Ребенок 5 лет рисует головонога

Информация из книги «О детском рисовании», автор Марина Озерова.

Примерно в 2 года дети увлекаются изображением окружностей (обычно, когда овладевают умением кружиться и бегать по кругу), затем начинают вдруг видеть в окружности «голову» и называет ее «Человечком», а потом рисуют от неё две линии вниз — «ножки». И в возрасте около 3-х лет практически все дети проходят в рисовании «стадию головоногов».

Нередко, увидев первого головонога, родители сразу же указывают на недостающие части. Но такой образ — великое достижение первооткрывателя! Не стоит спешить и советовать ребёнку, как и где изображать остальные части тела. Позже он сам это заметит, а пока он нарисовал все, на что обращает внимание.
Головоногами могут быть не только люди, но и животные.

⁣Количество деталей (ног и глаз) может варьироваться по усмотрению художника.


Примерные изменения в детском рисунке по возрастам.

Четыре года: туловище чаще всего в виде круга или овала (возможна и другая фигура). Голова соединена с туловищем. Руки и ноги в виде линий, связаны с туловищем. Пропорции неправильные.

⁣⁣Пять лет: появляются детали — уши, волосы, головные уборы, одежда. Персонажи приобретают пол, мужские и женские фигуры рисуются по-разному.

К шестому году ребёнок усваивает понятия о горизонтали и вертикали, и его человечки уже стоят на «земле» — внизу рисунка.

⁣Постепенно сюжет усложняется, при этом ребёнок может повторять один и тот же шаблон лиц и фигур.

⁣Шесть лет: прорисовываются все части тела (по две руки и ноги, голова и туловище), пропорции более правдоподобные (руки на уровне плеч, есть шея, ноги прорисованы двойными линиями, ладони оканчиваются пальцами); в одежде заметны мелкие детали (пуговицы, карманы); позы более разнообразные.

Семь лет: пробуют рисовать профиль, а не только анфас; формы и пропорции правдоподобные.

Восемь лет: шею, плечи и руки рисуют непрерывной линией.

Девять лет: ноги могут изображать движение, позы изменяются. Одежда украшается деталями, делаются попытки нарисовать складки и т. п.

Десять-одиннадцать лет: рисунок становится более реалистическим, а не схематичным, как раньше, появляется перспектива, стремление передать объем, накладывать тени, прорисовывать множество дополнительных деталей. Формирование рисунка заканчивается, далее он лишь совершенствуется. Рисунок взрослого мало отличается от подросткового, если автор специально не развивает художественные навыки.

Изображение человека очень хорошо отражает развитие и психическое состояние ребёнка. Родителям стоит посоветоваться со специалистом, если:

— ребёнок старше 4-х лет вообще не рисует человека;

— ребёнок 5-ти лет все еще рисует «головоногов»;

— на лице нарисованного человека постоянно отсутствуют важные детали (особенно глаза) или глаза изображаются закрытыми и невидящими;

— лица у персонажей всегда грустные;

— ребёнок, который рисовал человечков, вдруг перестал это делать и регулярно отвечает отказом на просьбу изобразить кого-нибудь.

Разбор некоторых типичных ситуаций.

Родители сразу научили ребёнка рисовать человечка со всеми частями тела, ребёнок не прошёл «стадию головоногов» и теперь рисует этого человечка без изменений, никаких деталей не вводит, а если кто-то рисует по-другому – говорит, что «так рисовать неправильно» и т.п.

1) Обсудите головоногов каких-то других авторов, покажите, что любые варианты имеют право на существование. 2) Проиллюстрируйте вместе любимые сказки, поговорите о персонажах, придумайте вместе, что будут держать в руках персонажи, во что они будут одеты и так далее (ведь он не станет одинаково рисовать царевича и Кощея). Только сами при этом ничего не рисуйте!

Ребёнку уже 4 г, до сих пор рисует только каракули.

