Ребенок к 4 годам завязывает шнурки

Ребенок к 4 годам завязывает шнурки thumbnail

13 июля 2018

Аверьянова Света

Ребенок к 4 годам завязывает шнурки

Повседневная детская обувь чаще всего фиксируется на ноге с помощью текстильных застежек-липучек. В результате встречаются малыши, которые даже в младшем школьном возрасте не умеют завязывать и развязывать шнурки. А без этого навыка не справиться с ботинками для лыж и катания на роликах, многими видами повседневной обуви. Информация о том, когда и как научить ребенка завязывать шнурки, рано или поздно пригодится всем родителям.

В каком возрасте начинать обучение

Легко осваивают этот навык малыши с хорошо налаженной мелкой моторикой рук. Данное физиологическое свойство развивается с первых месяцев жизни в процессе игр с вещами различной формы и фактуры.

Малышам от года полезно давать мешочки с зашитыми в них крупами, песком, мелкими камушками, использовать различные пособия, где кроха учится перебирать, ощупывать, крутить мелкие элементы. После двух лет карапузам интересны несложные конструкторы, мягкие пазлы, деревянные разборные игрушки. Отлично развивают моторику крошечных пальчиков занятия лепкой из глины и пластилина, аппликацией, рисование.

Обычно к 3-4–летнему возрасту малыш, хорошо владеющий различными навыками, готов обучиться и умению завязывать шнурки. Это занятие станет для него отличной развивающей игрой. Важно научить малыша определять, какая нога и рука у него — левая, а какая — правая. К 5-6 годам освоить простой метод шнуровки необходимо, особенно если есть подобная обувь.

Это интересно! Считается, что первые шнурки для обуви появились в 1790 году.

До этого шнуровка использовалась преимущественно в одежде. Прообразом шнурка служила веревка с металлическими конусами на концах.

Упражнения для мелкой моторики

Чтобы упрямые шнурки были подвластны маленьким пальчикам, нужны тренировки. Забавные упражнения не только укрепят мышцы, но и разовьют творческие способности, научат логически мыслить, улучшат координацию движений:

Соедини точки. В продаже есть много развивающих изданий, в которых изложена задача для малыша — обвести контур по точкам так, чтобы получилось изображение.соедини точки

Мозаика. Умение выкладывать узор из мелких элементов в определенной последовательности — первый шаг к освоению азов математики.мозайка

Сортировка мелких предметов. В школах, обучающих детей по методу Марии Монтессори, активно используются прищепки, пуговицы, крупы и другая мелочь. На занятиях малыши нанизывают бусы, сортируют элементы по различным признакам, перекладывают их из одной чаши в другую.сортировка

Раскраски с наклейками. Задача малыша — не только раскрасить понравившуюся картинку, но и найти соответствующее изображение и аккуратно наклеить его на нужный фрагмент листа.раскраски с наклейками

Пальчиковые игры. Два в одном: гимнастика для маленьких ручек и заучивание веселых стихотворений.пальчиковая гимнастика

Рисование на песке, манке. Настоящий простор для творчества: можно учить буквы, цифры, рисовать тематические картинки или просто пересыпать теплый песок руками.рисование на манке

Как заинтересовать обучением

Малыш и сам может попросить научить его завязывать шнурки, увидев новые кеды с изображением героев любимого мультика или при выборе роликовых коньков. Нужно объяснить ему, насколько важно правильно стянуть обувь по ноге: этого требуют правила безопасности. Шнурки имеют свойство предательски развязываться в самый неподходящий момент, зацепившись за них, можно упасть.

Увлекает ребенка и вид оригинальной яркой шнуровки на папиных кроссовках или маминых ботильонах. Если в семье есть старшие дети, их тоже можно подключить к процессу.

Мальчику, возможно, будут интересны рассказы о представителях профессий, которые носят обувь на шнуровке: военных, полицейских, спортсменах, пожарных. Девочек процесс переплетения ярких веревочек и так интересует, достаточно обратить внимание на то, какие красивые виды комбинаций можно использовать.

Предложите малышу вознаграждение: если он сам зашнурует кеды или ботинки, то пойдет в парк или цирк, за покупкой чего-то желанного для него.

Прежде чем приучать тренироваться на настоящей обуви, купите или сделайте пособие из картона, фанеры, на котором с помощью веревочки элементы прикрепляются к изображению.

