Ребенок беспокойный 3 года

Ребенок беспокойный 3 года thumbnail

Любовь Кулагина
Беспокойный ребенок. Синдром гиперактивности

Кулагина Любовь Леонидовна

воспитатель высшей квалификационной категории

МБДОУ «Детский сад № 227»

Мотовилихинского района г Перми.

БЕСПОКОЙНЫЙ РЕБЕНОК.

СИНДРОМ ГИПЕРАКТИВНОСТИ

Многих родителей беспокоит, что их дети недостаточно внимательны, неусидчивы, рассеяны. При этом проблемы в начальных классах бывают даже у детей, с которыми много занимались в дошкольном возрасте, активно развивали внимание, память и мышление. Родители не могут понять, в чем лежит причина школьной неуспеваемости. Одно из весьма распространенных объяснений – синдром нарушения внимания с гиперактивностью (СДВГ). Синдром гиперактивности может возникнуть в процессе развития очень рано. Младенцы имеют повышенный мышечный тонус, чрезмерно чувствительны к раздражителям (свету, шуму, плохо спят, плохо едят, много плачут, и их трудно успокоить. В 3-4 года отчетливой становится неспособность ребенкасосредоточенно чем-либо заниматься: он не может спокойно слушать сказку, не способен играть в игры, требующие концентрации внимания, его деятельность носит преимущественно хаотический характер. Пик проявления синдрома – 6-7 лет.Его главными характеристиками являются: чрезмерная нетерпеливость, особенно в ситуациях, требующих относительного спокойствия, тенденция переходить от одного занятия к другому, не завершая ни одного из них, ерзанье, извивание в момент, когда нужно сидеть. Эта поведенческая особенность становится наиболее очевидной в организационных ситуациях (школе, транспорте, поликлинике, музее и пр.)

Но и самые обычные дети бывают порой очень активны и неуправляемы, не проходя при этом по разряду гиперактивных. Не следует любого возбужденного ребенка относить к категории гиперактивных. Если ваш ребенок полон энергии, если она бьет через край, отчего малыш порой становится упрямым и непослушным – это не значит, что он гиперактивен. Если вы заболтались со своей подругой, а ребенок начинает злиться, не может устоять на месте, усидеть за столом – это нормально. Утомляют детей и длительные переезды. У всякого ребенка время от времени случаются минуты гневливости. А сколько детей начинают «разгуливать» в постели, когда пора спать, или балуются в магазине! То, что ребенок становится как заводной, давая выход скуке, вовсе не признак гиперактивности. Шумный «ребенок-баловник» или малыш, который просыпается ни свет, ни заря, но полный сил и энергии – это радость, а не повод для беспокойства. И, наконец, ребенок, имеющий отклонения в поведении, тоже не относится к разряду гиперактивных. Хотя порой бывает трудно отличить нормального подвижного ребенка от гиперактивного, существует ряд характерных критериев. Гиперактивный ребенокнаверняка проявлял себя подобным образом и в младенческом возрасте: он много плакал, мало спал, имел сбитый режим сна, его трудно было успокоить, он страдал от коликов, плохо ел, был раздражителен, не любил, когда его жалели, вздрагивал от каждого звука, все время хотел пить, у него все время текли слюнки. Многие из ниже перечисленных признаков довольно типичны для двухлеток, но не для детей более старшего возраста.

Чтобы определить, есть ли у Вашего ребёнка особенности, характерные для детей с гиперактивностью, ознакомьтесь с тестом на гиперактивность. Похоже на детскую игру «Найди 5 отличий»

Активный ребёнок:

Большую часть дня не «сидит на месте», предпочитает подвижные игры пассивным (пазлы, конструкторы, но если его заинтересовать — может и книжку с мамой почитать, и тот же пазл собрать.

Быстро и много говорит, задаёт бесконечное количество вопросов.

Для него нарушение сна и пищеварения (кишечные расстройства) – скорее исключение.

Он активный не везде. К примеру, беспокойный и непоседливый дома, но спокойный — в садике, в гостях у малознакомых людей.

Он не агрессивный. То есть случайно или в пылу конфликта может и наподдать «коллеге по песочнице», но сам редко провоцирует скандал.

Гиперактивный ребёнок:

Он находится в постоянном движении и просто не может себя контролировать, то есть даже если он устал, он продолжает двигаться, а выбившись из сил окончательно, плачет и истерит.

Быстро и много говорит, глотает слова, перебивает, не дослушивает. Задаёт миллион вопросов, но редко выслушивает ответы на них.

