математика

     — Письмо

     — Чтение

Математика:

— счет, состав числа до 10, счетные операции, сложения и вычитания, решение простых задач (1 класс)

— числовой ряд, разряды чисел, запись многозначного числа, сравнение чисел, навык устных и письменных вычислений, решение простых и составных задач, элементарный геометрический материал (2-4 класс)

Письмо:

— письмо под диктовку слов, предложений по фонематическому принципу, соблюдение элементарных орфографических правил (1 класс)

Чтение:

— чтение и понимание текстов небольшого объема (1 класс)

Выполнять письмо под диктовку с соблюдением орфографических и синтаксических правил. (2-4 класс)

— чтение и понимание текстов, проведение логической обработки прочитанного (выделять основной смысл, главную мысль, делить текст на смысловые части, выборочный пересказ, озаглавливание и др.) (2-4 класс)

— анализ рабочих тетрадей

— диктант

— проверочная работа по математике

— чтение текста

1. От диагностики к развитию» / Материалы для психолого-педагогического изучения детей в дошкольных учреждениях и начальных классах школ / С. Д. Забрамная, «Новая школа», М. 1998

2. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей, С. Д. Забрамная, О.В. Боровик «Владос», 2002

Источник

Инфоурок

Начальные классы
›Научные работы›Доклад. на тему «Психолого – педагогическая диагностика детей младшего школьного возраста.»

Психолого – педагогическая диагностика детей младшего школьного возраста. .

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Психолого – педагогическая диагностика детей младшего школьного возраста. .

Описание слайда:

Психолого – педагогическая диагностика детей младшего школьного возраста. .

2 слайд

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со

Описание слайда:

Педагогу необходимо знать интересы и увлечения учащихся, взаимоотношения со сверстниками, родными и взрослыми людьми, особенности характера, эмоциональное состояние ребёнка. Для этого можно воспользоваться психолого – педагогическими методами изучения личности младшего школьника. Психолого – педагогическая диагностика является одним из компонентов педагогического процесса.

3 слайд

Психолого – педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленна

Описание слайда:

Психолого – педагогическая диагностика – это оценочная практика, направленная на изучение индивидуально – психологических особенностей ученика и социально – психологических особенностей ученика и социально – психологических характеристик детского коллектива с целью оптимизации учебно – воспитательного процесса.

Читайте также:  Ребенок 3 года развитие занятия

4 слайд

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информацио

Описание слайда:

В педагогическом процессе диагностика выполняет следующие функции: информационную, прогнозирующую, оценочную, развивающую.

5 слайд

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: Выявить относите

Описание слайда:

Информационная функция диагностики заключается в том, чтобы: Выявить относительный уровень развития ребёнка; Выявить уровень состояния педагогического взаимодействия; Определить основные параметры будущей характеристики ученика.

6 слайд

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: Способствовать в

Описание слайда:

Прогнозирующая функция диагностики заключается в том, чтобы: Способствовать выявлению потенциальных возможностей развития учащихся; Определяет прогноз организации взаимодействия с учеником.

7 слайд

Оценочная функция заключается в том, чтобы: Иметь представление о результатив

Описание слайда:

Оценочная функция заключается в том, чтобы: Иметь представление о результативности педагогического взаимодействия; Определить эффективность использования в педагогическом процессе различных воспитательных и обучающих средств.

8 слайд

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: Использовать диагно

Описание слайда:

Развивающая функция диагностики заключается в том, чтобы: Использовать диагностические методы для демонстрации ученику его возможностей и перспектив развития; Создать условия для самореализации, самоощущения и саморазвития личности на основе диагностики.

9 слайд

Основные задачи диагностики в начальной школе: Определить уровни развития реб

Описание слайда:

Основные задачи диагностики в начальной школе: Определить уровни развития ребёнка. Обнаружить изменения основных характеристик и признаков личности в лучшую или в худшую сторону. Увидеть норму и отклонение (ориентируясь на эталон). Проанализировать полученные факты. Установить причины изменений. Выработать план дальнейшей коррекционной работы по результатам диагностики.

