Ребенок ест руками а не ложкой в 3 года
Доброго времени суток, уважаемые родители. Если Ваш ребенок ест руками, возможно, у Вас возникали тревожные мысли по этому поводу. Ведь многих родителей пугает подобное явление, они в растерянности, не знают о том, какими могут быть причины происходящего, а также не понимают, как стоит себя вести в подобной ситуации, как действовать. Именно на эти вопросы мы и попробуем ответить в данной статье.
Возможные причины
Малыш может получать удовольствие от этого процесса
Давайте рассмотрим, почему малыш может отказываться брать столовые приборы, при этом с радостью ест ручками.
- Особенности возраста. Например, такая ситуация актуально для деток в год или младше. Карапуз еще слишком мал для того, чтоб самостоятельно держать ложку или вилку, ему гораздо проще брать еду своими пальчиками. Также может иметь место невозможность донести ложку до ротика. Если ребенок еще совсем мал, он не понимает, как это правильно сделать.
- Способ привлечь родительское внимание. Особенно актуально в случае, когда малышу сильно не хватает общения с мамой или папой. Он на подсознательном уровне осознает, что своим поведением вызовет повышенный интерес у родителей.
- Кризис трехлетнего возраста. Малыш не хочет делать так, как нужно, как говорит мама. Он хочет показать, что уже достаточно взрослый, сам знает, как ему лучше или удобней.
- Способ протеста на изменения в жизненном укладе. Например, период начала посещения детского сада, переезд на новое место жительства, уход отца из семьи.
- Нежелание взрослеть. Малышу может нравиться то, что мама кормит его с ложечки, а когда она просит его есть самостоятельно, умышленно извазюкивает еду руками, отказываясь брать столовый прибор.
- Малыш просто получает удовольствие от процесса поглощения еды таким образом. Возможно, у Вас творческий ребенок и ему нравится размазывать еду по тарелке. Не исключено, что карапуз считает, что облизывать свои пальчики вкуснее, чем ложку.
Уверенно использовать столовые приборы будет под силу деткам, достигшим трехлетнего возраста.
Как быть
- Если Ваша причина в том, что ребенок еще недостаточно взрослый для того, чтобы есть ложкой самостоятельно, то воспринимайте это, как этап, необходимый для его взросления. Так, например, супом или пюре Вы можете кормить малыша с ложечки. Что же касается еды, которую можно будет взять ручками, например, печенье, вареную картошку, морковь, кабачок, кусочек вареного мяса, нежирного сыра, банан, то пусть ребенок берет сам и кушает.
Если Вы не являетесь противником того, чтоб малыш познавал окружающий мир путем поглощения пищи с использованием своих пальчиков, то не забывайте застилать клеенкой стол и одевать ребенку слюнявчик.
- Если проанализировав то, сколько времени Вы проводите с малышом, осознали, что мало уделяете ему внимания, вероятно, что именно в этом причина подобного поведения карапуза. А, значит, Ваша задача исправить это, пересмотрев дневной распорядок, свой и малыш, больше дарить карапузу своей заботы и любви.
- Если осознаете, что у малыша в данный момент кризис трех лет, то не стоит давить на него, пытаясь доказать свою правоту. Помните, что в такой период ребенок всеми силами будет указывать на свою самостоятельность, не станет подчиняться тому, что от него требуют. Лучше, если Вы будете давать ему примеры для подражания, и ни в коем случаи не сравнивайте его с детьми того же возраста, которые уже умело пользуются ложкой, не демонстрируют капризы.
- Если подобное поведение — результат каких-либо изменений в жизни карапуза, то малыш может со временем адаптироваться к этим переменам, и проблема иссякнет сама с собой. Если же нет, то придется обратиться к детскому психологу. Например, эта ситуация актуальна в случае с уходом отца из семьи.
- Если у Вас творческий карапуз и ему нравится жмякать ладонями пюре или кашку, то лучше познакомить его с пластилином или тестом для лепки. Вот тут уже ребенок сможет развернуться, воплотив в реальность все свои фантазии.
- Если самостоятельно не удается выяснить, что повлияло на подобное поведение крохи, то стоит обратиться за помощью к педиатру. Доктор может назначить ряд исследований, перенаправить к узкому специалисту, в частности к детскому психологу. А может и заверить, что в данном процессе нет ничего страшного, подобное поведение является вариантом нормы и само скоро пройдет.
Если ребенок кушает руками, не стоит сразу паниковать, считая, что малыш отстает в развитии или имеет какие-либо проблемы со здоровьем. Скорее всего, этому есть разумная причина и задача родителей ее выявить.
