Ребенок 5 лет один на улице

Ребенок 5 лет один на улице thumbnail

Пригрело весеннее солнышко, и мой сынишка, который в этом году идет в школу, захотел погулять во дворе. Но у меня накопились домашние дела, и я сказала, что сегодня не смогу, а завтра мы пойдем в парк. На это сын ответил, что может пойти и сам. Ведь некоторые его ровесники гуляют уже без мамы и папы.

Я растерялась и не знала, что ответить, ведь старшая дочка никогда не спешила выходить из дома самостоятельно. Мне пришлось сказать, что я подумаю над его предложением, а пока он останется дома.

Когда-то раньше родители безбоязненно отпускали из дому даже дошкольников, но сейчас многое изменилось, и на улицах стало опаснее.

Мне нужно было посоветоваться, чтобы определиться с этим вопросом. У меня есть знакомая, психолог по образованию, которая работает в социальной службе и сама воспитала двоих детей. Я поделилась с ней своими сомнениями и услышала много важной и полезной информации.

Начало самостоятельности

Прежде, чем решать вопрос с самостоятельными прогулками, нужно проверить, можно ли оставить ребенка самого дома. Все дети разные. Одного можно оставить в три года, другой не готов еще и к шести. Все зависит от того, насколько он может понимать и выполнять правила безопасности.

Если родители часто замечают, что малыш лезет к плите, включает без разрешения бытовые приборы, значит, ему опасно быть одному без присмотра. А некоторые дети и сами боятся быть без взрослых дома. Многие родители говорят, что начинают оставлять дома детей, когда им уже 5-6 лет.

Приходит время, когда нужно все-таки уйти из дома без ребенка. Для начала отлучка не должна длиться дольше 10-15 минут. А ребенка в это время лучше чем-нибудь занять: к примеру, включить мультфильмы или дать новую раскраску.

А когда он будет оставаться на более продолжительное время, дать ему телефон, чтобы всегда быть на связи с ним.

Прогулка во дворе

Когда ребенок без проблем может оставаться один дома на более или менее продолжительное время, можно думать о том, чтобы отпускать его погулять самостоятельно.

Обычно это происходит в возрасте 7-8 лет, при условии, что двор виден из окна, или кто-то из знакомых взрослых гуляет там со своими детьми и может присмотреть за вашим ребенком.

Но еще до этого момента нужно учить свое чадо правилам поведения и безопасности на улице. Ведь дети доверчивы, их легко увлечь интересной историей, надавить на жалость, поэтому они никогда не должны разговаривать с незнакомцами.

Стоит говорить и о выборе друзей, а также учить не подражать всему, что делают или говорят другие дети.

Нужно быть готовым к тому, что ребенок, гуляя сам, травмируется, или простудится. Его могут обидеть, он сам может подраться или повести себя не лучшим образом. Все это – не повод запирать его дома, а возможность учить ответственности и развитию отношений с другими детьми.

Поход в магазин

С приходом школьного возраста можно отправлять ребенка за покупками в ближайший магазин. Сначала он разговаривает с продавцом и оплачивает товар при вас, а потом уже идет туда самостоятельно. Чтобы ребенок не боялся, для начала посылайте его за ограниченным набором продуктов – к примеру, за хлебом, булочкой и молоком. Постепенно расширяйте ассортимент покупок.

Отпускать его можно только в ближайший магазин, на пути к которому нет оживленной автомобильной дороги. Но на подъездах к домам тоже ездят машины и мотоциклы, а потому нужно напоминать ребенку правила безопасности.

Дорога в школу и домой

Так как мой сын скоро станет школьником, эта тема мне тоже была интересной. Многие мои знакомые годами водят своих детей до самой школы, а затем отводят домой, боясь отпускать их одних. Родители, много времени проводящие на работе и не имеющие родственников, которые бы могли забирать детей, оставляют их на группе продленного дня.

