Ребенок царапается 4 года
Маленькие дети часто кусаются. Это явление объяснимо у грудничков, но в 2-3 года подобная привычка должна насторожить родителей. Опытные психологи подскажут, как отучить ребёнка кусаться и щипаться.
Почему ребёнок кусается
Причины подобного проявления агрессии зависят от возраста малыша, поэтому и меры должны приниматься разные.
Дети грудного возраста
Груднички начинают кусаться в тот период, когда у них прорезаются зубки. Дёсны воспаляются и чешутся. Поэтому малыш тянет в рот любой предмет. Часто во время грудного кормления дети прижимают дёснами материнскую грудь или отцовский палец. В этот период для него надо подготовить набор мягких резиновых и пластиковых игрушек для кусания. Хорошо также давать ему морковку или яблоко. Конечно, в этот момент надо быть рядом и проследить, чтобы он не подавился. Можно обезболивать крохе дёсны с помощью гелей, если разрешил врач. Малыш меньше будет кусаться, если проводить ему каждый день массаж дёсен пальцем или мягкой силиконовой зубной щеточкой. Действия крохи вызваны неосознанным желанием устранить или смягчить зуд и болезненные ощущения в дёснах. Поэтому надо просто переждать, пока у малыша прорежутся зубки. Однако мама не должна терпеть боль от укуса. Ребёнку надо объяснить в доступной форме, что нельзя так поступать. Можно отнять грудь на минутку, посмотреть строго на малыша и одновременно предупредить, что так делать не надо. Если переждать период прорезывания зубов, то кроха постепенно отвыкнет кусаться. Годовалому малышу, если он на грудном вскармливании, стоит показать, что маму только обнимают и целуют, а не делают ей больно.
Почему ребёнок начинает кусаться и щипаться: как отучить
the_author ();?
Возраст 1,5-2 года
Сложнее отучить ребёнка от кусания или щипания в 2 года. В этом возрасте действия малыша могут быть неадекватным ответом на какую-либо ситуацию. Он может не только кусаться, но и щипаться или царапаться. Поэтому родители, прежде чем что-то предпринимать, должны подумать и понаблюдать за крохой. Нужно выяснить, каковы его отношения с другими детьми. Возможно, его агрессия является формой защиты. Родителям лучше всего проконсультироваться с детским психологом и выяснить причины такого поведения.
Привычка кусаться может появиться из-за частых конфликтов в семье и дефицита внимания к маленькому человеку. Своим поведением он хочет привлечь внимание родителей. В эти годы ему больше всего нужны близость и ласка матери и отца. Ни в коем случае нельзя устраивать семейные ссоры на его глазах. Опыт психологов свидетельствует о том, что привычка кусаться и царапаться в моменты игровых конфликтов имеется у детей, растущих в конфликтных семьях.
Как отучить малыша кусать и щипать, если эта неприятная привычка появилась у него с посещением детского сада? Возможно, его поведение является ответной реакцией на стрессовую ситуацию, связанную с новой обстановкой, незнакомыми ребятами и воспитателями. Малыш по-своему реагирует на любые проблемные для него ситуации: конфликты, рождение в семье младших детей, перемену места жительства и привычной обстановки, переутомление.
С помощью укусов или щипания кроха может выражать различные эмоции. Они бывают не только негативными (злость, обида), но и позитивными. Он может кусать, выражая свою радость и любовь к маме, которая пришла домой с работы. Не нужно ругать его за проявленные эмоции. Надо просто объяснить, что можно по-другому выразить их, например поцеловать маму, попрыгать.
Причиной вредной привычки может быть и сниженная тактильная чувствительность его ротовой полости. Обычно такое случается с детьми, которые долгое время не отказываются от пустышки.
Как отучить
Если понятна причина агрессии ребёнка, возможны следующие действия.
Действенной мерой является смена деятельности ребёнка. Если он переутомился от активной игры, надо заменить её на спокойную: рисование, лепку, составление паззлов. Малыша, уставшего от долгого сидения, надо привлечь к подвижным играм. Физическая активность даёт выход негативным эмоциям, ребёнок становится спокойнее. В доме нужно устроить уголок, где он будет иметь возможность бегать, прыгать и кувыркаться.
Если агрессия направлена на то, чтобы привлечь внимание взрослых, нужно продемонстрировать малышу, что он добился обратного результата. Встав перед ним, надо объявить, что мама с папой не будут играть с кусающимся карапузом, а своим поступком он себя наказал сам. У ребёнка очень быстро пропадёт желание самоутверждаться таким способом.
