Ребенок к 3 годам не говори пмпк
Татьяна Вознюк
Психолого-педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК детского сада (2–3 года)
Психолого – педагогическая характеристика для предоставления на ПМПК МДОУ д/с №__ (2-3 года)
(Составляется описательно, без подчеркивания)
1. Фамилия имя отчество ребенка ___
2. Дата рождения (число, месяц, год) ___
3. Как долго ребенок посещает детский сад (дата поступления в ДОУ). Как проходил период адаптации к детскому саду. (Легко, тяжело, удовлетворительно).
4.Физическое развитие: группа здоровья (I, II, болеет (часто, редко, не посещает детский сад из-за болезней, часто болеющий ребенок).
5. Характеристика семьи (полная, неполная, многодетная, есть старшие или младшие братья, сестры, единственный ребенок в семье, кто занимается воспитанием ребенка (папа, мама, оба родителя, мама и бабушка и т. д.). Есть ли аффективная привязанность к кому –либо из взрослых: указать к кому (очень привязан к маме, сестре, папе).
6. Характер сна ребенка:
— сон: спокойный, беспокойный, кричит во сне, непродолжительный;
— засыпание: долго/быстро засыпает (до 10 мин.).
— укладывание: с дополнительными воздействиями (например, с соской, бутылкой, укачиванием и т. п.).
Поведение во время еды:
— ест самостоятельно; делает попытки самостоятельного употребления пищи; ест с помощью взрослого.
— аппетит: хороший, плохой, избирательный, отказывается от еды.
7. Культурно – гигиенические навыки (самостоятельно; по мере загрязнения и перед едой моет руки, вытирает лицо и руки личным полотенцем; сформированы навыки пользования носовым платком, полотенцем, салфеткой, расческой, горшком; умеет правильно держать ложку в правой руке; при небольшой помощи взрослого умеет снимать одежду, расстегнутую обувь, расстегивает молнию, застежки на липучках; с 2-х лет под контролем взрослого может снимать и надевать перечисленные одежду и обувь в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
— По окончании игр убирает игрушки по местам.
8.Типологические особенности личности: медлительный, быстрый, импульсивный, расторможенный, подвижный, спокойный, самостоятельный, активный, вялый, возбудимый, плаксивый.
— преобладающее настроение: жизнерадостное, подавленное, без особого оттенка; отмечаются резкие колебания в течение дня.
— конкретизировать отклонения в поведении (негативизм, немотивированное упрямство, раздражительность, агрессивность, жестокость, драчливость, конфликтность, робость, легкая подчиняемость, тревожность, напряженность, обидчивость, замкнутость, стремление к одиночеству.
9.Уровень общения со взрослыми: вступает легко и быстро; не сразу; отказ; нестабильный, стабильный, контакт и общение затруднены, замкнут, необщителен.
10. Особенности моторного развития.
Ведущая рука (правая, левая, пользуется обеими руками).
11. Описание игровых умений.
В играх с другими детьми в основном занимает лидирующую/пассивную/агрессивную/другую позицию,описать основные проявления:
задает правила, обижается, отнимает игрушки, дерется и т. д. Отдает предпочтение сюжетно-ролевым/подвижным играм/ самостоятельным играм с игрушками. В процессе игры отражает/не отражает собственный жизненный опыт. Любимая игра – указать, какая.
Сюжетно –ролевые игры: воспроизводит в игре действия с предметами, ранее разученные (кормит куклу, укладывает спать мишку); отображает в игре отдельные наблюдаемые действия; воспроизводит несложные сюжетные постройки (например, перекрытия типа «ворота», скамейка, «дом»; в игре воспроизводит ряд последовательных действий (начало сюжетной игры).
Подвижные игры: выполняет движения по слову (сигналу) взрослого не мешая другим детям, вводит подвижные игры в сюжетно – ролевые игры.
Дидактические игры: собирает пирамидку (башенку) из 5-8 колец разной величины, ориентируется в отношении плоскостных фигур (круг, квадрат, треугольник, составляет целое из 2-4 частей, разрезных картинок, кубиков, группирует, устанавливает тождества и различия однородных предметов по одному из сенсорных признаков (цвет, форма, величина, умеет формировать группы однородных предметов, различать количество предметов (один – много).