10 слайд

Работая с диагностическими методиками, преподаватель должен придерживаться сл

Описание слайда:

Работая с диагностическими методиками, преподаватель должен придерживаться следующих правил: Правило первое. Содержание диагностической методики должно предполагать ожидаемый результат. Правило второе. Диагностика должна быть достаточно информативной и создавать широкое поле исследовательской деятельности. Правило третье. Результаты диагностического исследования должны анализироваться компетентными людьми. Правило четвёртое. Любые результаты исследования должны служить не во вред учащимся и родителям, а во благо. Правило пятое. По результатам диагностического исследования должна проводиться систематическая коррекционная работа. Правило шестое. Необходимость педагогической диагностики должна разъясняться учащимся и их родителям.

11 слайд

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа м

Описание слайда:

Беседа является одним из главных методов педагогической диагностики. Беседа может стать важным способом в изучении интеллектуальной и личностной сфер ребёнка, его индивидуальных особенностей, существующих у него проблем. Отличие беседы от обычного разговора состоит в том, что содержание её разворачивается вокруг узкой темы, значимой для ребёнка и взрослого. Позитивные результаты от беседы можно ожидать, если: педагог обладает умением создавать благоприятную атмосферу проведения беседы; педагог обладает такими качествами, как тактичность, коммуникабельность, «направленность на ребёнка»; педагог не делает поспешных выводов и не навешивает ярлыков; педагог обладает умением сочувствовать и сопереживать другому человеку; педагог проявляет гибкость в формулировании вопросов детям; педагог умеет правильно формулировать вопрос.

12 слайд

Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде

Описание слайда:

Метод наблюдения даёт возможность изучить участие ребёнка в конкретном виде деятельности без вмешательства в естественный процесс данной деятельности. Наблюдение можно использовать тогда, когда существует или назревает конфликтная ситуация и необходимо сформировать объективное мнение о поведении ученика и совершаемых им поступках.

13 слайд

Опросник даёт возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов кон

Описание слайда:

Опросник даёт возможность изучить мотивацию действий учащихся, интересов конкретного ребёнка или группы класса в целом, уровень тревожности учащихся в классе. Опросник эффективен при выявлении отношений учащихся к конкретным проблемам и явлениям.

14 слайд

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе,

Описание слайда:

Проективные тесты позволяют изучить отношение учащихся к миру, самому себе, значимой деятельности, своим социальным ролям.

15 слайд

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и лич

Описание слайда:

Анкеты дают возможность выявить степень влияния коллектива на личность и личности на коллектив, позиции детей в коллективе и степень их значимости в нём.

16 слайд

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к к

Описание слайда:

Графические и рисуночные тесты. Данные тесты позволяют изучить отношение к коллективу, семейные отношения, взаимодействия с педагогами и родителями.

17 слайд

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, ли

Описание слайда:

Сочинения помогают изучить интеллектуальные умения учащихся, их кругозор, личностные качества, отношение к мировым ценностям, мироощущение ребёнка.

18 слайд

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников мо

Описание слайда:

Для диагностики личностных качеств и учебной мотивации младших школьников можно использовать следующие методики.

19 слайд

Мой портрет в интерьере. Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель

Описание слайда:

Мой портрет в интерьере. Прежде чем ребята будут выполнять задание, учитель показывает им рамочку для фотографии, на которой можно разместить предметы интерьера (книгу, очки, фрукты, спортивные атрибуты и т.д.). Учащимся предлагается нарисовать свой портрет и поместить портрет в рамку из различных предметов. Предметы для рамки предлагается определить самим учащимся. Предметы, которые включит ученик в интерьер своего портрета, отражают главные интересы его жизни.

20 слайд

Десять моих «Я». Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых на

Описание слайда:

Десять моих «Я». Учащимся раздаются листочки бумаги, на каждом из которых написано десять раз слово «Я». Учащиеся должны дать определение каждому «Я», рассказывая о себе и своих качествах. Например: Я – умный. Я – красивый и т.д. Классный руководитель обращает внимание на то, какие прилагательные использует ученик для своей характеристики.

