Ребенок 6 лет отстает в развитии на год

Последнее обновление статьи: 13.01.2019

На сегодняшний день количество детей с проблемами в созревании речи стремительно растет. Причины здесь могут быть различными. Замедление в развитии речи – это не особо опасное отклонение в том случае, если обусловлено ранним обнаружением и не запущено. Ответственность за данный фактор полностью ложится на родителей, так как крайне важно не только раннее выявление, но и направление ребенка на диагностику, а также выбор квалифицированных специалистов в данной области.

Возрастные особенности развития речи

Многие, особенно новоиспеченные и неопытные родители, задаются вопросом: в каком возрасте малютка должен начать радовать их первыми словами? Строжайших рамок не существует, однако, есть некоторые нормы.

За первый год жизни малышу требуется выучить около десятка слов и быть ознакомленным с 200-ми предметами. До 2-х лет словарный запас должен увеличиться до 50–100 терминов, крохе следует уметь воспроизводить словосочетания или короткие предложения. По достижении 3 – летнего возраста, малютке необходимо четко выговаривать предложения, отвечать на вопросы, узнавать наименования животных, элементов обихода и прочих предметов.

Для того чтобы выявить отклонения, достаточно провести простой эксперимент: крохе нужно поговорить с человеком, которого он не знает. Если слушатель понял свыше 75% беседы с малюткой, то с формированием говора все в порядке.
Сложности начинаются в более старшем возрасте. С 4-х лет следует проявлять интерес к разговорам малыша, в случае отставания от нормы следует воспользоваться помощью специалиста. Если вовремя этого не сделать, у крохи могут наблюдаться проблемы, связанные с коммуникабельностью, а посещение дошкольного учреждения или школы будет стоять под вопросом.

Причины задержки речи

Речевое отставание подразумевает исключительно трудности с разговором, мыслительный процесс и физиологическое формирование при этом находятся в пределах нормы. Маленький член семьи исполняет требования и осмысливает то, что ему говорят взрослые. Отклонения в психо-речевом созревании гораздо более серьезная проблема, так как в этом случае наблюдается торможение развития интеллекта.

До 4 лет заключение «задержка в речевом развитии» ставится крайне редко. Однако, после 5 лет у малютки может начаться замедление психического созревания. Поэтому первый диагноз непосредственно связан со вторым.

Основные факторы задержки речи:

  • Тяжелое течение беременности;
  • Роды с осложнениями;
  • Инфицирование плода во время беременности;
  • Повышенное внутричерепное давление ;
  • Недоношенность;
  • Болезни почек или сердца;
  • Рахит;
  • Повреждение слуха или зрения в запущенной форме;
  • Недостаточное или чрезмерное внимание родителей;
  • Частое перенесение стрессов;
  • Постоянная работа телевизора;
  • Общение внутри семьи на нескольких языках;
  • Невнятный говор родителей или окружающих и пр.

Следует помнить о том, что заболевание не появляется из ниоткуда, оно является следствием нарушений в функционировании нервной системы или головного мозга. Причинами также могут послужить нарушения на генетическом уровне или же психические расстройства. В случае тяжелых заболеваний в первые три года жизни, таких как понижение слуха или травмы головы, малыш может быть подвержен торможению речи.

Симптомы задержки развития речи

Сегодня вопрос о торможении развития речи психологами обозначен, как крайне важная проблема в психологической и педагогической деятельности. В возрасте от 4 лет родителям рекомендуется нанести визит специалисту в том случае, когда наблюдаются явные проблемы с разговорной функцией: ребенок невнятно произносит слова, говорит слишком медленно или быстро, не в силах составлять словосочетания или предложения. Дополнительными признаками можно назвать повышенное слюноотделение и трудности с пережевыванием или глотанием пищи.
Дети с проблемами в психо-речевом созревании испытывают трудности в коллективном общении, развивающих занятиях и игровой деятельности. Такие малыши зачастую рассеяны, их внимание слабо развито. Эмоциональное состояние маленького человечка подвержено перепадам, при малейшей неудаче ребенок с отклонениями может замыкаться в себе. Восприятие окружающей информации производится искаженно, мыслительная активность занижена.