На каких шнурках лучше учиться

От выбранной модели зависит многое. В процессе обучения важна каждая мелочь, поэтому оптимальным вариантом станут такие шнурки:

  • Яркие, приятные на ощупь, не слишком скользкие, с твердыми эглетами (наконечниками).
  • Не слишком тонкие: они обычно так и норовят выскользнуть и плохо держат узел. Толстые завязывать малышам неудобно.
  • Желательно плоские: из них проще формировать петли.
  • С длиной около 30 сантиметров, более длинные шнурки будут постоянно путаться, слишком короткие не дадут завязать узел с петлями.

    для обучения

Пошаговые способы завязывать шнурки

Первое занятие лучше провести, расположившись позади малыша, если он будет напротив зеркально повторять движения, то быстро запутается. Можно и присесть рядом с ним, слева или справа, в зависимости от того, правша или левша ребенок. Обучать желательно, никуда не торопясь и не отвлекаясь по мелочам. А если еще рассказать увлекательную сказку или стишок, то успех несомненен.

Сначала предложите крохе завязать начальный узел под забавную историю:

  1. «Жили-были два братца — Левый и Правый» — формируем узелок (левый шнурок заводим за правый).
  2. «Левый позвал Правого на прогулку» — левый конец шнурка пополам складываем в петлю.
  3. «Правый с радостью согласился» — перевязываем левый конец шнурка за правую петлю.
  4. Затягиваем полученный узелок.
    простой узел
Читайте также:  Слизь в стуле ребенка 4 года

Потом освойте простой способ фиксации бантиком. Поэтапный инструктаж:

  1. Вытяните оба конца шнурка, возьмите их в руки. Начните сказку: «Жили-были два червячка: Бим и Бом».
  2. Скрестите их между собой: «Пошли гулять?», «Пошли!»
  3. Кончик одного шнурка вытащите вниз: «Червячки взялись за ручки. Идут и веселятся». (Помашите шнурками).
  4. Стяните оба конца и сделайте петельки-ушки: «Встретились им зайчики Тима и Тема. Позвали они червячков в гости пить чай».
  5. Перекрестите петельки: «Все берутся за ручки и бегут в норку».
  6. Одну петельку пропускаем в получившуюся арку.
  7. Потяните за концы в разные стороны, чтобы бантик затянулся.обычный бантик

Или спойте веселую песенку Спанч Боба, которого любят многие малыши:

Ты хочешь завязать шнурки,

Не бойся, это пустяки.

Берешь шнурок, петля, крючок,

О чудо, вышел узелок!

Сначала нужно их стянуть,

Потом продеть и захлестнуть.

Петля, крючок, и вот

Ботинок не спадет.

Еще один вариант простой связки, или, в просторечии, «бабушкин узел»:

  1. Завяжите узел, как в предыдущем варианте (см. картинку ниже)
  2. Сделать одну петельку из конца одного шнурка, приговаривая: «Зайчик-душка, у него есть ушко».
  3. Перекрутить один конец вокруг петли и сказать: «Зайчик кустик обошел, в норочку свою зашел».
  4. Просунуть «ушко» в дырочку.
  5. Затянуть бантик.бабушкин узел

Посмотрите еще один интересный и модный сейчас способ завязывать шнурки.

бабушкин бантик

Скажите ребенку, что важно уметь не только шнуровать, но и снимать шнурки с обуви, и покажите, каким образом это делать.

Это интересно! Как-то ученые с помощью компьютерного метода подсчитали, сколько вариантов шнурования может получиться, если взять один шнурок и кроссовок с двенадцатью отверстиями. Получилось два триллиона вариантов.

Посмотрите видео, на котором показано как научить ребенка завязывать шнурки всего за 5 минут.

Полезные советы

  • Окрасьте половину шнурка в другой цвет: так у малыша не будет рябить в глазах, и он быстрее поймет, какую петлю легче разместить сверху: левую или правую. Особенно это важно, если у родителя доминирующая рука — правая, а ребенок — левша или амбидекстер.разукрасить
  • Разместите «тренажеры» в виде тесемочек или веревочек на различных предметах в доме: ручках шкафов, ножках стула, на игрушках, чтобы малыш мог упражняться в завязывании банта.

    Девочкам можно предложить плести косы куклам.тренажер

  • Отметьте день, когда ребенок смог впервые самостоятельно надеть обувь на шнуровке.

