Ребенок аутист не разговаривает 5 лет

Ребенок аутист не разговаривает 5 лет thumbnail

Содержание:

  • Почему ребенку с аутизмом трудно общаться
  • Развитие речи при аутизме
  • Как научить говорить ребенка с аутизмом

Дефектолог Наталья Керре более 20 лет работает с семьями, в которых растут дети с аутизмом. Ее книга «Особенные дети: Как подарить счастливую жизнь ребёнку с отклонениями в развитии» может быть полезна всем родителям, которым кажется, что с ребенком что-то не так. О том, как может проявляться аутизм, мы уже рассказали. Сегодня — об особенностях речи и общения у детей с аутизмом. Что мешает им научиться говорить и адаптироваться в обществе?

Пока не выявлено каких-то конкретных признаков, позволяющих диагностировать аутизм в младенчестве. Однако родители довольно часто упоминают о двух вариантах поведения детей, у которых впоследствии был диагностирован аутизм.

Вариант первый — это чрезмерно тревожные дети, которых трудно успокоить, у которых «сбит» режим, поэтому они путают день с ночью, не успокаиваются, когда их берут на руки, на руках не принимают удобную позу, а застывают, словно дощечки, либо, наоборот, «растекаются» по рукам.

Второй вариант — это, напротив, дети очень «удобные», которых всегда всё устраивает, которых можно с первых дней оставлять одних, и они, как вспоминают родители, «всегда могли занять себя сами» и быстрее успокаивались, когда их не брали на руки или гладили, а оставляли в покое. Такие дети могут предпочитать игрушкам рисунок на обоях, крошки, попавшие в кроватку, тени на стене и т. д.

Среди общих признаков малышей, у которых затем был диагностирован аутизм, отмечаются обычно: избегание глазного контакта, явное неудовольствие от контактов с людьми (быстрее успокаивается, когда его оставляют в покое), нестабильность слухового восприятия (то слышит обращённую к нему речь, то не слышит).

Почему ребенку с аутизмом трудно общаться

Ребёнок без особенностей развития тянется к близкому взрослому, который разговаривает с ним, после трёх месяцев — улыбается в ответ на улыбку, вокализирует, реагируя на обращённую к нему речь. Ребёнок, у которого нет аутизма, с раннего возраста демонстрирует адекватные эмоциональные реакции: быстрее успокаивается, когда мама берёт его на руки, радуется, когда к его кроватке подходят родители, не любит надолго оставаться в одиночестве в комнате.

С раннего возраста у детей с аутизмом проявляются проблемы, связанные с социальными навыками (подражание, ориентация на социальные стимулы, концентрация внимания вместе с другими людьми на одних и тех же объектах, распознавание эмоциональных состояний окружающих людей, участие в играх, требующих использования воображения и подчинения общим правилам). В более старшем возрасте такие дети, даже если у них развита речь, редко первыми идут на контакт с окружающими, что может создавать иллюзию «тотальной неконтактности» аутистов.

По современным данным, дети с аутизмом хотят общаться не меньше, чем их обычно развивающиеся сверстники, но им сложнее понять, что нужно делать, чтобы наладить общение, они быстро устают и истощаются от общества людей, особенно на многолюдных мероприятиях. У таких детей слабо выражена социальная направленность собственного поведения, а также восприимчивость к социальным аспектам поведения других людей, они редко делятся своими переживаниями и эмоциями с окружающими, хотя зачастую такие дети очень ранимы и восприимчивы, но им трудно распознать и выразить то, что они чувствуют, словами.

Дети с аутизмом также испытывают трудности в распознавании эмоций других людей по движениям тела, жестам, выражению лица и голосу, то есть затруднено формирование тех социальных навыков, которые при обычном развитии формируются «автоматически».

Аутичные дети отличаются и в выражении собственных эмоциональных состояний. Эти выражения часто характеризуются ограниченным и непроизвольным использованием экспрессивных жестов и эксцентричной, невнятной или непроизвольной мимикой.

