Ребенок и зеркало в 5 лет

Ребенок и зеркало в 5 лет thumbnail

Рано или поздно у каждого малыша происходит знакомство с зеркалом. Если верить таким признанным авторитетам в области детской психологии и развития, как Мерилин Сигал «Ребенок играет: от рождения до года», то подобное знакомство маме с малышом полезно провести уже в двухмесячном возрасте.

Мерилин Сигал предлагает повесить недалеко от детского столика зеркало, время от времени переодевать ребенка перед ним и играть с ним в игру «Посмотри в зеркало». Как показывает практика, дети реагируют на зеркало и свое отражение в нем по-разному. Кто-то замечает себя сразу и начинает с интересом рассматривать. Кто-то даже не смотрит на отражение и стремится заняться чем-то другим. Однако рано или поздно малыш начинает проявлять интерес к своему отражению: сначала удивляется, потом восхищается, а по мере того, как он становится старше, игра с зеркалом доставляет ему все большее удовольствие.

Большинство психологов относят период активных игр с зеркалом к возрасту от 7 месяцев до 1,5 лет. Восторг и ликование ребенка, его бесконечные опыты с зеркалом на этом этапе связаны с самоидентификацией и развитием способности смотреть на себя со стороны, что в конечном итоге является частью процесса формирования личности. Наблюдая за ребенком восьми месяцев, вы заметите, что он признает в зеркальном образе нечто, что касается его непосредственным образом, является ему в качестве реальности, которая как-то скоординирована с его собственным поведением: жестикуляцией, мимикой, движениями и т.п. Ребенок криком и мимикой показывает свой интерес именно к этому объекту, он захвачен постоянно возобновляемой игрой с зеркалом, он наблюдает за повторением собственных движений и мимики в зеркале, играет со сменой местонахождения, а иногда даже проявляет «личные» чувства по отношению к своему отражению, например, целует его. Все это позволяет говорить об «узнавании» себя в зеркале. По всей видимости, в психике ребенка в этот момент происходит открытие возможности связать между собой разрозненные, фрагментарные переживания самого себя и собственного тела, которыми он располагал до этого момента, в единое, целостное телесное пространство.

Безусловно, игра с зеркалом — лишь одна из возможностей проявиться для той тенденции, которая уже наметилась в развитии ребенка. Не нам судить, как развивались бы дети, если бы люди не пользовались зеркалами в повседневной жизни, но, скорее всего, восьмимесячные малыши нашли бы какой-нибудь непредсказуемый способ установления собственной идентичности. Как раз в этом возрасте ребенок начинает ощущать себя как целостность, как существо, имеющее имя, тело, разум, восприятие. Зеркало в данном случае помогает ему связать внутренние ощущения с видимым целостным образом и положить начало психической работе, свойственной исключительно человеку. Впервые для ребенка возникает «Я», хотя это «Я» еще не является «сформулированным» для него. Для сравнения: «пристрастность» и субъективность по отношению к образу, которые проявляет семи-восьмимесячный ребенок, ярко контрастирует с безразличием, проявляемым, например, детенышем шимпанзе, тоже замечающим свой образ в зеркале, но практически сразу теряющим интерес к этому объекту, поскольку этот объект не способен напрямую взаимодействовать с ним. У шимпанзе отсутствует осознание себя, ребенок же в своих первых играх с зеркалом себя постулирует. Да, он осознает себя как личность гораздо позже, но психофизическая основа для этого осознания заложена уже сейчас. Это различие между животным и человеком выглядит особенно поразительно, если учесть, что семимесячный ребенок в своем инструментальном интеллекте отстает от шимпанзе, которую догонит только примерно к одиннадцати месяцам.

По мере взросления у ребенка изменяется реакция и поведение перед зеркалом. Чтобы проиллюстрировать эти изменения, приведем исследование, проведенное американскими учеными Льюис и Брукс-Ганн (описано в книге Г. Крайга «Психология развития»). Для того чтобы проследить прогресс в развитии самопознания ребенка, они провели с детьми разного возраста несколько экспериментов с зеркалом. Согласно результатам этих исследований, развитие самопознания в раннем детстве обнаруживает ряд стадий.

До 6 месяцев детей явно привлекает образ малыша в зеркале, но непонятно, узнают ли они свое собственное изображение (это трудно проверить). Иногда 6-месячные дети сознают, что их собственные движения соответствуют тем движениям, которые они наблюдают в зеркале.