Знает /может показать на картинке: домашних животных (кошку, собаку, корову, петуха и др.);
Диких животных (медведя, лису, зайца); овощи (морковь, огурец, помидор т. д); фрукты (яблоко, груша и т. д.)
12.Состояние речи ребенка:
— речь есть, отсутствует, речь внятная/невнятная, понятная; повторяет за взрослым небольшие предложения, состоящие из 2-4 слов.
— отвечает (не отвечает) на простейшие вопросы взрослого («Кто?», «Что?», «Что делает?»);
— отвечает на более сложные вопросы взрослого («Во что одет?», «Что везет?», «Какой?», «Когда?»)
— пользуется лепетом и отдельными облегченными словами («би-би», «ав-ав»); называет только первый слог в слове.
— понимает / не понимает обращенную к нему речь;
— умеет согласовывать существительные и местоимения с глаголами, использует в речи предлоги (в, на).
— произносит внятно гласные и согласные звуки (кроме шипящих, свистящих, сонорных).
— Словарный запас соответствует возрастной норме; ниже возрастной нормы.
— с интересом / с удовольствием / вниманием слушает небольшие сказки, рассказы, стихи без наглядного / с наглядным сопровождением;
— с интересом рассматривает картинки / иллюстрации в книгах;
— умеет отвечать на вопросы по содержанию картинок.
13. Художественно –эстетическое воспитание:
— Проявляет / не проявляет интерес к изобразительной деятельности.
Лепка:
— различает синий, красный, зеленый, желтый цвета, называет, что изображено на рисунках, знает, что из глины (пластилина) можно лепить.
— раскатывает комочки глины (пластилина) прямыми движениями кистей рук, соединяет концы палочки и колбаски;
— раскатывает комок глины (пластилина) круговыми движениями, сплющивает комок между ладонями.
Конструирование:
— Проявляет интерес к конструированию
— различает основные формы деталей строительного материала (кубик, кирпичик, пластина. Цилиндр);
— с помощью взрослого строит несложные сюжетные постройки (ворота, скамейка, дом, разворачивает игру вокруг своей собственной постройки;
— без помощи взрослого / самостоятельно строит простейшие сюжетные постройки (ворота, скамейка, дом, разворачивает игру вокруг своей собственной постройки;
— сооружает элементарные постройки по образцу;
— использует предметы – заместители.
14.Музыкальное воспитание:
— Узнает знакомые мелодии, подпевает в песнях музыкальные фразы.
— Двигается в соответствии с характером музыки. Выполняет движения (притопывает ногой, хлопает в ладоши, полуприседает);
— может внимательно слушать музыку;
— любит сюжетную музыкальную игру;
— охотно танцует по показу взрослого и самостоятельно;
— интереса к музыкальным занятиям не проявляет.
Дата выдачи ___
Воспитатели: ___
___
Заведующий МДОУ «Детский сад № ___» ___ Ф. И. О
Источник
Всем доброго дня .
Ребёнок девочка 3,5 года ходим в садик с сентября , логопед в садике отправляет на комиссию , а я боюсь вдруг что страшное напишут , о потом от этого не избавится , будет клеймо .
По речи у нас конечно проблемы , в саду постоянно молчит изредка что скажет,говорит фразами либо предложениями простыми » я хочу пить , и т.д .
Боюсь что могут поставить зпр так как она откажется говорить с комиссией .
Девочки кто проходил с детьми комиссию что спрашивают у ребёнка в 3,5 года расскажите . ..
Р не говорит, буквы глотает .
Аноним автор темы:
Боюсь что могут поставить зпр так как она откажется говорить с комиссией .
так это не ставят только потому, что отказалась говорить.
Аноним автор темы:
а я боюсь вдруг что страшное напишут , о потом от этого не избавится , будет клеймо .
да прям там. а если что-то есть, то это лучше сейчас пролечить или подкорректировать, чем потом запущенные случаи разгребать.
Аноним автор темы:
Р не говорит, буквы глотает .
и что?