Если ребёнок хорошо развивается, во всем соответствует своему возрасту, рассказывает, чтó рисует, изображает нечто похожее на круг, пытается интерпретировать каракули, то всё нормально, возрастные рамки примерные, нужно просто подождать.

Ребёнок-дошкольник никогда не рисует человека, потому что у него не получается похоже, как он хочет.

Не самый хороший показатель. Понаблюдайте, почему он так переживает. Дошкольный возраст — период всемогущества. И если ребёнок не уверен в своих силах, то обычно это результат воспитания. Лучше всего отойти от образных рисунков, эталонов «похоже — не похоже», и поиграть с материалами: порисовать различные абстракции, побаловаться с красками, кисточками, карандашами и мелками от души. Когда напряжение исчезнет, попытайтесь вернуться к образам (человеку, в частности).

Ребёнок рисует постоянно одного и того же человека, с одинаковыми деталями.

Всё нормально и даже очень хорошо, если он САМ придумал этот образ, а не срисовал его или не скопировал у родителей. Ребёнку нравится делать то, что у него получается, и он повторяет удачное действие. Если это повторение, по-вашему, слишком затянулось, посоветуйте ему нарисовать для человечка друга. И еще: обычно дети «штампуют» понравившийся образ, и если он рисует близкого человека или любимого персонажа, то пусть любуется им снова и снова!

● Ребёнок рисует одно заученное «шаблонное» изображение, никакими другими образцами не сдвинуть, не желает рисовать ничего, даже абстракции.

Очень хорошие и действенные способы снять «застрявший» шаблон — либо совершенно необычное задание, либо необычные материалы для рисования. Совсем хорошо, если оба вместе. 99% аудитории моих семинаров на моё задание «нарисовать ёлку» неизменно изображает три поставленных друг на друга разновеликих треугольника. После обсуждения шаблона люди недоумевают, как нарисовать «свою» елку, боятся отойти от привычного канона, делают «похоже», срисовывают друг у друга. Тогда я прошу отложить кисточки и нарисовать запах елки пальцами. Атмосфера сразу разряжается, становится свободной и веселой, появляются шутки, а вместе с ними яркие и своеобразные работы. Необычное задание влечет за собой необычное и свободное исполнение. Попробуйте придумать для ребёнка задание, которое будет направлено не на изображение предмета, а на передачу личного впечатления.

И — второй метод — выполните «заученный» образ в самой неподходящей технике. Ребёнок постоянно рисует один и тот же домик? Предложите ему выложить картинку из пуговиц, фасолин, насыпать струйкой песка… Чем больше интересных способов вы придумаете, тем легче пройдет страх перед творчеством.

● Ребёнок рисует только мультяшных персонажей, и никогда — настоящих людей или что-то еще. Рисунки какие-то отталкивающие: вампиры и тому подобное.

Такие образы замусоривают воображение, ребёнок уже не хочет и не может придумать что-то еще. Если вы пока ещё контролируете его телепрограмму, то стоит отказаться от постоянного просмотра мультфильмов и других передач. Поиграйте с ребёнком, порисуйте вместе, чтобы он сам придумывал персонажей, проиллюстрируйте сказку, создайте фантастическое животное… Если малыш постоянно изображает агрессивных персонажей, на это нужно обратить внимание и показать рисунки специалисту.

Читайте также:  Себорея кожи головы лечение у ребенка 5 лет

● Ребёнок рисует одно и то же выражение лица у всех человеческих фигур, «положительные»и «отрицательные» персонажи выходят похожими.

Предложите ребёнку нарисовать его радость — скорее всего, это будет абстрактная работа. Затем предложите нарисовать радостного человека, чтобы его радость была видна всем окружающим. Спросите, как передать свою радость? Например, можно прыгать от радости и громко кричать. А как передать радость только краской? После этого сделайте те же самые упражнения с какой-нибудь негативной эмоцией — от передачи ее всем телом (позой, жестами, мимикой, голосом) к рисунку.