Между 7 × 11 месяцами младенцы способны понять различие между собственным изображением в зеркале и зеркальными образами других людей, явно отличающихся от них, например ребенка старшего возраста или взрослого. В этот период дети начинают связывать конкретные особенности внешности с чувством «Я». Тем не менее, иногда ребенок этого возраста может ползать вокруг зеркала, пытаясь найти «другого» малыша. Если исследователь поставит губной помадой красную метку на носу малыша, тот ее заметит, но станет показывать на нос в зеркале, а не на свой собственный.

Примерно в 12 — 15 месяцев начавшие ходить дети уже более не нуждаются в каких-то внешних подсказках, чтобы установить связь между малышом в зеркале и собой. То есть они понимают, что видят свой собственный образ. Теперь, если исследователь поставит на носу ребенка красную точку, последует типичная реакция: малыш укажет на свой нос, отвернется от зеркала, опустит глаза, улыбнется, и будет выглядеть смущенным.

К 2-м годам познание себя расширяется еще больше и включает не только знание своей внешности, но и осознание того, чем сам ребенок занимается. Так, двухлетний ребенок, прихорашиваясь перед зеркалом, любуется собой, а если видит на губах молочные «усы», — смеется и стирает их. После 2 лет дети ведут себя перед зеркалом так же, как взрослые.

Данные этого исследования говорят о том, что восприятие ребенком своего зеркального образа развивается от идентификации с ним до осознания того, что отражение — это не он сам. Ребенок начинает учиться смотреть на себя со стороны. Этот процесс отражает, в конечном счете, таящееся в глубинах психики человека противоречие, которое стало камнем преткновения для философии и получило множество имен и трактовок. Как писал Ж. Лакан, при встрече с зеркалом ребенок «присваивает» себе свой образ, «проверив» путем бесконечных манипуляций и экспериментов, что этот образ — его собственный. Соответственно, этот образ тела становится для ребенка той матрицей, которая формирует его дальнейшие представления о себе. Внешний образ становится основой для развития внутреннего восприятия и мышления: отныне малыш будет «представлять» себя в определенном образе. При этом собственный образ ребенка будет изначально отчужден от него, так как в скорости он откроет, что это только образ (к тому же, обратный), а не он сам. В какой-то момент подрастающий ребенок осознает (и это будет уже следующий этап его развития) свое несоответствие собственной реальности.

Читайте также:  Вязкий кал у ребенка 5 лет

Все описанные этапы — лишь естественный ход развития психики маленького человечка. Однако многие дети в результате самых разных нарушений в ходе этого процесса теряют связь со своим телом, а значит, и с частью своей личности. Они не могут воспринять свои переживания, блокируют их в своем теле и подсознании. Развитие умственных способностей («разумной» и «социальной» личности) оказывается оторванным от развития тела (личности «телесной» и «эмоциональной»). Для восстановления контакта со своим телом и эмоциями существует множество упражнений, в том числе (как ни парадоксально) с зеркалом. Это чаще всего упражнения на развитие эмоциональной сферы, когда с помощью зеркала ребенок учится осознавать свои эмоции, их телесное выражение, и посредством этого, соединяться со своими чувствами и телесными переживаниями.

Само по себе тело является одновременно и «внешним» и «внутренним» объектом. Внешним — поскольку оно подвергается воздействию окружающего мира как любой другой предмет, внутренним — поскольку является «вместилищем» чувств и состояний конкретного человека. В нашей культуре внимание больше всего уделяется развитию «социальной» личности, которая, на самом деле является отчужденным, «вторичным» «продуктом» и к человеку как таковому отношение имеет лишь опосредованное. Чтобы помочь малышу избежать нарушений в психологическом развитии, нужно помочь ему установить полноценный контакт со своим телом. Существует много методов, помогающих это сделать. Это массаж, йога, кинезотерапия.

Итак, когда вы снова увидите малыша перед зеркалом, то уже будете знать, что интересная игра и необычное поведение ребенка перед ним — не что иное, как отправная точка в развитии самосознания ребенка. Не упустите этот момент. И вы многое сможете понять в своем ребенке, а главное — сможете помочь ему в дальнейшем развитии его личности.

