Ребенок балуется во время еды 3 года

Ребенок балуется во время еды 3 года thumbnail

Условно можно выделить две группы проблем с приёмом пищи:

Ребёнок не ест самостоятельно: мало ест и приходится докармливать; умеет пользоваться ложкой, но всё время просит, чтобы его докормила мама или бабушка.

Ребёнок играет с едой: переливает или разливает по столу напитки, размазывает еду или кидается ей.

Рассмотрим на примерах наиболее частые случаи.

Как научить ребёнка есть самостоятельно?

Первое, что нужно сделать — замедлиться. Выделите достаточно времени на приёмы пищи. Да, если подолгу есть, это сокращает время на другие пункты расписания, но это не навсегда. Вы вот взяли курс по воспитанию, тратите на него время. А малышу сейчас актуален курс по самообучению самостоятельной еде. Дайте ему столько времени, сколько нужно.

Если ребёнок не истощён и у него нет других медицинских проблем, то нужно дать ему возможность получить честную обратную связь, чтобы он действительно почувствовал голод.

Посадите ребёнка за стол. Причём так, чтобы он сам мог встать и уйти, и дайте ему что-то поесть. Скорей всего, первое время ребёнок будет то уходить из-за стола, то снова возвращаться. Первые пару раз можно позволить ему покружиться.

Потом убираем еду и говорим: «Если ты закончил, я убираю со стола, в следующий раз будем есть в обед». И если он говорит: «Я закончил», то вы ему верите, даже понимая, что он принял не совсем взвешенное решение. Он отказался, хорошо, к обеду ребёнок уже более заинтересован, чтобы что-то съесть.

Включайте в рацион в первую очередь те блюда, которые получается съедать лучше, и не предлагайте сразу большие порции. Дайте на обед то, что он может легко съесть, даже рукой — картошку, макароны, пирожок, а на десерт, например, банан. На ужин можно сделать калорийный напиток: кефир с фруктами, смузи или кисель. То, что можно выпить и получить калории, не прилагая много усилий. Пожевал, запил, пошёл сытый спать. На завтрак можно предложить шарики из полезных завтраков, которые ребёнок сможет заливать молоком, размешивать ложкой и вылавливать из тарелки.

Предлагайте калорийную пищу и напитки (только не из бутылки или поильника, а всё-таки взрослыми способами). Так как действительно, пока меткость и результативность в еде далеки от совершенства — съедается меньшая порция в единицу времени.

Придумайте, что поможет вам успокаиваться и держать себя в руках. Смотреть, как другой медленно и бог знает как делает то, что вы могли бы сделать быстро и хорошо — пытка. Возможно вам нужно что-то, что поможет вам отвлечься и не вмешиваться. Я не шучу. Это действительно трудно и заслуживает столько же уважения, сколько и упорство ребёнка на его пути к умелой самостоятельной еде.

Ребенок уже умеет пользоваться ложкой, но поев немного сам, просит его докормить. А наевшись, закрывает рот. Как сделать так, чтобы он ел самостоятельно?

У ребёнка уже сформировалась привычка, что вы его докармливаете. С одной стороны, ему так легче, а возможно, он просто сдался, видя ваше большое желание его накормить и тревогу, что он мало ест и просто позволяет вам его кормить. Хорошая новость в том, что он чувствует своё тело и когда наедается, даёт вам об этом сигнал, закрывая рот.

Начать следует с того, чтобы довериться ребёнку, его чувству голода и насыщения. Попробуйте давать ему съесть столько, сколько он съедает сам и не докармливать. Если ребёнок будет следовать за своим чувством голода, то увидев, что вы не настаиваете, не пытаетесь докормить, будет есть сам. Тут можно ещё подстраховаться, готовя на первых порах его любимые блюда.

И ещё можно попробовать во время его еды заняться своими делами или начать есть, подавая ему пример. Чтобы он видел, что ваши руки заняты и кормить его вы не можете.

Как быть, если ребёнок, съев пару ложек убегает из-за стола?

Как вы определяете, что ребёнок голодный? Отбросив собственные стереотипы о еде, важно понаблюдать за ребёнком, чтобы понять, а действительно ли наше понятие голода совпадает с реальностью. Дети могут быть разные — есть те, которые едят меньше, но часто.