Аноним автор темы:
Ребёнок девочка 3,5 года ходим в садик с сентября , логопед в садике отправляет на комиссию , а я боюсь вдруг что страшное напишут , о потом от этого не избавится , будет клеймо .
😆 ой не могу… ну до чего люди дремучие
Полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать, является хорошим признаком гармонии внутри.
Что вы так переживаете? Если что-то есть, то лучше сейчас узнать и до школы постараться по-максимуму исправить, ведь ребенок еще маленький и много что можно изменить.
Комиссия ПМПК — это шанс на то что с вашим ребенком будет заниматься квалифицированный логопед. за бесплатно заметьте. И нигде никаких отметок об этом не будет.
Для меня комиссия ПМПК дала возможность перевести ребенка из обычного садика где вечно нет воспитателя и няня нерусская в хороший логосад, где два воспитателя, няня нормальная и свой логопед на группе.
Полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать, является хорошим признаком гармонии внутри.
Вас никто не заставляет передавать результаты ПМПК ни в садик, ни в школу, это дело добровольное. Но четкий диагноз поможет вашему логопеду — раз. И у него будет правомерный повод заняться именно вашим ребенком — два. Ну, и не знаю, как сейчас, а у меня сын после ПМПК еще 2 года ходил в сад бесплатно. Ему рекомендовали логосад, но мы остались в своем и получили квалифицированную помощь логопеда, которая консультировала и меня, как с ним дома работать, сообща мы справились с немалыми такими проблемами
Аноним автор темы:
а я боюсь вдруг что страшное напишут , о потом от этого не избавится , будет клеймо .
какое клеймо ?
Если направили надо идти. Эти результаты в школу не передаются, в садике вас могут перевести в речевую группу. Это хорошо для ребенка.
Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.
А как эту комиссию проходить? Тоже выдали сегодня папе лист со списком врачей. Их просто по месту жительства проходить записываться или как-то всех вместе можно?
Автор. ваша задача подготовить ребенка к школе.
Комиссия обычно спрашивает цвета, счет, животных… обобщающие слова…
Полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать, является хорошим признаком гармонии внутри.
Аноним:
Тоже выдали сегодня папе лист со списком врачей. Их просто по месту жительства проходить записываться или как-то всех вместе можно?
вы проходите всех врачей а вас в садике записывают на эту комиссию и говорят дату и куда ехать.
Полное отсутствие потребности кому-то что-то доказывать, является хорошим признаком гармонии внутри.
Анонимно:
2 года ходил в сад бесплатно.
сейчас все платят одинаково.
Мне наплевать, что вы обо мне думаете. Я о вас не думаю вообще.
Аноним автор темы:
Девочки кто проходил с детьми комиссию что спрашивают у ребёнка в 3,5 года р
Аноним автор темы:
будет клеймо
Да, прям каленым железом на лбу :dash:
Вы хоть почитайте про ПМПК. Их заключение носит РЕКОМЕНДАТЕЛЬНЫЙ характер. Может, вам посоветуют перейти в логопедический садик. Не надо прятать голову в песок, есть проблемы — решайте их сразу. Занятия с логопедом только на пользу пойдут.
Kor.ka:
вы проходите всех врачей а вас в садике записывают на эту комиссию и говорят дату и куда ехать
ужос какой гемор. Врачей-то пройти сколько времени надо. Каждый раз отпрашиваться. И так каждый год? Пойдем лучше платно к логопеду.
Ладно бы зрр а если поставят зпр откажется она с ними говорить и все .
Аноним автор темы:
Ладно бы зрр а если поставят зпр откажется она с ними говорить и все .
и что?
автор вы не о том печалитесь.
мне странно чт о вы диагнозов ребенка не знаете и не ведете, тк боитесь.
так бойтесь. а потом бац и 5 вид вместо норма школы.
ребенка надо показать:
1. психиатру, причем нормальному,а не для галки
2. хорошему логопеду дефектологу для уточнения логопедического диагноза.
3. неврологу.
а пмпк определит надо ли вашему ребенку с логопедом в саду заниматься или нет.
Пока есть жизнь, есть и счастье. Впереди много, много.