Вера Берёзова, Анна Ершова

Статья предоставлена магазином развивающих игр и игрушек «Умный ребенок»

Источник

Народные поверья утверждают, что ребенка до года запрещено подносить к зеркалу. Об этом слышал каждый человек. Существует несколько объяснений этому древнему сказанию.

Содержание

Почему нельзя показывать ребенка в зеркале и чем это чревато?

Практическое объяснение запрета
Стекло не является исконно русским товаром. Много веков оно импортировалось. Позволить себе его приобрести могли только очень обеспеченные люди. Зеркало редко использовали по назначению, оно считалось элементом богатства, власти, высокого социального положения. Аксессуар берегли и передавали из поколения в поколение.
Качество предмета не всегда было хорошим. Его везли по морю, и во время транспортировки случались разные неприятности. Покупатель получал далеко не идеальное зеркало.

Искаженное отражение напоминало зал кривых зеркал. Смотреть в него было не по душе даже взрослым, а хрупкая детская психика действительно могла нарушиться после осмотра себя в «искаженном варианте».

Мистический предмет – зеркало

Согласно славянской религии, зеркало создал Дьявол. Оно фигурирует во всех обрядах, связанных с черной магией. Ведьмы и колдуны считают его одним из главных энергетических предметов, ведь в нем сосредоточены могущественные злые силы.

Зеркало — портал в потусторонний мир.

Сквозь него общаются с духами и другими магическими созданиями.
Считается, что новорожденный видит и чувствует больше, чем взрослый.

Зеркало опасно для него по нескольким причинам:

  • Предмет забирает чистую детскую энергетику;
  • Малыш может увидеть в зеркале потусторонних существ и сильно испугаться;
  • Злые силы могут вселиться в малыша и переманить его на сторону зла.

Согласно преданиям, чем чаще малыш смотрит на свое отражение, тем становится слабее. Предмет «высасывает» чистую душу, а значит, физическое здоровье будет становиться хуже с каждым днем. Ребенок начнет болеть.

Можно ли показывать ребенка в зеркале? Каждый родитель сам это решает.

Что говорят педиатры

Грудной ребенок не понимает, что он − самостоятельная личность. Глядя на свое отражение, малыш может подумать, что это незнакомец и расплакаться. Не исключается сильный стресс у особо восприимчивых и беспокойных малышей. Осмотр себя в зеркале в темное время суток, в полутьме, чревато бессонницей или плохими снами.

Зеркало принесет малышу ощутимую пользу после года, когда, увидев себя, он расплывается в улыбке и начинает корчить рожицы. Ребенок понимает, что «кто-то» повторяет за ним движения, и со временем осознает свое отражение.

Преимущества игры с зеркалом:

  • развитие логического мышление, внимания, фантазии;
  • знакомство с внешним миром и окружающими его предметами;
  • стрессоустойчивость, корректировка эмоционального фона.

Родители часто подносят детей, которые начинают капризничать, к зеркалу. Видя свое отражение, они переключают внимание и успокаиваются.

До какого возраста нельзя показывать ребенка в зеркале

Конкретный возраст назвать никто не может. По мнению многих, подносить малыша к зеркалу нельзя до года. Другие считают, что предмет под запретом только до крещения. После великого таинства у ребенка появляется ангел-хранитель, который защищает его от сил зла.

Читайте также:  Заявление на загранпаспорт 5 лет для ребенка до 14 лет

Видео

Видео по теме:

Заключение

Показывать или нет детей в зеркале – это личное дело каждого родителя. Традиции запрещают это делать только малышам. Про детей младшего и среднего дошкольного возраста речь не идет. Трудно представить себе современный дом, в котором нет этого аксессуара, и не смотреться в него из-за многовековых суеверий неразумно.

Источник

Помните, как пелось в одной задорной песне: «Перед зеркалом девчушка лет пяти, хохотушка и вертушка лет пяти. Корчит рожицы, не хочет отойти! …»

Действительно, зеркало в жизни ребенка выступает не только в роли игрушки, но и является тем предметом, через который он начинает познавать себя и свою внешность. Ребенок и зеркало взаимодействуют практически с самых первых дней жизни. Но что видят в нем наши дети? И как отражение в зеркале влияет на них? Ответы на эти вопросы вы найдете на сайте для мам supermams.ru.

Малыши до года

Наблюдая за тем, как малыши смотрятся в зеркало, можно увидеть немало интересных вещей.