Рекомендации
Не кричите на ребенка за то, что он ест руками. Не травмируйте его психику
- Специалисты рекомендуют не затягивать знакомство карапуза с ложечкой. Если видите, что Ваш малыш тянется ручкой к столовому прибору, даже если крохе всего шесть месяцев, не препятствуйте этому. Можно завести для ребенка его личную маленькую ложечку из легкого материала. Поначалу будут трудности, наверняка, кроха не раз промажет, направляя еду в ротик, и, вероятно, в определенный момент решит отказаться от ложки, раз с ней так сложно. И не беда, пусть пройдет немного времени, и знакомство можно будет повторить.
- Важно запастись терпением. Необходимо понимать, что процесс привыкания к использованию столовых приборов может иметь различную длительность даже у одногодок, ведь каждый малыш индивидуален. Не стоит в такой ситуации подгонять кроху и уж тем более сравнивать свое чадо с другим карапузом, успевшим достичь своих высот.
- Если ребенок с удовольствием отправляет в рот еду, облизывая свои пальчики, не сердитесь на него. Возможно, это временный этап познания окружающего мира. Оставьте карапуза в покое, он вскоре сам осознает, что удобнее использовать ложку.
- Не упустите момент. Не стоит думать о том, что гораздо легче кормить ребенка с ложки, ведь так и быстрее, и кухня с одеждой малыша остаются чистыми. Но ведь Вы не будете кормить его до похода в первый класс, нужно вовремя приучать ребенка к самостоятельности.
- Сажайте карапуза за общий стол с остальными членами семьи. Если малыш будет видеть, что мама, папа и сестричка кушают с ложки, он и сам захочет повторить их поведение во время приема пищи, ведь перед ним будет наглядный пример для подражания.
- Ни в коем случае не бейте малыша по рукам, не лупите его по попе, если видите, что он в очередной раз полез в тарелку руками. Так Вы только столкнетесь с обидой, а, возможно, и отобьете желание кушать, у ребенка пропадет аппетит. Кроме того, подобное поведение родителей может даже привести к возникновению психологической травмы у крохи.
Теперь Вы знаете, что делать, если малыш ест, отказываясь брать в руки ложку или вилку. Стоит помнить, что нет необходимости строго реагировать на подобные явления, и уж тем более заставлять ребенка силой, угрозами или шантажом, чтоб он ел столовыми приборами, а не руками. Крайне важно понять, в чем именно причина происходящего. Исходя из этого, подобрать правильный вариант действий.
Источник
Очень часто на форумах для мам появляются сообщения, в которых мамы просят помощи в приучении ребенка пользоваться столовыми приборами.
Что делать, если ребенок ест только руками?
Причины такого поведения у всех детей разные. Но следуя несложным правилам можно справиться с этой проблемой.
Вот основные правила приучения детей к столовым приборам.
• Правило №1
Ребенок должен познакомиться с ложкой, как только научился сидеть. Возможно, он будет воспринимать ее как игрушку на первых порах – это не страшно. Ребенок изучает окружающие предметы в игре. Как ею пользоваться он поймет позже, но теперь она должна стать обязательным атрибутом в его руках при каждом приеме пищи.
• Правило №2
Многие родители предпочитают кормить малыша с ложки в то время, когда он уже физически готов с этим справиться сам. Причиною тому, служить боязнь, что ребенок испачкает все вокруг и сам с ног до головы будет в каше или супе.
Такие моменты в жизни неизбежны и мамы должны это просто принять. Это временное явление. Но пока ему не дадут орудовать ложкой самостоятельно, он не начнет воспринимать ее как столовый прибор.
• Правило №3
Со временем у малыша меняются вкусовые приоритеты. Теперь в его тарелке должны быть продукты, которые можно есть и руками, и ложкой, и вилкой.
• Правило №4
Ребенок должен кушать за столом вместе с остальными членами семьи. Дети копируют своих родителей, братьев и сестер. А если за столом он сидит один, то и копировать ему некого.
«Уже по возрасту пора, а он продолжает есть руками!»
Если ребенок достиг трехлетнего возраста и до сих пор кушает руками, несмотря на то, что родители все правила соблюдали и учили малыша, значит, этому тоже есть причина.
Самый простой способ выяснить ее – поговорить с ребенком. Если разговор ни к чему не привел, родителям следует понаблюдать за ним и проанализировать его поведение.
Возможные причины
1. Ребенок получает удовольствие от того, что облизывает руки.