Психолог сказала, что часто такие страхи оправданы. На наших дорогах становится все больше неосторожных водителей, а в новостях регулярно появляются сообщения о неадекватных людях, которые пристают к школьникам разного возраста.

Когда ребенок только начинает ходить в школу, можно договариваться с другими родителями и по очереди провожать детей. Со временем, если школа находится недалеко от дома, можно давать ребенку проходить часть пути самостоятельно, а затем и вовсе разрешать идти без взрослых. Но тогда желательно, чтобы он имел свой телефон и звонил родителям, как только доберется в свой класс.

Если в одном районе живет несколько детей из одного класса или потока, то лучше, чтобы они ходили вместе: люди с нездоровыми намерениями редко заговаривают с компанией детей, а выбирают тех, кто идет в одиночестве.

Зная своего сына, я поняла, что ему еще рано гулять самому. Мне пришлось сказать ему это, но пообещать, что буду помогать становиться самостоятельным. Тем более что дома он уже остается сам.

А пока сынишка будет учиться правилам безопасности на улице, гуляя с мамой и папой.

Ставьте лайки и подписывайтесь на наш канал, а мы будем радовать самыми интересными статьями.

Источник

Права ребенка в большом городе: могут ли дети по закону гулять одни? - слайд

© pixabay.com

Что на самом деле можно, а что нельзя делать детям с точки зрения закона? Например, разрешается ли оставлять детей дома одних? Отпускать их гулять допоздна? Разрешено ли детям петь и читать стихи на улице? А собирать деньги? Отвечает юрист.

Ребенок 5 лет один на улице

ОЛЬГА КОРСАКОВА

юрист

Спойлер: ночью гулять нельзя! И с баром придется подождать до 18 лет.

С какого возраста можно оставить ребенка дома одного?

Российский закон не устанавливает никаких правил по поводу нахождения детей дома одних.

Могут ли дети находиться одни на улице?

По закону ребенок не может быть на улице без взрослых в ночное время. Запрет касается общественных мест – улиц, парков, общественного транспорта, стадионов и т.д.

 В Москве детям нельзя находиться в общественных местах с 23 часов до 6 утра

 В Московской области детям до 16 лет нельзя быть в общественных местах без сопровождения родителей с 22:00 до 6:00 (летом – с 23:00), а с 16 до 18 лет — с 23:00 до 6:00.

 В Петербурге запрет касается детей до 16 лет – им нельзя находиться на улице без родителей зимой с 22:00 до 6:00, а летом – с 23:00. Исключение сделано для новогодней ночи и некоторых других праздников и мероприятий.

Куда нельзя ходить с детьми?

В Москве, Подмосковье и Петербурге родители несут административную ответственность, если их дети окажутся в «местах, предназначенных для реализации товаров только сексуального характера или (…) только алкогольной продукции и в «иных местах, нахождение в которых может причинить вред здоровью детей, их физическому, интеллектуальному, психическому, духовному и нравственному развитию» — иначе говоря, в сексшопах, пивных ресторанах, винных барах и так далее. Так что пойти в бар с колясочкой – не вариант.

Можно ли детям петь, танцевать и читать стихи на площади?

Действующим российским законодательством таких ограничений не установлено. Но местные правила (например, правила пользования метрополитеном в Самаре) могут и ограничивать.

В Москве есть закон о тишине. По этому закону с 23 часов до 7 утра запрещается «игра на музыкальных инструментах, крики, свист, пение».

Можно ли собирать за пение и чтение стихов деньги?

Это делать не рекомендуется, т.к. это может быть квалифицировано как мелкое хулиганство или попрошайничество.

В Москве есть положение о «приставании к гражданам в общественных местах».

Что называется попрошайничеством?

Попрошайничество — это прошение милостыни, подаяния, надоедливое выпрашивание чего-нибудь. Попрошайничество является уголовным преступлением.

Важно, что уголовная ответственность наступает не в отношении детей-попрошаек, а в отношении взрослых, вовлёкших детей в эту деятельность. Если эти взрослые – родители ребенка, то для них наказание будет строже.

