Ребенок и окружающий мир 2 3 года

Ребенок и окружающий мир 2 3 года thumbnail

Ребенок и окружающий мир 2 3 годаЗнакомство ребенка с окружающим миром  происходит в трех направлениях: введение в мир предметов (их назначение, строение, материалы и т.п.), приобщение к трудовой деятельности (знакомство с трудом людей и посильная помощь) и познание мира живой и неживой природы.
Познание окружающего мира осуществляется в повседневном общении и дидактических играх.

Советы по организации знакомства с окружающим миром:

• Во время прогулок отмечайте сезонные изменения, понаблюдайте за окружающей природой, за жизнью растений и животных, работой людей, машинами и т.д.

•  Разнообразьте ежедневные прогулки с малышом сюрпризами (например, приподнимите листик, под которым прячется жучок), наблюдениями, дидактическими играми, трудовыми занятиями.

Какие у городского малыша могут быть трудовые занятия на прогулке? Зимой, например, можно «расчистить» от снега небольшую тропинку, подсыпать в птичью кормушку хлебных крошек, осенью или ранней весной — сделать сточную канавку для лужи, сгрести в кучку листву и палочки, весной и летом можно сажать и поливать растения на газончике рядом с детской площадкой. Если у вас есть дачный участок, то посильных занятий для ребенка можно придумать еще больше.

•  Позволяйте ребенку активно действовать с предметами и материалами, подсказывайте, как можно применить в жизни сделанные ребенком открытия. Например, губка впитывает воду. Поэтому ею можно вытирать стол, если что-то пролил.

• Позаботьтесь о том, чтобы предметная среда, в которой растет ваш малыш, была развивающей. Желательно, чтобы ребенку были доступны предметы, различные по своей природе и свойствам, в том числе природные материалы: песок, глина, вода, камешки.
Если вы живете в городской квартире, то дома должны быть комнатные растения.
В этом возрасте для ребенка можно приобретать карточки с иллюстрациями животных и растений, перекидные календари с видами природы, первые энциклопедии и иные познавательные книжки.

У малыша уже могут быть свои инструменты и «технический инвентарь» для «работы» по дому: маленький молоточек (для помощи папе), маленькая метелочка, лейки, совки, перчатки, фартук и т.д.

В освоении предметного мира свою роль сыграют картинки и книжки с предметными изображениями и дидактические игры.
Ребенок и окружающий мир 2 3 года

• В двух-трехлетнем возрасте у многих детей проявляется потребность заботиться о ком-то. Поэтому самое время поселить в своём доме маленького питомца: хомячка, морскую свинку, попугайчика, черепашку и т.п. Покажите ребенку, как кормить маленького друга и менять ему воду.

•  Некоторые дети после 3-х лет испытывают по отношению к некоторым представителям живой природы (жукам, паукам, червякам, улиткам, слизнякам, лягушкам, жабам) неоправданную брезгливость или страх. Поэтому изначально старайтесь демонстрировать свое позитивное отношение к ним и поддерживайте в ребенке интерес ко всем живым существам. Давайте прикоснуться к ним, стимулируйте его наблюдение за их жизнью.

•    Воспитывая в ребенке любовь к живой природе, в то же время учите его осторожности и предупреждайте о возможных неприятных последствиях некоторых действий.
Кроха должен усвоить, что нельзя гладить незнакомых собак и уличных кошек, что крапиву лучше не трогать, а пчела или оса способны ужалить. Что нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, а знакомые – лучше помыть. Что, несмотря на привлекательный вид, мухомор ядовитый, а очаровательный пони может укусить. Но не стоит «перегибать палку», все хорошо в меру.

Показатели знаний ребенка об окружающем мире

2 года – 2года 6 месяцев

• Малыш этого возраста может длительное время наблюдать за интересующим его объектом, например, как гусеница передвигается по листочку.

•  Имеет представление о людях, животных, растениях, некоторых явлениях общественной жизни (семья, детский сад, профессии).

•  Интересуется миром взрослых, их поступками, переживаниями.

• Запоминает и оценивает поступки  персонажей, а также события из книг или мультфильмов, рассказывает о них.  

2 года 6 мес. — 3 года

• Ребенок этого возраста способен длительное время удерживать внимание на заинтересовавшем его объекте.

•   Знает и называет части тела человека, их функции.

Ребенок и окружающий мир 2 3 года•  Знает названия частей тела животных и способен сопоставить их с человеческими: крылья – руки, рот – клюв.

•    Правильно называет предметы быта (из мебели, одежды, посуды и т.д.), знает их назначение.