Довольно специфическая ситуация, но такое действительно бывает. И об этом он, возможно, не захочет никому рассказывать, даже маме. В таких случаях, перед приемом пищи, ребенку надевают перчатки.
2. Ребенок нуждается во внимании со стороны родителей.
Времени, которое родители уделяют малышу, ему мало. И таким образом он привлекает внимание. Тут помогут совместные игры.
3. Проверяет взрослых на прочность.
Такое поведение свойственно кризису трех лет. Если родители четко дадут понять, что так делать нельзя и будут демонстрировать правильную модель поведения ребенку, он рано или поздно сам захочет делать всё правильно. Главное не игнорировать неправильное поведение, но не позволять себе срываться и злиться. Каждый раз нужно напоминать ребёнку о правилах поведения за столом, но при этом не нужно сравнивать его с другими (сравнение будет не в его пользу и может вызвать обиду). Тут поможет только терпение и выдержка родителей.
4. Протест
Ребенок протестует и это своего рода каприз. Этому могут послужить перемены в повседневном укладе семьи в целом или ребенка в частности. Очень часто, такие ситуации возникают, когда ребенок адаптируется к детскому саду. В этот период ребенок нуждается в дополнительном внимании со стороны родителей. По мере того как ребенок освоится, эта проблема иссякнет.
Ребенок может кушать руками по разным причинам. Внимание, забота, любовь и постоянный анализ действий всецело послужат помощниками в решении проблемы.
Понравилась статья? Палец вверх! Хотите узнавать о наших новых материалах первыми? Подпишитесь!
ЕЩЕ ПОЧИТАТЬ:
20 способов весело занять ребёнка
Как возникает отчуждение между родителями и детьми?
5 уловок, чтобы не срываясь на ребёнка, заставить его Вас слушаться!
Наборы игрушек в дорогу / для дома / в подарок, книжные наборы и наборы для новорожденных в интернет-магазине «Ребёнок Занят» (www.busybag.ru).
- переложите на нас все хлопоты по развлечению Вашего ребенка в путешествии, на улице, дома или на отдыхе!
- получите МАКСИМУМ вариантов для развития речи, логики, мышления, моторики, творческих способностей или просто чтобы развлечь и дать Вам немного передохнуть, пока Ваш #ребёнокзанят
- получите игрушки, которые Вы не найдете в магазинах
- замените любой элемент по желанию или выберите свою тематику
- экономьте до 40-50% на игрушках в наборе!
Источник
Условно можно выделить две группы проблем с приёмом пищи:
Ребёнок не ест самостоятельно: мало ест и приходится докармливать; умеет пользоваться ложкой, но всё время просит, чтобы его докормила мама или бабушка.
Ребёнок играет с едой: переливает или разливает по столу напитки, размазывает еду или кидается ей.
Рассмотрим на примерах наиболее частые случаи.
Как научить ребёнка есть самостоятельно?
Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.
Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.
Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.
Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.
Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.
Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.
Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно и бог знает как делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.
Ребенок уже умеет пользоваться ложкой, но поев немного сам, просит его докормить. А наевшись, закрывает рот. Как сделать так, чтобы он ел самостоятельно?
У ребёнка уже сформировалась привычка, что вы его докармливаете. С одной стороны, ему так легче, а возможно, он просто сдался, видя ваше большое желание его накормить и тревогу, что он мало ест и просто позволяет вам его кормить. Хорошая новость в том, что он чувствует своё тело и когда наедается, даёт вам об этом сигнал, закрывая рот.
Начать следует с того, чтобы довериться ребёнку, его чувству голода и насыщения. Попробуйте давать ему съесть столько, сколько он съедает сам и не докармливать. Если ребёнок будет следовать за своим чувством голода, то увидев, что вы не настаиваете, не пытаетесь докормить, будет есть сам. Тут можно ещё подстраховаться, готовя на первых порах его любимые блюда.
И ещё можно попробовать во время его еды заняться своими делами или начать есть, подавая ему пример. Чтобы он видел, что ваши руки заняты и кормить его вы не можете.
Как быть, если ребёнок, съев пару ложек убегает из-за стола?
Как вы определяете, что ребёнок голодный? Отбросив собственные стереотипы о еде, важно понаблюдать за ребёнком, чтобы понять, а действительно ли наше понятие голода совпадает с реальностью. Дети могут быть разные — есть те, которые едят меньше, но часто.
