Ребенок и окружающий мир 2 3 года
Знакомство ребенка с окружающим миром происходит в трех направлениях: введение в мир предметов (их назначение, строение, материалы и т.п.), приобщение к трудовой деятельности (знакомство с трудом людей и посильная помощь) и познание мира живой и неживой природы.
Познание окружающего мира осуществляется в повседневном общении и дидактических играх.
Советы по организации знакомства с окружающим миром:
• Во время прогулок отмечайте сезонные изменения, понаблюдайте за окружающей природой, за жизнью растений и животных, работой людей, машинами и т.д.
• Разнообразьте ежедневные прогулки с малышом сюрпризами (например, приподнимите листик, под которым прячется жучок), наблюдениями, дидактическими играми, трудовыми занятиями.
Какие у городского малыша могут быть трудовые занятия на прогулке? Зимой, например, можно «расчистить» от снега небольшую тропинку, подсыпать в птичью кормушку хлебных крошек, осенью или ранней весной — сделать сточную канавку для лужи, сгрести в кучку листву и палочки, весной и летом можно сажать и поливать растения на газончике рядом с детской площадкой. Если у вас есть дачный участок, то посильных занятий для ребенка можно придумать еще больше.
• Позволяйте ребенку активно действовать с предметами и материалами, подсказывайте, как можно применить в жизни сделанные ребенком открытия. Например, губка впитывает воду. Поэтому ею можно вытирать стол, если что-то пролил.
• Позаботьтесь о том, чтобы предметная среда, в которой растет ваш малыш, была развивающей. Желательно, чтобы ребенку были доступны предметы, различные по своей природе и свойствам, в том числе природные материалы: песок, глина, вода, камешки.
Если вы живете в городской квартире, то дома должны быть комнатные растения.
В этом возрасте для ребенка можно приобретать карточки с иллюстрациями животных и растений, перекидные календари с видами природы, первые энциклопедии и иные познавательные книжки.
У малыша уже могут быть свои инструменты и «технический инвентарь» для «работы» по дому: маленький молоточек (для помощи папе), маленькая метелочка, лейки, совки, перчатки, фартук и т.д.
В освоении предметного мира свою роль сыграют картинки и книжки с предметными изображениями и дидактические игры.
• В двух-трехлетнем возрасте у многих детей проявляется потребность заботиться о ком-то. Поэтому самое время поселить в своём доме маленького питомца: хомячка, морскую свинку, попугайчика, черепашку и т.п. Покажите ребенку, как кормить маленького друга и менять ему воду.
• Некоторые дети после 3-х лет испытывают по отношению к некоторым представителям живой природы (жукам, паукам, червякам, улиткам, слизнякам, лягушкам, жабам) неоправданную брезгливость или страх. Поэтому изначально старайтесь демонстрировать свое позитивное отношение к ним и поддерживайте в ребенке интерес ко всем живым существам. Давайте прикоснуться к ним, стимулируйте его наблюдение за их жизнью.
• Воспитывая в ребенке любовь к живой природе, в то же время учите его осторожности и предупреждайте о возможных неприятных последствиях некоторых действий.
Кроха должен усвоить, что нельзя гладить незнакомых собак и уличных кошек, что крапиву лучше не трогать, а пчела или оса способны ужалить. Что нельзя собирать и есть незнакомые ягоды, а знакомые – лучше помыть. Что, несмотря на привлекательный вид, мухомор ядовитый, а очаровательный пони может укусить. Но не стоит «перегибать палку», все хорошо в меру.
Показатели знаний ребенка об окружающем мире
2 года – 2года 6 месяцев
• Малыш этого возраста может длительное время наблюдать за интересующим его объектом, например, как гусеница передвигается по листочку.
• Имеет представление о людях, животных, растениях, некоторых явлениях общественной жизни (семья, детский сад, профессии).
• Интересуется миром взрослых, их поступками, переживаниями.
• Запоминает и оценивает поступки персонажей, а также события из книг или мультфильмов, рассказывает о них.
