Ребенок 5 лет ничего не запоминает

Ребенок 5 лет ничего не запоминает thumbnail

Нина Герасимова
Консультация для родителей «Если ребёнок плохо запоминает»

Часто родители говорят о том, что у ребенка плохая память.Спрашивают: «Что делать, если ребенок плохо запоминает».

Прежде чем говорить о причинах плохого запоминания,необходимо выяснить: «Что такое память, и какие виды памяти бывают?»

Впечатления, получаемые человеком об окружающем мире, оставляют определенный след, сохраняются, закрепляются, а при необходимости воспроизводятся или забываются. Эти процессы называются памятью.

Существуют различные классификации видов памяти.

В зависимости от характера участия воли в процессе запоминания различают произвольную и непроизвольную память. Произвольное запоминание требует волевых усилий и постановки цели на запоминание. Непроизвольное запоминание происходит автоматически, без особых усилий со стороны человека.

По способу запоминания различают механическую и смысловую память.

Механическая память – заучивание в результате многократных повторений.

Смысловая память – запоминание с помощью различных приемов осмысления материала.

Существует классификация видов памяти по преобладающему в процессе запоминания анализатору.

Зрительная память – связана с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая память – запоминаниеи воспроизведение различных звуков: музыкальных, речевых, шумовых. Речевая память одна из разновидностей слуховой памяти.

Осязательная (тактильная, обонятельная и вкусовая – запоминание материала с помощью соответствующего анализатора.

По времени сохранения материала существует генетическая (природная) память, мгновенная, кратковременная, долговременная и оперативная.

При оценке интеллектуальной готовности ребенка к школе одним из важных критериев является его память. Ведь это предпосылка к успешному и разностороннему познанию мира, усвоению новой информации. Ведущие педагоги и психологи говорят о том, что улучшить память простыми тренировками, т. е. многократным повторением, механическим заучиванием невозможно. Практика показывает, что родители, как правило, знают только один прием запоминания – «зубрежка» то есть механическое запоминание. Запоминать ребенка можно научить, важно понять причины плохой памяти. Причин может быть много.

1. Ребенок не собранный, рассеянный, не умеет доводить начатое дело до конца. Таим детям необходимо подавать информацию на запоминание в начале или в конце занятия, используя «эффект края».

2. Скучно на занятиях.

Желательно чтобы информация вызывала положительные эмоции, в этом случае человек способен запомнить в 2 раза больше. Материал, который вызывает эмоции, запоминается в два раза быстрее, прочнее, охотнее.

3. Высокая утомляемость, лень.

Есть смысл после подачи материала на запоминание организовать смену деятельности. Прочнее запоминаются незаконченные действия.

4. Отношения в коллективе.

Ребенок очень застенчивый, неуверенный в себе, боится, что другие будут смеяться над ним.

5. Ребенок может притворяться, что ничего не помнит, не понимая, зачем все это нужно помнить.

Таким детям необходима мотивация. Взрослому необходимо сообщить, что материал пригодится в будущем.

«Выучим стихотворение и подарим его бабушке на день рождения».

«Стихотворение для Деда Мороза»

6. Ребенок может делать родителям назло.

Причина такого поведения низкая самооценка.

7. Негативная оценка деятельности ребенка взрослым тоже может являться причиной плохого запоминания.

Проанализируйте,не присутствуют ли в вашей речи такие или похожие выражения: «Плохо сделал, не красиво», «Сделал неаккуратно». Особенно опасны такие высказывания в присутствии других детей. Помните, что нельзя сравнивать своего ребенка с другими детьми.

— Маша из твоей группы столько стихов уже знает, а ты ни одного не можешь запомнить!

Для того чтобы побуждать ребенка к действию необходимо сравнивать его достижения на сегодняшний день с теми результатами, которые были ранее.

— Вчера ты запомнил только две строчки стихотворения, а сегодня выучил уже целых четыре!

8. При заучивании стихов и песен часто детям непонятен смысл, как отдельных слов,

так и в целом всего текста.

