Ребенок аутист 5 лет

Ребенок аутист 5 лет thumbnail

Аутизм — это стойкие нарушения коммуникации! И именно это является главным отличием аутизма от множества других, схожих по симптоматике диагнозов(Сдвг,зпр,ЗПРР,уо и др).
Интеллект сохранён,либо снижен,есть случаи интеллекта выше среднего,даже гениального,но это скорее исключение чем правило.

При своевременной диагностике и ранней реабилитации прогноз более благоприятный. Реабилитация таких детей направлена на социализацию и максимально возможную самостоятельность в современном мире. Диагноз Аутизм выставляет консилиум специалистов(психиатр,невролог,психолог,логопед) после наблюдения ребёнка,беседы с родителями.

«Дебют» аутизма ,в большинстве случаев приходится на возраст 2-3 лет,хотя симптомы прослеживаются и раньше.

Ребенок аутист 5 лет

Чаще родители обращают внимание на такие проявления заболевания как :

* Не реагирует на своё имя(при нормальном слухе);

* Нет речи

* Не интересуется игрушками или же играет не типичными для игры предметами

* Сложности с самообслуживанием

* Уединение

* Нежелание взаимодействовать с окружающими

* Cтереотипные движения(раскачивание на месте,взмахи рук и.т.п)

* Частые истерики

* Бедность эмоциональных проявлений;

* Расторможенность или напротив вялость;

* Избирательность в еде(ест определённую пищу,ест только протёртую пищу и.т.п)

* Нет зрительного контакта либо слабый зрительный контакт. Это, пожалуй, самые яркие проявления аутизма. Бывают случаи абсолютной нормы в развитии,а затем уже регресс,утрата речи,навыков самообслуживания и вышеперечисленные проявления начинают появляться.


Со временем все реабилитационные мероприятия прописанные малышу дают положительную динамику,не сразу,не быстро,но дают 100%!

К 5-6 годам возрастает потребность в коллективе,ребёнка нужно готовить к школе и если в раннем возрасте можно было обходиться индивидуальными занятиями,то в возрасте 6 лет стоит вопрос о посещении подготовительной группы перед школой. И здесь на первый план выходит нарушения коммуникации (в зависимости от тяжести состояния ,в разной степени). Обостряется то,что казалось бы ,было уже отработано и сглажено. Нарастает аутистическая симптоматика,могут появиться новые проявления заболевания.

Ребёнок напуган новыми обстоятельствами. Может возникнуть агрессия,самоагрессия,новые стереотипии,возможен регресс. Самое верное-это правильный выбор учебного заведения для ребёнка,где будут учтены его особенности и возможности. Этап нахождения в коллективе очень важная ступень на пути к ещё большей самостоятельности и социализации. От этого этапа будет зависеть его дальнейшее обучение в школе,взаимодействие с людьми. Да данном этапе возможна помощь тьютера.

И если в 5-6 летнем возрасте ребёнок не смог адаптироваться в коллективе,это не значит,что он не сможет этого сделать никогда,нужно пробовать позже,через время.но пробовать однозначно!
Делаю вывод,что проявления аутизма в 5-6 летнем возрасте становятся ярче и связано это с поопытками ввести в жизнь ребёнка коллектив!

Помните-дорогу осилит идущий!

Если вам необходима консультация, чтобы разобраться  в вопросах аутизма, здесь вы можете записаться.

Источник

  1. Особенности детского аутизма
  2. Как диагностируется детский аутизм?
  3. Интеллект при детском аутизме
  4. Симптомы и признаки аутизма у детей
  5. Коррекция и лечение аутизма у ребенка

Особенности детского аутизма

Несмотря на то, что число детей с диагностированным аутизмом увеличивается с каждым годом, причины развития расстройства аутистического спектра (РАС) не выявлены до сих пор. Единственный факт, на котором сходятся современные исследователи, состоит в том, что аутизм провоцирует не какая-либо отдельная причина, а целый комплекс различных факторов.

Возможные причины аутизма у детей, признанные на сегодняшний день, таковы:

  • поздний возраст родителей (или одного родителя – особенно отца);
  • расстройства аутистического спектра в семейном анамнезе;
  • рождение ребенка в многодетной семье (7–8 и более детей) одним из последних. При этом результаты некоторых исследований также подтверждают и высокий риск рождения первенца-аутиста;
  • некоторые заболевания матери в период вынашивания плода: краснуха, ветряная оспа, корь, цитомегаловирус, ожирение и др. Также одним из факторов риска считается агрессивное химическое воздействие на организм мамы во время беременности – особенно препаратами талидомидом и вальпроатом.