1.

Чем раньше Ваш ребенок будет знать, как его зовут (фамилия, имя, отчество), своих маму и папу (фамилия, имя, отчество), бабушек и дедушек и других родственников, с кем ребенок может проводить время, а также свой адрес – тем лучше. Хорошо бы знать наизусть и номера телефонов родителей.

2.

Сопровождающим ребенка, даже если это будет брат или сестра, должно исполниться 18 лет.

3.

Если сопровождающим ребенка будет родственник или знакомый – объясните ребенку, как зовут этого человека, почему именно он сопровождает его, а не родители. Расскажите ребенку, что такую информацию он может сообщить полицейским, если они его будут об этом спрашивать.

4.

Если у ребенка есть при себе мобильный телефон, он должен уметь легко набирать телефонные номера папы и мамы или других родственников.

5.

Подросткам 14-18 лет при направлении в общественные места лучше иметь с собой ксерокопию паспорта (в законе об этом не написано, но все же…).

6.

Объясните ребенку, что после 22 часов и до 6 утра он не может один находиться в общественных местах, включая интернет-кафе, даже если ему уже исполнилось 14-17 лет.

7.

Разъясните подростку положения закона и прокомментируйте, что в случае нарушений, если Вас не окажется рядом, подростку придется самому отвечать на вопросы полиции.

Чтобы не пропустить ничего полезного и интересного о детских развлечениях, развитии и психологии, подписывайтесь на наш канал в Telegram. Всего 1-2 поста в день.

  • безопасность
  • права
  • лайфхаки

Развлечения

В этом году столице исполняется 873 года. Основной темой нынешнего праздника станет Москва музейная: парки и городские площадки, выбранные…

Развитие

Отрывок из новой книги Екатерины Бурмистровой

Источник

Поколение нынешних родителей хорошо помнит, что «в наше время» дети, едва переступившие порог школы, уже считались достаточно взрослыми для самостоятельных прогулок. И хотя иной раз (в частности в «нестабильные» 1990-е) обстановку на улицах трудно было назвать благоприятной, первоклашка с ключом на шее представлял собой нормальное, даже – обыденное – явление.  

Lori.ru

Время уже не то

Сегодня подобная ситуация является, скорее, исключением – в городе семилетних детей без родителей можно встретить разве что на огороженных и охраняемых придомовых территориях. В сельской местности с этим проще – там, где все друг друга знают, у детей больше свободы. И все же если сравнивать сегодняшний день с временами нашего детства, отметим, что нынешнее общество более разрозненно, более тревожно и – что логично – более озабочено проблемами безопасности. Опекающие, оберегающие, контролирующие  детей до более чем сознательного возраста родители теперь не только не осуждаются, но и негласно поощряются социумом. И наоборот – мамы и папы, взявшие на себя смелость воспитывать в детях самостоятельность, нередко сталкиваются с общественным порицанием.

Как бы то ни было, а у детей тоже есть свои потребности, и потребность в самостоятельности – одна из основных. Когда же начинать «отпускать» от себя ребенка, чем руководствоваться?

С точки зрения закона

Федерального закона, регламентирующего возраст ребенка, в котором он может находиться на улице без присмотра взрослых в дневное время, в настоящее время в российском законодательстве нет. Существуют региональные нормы, ограничивающие нахождение детей в неподобающих местах и предусматривающие «комендантский час» для несовершеннолетних. В отдельных регионах России законодательство оговаривает и возраст, подходящий для первых самостоятельных прогулок: так, в Краснодарском крае дети младше семи лет не должны появляться в общественном месте без взрослых вне зависимости от времени суток.

Можно сказать, что сегодня вопросы детской самостоятельности регулируются по большей части нормами морали. Однако нужно понимать, что существуют юридические нюансы, позволяющие при неблагоприятном стечении обстоятельств трактовать те или иные действия (или бездействие) родителей как ненадлежащее исполнение обязанностей по содержанию и воспитанию детей.