Надо с малых лет приучать малыша выражать свои чувства с помощью слов. Следует чаще хвалить его за проявление спокойствия. При правильном подходе к 3-4 годам у малыша сформируются положительные качества: чувство собственного достоинства, способность к дружелюбному общению со сверстниками, уверенность в себе.
Ребёнок должен быть окружён любовью и заботой. Он неосознанно копирует поведение взрослых. Поэтому нужно создать ему комфортную обстановку для разностороннего развития.
Некоторые родители, желая отучить ребёнка от агрессии, в ответ сами кусают его. Такие действия не приведут к желаемому результату. Малыш уверится в том, что и родители действуют таким же способом.
Для детей с пониженной чувствительностью кожного покрова можно посоветовать обогащение рациона твёрдыми фруктами, овощами, которые приходится долго жевать. Для них также полезны физические упражнения, которые укрепляют внутриротовые мышцы, например надувание воздушных шариков, пускание мыльных пузырей, игра на дудочке.
Поведение в детском садике
Как же можно отучить ребёнка щипаться и кусаться среди своих сверстников в детском саду?
Почему ребёнок начинает кусаться и щипаться: как отучить
the_author ();?
Если подобный случай произошёл в детском саду, надо на глазах малыша подойти и успокоить пострадавшего, обработать место травмы. Кусающийся ребёнок должен видеть, что сочувствие окружающих на стороне «жертвы». Возможно, он и сам захочет помочь в обработке ранки.
Если агрессия в детском саду для малыша является защитной реакцией, надо спокойно поговорить с ним и объяснить преимущества нахождения среди ровесников.
Надо внимательно последить за ребёнком. В тот момент, когда он соберётся укусить другого малыша, следует быстро подойти к нему и закрыть рот ладонью. При этом нужно объяснить своё действие, твёрдо и строго сказав, что кусаться нельзя. Такое решительное поведение со стороны взрослых обязательно охладит его желание.
Как можно отучить ребёнка кусаться в детском саду, если ему больше 3 лет?
Проявляя агрессию в этом возрасте, он пытается влиять на окружающий его мир, подчиняя его себе. Такой малыш кусает только ребят в детском саду, а дома своих близких он не трогает. Психологи советуют практиковать более внимательное наблюдение за подобными мальчиками и девочками. Надо постараться выяснить, когда это было в первый раз и что предшествовало укусу. Возможно, в группе есть другие дети, подающие дурной пример. Разговор с малышом по душам поможет объяснить ему, что укусы — не самое лучшее решение вопроса. Взрослые никогда не будут вести себя таким образом. Одним из эффективных способов отучить ребёнка кусаться является спорт. Малыш, занимающийся плаванием, искусством самообороны или другими видами, уже не будет выяснять отношения с помощью укусов. Если же агрессия не уменьшается, лучше обратиться к специалисту. Существует множество причин подобного поведения детей. Благодаря их гибкой психике ситуацию всегда можно исправить добрым отношением и терпеливым трудом.
Источник
Рано или поздно каждая мама сталкивается с тем, что ее ребенок начинает кусаться. Причины этой проблемы, а значит, и способы ее решения, различаются в зависимости от возраста малыша.
Почему ребенок кусается в возрасте до 1 года?
Уже с трех месяцев малыш начинает активно познавать окружающий мир. В работу постепенно включаются все органы чувств. Трех- четырехмесячный малыш начинает хватать игрушки, пальцы родителей и тянуть их в рот. Со временем у малыша появляется чувство выраженного дискомфорта, а затем и боль, связанные с прорезыванием зубов. Обычно зубы начинают резаться с шести месяцев, но у «ранних» малышей этот процесс может начаться в три месяца. Ребенок становится беспокойным, плаксивым, капризным. Меняется внешний вид десен: они белеют или краснеют, становятся рыхлыми. Грудничок кусает и грызет всё, что сможет схватить.
При кусании снимаются раздражительность и напряжение десен, ускоряется процесс прорезывания.
Если в этот период малыш кусает родителей, других детей в семье, нельзя на него кричать или проявлять агрессию другим способом. Ребенок не сможет понять причину негодования, ведь кусание для него – это единственный способ снять боль. Следует отстраниться от ребенка и, глядя ему в глаза, строго сказать: «Нельзя кусаться». Важно говорить не только слово «нет» («нельзя»), но и называть сам процесс – «кусать».