21 слайд

Что у меня на сердце. Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечк

Описание слайда:

Что у меня на сердце. Учащимся класса раздаются вырезанные из бумаги сердечки. Классный руководитель даёт следующее задание: «Ребята, иногда взрослые говорят, что у них «легко на сердце» или «тяжело на сердце». Давайте определим с вами, когда может быть на сердце тяжело, а когда легко, и с чем это может быть связано. Для этого на одной стороне сердечка напишите причины, отчего у вас на сердце тяжело, и причины, отчего у вас на сердце легко. При этом вы можете раскрасить ваше сердечко в тот цвет, который соответствует вашему настроению». Диагностика позволяет узнать причины переживаний ребёнка, найти пути их преодоления.

Читайте также:  Молитва ребенок отстает в развитии

22 слайд

Номинация. Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных пред

Описание слайда:

Номинация. Учащимся предлагается принять участие в чествовании школьных предметов. Для этого предлагается распределить школьные предметы по следующим номинациям: Хорошая школа – это… Плохая школа – это… Хороший класс – это… Плохой класс – это… Хороший ученик – это… Плохой ученик – это… Хороший учитель – это… Плохой учитель – это… Хороший ответ – это… Плохой ответ – это… Хороший урок – это… Плохой урок – это…

Выберите книгу со скидкой:

Ребенок младшего школьного возраста диагностика и развитие

БОЛЕЕ 58 000 КНИГ И ШИРОКИЙ ВЫБОР КАНЦТОВАРОВ! ИНФОЛАВКА

Инфолавка — книжный магазин для педагогов и родителей от проекта «Инфоурок»

Ребенок младшего школьного возраста диагностика и развитие

Курс повышения квалификации

Ребенок младшего школьного возраста диагностика и развитие

Курс профессиональной переподготовки

Учитель начальных классов

Ребенок младшего школьного возраста диагностика и развитие

Курс повышения квалификации

Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация

Номер материала:

ДБ-1632999

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Источник

В последнее время в системе дошкольного образования Российской Федерации все большее распространение получает практика проведения психолого-педагогической диагностики, в том числе тестирования, детей дошкольного возраста. Само по себе использование диагностики является позитивным моментом образовательного процесса.

Диагностика – деятельность, направленная на постановку диагноза (диагноз – распознание, греч.).
Младший школьный возраст – этап развития ребёнка, который соответствует периоду обучения в начальной школе. Хронологические границы этого возраста различны в разных странах и в разных исторических условиях. Эти границы могут быть условно определены в интервале от 6-7 до 10-11 лет, их уточнение зависит от официально принятых сроков начального обучения.

Поступление ребенка в школу ставит перед учреждением целый ряд задач в период работы с младшими школьниками: · выявить уровень его готовности к школьному обучению и индивидуальные особенности его деятельности, общения, поведения, психических процессов, которые необходимо будет учесть в ходе обучения; · по возможности компенсировать возможные пробелы и повысить школьную готовность, тем самым провести профилактику школьной дезадаптации; · спланировать стратегию и тактику обучения будущего школьника с учетом его индивидуальных возможностей.

Решение этих задач требует глубокой проработки психологических особенностей современных школьников, которые приходят в школу с разным «багажом», представляющим совокупность психологических новообразований предыдущего возрастного этапа – дошкольного детства. Каждый возрастной этап характеризуется особым положением ребенка в системе принятых в данном обществе отношений. В соответствии с этим жизнь детей разного возраста наполняется специфическим содержанием: особыми взаимоотношениями с окружающими людьми и особой, ведущей для данного этапа развития деятельностью. Хотелось бы отметить, что еще Л.С. Выготский выделял следующие типы ведущей деятельности: ·

младенцы – непосредственно эмоциональное общение; ·

раннее детство – манипулятивная деятельность; ·

дошкольники – игровая деятельность; ·

младшие школьники – учебная деятельность; ·

подростки – социально признаваемая и социально одобряемая деятельность; ·

старшеклассники – учебно-профессиональная деятельность.