Психологическая точка зрения

Каждый ребенок развивается в собственном темпе, а потому возраст наступления готовности к самостоятельности не может быть единым для всех. Как же определить момент, когда уже «пора»? Мы спросили об этом детского психолога.

Детский и семейный психолог Мария Лапушкина:

  1. Одним из показателей готовности ребенка к самостоятельности является желание самого ребенка – хочет ли он гулять один, есть ли у него в этом потребность, или он испытывает неуверенность.
  2. Если родители знают, что ребенок не оценивает социальных рисков в общении – готов пойти с кем угодно куда угодно, не в состоянии прогнозировать опасность – выбегает на дорогу, часто и легко вступает в драку, плохо ориентируется на местности, не в состоянии о себе позаботиться – не знает, когда он голоден или сыт, не замечает холодно ему или жарко, или замечает, но не предпринимает никаких мер для устранения дискомфорта, если он затрудняется в определении собственных желаний – все это признаки психологической неготовности к самостоятельности.Другое дело, если ребенок хорошо ориентируется на местности, бдителен на проезжей части; внимателен к происходящему вокруг него, даже когда он увлечен игрой, умеет строить общение и отказаться от общения с неприятным ему человеком, в состоянии обратиться к прохожим за помощью, способен руководствоваться своими ощущениями; умеет отстаивать свои интересы и с уважением отнестись к интересам других – это признаки психологической зрелости ребенка, позволяющие доверить ребенку ответственность за него самого на прогулке.
  3. Немаловажную роль играют социальные навыки ребенка. Если ребенок уже ходит в магазин за покупками и в состоянии посчитать деньги, имеет приятелей во дворе или ближайших окрестностях, регулярно общается со сверстниками (в т.ч. по телефону), знает расположение домов, парков, магазинов, прилегающих территорий в районе проживания – все это основания для того, чтобы спокойно позволять ему делать самостоятельные прогулки.
  4. Имеет значение и психологическая готовность самих родителей. Бывает, что мамы и папы в своих напутствиях перебарщивают с катастрофическими прогнозами и неблагоприятными перспективами, тем самым лишая детей уверенности в себе и препятствуя развитию в них самодостаточности.

При принятии решения о готовности ребенка к самостоятельным прогулкам важно учитывать все перечисленные аспекты. Если оценка всех приведенных параметров скорее неудовлетворительная, то лучше отпускать бразды правления постепенно, маленькими шажками, начиная с просьб сходить в магазин, когда вы ждете ребенка на крыльце и так далее. Только затягивать искусственно данный процесс тоже не стоит: помните, что самостоятельные прогулки дают детям важный жизненный опыт.

Взвешивать все за и против имеет смысл регулярно, так как ситуация с течением времени может меняться.

Кадр из фильма «Один дома»

Помним о безопасности

Разумеется, уместность самостоятельных прогулок зависит и от условий, в которых планируется их практиковать. В больших городах, где дома подчас не имеют дворов, а тротуары заняты припаркованными машинами, случается, что детям гулять просто негде до определенного возраста. Детские площадки тоже далеко не всегда отвечают необходимым правилам безопасности.

Но независимо от того, где и в каких условиях гуляет ребенок, вы должны быть уверены, что он знает элементарные правила безопасного поведения:

– не вступает в разговоры с незнакомыми людьми и ничего не берет у них;
– никуда ни с кем не уходит без вашего разрешения;
– не нарушает дозволенных территориальных рамок;
– не выходит на проезжую часть (или, если он достаточно большой, неукоснительно соблюдает правила дорожного движения);
– четко соблюдает все договоренности;
– всегда на связи и следит за временем.

Свобода неотделима от ответственности – важно, чтобы ребенок понимал это с самых первых шагов, сделанных вне дома самостоятельно, только тогда она приносит пользу.

Обнаружили ошибку? Выделите ее и нажмите Ctrl+Enter.