Для того чтобы предотвратить такое поведение малыша, нужно обеспечить ему доступ к предметам, кусая которые он снимет болезненность десен. Это могут быть специальные силиконовые«грызунки». Нежелательно использовать силиконовые щеточки, надеваемые на палец родителя, чтобы не поощрять малыша к кусанию людей. Для облегчения состояния ребенка можно использовать специальные детские стоматологические гели, гомеопатические противовоспалительные препараты, нестероидные противовоспалительные средства. Все препараты должны применяться после консультации педиатра, строго по инструкции.
Ребенок кусается в один год
В возрасте одного года ребенка по-прежнему могут беспокоить зубки, но после года, когда начинают резаться клыки и моляры, мамы обычно хорошо распознают признаки прорезывания зубов и могут облегчить состояние своего малыша. Чаще же причинами кусания становятся переутомление малыша или, наоборот, избыток накопившейся энергии.
Итак, одной из причин кусания является усталость. Поскольку в год ребенок еще не может объяснить, что он устал, маме нужно следить за первыми признаками переутомления. Обычно малыш начинает кусаться во время активных игр с другими детьми или родственниками. Меняется настроение ребенка, появляется плаксивость, он начинает тереть глаза. В порыве гнева он может укусить или ущипнуть другого ребенка на детской площадке.
Как отучить ребенка кусаться? Самое главное – проявить строгость, но не агрессию. Нужно подойти к ребенку и строгим, но спокойным голосом сказать, что кусаться нельзя, что другому ребенку больно. Можно подойти к укушенному малышу и утешить его. Ребенка обязательно нужно вывести из игры, переключить его внимание на спокойную деятельность – лепку из пластилина, рисование, игры с водой.
Как предотвратить кусание со стороны годовалого ребенка? Маме следует замечать признаки переутомления у ребенка, не дожидаться, когда к усталости присоединится агрессия.
Родителям нужно скорректировать режим малыша, ориентируясь на время бодрствования, соответствующее возрасту ребенка. В некоторых случаях нужно добавить еще один дневной сон или заменить один продолжительный на несколько коротких.
В один год возможна и обратная ситуация, когда у ребенка возникает избыток энергии. Кусанием и щипанием он старается эту энергию выплеснуть наружу. В таких случаях нужно обязательно чередовать спокойную деятельность ребенка с активными играми и прогулками на свежем воздухе.
Ребенок кусается в два года
Основные причины кусания в возрасте двух лет – еще несформировавшиеся навыки общения. Таким способом ребенок старается отстоять свою позицию, поскольку иначе он сделать этого не может. Обычно ребенок уже хорошо понимает смысл запретов родителей, но не в состоянии найти иного способа добиться цели и кусает другого вполне осознанно.
Маме при попытке малыша укусить другого ребенка можно предотвратить укус, отвлечь ребенка на новую игру или поручить ему какое-нибудь дело. Если же инцидент всё же произошел, нужно строго и коротко объяснить, что так делать нельзя. Затем следует вместе с ребенком подойти к укушенному малышу и попросить прощения. Необходимо показать ребенку, как можно пожалеть другого человека: обнять, погладить место укуса, поделиться игрушкой. Нельзя позволять родителям укушенного ребенка кричать на вашего малыша или проявлять другие признаки агрессии. В таких случаях нужно взять малыша за руку и увести с места, где произошел инцидент (детская площадка, игровая комната). После этого важно в тихой обстановке спокойным голосом объяснить ребенку причины возникшего конфликта. Нужно сказать, что он поступил неправильно. Ребенок должен научиться проявлять лидерские качества другим способом, например в соревновательных или командных играх. Необходимо объяснить, что своим поведением малыш только отталкивает от себя других детей, которые могут отказаться с ним дружить и играть.
Ребенок кусается в три года
В возрасте трех лет наступает переломный момент в становлении личности ребенка. Малыш полностью осознает свое “я”, отдельное от родителей. Ребенок стремится к самостоятельности, не терпит контроля со стороны мамы. Именно в этот переходный период малыш может проявлять свою раздражительность кусанием, царапаньем и щипанием. Родителям нужно строго пресекать попытки кусания. Нужно уважать стремление ребенка к самостоятельности, поручать ему больше несложных дел, советоваться по решению некоторых вопросов, чаще давать право выбора.