Самостоятельная проверка задержки речи

В возрасте 6 лет, дошкольник уже должен бегло разговаривать, знать на память несколько стихотворений и песен, и четко формулировать свои мысли и вопросы. Многие детки этого возраста уже овладевают основа чтения и письма.

Проверить отстает ли ваше чадо от сверстников, возможно с помощью нескольких простейших признаков-тестов:

  • Ребенок 6 лет должен знать счет до 10 и уметь совершать элементарные математические действия. В игровой форме предложите ему сосчитать сколько предметов он видит, разместив при этом перед ним три кубика. Затем спрячьте один за спину и попросите ответить сколько осталось на виду, а сколько вы спрятали.
  • Малыш четко должен разделять понятия один – много, большой – маленький, знать геометрические фигуры, буквы алфавита и цифры.
  • Знать все цвета и оттенки.
  • Уметь заниматься различными видами творческой деятельности: лепить, рисовать, делать аппликации, собирать конструктор. Причем его работы, должны напоминать творение взрослого человека, нарисованные люди должны походить на людей, вылепленные собачки и ежики на животных, а сконструированные дома и машины напоминать реальные.
Читайте также:  Развитие наблюдательности и внимание у ребенка

Если кроха не в состоянии ответить на ваши вопрос по поводу счета, или до сих пор не умеет определять цвета, или же достигнув возраста 6 лет, рисует сплошные абстрактные картинки – это довольно веский повод для обращения к специалистам.

Диагностика и лечение отклонений

При обнаружении у ребенка признаков, говорящих о задержке речевого развития, необходимо посетить нескольких специалистов:

  • дефектолога,
  • логопеда,
  • психолога
  • психотерапевта.
  • невролога

Для исследования используются шкала Бейли, тест IQ и другие. Доктор может назначить ЭЭГ или МРТ головного мозга для определения отклонений в функционировании. Все эти исследования необходимы для обнаружения факторов задержки и построения рациональной коррекции или лечения.

Общая оценка созревания речи ребенка включает следующие критерии:

  • Анамнез развития в раннем возрасте;
  • Формирование речи;
  • Память, способы мышления;
  • Восприятие (цветов, форм, предметов и пр.);
  • Уровень внимательности;
  • Игровая деятельность;
  • Наличие навыков и их исполнение;
  • Коммуникабельность.

Комплексное исследование подразумевает также проверку слуха, зрения, моторику лицевых мышц.

Коррекционная работа над развитием речи подразумевает такие действия со стороны родителей:

  • Проговаривание всех действий, совершаемых малышом или родителем;
  • Организация благоприятной среды для развития речи;
  • Индивидуальные творческие занятия, чтение;
  • Правильный подбор речевого материала.

Задачи специалистов несколько иные: коррекция психического состояния, социальная адаптация малыша, исправление предыдущих ошибок воспитания, усовершенствование памяти, интеллекта и внимания.
Если причиной является нарушение мозговой деятельности, помимо коррекционной работы крохе назначается массаж, магнитотерапия, а также медикаментозное лечение. Магнитотерапия не имеет ограничений, эта методика позволяет оказать влияние на зону головного мозга, которая отвечает за дикцию, интеллектуальные способности и память. При медикаментозной терапии могут назначаться нейротропные средства и витамины. Крайне важно, чтобы все препараты назначались и принимались исключительно под контролем специалиста.

Следует как можно раньше развивать у ребенка любознательность, с раннего детства приучать к занятиям, связанным с мелкой моторикой и творчеством.

Различают несколько типов отклонений речи от нормы:

  1. Нарушение артикуляции. В данном случае кроха понимает все то, что ему говорят. По внешним и физиологическим показателям совершенно здоров, однако воспроизведение слов нечеткое, его едва понимают даже мама и папа.
  2. Экспрессивная запоздалость. В такой ситуации говор малыша в значительной степени отстает от нормативных показателей, малютка разговаривает мало или совершенно не говорит.
  3. Рецептивное нарушение. Малыш не понимает того, что ему говорят, однако расстройства слуха не обнаружены.
  4. Комбинированное нарушение. Все предыдущие факторы в комплексе.