Год назад со старшей ходили на ПМПК (не Ектб). Ей тогда было чуть больше 3,5. С ней минут 30 общались в игровой форме. Цвета, формы, обощения, собрать картинку из частей, еще что-то, уже толком не помню. Все очень спокойно и доброжелательно. На речь проверить ее не удалось, так как она тогда категорически не общалась с незнакомцами вербально. Но впрочем, логопед углядела, когда дочь ко мне шепотом обращалась, что у нее шипящие как-то неправильно формируются. Меня расспросили о наших проблемах и жалобах (а они, хоть и небольшие, но были). В итоге нам выдали рекомендаци. РЕКОМЕНДАЦИИ. С этим документом мы могли (и пошли) подать заявление о переводе в коррекционный сад. А могли положить на полочку и забыть. В карту ничего не писали, хотя для ознакомления я ее принесла.
С сентября ходим в коррекционный садик. Очень нравится все. Ей там гораздо комфортнее (думаю, любому ребенку в таких условиях будет комфортнее) и прогресс сразу налицо.
я со средней дочкой сама в «Радугу» звонила и записывалась. Даже без направления, проговорила по телефону проблемы, мне сказали каких врачей пройти и когда приходить на комиссию. После этого, получили логосадик, до этого никакого не было. Дочь в седьмом классе гимназии, отличница. У младшей в садике на комиссию отправляли всех, по достижению 4-х лет, т.к. садик комбинированного типа. Так что голову из песка убираем, Вы не страус, к врачам и педагогам прислушиваемся. Скорее всего, все поправимо, но с этим нужно работать.
В этих льдах за пределом широт, нет иного рассвета, чем в нас… (с)
ну нам ставила психиатр ЗПР, потому что дочь не ответила на несколько вопросов, просто в шоке была 🙂 на Радуге этот диагноз не подтвердили — все довольны. А даже если бы и подтвердили, то что расстраиваться, главное в зачатке это обнаружить и вовремя пролечить с логопедом.
несколько раз уже такие комиссии проходили,там все в игровой форме проходит. девушка приятная предлагает ребенку поиграть и в игре задает всякие вопросы,а ребенок и и грает и отвечает -не бойтесь.
Аноним:
ставила психиатр ЗПР
у меня также,а на комиссии все в порядке было,а в кабинете врача просто говорить не хотела.
Аноним автор темы:
вдруг что страшное напишут , о потом от этого не избавится , будет клеймо .
клеймо то на лоб ребенку поставят? 😉
Аноним автор темы:
что спрашивают у ребёнка в 3,5 года расскажите . ..
в моей [url=https://www.u-mama.ru/forum/kids/child-health/524647/index.html]теме[/url] на 1 странице посмотрите
Аноним автор темы:
Ладно бы зрр а если поставят зпр
Даже если вашему ребёнку когда-нибудь (не обязательно сейчас) поставят диагноз ЗПР, то что делать будете?
Источник
Речь — основной инструмент общения, которым каждый здоровый человек пользуется ежедневно. Неудивительно, что отсутствие активной речи у ребенка очень беспокоит родителей.
«А что, если он отстает в развитии? А вдруг он так и не научится говорить?»
Если ребенок не говорит в 3 года, уже нужно предпринимать определенные меры для решения данной проблемы. Детский возраст от года до пяти — самый пластичный для развития и коррекции речи, именно в этот период можно исправить многие логопедические нарушения
Как развивается речь
Новорожденный ребенок не умеет разговаривать, этому навыку он обучается в первые годы жизни. Именно так малыш адаптируется в окружающем мире. Он начинает различать речь взрослого, которая может побуждать или запрещать, учится выражать вербально свои желания и мысли. Известно, что дети, которые росли в изоляции от других людей, впоследствии не смогли научиться связно разговаривать, несмотря на то, что соответствующие зоны мозга были вполне сформированы.
В становлении речи можно выделить три периода:
Первоначальный этап
Начальный развития речи продолжается с рождения примерно до года. Ребенок учится понимать речь взрослых и значение различных слов, пытается подражать сначала отдельным звукам, начиная с самых простых — гласных (гуление). Затем звуки складываются в слоги (лепет), потом в слова. К году ребенок, в среднем, может произносить уже 5–10 слов. На этом этап пассивного развития речи заканчивается и начинается следующий.