Кроме того, в трехлетнем возрасте дети начинают посещать детские сады, часто впервые оказываются в столь большом коллективе. В этом случае кусание становится проявлением страха, беспомощности.
Как отучить ребенка кусаться в детском саду? Большое значение имеет подготовка малыша к детскому саду. Начиная с двух лет нужно приучать малыша к небольшим коллективам, ненадолго оставлять его с другими родственниками. В первые дни ребенок должен находиться в детском саду не более пары часов. Постепенно время пребывания нужно увеличивать.
Если проблема кусания имелась и раньше, нужно предупредить об этом воспитателя. Если в детском саду ребенок укусил кого-то впервые, надо выслушать ребенка, узнать, по какой причине он это сделал. Можно попросить воспитателя проследить, не обижают ли ребенка другие дети. Если малыш кусает всё время одного ребенка, можно попробовать пригласить его для игр один на один или в небольшой компании. Так будет проще проследить за поведением обоих детей и понять причину конфликта.
Почему ребенок кусается после трех лет?
К четырехлетнему возрасту ребенок полностью осознает свои действия, понимает запреты. Если после трех лет ребенок продолжает кусаться, скорее всего, имеют место серьезные проблемы в психоэмоциональной сфере малыша. Родителям нужно как можно быстрее обратиться за помощью к психологу и неврологу.
К специалистам стоит обратиться раньше трех лет, если:
- ребенок целенаправленно игнорирует запрет взрослых;
- ребенок кусает очень сильно, до крови;
- у ребенка проявляются другие признаки агрессии, он бьет других детей, ломает вещи;
- ребенок агрессивен по отношению к животным.
Что делать если ребенок кусается?
- Следует обязательно найти причину плохого поведения ребенка. Очень часто причиной плохого поведения может быть дефицит внимания. В этом случае маме и папе нужно больше времени проводить с ребенком, хвалить его, радоваться успехам.
- Нужно обратить внимание на поведение других членов семьи. Причиной кусания могут быть постоянные ссоры и конфликты между родителями.
- Не следует отвечать на поведение ребенка агрессией, нельзя кричать, бить или кусать его в ответ. Такими действиями можно лишь сильнее стимулировать агрессивное поведение ребенка. Также нельзя допускать агрессивное поведение по отношению к ребенку со стороны других мам и воспитателей.
- На время необходимо исключить все травмирующие малыша события и мероприятия. В случаях, когда это невозможно (например, вынужденный переезд, появление второго ребенка в семье), нужно как можно яснее объяснить ребенку, что отношение к нему родителей не изменится, что он по-прежнему будет любим.
- Никогда нельзя говорить малышу, что, если он будет кусаться, родители перестанут его любить. Наоборот, важно дать малышу понять, что мама и папа любят его независимо ни от чего.
- Важно как можно раньше выяснить причину и пресечь плохое поведение ребенка. Если кусание войдет в привычку, сделать это будет значительно тяжелее.
Кусание ребенком в возрасте до трех лет других людей –нормальная ситуация, если она не входит в привычку. Часто малышу достаточно несколько раз строго объяснить, что так делать нельзя, перключить его энергию на другой вид деятельности, чтобы он перестал кусаться.
Если кусается ребенок старше трех лет, это может указывать на нездоровую атмосферу в семье, психологические и неврологические проблемы у ребенка. В таких случаях необходима консультация специалиста.
Фото: Depositphotos, Рexels
Источник
Мальчики стали меня бить.(Драки между детьми — это отдельная тема)Раньше только Никита себе такое позволял, а сейчас и Егорка может еня шлепнуть, стукнет и смотрит на мою реакцию. Вчера на детской площадке меня ударил.
Никита вообще отдельная история: пинается, щиплется, кусается. Причем это происходит и в игре, если бесимся и в случае запрета какого-либо.
Мои действия: 1)пыталась ему объяснить, что мне больно и я злюсь — реакции никакой, либо кривляется в ответ,
2) в ответ шлепала или кусала — сразу переставал драться! Но неправильно это, ребенка шлепать и кусать? Хотя есть и такая метода отучения.
3)просто отодвигала его или отходила в сторону — чаще всего снова подбегает и продолжает
4) останавливала его руки. ноги — вырывает их продолжает стукать
5) просто ухожу — чаще всего бежит за мной уже со слезами, редко просто идет играть
6) уводила его в угол, в отдельную комнату — сразу истерика, поплачет и приходит на руки
Если агрессия происходит на улице,то сразу останавливаю малыша и говорю,что если продолжит, то уходим с площадки, идем домой. Пару раз увела с площадки и идя охала и ахала,говорила,что так нельзя, теперь данный метод действует безотказно.