● Вы не рекомендуете показывать ребёнку, как рисовать человека. А если ему показывают друзья в садике?

Дошкольный возраст — это время некритического подражания. Но в отличие от авторитета взрослых (особенно родителей), авторитет ровесников в этом возрасте ребёнку переступить легко. Усвоенный от них шаблон не блокирует его воображение и способности генерировать свои образы. В любом случае обязательно хвалите его рисунки и оригинальные изображения, которые придуманы САМОСТОЯТЕЛЬНО.

● Я не могу заниматься с ребёнком, а няни-бабушки учат «как надо». Будет ли толк от свободного рисования со мной?

Толк будет в любом случае. Для ребёнка главный авторитет — родители, даже если с няней он проводит больше времени. Постарайтесь использовать ваше общее время для эмоционального развития — просите ребёнка рисовать переживания, впечатления и тому подобное. Это и снимет установленные шаблоны «правильного» рисования, и поможет выплеснуть накопившиеся эмоции, и обеспечит вам прекрасную совместную деятельность. Когда ребёнок редко бывает с родителями, особенно важно найти сближающие занятия. Хорошо было бы и вам порисовать свой день в абстракции: как вы ждете встречи с ребёнком, думаете о нем и так далее. Такие рисунки можно повесить дома, это будет хорошей эмоциональной подпиткой для малыша в отсутствие мамы.

Подборка других статей о детском рисовании по книге М. Озеровой

https://www.baby.ru/blogs/post/485683873-181805786/

Источник

  1. Форум
  2. Архив
  3. Детская психология и развитие

Открыть тему в окнах

  • яжемать

    28.02 15:22

    #73388432

    это уже серьезно?
    дочь рисует себя и других, но головоногами. Руки/ноги — черточками. Волосы, брови, глаза, нос, рот — на месте. А тела нет. Если я нарисую тело — все закончит правильно, пропорционально, только глаза могут быть огромные. А сама никак не может.
    Что значит?

  • ИМХО, это значит, что у неё нет/пока нет способностей к живописи .

  • Ольга

    28.02 16:45

    #73391022

    есть тест подготовленности к школе Керна, собственно там первое задание нарисовать мужчину, оценка от 1 до 5 , 5 худшее соответствует головоногам. Моя дочь нарисовала мужчину очень даже похоже, но без носа, оценка была 5 , т.е. типа головонога. Поэтому постою с вами рядом, послушаю, если вы не против.

  • Anonymous

    28.02 19:00

    #73394166

    Не могу понять, зачем эти тесты?! Я перед школой нарисовала пропорционального мужчину с туловищем, руками, ногами, в костюме, галстуке и ботинках. По-моему, очень неплохо для семилетки. Поставили, не помню, 2 или 4 (оценку, которая соответствует «хорошо» ). На отлично, наверное, Суриковское надо закончить. Сейчас мне 30, и я не могу нарисовать лучше, способности к изобразительному искусству отсутствуют. Но это не мешает мне преуспевать в технических науках.

  • Anonymous

    28.02 19:08

    #73394351

    ооо, это большая-большая проблема! срочно к врачу-психологу-логопеду и лечить-лечить-лечить
    у вас других проблем нету?!

  • яжемать

    28.02 19:44

    #73395062

    есть, и много. Просто спросила, чего иронизировать-то?

  • Anonymous

    28.02 19:51

    #73395221

    хорошо, отвечу по существу: это НЕ серьёзно, ничего страшного.
    Мой сын в 8 лет рисует головоноги и не признаёт цвета, только простым карандашом пользуется.В остальном развитый мальчик: занимается спортом,учится хорошо, но не художник, да, не интересно ему это, он лучше математику порешает или пол помоет, лишь бы не рисовать.

