Ребенок дерется плюется 5 лет

Ребенок дерется плюется 5 лет thumbnail

Вечерний Челябинск

21 Августа 2020, Пятница

свежий номер
20.02.2015

Политика

Общество

Экономика

Происшествия

Культура

Здоровье

Официально

ЖКХ

Фото

  • Главная
  • Статьи
  • Общество

08.10.2014 12:57 76 (11788)

«Я тебе голову ножиком отрежу», — говорит трехлетний малыш и бросает в маму камень. «Ты дурак! Ненавижу!» — вопит семилетняя школьница в больнице после укола и колотит отца руками. В жизни можно нередко наблюдать проявление детской агрессии, когда ребенок бьет своих родителей, обзывает бабушек и плюется в сверстников. И вместо того, чтобы удивляться, откуда у такого маленького человека берутся такие негативные эмоции, следует срочно «лечить» агрессию. Как это сделать, расскажет наш постоянный эксперт, психолог Елена ЗОЛОТОВА.

Ребенок дерется плюется 5 лет

— Безусловно, агрессия — это значительное явление в человеческой психике, которое не является серьезным отклонением от нормы. Эта эмоция часто появляется в результате накопленного напряжения или недовольства от того, что ситуация развивается не так, как хотелось бы ребенку. Сюжет детской агрессии может возникнуть в возрасте трех лет. Обычно под агрессией понимается желание разрушить что-либо или навредить себе или другому человеку. Мы можем наблюдать множество способов выражения детской агрессии. Ребенок может кусать, драться, пинать, плевать, а если он еще и научился говорить, то обзывать и ругаться.

Причины
Почему некоторые дети старше двух-трех лет порой бывают агрессивными?
Зачастую от родителей можно услышать, что плевки или обзывательства ребенок принес из садика. Детский сад, где возникает огромное количество социальных проблем, где нужно соблюдать режим, взаимодействовать с коллективом, действительно становится источником накопления напряжения, которое и приводит к агрессии. Поэтому часто развязка, выброс эмоционального напряжения наступает уже дома.

Нередко агрессия возникает в ответ на агрессию со стороны, как вербальную (обозвали), так и невербальную (отобрали что-либо, ударили). Или ребенок научился драться, глядя, как дерутся другие дети. Возможно, чьи-то родители при нем бьют своих детей. И маленький человек будет повторять эти действия, копируя, подражая поведению, к примеру, старшего брата.

Дети часто бывают агрессивными, встречая какое-либо ограничение или запрет. Когда им показывают границы дозволенного, они начинают бить другого человека, пытаясь причинить ему дискомфорт подобный тому, который испытывают они. Ответить ребенок может кулаком, тычком, угрозами и так далее.
Такое поведение может возникать и по банальной причине, которую некоторые взрослые упускают из вида. Дети могут просто не знать, что другому человеку больно. Это, как правило, свойственно детям младше двух лет. Например, для семимесячного малыша, находящегося на грудном вскармливании, непонятно, больно ли маме, когда он кусает ее грудь. Если же ребенок старше двух лет, но все равно не понимает, что он причиняет боль, то уже нужно вести коррекционную работу.

Ошибки родителей
Прежде чем рассказать, какими методами можно справиться с детской агрессией, следует отметить еще такую причину ее появления, как позиция родителей. Зачастую во время консультаций приходится иметь дело с мамами или другими взрослыми, воспитывающими ребенка, которые до конца не прояснили для себя, разрешать агрессию или нет, жертва этот человек или нет, имеет ли право его ребенок в силу каких-то причин транслировать подобное поведение. Взрослый должен определиться!

Некоторые допускают детскую агрессию, объясняя свою позицию тем, что ребенку тяжело, у него накопилось и так далее. Это первое заблуждение родителей, которые становятся адвокатами детей и защищают агрессивное поведение в определенных условиях. Задача этих и других родителей или воспитателей — сделать так, чтобы это накопленное не на живых (людей, животных) транслировалось, а на неживые предметы. Пусть колотит грушу, рвет бумагу, прыгает на батуте.
Есть и другие родители «в зоне риска» — те, у кого дети часто бывают агрессивны. Это родители-жертвы. Они способны терпеть и улыбаться, когда их бьют, это люди с заниженной самооценкой, ставящие другого человека выше себя. Такие родители-жертвы притягивают тиранов и, к сожалению, насильником может стать не хулиган в подворотне, а собственный ребенок с сильным характером.