Если я поступаю в корне неправильно. Поправьте, пожалуйста.
1. Ребенок берет для себя в качестве примера агрессивное поведение в семье. Это как причину Сониной агрессии для себя я сразу отмела: мы с мужем не деремся, детей не наказываем шлепками никогда, не орем друг на друга. Но, оказывается, не обязательно орать и бить, чтобы родительское поведение воспринималось ребенком как агрессивное, авторитарное. Вот что по этому поводу написано в огромном количестве статей на эту тему:
Если в семье все строится по принципу авторитарного главенства родителей, если только они решают, как можно и нужно поступать, да еще и наказывают за непослушание, то у ребенка будет постоянная обида, злость на родителей, или на кого-то одного из них. И поэтому Ваш очередной запрет будет вызывать бурю протеста и даже попытку физической агрессии со стороны малыша. Ведь детям от рождения дается только эмоция. А вот как ее проявлять, они учатся на основе той модели, которая принята в семье. В том случае, если родители постоянно испытывают недовольство поведением малыша, его одергивают и поправляют; его активность и чрезмерная шумность вызывает постоянное раздражение, то родители подавляют «неудобные» проявления через наказание. Оно не обязательно может быть физическим. Уход из комнаты, эмоциональный шантаж («если ты не перестанешь, то я не буду тебя любить» и пр.), запугивание («волк заберет, отдам в интернат»), окрик или равнодушное игнорирование – это все тоже наказание. И тогда малыш четко усваивает – своего нужно добиваться силой. «Ведь родители добиваются своего силой, авторитарным навязыванием «нужного» поведения, то и я буду делать то же самое». Только у малыша еще нет такого арсенала воздействия на родителя. Он пользуется тем, что умеет: а именно дерется и кусается.
Что делать.
Понятно что. Исключить «авторитарный стиль правления» в семье. Ну, слабо представляю, как это сделать, если, например, папа регулярно «прикладывает» маму в воспитательных целях, или если мама наказывает ребенка физически/морально.
2. Агрессия — такое вот своеобразное проявление любви. Иногда в привычке ребенка кусаться косвенно виноваты родители. Во время игры с малышом аккуратно покусывая его пальчики, пяточки, вы показываете ему, что укус — это средство выразить свою любовь, и в последствии он будет кусать вас и других детей, испытывая даже положительные эмоции.
Оказывается, мы сами часто подаем пример такого поведения! Или легко, в шутку, похлопываете по попе, я вот, например, часто так делаю. И чему потом удивляюсь?
Этот случай — прямо про нас!
В общем, что детать:
Покажите альтернативу. Дайте ребенку слова и жесты для выражения чувств. Помогите ему научиться производить хорошее впечатление, а не впечатывать зубы в вашу кожу: «Не кусаться… маме больно!» Предложите альтернативные коммуникативные жесты: «Обними папочку… поцелуй маму в щечку! … погладь братика, посмотри, какой он хороший!».
3. Агрессия как проявление любопытства. Укусы и шлепки во время игры — своего рода средство коммуникации. Большая часть деятельности ребенка сосредоточена вокруг рук и рта, и для него совершенно нормально использовать именно эти части тела как инструменты для общения. Ребенок любит экспериментировать, кусая и колотя различные поверхности, как для того, чтобы выяснить, какие при этом появляются ощущения, так и для того, чтобы увидеть реакцию. Вот это тоже про нас с Соней.
Что делать.
Важно дать ребенку почувствовать, что когда он кусается, это больно.
Покажите и скажите. Если он не поверит вам на слово, что это больно, вот техника, которой родители успешно пользуются, чтобы донести до ребенка суть своих слов: прижмите руку ребенка к его верхним зубам, как если бы он кусал себя, но не делайте это злобно и агрессивно. Подкрепите отметины, которые он оставил на своей собственной руке, словами: «Видишь, когда ты кусаешься, это больно!» Преподайте этот урок сразу же после того, как ваш ребенок укусил кого-то, чтобы у него в голове установилась связь между укусами и болью.
«Посиди и остынь».