Его невозможно уложить спать, а если он спит, то урывками, беспокойно. У него часто кишечные расстройства. Для гиперактивных деток всевозможные аллергии не редкость.

Ребёнок – неуправляемый, при этом он абсолютно не реагирует на запреты и ограничения. И в любых условиях (дом, магазин, детсад, детская площадка) ведёт себя одинаково активно.

Часто провоцирует конфликты. Не контролирует свою агрессию – дерётся, кусается, толкается, причём пускает в ход подручные средства: палки, камни…

Если в возрасте до 7 лет проявляются перечисленные моменты, требуется консультация специалиста. Необходимо сначала проконсультироваться с педагогами, психологом, а потом уже обращаться к невропатологу.

Рекомендации родителям:

Установите причину гиперактивности, проконсультируйтесь со специалистами. Часто в анамнезе такого ребёнка есть родовая травма, ММД (минимальная мозговая дисфункция). Если врач-невропатолог назначает курс лекарств, массаж, особый режим, необходимо строго соблюдать его рекомендации.

Сообщите педагогам, воспитателям о проблемах ребёнка, чтобы они учитывали особенности его поведения, дозировали нагрузку.

Всегда убирайте опасные предметы с поля зрения ребёнка (острые, бьющиеся предметы, лекарства, бытовую химию и т. д.).

Вокруг ребёнка должна быть спокойная обстановка. Любое разногласие в семье усиливает отрицательные проявления.

Важна единая линия поведения родителей, согласованность их воспитательных воздействий.

С таким ребёнком необходимо общаться мягко, спокойно, т. к. он, будучи очень чувствительным и восприимчивым к настроению и состоянию близких людей, «заражается» эмоциями, как положительными, так и отрицательными.

Не превышайте нагрузки, не стоит усиленно заниматься с ребёнком, чтобы он был таким, как другие сверстники. Бывают, что такие дети обладают неординарными способностями, и родители, желая их развить, отдают ребёнка сразу в несколько секций, «перескакивают» через возрастные группы. Этого делать не следует, т. к. переутомление ведёт к ухудшению поведения, к капризам.

Не допускайте перевозбуждения. Важно строго соблюдать режим до мелочей. Обязателен дневной отдых, ранний отход ко сну на ночь, подвижные игры и прогулки должны сменяться спокойными играми, приём пищи в одно и тоже время и т. д. Друзей не должно быть слишком много.

Старайтесь делать меньше замечаний, лучше отвлекайте ребёнка. Количество запретов должно быть разумным, адекватным возрасту.

Чаще хвалите за то, что получается. Хвалите не слишком эмоционально во избежание перевозбуждения.

Когда просите что-то сделать, старайтесь, чтобы речь не была длинной, не содержала сразу несколько указаний. («Пойди на кухню и принеси оттуда веник, потом подмети в коридоре» — неправильно, ребёнок выполнит лишь половину просьбы.) Разговаривая, смотрите ребёнку в глаза.

Не заставляйте ребёнка долгое время спокойно сидеть. Если вы читаете сказку, дайте ему в руки мягкую игрушку, ребёнок может встать, походить, задать вопрос. Следите за ним, если вопросов становится слишком много, он часто отвлекается, значит, ребенок уже устал.

Приобщайте ребёнка к подвижным и спортивным играм, в которых можно разрядиться от бьющей ключом энергии. Ребёнок должен понять цель игры и учиться подчиняться правилам, учиться планировать игру. Желательно занять каким-то видом спорта, доступным по возрасту и темпераменту.

Освойте элементы массажа, направленные на расслабление и регулярно проводите его. Поможет сосредоточиться легкое поглаживание по руке, по плечу в процессе чтения или другого занятия.

Прежде чем отреагировать на неприятный поступок ребёнка, сосчитайте до 10 или сделайте несколько глубоких вдохов, постарайтесь успокоиться и не терять хладнокровие. Помните, что агрессия и бурные эмоции порождают те же чувства и у малыша.

Гасите конфликт, в котором замешан ваш ребёнок, уже в самом начале, не ждите бурной развязки.

Избегайте по возможности скоплений людей. Пребывание в крупных магазинах, на рынках, в кафе оказывает на ребёнка чрезмерно стимулирующее воздействие.

Обдумывая рацион ребёнка, отдавайте предпочтение правильному питанию, в котором не будет недостатка витаминов и микроэлементов. Гиперактивному ребёнку больше, чем другим детям,необходимо придерживаться золотой середины в питании: поменьше жирного, острого, солёного, копчёного, побольше варёного, тушёного и свежих овощей и фруктов. Ещёодно правило: если ребёнок не хочет есть, не заставляйте его!