Есть и третий типаж — родители, культивирующие агрессию как таковую. Посыл следующий: вдруг его в садике будут обижать, пусть учится постоять за себя. Примером может быть боевая мама, рассказывающая ребенку, что надо дать сдачи, и папа, науськивающий ребенка «бить первым». Ребенок быстро осваивает подобное зомбирование и спокойно вводит агрессию в свою практику.

Для того чтобы воспитывать ребенка с адекватными формами поведения, имеет смысл научить его не провоцировать конфликтную ситуацию самому и освоить иные, кроме грубой агрессии, способы поведения в конфликте (уход, переговоры, мирное урегулирование и так далее).
Если вы выработали собственное отношение и уверены, что в вашей семье бить никого нельзя, это должно стать жестким правилом. Если ребенок выходит за границы, ваша задача — непреклонно, совершенно четко и конкретно обозначить ему, что агрессия запрещена. Учтите, что ребенок обязательно будет пробовать снова, причем многократно, ведь дети не теоретики, а практики. И ваша задача — каждый раз терпеливо показывать, что этого делать нельзя. Некоторые дети понимают с первого раза, другие — со 121-го. Но объяснять и запрещать нужно каждый раз.

Методы преодоления
Как только пошли эпизоды проявления агрессии, задача родителей или взрослых, которые занимаются воспитанием ребенка, — быстро реагировать. Любое нежелательное поведение лучше всего лечится в дебюте. Шансы скорректировать поведение в разы улучшаются в тот момент, когда ребенок впервые что-то проявляет, а не когда уже полгода дубасит собственную мать.

Приведу пример из недавней консультации. Ребенку три года, он агрессивен. Повод появления на консультации у психолога — агрессивное поведение в детском саду, где он причиняет вред другим детям. В результате чего мать просили приводить ребенка в детский сад только после коррекции. Наблюдаю за ними в кабинете.
Сын подходит к маме, замахивается на нее. Она в ответ улыбается. Советую: «Скажите ему, что нельзя». Она произносит эти слова все так же улыбаясь. У ребенка диссонанс. Одна его часть слышит, что нельзя, а другая — считывает невербалику: шутку, улыбку, жеманничество, кокетство. И он продолжает игровой момент с битьем и исследованием.
Не смейтесь и не улыбайтесь. Если вы сказали «нет», это должно подействовать на все анализаторы. Если ребенок видит мягкость, непоследовательность, шутки, улыбки, он будет идти дальше. От того, что вы будете говорить четкое «нет», задавать границы поведения, объяснять ребенку его место, вы не станете тираном. Ласкать, смеяться и улыбаться можно во время доброжелательных игр и занятий.

Как только увидели, что возник эпизод агрессии, вы должны сказать четкое «стоп!» Лучше не допустить того, чтобы ударил или укусил. Вырабатывайте реакцию, перехватывайте руку. Вашей силы должно хватить для того, чтобы удержать ее, он не должен ее выдернуть, не должен победить в этой схватке. Как реагирую я? Присаживаюсь на один уровень с ребенком, твердо гляжу в глаза и говорю: «Меня бить нельзя. Понял?». Обычно этого дос-таточно. Если замахивается второй рукой, перехватываем и ее. И ногу тоже. Это не садизм: мы таким образом объясняем, что этого делать нельзя.

Ребенок своими действиями выясняет, сильнее ли он взрослых, непобедим ли он. Четкой позицией и словами мы его возвращаем на его место в иерархии, показываем, что здесь есть люди сильнее, что это мы устанавливаем порядки. Это серьезный момент для мальчиков, которые в возрасте трех — шести лет могут активно соперничать с папой, проверяя, настолько тот крут, чтобы его слушаться. И в этот момент папе важно показать свою силу (не обязательно бить, есть другие способы). Слабая позиция отца создаст много проблем в развитии и воспитании ребенка.