После прочтения стихотворения для заучивания, уточните у ребенка, какие слова ему непонятны. Объясните смысл непонятных слов достаточно доступно.

Некоторые взрослые могут даже не предполагать, что ребенку непонятно,что означает слово: спросонок, сморил сон, макушка, сосновый, пойдем пешком, во весь опор, миска, скворечник, крыльцо и т. д.

Если все эти причины исключены, а ребенок все равно не запоминает, можно сделать упор на непроизвольное запоминание.

Для быстрого запоминания букв и цифр – развесьте их в комнате, предложите оживить буквы и цифры, нарисовав им части тела, лица, одежду.

Можно к запоминанию подключить различные анализаторы, т. е. задействовать вкусовую, обонятельную, тактильную память. Цифры и буквы можно рисовать, писать, вырезать из бумаги, лепить из теста и пластилина, выкладывать шнурком, нитками, крупой и т. д.

Можно воспользоваться приемом «кодирование цифр в образы», поиграть с ребенком в игру «На что похожа цифра».

Упражнять в количественном и порядковом счете можно в любой деятельности, не обязательно сидя за столом. Во время одевания посчитать пуговицы на одежде, сравнить у кого больше? Сколько формочек в песочнице, а сколько совочков, чего больше, чего меньше и т. д.

Если дошкольник не может на слух запомнить стихотворение, можно подключить другие виды памяти и чем больше, тем лучше. Предложить рассмотреть картинки. Можно предложить ребенку самостоятельно нарисовать сюжет этого стихотворения. Еще лучше, если на каждую фразу или слово, ребенок придумает знаки-символы (пиктограммы). Затем опираясь на пиктограммы, будет вспоминать стихотворение. Можно использовать двигательную память. Попробовать рассказать стихи с помощью рук или движений тела.

Читайте также:  Игрушка в дорогу ребенку 5 лет

Попробуйте, уважаемые взрослые, рассказать вот такое стихотворение с помощью рук.

Пять воробьев на заборе сидели,

Один улетел, а другие запели.

И пели, пока не сморила усталость,

Один улетел, а четыре осталось.

А теперь попробуйте нарисовать это стихотворение с помощью символов. Приступая к заучиванию этого стихотворения с ребенком, подумайте, какое слово может быть ему не понятно. Скорее всего, непонятным будет слово «сморила». Объясните это слово.

При заучивании текстов песен и стихов можно использовать игровые приемы. Например «Я начну – ты продолжай», «Эхо», «Тихо – громко», «Придумай рифму».

Для более простого и быстрого запоминания научите ребенка пользоваться некоторыми приемами. Включите в работу опосредованную память.Сначала можно использовать известные приемы: классификация и обобщение, рифмование, достраивание материала, ассоциации, кодирование цифр в образы, запоминание с помощью рисунков – символов.

Ребенок, увлекшись игрой, способен в дальнейшем сам «изобретать» для себя свои приемы запоминания.

Что представляют собой названные приемы запоминания.

Классификация и обобщение

Весь материал можно разделить на части классы, т. е. классифицировать информацию. Например,все предложенные картинки разделить на группы с выделением главного существенного признака: животные, птицы, насекомые. В этом случае нагрузка на память уменьшается ровно во столько раз, на сколько частей был разделен материал.

Запоминание с опорой на рисунки символы (мнемический план)

Любая информация содержит нечто, что может стать опорой для запоминания. Картинки или рисунки – пиктограммы, выполненные детьми к содержанию запоминаемого материала – это и есть мнемический план.

Достраивание материала

Разрозненную информацию легче запоминать, объединив ее, придумывая какие-либо связки посредники, добавляя что-то от себя.

Ассоциации

Психика человека так устроена, что любая новая информация, помимо нашей воли, цепляет, как-то затрагивает уже известную. Эти процессы присущи всем людям. Какие ассоциации вызывает у вас, например слово «молоко»? Как правило, многие люди говорят – корова, или сон – кровать и т. д.

Кодирование цифр в образы

Представление информации в виде образов. Например, представление цифр в различных образах. «На что похожа цифра 8?