2 года 6 мес. — 3 года
• Ребенок этого возраста способен длительное время удерживать внимание на заинтересовавшем его объекте.
• Знает и называет части тела человека, их функции.
• Знает названия частей тела животных и способен сопоставить их с человеческими: крылья – руки, рот – клюв.
• Правильно называет предметы быта (из мебели, одежды, посуды и т.д.), знает их назначение.
• Разбирается в названиях некоторых растений и плодов: деревьев, цветов, овощей, фруктов.
• Знает названия многих животных, правильно называет их детенышей, знает их «голоса», различает домашних и диких животных.
• Знает названия некоторых профессий: врач, воспитатель, учитель, строитель — водитель; может сказать, что они делают. Различает виды транспорта.
(Показатели развития ребенка второго года жизни составлены с опорой на материалы Л.Н. Павловой и Е.Б. Волосовой).
Автор: Дарья Колдина
Источник
Никольская Екатерина Михайловна
Конспект ОД по ознакомлению с окружающим миром в группе общеразвивающей направленности для детей 2–3 лет
Тема:‹‹Вода-какая она››
Интеграция образовательных областей:
Игровая
Коммуникативная
Позновательно-исследовательская
Физическая культура.
Цель: Развитие позновательно-иследовательской деятельности, создание благоприятной атмосферы в процессе совместной деятельности.
Задачи:
Обучающие: Совершенствовать знания детей о некоторых свойствах воды.
Развивающие: Развивать интерес к экспериментированию, формировать познавательную активность.
Воспитывающие: Воспитывать бережное отношение к воде.
Методы и приемы: Беседа, игра «Окрашивание воды», физкультминутка.
Оборудование: Из картона большая капелька, лейка, стаканчики с водой, стаканчик с молоком, камушки, краски, кисточки.
Предварительная работа:
1.Беседы с детьми на тему : «Для чего и кому нужна вода», «Где можно встретить воду».
2. Чтение потешек, стихотворений, сказок о воде.
Ход деятельности:
1. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель:
Ребята, ой что утром было,
я же вам сказать забыла-
Только в садик я зашла,
ко мне капелька пришла. (показывает капельку из картона)
— Дети, а что умеет делать капелька?
Капелька капает. Кап, кап, кап (хоровое проговаривание)
— Что делают капельки? Капельки капают.
Воспитатель:
Ну вот, ребята, пришла ко мне капелька и плачет, грустит,а потом мне говорит:
Дети кран закрыть забыли,
и все мои подружки — капельки уплыли
И сказала я в ответ:
Мы воду попусту не льём,
мы водичку бережём.
Капелька заулыбалась
и у нас в саду осталась.
Воспитатель: Ребята, для чего нам нужна вода. (Ответы детей).
Пить, мыть руки, купаться, готовить, стирать.
Ребята, капелька приглашает нас отправится с ней в путешествие.
Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
Раз-два! Раз-два!
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам!
В ямку – бух!
2 Основная часть
Опыт№1 «Вода жидкая»
Дети подходят к первому столу.
Воспитатель: наливает воду из лейки в стаканчик, затем переливает в другой стаканчик или даёт перелить воду в ребенку.
Что происходит с водой!
Ответы детей (по возможности)
Она льётся.
Воспитатель: водичка льётся, потому что она жидкая.
Ребята, какая вода?
Ответы детей (жидкая).
Отправляемся дальше в путь!
Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
Раз-два! Раз-два!
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам!
В ямку – бух!
Доходим до второго стола где стоит два стакана. Стакан с водой и стакан с молоком.
Воспитатель: Ребята, какого цвета вода? (Ответы детей).
Воспитатель: Вода прозрачная.
А какого цвета молоко?
(Ответы детей : белого).
Ребята, давайте с вами поиграем в прятки.
Опыт №2 «Вода прозрачная»
Возьмём по одному камешку и бросим его в стакан с водой, теперь возьмём ещё по одному и бросим его в стакан с молоком. Давайте посмотрим где получилось у нас спрятать камушек, а где не получилось.
(Ответы детей).