Если не произвести лечение до 7 лет, ребенок будет отставать от сверстников. Пренебрегать лечением нельзя ни в коем случае, так как в его дальнейшей жизни могут появиться более серьезные проблемы: ребенок не сможет адаптироваться в коллективе, возникнет необходимость перевода в специализированную школу для детей с отклонениями.

Профилактика задержки развития речи

Чем раньше родители начинают тренировочные упражнения с малюткой, тем менее он подвержен задержке в речевом и психическом становлении. С раннего возраста требуется развивать ребенка, заниматься рисованием, лепкой, читать сказки малышу, описывать предметы, приучать к музыке и творчеству. Помимо этого, не стоит забывать и о полноценном физическом формировании. С 3 лет малышу нужны такие игры, как конструктор, пазлы, различные кубики, пирамидки, сортеры. При помощи специальных карточек необходимо обучать ребенка цветам, формам и цифрам.

При психо-речевой задержке показан массаж, родители могут совершать общеукрепляющие движения, а профессиональный массаж следует доверить специалисту. Любое из перечисленных занятий требует систематики, поэтому проводить их нужно на ежедневной основе. Каждый урок должен проводиться в игровой форме и ни в коем случае не принудительно. Необходимо мотивировать малыша к занятиям, вызвать у него желание и интерес к играм такого плана. Нужно помнить, что задержание речевого или психического созревания – это не приговор и в период терапии малышу необходима поддержка родителей, их забота и понимание.

Источник

ЗПР у детей – это распространенная патология, требующая продолжительного лечения. Игнорирование проблемы чревато серьезными последствиями. При своевременном обращении к врачу и отсутствии других нарушений большинство малышей догоняют сверстников и живут полноценной жизнью.

Читайте также:  Развитие ребенка по месяцам кратко

ЗПР: что это такое

ЗПР, или задержка психического развития – это собирательное понятие всех нарушений, характеризующихся отставанием детей в интеллектуальном и эмоциональном развитии. Такой диагноз обычно ставят в 4–6 лет. Что это такое — подробно расскажет врач-невролог или психиатр.

ЗПР у детей хорошо поддается коррекции в возрасте до 5 лет. При позднем начале лечения вероятность полного выздоровления гораздо ниже

Отставание становится заметным в разном возрасте:

  • у малышей до года оно проявляется нарушением психомоторных навыков;
  • в 2–3 года отмечается задержка речевого или психоречевого развития (сокращенно ЗРР или ЗПРР).

Если лечение ЗПР не дало желаемых результатов до 10 лет, говорят об интеллектуальной недостаточности или умственной отсталости.

Некоторым малышам диагноз ЗПР ставят в более раннем возрасте. Если проблема устраняется, его снимают.

Симптомы задержки психического развития: характеристика детей

Чаще всего нарушение обнаруживается при поступлении в детский сад или школу. Ребенок с ЗПР плохо осваивает новую информацию, испытывает трудности с обучением, не проявляет интереса к интеллектуальной работе.

У детей раннего возраста такую патологию заподозрить невозможно, поскольку навыки, необходимые для полноценной жизни, формируются постепенно. Очень важную роль в этом плане играет моторика. Под этим понятием понимают последовательность движений, которые направлены на достижение определенной цели, например, взять ложку и поднести ее ко рту. Если она не соответствует возрастным нормам, есть предпосылки для развития ЗПР в будущем, поскольку двигательная активность напрямую связана с психической деятельностью.

Отставание затрагивает все или отдельные сферы психики, например:

  • Эмоциональную – инфантилизм. Эмоции малышей находятся на более ранней ступени развития, чем у сверстников. Отмечается внушаемость и недостаточная самостоятельность.
  • Интеллектуальную. Замкнутость и необщительность таких детей препятствует их активности и инициативности. Наблюдаются трудности с успеваемостью и обработкой новой информации.
  • Речевую. Если остальные сферы развиваются нормально, пациенту ставят диагноз ЗРР. Когда страдают другие, например, речевая и интеллектуальная — ЗПР.