И не забывайте говорить ребёнку, как сильно вы его любите.

В педагогической и психологической литературе представлено большое количество игр с гиперактивными детьми. Предлагаем Вам некоторые из них.

«КЛУБОЧЕК» (Черепанова Г. Д.)

Цель: обучение ребёнка одному из приёмов саморегуляции.

Содержание. Расшалившемуся ребёнку можно предложить смотать в клубочек яркую пряжу. Размер клубка с каждым разом может становиться всё больше и больше. Взрослый сообщает ребёнку, что клубочек не простой, а волшебный. Как только мальчик или девочка начинает его сматывать, то сразу же успокаивается.

«АРХЕОЛОГИЯ»

Цель: развитие мышечного контроля.

Содержание. Взрослый опускает кисть руки в таз с песком или крупой и засыпает её. Ребёнок осторожно «откапывает» руку – делает археологические раскопки. При этом нельзя дотрагиваться до кисти руки. Как только ребёнок коснётся своей ладони, он тут же меняется ролями со взрослым.

ИГРЫ С ПЕСКОМ И ВОДОЙ.

Специалисты считают, что игры с песком и водой просто необходимы для гиперактивных детей. В эти игры необязательно играть только летом у озера. Можно их организовать и дома. Такие игры успокаивают ребёнка. Первое время взрослые должны помочь ребёнку в организации игры. Желательно,чтобы они подобрали соответствующие игрушки: лодочки, тряпочки, мячики, трубочки и т. д. Если кто-то из родителей не хочет вносить в дом песок (а затем делать уборку в квартире, можно заменить его крупой, предварительно поместив её в горячую духовку.

Гиперактивный ребёнок – особый, являясь очень чувствительным, он остро реагирует на замечания, запреты, нотации. Иногда ему кажется, что родители его совсем не любят, поэтому такой малыш очень нуждается в любви и понимании. Причём в любви безусловной, когда ребёнка любят не только за хорошее поведение, послушание, аккуратность, но и просто за то, что он есть! Когда становится совсем тяжело, вспомните, что к подростковому возрасту, а у некоторых детей и раньше, гиперактивность проходит. Важно, чтобы ребёнок подошёл к этому возрасту без груза отрицательных эмоций и комплекса неуверенности в себе.

Источник

Существуют некие общепринятые нормы, как и сколько должен спать ребенок в том или ином возрасте. Например, средняя продолжительность сна детей в 4 года составляет 11 часов, а 6 лет – чуть больше 9-ти часов. Эти цифры не являются тайной, поэтому многие родители детей в возрасте от 3 до 6 лет, опираясь на них, считают, что их ребенок плохо спит ночью, а то и вовсе обнаруживают у него бессонницу.

Если исключить различные патологии, неврологические проблемы и соматические расстройства, а также серьезные заболевания, часто становящиеся причиной нарушений сна у ребенка 3-6 лет, у которого правильный паттерн сна уже должен выработаться к этому возрасту, то можно назвать несколько характерных проблем.

Ребенок в 4 года плохо спит ночью: возможно, всему виной ночные страхи или кошмары

Для детей в возрасте от 3 до 6 лет наиболее частой причиной беспокойного, прерывистого сна становятся ночные страхи.[1] Следует отметить, что девочкам они свойственны меньше и чаще случаются у мальчиков.[2] Проявляются ночные страхи внезапным плачем, когда ребенка довольно трудно успокоить. Иногда это может занять и до получаса. Плач более характерен для деток помладше. Пробуждения при этом не происходит. А на утро ребенок не помнит, что он вообще просыпался и плакал. Если ребенок 5 лет плохо спит ночью из-за внезапного ночного страха, он, как правило, резко садится на кровати, и у него отмечается учащенные сердцебиение, дыхание и пульс. Он вскрикивает, зовет маму.[3]

Также нередки жалобы от родителей, чей ребенок 5 лет плохо спит вследствие кошмаров. Правда, справедливости ради, нужно отметить, что кошмары могут сниться малышам любого возраста. Причина этих трудностей кроется, как правило, в перевозбуждении в течение дня или в вечерние часы. Дети в 3-6 лет являются легковозбудимыми, впечатлительными, а несовершенство нервной системы и ее неумение справиться с информационным потоком, зачастую негативным, довершают дело. В итоге, ребенок в 3-4 года или 5-6 лет с трудом отходит ко сну или плохо спит ночью.