Воспитатель: Правильно в воде спрятать не получилось, потому что вода прозрачная, а молоко белое, непрозрачное.
Воспитатель: Давайте все вместе скажем вода прозрачная.
Отправляемся дальше в путь!
Проводится подвижная игра по «Ровненькой дорожке»
По ровненькой дорожке,
Шагают наши ножки.
Раз-два! Раз-два!
По камешкам, по камешкам,
По камешкам, по камешкам!
В ямку – бух!
Дети подходят к третьему столу, на котором стоят стаканчики с водой, краски и кисточки.
Опыт №3 игра «Окрашивание воды»
Капелька предлагает нам немного поиграть с водичкой.
Воспитатель: возьмите кисточки и добавьте в водичку немного краски.
Какого цвета у вас получилась вода?
Ответы детей.
Воспитатель: Водичка стала цветная. Вода может менять цвет.
3 Итог деятельности. Рефлексия.
Вот сколько нового мы узнали про воду. Вода бывает жидкая, прозрачная и может менять цвет.
Ребята, капелька приготовила вам подарок, музыкальный мультфильм «Капелька прыг-прыг…».
Дети садятся на стульчики смотрят мультфильм.
Воспитатель: Ребята, вам понравилось наше путешествие.
Ответы детей.
Воспитатель: Капельке тоже понравилось путешествовать, но ей пора возвращаться домой. Дети прощаются с капелькой.
Источник
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 79 «Садко»
Конспект непосредственно образовательной деятельности
по ознакомлению с окружающим миром детей группы раннего возраста
(2-3 года)
Тема: «В гостях у Мишутки»
Автор разработки: Мизхатова И. Ф., воспитатель первой квалификационной
категории
Доминирующая образовательная область: познавательное развитие
Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие; физическое развитие.
Цель непосредственной образовательной деятельности: формирование познавательного интереса у детей раннего возраста посредством познавательно-иссле-довательской деятельности
Задачи:
Образовательные:
ОО «Познавательное развитие»
1. Развивать стремление к наблюдению, сравнению обследованию шишек.
2. Учить детей понимать и отвечать на вопросы воспитателя отдельными словами и простыми предложениями.
3. Формировать представления о среде обитания и питании медведя: живет в лесу, питается ягодами, орехами, рыбой, медом)
ОО «Речевое развитие»
1. Обогащать словарь детей существительными, обозначающими части тела (глазки, ушки, носик и т. д), прилагательными, обозначающими цвет (красные ягоды), качество предметов (мягкий, тёплый, пушистый, большой, колючие) ; обозначающие вежливые слова (здравствуйте, до свидания, спасибо)
Развивающие:
ОО «Познавательное развитие»
1. Развивать познавательно-исследовательский интерес, привлекая к простейшимдействиям.
2. Способствовать проявлению любознательности и познавательной активности воспитанников
ОО «Речевое развитие»
1. Формирование умение рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые образы живых объектов, эмоционально реагировать, сопереживать героям.
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Развивать память, внимание, наблюдательность.
2. Вовлекать детей в элементарную игровую деятельность через наблюдение за ходом игры.
Воспитательные:
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
1. Способствовать накоплению опыта доброжелательных взаимоотношений со сверстниками, воспитывать эмоциональную отзывчивость (поощрять умение пожалеть, посочувствовать)
2. Воспитывать интерес к познанию природы.
3. Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми; умение проявлять заботу об окружающих.
ОО «Познавательное развитие»
1. Воспитывать в детях доброту, отзывчивость, потребность приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается, воспитывать интерес к познанию природы.
ОО «Речевое развитие»
- Воспитывать умения: понимать обращенную речь взрослого и выполнять соответствующие движения по образцу, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.
Виды детской деятельности: предметная деятельность, общение со взрослым и сверстниками под руководством взрослого, двигательная активность.
Материалы и оборудование:
Демонстрационный материал: елочка, игрушка Мишутка, домик Мишутки с изображенным бочонком меда, дорожки здоровья, шишки, корзина, Панно «Собери ягоды в корзину», набор для ловли рыбок, рыбки, емкость с водой, салфетки.