Вопреки распространённому ранее мнению о том, что дети с аутизмом не испытывают родственных чувств к своим близким, не могут отличить родителей от посторонних людей, результаты современных исследований и наблюдений свидетельствуют об обратном. Большинство детей с аутизмом более восприимчивы по отношению к близким, чем по отношению к незнакомым людям. В присутствии знакомых и родных поведение детей с аутизмом более социально, они скучают, когда близких нет рядом, быстрее успокаиваются рядом с родителями, прибегают к их помощи при изучении окружающего мира. То есть при аутизме наблюдается не тотальная неспособность к формированию привязанности, а дефицит навыков, которые позволяют понимать социальную информацию и реагировать на неё привычным для большинства людей способом.

У аутичных детей присутствуют проблемы, связанные с сонаправленным социальным вниманием, то есть способностью направить внимание другого человека на объект общего интереса, которая в норме проявляется к 12-15-месячному возрасту. Ребёнок с аутизмом может принести другому человеку интересующий его предмет или указать на него, но он, как правило, делает это только в тех случаях, когда хочет, чтобы другой человек что-то для него сделал: дал игрушку, конфету, помог включить телевизор.

При этом ребёнок не стремится установить с другим человеком контакт и найти с ним общий интерес, чтобы получить удовольствие от самого процесса общения. Он редко привлекает окружающих, чтобы поделиться с ними эмоциями от познания окружающего мира: показать взрослому красивую бабочку, заинтересовавшую машину, кошку.

Разглядывая человеческое лицо, дети нередко обращают внимание на отдельные его части: нос или рот, не воспринимая лицо в целом (у детей с аутизмом обычно наблюдаются проблемы с запоминанием и узнаванием лиц, дети могут не узнать человека, если он по-другому одет, надел шапку или сменил причёску).

Развитие речи при аутизме

При аутизме часто встречаются серьёзные нарушения речи и общения, которые проявляются в раннем возрасте и сохраняются длительное время, в особо тяжёлых случаях — на протяжении всей жизни.

Читайте также:  Зубные капли ребенку 5 лет

Один из первых признаков нарушения речи при аутизме — неполное использование доречевых средств общения: ребёнок не использует жесты для того, чтобы привлечь внимание взрослого к тому объекту, который его заинтересовал (хотя может показывать на тот объект, который хочет, но не может достать). Например, не показывает маме на рыбок в аквариуме, которые привлекли его внимание, но показывает (собственной рукой или используя руку взрослого) на ту игрушку на полке, которая ему нужна: то есть использует инструментальные жесты для того, чтобы ему помогли осуществить желаемое, но не использует экспрессивные жесты для передачи собственных чувств.

Многие дети с аутизмом начинают говорить с существенной задержкой. Часто родители отмечают, что ребёнок начал говорить в соответствии с возрастной нормой, но затем речь постепенно регрессировала либо произошла резкая остановка речевого развития.

Когда дети начинают говорить, речь отличается своеобразием: она на первый взгляд вообще слабо соотнесена с ситуацией, в которой происходит общение. Аутичные дети, в отличие от детей без особенностей, отдают предпочтение неречевым звукам. У многих из них наблюдаются реверсия местоимений (ребёнок не говорит о себе «я», называет себя во втором или третьем лице, например вместо «Я хочу конфету» скажет «Ты хочешь конфета», «Серёжа хочет конфету») и эхолалия, когда ребёнок в ответ либо повторяет ответ, немного изменив интонацию: «Ты пойдёшь гулять?» — «Ты пойдёшь гулять» (ответ утвердительный), либо использует цитаты из рекламы, любимых мультфильмов: «Ты хочешь есть?» — «Кетчуп „Хайнц“ — лучший кетчуп» и т.д.

Кроме того, иногда ребёнок произносит раз за разом слова либо цитаты вне ситуации общения (причём и слова, и цитаты могут быть довольно сложными).