Формирование активной речи
В период от 1 года до трех лет резко растет словарный запас, как активный, так и пассивный. В два года ребенок начинает пользоваться речью для общения, он уже складывает фразы из двух-трех слов. Сначала малыш многие слова произносит неправильно, но постепенно произношение становится более отчетливым. Речь ребенка в 3 года должна быть понятна незнакомому взрослому, а не только близким родственникам.
Монологическая речь
От трех до пяти лет речь постепенно становится грамматически правильной, появляются предложения, которыми ребенок уже способен связно рассказать о каком-то событии. Произношение становится еще лучше: малыш может понять, какие звуки у него не получаются и старается это исправить.
Речь — это сложный составной навык. Для его развития важна основа — правильно сформированные отделы головного мозга, от которых зависит понимание речи и умение говорить (зона Брока). Они созревают в разное время, поэтому, сначала малыш учится различать речь, а потом говорить. Первый процесс связан со становлением речевого слуха (способностью различать слова), а второй — с «тренировкой» артикуляционного аппарата
Задержка в развитии речи
Задержка в развитии речи бывает связана с отставанием созревания соответствующих зон головного мозга, недостаточным развитием артикуляционных мышц или сенсорными недостатками. Последний фактор можно заметить уже к окончанию первого месяца жизни. В этот период должно возникнуть слуховое сосредоточение — специфическая реакция на речь взрослого, особое внимание к ней. На основе этого процесса затем формируется различение речи. Отсутствие слухового сосредоточения может быть связано с глухотой или органическим поражением головного мозга.
Если логопед в 3 года поставил ребенку диагноз «задержка речевого развития», родителям не стоит сразу воспринимать данный факт как что-то страшное. Это просто констатация того, что словарный запас ребенка меньше нормы, он по какой-то причине не спешит пользоваться речью для общения
Задержка – это некоторое отставание, а не нарушение развития. У большинства детей такой диагноз просто снимается по достижению 4–5 лет, поскольку они догоняют своих сверстников.
Причины отставания в развитии речи
Все причины можно разделить на две группы: внутренние и внешние.
Внутренние причины
Они связаны с мозговой дисфункцией, которая возникает из-за проблем во внутриутробном развитии (например, резус-конфликт, гипоксия плода), по причине тяжелых родов (асфиксия) или повреждений головного мозга, возникших после рождения (сотрясение, повышенное внутричерепное давление и т. д.). Также это могут быть нарушения слуха. При выявлении речевых патологий следует обязательно исключить эту причину.
Имеют значение физиологические различия между полами. Для развития речи важны нейронные связи между полушариями — у девочек они формируются быстрее: у них лучше развито мозолистое тело, связывающее правое и левое полушарие. В то же время исследования австралийских ученых показали, что высокий уровень тестостерона в крови матери приводит к замедлению развития зон мозга, отвечающих за активную речь. Именно поэтому нарушения речи у мальчиков встречаются в два-три раза чаще. Впрочем, с возрастом различия стираются.
Не последнее место в становлении речи играет наследственность. Если родители начали говорить поздно, то и ребенок может развиваться по тому же сценарию.
Внешние причины
Эта группа причин связана с особенностями воспитания и общей обстановкой в семье.
Гиперопека приводит к отсутствию у ребенка потребности говорить: зачем, если ему и так все дадут?
Другая причина отставания развития речи — педагогическая запущенность, явная или скрытая. Бывает, что с ребенком в семье просто не говорят и не побуждают к этому. Известно, что дети развиваются путем подражания и повторения за взрослым. Недостаток внимания и совместной деятельности замедляет формирование коммуникативных навыков. Если взрослые включают малыша в свой разговор, задавая вопросы и побуждая отвечать на них, проблем с речью обычно не возникает.
Еще одна проблема современности — подмена живого общения электронными устройствами. Родители, постоянно отвлекающие внимание ребенка мультфильмами или компьютерными играми, обедняют его активный опыт. А телевизор, непрерывно работающий в комнате, где находится ребенок, создает информационную перегрузку. В таком случае малыш просто перестает реагировать на человеческую речь, постоянно «забивающую» его слух.