Раздаточный материал: удочки, салфетки
ТСО: мультимедийная техника – ноутбук с аудиозаписью песни Е. Железнова «Мишка косолапый»
Организованная образовательная деятельность в режимных моментах
(предварительная работа): разучивание комплексной игры «По ровненькой дорожке», «Перешагни через кочки», разучивание пальчиковой гимнастики «С медвежонком мы гурьбой», чтение потешки «Мишка косолапый», дидактическая игра «Кто что ест?», рассматривание иллюстрации «Кто живет в лесу», игра «Поймай рыбку»
Взаимодействие с родителями:
1. Совместный просмотр родителей с детьми презентации «Кто живет в лесу»
2. Рекомендовать родителям обследовать мягкие игрушки
Индивидуальная работа: Сашу П. — вовлечь в игровую деятельность;
Алиса П. — поощрять попытки выражать свои мысли.
Методы и приѐмы:
— Наглядный: рассматривание домиков для животных, показ способов действий
— Словесный: рассказ, чтение стихов, вопросы к детям, беседа.
— Практический: психогимнастика, дыхательная гимнастика
— Игровой: создание игровой ситуации, игры
Словарная работа: косолапый, мягкий, тёплый, пушистый, колючие, большие, маленькие шишки, рыба, ягоды, корзина.
Ожидаемые результаты:
— Ребенок интересуется окружающими предметами и активно действует с ними;
— эмоционально вовлечен в действия с игрушками и другими предметами, стремится проявлять настойчивость в достижении результата своих действий. Умеет обследовать объекты природы с помощью зрительно-осязательных действий;
— Умеет выделять свойства и качество шишек.
— Имеет представления детей о диких животных.
— Пополняет и расширяет пассивный и словарный запас: косолапый, мягкий, тёплый, пушистый, колючие, большие.
— Умеет рассматривать картинку, узнавать в изображенном знакомые образы живых объектов, эмоционально реагировать, сопереживать герою.
— Умеет понимать обращенную речь с опорой и без опоры на наглядность, вступать в контакт с окружающими, выражать свои мысли, чувства, впечатления.
— Умеет приходить на помощь к тем, кто в ней нуждается, проявляет интерес к познанию природы.
— Стремится к общению со взрослыми и активно подражает им в движениях и действиях;
— Эмоционально откликается на игру, предложенную взрослым, принимает игровую задачу.
Ход непрерывной образовательной деятельности:
1. Организационный момент.
Психогимнастика: «Добрый день».
Воспитатель приглашает детей в группу и предлагает улыбнуться гостям, чтобы подарить окружающим хорошее настроение.
Воспитатель: — Добрый день! Веселый час!
Очень рада видеть вас!
Вы друг к другу, улыбнитесь
И тихонечко ко мне повернитесь.
Воспитатель: — Ребята, вы любите ходить в гости?
На полянке за кустом я видела чей-то дом.
В доме мишка живет, он ребят к себе зовет.
— Ребята, а хотите в гости к мишке пойти? (ответы детей)
- Комплексная игра:
По ровненькой дорожке шагают наши ножки,
Вот так, вот так.
По ровненькой дорожке бегут наши ножки,
Топ-топ- топ, топ-топ- топ
А теперь по камешкам прыг- скок, прыг- скок!
Мы пришли! (прыжки на двух ногах).
Сюрпризный момент: воспитатель – Вот мы и пришли. Кто же в домике живет? (ответы детей: — «Мы пришли к Мишке»)
Воспитатель: Почему вы так думаете? (ответы детей- «Потому что, на домике нарисован бочонок с медом»)
Воспитатель: Давайте позовем его (дети зовут мишутку). Поздороваемся с Мишуткой.
— Здравствуй, Мишутка!
(Дети здороваются, гладят, обнимают Мишутку).
— Ребята, какой он?
(ответы детей – мишка мягкий, тёплый, пушисты, большой).