Кроме того, к предполагаемым факторам, способным спровоцировать РАС у малыша, относятся и такие, как:

  • наличие детского церебрального паралича (ДЦП);
  • генетические аномалии (особенно среди генов, отвечающих за синаптические связи), синдромы Ангельмана и ломкой Х-хромосомы;
  • нарушения обмена веществ, гормональные сбои;
  • инфекции вирусной или бактериальной природы;
  • отравление антибиотиками или ртутью (в том числе при детской вакцинации);
  • органическое поражение центральной нервной системы в результате энцефалита, неправильного развития некоторых отделов мозга и др.
  • травмы, полученные в процессе родов;
  • черепно-мозговые травмы (ЧМТ);
  • врожденная «хрупкость» эмоций.
Читайте также:  Куда отдать ребенка в 5 лет мальчика брянск

Первые признаки аутизма у детей могут проявиться как до достижения ребенком возраста 2 лет (ранний детский аутизм – РДА), так и в период 2–11 лет (детский) либо 11–18 лет (подростковый). Симптоматика состояния различается в зависимости от возраста – это касается не только стабильных признаков, но и изменяющихся в процессе взросления. Признаки аутизма у подростков проявляются сильнее, чем в раннем возрасте, и лечение, как правило, занимает более длительное время.

Как диагностируется детский аутизм?

Сам по себе аутизм считается неизлечимым состоянием, однако чем раньше будет поставлен диагноз и начата профессиональная работа с малышом – тем выше шансы научить его полноценному общению с другими людьми и полноправной жизни в социуме, значительно снизив проявление характерных симптомов.

Корректная диагностика – достаточно сложная задача, поскольку в данном процессе необходимо отличить аутизм от множества других возможных отклонений развития, включая генетические болезни, олигофрению, шизофрению и т. д.

В идеале ранний детский аутизм должен диагностироваться медицинской комиссией, в состав которой, помимо педиатра, входят и другие специалисты – психолог, психиатр, невролог, логопед. Также право войти в комиссию имеют родители и учителя ребенка, располагающие максимумом информации о нем.

В рамках диагностирования задействуются максимально эффективные методы, включающие в себя разнообразные тесты уровней развития и интеллекта, опросники, специальные игры. Может быть использован известный скрининговый тест М-СНАТ, успешно применяющийся более чем в 25 странах для выявления РАД и РАС у детей различных возрастов.

У детей 4 лет и более взрослых хорошо зарекомендовали себя и прочие скрининговые тесты, в группу которых входят:

  • тест на AQ (коэффициент аутизма, по аналогии с IQ, коэффициентом интеллекта) – шкала индекса аутистического спектра. Этот тест разработан клиническим психологом С. Бароном-Коганом и состоит из 50 вопросов, ответы на которые могут даваться в одном из четырех предложенных вариантов. Если по результатам теста уровень AQ превышает 32 единицы – можно предположить высокую вероятность наличия аутизма;
  • тесты на когнитивные особенности, оценивающие специфические свойства мышления. При их помощи выявляется уровень возможности реагировать на чужие эмоции и мысли, а также способность к контролю собственного поведения;
  • тесты для выявления сопутствующих расстройств – например, алекситимии – состояния, связанного с трудностями при понимании собственных эмоций и настроения (алекситимия наблюдается у большинства аутистов – до 85%).

В качестве обследований, помогающих уточнить диагноз, врачебной комиссией могут быть рекомендованы:

  • при наличии неврогенетических расстройств – генотипирование и консультация врача-генетика;
  • при расстройствах пищеварения – консультация гастроэнтеролога;
  • ЭЭГ, МРТ или КТ мозга.

Согласно новейшим исследованиям специалистов из Вашингтонского университета, предрасположенность к аутизму с высокой степенью вероятности может быть выявлена в самом раннем возрасте на основании трех параметров: объем головного мозга, толщина его наружного слоя (коры) и площадь коры. У детей с врожденной предрасположенностью к РАС наблюдается слишком быстрый рост мозга. Поэтому, если перечисленные параметры меняются с повышенной скоростью, то в будущем у ребенка, вероятно, появится и аутистическая симптоматика. Кроме того, что такое атипичный аутизм у детей и как он проявляется, может сказать только специалист.

Об официальном диагнозе «ранний детский аутизм» можно говорить при наличии трех обязательных факторов:

  1. явный дефицит социального взаимодействия;
  2. повторяющееся либо ограниченное поведение, ритуалы;
  3. нарушенная коммуникация с окружающими людьми.

Выраженность симптомов может очень широко варьироваться в каждом отдельном случае, а также изменяться с возрастом. Достаточно часто участковые педиатры игнорируют опасения родителей необычных малышей, успокаивая их тем, что ребенок «перерастет» все эти «милые странности». В результате диагноз РАС выставляется гораздо позже, чем стоило бы. Поэтому, если вы замечаете какие-либо настораживающие нюансы в поведении своего маленького сына или дочери – постарайтесь как можно быстрее обратиться к детскому психологу, не теряя драгоценного времени. Стоит помнить, что методики лечения аутизма дают больший эффект именно в раннем возрасте.