Не допускайте эти ошибки

  • Если занятия с малышом будут регулярными, овладеть новым навыком он сможет уже через 1-2 недели. Если тренироваться раз в неделю, ребенок быстро забудет все, чему научился.
  • Помогайте и советуйте только в том случае, если кроха требует помощи. Со временем он постепенно всему научится.
  • Ругать и критиковать можно только, если вы намерены взрастить в ребенке букет комплексов, нарушить доверие и отбить желание к процессу обучения.
  • Малыш нашел свой способ завязывать шнурки? Отлично, у него незаурядные творческие способности. Не настаивайте на своем методе, даже если вам он кажется более удобным.
  • Не сравнивайте и не торопите малыша.
  • Если ребенок горит желанием научиться, не откладывайте дело в долгий ящик. Выделите время и начните занятия.
  • Не стремитесь показать все способы сразу: пусть кроха освоит хотя бы один, самый простой. Повторяйте каждый раз одни и те же действия, поясняющие слова, чтобы он не запутался.
  • Если у малыша совсем ничего не получается, отложите занятия на некоторое время. Если он устал, прервите занятия.
  • Отмечайте вместе успехи на каждом этапе, радуйтесь им.

Конечно, ребенок вполне может прожить, не умея зашнуровывать и развязывать собственный кроссовок, или постоянно носить обувь на липучке, которую проще застегивать. Психологи всего мира бьют тревогу: все больше детей с отставанием развития моторных навыков, а это значит, отстают и речь, и мышление. Чем больше умеет ребенок, тем лучше он ориентируется в школьной и обычной жизни.

ВАЖНО! *при копировании материалов статьи обязательно указывайте активную ссылку на первоисточник: https://razvitie-vospitanie.ru/kak_nauchit/rebenka_zavyazivat_shnurki.html

Если вам понравилась статья — поставьте лайк и оставьте свой комментарий ниже. Нам важно ваше мнение!

Понравился наш контент? Подпишитесь на канал в Яндекс Дзене.

Источник

Для маленького ребенка посредниками между ним самим и миром являются, как правило, родители. Они создают благоприятный фон для физического и личностного развития малыша. Настанет время, и он будет подобно цветку тянуться к тем условиям, установка на которые была дана в детстве, еще позднее – самостоятельно их выбирать или создавать.

Однако до этого еще нужно преодолеть огромный путь взросления, который состоит из миллионов маленьких шажочков, даже таких на первый взгляд несущественных, как завязывание шнурков. О том, как научить ребенка завязывать шнурки и пойдет речь далее.

В каком возрасте начать обучение?

Несвоевременность какого-либо события, навыка и прочего, как известно, вечная драма. И в воспитании та же история. Педагогические приемы должны умещаться в возрастных рамках.

Логичным тому объяснением может стать элементарный ход развития нового человека: что подвластно пониманию в 15 лет, едва ли будет интересным в 5, и наоборот. К тому же, серьезные погрешности во времени осваивания того или иного навыка зачастую приводит к результатам противоположным ожидаемым. Во избежание этого следует уделять достаточно внимания развитию ребенка, а если у него что-то не получается, ни в коем случае не ругать его.

Читайте также:  Куда отдать ребенка в 4 года девочку тюмень

Чтобы облегчить обучение ребенка завязывать шнурки, необходимо с самого детства заниматься развитием мелкой моторики. Для этого, начиная с малых лет, необходимо учить малыша лепить, рисовать карандашами, выполнять развивающие упражнения.

Как только ребенок научится сидеть, следует давать ему играть игрушками различной текстуры. С двухлетнего возраста под контролем взрослых ребенку можно давать играть пуговицами, бусинами и прочими материалами.

В зависимости от индивидуальных особенностей ребенка, научиться завязывать шнурки без посторонней помощи он может в возрасте от 3 до 6 лет. Приблизить этот момент помогут усилия родителей, направленные на развитие мелкой моторики, любознательности и самостоятельности.

Осваиванию навыка шнурования обычно предшествует осознание того, где находится левая рука, а где правая, и какой из них удобнее выполнять большинство действий.kak-nauchit-rebenka-zavyazat-shnurki.jpg

Учим завязывать шнурки

Чтобы лучше понимать ребенка, важно уметь смотреть на окружающий мир его глазами. Для этого придется сократить дистанцию в возрасте, опыте и полностью погрузиться в мир детских грез, где игры хороводят вместе с безудержной фантазией.

Алгоритмы, сухой схематизм, следование правилам и другие навыки достанутся тем, кому это больше по душе.

Дети – другая стихия, и подход к ним должен быть соответствующий, игровой, поощрительный, пробуждающий интерес. Здесь на выручку придут специальные развивающие игрушки.