Что вы делаете, когда считаете, что ребёнок голоден? Важно понять, что вы в такой ситуации чувствуете и как себя ведёте. Вот ребёнок поел, вышел из-за стола, побежал и у вас есть тревога, что он не наелся. Что вы делаете? Пытаетесь ли вы его уговорить, привлечь различными способами (например, мультфильмами), обещаниями? Или, смирившись, пытаетесь накормить его хоть чем-нибудь? Например, идёте на уступки и даёте печеньки и облегчённо вздыхаете «ну хоть что-нибудь съел»?

Ребёнок с одной стороны следует за своими потребностями, с другой — действует в тех рамках, которые вы ему ставите. Он к этим рамкам адаптируется, если они, конечно, поставлены вовремя и грамотно. Здесь важна ваша последовательность: «Хорошо, я вижу, что ты наелся. Можешь выходить из-за стола и идти играть».

В следующий раз, когда он приходит и говорит, что хочет есть, вы не предлагаете ему печенье, перекусы или сладкие напитки, а предлагаете полезную еду. Если он отказывается, говорите: «Значит, ты не голоден».

Читайте также:  Лучшие санки для ребенка 3 года

Ещё вариант — предложить ребёнку еду на выбор. Что ты хочешь — кашу или котлету? Но это зависит от того, что принято в вашей семье. Некоторые действительно учитывают пожелания каждого члена семьи, но есть семьи, где у мамы нет возможности готовить несколько блюд на выбор. Поэтому готовится одно блюдо и оно предлагается всем. В этом случае попробуйте составить меню, которое ребёнок любит, чтобы снять лишнее сопротивление и напряжение.

Если вы будете последовательны, сами для себя решите и убедитесь в том, что голодный ребёнок будет есть то, что вы предлагаете, то всё получится. Ребёнок, у которого нет медицинских случаев, никогда не будет действовать себе во вред. То, что он привык есть, играя с едой, или привык бегать туда-сюда — это последствия того, что но уверен рано или поздно ему дадут ту пищу, на которой он настоит. Это всё про границы.

Ребёнок только тем и занимается, что за столом размазывает еду ложкой. Что можно сделать?

В первую очередь речь идёт о границах. Мамы, которые дают ребёнку ложку, могут воспринимать его игры как нечто забавное или то, что он получает сенсорный опыт. Но нельзя забывать, что время идёт, ребёнок растёт и воспринимает сложившуюся ситуацию как норму. Это вряд ли поменяется само собой, и потребуется время, чтобы ситуацию поменять.

Дожидайтесь момента, когда ребёнок действительно очень голоден. Пусть это будет после сна или прогулки, когда он действительно голоден.

Накладывайте ребёнку немного еды. И обратите внимание на посуду и место, за которым ребёнок ест, чтобы всё стимулировало его к самостоятельной еде.

После этого можно переходить к установлению границ. Как только ребёнок начал баловаться с едой, вы его мягко останавливаете и даёте альтернативу: «Если хочешь есть, то ешь как принято — ложкой или вилкой. Если наелся, можешь пойти поиграть или помочь мне убрать посуду».

Как переучить ребёнка есть с играми, если его внимание не удаётся удержать больше пяти минут?

Еда — это не игра и нет потребности удерживать на ней внимание. И здесь вопрос не в том, чтобы удерживать внимание, ведь когда ребёнок голоден, он будет есть сосредоточено столько времени, сколько нужно для насыщения. Здесь вопрос в правильной организации процесса.

Важно выбрать удачный момент, когда ребёнок действительно голоден и сосредоточен на этой своей потребности. Предоставьте ребёнку удобное место, удобные инструменты и немного еды, покажите пример.

В тот момент, когда дети начинают баловаться с едой, важно пресечь это поведение и предложить выбор: либо ребёнок продолжает есть и делает это, как принято в семье, либо он не голоден и может выходить из-за стола. И здесь придётся какое-то время проявить терпение и настойчивость, так как со стороны ребёнка может быть и возмущение, и попытки проверить ваши границы и твёрдость правил, которые вы хотите ввести: «Действительно ли мама не разрешает баловаться с едой? А если я покричу, потребую, поплачу?»