Что вы делаете, когда считаете, что ребёнок голоден? Важно понять, что вы в такой ситуации чувствуете и как себя ведёте. Вот ребёнок поел, вышел из-за стола, побежал и у вас есть тревога, что он не наелся. Что вы делаете? Пытаетесь ли вы его уговорить, привлечь различными способами (например, мультфильмами), обещаниями? Или, смирившись, пытаетесь накормить его хоть чем-нибудь? Например, идёте на уступки и даёте печеньки и облегчённо вздыхаете «ну хоть что-нибудь съел»?
Ребёнок с одной стороны следует за своими потребностями, с другой — действует в тех рамках, которые вы ему ставите. Он к этим рамкам адаптируется, если они, конечно, поставлены вовремя и грамотно. Здесь важна ваша последовательность: «Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть».
В следующий раз, когда он приходит и говорит, что хочет есть, вы не предлагаете ему печенье, перекусы или сладкие напитки, а предлагаете полезную еду. Если он отказывается, говорите: «Значит, ты не голоден».
Ещё вариант — предложить ребёнку еду на выбор. Что ты хочешь — кашу или котлету? Но это зависит от того, что принято в вашей семье. Некоторые действительно учитывают пожелания каждого члена семьи, но есть семьи, где у мамы нет возможности готовить несколько блюд на выбор. Поэтому готовится одно блюдо и оно предлагается всем. В этом случае попробуйте составить меню, которое ребёнок любит, чтобы снять лишнее сопротивление и напряжение.
Если вы будете последовательны, сами для себя решите и убедитесь в том, что голодный ребёнок будет есть то, что вы предлагаете, то всё получится. Ребёнок, у которого нет медицинских случаев, никогда не будет действовать себе во вред. То, что он привык есть, играя с едой, или привык бегать туда-сюда — это последствия того, что но уверен рано или поздно ему дадут ту пищу, на которой он настоит. Это всё про границы.
Ребёнок только тем и занимается, что за столом размазывает еду ложкой. Что можно сделать?
В первую очередь речь идёт о границах. Мамы, которые дают ребёнку ложку, могут воспринимать его игры как нечто забавное или то, что он получает сенсорный опыт. Но нельзя забывать, что время идёт, ребёнок растёт и воспринимает сложившуюся ситуацию как норму. Это вряд ли поменяется само собой, и потребуется время, чтобы ситуацию поменять.
Дожидайтесь момента, когда ребёнок действительно очень голоден. Пусть это будет после сна или прогулки, когда он действительно голоден.
Накладывайте ребёнку немного еды. И обратите внимание на посуду и место, за которым ребёнок ест, чтобы всё стимулировало его к самостоятельной еде.
После этого можно переходить к установлению границ. Как только ребёнок начал баловаться с едой, вы его мягко останавливаете и даёте альтернативу: «Если хочешь есть, то ешь как принято — ложкой или вилкой. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду».
Как переучить ребёнка есть с играми, если его внимание не удаётся удержать больше пяти минут?
Еда — это не игра и нет потребности удерживать на ней внимание. И здесь вопрос не в том, чтобы удерживать внимание, ведь когда ребёнок голоден, он будет есть сосредоточено столько времени, сколько нужно для насыщения. Здесь вопрос в правильной организации процесса.
Важно выбрать удачный момент, когда ребёнок действительно голоден и сосредоточен на этой своей потребности. Предоставьте ребёнку удобное место, удобные инструменты и немного еды, покажите пример.
В тот момент, когда дети начинают баловаться с едой, важно пресечь это поведение и предложить выбор: либо ребёнок продолжает есть и делает это, как принято в семье, либо он не голоден и может выходить из-за стола. И здесь придётся какое-то время проявить терпение и настойчивость, так как со стороны ребёнка может быть и возмущение, и попытки проверить ваши границы и твёрдость правил, которые вы хотите ввести: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»
Важно, чтобы вы были заодно с папой и бабушками. Поговорите с ними, объясните важность того, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы. Что потом привычки очень сложно изменить, просто так с возрастом они не изменятся. Придерживаетесь единой линии поведения и во время баловства детей твёрдо, но спокойно пресекайте нежелательное поведение: «Если ты наелся, давай уберём посуду, а ты можешь пойти поиграть». Только так ребёнок примет это правило и почувствует облегчение: правило действует, нет такого, что сегодня одно, а завтра другое или что мама говорит одно, а бабушка другое.
Анастасия Кузнецова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт курса Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет
Статьи по теме установления ниц с ребёнком:
Как установить границы дозволенного
Устанавливаем границы: запреты и наказания
Источник