Их ассортимент в наше время очень велик. Подойдет все, начиная от простых материалов, которые можно щупать, перекатывать, перебирать, тем самым совершенствуя базовые навыки, заканчивая более сложными предметами со шнуровкой. Правила постижения искусства завязывать шнурки можно разбить на три этапа.

Учим завязывать шнурки

Привлечь внимание ребенка

Хорошо сочинить небольшую историю с динамичным сюжетом и использовать ее для вовлечения малыша в процесс шнуровки, пусть это станет своеобразной традицией. Обыгрывание ситуаций нужно для придания смысла обыденным процессам, которые без игрового сопровождения ребенку малоинтересны.

Начать этот творческий процесс можно с покупки малышу новой красивой пары обуви. Такой родительский жест помимо всего прочего послужит и дополнительным стимулом для малыша.

Еще один важный момент – психологический. Маленький ребенок хоть и не умеет классифицировать эмоции, но все же на подсознательном уровне знает, где хорошо, а где плохо. Так, неконтролируемый гнев или открытое раздражение приводят к росту комплекса неполноценности у ребенка, хотя он ни в чем не виноват.

Проговорить теорию и закрепить ее на практике

Важно использовать собственные методы влияния (вот почему ранее предлагалось установить контакт и найти нужный подход), чтобы объяснить процесс завязывания шнурков живо, а не сухо.

Шнурование обуви вместе со своим ребенком – действенный способ. Так, он будет параллельно механически запоминать движения и вместе с тем на интеллектуальном уровне усваивать то, что ему говорят.kak-nauchit-rebenka-zavyazat-shnurki.jpg
Стоит учесть, что шнуровка – очень маленькая часть обуви, особенно детской. Поэтому специалисты рекомендуют тренироваться в завязывании шнурков на предметах больших размеров. Лента, веревка, волокно идеально подойдут для этой цели.

Типичная родительская ошибка: пытаясь научить чадо чему-либо, они показывают это на своем примере, но делают это зеркально. Маленький ребенок не развит в достаточной степени и «конвертировать» такие действия ему тяжело.

Продолжать практиковать, поощряя самостоятельность ребенка

Взрослому человеку бывает трудно простыми словами объяснить даже самый простой процесс. Детская любознательность срабатывает моментально, и появляются тысячи вопросов, к которым надо быть готовым.

Прибегнуть к помощи смешных стишков, образовательных мультиков, забавных поговорок и прочих подсказок – не грешно, главное, добиться того, чтобы все шаги на пути развития ребенок ассоциировал с чем-то добрым и мог для себя их объяснить.

Ежедневная практика приведет к нужному результату и, без преувеличений, скрасит жизнь родителей, ведь даже самое простое действие превращается в событие, если за это берется ребенок.

Техника завязывания шнурков

Техник завязывания шнурков известно немало. В конце концов, это лишь дело фантазии. Однако на первых порах достаточно освоить базовые способы.

Первый и самый простой: две петельки скрестить между собой, ту, которая окажется вверху, пропустить снизу и вывести на прежнее место. Готово!

Некоторые родители учат своих детей завязывать шнурки на одну петельку, полагая, что такой узел продержится дольше. Однако, как показывает практика, для большинства деток такой способ дается труднее. Кроме того, прочность узла зависит от силы, с которой его завязывали, а также от материала самих шнурков (если он скользящий, то крепко держаться не будет).

Немаловажным занятием с малышом будет обучение его завязывать разные узелки. Пусть вначале это будут самые обычные варианты узлов, которые со временем можно будет пытаться усложнять. Это поможет не только развивать мелкую моторику пальцев, но и станет хорошей составляющей учебного процесса при завязывании шнурков.

Читайте также:  Авамис или назарел ребенку 4 года

Метод подражания

Обучая ребенка завязывать шнурки, можно использовать метод подражания. Показывайте ребенку на собственном примере, как завязывать шнурки.

Медленно показывайте малышу поэтапно, как правильно и в какой последовательности нужно завязывать шнурки. Только, когда показываете малышу, как правильно складывать шнурки и в какой последовательности производить действия, становитесь рядом с ним, а не перед ним. «Отзеркалить» все манипуляции со шнурками в этом возрасте ребенок не сможет. kak-nauchit-rebenka-zavyazat-shnurki.jpg

Методика, основанная на детском мышлении

Суть методики заключается в том, что дети легче и успешнее обучаются в форме, игры, стишков, песенок и так далее. Есть несколько развивающих мультфильмов, в которых персонажи помогают малышам освоить технику.

В любом случае, если вы хотите научить ребенка этой науке именно таким методом, то постарайтесь мыслить, как он.