    надеюсь я вас немного успокоила, не стоит переживать

  • яжемать

    28.02 20:30

    #73396139

    ясно, спасибо.
    Моя рисует сама, охотно, и семью, и себя, и солнышки-елки-тучки с глазами и (не)улыбками… И динамику — типа была она грустная, а потом шарик пририсовала, оранжевый и появилась улыбка
    Буду ждать проявления «тушки»

  • ну в школу жеж не возьмуть! Так и останется неучем, прямая дорога в дворники((
    …Можно, канеш, иронизировать, но, увы, во многих школах мнение психолуга является значимым. А уровень этих психолухов сами догадываетесь, какой. Реально, в приеме могут отказать с формулировкой «Недозрел. Не готов к повышенной нагрузке». И хрен оспоришь.

  • Anonymous

    28.02 20:55

    #73396667

    ну вот видите! у вас ещё не так плохо, как у нас!

    появится тушка, не переживайте, а динамика- это вообще круто, значит и воображение работает!

  • Ничего не значит, я примерно так рисовала вплоть до недавнего времени Просто у ребенка нет особой тяги к живописи.

  • Anonymous

    28.02 21:31

    #73397505

    я уже свыклась с великим математиком

  • Не переживайте! У меня старший сын и в 1 классе рисовал головоногов. Ничего не случилось) Учится теперь в МГУ, все в порядке, но рисовать так и не научился. Младший вообще не хотел/не мог/боялся рисовать. Я честно с ним сижу и проговариваю, что должно быть у человека, кошки, домика и т.п. Пока получается только так.

  • Anonymous

    01.03 19:58

    #73446511

    а у нас при тестировании в школу, как раз человека -мужчину или женщину нарисовать надо, и если у человека допустим нет ушей, а остальное все в наличии имеется, то это значит тест не пройден. Сидим вот с ребенком тренируемся рисуем этих человеков, что бы все наместе было.

  • Мой сын тушки начал рисовать только в школе,когда появился хороший учитель по рисованию.Я и не думала,что мой ребенок может рисовать,а оказалось еще как умеет.Один из рисунков сына » Цветы»(по мотивам Ван Гога «Подсолнухи» ) висит у меня на кухне.

  • Anonymous

    02.03 16:58

    #73469798

    К 23-му февраля в детсаду вывесили детские рисунки — портреты дедушек и пап.
    Это было нечто)) Папы-бармалеи (заросшие волосами по самое немогу), папы-акулы (жуткая улыбка-оскал), папы-уголовники (коротко стриженные, со стенда «Их разыскивает милиция» ). Дети ведь не художники, им по 6 лет всего))

  • Anonymous

    02.03 19:49

    #73473612

    Я из за этих головоногов в 6 лет дочку на подготовишки в худ школу отдала все за тест школьный переживала Через полгода уже нормально людей рисовала по всем правилам. Талантов к рисование дочка совсем не имеет, но в начальной школе худ школа нам очень помогла, ставят руку, почерк красивый у тех кто в ХШ занимается. Кстати более менее прилично рисовать дочку научили только лет в 8-9.

  • Anonymous

    02.03 20:26

    #73474513

    А что за школа, официальная художественная школа или что-то типа кружка?

  • Anonymous

    02.03 20:41

    #73474917

    Государственная школа, там 1 класс с 10-11 лет (5 общеобраз кл) Все остальные с 5-6 л учатся на подготовишках

  • Anonymous

    02.03 20:54

    #73475216

    понятно, спасибо.

Источник

Считается, что эмоциональная близость мамы и ребёнка закладывается задолго до его рождения и сохраняется на протяжении всей жизни. Каким бы образом ни были построены ваши отношения в семье, какие роли бы ни играли папы, бабушки и няни, всё равно в глубине души мы верим, что лучше всех знаем своего ребёнка.

Читайте также:  Норма печени у ребенка 5 лет

И если воспитатель, учитель, спортивный тренер или психолог берет на себя смелость делать какие-то выводы, или давать оценочные суждения в адрес вашего малыша, у нормальной мамы может возникнуть естественный скепсис или желание проверить его слова.