ЗПР и умственная отсталость – это разные патологии, хотя на начальных этапах симптомы очень похожи. Первая считается временным диагнозом, который пересматривается после пройденного курса терапии. Если психическая деятельность возвращается к норме, его снимают. В обратном случае ребенок считается умственно отсталым. В медицинской терминологии такое состояние называется олигофрения.

Задержка психического развития может быть вызвана генетическими факторами и передаваться малышу от ближайших родственников

Причины задержки психического развития

У некоторых пациентов предпосылки для ЗПР возникают еще на этапе внутриутробного развития. К таким относят фетоплацентарную недостаточность, гипоксию, врожденные пороки развития головного мозга и других органов. Они возникают под воздействием негативных факторов, влияющих на нормальное течение беременности. В этот список входят:

  • вредные привычки матери, прием медикаментов;
  • инфекции и хронические болезни женщины;
  • неблагоприятная атмосфера, в которой пребывала мать, будучи в положении.

Проблемы на этапе родоразрешения тоже приводят к ЗПР у детей. К таким относят:

  • родовые травмы;
  • продолжительный безводный период;
  • затяжные роды, сопровождающиеся гипоксией;
  • экстренное кесарево сечение;
  • асфиксию в родах.

Не менее распространенными причинами задержки развития считаются социально-бытовые и психологические факторы. К таковым относят:

  • дефицит внимания родителей;
  • напряженную атмосферу в семье, постоянные скандалы;
  • обучение под психологическим давлением;
  • физическое насилие над малышом;
  • редкие прогулки на улице;
  • недостаток общения со сверстниками.

На развитии речи плохо сказывается нечеткое произношение слов взрослыми. ЗРР часто диагностируют у детей, которые живут в семьях, где разговаривают на нескольких языках. На скорость психического развития влияют зрительные нарушения, плохой слух, проблемы с моторными функциями.

К редким причинам относят:

  • приобретенные поражения головного мозга, спровоцированные опухолями, травмами, инфекциями;
  • сердечно-сосудистые нарушения;
  • нарушение мозгового кровообращения и др.

Распространенной проблемой считается увлечение гаджетами. Когда малыш слушает сказку и рассматривает картинку, его мозг сам дорисовывает недостающую информацию, например, «котик побежал», «птичка полетела» и т. п. Это отлично развивает детскую психику. Когда ребенок сидит перед монитором, этого не происходит.

Занятия при диагнозе ЗПР проводятся совместно с логопедом, детским психологом или психотерапевтом

Постановка диагноза

Факт наличия ЗПР устанавливается на основании заключения психо-медико-педагогической комиссии и нейропсихологической экспертизы. При первичном визите собирается анамнез пациента. На этом этапе врача интересует вся информация, касающаяся беременности и родов матери, здоровья пациента и ближайших родственников, социально-бытовые условия и т. п.

Читайте также:  Игры для ребенка для развития речи

Для поиска причины назначают:

  • аудиометрию;
  • КТ или МРТ головного мозга (в очень редких случаях);
  • доплеровское сканирование сосудов;
  • электроэнцефалограмму;
  • электрокардиограмму и пр.

Диагностикой и коррекцией нарушения занимаются неврологи, психологи, психиатры, логопеды.

Что делать родителям: методы лечения

В первую очередь не стоит откладывать поход к врачу, поскольку ранняя диагностика значительно улучшает прогноз. Устранение задержки проводится по индивидуальной программе, соответствующей особенностям малыша. В нее входит:

  • прием медикаментозных средств: ноотропов, витаминных комплексов, успокоительных, психостимуляторов;
  • занятия с логопедом;
  • курсы психотерапии;
  • массажи;
  • лечебная гимнастика;
  • физиотерапевтические методы, например, магнитотерапия.

Хороший результат дают дельфинотерапия, иппотерапия, акупунктура (иглоукалывание).