Часто эхолалия расценивается семьёй и специалистами как серьёзное и безнадёжное нарушение речи, и они не всегда над ней работают. Однако появление эхолалии — это хороший знак, потому что в случае с аутизмом она свидетельствует о том, что ребёнок хочет общаться, хоть и не очень понимает, как это нужно делать, и использует доступные ему средства. По механизму использования эхолалия очень похожа на то, как человек учит иностранный язык: сначала заучивает ряд шаблонов, затем осваивает импровизацию.

У детей с аутизмом серьёзно страдает «интуитивное чувство языка», которое в норме является врождённым, и они действительно учат родной язык как иностранный. Если ребёнку не помогать — речь может так и остаться на уровне только шаблонов и её использование с целью коммуникации будет грубо ограничено.

Однако, если над эхолалией целенаправленно работать, в большинстве случаев на её базе можно развить у ребёнка речь, более или менее приближенную к привычной нам, хотя процесс это и не очень быстрый. Некоторое своеобразие, ограниченность и «штампованность» речи могут остаться на всю жизнь, но это будет тот уровень, который позволит продуктивно общаться с окружающими и успешно социально адаптироваться.

Также у детей часто возникают проблемы с согласованием слов на грамматическом уровне, им трудно понять переносный смысл («крутая гора — крутое яйцо — крутой парень» и т.д.), отгадывать загадки, трактовать пословицы и поговорки. Часто понимание фразы закрепляется за той ситуацией, в которой она была употреблена. (Девочку ругают в школе за то, что она дерётся. Фраза «Нельзя хулиганить» для неё относится только к ситуации «Нельзя драться» и совсем не переносится на другие неодобряемые социально ситуации.)

Детям трудно понимать сложные инструкции. Поэтому на первоначальном этапе коррекции, общаясь с детьми, нужно употреблять максимально простые фразы, чёткие инструкции, по возможности избегать уменьшительно-ласкательных форм слова, потому что для аутичного ребёнка «мяч» и «мячик» могут быть совершенно разными предметами, никак друг с другом не связанными.

Дети с аутизмом, как правило, с трудом осваивают речевой этикет («спасибо», «пожалуйста», «здравствуйте», которые нейротипичный ребёнок осваивает автоматически с небольшими подсказками взрослых, для малыша с аутизмом будут совершенно нулевой информацией, не несущей никакой смысловой нагрузки, и употреблять он их, естественно, не будет). В более старшем возрасте у детей с аутизмом возникают проблемы с пониманием и пересказыванием прочитанного, ответами на вопросы и т.д.

Таким образом, огромная часть речевых проблем связана с тем, что дети не понимают, что речь можно использовать для общения, передачи информации, решения социальных вопросов.

Как научить говорить ребенка с аутизмом

Означает ли всё это, что ребёнок с аутизмом никогда не сможет полноценно коммуницировать с окружающим миром? Конечно нет. Кропотливая и длительная работа позволяет развить его речь до более-менее приемлемого уровня, научить соблюдать нормы речевого этикета, общаться с семьёй и внешним социумом.

Читайте также:  Что делать если ребенок отстает в развитии 5 лет

Правда, часть детей с аутизмом так и не начинает говорить, однако даже у них можно улучшить понимание обращённой речи, научить их выполнять инструкции. Возможно, в этом случае вам поможет обучение методам альтернативной коммуникации — с использованием карточек, планшета и т.д. Однако я считаю, что сначала имеет смысл попробовать развить устную речь, а вот если подвижек в этом направлении не будет — только тогда обратиться к альтернативной коммуникации.

Порой аутичные дети показывают удивительные и вроде бы неожиданные результаты. В большинстве своём они очень рано осваивают буквы, многие легко учатся читать (обычно для них методика обучения глобальному чтению продуктивнее традиционной методики послогового чтения). Ни в коем случае не игнорируйте возможность использовать навык чтения для развития устной речи: иногда ребёнку проще отвечать на те вопросы, которые написаны, осваивать новые слова и правила построения фразы по тексту, который у них перед глазами.

