Ребенок 5 лет нужно ли к логопеду

В каком возрасте нужно показать ребёнка логопеду. Как самостоятельно определить необходимость визита, основные поводы обращения к специалисту.

Каждая мама с интересом наблюдает за своими детьми, с нетерпением ждёт первых слов. Но порой они долго не появляются, либо речь наполнена отдельными звуками. Некоторые родители замечают, что дети неправильно выговаривают слова или искажают их, но не знают, когда ребёнку нужен логопед и при каких проблемах.

Часто мамы и папы обращаются к специалисту лишь когда ребёнка оставляют на второй год в школе или вынуждают покинуть сад/школу из-за отставания в развитии, основой которого является речь. Расскажем, когда обращаться к логопеду с ребёнком, чтобы избежать проблем в будущем.

Признаки нормального развития речи

Первая реакция новорождённого малыша — это крик. После он трансформируется в гуление — издавание отдельных звуков. К полугоду младенец уже вовсю лепечет, т. е. произносит подобия слогов. Он уже может с их помощью выражать свои требования и желания.

  • Первый этап активной речи начинается с года. К этому времени малыш начинает произносить отдельные слова, связывать их в простые предложения. Нарастает словарный запас, к полутора годам дети начинают составлять фразы из четырёх слов.
  • В 2−3 года малыш уже активно общается со сверстниками. Его речь далека от идеала, он проглатывает части слов и не выговаривает половины звуков, но способен запоминать простые стихи.
  • В три года появляются свистящие звуки [С], [С’], [З], [З’], [Ц], но они не всегда чисто произносятся — это нормально.
  • В четыре года появляются шипящие звуки [Ж], [Ш], [Ч’], [Щ’], дети легко формулируют свои мысли и ведут со взрослыми полноценные диалоги, которые ограничены лишь их уровнем знаний об окружающем мире.
  • В пять-шесть лет появляются самые сложные звуки — сонорные. К ним относят [Р], [Р’], [Л], [Л’]. Дети всё лучше овладевают речью, уже почти не допускают в ней ошибок. В их словарном запасе около 2 тысяч слов.
  • К семи годам малыш выговаривает все звуки русского языка и произносит их правильно. Активно пересказывает по картинкам, легко меняет интонацию и использует в общении около 3500 слов.

Если ваш малыш развивается по описанному выше сценарию, то логопед нужен ребёнку в 2,5 года. Специалист проведёт диагностику речевого развития, убедится в нормальном развитии малыша, подскажет нюансы текущего состояния речи, на что стоит обратить внимание.

Рекомендуемый возраст для визита к специалисту

Логопед — это специалист, который устраняет дефекты речи. Обращаются к нему по разным причинам. Иногда это не выговаривание звука, в других случаях — длительное молчание малыша. То, с какого возраста нужен логопед ребёнку, зависит от конкретной проблемы.

Основной повод для беспокойства — отсутствие речи. В норме дети начинают говорить с года. Не стоит переживать, если слова появятся чуть позже. Специалисты считают критичным возраст два с половиной года. Если к 2,5 годам малыш не заговорил либо в его речи всего несколько слов, то имеет место задержка речевого развития. Здесь рекомендуется комплексное обследование у специалистов.

Если у вас возникли вопросы по речи малыша до 2 лет, вы сомневаетесь в правильном его развитии, то имеет смысл идти к педиатру. Логопед принимает детей с возраста 2 года.

Мнение эксперта

Буйнова Надежда Валерьевна

Детский логопед, опыт работы более 20 лет

Многие не задумываются над тем, в каком возрасте нужно обращаться к логопеду с ребёнком, считая, что речь разовьётся сама. Что в садике или в школе учителя исправят все проблемы. Потом ребёнка просят покинуть частный детский сад из-за проблем с развитием речи или оставляют на второй год в школе. Есть практика таких случаев и они не единичны.

Логопед проводит логопедическое обследование, напоминающее разностороннее тестирование способностей малыша. Он проверяет есть ли понимание речи, выполняет ли ребёнок простые инструкции, сколько слов в его речи, умеет ли он изменять слова по числам и т. д. Логопед — это коррекционный педагог. Он проводит специальные занятия, которые направлены на вызывание и развитие речи малыша. Этот небыстрый процесс порой требует нескольких лет.