Чем же объяснить, что ребенок 3 года плохо спит ночью из-за ночных кошмаров или страхов?

Просмотр телевизора, в том числе и мультфильмов [4]; слишком шумные и подвижные игры; внезапный подарок, врученный ребенку перед самым сном; ругань между родителями; воспитательные меры, применяемые к ребенку опять же перед отходом ко сну; полный событий (как положительных, так и отрицательных) день – все эти факторы способствуют тому, что ребенок 3 года:

     

  • плохо спит ночью;
  • часто просыпается;
  • ворочается, плачет во сне;
  • беспокойно спит;
  • испытывает ночные страхи;
  • видит кошмары;
  • трудно отходит ко сну.

Что нужно предпринять, чтобы переломить ситуацию, когда ребенок 4 плохо спит? Создать более мирный и спокойный микроклимат там, где живет малыш, окружить его лаской и заботой, исключить вышеперечисленные факторы, которые могут негативно влиять на неокрепшую психику ребенка. Еще родителям очень неплохо усвоить правило, что для любой активности должно быть свое время. И учить этому малыша.

Ребенок 4 года и 5 лет: плохо спит или это вполне нормально?

Важно понимать, что сон ребенка становится похожим на сон взрослого человека только годам к 7, а до этого возраста он имеет свои физиологические особенности. Существует мнение, что до 5-7 лет дети просто обязаны спать днем. Это не так. Дневной сон вполне может стать необязательным, когда ребенку 4. Плохо спит он в этом возрасте, только если его ночной сон беспокоен или короток. Вполне нормально, если Ваш ребенок не спит днем по достижении 4-5 лет, при условии, что его ночной сон стабилен и днем он прекрасно себя чувствует, бодр и весел.

Ребенок плохо спит в 3 года и до 6 лет: чем помочь?

Помимо основных рекомендаций по устранению возможных причин беспокойного сна и нервозности ребенка в возрасте от 3 до 6 лет, можно также рекомендовать к применению лекарственные препараты, которые действуют мягко и деликатно. К таким средствам относится Дормикинд. Он рекомендован к приему малышам с рождения и до 6 лет и востребован многими современными мамами.

Действие Дормикинда и его эффективность обуславливаются учетом особенностей физиологии сна детей, которая до 7 лет существенно отличается от сна взрослого человека. Разработчики создали этот лекарственный препарат специально для борьбы с нарушением сна и беспокойством, а также в помощь тем деткам, которым сложно уснуть, если они перевозбуждены и даже если сильно устали.

Дормикинд содержит натуральные ингредиенты. Его легко применять как для новорожденных грудничков, так и для деток постарше, которые вполне могут его самостоятельно рассасывать. Дормикинд доказал свою эффективность и заслужил доверие многих мам, чей ребенок плохо спит. 3 года малышу, 4 или 5 лет – Дормикинд нормализует фазы сна деток от самого рождения и до 6 лет.

[1] Статья «Нарушения сна у детей. Проблемы со сном у старших детей» с сайта медицинского центра «НЕВРО МЕД» (https://www.nevromed.ru/consultations/somnology/papers_sleep/papers_sleep_doct/child_sleep_disorders_tedke) 

[2] Статья «НАРУШЕНИЯ СНА» с сайта отделения медицины сна Первого Московского Государственного Медицинского Университета им. И.М. Сеченова (https://www.sleepmed.ru/nar.htm#5) 

[3] Статья «Ночные страхи и ночные кошмары у детей» А.Бондаренко (Консультант по сну Центра детского сна и развития «BabySleep») 

[4] Статья «Мультики перед сном – плохая идея» с сайта Центра детского и материнского сна (https://lifesolution.ru/blog/article_post/multiki-pered-snom-plokhaya-ideya)

Источник

Маленькие детки – маленькие бедки… Что делать, если ребенку уже три года, а он плохо спит?

С какими сложностями сталкиваются родители подросших детей? 

Давайте сначала очертим круг вопросов, с которыми сталкиваются родители подросших детей. Дети очень разные, а ситуации очень схожие:

1. Чаще всего, ребенок не умеет засыпать самостоятельно, поэтому с малышом нужно вечером посидеть, полежать, в этот момент уставшая мама и сама часто засыпает. Лишь посреди ночи она встает, выключает свет во всей квартире, без особого энтузиазма смотрит на белье в стиральной машине, которое она собиралась повесить вечером, и, махнув рукой на вереницу намеченных на вечер дел, бредет к своей кровати.