— Мишутка, ребятам улыбается, давайте, и мы ему улыбнёмся…
— Посмотрите, у мишки есть глазки.
— А у вас есть глазки? Покажите (дети отвечают и показывают «У мишки есть глазки»).
— У мишки есть носик, а у вас есть носик? (дети отвечают и показывают «У мишки есть носик»).
— У мишки есть ушки? А у вас есть ушки? (дети отвечают и показывают
«У мишки есть ушки»).
2. Логоритмическая игра «Мишка»
Воспитатель: Ребята Мишутка приглашает нас поплясать вместе с ним. (Е. Железнова «Мишка косолапый»
Мишка косолапый по лесу идет.
Шишки собирает, песенки поет.
Вдруг упала шишка прямо мишке в лоб,
Мишка рассердился и ногою топ.
(Дети повторяют слова из потешки, и выполняют движения в соответствии с текстом).
3.Д/и «Собери шишки в корзину»
Воспитатель: Как же Мишутке не рассердиться, ведь он рассыпал все шишки, нужно помочь ему собрать их. Очень много шишек! Поможем Мишутке собрать их в корзину?!
— Возьмите шишки в руки и потрогайте. Какие они?
(ответы детей – шишка колючая, большая, маленькая, обратить внимание на величину шишки)!
Дети выполняют инструкцию и называют признак своей шишки.
Воспитатель: — Мишутка посмотри, столько много шишек мы с ребятами помогли тебе собрать!
Воспитатель: — Мишка благодарит вас и приглашает прогуляться на ягодную полянку.
4.Пальчиковая игра «С медвежонком мы гурьбой»
С медвежонком мы гурьбой Погулять сейчас пойдем Мы побегаем немножко И сердито топнем ножкой. А потом мы в лес пойдем — ягод там мы наберем. Раз, два, три, четыре, пять — Будет мишка ягодки поедать! | дети перебирают указательным и средним пальцами по ладошке дети ударяют указательным пальцем по ладошке дети загибают пальчики под счет, проиграть на обеих ладошках |
5.Дидактический коврик «Собери ягоды в корзину»
Воспитатель: А вот и полянка с ягодками, нужно помочь наполнить корзину ягодами.
(Дети «отстегивают» ягоды с поляны и «пристегивают» их в корзину.)
Воспитатель: — Вот какие мы молодцы! Наполнили для Мишутки корзину ягодами. Какого цвета ягодки? (дети: «Красные») Молодцы!
6.Игра «Поймай рыбку»
Воспитатель: — Ребята, что еще любит кушать мишка?
(Ответы детей: ягоды, рыбу, мед).
Воспитатель: Правильно, ребята! Для нашего Мишутки мы поможем наловить рыбок. Вот и пруд волшебный с рыбками. А чем же мы будем ловить рыбок? (ответы детей- удочками. сачками). Воспитатель просить взять удочки, сачки для ловли.
7.Итог:
Воспитатель: — Погостили ребята у Мишутки, на славу! Что мы делали у Мишутки? (Дети: собирали шишки, ягоды, ловили рыбки)
— Мишутка очень рад, и говорит вам «Спасибо!» В благодарность дарит вам корзину с шишками.
Скажем Мишутке тоже «Спасибо» за гостеприимство и «До свидания, до новых встреч!» (Дети прощаются с Мишуткой).
Источник
Татьяна Колтышова
Конспект открытого занятия по ознакомлению с окружающим миром «Отгадай и назови» с детьми 2–3 лет
Цель.
Продолжать работу по обогащению непосредственного чувственного опыта детей в разных видах деятельности, постепенно включая все виды восприятия;
Задачи.
1. Формировать умения обследовать предметы, выделять их цвет, величину, форму;
2. Формировать умения называть свойства предмета (шершавый, гладкий, неровный);
3. Учить различать по внешнему виду овощи;
4. Формировать культурно- гигиенические навыки;
5. Развивать речь, как средство общения;
6. Учить играть рядом не мешая друг другу;
Ход занятия.
Дети с воспитателем проходят в группу.
Здороваются с гостями.