Конечно, мы не можем разобраться во всех тонкостях психологических и педагогических наук, но обладать минимальными знаниями – это совсем не лишнее. Вообще, широкий кругозор помогает человеку более объективно смотреть на вещи и трезво оценивать жизненные ситуации. А, при необходимости, обладание минимальными знаниями в различных областях жизни общества помогает защитить нам свои права и права наших детей.

Не перекладывайте вопросы психологической поддержки ваших детей только на «специалистов» — это просто люди, для которых проблемы ваших детей  и вашей семьи – это работа, пусть даже и любимая.

Сегодня мы получим минимальные знания в области диагностики психологических особенностей детей дошкольного и младшего школьного возраста при помощи проективных методик, или, говоря проще, тестирования рисунком.

В развитии детского рисования имеются четкие возрастные стадии, сменяющие друг друга в определённой последовательности. При отклонениях в умственном развитии наблюдается запаздывание в переходе ребенка от стадии к стадии. Эта закономерность позволяет оценивать умственное развитие с помощью рисуночных тестов. Кроме того, применение методики рисунка используется для выявления личностных особенностей человека. Эта методика основана на принципе проекции, то есть на вынесении внутренних переживаний вовне. Рисунки могут выявить, в частности наличие страхов, тревожных состояний, особенности отношения к себе и к миру, экстравертность или интровертность  и многое многое другое. Конечно, расшифровать тест-рисунок грамотно и полноценно сможет только хороший специалист – профессиональный психолог. Однако мы призываем родителей обращать внимание на явные особенности и обучаем этому. Даже самые на первый взгляд элементарные выводы дадут вам, как родителям, основания радоваться за ребёнка и его адекватное личностное развитие, окажут помощь в выборе интересных занятий для ребёнка, помогут скорректировать программу подготовки к школе или адаптации в ней. Или повод присмотреться чуть внимательнее к его эмоциональному состоянию и причинам, приведшим к нему.

Тест, который мы предложим сделать вам с вашим ребёнком, можно проводить с трех лет.

Дома, в спокойной обстановке, дайте Вашему ребёнку белый лист бумаги формата А4, расположив его вертикально, простой карандаш и попросите нарисовать человека. Если ребёнок сам перевернет лист в горизонтальное положение, не препятствуйте.  Не стоит говорить ему что-либо о психологическом тестировании или о тестировании вообще. Скажите, что просто хотите посмотреть, как здорово он уже умеет рисовать человека.

Инструкция к тесту звучит так: «Нарисуй человека – всего, целиком. Постарайся нарисовать как можно лучше, так, как ты умеешь». Ластик для стирания лучше не давать или давать такой, который оставляет следы. Наличие следов от стирания также может дать вам пищу для размышления об эмоциональном и психологическом состоянии малыша.

Если ребёнок начинает задавать уточняющие вопросы – отвечайте – рисуй так, как тебе хочется. Смысл заключается в том, чтобы ребёнок нарисовал именно человека (а не робота или чудовище) и целиком (как он это понимает).

После окончания рисования поговорите с ребёнком о рисунке. Кого он нарисовал? Какого человек возраста, пола, чем занимается, что любит, какой у него характер, что его ждет в будущем… и т.п. Все что ответит малыш – пища для размышления родителей.

Закономерности и факты в рисунке человека для детей

ДОШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

3 года – чаще всего трехлетки рисуют головонога. У человека на рисунке нет туловища, нет пальцев на руках и ногах.

Головоног представляет собой округлую голову (по мнению некоторых специалистов, эта окружность символизирует голову вместе с телом) и отходящие от нее или расположенные рядом черточки — руки и ноги (количество которых может быть различным). Нередко на рисунках присутствуют также черты лица (глаза, рот, нос), иногда и волосы.  Рисунок головонога вполне соответствует норме вплоть до четырехлетнего возраста.