Бабушкин метод

Бабушкин метод основывается на умении завязывать узлы. Если ребенок научился этому навыку, то следует показать ему, как завязывать узел, держа концы, сложенные в два раза. Каждый конец шнурка нужно сложить петелькой, и обернуть петельки друг за дружку так, словно завязываете узел.

Важно объяснить ребенку, почему нужно соединять шнурок в петельки, ведь, в противном случае шнурки не получится развязать.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Почему ребенок не умеет завязывать шнурки?

Трудности, с которыми сталкиваются родители в попытках научить ребенка шнуровать обувь, и проблемы, когда ребенку плохо дается развитие – разные вещи.

Первая появляется стихийно, но и при надлежащих усилиях долго не задерживаются. Вторые же являются результатом запущенности и затянутости решения обыкновенных задач.

Для динамичного яркого развития ребенка необходимы специальные условия. Эти условия могут обеспечить любые любящие родители, а именно:

  • достаточно внимания, чтобы видеть, где ребенок путается, какие момент даются ему особенно нелегко;
  • терпение: ведь надо эти трудности преодолеть без криков и шквала негативных эмоций;
  • время для того, чтобы повторять одни и те же действия, оттачивая навык, совершенствуя его из раза в раз;
  • правило «золотой середины»: не мешать ребенку самостоятельно выполнять нужные действия и в то же время обеспечить психологический комфорт и понимание того, что при необходимости будет оказана помощь и поддержка;
  • похвала: она приятна всем и даже в самых, казалось бы, безвыходных ситуациях чья-то вера вдохновляет на еще одну попытку.

Упражнение на развитие мелкой моторики

Моторику рук и пальцев начинают развивать еще в детстве, давая ребенку предметы разных размеров, форм и фактур.

Такие действия направлены на поиск баланса между работой опорно-двигательной и нервной системы человека, иными словами, это нужно для того, чтобы ребенок лучше чувствовал и представлял окружающий мир.

Учеными давно доказано, что дети с хорошо развитой мелкой моторикой быстрее начинают говорить и эффективнее усваивают новые слова.

Во время обучения постоянно комментируйте свои действия. Старайтесь не сильно изменять трактовку и порядок шагов. Не проявляйте креативность, лучше обучаться науке по отработанному принципу, чтобы не запутать малыша.

Вот лишь некоторые упражнения для развития мелкой моторики из целого списка имеющихся:

  • пальчиковая гимнастика: есть специальные упражнения, как и для других групп мышц, но маленькому ребенку лучше просто дать в руки грецкий орех, необычной формы камушек, кусочек вязкого материала, наподобие пластилина. В результате он начнет его щупать и мять, тем самым тренируя мышцы. Маленьким детям очень нравится нанизывать бусины на нить, складывать конструктор и т.д.
  • рисование по точкам и контурам: продвинутый уровень для тех деток, которые различают левую и правую руки, умеют держать ручку и даже писать ею. В таком упражнении предлагается соединить точки и узнать, кто же нарисован на картинке. Особенность в том, что чем точнее и мягче прорисованы линии, тем реалистичнее выглядит картинка. А еще этот способ отлично помогает сконцентрировать внимание;
  • штриховка бывает разной, и когда наскучит выполнять другие письменные упражнения, можно попробовать это. С помощью этого упражнения можно закрепить укрепить навык ориентирования в пространстве (штриховка сверху вниз, вокруг и т.д.);

Расслабляющий массаж, растяжка мышц только улучшат результат.

Вместо заключения

kak-nauchit-rebenka-zavyazat-shnurki.jpgВсему свое время, а учиться завязывать шнурки можно с 3 до 6 лет.

Родители – проводники своего маленького ребенка в мир и должны быть с ним на одной волне, а значит, обучение должно происходить на языке, понятном ученику, на игровом языке. Хорошо задействовать специальные мультфильмы, стишки и другие материалы, чтобы увлечь ребенка, вызвать у него позитивные ассоциации и выстроить свой ход мыслей.

Внимание, терпение и похвала — союзники в нелегком деле обучения ребенка. Полезно развивать мелкую моторику пальцев и рук – это поможет в дальнейшем при осваивании новых предметов и обращении с ними.

Если вы начали учить ребенка завязывать шнурочки, то упорно идите к цели, не уступая и не оставляя эту затею. Постепенно ручки малыша «запомнят», что и как делается, куда нужно повернуть тот или другой конец, и дело начнет спориться в его руках. Поэтому, родители, запасайтесь терпением.

Источник