— На очки, на 2 бублика, на 2 колеса и т. д.

Таким образом, использование множества наглядных материалов, игровая форма занятий, эмоциональное включение детей в деятельность, использование различных приемов запоминания, подключение к запоминанию различных анализаторов приводит к улучшению показателей продуктивности памяти.

Источник

Рву и мечу

1

Рву и мечу

06 сентября 2016 в 11:23

 

Учите стихи, песенки, считалрчки и т.п. Пусть пытается пересказать сказку.

нам так и не удалось выучить ни одного стишка до школы. Ни в какую.
Пошла в школу, все на ура. Память фотографическая. Запоминает с первого прочитывания.

Рву и мечу

3

Рву и мечу

06 сентября 2016 в 11:24

 

Мне кажется, больше ленится. Иначе, как ребенок составляет слова в предложения (если бы действительно у него была такая плохая память)

4

Boks

06 сентября 2016 в 11:25

 

Память тренируется регулярным запоминанием. Учите стихи, которые легко рифмуются, с простыми словами. Читайте короткий текст и просите пересказать.
Просите выполнить задание из нескольких действий: зайди в комнату, возьми то-то и принеси мне.
Буквы, цифры знает?
Если все это вызывает сложности, покажите ребенка психологу, неврологу

Дикая Роза

(автор)

5

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:26

Ответ для Рву и мечу

Цитата:

Мне кажется, больше ленится. Иначе, как ребенок составляет слова в предложения (если бы действительно у него была такая плохая память)

Может и ленится
забыла сказать — у ребенка лого проблемы + гиперактивность

Дикая Роза

(автор)

6

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:28

Ответ для Boks

Цитата:

Память тренируется регулярным запоминанием. Учите стихи, которые легко рифмуются, с простыми словами. Читайте короткий текст и просите пересказать. Просите выполнить задание из нескольких действий: зайди в комнату, возьми то-то и принеси мне.Буквы, цифры знает?Если все это вызывает сложности, покажите ребенка психологу, неврологу

буквы знает
цифры до 10
несколько действий НЕ выполнит — забудет
у невролога мы на контроле, посещаем логопеда, у психолога — раз-две консультации

Рву и мечу

7

Рву и мечу

06 сентября 2016 в 11:29

 

Ответ для Дикая Роза

Цитата:

Может и ленитсязабыла сказать — у ребенка лого проблемы + гиперактивность

А Вы занимаетесь с логопедом?
Просто, когда мы занимались, то логопед как-то все прорабатывал:и звуки, и память, и логику, и абстрактное мышление, и последовательность действий и много чего еще.Я даже удивилась, что логопед так работает, лума, просто звуки ставит.

Читайте также:  Ребенку от поноса 5 лет лоперамид

Техпаспорт на медузу

8

Техпаспорт на медузу

06 сентября 2016 в 11:30

А у него была необходимость запоминать? Я помню в детстве отец гулял со мной по городу и просил найти дорогу к определенному месту — самой, даже не помню со скольки лет — наверно с 2-3. Это настолько помогло в жизни — и даже первые места погороду брала по ориентированию потом, так зрительная память развивается и сообразительность по месту. Свою точно так же учила — с 2 лет — пошли на стадион, ты ведешь, идем в кинотеатр — ты ведущий. В 4.5 года первый раз отвезла ее во Львов, так я просто поразилась, что в старом городе она точно помнила где карамельная мастерская, а где ее любимая бусярня (она так называет магазинчик с бусами Монпасье) а ведь в старом Львове и взрослому туристу трудно понять где что найти.

9

dub923

06 сентября 2016 в 11:30

К невропаталогу срочно и делайте сразу ЭГГ — это возможно заболевание. Пить лецитин, Омегу.