На большинство детей это простое наказание, которое следует за тем, что они не слушали ваших замечаний, оказывает достаточно сильное воздействие. Нет необходимости напускать на себя строгий или рассерженный вид; на самом деле тем самым вы только снизите обучающую ценность этого наказания. Ребенок должен уяснить, что, если он совершит запрещенный поступок, это приведет к остановке всякой деятельности. В зависимости от возраста и характера ребенка перерыв длиной в одну-пять минут, в течение которых он посидит на стуле, — все, что вам требуется. Если ребенок не может послушно отбывать наказание, вы можете посидеть рядом с ним, чтобы проконтролировать. В любом случае, немного посидеть спокойно вместе — это может быть именно то, что нужно вам обоим. Вы можете завестись, удерживая его на месте; это хорошо, и, возможно, вам даже удастся добиться, чтобы он высказал свои чувства словами, или вы можете выразить их словами за него.
4. Агрессия как способ привлечения внимания. Это я тоже для себя отмела — уж чего-чего, а внимания моей дочери перепадает ой-ёй сколько, но все равно запишу на память и «противоядие» от такого поведения. Любители кусаться (и драться) обычно становятся центром внимания: «Осторожно, он кусается!» Я сама часто видела такие примеры: мама вскрикивает, все вокруг смотрят на малыша, многие даже умиляются: ах, какой кусака! Естественно, ребенок будет это проделывать снова и снова. То же самое — со шлепками.
Что делать.
Если вы придете к выводу, что ребенок кусается, чтобы привлечь к себе внимание, покажите ребенку более приемлемые способы привлечения внимания. Хвалите его за хорошее поведение и снижайте ценность укусов.
5. Агрессия как проявление усталости. Такое поведение может вызывать, например, слишком много детей на маленьком пространстве, а также перегрузка и усталость в конце дня. Посмотрите на ситуацию глазами своего ребенка, чтобы увидеть, почему он кусается или дерется. Может быть, он утомленный, ему скучно, он голодный или обстановка вызывает выплеск раздражения?
Да, это тоже как вариант подходит к моему случаю.
Что делать.
Смягчите игру. Если вы замечаете, что ваш ребенок становится злобным, подавайте пример мягких действий и игр, таких как обними мишку, погладь киску, как ты любишь куклу. Признаком нарастающей агрессии у ребенка является то, что во время игр он постоянно стучит игрушками, устраивает столкновения машин и бьет друг об дружку кукол. Хотя это нормальная игра, важно сохранять равновесие агрессивной игры и мягкой игры. Кроме того, объясните разницу между медвежьими объятиями (которые хороши для мамы с папой) и объятиями зайчика (которые для его друзей-ровесников подходят больше).
Вот еще своего рода алгоритм реакции родителя на агрессию ребенка. Коротко запишу для себя.
1. Для начала необходимо остановить приступ гнева. Для этого нужно крепко обнять малыша. Причем именно обнять, но не схватить или скрутить. В Ваших действиях не должно быть ответной агрессии.
2. Затем нужен зрительный контакт. Вы должны посмотреть малышу прямо в глаза, если это возможно. Не разрывая совсем телесный контакт, необходимо, в зависимости от возраста, правильно подобрать фразу, чтобы успокоить малыша. Для совсем крохи подойдет: «Тебе плохо, малыш! Успокойся!» Для тех, кто постарше необходимо обозначить чувство, которое испытывает малыш и причину: «Тебе обидно, что нужно собирать игрушки, а тебе еще хочется поиграть». Или: «Ты сейчас на меня очень злишься, так как я веду тебя в детский сад, а тебе совсем не хочется туда идти». Если Вам больно от укуса или удара, стоит сказать о своем чувстве так: «Мне больно! Я очень злюсь, когда меня кусают».
3. Как бы Вам не хотелось сорваться на привычное поведение и наказать или накричать, или хотя бы строго скомандовать: «нельзя!» или «прекрати сейчас же!» — этого делать не стоит.
Поймите, малыш в такой момент испытывает очень сильную злость. И он, скорее всего, еще не способен осознавать последствия своих действий. Кроме того, когда любому человеку в момент злости приказывают или наказывают его, это еще больше провоцирует накал страстей. Поэтому Вы своими действиями лишь усугубите вспышку гнева, а не ликвидируете ее. Можно таким образом добиться прекращения атаки, но эмоция останется и будет все равно искать выход.