4 года — ребенок переходит к рисованию примитивной схемы, содержащей кроме головы, рук и ног изображение туловища человека. Он составлен из отдельных частей; ноги располагаются по бокам туловища, руки обычно начинаются от его середины.

5 лет —  происходит овладевание представлениями о вертикали и горизонтали; если раньше он часто рисовал человека в наклонном положении, словно падающего, то теперь он начинает рисовать его стоящим строго вертикально. Последующее развитие рисунка человека состоит в переходе к изображению толщины рук и ног. Пятилетний ребенок рисует конечности двойными линиями. Руки по-прежнему изображаются от середины туловища; второстепенные детали обычно отсутствуют или они немногочисленны.

6 лет — ребенок уже чаще всего рисует руки человека от верхней части туловища. Появляются различные второстепенные детали: пальцы, волосы, брови, ресницы

Читайте также:  Исправление мезиального прикуса у ребенка 5 лет

Для шестилетнего возраста нормальным является детализированное схематическое изображение, содержащее все основные и большинство из наиболее важных второстепенных деталей. К последним относятся шея, пальцы, ступни, волосы или шапка, брови, одежда.

МЛАДШИЙ ШКОЛЬНЫЙ ВОЗРАСТ

В период младшего школьного возраста при нормальном развитии изобразительной функции ребенок овладевает реалистическим рисунком с правильным изображением строения человеческой фигуры. Это связано с принятым в нашей культуре традиционным подходом к обучению детей рисованию, с опытом рассматривания иллюстраций в детских книжках. Рисунок, на котором разные части тела не приклеены друг к другу, как на схеме, а органично переходят одна в другую без резкой границы, принято называть пластическим. Характер соединения деталей наиболее заметен на переходах от шеи к плечам, от плеч — к рукам и от туловища — к ногам.

7 лет — для рисунков детей семилетнего возраста характерно сочетание элементов пластического и схематического изображения с преобладанием схематического. При этом одни части тела органично соединены между собой без резкой грани, а другие как бы приклеены.

8-9 лет – соотношение пластических и схематических элементов уравновешивается. Например, вся нижняя часть тела изображается пластически, а верхняя — схематически или наоборот.

Примерно с 10 лет пластические элементы начинают преобладать над схематическими.

Рисунки детей предподросткового возраста в целом производят впечатление реалистических, но ребенок еще недостаточно владеет способами изображения тех или иных деталей. Эта стадия развития рисования обычно продолжается вплоть до начала подросткового возраста.

Количественная оценка  рисунка

может быть получена следующим образом. Если в рисунке отсутствует голова или туловище, то оценка — 0 баллов. Если имеются голова и туловище, то ставится по 2 балла за каждую из следующих деталей: глаза (один или два), рот, нос, руки (одна или две), ноги (одна или две). По 1 баллу ставится за каждую из деталей:  уши, волосы (или шапка), шея, пальцы, одежда, ступни (обувь). За правильное количество пальцев (по 5 на каждой руке) ставится еще 2 балла.  За пластический способ изображения ставится 8 дополнительных баллов; за промежуточный — 4 балла;  если способ изображения схематический и руки и ноги изображены двойными линиями, то ставится 2 дополнительных балла. За схематическое изображение, в котором руки или ноги изображены одинарной линией или отсутствуют, дополнительные баллы не ставятся.

Таким образом, минимальный балл — 0, максимальный (при наличии всех перечисленных деталей и пластическом изображении) — 26.

Ориентировочные возрастные нормы:

5 лет — 4-11 баллов;

6 лет — 7-14;

7 лет —12-16;

8 лет —17-21;

9 лет    -20-23;

10 лет—22-25;

начиная с 11 лет — 24-26.