10

Boks

06 сентября 2016 в 11:35

 

Ответ для Дикая Роза

Цитата:

буквы знаетцифры до 10несколько действий НЕ выполнит — забудету невролога мы на контроле, посещаем логопеда, у психолога — раз-две консультации

У гиперактивных детей рассеянное внимание. Начинайте с простого и двигайтесь к сложным заданиям.
Главное, верьте в своего ребенка, что он справится. Хвалите.
П.С. моя в 5 лет попросилась со мной лепить пельмени. Первая мысль — о, нет…не надо. В голове картина — все поверхности, пол в муке и фарше. Но вслух сказала, да, конечно!
В итоге все было отлично, пельмени дочери ни чем не отличались от моих.

Дикая Роза

(автор)

11

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:36

Ответ для Рву и мечу

Цитата:

А Вы занимаетесь с логопедом?Просто, когда мы занимались, то логопед как-то все прорабатывал:и звуки, и память, и логику, и абстрактное мышление, и последовательность действий и много чего еще.Я даже удивилась, что логопед так работает, лума, просто звуки ставит.

да, у нас лого сад + занятия с огопедом

Дикая Роза

(автор)

12

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:38

Ответ для Техпаспорт на медузу

Цитата:

А у него была необходимость запоминать? Я помню в детстве отец гулял со мной по городу и просил найти дорогу к определенному месту — самой, даже не помню со скольки лет — наверно с 2-3. Это настолько помогло в жизни — и даже первые места погороду брала по ориентированию потом, так зрительная память развивается и сообразительность по месту. Свою точно так же учила — с 2 лет — пошли на стадион, ты ведешь, идем в кинотеатр — ты ведущий. В 4.5 года первый раз отвезла ее во Львов, так я просто поразилась, что в старом городе она точно помнила где карамельная мастерская, а где ее любимая бусярня (она так называет магазинчик с бусами Монпасье) а ведь в старом Львове и взрослому туристу трудно понять где что найти.

кстати, потребностей нет — спасибо за идею!
п.с. во Львове ж все-все просто :))))))))))))))))

Дикая Роза

(автор)

13

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:38

Ответ для dub923

Цитата:

К невропаталогу срочно и делайте сразу ЭГГ — это возможно заболевание. Пить лецитин, Омегу.

какое заболевание?
у невролога на учете стоим, пойдем вот с сентября
ЭГГ делаем дважды в год

14

dub923

06 сентября 2016 в 11:39

Ответ для Дикая Роза

Цитата:

какое заболевание?у невролога на учете стоим, пойдем вот с сентябряЭГГ делаем дважды в год

И что невролого говорит что все нормально? меняйте тогда

Дикая Роза

(автор)

15

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:40

Ответ для dub923

Цитата:

И что невролого говорит что все нормально? меняйте тогда

проблемы с памятью я обнаружила буквально на днях — до этого разгребали другие вопросы и не парились с памятью
на невролога ИМХО нареканий нет — это специалист из Богатырской, центра

Дикая Роза

(автор)

16

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:40

Ответ для dub923

Цитата:

И что невролого говорит что все нормально? меняйте тогда

о каком заболевании говорите? скажите плиз -почитаю

Мао_Мяо

17

Мао_Мяо

06 сентября 2016 в 11:41

Ответ для Техпаспорт на медузу

Цитата:

А у него была необходимость запоминать? Я помню в детстве отец гулял со мной по городу и просил найти дорогу к определенному месту — самой, даже не помню со скольки лет — наверно с 2-3. Это настолько помогло в жизни — и даже первые места погороду брала по ориентированию потом, так зрительная память развивается и сообразительность по месту. Свою точно так же учила — с 2 лет — пошли на стадион, ты ведешь, идем в кинотеатр — ты ведущий. В 4.5 года первый раз отвезла ее во Львов, так я просто поразилась, что в старом городе она точно помнила где карамельная мастерская, а где ее любимая бусярня (она так называет магазинчик с бусами Монпасье) а ведь в старом Львове и взрослому туристу трудно понять где что найти.