Источник

5 лет, речи нет. Аутизм/ЗПРР?

Родилась на 41-й неделе, роды вызывали. Родилась естественным путем, по апгару 9.
В первые недели жизни была желтой (желтушка) и длилось это где-то полтора месяца. Врачи которые приходили осматривать говорили, что это нормально, само пройдет.
В младенчестве была (скорее) толстой, поэтому в 6 месяцев ни голову не держала, ни сидела, ни игрушки. Врачи говорили, что ваш ребенок крупный, ему надо больше времени.
Игрушки не держала. На визуальные раздражители реагировала, но ручки не протягивала, чтобы ее подняли.
С тех пор мы бегаем по врачам. Около года стала держать голову и кое-как сидеть. Вообще не гулила и не лепетала. Игрушки не держала.
Ближе к двум годам, новый невропатолог сказал что у нас биллирубиновая интоксикация (надо было желтушку капельницей выводить, и за менее чем неделю все должно
Было пройти, а не 1,5 месяца). Начал лечить (точно не помню, но пили): пантогам, конэзим, заронтин (хотя никаких приступов и судорог не обнаружили),
Омеги 3 всякие — в итоге она пошла: косо, криво, неуклуже, но пошла. До этого не ползала, т.е. Мы пропустили этот этап. Вообще никак — ни на животе,
Ни на коленках, никак вообще. Моторика все равно не восстановилась: мелкие игрушки пальцами не захватываются, ложку килку не держит, кушать не умеет,
На горшок не просится, не разговаривает. Сделали мрт разные врачи сказали разные результаты: один говорит атрофия лобных высочных долей мозга, которые отвечают за
Речь и моторику, другой что-то про мозжечок (при этом сказал что высочные доли нормальные), третий сказал все в пределах нормы.
Сейчас ребенку 5 лет, до сих пор не разговаривает. С 2-х летнего возраста конечно улучшения есть, но речи нет.
Все даигнозы которые ставили, были неокончательными и под вопросом. А их было немало:
Аутизм, умственная отсталость, зпр, поражение цнс вследствии родовой травмы, перенесенная краснуха по время беременности (хотя никаких жалоб не было,
Беременность протекала вполне себе нормально), рас, и т.д.
Сдавали генетические тесты: ангельмана — отриц., прадера-вилли — отриц., еще какие-то на хим элементы — отриц.
Сейчас она:
Ходит, но бегать/прыгать/кататься на самокатах, велосипедах не умеет
Кушать сама не умеет, моторики не хватает, только вилкой если насадить и в рот положить
Совершенно не разговаривает. И не умела никогда. Только отвечала «мау», когда спрашиваешь «как кошка разговаривает». Спустя какое-то время перестала и так.
Может говорить «да», ясно и отчетливо, когда во время игры спрашиваешь и не отпускаешь пока не ответит на абсолютно любые вопросы с утвердительной интонацией:
Ты молодец? Да! -ты мамина дочка? Да! -ты красивая? Да! -тебе все равно что отчевать? Да!
Сама даже не пытается повторить какие-либо звуки. Максимум когда «объясняет» может гудеть как медведь (или пароход) и руками жестикулировать.
Т.к. Не разговаривает, манипулирует чужой рукой: тянет вниз чтобы ты сел рядом с ней, ведет в комнату играть, дает в руки конфету чтобы ты открыл ее
Заметил, что тактильный болевой порог выше обычного, но не всегда и не во всем: горячее и холодное в норме — сразу руку убирает, а вот укусишь за кожу, не сразу
Даст знать что больно.
Никаких приступов гнева и неуправляемого поведения нет (не считаем когда явно капризничает), а также припадков, судорог и эпилепсии нет.
С жкт проблем никогда нет, только не жует она как следует. Если чуть пожевала и пища пройдет через глотку, проглотит. Вообще стала поздно жевать, хотя зубы
В отличном состоянии, в еде неизбирательна.
Согласно последнему даигнозу — аутизм, но:
Игрушки в ряд не собирает, не выстраивает и не упорядочивает, вообще нет никакого порядкового поведения. На полу игрушки разбрасывает и ходит по ним,
Вместо того чтобы подвинуть и пройти по полу
Играем в прятки — она только ищет, не понимает что ей надо спрятатся самой.
Если увидит что родители делают какое-то действие, потом сама может повторять его: иногда с игрушками, иногда с тем самым предметом (т.е. Непосредственно
Сам случай). Никаких повторений не к месту, типа когда смотрит телевизор, принести вилку и тыкать во что либо
На улыбку отвечает, обращенную речь понимает, на руки просится, к чужим детям подходит и обнимает (те шарахаются, когда не отвечает) и т.к. Моторики нет, не
Дозирует свою силу, может больно ущипнуть когда хочет взять за руку, или неуклюже гладит кого-то.
Когда идем по улице, прохожих может руками задевать (так подняла руку, задела, опустила и дальше идем), как будто специально «докапывается» до них
Нового не боится, совершенно без проблем относится к смене обстановки
Но одна остается редко, в одиночестве не может долго играть (только если увлеклась сильно чем-то). Один предметом не увлекается (типа любимая игрушка
Которая постоянно с ней, такого нет), от мира активно не отгораживается.
В глаза не смотрит. Точнее иногда смотрит, иногда нет. Когда ей интересно и ненавязчиво просишь. Когда кошку гладит голову отворачивает или иногда когда
Рисует не смотрит что рисует.
Любит под оделялом находиться, укромные уголки, может сесть между креслами (там такой шалашик получается небольшой) и сидеть. Но такое поведение редкое,
Недолгое и если ты встаешь и уходишь, она выходит в след за тобой (т.е. Одна там в 95% случаев не останется).
Ночью если проснется, то скорее всего уснет только в нашей кровати. Когда спит извивается как червяк, может утром проснуться, ногами на бортах кровати, на маме.
Обучается плохо — заниматься не любит. Может посидеть 5 минут и все. Ей все быстро надоедает, наблюдается дефицит внимания. Но любит «читать» книжки,
Может подолгу сидеть если ты читаешь е показываешь ей книжку.
Игрушки через формочки не пропускает, т.е. Понимает что протолкнуть надо через дырочку, но не понимает что круглую игрушку надо только в круглую пихнуть.
Эмоциональная — если видит в мультике что кто-то плачет, может заплакать (ну или там если кто-то кого-то обидел, правда не всегда), или когда ты начинаешь
Жалким голосом говорить, что вот мол болячка у тебя, болит и начинаешь сам играть роль жертвы. Может подойти погладить болячку и поцеловать.