На одном из стульчиков сидит зайчик, а рядом с ним корзинка, накрытая солфеткой.
Вос-ль: Ребята, посмотрите кто к нам пришел?
Дети: Зайчик.
Вос-ль: Молодцы! Давайте повторим все вместе «зайчик». (Зайчик шепчет воспитателю на ушко). Ребята нам зайчик принес гостинцы- овощи. Ведь на улицы у нас осень, а осенью собирают урожай. И зайчик собрал урожай со своего огорода. Давайте повторим все вместе «Осень».
Дети: Осень
Вос-ль: Но зайчик просит отгадать, какие овощи он принес. (Вос-ль просит одного ребенка подойти к корзинки и рукой на ощупь определить и достать один овощ).
Вос-ль: Какой овощ ты нащупал?
Ребенок: Морковку.
Вос-ль: Правильно, ребята повторим все вместе «морковка».
Физ. минутка.
Дремлет под землей морковка (ребята присаживаются на
Что же ей там снится? корточки, руки прикладывают к
щеке).
Пригрозим, нахмурив бровь (дети грозят пальчиком)
-Покажись, девица! (дети встают на ножки).
Вос-ль просит еще одного ребенка достать овощ.
Ребенок на ощупь определяет овощ и называет его (огурец).
Вос-ль: Молодец! Ребята, давайте повторим все вместе «огурец». Посмотрите огурчик шершавый на ощупь, потрогайте его, какого он цвета?
Дети: Зеленого.
Физ. минутка.
Как на бабушкиной грядке (дети закрывают ладонями
Огурцы играют в прятки. ладонями)
Что бы с ними повстречаться
Нужно очень постараться.
Им согнуть в поклоне спинку (дети наклоняются имитируя
Пригласить их всех в корзинку. сбор урожая)
Вос-ль: Что же еще у зайчика в корзине есть? (Вызывает еще одного ребенка. Он ощупывает овощ и говорит название (помидор).
Вос-ль: Давайте повторим все вместе «помидор», а какого цвета помидор?
Дети: Красного.
Вос-ль: Какой на ощупь помидор?
Дети: Гладкий.
Вос-ль: Зайка говорит, что еще один овощ остался в корзине.
(Просит еще одного ребенка отгадать, какой овощ в корзине).
Ребенок: Капуста.
Вос-ль: Какого цвета капуста?
Ребенок: Зеленого.
Вос-ль: Давайте все вместе повторим «капуста зеленая» (дети повторяют).
Вос-ль: На ощупь какая капуста?
Дети: Неровная.
Пальчиковая игра «Засолим капусту».
Мы капусту моем, моем,
Мы капусту чистим, чистим,
Мы капусту рубим, рубим,
Мы капусту солим, солим,
Мы капусту жмем, жмем,
А теперь ее едим, Мы капусту любим!
Вос-ль: Ребята, мы с вами определили на ощупь, какие овощи зайка нам принес. Но зайка еще хочет с нами поиграть, теперь вы закроете глазки, и на вкус определите, какой овощ вы съели. (Дети закрывают глаза. На подносе вносят в группу нарезанные кусочками овощи на шпажках и дают попробовать каждому ребенку. Дети отгадывают какой овощ они съели.
Вос-ль: Ребята, а из наших овощей что можно приготовить?
Дети: Индивидуальные ответы (салат, щи).
Вос-ль: А какие овощи любит зайчик?
Дети: Морковку, капусту.
Вос-ль: Молодцы ребята! Скажите пожалуйста, прежде чем скушать овощи, что мы должны сделать?
Дети: Вымыть овощи и руки.
Вос-ль: Покажите, как мы будем мыть руки. (Дети показывают,как они моют руки).
Вос-ль: А теперь помоем овощи и угостим зайку. Кушай зайка. Ребята, вы сегодня молодцы! Смогли определить на ощупь и на вкус где какой овощ. А нашему зайчику уже пора уходить домой, он прощается с нами «До свидания». И мы скажем зайчику и нашим гостям до свидания. (Дети прощаются).
Источник