Ребенок аутист 5 лет

Интеллект при детском аутизме

Аутизм у детей отражается на уровне интеллекта по-разному – от низкого до нормального или даже высокого интеллектуального развития. Некоторое количество аутистов (0,5–10%) обладают великолепными способностями в каких-либо узких областях – музыке, живописи, науках и т. д. Вряд ли кто-то не слышал о таких выдающихся людях с аутизмом, как Альберт Эйнштейн, Григорий Перельман, Мария Кюри, Билл Гейтс, Вольфганг Амадей Моцарт. Разумеется, не всем «детям дождя» свойственны какие-то «сверхталанты», но во многих случаях к их сильным сторонам можно отнести следующие:

  • выраженная способность к мышлению зрительными образами;
  • обостренное чувство направления;
  • отличная долговременная память;
  • умение детально понимать различные последовательности, правила, теории;
  • гиперлексия – понимание письменного языка в очень раннем возрасте (многие аутисты обучаются читать и/или писать раньше, чем говорить);
  • художественные, математические или музыкальные способности, высокие навыки работы с компьютером, талант к конструированию.
Читайте также:  Невнятная речь у ребенка 5 лет причины

Дети с аутизмом умеют полностью сосредотачивать свое внимание на каком-либо занятии. Одна из главных задач родителей – поиск и правильное развитие полезных навыков и талантов аутичного ребенка, вне зависимости от уровня его интеллекта.

Сегодня специалисты по изучению РАС все чаще склоняются к мнению, что аутизм не является ни психическим заболеванием, ни, тем более, однозначной интеллектуальной недостаточностью. Мозг человека в данном случае перерабатывает информацию не так, как «принято», но назвать какой-то из этих двух способов лучшим или худшим невозможно – они просто разные.

Оценка интеллекта ребенка затрудняется, если он не идет на контакт с незнакомым человеком. При этом особенно непросто оценить интеллектуальные способности маленького аутиста, когда он не обладает сформированной речью. В таких случаях специалисты работают с данными, полученными при наблюдении за ребенком, рассказами его родителей и т. д.

Результаты тестовых (психометрических) оценок интеллекта трактуются с учетом возможных искажений, связанных с затрудненным контактом. Не существует ни одного «теста на интеллект» для аутичных детей, который дал бы достоверные данные после первого же использования. Наиболее корректная оценка возможна лишь при условии длительного наблюдения за подопечным. В большинстве случаев самое адекватное представление об уровне интеллекта ребенка можно составить в процессе его развития, обучения и закономерного улучшения коммуникативных способностей.

Ребенок аутист 5 лет

Симптомы и признаки аутизма у детей

Общие признаки детского аутизма включают в себя следующие особенности:

  • ограниченное поведение — когда ребенок слишком сильно фокусируется на каком-либо предмете или видеоматериале, не замечая больше ничего вокруг себя;
  • компульсивное поведение — когда малыш стремится расположить предметы в строго определенном порядке;
  • повторяющиеся (стереотипные) бесцельные движения – раскачивание, вращение головой, бег по кругу, махание руками;
  • ритуалы – совершение повседневных действий в единственном порядке и в строго определенное время (например, ребенок требует одной и той же пищи, надевает одну и ту же одежду/обувь каким-то определенным способом и т. д.);
  • протест против любых перемен в привычном укладе жизни — малыш может начать кричать из-за переложенных в другое место игрушек, передвинутого стула и т. д.;
  • отсутствие эмоционального контакта с другими людьми, включая родителей — дети не хотят сидеть на руках, избегают зрительного контакта, не улыбаются и в целом будто не замечают людей;
  • аутоагрессия (самоповреждение), вспышки гнева, судорожный синдром, расстройство пищевого поведения, бессонница и др.

Характерная симптоматика различается в зависимости от возраста – так, у маленьких детей признаки РАС будут менее выражены и/или выглядеть иначе, чем, например, у детей 10 лет и старше.

Признаки аутизма у новорожденных и детей до года

В полной мере аутизм может проявиться далеко не сразу после рождения ребенка, а лишь к 1,5–3 годам (атипичный аутизм – после 3 лет). В некоторых случаях у новорожденных и у детей до года могут наблюдаться следующие особенности:

  • ребенок не радуется и не оживляется при виде родителей, не улыбается, видя их или красивые игрушки и т. д. (отсутствие так называемых «комплекса оживления» и «социальной улыбки»);
  • отсутствие зрительного контакта;
  • отсутствие указательного жеста;
  • повышенная или наоборот слишком низкая чувствительность к одному или нескольким видам внешних раздражителей – свет, звук, прикосновения.