4. Фразу, с которой Вы начнете свое обращение к ребенку, нужно строить обязательно в утвердительной форме и обязательно с обозначением эмоционального состояния малыша. Это необходимо для того, чтобы дать ему понять, что Вы понимаете его чувство. Ведь фактически атака устраивается с целью продемонстрировать свое чувство. А если Вы его поняли и обозначили, то цель достигнута и дальнейшее продолжение становится бессмысленным. И Ваш тон не должен быть приказным, поучающим или повелевающим. Интонация должна быть по возможности нейтральной.
5. Если Вам поведение малыша причинило боль, то говорить об этом стоит именно с позиции «Я-высказывания». Это такое предложение, где используется только местоимения «Я», «мне», «меня», но нет места для «ты, тебя, твое». А действие малыша лучше сформулировать безлично. То есть не: «Не кусайся, сколько раз ТЕБЕ говорить!», а «мне не нравиться, когда меня бьют». Не: «меня раздражает, когда ТЫ кусаешься, не делай так!», а «Я очень недовольна, когда дети кусаются». Казалось бы, несущественное изменение несет в себе более глубокий смысл. В нем не содержится обвинения, которое неизбежно есть в «ты-высказываниях». А «я-сообщения» приводят к тому, что ребенок не начинает обороняться и защищаться от нападок, что еще более способствует «остыванию» и уходу эмоции. Воспитание о том, что так себя вести не стоит, необходимо проводить после случившегося, когда эмоции уже схлынули. Тогда малыш будет способен Вас услышать. В момент атаки это делать бессмысленно.
6. Регулярная профилактика таких атак. В связи с тем, что гнев является естественной эмоцией, которая возникает даже у самых спокойных детей, пока малыш не научился выражать свое недовольство спокойно, стоит проводить специальные игры. Их условно можно обозначить как «гнево-профилактические», поскольку основная их цель – это моделирование телесного и звукового проявления гнева. Они позволяют в игровой форме снять тот эмоциональный накал, который мог скопиться у Вашего малыша.
Примеры таких игр:
Для «драчунов» подойдут игры, где необходимо делать движения, которые совпадают с реальными ударами.
Драка воздушными шариками или подушками.
Игра на профилактику вербальной агрессии. Смысл игры: обзывать друг друга безобидными словами, например: «А ты – шпрот! А ты — чашка! А ты – шнурки!». В сочетании с предыдущей игрой, очередная «обзывалка» совпадает с атакой воздушным шаром.
Выбивание ковра теннисной ракеткой с ритуальным изгнанием оттуда микробов, сопровождающееся криком Воинов.
Разрывание на мелкие кусочки бумаги на скорость: кто быстрее, а затем бросание этими кусочками друг в друга.
Пинание или бросание мяча. Необходимо найти такое пространство, где малыш смог бы бросать мяч безопасно для окружающий, не ограничивая себя в движениях.
Для «зубастиков» подойдут игры, где есть проявление гнева с использованием зубов.
Игры в зоопарк со скалящимися и рычащими животными. Необходимо показать, как злятся тигры, львы, волки, медведи и пр. Обязательно с ревом и оскалом.
Купить длинный багетный батон и играть, кто больше откусит от него кусочков. Съеденные кусочки не считаются.
Для совсем маленьких малышей можно использовать детские прорезыватели для зубов, которые малыш имел бы возможность кусать.
Помните, что все игры необходимо проводить вместе с малышом, принимая в них активное участие. Самое лучшее время для них – когда попыток действительно проявить свой гнев, еще нет. И помните: если малыш дерется или кусается слишком часто, стараясь сделать каждую свою атаку еще болезненней, и никакие Ваши усилия не помогают это исправить, Вам необходима семейная консультация. И скорее всего помощь потребуется всей семье.
Еще вот какой есть вариант поведения мамы для пресечения проявлений детской агрессии:
Не спускайте глаз со своего ребенка, если он кусается и дерется, когда он играет с другими детьми, и дайте другим мамам знать, чтобы они тоже были начеку. Если ваш ребенок укусил или стукнул другого ребенка, немедленно разведите детей и изолируйте обидчика на некоторое время, чтобы он подумал над своим поведением. Усильте действенность наказания соответствующими наставлениями: «Если ты кусаешься, это больно, а больно делать нельзя, и вот мы сейчас будем сидеть на стуле и думать, почему ты не должен кусаться». Если ребенок умеет говорить и достаточно много понимает, вытяните из него: «Прости меня». Нужно, чтобы ваш ребенок усвоил связь между укусом и немедленным удалением с места преступления.
Источник