Источник

Убегание ребёнка в общественных местах крайне нежелательное поведение, с которым часто сталкиваются родители преимущественно детей с РАС. По статистике в США с бегством ребёнка с аутизмом хотя бы раз в жизни сталкивались почти 50% родителей. Однако манера убегать без оглядки присуща не только аутистам.

Мой сын-алалик не давал мне руку и убегал практически до 3 лет. Наши прогулки регулярно становились источником стресса для меня — мне приходилось постоянно вертеть головой, потому что пока я оплачивала покупки на кассе или оформляла что-нибудь из документов, Лёва ни в какую не хотел ждать и всё время норовил совершить побег.

фото из открытых источников

От знакомых родителей особят, знаю, что с бегством часто сталкиваются также родители детей с СДВГ и ЗПР, то есть, проблема совсем не редкая.

По опыту скажу, что пока мозг ребенка не перейдёт определенную черту зрелости и не осознает опасность такого поведения, так и будет сохраняться вероятность, что он куда-то сбежит, но это не значит, что с проблемой побега и связанными с ней рисками нельзя ну вообще ничего сделать. Нужно знать причины, триггеры и если не полностью устранять, то хотя бы минимизировать их — это и уменьшит вероятность побега.

Причины убегания у особых детей

Аутисты, алалики, СДВГшки убегают не потому, что родители у них плохие или чтобы привлечь внимание, как это могут делать дети с обычным развитием.

Во-первых, практически у всех особых детей нарушается привязанность к родителям. Вот вспоминая Леву, я могу сказать, что всё до тех же трёх лет, он относился ко мне как к обслуге: есть мама — хорошо. Нет мамы — ну как бы тоже неплохо.

Вторая причина побега связана с незрелой эмоционально-волевой сферой. Незрелость может выражаться по-разному: от истерик из-за сенсорной перегрузки до тотальной невнимательности. Но все они связаны одним и тем же: ребёнок идёт на поводу у своих ЭМОЦИЙ, потому что не может остановить их ВОЛЕВЫМ усилием.

Что делать?

В долгосрочной перспективе стоит работать над привязанностью. Формировать тёплые отношения, при любой возможности обнимать и гладить ребёнка, хвалить его и создавать доверие.

А для работы над бегством прямо здесь и сейчас надо выделить триггеры — то, что заставляет ребёнка убегать.

Понаблюдайте за малышом. Как он себя ведёт перед очередной попыткой бегства, какая ситуация обычно происходит перед побегом.

У разных детей триггерами могут быть разные ситуации.

  • Сенсорная перегрузка

Например, вы знаете, что малыш склонен к истерикам из-за скопления большого количества людей, новых вещей и мест. И в таких ситуациях он от вас уже убегал. В таком случае надо по возможности уменьшать сенсорную нагрузку, так как очевидно, что ребёнок просто пытается спастись от избытка впечатлений.

Если надо в магазин — быстро зайти, купить всё по списку и выйти. Если планируется выход в людное место или к врачу, делайте иногда остановки — пусть ребенок побудет пару минут в тихом дворе или закоулке поликлиники.

  • Гиперактивный «исследователь»

Бывает побег ради самого процесса, когда малышу прям жизненно необходимо куда-то бежать. Особенно часто это происходит в очереди, где такому ребёнку очень скучно. Мой сын убегал как раз по этой причине. До 2 лет я не могла и мечтать о том, чтобы он хоть на секунду остановился — ему постоянно надо было куда-то идти, хоть туда-сюда ходить, главное двигаться и ни в коем случае не стоять!

Меня выручали специальные игрушки «на выход». Я закупила несколько хороших, красивых игрушек из области интересов сына (он обожает транспорт) и давала их ему только когда мы стояли в очереди. Это срабатывало практически всегда — сын отвлекался на них и забывал про потребность бежать. Конечно надолго их не хватало, но на 10-15 минут вполне.