Малыш с аутизмом в 7–10 месяцев может не реагировать на свое имя, не изучать предметы руками и не тянуть их в рот. Дети-аутисты, достигшие года, не пытаются подражать окружающим, никак не реагируют на слово «нельзя», не умеют находить спрятанные предметы на видном месте.

Читайте также:  Чем лечат горло ребенку 5 лет

При выявлении каких-либо из перечисленных признаков следует немедленно обратиться к специалисту – ведь чем раньше будет начата коррекционная терапия, тем эффективнее малыш адаптируется к дальнейшей жизни.

Признаки аутизма у детей 2–3 лет

У детей 2 лет и далее у детей 3 лет спектр аутистических признаков расширяется, дополняясь такими особенностями:

  • другие дети не вызывают никакого интереса у малыша;
  • поведение может резко колебаться от гиперактивности до полной пассивности;
  • отсутствие связной речи;
  • непредсказуемость реакций;
  • появление стереотипных движений;
  • «деревянная» походка, обусловленная чересчур высоким мышечным тонусом, не позволяющим суставам разгибаться до конца, постоянное хождение на цыпочках.

Также в 2–3 года «ребенок дождя» уже проявляет стремление к однообразию и системности (еда определенного цвета, строгий порядок расположения игрушек и т. д.). Кроме того, в этом возрасте аутичные детки могут начать играть исключительно с предметами, не являющимися игрушками (книга, тарелка, лист бумаги и т. д.). Если же малыш играет с игрушкой, то сам процесс игры со стороны выглядит необычно – например, если это машинка, ребенок не катает ее по полу, а просто долго крутит рукой одно из ее колес. Нередко ставится и диагноз эхолалия у ребенка-аутиста.

Симптомы аутизма у детей 4–5 лет

У четырехлеток и у детей 5 лет аутистическая симптоматика «обрастает» новыми проявлениями:

  • появление ритуальных действий;
  • обозначение себя в разговоре не как «я», а как «он», «она», «ты», «мальчик», «девочка» (при наличии речи);
  • в некоторых случаях – нарушение координации движений;
  • самоагрессия либо агрессия, направленная на других людей: ребенок может злиться на маму, пытаться ударить ее, испортить ее вещи. Иногда через подобную агрессию аутист выражает свою привязанность.

Аутичные дети в этот период жизни не понимают необходимости морально-этических норм – для них это слишком абстрактно. Ребенок мыслит скорее прагматично, стремясь удовлетворить собственные потребности – например, привязаться к какой-либо вещи и делать всё ради обладания ею, вплоть до истерик, а получив вещь, уже не отдавать ее никому и никогда. Контактировать со сверстниками такие дети не хотят, предпочитая одиночество, чужих эмоций не воспринимают, часто относятся к людям как к неодушевленным предметам – например, могут ударить человека, не понимая, что ему больно и т. д. Есть много научных методов как научить ребенка аутиста говорить и воспринимать окружающих — и все они сводятся к тому, что чем ранее выявлены проблемы, тем проще справиться с этим и добиться адекватной социализации в дальнейшем. 

Ребенок аутист 5 лет

Коррекция и лечение аутизма у ребенка

Если у вашего ребенка диагностировали аутизм – вполне естественно, что ваш привычный мир с этого момента изменится. Лечение РАС – процесс сложный, длительный и абсолютно невозможный без ежеминутного родительского участия, любви и терпения. Поскольку на сегодняшний день детский аутизм является очень широко распространенной проблемой, на изучение его особенностей и поиск методов коррекции брошены лучшие силы мира, и прогресс в этом отношении не стоит на месте.

Методик работы с аутичными детьми существует очень много, а на первом месте среди них находится поведенческая терапия (Applied Behavior Analysis, АВА – прикладной анализ поведения), результативность которой доказана множеством профильных исследований.

Достаточно популярен и метод биомедицинской коррекции аутизма. Приверженцы этой системы считают РАС следствием сбоев функций ЖКТ и иммунной системы. В качестве терапии в данном случае выступает строгая диета.

Кроме того, в борьбе с деструктивными проявлениями аутизма незаменима помощь психологов, дефектологов, логопедов. Также очень хорошо зарекомендовали себя различные виды терапии с животными (пет-терапия).

Полноценная АВА-терапия, подкрепленная фрагментами различных методик, способна давать поистине бесценные результаты. АВА-специалист создает для малыша сильнейшую мотивацию, что в итоге приводит к снижению проявлений нежелательного поведения и повышению коммуникативных способностей. Конечно, эта форма терапии достаточно сложна, многогранна и требует приложения серьезных усилий со стороны не только специалиста, но и родителей ребенка – а они, при желании, тоже вполне смогут освоить все секреты прикладного анализа поведения, пройдя соответствующее обучение. Главное, что полученный эффект в большинстве случаев полностью оправдывает все затраченные усилия.

Источник