У родителя множество поводов для беспокойства, среди которых отсутствие гуления или лепета, отсутствие у малыша понимания обращённой речи, задержка физического развития. Это может быть симптомом серьёзных нарушений. Поэтому потребуется консультация разных специалистов, а не только логопеда. Перед тем как вести малыша к логопеду, родители могут показать его психиатру, сурдологу (для исключения нарушений слуха), неврологу.

Поводы для обращения к логопеду

Чаще всего родители решают идти к логопеду с ребёнком, если тот не выговаривает несколько звуков. В обывательском языке это называют «шепелявостью» или «картавостью». Дети могут заменять звуки, искажать или вовсе не произносить. В ходе обследования логопед проверяет не только умение правильно произносить звуки речи, но и другие стороны речевого развития:

  • Грамматику;
  • Лексику;
  • Умение выделять звуки и различать их.

Обязательно изучается артикуляционный аппарат малыша (губы, зубы, нёбо, язык, уздечка и т. д.). Так как некоторые анатомические особенности могут мешать правильному формированию речи. В таком случае показана консультация ортодонта или хирурга.

Настораживать должны перестановки слогов или их проглатывание в 2,5 года. Например, ребёнок говорит: «ееко» вместо «сердечко», «фрукты-укы, собака – ахака, зебра – хеха» или «мака куша кофета» вместо «Маша кушает конфету».

Читайте также:  Почему повышены лейкоциты у ребенка 5 лет

Если помимо звуков, у обследуемого нарушены другие компоненты, то ему ставится заключение «общее недоразвитие речи». В таком случае придётся заниматься с логопедом два раза в неделю. Нельзя точно сказать, сколько потребуется времени для коррекции. Обычно на неё уходит от года до трёх лет.

Нарушения звукопроизношения включают в себя только проблемы со звуками. Дети могут искажать их, пропускать или заменять. Например, вместо [К] говорить [Т], вместо [Ш] говорить [С]. Часто наблюдаются искажения. Например, свистящие произносятся таким образом, что кончик языка находится между зубами.

Очень часто неправильное произношение возникает из-за путания звуков (несформированности фонематического слуха). Таким детям тяжело даются задания на выделение звука, определение его места в слове, на различение звуков.

Некоторые родители внимательно наблюдают за развитием дочери или сына, но они не знают, с какого возраста логопед может обследовать детей и взять их в работу. Ведь выявить проблему специалист может и в 2 года. Опытные логопеды владеют методиками помощи для детей всех возрастов от 2 лет.

В случае задержки речевого развития своевременная поддержка поможет быстрее справиться с проблемой. Чем дольше тянуть, тем больше времени и денег занимает решение проблемы.

Нужен ли логопед ребёнку в 5 лет? Он может понадобиться из-за неправильного произношения звуков [Л, Р]. При искажении звука [Л] он произносит его губами, а при проблемах с [Р], «рычит» горлом, что даёт дефектное звучание. Поставить эти звуки не займёт много времени и избаавит малыша от дефектов речи.

Ещё одно возможное нарушение речи — это заикание. Дети начинают растягивать звуки или «спотыкаться» на звуках, слогах. Появление таких симптомов требует незамедлительной консультации специалистов (логопеда, невролога) для различения сложного речевого нарушения от физиологических запинок вследствие формирования речи.

Зачастую помощь логопеда требуется в школьном возрасте. У детей данной возрастной группы возникают проблемы с чтением, письмом и арифметикой. Ученики путают буквы, пропускают их, слитно пишут слова в предложении, неправильно прочитывают слоги, слова и прочее. Всё это необходимо своевременно исправлять, так как в дальнейшем такие проблемы серьёзно осложняют жизнь ребёнка, вплоть до оставления на второй год.

Как видите, в идеальном случае, логопед не является обязательным специалистом в жизни детей. Но это немногочисленные случаи. Не зря же в детских садах и начальной школе есть такие специалисты. В случае с логопедом работает такое правило: чем раньше обратиться, тем проще и дешевле будет решение имеющейся проблемы.

Источник

Очень часто, когда родителям кажется, что маленький ребенок говорит как-то не так, говорит мало, говорит хуже, чем сверстники, не говорит — а вроде пора уже — обязательно находится «знающий» доброжелатель, который скажет — Логопеды раньше пяти лет не берут!