Если ребенок спрашивает: «можно ли бить других?», ответ должен быть конкретным — нельзя. Если у взрослого есть четкая уверенность, что бить или кусать его недопустимо, ребенок не будет этого делать.

Если ребенок кусается, то мы отстраняем его, дистанцируемся, не допускаем, вовремя выворачиваемся.
Бывают и редкие случаи проявления агрессии — плевки. Тут простым удержанием руки не обойтись. Можем поставить в угол, как вариант последствий. Если сам не стоит, удерживаем его. Или закрываем в комнате. Момент объяснения должен быть доходчивым, но в рамках разумного.
Наказание в сюжете агрессии совершенно четко должно быть «здесь и сейчас». Ребенок проявил агрессию — реагируете немедленно и каждый раз. Тем самым вы говорите: «Я не позволю по отношению к себе так себя вести. Я не жертва. Это недопустимо».

Если ребенок не понимает, что причиняет боль, обучите его этому пониманию. Это одна из задач эмоционального и личностного воспитания ребенка. Необходимо обучать ребенка, что у другого тоже болит, что бабушка плачет, маме тяжело, больно, а для маленьких — «бо-бо». Для этого возможно однократно применить эту эмоцию. Ты меня ударил — я в ответ. Силу можно применить только в том случае, если ребенок не понимает, что происходит. На подобное понимание можно вывести, куснув его в ответ и закрепить словом «больно!»
Если у ребенка копится напряжение в течение дня, наша задача придумать, как после садика он будет разряжаться какой-нибудь физической активностью в неограниченном количестве. Например: бег по детской площадке, горки, качели, спорт. Потом может быть творчество — лепим, красим. Фитованны также успокаивают нервное возбуждение.
Например, ребенок уходит из садика крайне возбужденным. Мама, понимая состояние, дает возможность час бегать по площадке, потом предоставляет возможность стричь газеты… После этого с ним можно говорить.

В социуме
Ребенок может столкнуться с агрессией, направленной на него. Например, на детской площадке сверстник ударил его. В идеале скорректировать нежелательное поведение должна мама хулигана. В таком случае можно попросить: «Пожалуйста, сделайте так, чтобы ваш ребенок не кусал и не бил моего». Если она отказывается или не включается, значит, что-то не в порядке с ее жизненными позициями, и лучше просто уйти из компании таких людей.

Если матери нет, или уходить с территории не хочется, то сами взаимодействуете с другим ребенком, объясняя ему, что бить нельзя. Если ваш малыш сам не может справиться с обидчиком и видит, что вы его не защищаете, у него возникнет обида на вас как на родителя. К кому ему еще обращаться, как не к вам? Возможность обратиться к родному человеку за защитой — крайне значимый для ребенка момент. Вы защищаете его здоровье и психику.

Оценивайте угрозу. Если интенсивность детских разборок остается на уровне «отдай мою игрушку», мы можем наблюдать, предоставляя детям возможность практиковать житейские навыки. Если же проявляется грубая агрессия, в результате чего возможна травма, то ваше невмешательство недопустимо.
Бывает, что дети провоцируют друг друга. Это могут быть ребята старше трех-четырех лет. Если вы видели, кто начал, кто закончил, то получить наказание должны оба. Но при этом объясните каждому, за что он был наказан.

Транслируйте детям простые четкие и понятные правила: «Маму бить нельзя. Понял?»; «Бабушку кусать нельзя. Слышишь, сын?»; «Девочек не обижают!»; «В нашем доме не обзываются». Эти слоганы необходимо повторять до тех пор, пока они однажды не станут внутренней позицией ребенка.

Разместить рекламу и объявление в газете «Вечерний Челябинск»

Источник

Картинка: просторы интернета

Вот такое письмо я получила сегодня.

Добрый день, Екатерина Сергеевна!