Важно, чтобы вы были заодно с папой и бабушками. Поговорите с ними, объясните важность того, что именно сейчас закладывается правильное поведение и нормы. Что потом привычки очень сложно изменить, просто так с возрастом они не изменятся. Придерживаетесь единой линии поведения и во время баловства детей твёрдо, но спокойно пресекайте нежелательное поведение: «Если ты наелся, давай уберём посуду, а ты можешь пойти поиграть». Только так ребёнок примет это правило и почувствует облегчение: правило действует, нет такого, что сегодня одно, а завтра другое или что мама говорит одно, а бабушка другое.

Анастасия Кузнецова — психолог, Монтессори-педагог АМИ, эксперт курса Развитие и воспитание ребёнка с 1 до 3 лет

Статьи по теме установления ниц с ребёнком:

Как установить границы дозволенного

Устанавливаем границы: запреты и наказания

Источник

О питании ребенка 2-3 лет написано гораздо меньше, чем о введении прикорма, и родители часто не готовы к особенностям детей этого возраста. Одним кажется, что ребенок почти ничего не ест, других приводят в замешательство странные пищевые привычки, и почти все возмущены плохим поведением малыша за столом — особенно на людях. Что беспокоит родителей — и что с этим можно сделать?

Вот что чаще всего не нравится родителям в поведении их детей во время еды:

  • «У моего ребенка отвратительные манеры — так и должно быть в его возрасте?»
  • «Мой малыш не может сидеть спокойно за обеденным столом» (то, что я называю «синдромом извивающегося червяка»).
  • «Ребенок бросает пищу, когда не хочет больше есть или когда она ему не нравится».
  • «Он начинает сердиться во время еды — каждая мелочь выводит его из себя».
  • «Малыш намеренно устраивает беспорядок — любит рисовать на столе соусом от спагетти».

Многие из поведенческих странностей во время еды являются продолжением подобных проблем, возникающих в течение дня, просто родители начинают их замечать только за обедом, особенно придя в ресторан, где это могут увидеть другие люди.

Чтобы выяснить, не является ли проблема лишь частью чего-то большего, я задаю вопрос: «Он начал так себя вести недавно или это продолжается уже в течение какого-то времени? Если последнее, то в каких ситуациях происходит подобное? Чем обычно оно вызывается?».

Читайте также:  День рождение ребенка в волгограде 3 года

Чаще всего здесь нет ничего нового. Это результат бессистемного воспитания ребенка. Он ведет себя импульсивно, а родителей его выходки или смущают, или сердят. И они либо не обращают внимания, либо дают ребенку то, чего он требует.

Предположим, ваш малыш рисует соусом от спагетти на столе. Что делаете вы? Думаете: «Не беда. Я все вытру», — и ничего не говорите ребенку. Игнорируете то, что он делает. А что происходит через несколько недель, когда вы приезжаете к бабушке и малыш начинает разрисовывать фамильную скатерть свекрови?

Я бы сказала, что здесь нет вины ребенка. Вы должны были ему объяснить, что соус для спагетти предназначен не для рисования пальцами. Когда он сделал так в первый раз, вам следовало сказать: «Это — еда. В нее не играют. Закончишь кушать — отнеси свою тарелку в кухонную мойку».

Предположим, что ваша дочь слишком активна, она любит класть ноги на стол и отбивать ими ритм любимой детской песенки. А теперь вообразите, что она так же станет вести себя в ресторане. Вам захочется спрятаться под стол.

Будьте последовательны и настойчивы. Чего бы непозволительного ни вытворял ваш ребенок, прямо скажите ему, что так поступать нельзя: «Мы не должны (назовите, что он делает) за столом». Если он не перестает, попросите его выйти. Вы можете позвать его обратно через пять минут. Благодаря такой последовательности и непрерывности дети понимают не только, чего следует ожидать, но и чего ожидают от них.

То же самое происходит и с бросанием пищи. Одно дело, когда четырнадцатимесячный малыш пробует делать движения и пытается кидать предметы, этому лучше не придавать значения. Но когда двух- или трехлетний ребенок выводит вас из себя, вы должны сказать ему, что он ведет себя плохо, и заставить его убрать за собой.

Допустим, вы поставили перед своим двухлетним малышом тарелку с курицей, а он громко закричал: «Нет!» — и стал кидать кусочки на пол. Отставьте тарелку, сказав, что еду нельзя кидать. Поднимите ребенка со стула. Через пять минут попробуйте покормить его снова. Дважды дайте ему шанс, сказав, что потом он ничего не получит.