Ну здрасьте, как говорится, приехали. Рождается ребенок с тяжёлой родовой травмой. Даже глотать не умеет сам, находясь на зондовом питании. И как вы думаете, кто приходит ему на помощь? Представьте себе, логопед. Правда таких специалистов даже по всему миру не так уж много. Не знаю, есть ли в нашей стране. Кстати, вот незанятая отличная ниша для будущих специалистов — подумайте в эту сторону. К сожалению, детей с тяжелыми родовыми травмами меньше не становится.

Маленькая ремарка для любителей прореживания «овощей» — лично знаю несколько случаев, когда и глотать потом учились, и ходить, и говорить, и вообще в жизни всячески преуспевали.

Едем дальше. Детей с прогнозируемой речевой патологией логопед может брать на занятия уже с полугода. Как правило это дети с ДЦП и синдромом Дауна. У всех детей с данными состояниями есть проблемы с мышечным тонусом и ощущениями в органах артикуляции. И специальные меры вроде массажа и использования различных аппаратных методов дают хорошие результаты. Таких специалистов немного тоже. Но уже чуть больше, чем спецов из первой категории.

Дальше. Зачем логопед годовалым, двухлетним, они же все равно не говорят и это нормально?! Ну, во-первых, см. выше. С детьми вышеописанных категорий и в полгода не рано. Давайте разберемся с остальными.

Допустим, возьмём двухлетку. Говорит несколько нормальных слов, говорит «на своем языке». Самая частая характеристика от мам. Норма ли это? И нет, и да. В норме ребенок в два года уже говорит простую фразу — вроде мама, дай. Это важный диагностический критерий. Но масса и тех, кто не говорит, а потом бац — и через три месяца в состоянии поддержать осмысленный диалог. Много и тех, кто и ближе к трем все на своем языке, а в пять как ни в чем не бывало… Но все же неговорящего трехлетку логопеды уже рассматривают как группу риска, и хорошего такого риска.

Но как же понять про описанного нами двухлетку — конкретно он со «своим языком» — норма или нет? Подождать, разговорится? Или срочно заниматься? Давайте разбираться.

Нарушений речи довольно много, и обо всех я рассказала на своем канале. Но в два-три года мы можем грубо отдифференцировать то, что видим, на 4 группы. Ну, лично я так делю. Мне для диагностики и плана коррекции удобно.

Первая группа — норма. Норму видно. И будущую норму видно. Пусть даже эта норма пока в два года свою первую фразу не сказала. Умные глазки, живая мимика, полное понимание речи, хороший контакт с родителем, развернутая предметная деятельность с зачатками простой игры, нет проблем с жеванием и глотанием, нет слюнотечения, активный и богатый «свой язык», жестикуляция в помощь. Это про двухлетних. С трехлеток спрос построже, тут одних умных глазок маловато будет.

Читайте также:  Кушетка для ребенка 5 лет

Вторая группа — совсем не норма. Ее тоже хорошо видно. ДЦП, РАС, нарушения слуха и интеллекта. Про признаки не буду рассказывать, они разные. Но специалист эти состояния не пропустит, даже если родитель не заметил. И вот если он не заметил, а доброжелатель сказал — ждите до пяти, вот тогда трагедия. До пяти вряд ли, обеспокоятся раньше. Но для детей этой категории вполне справедливо бывает утверждение «После трёх уже поздно». Бывает поздно, да.

Теперь самое интересное. Третья группа — дизартрический компонент. Нарушения речи как проявление неврологического неблагополучия. Родовая травма, вредности в беременность и тп факторы. Такие дети хуже чувствуют свои органы артикуляции, хуже ими владеют. Если дизартрия — не следствие ДЦП, это значит, что степень ее — относительно лёгкая. Такие дети скорее всего заговорят сами, без помощи логопеда. Но чаще всего сделают это позже, потому что им трудно. И чаще всего будет серьезные проблемы со звукопроизношением. Благоприятная прогностически группа, но тоже — хорошо бы обнаружить пораньше. Пораньше массажик, пораньше гимнастика. Пораньше заговорит, быстрее звуки поправим, к школе вытянем. До пяти будем ждать — не успеем.

И совсем интересное — ЗРР, моторная алалия, апраксия. Почему совсем интересное — потому что до трёх лет эти три состояния можно заподозрить, но нельзя быть в них уверенным. До трёх лет молчал, потом резко заговорил и к пяти все в норме — была ЗРР. Задержка речевого развития. Что-то задержало, не знаем, что. Потом это что-то потеряло свое влияние и процесс пошел. Ну, ура.