2. Не соблюдается режим дня. Ребенок вечером не хочет ложиться спать, всячески откладывает время засыпания. Редкая мама откажет ребенку в еде, если на мамину просьбу идти в ванну чистить зубы, ребенок умоляюще говорит: «Мам, я хочу кушать!».

3. На третьем месте вопросы, когда ребенок плохо спит и часто просыпается ночью, плачет, зовет родителей.

Как же наладить сон трехлетнего ребенка?

После двух с половиной лет родители должны грамотно выстроить свои взаимоотношения с маленьким взрослым человеком. В прошлое уходят инструкции, указания, теперь ребенку очень важно понимать, для чего надо делать именно так, а не иначе. Пришло время договариваться.

Если ваш ребенок плохо спит, попробуйте наши рекомендации:

1. Необходимо следовать режиму дня . Планировать гостей, всевозможные мероприятия, принимая во внимание режимные моменты и сон ребенка. К сожалению, маленькие дети не умеют компенсировать свой «долг по сну» и не могут выспаться в выходные за всю неделю, как это часто делают взрослые. А о последствиях недосыпа мы не раз уже упоминали. Сбой привычных ритуалов преодолевается в следующие 2 дня. На выходных не меняйте режим дня, не старайтесь продлить утренний сон. Биологически часы ребенка настроены на пробуждение в 7-7:30 часов утра.

2. Для малыша такого возраста сон – это разлука с мамой. Постарайтесь организовать вечер так, чтобы максимально много проводить времени вместе с ребенком, организуйте совместную деятельность с ребенком, создайте свой засыпалки перед сном. Занимайтесь вместе домашними делами, пусть ребенок принимает активное участие. Если малыш получил достаточное количество общения с мамой и папой, он не станет перед сном умолять прочитать ему самую последнюю-препоследнюю десятую сказку.

3. Объясните несколько раз в течение дня правила сна, те правила, которые вы будете вводить на засыпание вечером. Новые правила вводите постепенно, по 1-2 правила в 3-4 дня. Ребенок пока не может следить за выполнением нескольких задач.

4. Утром обязательно проговорите, что получилось вчера. Похвалите ребенка. Чтобы превратить процесс обучения сну ребенка в увлекательную игру, можно распечатать плакат хороших манер сна. Каждое утро наклеивайте с ребенком стикер-звездочку, если малыш следовал правилам. В конце недели на семейном совете проверьте, все ли дни были с наклейками. Если да, то ребенок заслуживает небольшой приз (небольшая игрушка, мыльные пузыри, книга с наклейками).

5. Научите ребенка засыпать самостоятельно до перехода во взрослую кровать без бортиков. В кровати с бортиками это сделать гораздо легче.

6. Следите за питанием ребенка во второй половине дня. Не кормите детей непосредственно перед сном. Интервал должен быть не менее часа. Вечер — не время для большого количества сладостей. Конфеты, шоколад и чай содержат кофеин, поэтому заменяем их на сухофрукты и компот. Идеи и советы, чем покормить ребенка перед сном вы сможете найти тут: «10 полезных перекусов перед сном«.

7. Чтобы ребенок хорошо спал ночью, должен быть физически активным в течение дня. Гуляйте, давайте малышу возможность выплеснуть свою энергию.

8. Во сколько укладывать спать ребенка? Время ночного сна должно составлять в среднем 11 часов (ссылка на нормы сна), поэтому без раннего укладывания не обойтись.

9. Дневной сон необходим в среднем до 4 лет. Поддерживайте эту правильную здоровую привычку как можно дольше. Помните, что ребенок, который не спал днем легко может переутомиться ко времени ночного сна. И это может сильно сказаться на качестве ночного сна и ребенок будет плохо спать ночью. Часто родители сетуют на то, что ребенок сам отказался от дневного сна очень рано. В большинстве случаев бывает так, что мы взрослые сами воспринимаем дневной сон как помеху нашим планам, забывая, что для сна необходимы темнота, тишина, предшествующие ритуалы подготовки ко сну. Ребенок не может быстро от бодрствования перейти в сон. Даже если малыш отказывается спать, необходимо организовать «тихий час», во время которого нужны спокойные занятия – полежите, почитайте знакомую сказку, послушайте тихую расслабляющую музыку.

Пора делать выводы! Очень многое зависит от оптимизма, последовательности и организованности родителей. Наши дети – самые лучшие наши учителя.

Ребенок беспокойный 3 года

Источник