•    Разбирается в названиях некоторых растений и плодов: деревьев, цветов, овощей, фруктов.

•    Знает названия многих животных,  правильно называет их детенышей, знает их «голоса», различает домашних и диких животных.

•    Знает названия некоторых профессий: врач, воспитатель, учитель, строитель —  водитель; может сказать, что они делают. Различает виды транспорта.

(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).

 

Автор: Дарья Колдина

Источник

Никольская Екатерина Михайловна
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности для детей 2–3 лет

Тема:‹‹Вода-какая она››

Интеграция образовательных областей:

Игровая

Коммуникативная

Позновательно-исследовательская

Физическая культура.

Цель: Развитие позновательно-иследовательской деятельности, создание благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности.

Задачи:

Обучающие: Совершенствовать знания детей о некоторых свойствах воды.

Развивающие: Развивать интерес к экспериментированию, формировать познавательную активность.

Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к воде.

Методы и приемы: Беседа, игра «Окрашивание воды», физкультминутка.

Оборудование: Из картона большая капелька, лейка, стаканчики с водой, стаканчик с молоком, камушки, краски, кисточки.

Предварительная работа:

1.Беседы с детьми на тему : «Для чего и кому нужна вода», «Где можно встретить воду».

Читайте также:  Какой можно давать сок ребенку 2 года

2. Чтение потешек, стихотворений, сказок о воде.

Ход деятельности:

1. Введение в игровую ситуацию

Воспитатель:

Ребята, ой что утром было,

я же вам сказать забыла-

Только в садик я зашла,

ко мне капелька пришла. (показывает капельку из картона)

— Дети, а что умеет делать капелька?

Капелька капает. Кап, кап, кап (хоровое проговаривание)

— Что делают капельки? Капельки капают.

Воспитатель:

Ну вот, ребята, пришла ко мне капелька и плачет, грустит,а потом мне говорит:

Дети кран закрыть забыли,

и все мои подружки — капельки уплыли

И сказала я в ответ:

Мы воду попусту не льём,

мы водичку бережём.

Капелька заулыбалась

и у нас в саду осталась.

Воспитатель: Ребята, для чего нам нужна вода. (Ответы детей).

Пить, мыть руки, купаться, готовить, стирать.

Ребята, капелька приглашает нас отправится с ней в путешествие.

Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

Раз-два! Раз-два!

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам!

В ямку – бух!

2 Основная часть

Опыт№1 «Вода жидкая»

Дети подходят к первому столу.

Воспитатель: наливает воду из лейки в стаканчик, затем переливает в другой стаканчик или даёт перелить воду в ребенку.

Что происходит с водой!

Ответы детей (по возможности)

Она льётся.

Воспитатель: водичка льётся, потому что она жидкая.

Ребята, какая вода?

Ответы детей (жидкая).

Отправляемся дальше в путь!

Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

Раз-два! Раз-два!

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам!

В ямку – бух!

Доходим до второго стола где стоит два стакана. Стакан с водой и стакан с молоком.

Воспитатель: Ребята, какого цвета вода? (Ответы детей).

Воспитатель: Вода прозрачная.

А какого цвета молоко?

(Ответы детей : белого).

Ребята, давайте с вами поиграем в прятки.

Опыт №2 «Вода прозрачная»

Возьмём по одному камешку и бросим его в стакан с водой, теперь возьмём ещё по одному и бросим его в стакан с молоком. Давайте посмотрим где получилось у нас спрятать камушек, а где не получилось.

(Ответы детей).

Воспитатель: Правильно в воде спрятать не получилось, потому что вода прозрачная, а молоко белое, непрозрачное.

Воспитатель: Давайте все вместе скажем вода прозрачная.

Отправляемся дальше в путь!

Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»

По ровненькой дорожке,

Шагают наши ножки.

Раз-два! Раз-два!

По камешкам, по камешкам,

По камешкам, по камешкам!

В ямку – бух!

Дети подходят к третьему столу, на котором стоят стаканчики с водой, краски и кисточки.

Опыт №3 игра «Окрашивание воды»

Капелька предлагает нам немного поиграть с водичкой.

Воспитатель: возьмите кисточки и добавьте в водичку немного краски.

Какого цвета у вас получилась вода?

Ответы детей.

Воспитатель: Водичка стала цветная. Вода может менять цвет.

3 Итог деятельности. Рефлексия.

Вот сколько нового мы узнали про воду. Вода бывает жидкая, прозрачная и может менять цвет.

Ребята, капелька приготовила вам подарок, музыкальный мультфильм «Капелька прыг-прыг…».

Дети садятся на стульчики смотрят мультфильм.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие.