До трёх лет молчал и молчит дальше, свой язык. Часто моторную алалию ставят, и после трёх — вполне правомерно. Потому что моторная алалия — нарушение речи как системы. Соответственно мы можем поставить этот диагноз, когда предполагаем, что в норме система уже была бы, а ее нет. Речь как систему мы начинаем видеть у ребенка после трёх лет — соответственно если системы нет, диагноз моторная алалия оправдан.

Но есть двухлетки, которых тоже видно. Вот вроде бы и норма тоже так говорит. Так, да не так. Менее богатый лепет. Один и тот же предмет каждый раз называет по-разному. Не может повторить звук за взрослым, хотя сам, непроизвольно — вроде говорит… Простое слово сказал, мама обрадовалась, сам обрадовался — а потом повторить не может, злится, огорчается. А ведь по отдельности и к, и с говорит, а вот киса — не складывается… Симптоматика апраксии. Когда страдает произвольная организация движений. И вот ее-то, а отличие от моторной алалии, мы можем заподозрить у ребенка уже в два. И тоже — принять меры как можно раньше. И апраксия, и алалия тоже ждать не любят.

Вот, видите сколько всего. Ответила я на вопрос — почему до пяти ждать не надо?

Источник

Лика Я.

27 ноября 2019  · 17,0 K

Если ребенок не выговаривает звуки в 5 лет. Нужно ли обращаться к логопеду в этом возрасте? Или до школы выправится само по себе?

Если к пяти годам у ребенка не «встали» все звуки, то необходимо немедленно обращаться к специалистам. Ни каким чудесным образом к школе нарушения сами не исправятся. Нарушенное звукопроизношение скорее не единственная проблема в речевом развитии Вашего ребенка, просто она на поверхности и очевидна.

В последние годы значительная часть детей 5-6 лет имея нормальный слух и интеллект начиная обучение в начальной школе испытывает трудности при освоении учебной программы. Особенно это становится заметно, когда ребенок начинает обучаться грамоте. Так что же мешает нормально осваивать азы чтения и письма?

На первый план выходят недостатки в процессе развития звуко-буквенного анализа и синтеза в дошкольном возрасте. Звуковой анализ слова это умение различать звуки, из которых оно состоит, и соотносить их с нужными буквами. Поэтому ребенок должен не только правильно произносить все звуки, но и уметь их различать на слух! Получается, обучение грамоте, вопреки всеобщему мнению, должно начинается не с обучения чтению, а именно с работы над звуками. И не в школе, а в дошкольном детстве.

Следовательно, если ваш ребенок неправильно произносит тот или иной звук, заменяет его в речи схожим звуком к 5 годам, это является серьезным сигналом о недостаточной готовности к освоению звуко-буквенного анализа. Ему будет трудно даваться обучение чтению и письму. Как этого избежать? Заниматься вовремя исправлением звукопроизношения, посетить логопеда для консультации. Главное не терять время!

До 5-ти лет формируется речь, если после все еще есть звуки, которые ребенок не выговаривает, то да, нужно обращаться к специалисту. Это я и читала статьи по этой теме, и уже, можно сказать. есть опыт.

Мы ходили даже с 6-ти лет. Нам врач сказала, что желательно было раньше начать, но, в целом, не проблема… Читать дальше

Читайте также:  Ребенок 5 лет стукает маму

Посеешь привычку — пожмешь характер. Посеешь характер — пожмешь судьбу.

Многие родители очень мало разговаривают с детьми. Когда ребёнок, что то просит они его поняли и дали, а как он это произнес не ставят во внимание. Хорошая мотивация для ребёнка, когда вы переспрашивайте, до того времени пока он скажет более внятно. Не мучить конечно, в игровой форме и т.д. И разгоривайте с ним почаще на любые темы. Выучите песни со… Читать далее

Само по себе это никуда не выправится.
В норме к 5 года у ребенка должно сформироваться правильное произношение всех звуков (с, ш, л, р).
Если этого не произошло, то это повод обратиться к неврологу, к логопеду, возможно и к психологу, чтобы понять причину такой задержки.
Если звуки «сами по себе» не встали к 5 годами, то каким чудесным образом… Читать далее

Что делать, если ребенок не начал разговаривать в 3 года?