Может быть, это звучит слишком сурово, но поверьте мне, дети в данном возрасте уже знают, как манипулировать родителями. Мне приходилось видеть мам, которые, как бейсбольные игроки, пытались поймать на лету брошенную еду, ни слова не говоря своим детям о том, что так поступать плохо. Вместо этого они спрашивали: «Может быть, ты хочешь кусочек сыра?».

Вы должны делать правильные шаги каждый раз при кормлении, пока малыш не перестанет поступать неправильно. Проблема в том, что у родителей опускаются руки. Отступившись, родители только делают уборку и приводят все в порядок.

Кто-нибудь скажет: «Малышу всего два года — он по-другому не умеет». Но кто должен научить его быть вежливым — и когда? Или добрая фея прилетит и даст ему урок хороших манер? Учителем должен стать родитель, причем чем раньше, тем лучше.

Иногда проблему неправильного поведения можно решить, если внимательнее присматриваться к сигналам, поступающим от малыша. Если, например, мне говорят, что ребенок выходит из себя, я спрашиваю: «А может, он уже сыт?». Родители часто пытаются заставить ребенка съесть еще один кусочек, даже если малыш хнычет, отворачивает голову и лягается. И он в конце концов выходит из себя. Дело в том, что папе и маме надо было сразу же увести его из-за стола.

Пытаясь втолкнуть в малыша больше, чем помещается в его желудок, родители в перспективе лишают его возможности контролировать потребности организма и понимать, когда он сыт. Многие взрослые люди, имеющие избыточный вес, вспоминают свое детство, когда им давали много угощений и сладостей и хвалили за то, что у них такая чистая тарелка. Их родители, видимо, говорили: «Какая хорошая девочка, что все съела». И у детей еда начинала ассоциироваться с поощрением. Если у вас лично есть проблемы с едой, или вы постоянно сидите на диете, или у вас пищевая фобия, то займитесь этим и получите необходимую помощь, чтобы проблема не перешла к вашему ребенку.

У меня дочка ест только под мультики, как бороться — не знаю. Не кормить нельзя, у неё сильный дефицит массы тела, сейчас задача — набрать вес…(((

2016-05-17, Liefdelady

Желательно чтобы был пример как нужно себя вести за столом, только не мама с папой, а такой же ребенок, можно постарше

2015-09-11, Слива Светлана

У меня двое деток старший приучен кушать за столом, а младший только в комнате с мультиками, не знаю как отучить((

2016-02-18, katy2510

Всего 3 отзыва Прочитать все отзывы.

Источник

У редакции «Монтессори.Дети» спрашивают:

– Добрый день! У меня дочки-близняшки, 3 года 9 месяцев. Ситуация следующая: за принятием пищи они балуются с едой, хохочут, вертятся, меня не слышат, видят только друг друга и копирую друг друга. Одна что-то изобразила, вторая – повторила. В общем принятие пищи у нас всегда целый спектакль! То же самое, когда мы одеваемся, раздеваемся и т. п. Сфокусировать их на всех этих вещах очень сложно, уже появилось желание их разводить по разным комнатам, чтобы могли поесть и одеться, но тогда они впадают в истерику. Как быть – не представляю… Помогите, дайте совет, пожалуйста!

Что делать, если дети вместе балуются за едой?

На вопрос отвечает детский психолог и Монтессори-педагог Анна Федосова:

– Сложно увидеть ситуацию в целом по очень общему описанию, поэтому я выдвину несколько гипотез наудачу, может быть что-то окажется полезным.

Во-первых, есть ощущение, что количество детей не играет такой большой роли, какую вы ему приписываете. Ситуация во многом напоминает распространённые трудности родителей с устанавливанием границ и правил, и причины этих трудностей различны. Иногда родители недостаточно последовательны, и это дезориентирует детей: они не понимают, вот это конкретное «можно» и «нельзя» – насовсем или нет, всерьёз или пока ещё время терпит, а момент «терпение лопнуло» ещё не наступил. Подробнее об устанавливании границ и правил можно почитать и на ресурсе Монтессори.Дети, и в литературе.