Ответы детей.

Воспитатель: Капельке тоже понравилось путешествовать, но ей пора возвращаться домой. Дети прощаются с капелькой.

Источник

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Садко»

Конспект непосредственно образовательной деятельности

по ознакомлению с окружающим миром детей группы раннего возраста

(2-3 года)

Тема: «В гостях у Мишутки»

   Автор разработки: Мизхатова И. Ф., воспитатель первой квалификационной        

категории

  Доминирующая образовательная область: познавательное развитие

  Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.

Цель непосредственной образовательной деятельности: формирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредством познавательно-иссле-довательской деятельности

Задачи:

Образовательные:

ОО «Познавательное развитие»

1. Развивать стремление к наблюдению, сравнению обследованию шишек.

2. Учить детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями.

3. Формировать представления о среде обитания и питании медведя: живет в лесу, питается ягодами, орехами, рыбой, медом)

ОО «Речевое развитие»

1. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими части тела (глазки, ушки, носик и т. д), прилагательными, обозначающими цвет (красные ягоды), качество предметов (мягкий, тёплый, пушистый, большой, колючие) ; обозначающие вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо)

Развивающие:

ОО «Познавательное развитие»

1. Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшимдействиям.

2. Способствовать проявлению любознательности и познавательной активности воспитанников

ОО «Речевое развитие»

1. Формирование умение рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые образы живых объектов, эмоционально реагировать, сопереживать героям.

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Развивать память, внимание, наблюдательность.

2. Вовлекать детей в элементарную игровую деятельность через наблюдение за ходом игры.

Воспитательные:

ОО «Социально-коммуникативное развитие»

1. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (поощрять умение пожалеть, посочувствовать)

2. Воспитывать интерес к познанию природы.

3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение проявлять заботу об окружающих.

ОО «Познавательное развитие»

1. Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается, воспитывать интерес к познанию природы.

Читайте также:  Творожная запеканка для ребенка 2 года в микроволновке

ОО «Речевое развитие»

  1. Воспитывать умения: понимать обращенную  речь взрослого и выполнять соответствующие движения по образцу, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.

Виды детской деятельности: предметная деятельность, общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого, двигательная активность.

Материалы и оборудование:

Демонстрационный материал: елочка, игрушка Мишутка, домик Мишутки с изображенным бочонком меда, дорожки здоровья, шишки, корзина, Панно «Собери ягоды в корзину», набор для ловли рыбок, рыбки, емкость с водой, салфетки.

Раздаточный материал: удочки, салфетки

ТСО: мультимедийная техника – ноутбук с  аудиозаписью песни Е. Железнова «Мишка косолапый»

Организованная образовательная деятельность в режимных моментах

(предварительная работа): разучивание комплексной игры  «По ровненькой дорожке», «Перешагни через кочки», разучивание пальчиковой гимнастики «С медвежонком мы гурьбой», чтение потешки «Мишка косолапый», дидактическая  игра «Кто что ест?», рассматривание иллюстрации «Кто живет в лесу», игра «Поймай рыбку»

Взаимодействие с родителями:

1. Совместный просмотр родителей с детьми презентации «Кто живет в лесу»

2. Рекомендовать родителям обследовать мягкие игрушки

Индивидуальная работа: Сашу П. — вовлечь в игровую деятельность;

Алиса П. — поощрять попытки выражать свои мысли.

Методы и приѐмы:

— Наглядный: рассматривание домиков для животных, показ способов действий

— Словесный: рассказ, чтение стихов, вопросы к детям, беседа.

— Практический: психогимнастика, дыхательная гимнастика

— Игровой: создание игровой ситуации, игры

Словарная работа: косолапый, мягкий, тёплый, пушистый, колючие, большие, маленькие шишки,  рыба,   ягоды, корзина.

Ожидаемые результаты:

— Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;

— эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Умеет обследовать объекты природы с помощью зрительно-осязательных действий;

— Умеет выделять свойства и качество шишек.

— Имеет представления детей о диких животных.

— Пополняет и расширяет пассивный и словарный запас: косолапый, мягкий, тёплый, пушистый, колючие, большие.

— Умеет рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые образы живых объектов, эмоционально реагировать, сопереживать герою.

— Умеет понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.

— Умеет приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается, проявляет интерес к познанию природы.

— Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;

— Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.

Ход непрерывной образовательной деятельности:

1. Организационный момент.

Психогимнастика: «Добрый день».

Воспитатель приглашает детей в группу и предлагает улыбнуться гостям, чтобы подарить окружающим хорошее настроение.        

Воспитатель:  — Добрый день! Веселый час!