Примерно с 2-3 месяцев малыш начинает проявлять интерес к отражению в зеркале. Вы можете повесить небольшое зеркальце на стенку или прикрепить его к домику, в котором чаще всего лежит и играет ваш малыш.

Ребенок обращает внимание в основном на лицо: рассматривает глазки, носик, форму головы. Он видит маленького хорошенького человечка, но еще не ассоциирует его с собой.

Ребенок и зеркало в 5 летУже к 4 месяцам малыш начинает радоваться своему отражению. Увидев ребенка в зеркале, он улыбается и радуется, тянет к нему ручки, пытается пощупать свое отражение. Если ребенок в зеркале увидел свою маму, он уже узнает ее и начинает приветливо аукать.

Не меньшую радость и восторг вызывает появление в зеркале игрушки. Тогда малыш пытается достать ее, пощупать, но пока еще не осознает, что она находится рядом с ним, а не с его «двойником».

К 6 месяцам ребенок в зеркале начинает тщательно разглядывать уже не только свое лицо, но и другие части тела. Он может подолгу сидеть и наблюдать, как тот человечек в зеркале повторяет за ним все движения рук и ног, улыбается и строит рожицы ему в ответ.

Ближе к 9-10 месяцам ребенок активно реагирует на отражение, хватает его руками, целует, лижет. Подобно Алисе в стране чудес, которая пыталась попасть в зазеркалье, ребенок толкает зеркало ручками, упирается в него головой, но, к удивлению, сталкивается лишь с плоской холодной поверхностью.

От года до двух

В этом возрасте ребенок в зеркале до сих пор не видит именно себя. Для него отражение в зеркале становится веселым другом, с которым он иногда разговаривает, общается посредством жестов, звуков. Ребенок может играть с зеркалом, мазать его красками или помадой, смеяться и реагировать на его поведение.

Веселой игрой оборачивается для малыша примерка новых вещей. Он с радостью бежит к зеркалу, крутится и вертится перед ним, может часами красоваться, пытаясь примерить вещь по-новому. Взаимодействие ребенка и зеркала в этом возрасте превращается в бесконечную игру, увлекательную и интересную как для него, так и для родителей.

В конце-концов, примерно в 1 год и 10 месяцев малыш понимает, что этот забавный человечек в зеркале – это он сам. Эти ощущения для него новые и необычные, но именно они играют большую роль в формировании будущей самооценки.

От двух до трех лет

К этому времени ребенок уже достаточно развит и делает множество вещей самостоятельно. Повесьте в ванной зеркальце и приучите ребенка самостоятельно умываться и причесывать волосы. Зеркало – это отличный способ приучить его к чистоте.

Также уместно будет смотреться небольшое зеркало в детской комнате. Повесьте его невысоко, и каждый раз, проходя мимо, ребенок будет обращать внимание на свой внешний вид. Ему будет очень интересно посмотреть на себя радостного или расстроенного, со слезами на глазах или измазанного шоколадом.

В этом возрасте ребенок в зеркале наблюдает за поведением взрослых. Сравнивая с родителями свой внешний вид, походку, движения, он находит много сходств и различий, подробно изучая и интересуясь ими. Вы часто можете наблюдать за тем, как малыш копирует ваши движения, жесты. И это абсолютно нормально, потому что он стремиться двигаться и выглядеть как взрослый.

Подростки

Отдельного внимания заслуживают взаимоотношения ребенка и зеркала в подростковом возрасте. Ведь все мы знаем, какое это тяжелое время, в течение которого не только тело, но и самооценка ребенка подвержены изменению.

Зачастую отражение в зеркале и его восприятие не соответствуют друг другу. Подростку кажется, что он слишком худой или толстый, что у него длинный нос или кривые ноги, что он одевается и выглядит не так, как все и т.д. Это может быть на самом деле и не так, однако переубедить его сложно.

Читайте также:  Пенициллин ребенку 5 лет

Сравнивая себя с другими, ребенок находит в своем отражении множество изъянов. Он может болезненно реагировать на оценки других людей, таким образом, формируя образ «Я психологическое» и «Я физическое».

Внешность для подростка очень важна, ведь она влияет на его поведение: он может становиться более открытым, веселым и непосредственным или же замкнуться в себе, пытаясь стать незаметным. Чтобы стать привлекательнее, девочка освоит плетение косичек перед зеркалом, а мальчик — бритье первой бородки.