  • Страх

Особого малыша могут пугать обыденные шумные объекты — велосипеды, трамваи, собаки.

Если ребёнок убегает от страха, во-первых, следует выявить страшные для него вещи и стараться, завидев издалека, обходить их на улице. Если обойти не получается, берите ребёнка крепко за руку, за рукав или капюшон.

Во-вторых, нужно заняться уменьшением тревожности по отношению к объекту страха. Например, ребёнок боится велосипедов. Сначала показывайте дома фотографии велосипедов, видео с ними. Потом можно купить игрушечный велосипед и дать с ним поиграть. Затем можно показать настоящий велосипед и дать его потрогать. Это позволит понемногу и без стресса показать малышу, что ничего страшного в велосипедах нет.

Что ещё может помочь в борьбе с побегами?

1. Утяжеление

Одной моей знакомой психолог посоветовал решить проблему бегства ношением на прогулке тяжёлого рюкзака. И это сработало!

Её сын с аутизмом действительно перестал носиться как электровеник и начал ходить спокойнее, медленнее и рядом с ней. Со временем он привык к размеренной манере передвижения и спокойно передвигался уже без рюкзака.

Кроме рюкзаков существуют другие варианты утяжеления: спортивные повязки-утяжелители на ноги, шарфы и жилеты с утяжелением (на прохладную погоду).

2. Выгул на площадке

А вот это хорошо работало у нас. Я планировала любую вылазку так, чтобы у сына был час выбегаться на площадке. А потом мы уже шли по моим делам.

Уставшим от беганья/лазания ребёнком намного проще управлять, так как ему уже не особо хочется куда-либо бежать.

3. Приучение сидеть на месте, стоять и ходить рядом

Можно приучить, используя элементы ABA-терапии.

Начинайте дома. Пусть ребёнок на простую просьбу «Посиди» посидит с вами на диване минуту пока не прозвенит таймер. Высидел — получает поощрение. Дальше увеличивайте до 2 минут, потом до 3 и так далее. Когда малыш начинает достаточно долго сидеть на одном месте, убираем звонки с таймера. А затем сводим поощрение на нет.

Потом с дивана можно перенести обучение на лавочку в парке. Добиваемся таймером и поощрением такой же способности сидеть какое-то время, как дома.

Такой же трюк можно провернуть с ходьбой и стоянием рядом с вами. Сначала отрабатываем навыки с таймером и поощрением дома, потом на улице.

Если совсем ничего не помогает

При сильном отставании бывает так, что ребёнок не поддаётся уловкам и обучению и продолжает убегать. С учётом того, что особые дети начинают говорить очень поздно и часто имеют проблемы с пониманием речи, они не смогут сообщить другим взрослым своё имя и где они живут.

Поэтому ради безопасности стоит:

  1. Снабдить бирками с именем и адресом одежду и вещи ребёнка;
  2. Одеть на малыша GPS-трекер. Сейчас есть разные опции: если ребёнку не нравятся браслеты на руках, можно купить брелки и цеплять их на одежду.

Также помните, что несмотря на то, что бегство несомненно вызывает сильное беспокойство, не стоит ругать ребёнка, так как чрезмерная эмоциональная реакция часто действует парадоксальным образом на особых детей. Вместо того, чтобы испугаться и больше так не делать, такие малыши наоборот могут начать делать что-то специально, чтобы просто посмотреть ваш «концерт». Допустимая реакция — спокойное, немногословное проговаривание «Так делать нельзя — опасно».

Спасибо всем, кто дочитал!

Не забывайте подписываться и ставить лайк — так вы сможете видеть больше материалов по теме от меня и других авторов 🙂

Вам могут быть интересны другие статьи по теме:

Как научить ребёнка указательному жесту (для родителей детей с аутизмом, алалией и другими нарушениями развития)

Как я научила сына отзываться на имя (для родителей алаликов и аутистов)

Навязчивые действия (стимы) у детей с аутизмом и алалией. Стоит ли бороться с этим и как?

Источник