Ситуация у нас такая: ребенку 5,5 лет дерется и проявляет агрессию к маме. Мама и папа в разводе. Сын очень сильно поддается влиянию папы, который настраивает его против мамы. Если ребенку что-то не нравится, то он сильно бьет маму руками, ногами, причиняет намеренно боль, бьет любыми подручными предметами, обзывает. Агрессия очень сильная, заканчивается только когда мама заплачет. Как вести себя в этой ситуации, чтобы ребенок перестал обижать маму? В моменты спокойствия ребенок добрый, ласковый, других родственников и детей не обижает, жалоб в садике на него нет.

Ирина, 32 года,

Еманжелинск

Мой ответ:

Добрый день, Ирина! Благодарю Вас за Ваше письмо и искренность.

Сразу оговорюсь, что все что будет написано мной ниже не является заменой очной консультации, носит общие рекомендации и является только ответом на Ваш вопрос.

Агрессивное поведение ребенка – это прежде всего немотивированное нанесение ущерба людям, животным или предметам. Ключевым здесь является слово «немотивированное». Ребенок может ломать игрушки, различные предметы мебели и быта, портить и рвать вещи, ссориться, драться, ругаться с окружающими. И делает он это не потому, что его обида связана с ними, а по причинам чисто внутренним, с этими предметами и людьми как правило не связанным. И рационального объяснения такому поведению родители не могут найти. Между тем, причина этому есть всегда. Но лежит она глубоко и найти её порой очень и очень непросто.

Причинами агрессивного поведения малыша в таком возрасте могут быть и обстановка в семье, и темперамент, и социально-биологические причины, и возрастная составляющая, и даже «личные» обстоятельства. С каждым ребенком необходимо разбираться индивидуально.

Одной из причин, объясняющей агрессию Вашего ребенка может быть его эмоциональная нестабильность, вызванная ситуацией развода родителей. У ребенка есть свое отношение к этой ситуации, он по сути является частью этой ситуации, но в силу того, что он — ребенок – у него нет возможности ответить в полной мере, как взрослый, на поступки старших, которые он переживает, как несправедливые. Возможно Ваш ребенок обижен и сердит на папу за то, что он ушел из семьи, оставил его. Но сказать об этом папе боится. Поэтому он направляет свою агрессию на другие объекты, более безопасные для него – в частности на маму.

В Вашем случае, особое внимание стоит заострить на том, что агрессия проявляется исключительно по отношению к маме и заканчивается после маминых слез. Возможно, ребенок «обвиняет» маму в разводе с папой (возможно с папиных слов).

Это также может быть неосознанным копированием поведения папы по отношению к маме (до развода). Очень часто в семьях бывает именно так, что конфликт/ссора партнеров прекращается именно в момент, когда женщина не выдерживает и начинает плакать. И у ребенка сложился в голове образ «мужского поведения». И оставшись в семье «за мужчину» ребенок исполняет эту роль.

Также бывают такие случаи, когда ребенок берет на себя роль некого «громоотвода». Например, мама слишком напряжена, задергана, устала, а поплачет – напряжение спадает и мама снова на какое-то время добрая, милая и расслабленная. И ребенок чтобы помочь маме неосознанно делает все, чтобы вызвать её слезы.

Также такое поведение может вызывать нехватка ребенку мамы, её эмоциональная отчужденность, холодность. И таким своим поведением он привлекает мамино внимание. А мамины слезы служат неким подтверждением, что мама эмоционально вовлечена в отношения.

Причина агрессии у каждого ребенка своя, но она обязательно есть и её нужно попытаться обязательно найти.

Что же со всем этим делать?

1. Обратиться к неврологу, дабы исключить неврологические причины (синдром дефицита внимания, нарушения эмоционально-волевой сферы и т.д).

2. Серьезно поговорить с ребенком, объяснить ему строгим, нешуточным тоном, что маме больно и что если он не поймет – то мама будет «давать сдачи».

3. «Дать сдачи». Сказать ребенку: «Я тебя предупреждала, ты не понимаешь. Ты делаешь мне больно. Я вынуждена дать тебе сдачи. Если тебе меня не жалко и ты делаешь мне больно, то я тоже тогда не буду тебя жалеть. Если ты еще раз ударишь меня, ты получишь в ответ тоже самое». Если после это ребенок ударит – то ударить в ответ точно также (если ребенок пнул – тоже пнуть, ущипнул – ущипнуть в ответ). Возможно ребенок не до конца понимает, что такое «маме больно».