К сожалению, не всегда родителям удается вернуть подростку уверенность в себе посредством разговоров и убеждений. Ведь в зеркале ребенок по-прежнему будет видеть все тот же образ, который его не совсем устраивает. Однако не стоит забывать, что для него важно ваше мнение и одобрение, пусть он вам этого и не показывает.

С точки зрения психологии, ребенок и зеркало – это не просто способ познания своего тела, но и важный этап в формировании самооценки, мнения о себе, как об отдельном человеке. Понаблюдайте за реакцией малыша на свое отражение, ведь это может очень многое рассказать о его характере и самовосприятии.

Загрузка…

Источник

Ребенок и зеркало в 5 летИнтерес малыша к зеркалу проявляется еще в раннем возрасте. Не думайте, что это праздное любопытство. Именно обычное зеркало является не просто игрушкой, а играет огромную роль в развитии ребенка.

Ребенок до года
Примерно к 3-4 месяцам ребенок начинает проявлять первый интерес к зеркалу. Подвесьте его к кроватке или прикрепите к развивающему коврику, на котором проводит время кроха. Он с интересом будет вглядываться в отражение, разглядывая свои глазки, носик, ротик. Сейчас малыш видит перед собой только интересного человечка, не более.

В 4-5 месяцев кроха радуется, увидев себя в зеркале — гладит себя, хлопает по стеклу, тянет ручки к зеркалу, эмоции выражает в виде радости и взвизгивания. Однако кроха не в силах понять, что это отражение является его собственным. Радость вызывает не только появление своего отражения, но и маминого. Попробуйте показать крохе в зеркало игрушку. Ребенок обрадуется ее появлению, будет тянуть к ней ручки, пытаясь ее схватить. Осознание того, что она рядом еще нет.

К 6-7 месяцам ребенок может подолгу сидеть возле зеркала, рассматривая уже не только свое лицо, но и части тела. Сейчас крохе нравится видеть, как его «веселый друг» повторяет за ним все движения и жесты: ребенок улыбается и он ему в ответ, кроха делает движение ручкой – и он тоже.

Ребенок от 1 года до 2
В возрасте одного года кроха по-прежнему воспринимает зеркало, как хорошего друга. С ним он лепечет, улыбается ему. Может рисовать по нему красками.

Только к 1,5 годам ребенок начинает осознавать, что отражение в зеркале – это он сам. Чтобы проверить, произошло ли осознание своего отражения, проведите небольшой тест. Нарисуйте пятнышки на лице крохи пальчиковыми красками или помадой. Отпустите малыша побегать возле зеркала. Если ребенок, увидев свое отражение в зеркале, будет пытаться дотронуться до пятнышек, тереть их, значит ваш малыш осознает видимое отражения, как свое. Если же нет – т.е. ребенок продолжает играть со «своим другом» как обычно, значит осознание не произошло. Однако не стоит расстраиваться по этому поводу. Помните, что даже сейчас зеркало выполняет огромную роль – развивает социальную активность малыша.

Многие психологи говорят, что развитие самосознания – это одна из сложных способностей. И это важная ступенька в развитии ребенка. Эти новые для ребенка эмоции и ощущения играют важную роль в формировании будущей самооценки.

Можно ли повлиять на развитие самосознания ребенка?
Да, можно. Первое зеркало для крохи – это лицо его родителей. Показывайте крохе веселые рожицы, издавайте различные звуки, изображайте мимику. Это не просто шутка или забава. Это важный пункт развития. Благодаря таким играм малыш начинает понимать, что у него есть свое собственное лицо, отдельное от мамы или папы.

Ребенок от 2 до 3 лет
В этом возрасте ваш ребенок уже многое умеет делать самостоятельно. Зеркало – хороший способ научить ребенка элементарным правилам гигиены — причесываться, умываться. Повесьте зеркало в детской на уровне ребенка, чтобы он часто мог обращать на себя внимание. Ведь кроха может видеть себя самым разным – расстроенным, с капающими слезками, улыбающимся, измазанным вареньем. Кроме всего, малыши в этом возрасте копируют движения, мимику родителей, их жесты. Конечно – мама и папа эталон для подражания!
Таким образом, зеркало играет важную развивающую функцию для ребенка почти с самого рождения для формирования правильной самооценки, мнения о себе, как отдельной личности. Попробуйте понаблюдать за вашим ребенком возле зеркала – оно может о многом вам рассказать.

Источник