Поступление в школу коренным образом меняет характер жизни ребёнка.

С первых дней обучения в школе возникает главное противоречие – между постоянно растущими требованиями, которые предъявляются к личности ребёнка, его вниманию, памяти, мышлению, речи, и наличным уровнем развития. Это противоречие является движущей силой развития у младшего школьника. По мере возрастания требований уровень психического развития подтягивается до их уровня. Младший школьный возраст – качественно своеобразный этап развития ребёнка. Развитие высших психических функций и личности в целом происходит в рамках ведущей на данном этапе деятельности (учебной – согласно периодизации Д.Б. Эльконина), сменяющей в этом качестве игровую деятельность, которая выступала как ведущая в дошкольном возрасте. Включение ребёнка в учебную деятельность знаменует начало перестройки всех психических процессов и функций. Разумеется, далеко не сразу у младших школьников формируется правильное отношение к учению. Они пока не понимают, зачем нужно учиться. Но вскоре оказывается, что учение – труд, требующий волевых усилий, мобилизации внимания, интеллектуальной активности, самоограничений. Если ребёнок к этому не привык, то у него наступает разочарование, возникает отрицательное отношение к учению. Для того, чтобы этого не случилось учитель должен внушать ребёнку мысль, что учение – не праздник, не игра, а серьёзная, напряжённая работа, однако очень интересная, так как она позволит узнать много нового, занимательного, важного, нужного. Важно, чтобы и сама организация учебной работы подкрепляла слова учителя. Вначале у него формируется интерес к самому процессу учебной деятельности без осознания её значения. Только после возникновения интереса к результатам своего учебного труда формируется интерес к содержанию учебной деятельности, к приобретению знаний. Вот эта основа и является благоприятной почвой для формирования у младшего школьника мотивов учения высокого общественного порядка, связанных с подлинно ответственным отношением к учебным занятиям.

Формирование интереса к содержанию учебной деятельности, приобретению знаний связано с переживанием школьниками чувства удовлетворения от своих достижений. А подкрепляется это чувство одобрением, похвалой учителя, который подчёркивает каждый, даже самый маленький успех, самое маленькое продвижение вперёд. Младшие школьники испытывают чувство гордости, особый подъём сил, когда учитель хвалит их. Большое воспитательное воздействие учителя на младших связано с тем, что учитель с самого начала пребывания детей в школе становится для них непререкаемым авторитетом.

Читайте также:  Презентация последствия от разрыва с кровной семьей для развития ребенка

Авторитет учителя – самая важная предпосылка для обучения и воспитания в младших классах. Происходит функциональное совершенствование мозга – развивается аналитико-систематическая функция коры; постепенно изменяется соотношение процессов возбуждения и торможения: процесс торможения становится всё более сильным, хотя по-прежнему преобладает процесс возбуждения, и младшие школьники в высокой степени возбудимы и импульсивны. Учебная деятельность в начальных классах стимулирует, прежде всего, развитие психических процессов непосредственного познания окружающего мира – ощущений и восприятий.

Младшие школьники отличаются остротой и свежестью восприятия, своего рода созерцательной любознательностью. Наиболее характерная черта восприятия этих учащихся – его малая дифференцированность, где совершают неточности и ошибки в дифференцировке при восприятии сходных объектов. Следующая особенность восприятия учащихся в начале младшего школьного возраста – тесная связь его с действиями школьника. Восприятие на этом уровне психического развития связано с практической деятельностью ребёнка. Воспринять предмет для ребёнка – значит что-то делать с ним, что-то изменить в нём, произвести какие-либо действия, взять, потрогать его.

Характерная особенность учащихся – ярко выраженная эмоциональность восприятия. В процессе обучения происходит перестройка восприятия, оно поднимается на более высокую ступень развития, принимает характер целенаправленной и управляемой деятельности. В процессе обучения восприятие углубляется, становится более анализирующим, дифференцирующим, принимает характер организованного наблюдения. Некоторые возрастные особенности присущи вниманию учащихся начальных классов. Основная из них – слабость произвольного внимания.