Читайте также:  Ребенок в 3 года постоянно лезет к детям

То, что дети не хотят быть порознь, можно использовать и в качестве естественного последствия их выбора (что ни в коем случае нельзя путать с наказанием). Что-то вроде: «Нельзя разговаривать, пока вы жуёте. Либо вы молчите во время еды рядом, либо едите в разных комнатах или по очереди». Вы предоставляете детям выбор, к которому относитесь со всем уважением, и у их выбора есть дальнейшие последствия. Разумеется, идею разделения как последствия можно считать хорошей только в том случае, если девочки всё-таки более-менее умеют делать что-либо самостоятельно и независимо друг от друга. Если же они не достаточно хорошо отделяют себя друг от друга и привыкли быть в ситуации дуэта, то лучше сосредоточиться на том, как создать больше приятных ситуаций. Таких, в которых каждая могла бы действовать самостоятельно, без оглядки на сестру, прислушиваясь к собственным желаниям и ощущениям, чтобы они могли научиться быть наедине со своим «я», а не только наедине со своим «мы».

Иногда родители совершают какие-то «технические» ошибки, связанные с тем, что они недостаточно учитывают возрастные особенности детей. Например, говорят слишком быстро, слишком пространно, начинают говорить до того, как завладели вниманием ребёнка, или что-то ещё. Нередко плохую шутку играет с родителями чрезмерная заботливость: если детям не предоставили достаточно пространства для самостоятельности, в какой-то момент они, с одной стороны, теряют интерес к тому, чтобы учиться делать что-то самим, а с другой – откровенно скучают, пока родители делают за них то, что они могли бы сделать сами.

Такая ситуация типична для одевания: поначалу взрослому одеть малыша гораздо проще, чем ждать, пока ребёнок справится самостоятельно. Но время идёт, и растущему человеку всё более скучна роль куклы, но в то же время привычна. В результате складывается обычай всеми силами оттягивать момент одевания и откровенно баловаться, когда неизбежная процедура всё-таки настигает. И при этом им уже не интересно пыхтеть над непослушной одеждой, чтобы справиться с ней самим. В этом случае нет другого пути, кроме как постепенно делегировать ребёнку манипуляции, которые ему уже по силам.

Во-вторых, очень часто избыток детской активности гораздо полезнее не пресекать и подавлять, а возглавлять и направлять. Девочки уже достаточно большие, чтобы многое понимать, и сейчас у вас возможностей превратить в весёлое приключение рутинные процессы гораздо больше, чем раньше, когда они были крошками. Почему инициаторами веселья выступают дети? Почему не вы – режиссёр спектакля, которым дети хотят расцветить свою жизнь? Я понимаю, что родителям двух озорных близнецов часто совсем не до смеха. Но в то же время хорошо помню собственного сына в этом возрасте. Бедняжка очень уставал от длинных переходов пешком и чисто физически не мог пройти полторы остановки. Зато он очень даже мог пробежать их, если мы при этом играли в догонялки. Если честно, я терпеть не могу бегать. Но тащить на себе бутуза трёх-четырёх лет мне тем более было не под силу.

От вас не требуется очень большой фантазии, когда у вас под носом два отличных генератора идей. Сосчитайте до десяти, мысленно поднимитесь на пару этажей выше, и с безопасного расстояния взгляните на действия детей не с позиции того, как это мешает нормально поесть или быстро одеться, а с точки зрения того, что именно их так забавляет, и как во что-то подобное можно поиграть так, чтобы ненароком двигаться в нужном вам направлении. Если отношения между девочками скорее дружеские, чем сопернические, можно даже рискнуть и устроить что-то похожее на соревнование. Не в смысле: «Маша оделась быстрее, Маша – молодец, а Глаша – не молодец». А в смысле: «А ну-ка давайте посмотрим, кто сегодня быстрее наденет штаны?» или «Кто обуется быстрее, чем я?» (могут ведь и обе обойти вас, правильно?).

В целом поведение детей – всегда сообщение. Несносное поведение – всегда просьба о помощи, когда ребёнок не знает, как лучше, или не может справиться со своими чувствами, не может их понять и определить. Или обстоятельства как-то ущемляют потребности в развитии, и ребёнок чувствует, что он сейчас лопнет, если не сделает то-не-знаю-что. Ответы на эти вопросы может подсказать непредвзятое наблюдение за детьми, чуткость к тому, что конкретно их увлекает в данный период времени. Если вы чувствуете, что «застряли» в своём видении ситуации, возможно, вам будет полезно обсудить её с психологом на личной встрече и сместить взгляд на проблему так, чтобы стали видны новые горизонты изменения ситуации.

Добавить в избранное
Распечатать

Источник