Читайте также:  Советы как заниматься с ребенком 5 лет

Дикая Роза

(автор)

18

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:45

Кстати, а если выложить пару предметов, а после забрать 1 или поменять местами — покажет что изменилось
тоетсть визуальная память есть

20

dub923

06 сентября 2016 в 11:48

Ответ для Дикая Роза

Цитата:

о каком заболевании говорите? скажите плиз -почитаю

Здесь может быть много заболеваний и нарушение мозговой деяткельности и нехватка витаминов и кислот. тут уже только невролог может сказать что именно. У нас, например, была в 4 года плохая речь, а невролог после ЭГГ выписала таблетки (пантокальцин и еще что-то не помню) и мы сразу стали выговаривать нормально буквы и памят до сих пор отличная ( выезжает теперь на ней в школе), но пили долго

Дикая Роза

(автор)

21

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 11:52

Ответ для dub923

Цитата:

Здесь может быть много заболеваний и нарушение мозговой деяткельности и нехватка витаминов и кислот. тут уже только невролог может сказать что именно. У нас, например, была в 4 года плохая речь, а невролог после ЭГГ выписала таблетки (пантокальцин и еще что-то не помню) и мы сразу стали выговаривать нормально буквы и памят до сих пор отличная ( выезжает теперь на ней в школе), но пили долго

ясно, спасибо

Техпаспорт на медузу

22

Техпаспорт на медузу

06 сентября 2016 в 12:03

О точно — я помню что цинк для улучшения памяти — поспрашивайте в аптеках

Кастрюлька

23

Кастрюлька

06 сентября 2016 в 12:31

у нас сосед до 5 лет почти не говорил,теперь подросток и рот не закрывается,ничего не делали и не лечили
мой кстати пошёл в школу, тоже в одно ухо влетело в другое вылетело, но то что ему нужно- помнит даже очень хорошо, даже бывает я уже забыла-а он мне напоминает

Да_Я_ТакаЯ_

24

Да_Я_ТакаЯ_

06 сентября 2016 в 12:35

 

Ответ для Дикая Роза

Цитата:

Кстати, а если выложить пару предметов, а после забрать 1 или поменять местами — покажет что изменилосьтоетсть визуальная память есть

Автор. Все это фигня на постном масле, пантокальцин, ээг… У нас такая же проблема, ребенок онр 2, занимаемся с 3,11, сейчас 4,8- конечно стало лучше, но стихи вообще не запоминает, сказки правда повторяет, предложения целиком как и у Вас не запоминает, пять раз можно повторить что листья желтые осенью — и повтор не получить. Основное- занятия с логопедом + дома. Таблетки — туфта, пили и пантокальцин и ноофен, результаты есть, но без занятий это ноль. Как Вам логосад? Вы от него видите результат?

25

Арина85

06 сентября 2016 в 13:03

Ответ для Дикая Роза

Цитата:

Может и ленитсязабыла сказать — у ребенка лого проблемы + гиперактивность

решайте основные проблемы — и запоминание решиться, это звенья одной цепи

Дикая Роза

(автор)

26

Дикая Роза

(автор)

06 сентября 2016 в 13:40

Ответ для Да_Я_ТакаЯ_

Цитата:

Автор. Все это фигня на постном масле, пантокальцин, ээг… У нас такая же проблема, ребенок онр 2, занимаемся с 3,11, сейчас 4,8- конечно стало лучше, но стихи вообще не запоминает, сказки правда повторяет, предложения целиком как и у Вас не запоминает, пять раз можно повторить что листья желтые осенью — и повтор не получить. Основное- занятия с логопедом + дома. Таблетки — туфта, пили и пантокальцин и ноофен, результаты есть, но без занятий это ноль. Как Вам логосад? Вы от него видите результат?

мне лого сад нравится тем, что там системный подход и минимум детей
но занятия индивидуальные должны быть — однозначно

Автопортрет нурофена

27

Автопортрет нурофена

06 сентября 2016 в 13:58

автор попробуйте ребенку показать разные комбинации пальцев,пусть повторит,я была у психолога по причине развода и тестировала сына,нам почти 6,очень активный.неусидчивый,так вот эти действия он не мог повторить,я была в шоке,нам назначил сенсомоторную коррекцию,почитайте в интернете,можно дома заниматься чтобы развить память,внимание

Источник