  Очень рада видеть вас!

  Вы друг к другу, улыбнитесь

  И тихонечко ко мне  повернитесь.

Воспитатель: — Ребята, вы любите ходить в гости?

На полянке за кустом я видела чей-то дом.

    В доме мишка живет, он ребят к себе зовет.

      — Ребята, а хотите в гости к мишке пойти? (ответы детей)

  1. Комплексная игра:

По ровненькой дорожке шагают наши ножки,

Вот так, вот так.

По ровненькой дорожке бегут наши ножки,

Топ-топ- топ, топ-топ- топ

А теперь по камешкам прыг- скок, прыг- скок!

Мы пришли! (прыжки на двух ногах).

Сюрпризный момент: воспитатель – Вот мы и пришли. Кто же в домике живет? (ответы детей: — «Мы пришли к Мишке»)

Воспитатель: Почему вы так думаете? (ответы детей- «Потому что, на домике нарисован бочонок с медом»)

Воспитатель: Давайте позовем его (дети зовут мишутку). Поздороваемся с Мишуткой.

— Здравствуй, Мишутка!

 (Дети здороваются,  гладят, обнимают Мишутку).

— Ребята, какой он?

 (ответы детей – мишка мягкий, тёплый, пушисты, большой). 

— Мишутка, ребятам улыбается, давайте, и мы ему улыбнёмся…

— Посмотрите, у мишки есть глазки.

— А у вас есть глазки? Покажите (дети отвечают и показывают «У мишки есть глазки»).

— У мишки  есть носик, а у вас есть носик? (дети отвечают и показывают «У мишки есть носик»).

— У мишки есть ушки? А у вас есть ушки?  (дети отвечают и показывают

«У мишки есть ушки»).

2. Логоритмическая игра «Мишка»

Воспитатель: Ребята Мишутка  приглашает нас поплясать вместе с ним. (Е. Железнова «Мишка косолапый»

Мишка косолапый по лесу идет.

Шишки собирает, песенки поет.

Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,        

Мишка рассердился и ногою топ.

    (Дети повторяют слова из потешки, и выполняют движения в соответствии с текстом).

3.Д/и «Собери шишки в корзину»

Воспитатель: Как же Мишутке не рассердиться, ведь он рассыпал все шишки, нужно помочь ему собрать их. Очень много шишек! Поможем Мишутке собрать их в корзину?!

— Возьмите шишки в руки и потрогайте. Какие они?

(ответы детей – шишка колючая, большая, маленькая, обратить внимание на величину шишки)!

Дети выполняют инструкцию и называют признак своей шишки.

Воспитатель: — Мишутка посмотри, столько много шишек мы с ребятами помогли тебе собрать!

Воспитатель: — Мишка благодарит вас и приглашает  прогуляться на ягодную полянку.

4.Пальчиковая игра «С медвежонком мы гурьбой»

С медвежонком мы гурьбой

Погулять сейчас пойдем

Мы побегаем немножко

 И сердито топнем ножкой.

А потом мы в лес пойдем

— ягод там  мы наберем.

Раз, два, три, четыре, пять —

 Будет мишка ягодки поедать!

дети перебирают указательным и средним пальцами по ладошке

дети ударяют указательным пальцем по ладошке

дети загибают пальчики под счет, проиграть на обеих ладошках

Читайте также:  Права мамы ребенку 2 года

5.Дидактический коврик «Собери ягоды в корзину» 

Воспитатель: А вот и полянка с ягодками, нужно помочь наполнить корзину  ягодами.

(Дети «отстегивают» ягоды с поляны и «пристегивают» их в корзину.)

Воспитатель: — Вот какие мы молодцы! Наполнили для Мишутки корзину ягодами. Какого цвета ягодки? (дети: «Красные») Молодцы!

6.Игра «Поймай рыбку»

Воспитатель: — Ребята, что еще любит кушать мишка? 

(Ответы детей: ягоды, рыбу, мед).

Воспитатель: Правильно, ребята! Для нашего Мишутки мы поможем наловить рыбок. Вот и пруд волшебный с рыбками. А чем же мы будем ловить рыбок? (ответы детей- удочками. сачками). Воспитатель просить взять удочки, сачки для ловли. 

7.Итог:  

Воспитатель: — Погостили ребята у Мишутки, на славу! Что мы делали у Мишутки? (Дети: собирали шишки, ягоды, ловили рыбки) 

— Мишутка очень рад, и говорит вам «Спасибо!» В благодарность дарит вам корзину с шишками.

Скажем Мишутке тоже «Спасибо» за гостеприимство и «До свидания, до новых встреч!» (Дети прощаются с Мишуткой).