В домашних условиях родителям необходимо:

  • регулярно пополнять словарный запас ребенка;
  • вместе учить стишки;
  • читать интересные рассказы;
  • выполнять развивающие упражнения, чтобы научить малыша сопоставлять и обобщать факты;
  • показывать карточки с картинками и просить малыша раскладывать их в определенном порядке;
  • уделять ребенку как можно больше времени и оградить его от эмоциональных потрясений.

На время лечения нежелательно менять привычную обстановку, поскольку маленькие дети привязываются к людям, животным, предметам домашнего интерьера. Переезд, развод, смена детского сада или школы может усугубить ситуацию и повлечь сильный стресс.

Занятия проводят в уютной атмосфере. Недопустимо оказывать психологическое давление и наказывать за неудачи.

Особенности развития детей с ЗПР очень похожи на проявления аутизма, поэтому многим детям ставят ошибочный диагноз

Если ученик с нарушением (ЗПР или отсталостью) учится в обычном классе, для него составляется специальная адаптирующая программа, позволяющая подтянуть знания.

Упражнения

Цель таких занятий – улучшить мышление и внимательность, а также заинтересовать ребенка, чтобы он стал более усидчивым.

Упражнения для совместного выполнения:

  • разложить по дому разные игрушки и попросить принести ту, которая соответствует определенным признакам, например «синяя круглая» или «с длинным хвостом и рогами»;
  • показывать всевозможные развивающие картинки типа «чего не хватает» или «найди 10 отличий»;
  • положить на столе несколько предметов, затем спрятать один и предложить ребенку угадать, чего не хватает;
  • назвать ребенку части тела – нос, рот, уши, затем попросить повторить за мамой или другим родственником.

Слова взрослого должны быть четкими и разборчивыми. Если малыш еще не говорит или делает это плохо, длинные слова лучше не использовать. Для начала достаточно фраз типа «возьми стакан», «папа привет» и т. п. Со временем словарный запас расширяется более сложными фразами, например, «принеси синий стаканчик», «налей воду в чашку», «папа смотрит телевизор» и т. п.

Вероятные осложнения

Негативные последствия вызывает не сам диагноз ЗПР, а причины, которые его спровоцировали. Тяжелые органические поражения головного мозга чаще всего носят необратимый характер и приводят к самым разнообразным осложнениям, начиная от умственной отсталости, заканчивая инвалидностью или летальным исходом. В плане психического развития может быть поставлен диагноз олигофрения различной степени тяжести:

  • дебилизм;
  • имбицилизм;
  • идиотизм.

При легкой степени умственной отсталости дееспособность сохраняется. По мере взросления подросток испытывает определенные трудности в общении с окружающими, плохо обучаем, замкнут. Внешние признаки неблагополучия, как правило, отсутствуют. Такие люди не отличаются от здоровых, самостоятельно себя обслуживают, ходят на работу. В более тяжелых случаях особенности поведения более выражены.

У многих малышей на этапе обследования обнаруживают кретинизм, связанный с дефицитом гормонов щитовидной железы на этапе эмбрионального развития или после рождения. При своевременном обнаружении и коррекции гормонального фона негативных последствий удается избежать. В запущенных случаях болезнь носит необратимый характер и приводит к тяжелым формам олигофрении.

Лечение подбирается в зависимости от характеристик детей с ЗПР, а также причин отставания в развитии

Иногда ЗПР путают с аутизмом, однако это разные состояния, проявляющиеся общими симптомами. У аутистов отличается восприятие окружающего мира, поэтому другим людям их поведение кажется странным. Полностью аутизм не лечится, исключение составляют случаи, когда диагноз был ошибочным.

Диагноз ЗПР не должен пугать родителей, поскольку он не окончательный. Это всего лишь временное отклонение, которое в большинстве случаев поддается коррекции. Ранняя диагностика повышает шансы на успех. После 5–6 лет нарушение устранить намного сложнее, потому затягивать с лечением не стоит.

Читайте в следующей статье: ребенок не разговаривает

Источник