По мере овладения языком у ребенка могут выявится нарушения речевого развития. Почти все отклонения ( кроме дефектов произношения звуков) дают знать о себе уже в раннем возрасте (до трех лет). Причем желательно заметить признаки этих нарушения как можно раньше. Один из первых признаков нарушения речевого развития отсутствие гуления и лепета или слишком позднее их появление.

Столь же важен признак — отсутствие реакции на речь окружающих, даже если у ребенка есть гуление и лепет (проверьте физический слух, он может быть снижен). Если к полутора годам ребенок не произносит никаких слов — это свидетельствует о задержке у него речевого развития. О том же говорит и отсутствие у него после двух лет фразы, даже если ребенок произносит некоторые слова.

Возраст трех лет считается критичным. Если к этому времени ребенок не овладеет фразовой речью, можно говорить о существенном нарушении его речевого развития, а именно об общем недоразвитии. В этом случае необходима консультация логопеда (особенно если ребенок совсем не говорит), так как есть вероятность, что речь у него и дальше развиваться не будет, либо будет, но с большим опозданием.

Конечно же решение о том нужно ли ребенку вмешательство в ход его естественного развития в том числе и речевого принимать родителям. Но я, как специалист убеждена, что в случае возможного развития патологии лучше начинать коррекцию раньше и не терять драгоценное время.

Прочитать ещё 2 ответа

Моей дочке 3 года и 2 месяца, не разговаривает, только 5-6 слогов, обращались к неврологам… Что делать?

Доброго времени суток!

Если произносит слоги, уже хорошо. Если врачи не зафиксировали физионеврологических проблем, придёт время, заговорит.)Вам меньше беспокоиться. Больше с ребёнком играть, наши потешки помните? «Сорока-ворона, кашку варила» например. Книжки с озвучиванием сказок. Необходимо стимулировать ребёнка к произношению слов. Просите повторять за Вами. Уделяйте время на игры с пластилином, песком, камушками(развитие мелкой моторики).

У меня была схожая ситуация. Много работала, ребёнок был с бабушкой. Один раз у нас произошла следующая ситуация.. Сын (чуть больше 3х лет)подходит ко мне, показывает ручкой на шкаф и мычит. Я поняла, что он просит игрушку(все мамы интуитивно чувствуют, что ребёнок хочет). Я его прошу сказать, начинает нервничать. Спрашиваю его «Дать?», кивает головой. Прошу повторить слово «Дай», пытается сказать. А тут бабушка проходит мимо и просто ему даёт то, на что он указал. Вот и всё, к чему это я…Ведь научиться говорить не так просто. Необходимо трудиться, а мы, любящие близкие убираем эти небольшие препятствия, которые ребёнку необходимо преодолеть. Конечно, нам проще сделать все за ребёнка, это экономит время. Но тем самым ребёнок привыкает лениться. Мышцы артикуляционного аппарата необходимо в игровой форме тренировать. Посмотрите в интернете артикуляционную гимнастику. Если ребёнок ходит в садик, другие детки так-же будут стимулировать к разговору. Еще, очень хорошо стимулируют песни, пойте вместе с ребёнком).

Хочу вновь повториться(отвечала где-то по вопросу «Что должен уметь ребёнок?»), развитие у каждого ребёнка индивидуальное. Даже со сложными диагнозами детки развиваются, немного медленней чем сверстники. Но все же. Главне здесь что: любовь, спокойствие, забота и труд родителей.

Прочитать ещё 3 ответа

Как должен говорить ребенок в 2 года?

Фотограф-практик и теоретик, мам-маааам-мама, книгоман и много кто ещё по…

Ребенок в 2 года — может говорить предложениями очень четко, а может вообще не говорить. Если маму кроме речи ничего не беспокоит — то и беспокоиться не стоит. Если есть беспокойство и по дугим вопросам развития — стоит сделать акцент на своих беспокойствах при посещении педиатра и попроситься на прием к неврологу.

Чтобы ребенок начал говорить — больше проговаривайте с ним все свои и его действия — вот ножка, ножка будет надевать носочек. Где глазки? Показывайте глазки. Говорите обо всем — пусть со стороны это будет казаться глупо — но это важно. «Мама моет посуду. Ой, тряпочка упала, давай поднимем. Вася поможет маме. Давай поднимем тряпочку» — ну, и все в том же духе.

Если вы молчите. разговариваете редко — то и ребенок, как правило, молчун и это вполне нормально))

Прочитать ещё 7 ответов

Источник