Особенности личности

Обратите внимание на такие особенности в рисунке человека как:

Отметьте, прежде всего, имеют ли место грубые ошибки в изображении фигуры – разрозненные или сильно несимметричные части тела,  отсутствие  каких-либо частей тела  (на рисунках детей старшего возраста). Рисунок человеческой фигуры символизирует образ тела, который считается очень восприимчивым к внешним раздражителям, нарушающим эмоциональное состояние ребенка, то на рисунке будут символически отражаться проблемы, которые он испытывает.

Обратите внимание на нажим карандаша и толщину линий – эти показатели говорят о сниженном общем тонусе или, наоборот, перенапряжении. Частая интенсивная штриховка на рисунке может свидетельствовать о тревожных состояниях различной степени.

Расположение человека на рисунке, его пол, возраст, наличие или отсутствие дополнительных деталей расскажет нам о месте и положении ребёнка в его собственных глазах.

Испытывающие чувство незащищенности, тревожные дети склонны рисовать маленькие фигуры, которые скромно занимают лишь маленькую область доступного пространства. Напротив, хорошо приспособленные дети с развитым чувством безопасности рисуют свободно, легко, создавая рисунок, который своим размером, размахом и бросающимся в глаза размещением на странице выражает свободу от тревожности и беспокойства.

Излишне большие, громоздкие размеры фигуры, по-видимому, выражают слабый внутренний контроль и экспансивность. Наклоненная фигура может отражать нехватку психической уравновешенности, нестабильность.

Фигура, смещенная на листе вправо, говорит об ориентации на внешний мир, смещение влево – означает акцентирование на себе. Если ребенок занимает рисунком преимущественно верхнюю часть листа, значит, он склонен к оптимизму. Чувство угнетенности, подавленности часто отражается на расположении фигуры в нижней части листа.

Крупная, нарисованная с размахом фигура, помещенная в центре листа, говорит о завышенной самооценке.

Если ребенок рисует линию земли и располагает человека высоко от нее, так что тот кажется парящим в воздухе, то, вероятно, его характеризует оторванность от реальности, склонность к фантазии и играм воображения, слабый контакт с действительностью.

Социальная сфера

Подробнее расскажем о значении изображения лица в рисунке человека ребёнка старшего дошкольного и школьного возраста.

Лицо является символом сферы общения, важнейшим центром коммуникации. Его принято считать самой социальной частью рисунка.

Ребенок, который испытывает сложности в общении, робок, стремится к уходу от проблем, связанных с конфликтами в отношениях с окружающими, изображает черты лица нечетко, слабо их прорисовывает, изображает очень схематичноупускает изображение черт лица. Одновременно он может тщательно и уверенно выделять другие части фигуры.

Показателен и тот случай, когда лицо ребенок рисует в последнюю очередь. Отношения такого ребенка очень поверхностны, других людей он терпит постольку-поскольку. Он чрезвычайно насторожен, ожидает от других только плохого, часто враждебно настроен к окружающим.

Об агрессии и враждебности мы можем говорить и в случае изображения соответствующего выражения лица: вытаращенные глаза, сжатые губы или открытый рот с оскаленными зубами.

Хорошо прорисованные черты лица говорят о внимании к себе, здоровом самоуважении. С другой стороны, сосредоточенность на этой части, чрезмерное подчеркивание и выделение черт лица могут быть попыткой создать образ социально адаптированного, успешного, обладающего личной энергетикой человека, дабы компенсировать свою неадекватность и слабость самоутверждения.

Закрашенное лицо – довольно негативный знак, который соотносится с потерей идентичности, утратой чувства собственного «я». Не менее тревожный факт – изображение звериного лица или напоминающего робота, а также обезличенного, ничего не выражающего лица, о котором можно сказать, что оно неживое.

Источники информации: «Психологические рисуночные тесты», А. Л. Венгер – М., 2003;

«Тест «Рисунок семьи» / Тейлор К. Психологические тесты и упражнения для детей. Книга для родителей и воспитателей – М., 2005.

Опубликовано на сайте mi-mami.ru

Источник