4. Если Вы точно уверены в том, что папа настраивает ребенка против мамы – значит предупредить папу о том, что такого рода общение плохо сказывается на психическом состоянии ребенка и если папа не прекратит – то Вы вынуждены будите прекратить их общение, либо их общение будет проходить только в присутствии мамы.

5. Исключить компьютерные игры, гаджеты, мультики. Так как все это приводит к перегрузке нервной системы ребенка. А это напряжение может выражаться в агрессивном поведении.

6. Скорректировать питание. Официально доказанный наукой факт – что при снижении в крови уровня холестерина — повышается уровень агрессии. Сладости также увеличивают агрессивность.

7. Занятия спортом. Нужно чтобы ребенок уставал. Желательно контактный вид спорта: дзюдо, рукопашный бой, бокс и т.д.

8. «Подушка для злости». Однажды придите домой злой и сердитой и прямо скажите об этом ребенку: «Я такая сердитая потому что сегодня на работе меня обидел директор. Злость аж бурлит во мне. Я не хочу чтобы она вылилась и тебе от этого стало плохо. Поэтому я сейчас пойду и вылью всю злость на подушку». Возьмите «Подушку для злости» и начинайте её бить. А потом предложите ребенку попробовать. А в конце договоритесь, что теперь это будет «подушка для злости». И когда будет намечаться «приступ агрессии» напоминайте ребенку об этой договоренности.

9. Перенаправить агрессию на что-то безопасное. Например — порвать газеты. Научить ребенка контролировать агрессию и управлять ей. Например, научить «откладывать агрессию на потом». Как только Вы заметили, что «приступ агрессии» надвигается неожиданно замрите и громко воскликните (чтобы привлечь внимание): «Ой, я совсем забыла, мне же нужно порвать все эти газеты. Срочно! Но думаю, что у меня не получится, я не умею рвать так хорошо и быстро как ты. Помоги мне пожалуйста. А потом если уж захочешь можешь покричать, поорать». Рвать газеты куда как интереснее и это снимает внутреннее напряжение и скорее всего возврата к «приступу агрессии» не будет.

10. Как можно больше физического контакта с ребенком. Обнимашки, поцелуйки, валянье в кровати с поглаживаниями, чесание спинки перед сном, прогулки за ручку и т.д.

11. Соблюдать режим дня, поддерживать стабильность и предсказуемость. Для детей очень важно точно знать, что их мир надежен и стабилен, что все в нем идет своим чередом. Проговаривайте ребенку постоянно, что и когда Вы будете делать. Например, «Сейчас мы покушаем, а потом пойдем гулять», «Поиграй 15 минут, а потом мы уберем игрушки и ляжем спать». Это снижает уровень тревожности, напряженности и как следствии агрессии становится намного меньше.

12. Дать ребенку понять, что такое поведение очень невыгодно для него самого. После «приступа» необходимо обсудить нежелательное поведение и обрисовать его последствия. Например, так: «Boт ceйчac ты сделал маме больно, маме очень обидно, она плачет. От слез, боли и твоих ударов у нее заболела голова и она не сможет пойти с тобой гулять/играть/болтать/рисовать и т.п.».

В любом случае, маме нужно помнить, что в паре «мама-ребенок» — взрослая – все таки она. И постараться донести до ребенка, что агрессия по отношению к маме – недопустима ни при каких условиях.

С теплом и верой в Вас, Екатерина Серова

Прочитать все статьи канала Вы можете в специальном разделе

Так же Вы можете:

Задать вопрос психологу бесплатно

Если понравилось – нажмите «Палц вверх» (справа) — мне будет приятно!

Подписывайтесь на канал (тут) и в следующей статье Вы узнаете несколько эффективных техник и упражнений способных сделать Вашу жизнь немного лучше!

Это интересно:

Каша, которая нас убивает

Пятая точка как основа жизни или мой муж меня не любит

«Я всегда умел говорить» или урок от сына

Точка, меняющая жизнь

Внимание!!! Синдром арахисового масла

Источник

Читайте также:  Почему ребенок устраивает истерики в 5 лет