Источник

Татьяна Колтышова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Отгадай и назови» с детьми 2–3 лет

Цель.

Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия;

Задачи.

1. Формировать умения обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму;

2. Формировать умения называть свойства предмета (шершавый, гладкий, неровный);

3. Учить различать по внешнему виду овощи;

4. Формировать культурно- гигиенические навыки;

5. Развивать речь, как средство общения;

6. Учить играть рядом не мешая друг другу;

Ход занятия.

Дети с воспитателем проходят в группу.

Здороваются с гостями.

На одном из стульчиков сидит зайчик, а рядом с ним корзинка, накрытая солфеткой.

Вос-ль: Ребята, посмотрите кто к нам пришел?

Дети: Зайчик.

Вос-ль: Молодцы! Давайте повторим все вместе «зайчик». (Зайчик шепчет воспитателю на ушко). Ребята нам зайчик принес гостинцы- овощи. Ведь на улицы у нас осень, а осенью собирают урожай. И зайчик собрал урожай со своего огорода. Давайте повторим все вместе «Осень».

Дети: Осень

Вос-ль: Но зайчик просит отгадать, какие овощи он принес. (Вос-ль просит одного ребенка подойти к корзинки и рукой на ощупь определить и достать один овощ).

Вос-ль: Какой овощ ты нащупал?

Ребенок: Морковку.

Вос-ль: Правильно, ребята повторим все вместе «морковка».

Физ. минутка.

Дремлет под землей морковка (ребята присаживаются на

Что же ей там снится? корточки, руки прикладывают к

щеке).

Пригрозим, нахмурив бровь (дети грозят пальчиком)

-Покажись, девица! (дети встают на ножки).

Вос-ль просит еще одного ребенка достать овощ.

Ребенок на ощупь определяет овощ и называет его (огурец).

Вос-ль: Молодец! Ребята, давайте повторим все вместе «огурец». Посмотрите огурчик шершавый на ощупь, потрогайте его, какого он цвета?

Дети: Зеленого.

Физ. минутка.

Как на бабушкиной грядке (дети закрывают ладонями

Огурцы играют в прятки. ладонями)

Что бы с ними повстречаться

Нужно очень постараться.

Им согнуть в поклоне спинку (дети наклоняются имитируя

Пригласить их всех в корзинку. сбор урожая)

Вос-ль: Что же еще у зайчика в корзине есть? (Вызывает еще одного ребенка. Он ощупывает овощ и говорит название (помидор).

Вос-ль: Давайте повторим все вместе «помидор», а какого цвета помидор?

Дети: Красного.

Вос-ль: Какой на ощупь помидор?

Дети: Гладкий.

Вос-ль: Зайка говорит, что еще один овощ остался в корзине.

(Просит еще одного ребенка отгадать, какой овощ в корзине).

Ребенок: Капуста.

Вос-ль: Какого цвета капуста?

Ребенок: Зеленого.

Вос-ль: Давайте все вместе повторим «капуста зеленая» (дети повторяют).

Вос-ль: На ощупь какая капуста?

Дети: Неровная.

Пальчиковая игра «Засолим капусту».

Мы капусту моем, моем,

Мы капусту чистим, чистим,

Мы капусту рубим, рубим,

Мы капусту солим, солим,

Мы капусту жмем, жмем,

А теперь ее едим, Мы капусту любим!

Вос-ль: Ребята, мы с вами определили на ощупь, какие овощи зайка нам принес. Но зайка еще хочет с нами поиграть, теперь вы закроете глазки, и на вкус определите, какой овощ вы съели. (Дети закрывают глаза. На подносе вносят в группу нарезанные кусочками овощи на шпажках и дают попробовать каждому ребенку. Дети отгадывают какой овощ они съели.

Вос-ль: Ребята, а из наших овощей что можно приготовить?

Дети: Индивидуальные ответы (салат, щи).

Вос-ль: А какие овощи любит зайчик?

Дети: Морковку, капусту.

Вос-ль: Молодцы ребята! Скажите пожалуйста, прежде чем скушать овощи, что мы должны сделать?

Дети: Вымыть овощи и руки.

Вос-ль: Покажите, как мы будем мыть руки. (Дети показывают,как они моют руки).

Вос-ль: А теперь помоем овощи и угостим зайку. Кушай зайка. Ребята, вы сегодня молодцы! Смогли определить на ощупь и на вкус где какой овощ. А нашему зайчику уже пора уходить домой, он прощается с нами «До свидания». И мы скажем зайчику и нашим гостям до свидания. (Дети прощаются).

Источник