Возможности волевого регулирования внимания, управления им в начале младшего школьного возраста ограничены. Произвольные внимания младшего школьника требует так называемой близкой мотивации. Если у старших учащихся произвольное внимание поддерживается и при наличии далёкой мотивации (они могут заставить себя сосредоточиться на неинтересной и трудной работе ради результата, который ожидается в будущем), то младший школьник обычно может заставить себя сосредоточенно работать лишь при наличии близкой мотивации (перспективы получить отличную отметку, заслужить похвалу учителя, лучше всех справиться с заданием и т. д.)

Значительно лучше в младшем школьном возрасте развито непроизвольное внимание. Всё новое, неожиданное, яркое, интересное само собой привлекает внимание учеников, без всяких усилий с их стороны. Возрастные особенности памяти в младшем школьном возрасте развиваются под влиянием обучения. Усиливается роль и удельный вес словесно-логического, смыслового запоминания и развивается возможность сознательно управлять своей памятью и регулировать её проявления. В связи с возрастным относительным преобладанием деятельности первой сигнальной системы у младших школьников более развита наглядно-образная память, чем словесно-логическая. Они лучше, быстрее запоминают и прочнее сохраняют в памяти конкретные сведения, события, лица, предметы, факты, чем определения, описания, объяснения.

Младшие школьники склонны к механическому запоминанию без осознания смысловых связей внутри запоминаемого материала. Основная тенденция развития воображения в младшем школьном возрасте – это совершенствование воссоздающего воображения. Оно связано с представлением ранее воспринятого или созданием образов в соответствии с данным описанием, схемой, рисунком и т. д. Воссоздающее воображение совершенствуется за счёт всё более правильного и полного отражения действительности. Творческое воображение как создание новых образов, связанное с преобразованием, переработкой впечатлений прошлого опыта, соединением их в новые сочетания, комбинации, также развивается. Под влиянием обучения происходит постепенный переход от познания внешней стороны явлений к познанию их сущности. Мышление начинает отражать существенные свойства и признаки предметов и явлений, что даёт возможность делать первые обобщения, первые выводы, проводить первые аналогии, строить элементарные умозаключения. На этой основе у ребёнка постепенно начинают формироваться элементарные научные понятия.

Аналитико-синтетическая деятельность в начале младшего школьного возраста ещё весьма элементарна, находится в основном на стадии наглядно-действенного анализа, основывающегося на непосредственном восприятии предметов. Младший школьный возраст – возраст достаточно заметного формирования личности. Для него характерны новые отношения с взрослыми и сверстниками, включение в целую систему коллективов, включение в новый вид деятельности – учение, которое предъявляет ряд серьёзных требований к ученику. Всё это решающим образом сказывается на формировании и закреплении новой системы отношений к людям, коллективу, к учению и связанным с ними обязанностям, формирует характер, волю, расширяет круг интересов, развивает способности.

В младшем школьном возрасте закладывается фундамент нравственного поведения, происходит усвоение моральных норм и правил поведения, начинает формироваться общественная направленность личности. Характер младших школьников отличается некоторыми особенностями. Прежде всего, они импульсивны – склонны незамедлительно действовать под влиянием непосредственных импульсов, побуждений, не подумав и не взвесив всех обстоятельств, по случайным поводам. Причина – потребность в активной внешней разрядке при возрастной слабости волевой регуляции поведения. Возрастной особенностью является и общая недостаточность воли: младший школьник ещё не обладает большим опытом длительной борьбы за намеченную цель, преодоления трудностей и препятствий. Он может опустить руки при неудаче, потерять веру в свои силы и невозможности. Нередко наблюдается капризность, упрямство. Обычная причина их – недостатки семейного воспитания. Ребёнок привык к тому, что все его желания и требования удовлетворялись, он ни в чём не видел отказа. Капризность и упрямство – своеобразная форма протеста ребёнка против тех твёрдых требований, которые ему предъявляет школа, против необходимости жертвовать тем, что хочется, во имя того, что надо. Младшие школьники очень эмоц?