Стрессы и перенесенные заболевания тоже могут стать причиной временной задержки развития речи в 3 года.
Пример из практики: к логопеду обратилась мама с дочкой 3 лет. Жалуется, что ребенок практически не говорит, хотя выполняет просьбы, может показать предметы, о которых ее спрашивают. В целом, девочка очень стеснительная и необщительная, играть предпочитает одна и только двумя-тремя привычными игрушками. При сборе информации выяснилось, что в возрасте двух лет девочку отправили жить к бабушке на полгода, поскольку у мамы были тяжелые роды, и она длительное время находилась в больнице со вторым ребенком, а папа работал вахтенным методом. Семья уже полгода как воссоединилась, но девочка словно «забыла» даже те слова, которые говорила в два года. Стресс от переезда вкупе с личностными особенностями характера малышки привели к тому, что ребенок просто замкнулся в себе.
Что предпринимать, если ребенок не говорит
Если ваш ребенок в 3 года плохо разговаривает или вообще молчит, первое, что нужно сделать – это пройти полное медицинское обследование. Врач-невролог выяснит, нет ли у ребенка неврологических нарушений. Лор проверит слух и обследует артикуляционный аппарат. Психолог определит, соответствует ли развитие ребенка возрастным нормам. Логопед проведет тесты, которые помогут оценить уровень развития речи.
Если перечисленные выше причины исключены, значит, с ребенком все в порядке, и он просто относится к категории «молчаливых» детей. Такие малыши могут долгое время использовать только невербальные методы общения, а затем начинают сразу разговаривать связными предложениями. У молчунов нет проблем с пониманием обращенной речи, они выполняют все просьбы взрослого и активно интересуются окружающим миром. Как научить такого малыша разговаривать? Его достаточно подтолкнуть в нужном направлении, призывая к диалогу с домочадцами или детьми в развивающих группах.
Нельзя недооценивать роль родителей в развитии речи ребенка, особенно это касается мамы. Начиная с первых дней жизни, малыш слышит ее голос, реагируя на обращенные к нему слова. Непосредственно-эмоциональный контакт становится базой для дальнейшего развития.
Существует две группы родителей, неправильно реагирующих на проблемы с речью у своего ребенка.
1) Мама и папа, которые слишком беспокоятся, что их малыш в речевом развитии отстает от других. Они всем задают один и тот же вопрос: «Ребенку 3 года, не разговаривает, что делать?!» Хотя «не разговаривает» чаще всего означает «не говорит то, что мне надо» или «говорит не так хорошо, как его брат в том же возрасте». Родители начинают давить на ребенка, заставляя: «Скажи!», «Повтори!», «Повтори еще раз лучше!». Этим они вызывают речевой негативизм у малыша и, как следствие, протест, выражающийся в молчании.
2) Вторая группа – родители, которые отрицают, что у их ребенка могут быть проблемы. Они говорят себе: «Но он же совершенно здоров, отлично ест и спит, а что не говорит – так вон Эйнштейн до пяти лет не говорил, а вырос и стал знаменитым».
Если вы хотите, чтобы малыш заговорил вовремя, избегайте этих двух крайностей.
Методики по развитию речи у детей
Существует методика, разработанная педагогом и психологом О. Е. Грибовой. Она написала книгу «Что делать, если ваш ребенок не говорит», в которой дает подробные рекомендации родителям. По словам О. Е Грибовой, главное правило любых занятий с ребенком заключается в том, что они должны доставлять ему удовольствие и восприниматься как игра.
Отличное пособие для родителей — книга Е. Янушко «Помогите малышу заговорить», предназначенная для занятий с детьми до трех лет. В ней рассказывается о значении эмоционального взаимодействия и сотрудничества ребенка и взрослого, которое позволяет максимально заинтересовать малышей простыми упражнениями.
В пособии М. Кольцовой и М. Рузиной «Ребенок учится говорить. Пальчиковый игротренинг» рассказывается о механизмах развития речи. Это поможет взрослому понять суть этих процессов и руководить ими. А часть, посвященная пальчиковому игротренингу, рассказывает родителям о развитии точных движений пальцев — мелкой моторики.
Источник