Читайте также:  Норма сна в сутки для ребенка 5 лет

Тяготит к определенному предмету и испытывает навязчивое желание постоянно держать его в руках;испытывает требование точно повторять одни и те же действия;
Концентрирует свое внимание на чем-то одном — этого всего нет

Сейчас очень сильно беспокоит отсутствие речи. Все остально думаю можно подтянуть попозже (типа моторики). Невролог которые поставил на ноги говорит,
Что дальше ничего (медикоментозно) делать не надо, что мол сама дойти должна — занимайтесь и все. А психиатр говорит, что у них ( у психиатров) «война» с
Неврологами (ну типа по разные стороны баррикад стоят и у них противоречивые интересы и взгляды на методы лечения). Вобщем сейчас психиатр нам прописал
Теролиджен, труксал, пантогам. Говорит несмотря на то что уже 5 лет, можно попытаться добиться речи. Надо ли нам пить эти лекарства?

Сделали ээг, психиатр сказал что не наблюдает альфа-ритмы (такое вообще возможно?). На прошлых они есть и все было нормально, но врач говорит что с каждым
Годом ухудшается, мол, регрессия.

Вот и не знаем как сейчас правильно подступиться, чтобы добиться речи у ребенка.
Прошу высказать свое мнение. Спасибо

Источник