Ребенок 5 лет не знает алфавит

Ребенок 5 лет не знает алфавит thumbnail

Знание алфавита – это основа чтения. Ребенку уже 5 лет, через 1-2 года он пойдет в первый класс, где уже должен будет если не читать тексты, то хотя бы уметь сливать слоги. Для того, чтобы успешно освоить эту науку, с ребенком необходимо учить алфавит.

Безусловно, многие родители могут сказать, что как научить ребенка алфавиту в 5 лет они знают и без наших советов и рекомендаций. И с этим никто не спорит. У каждой мамы уже давно сформировался собственный подход к своему чаду, и она лучше других знает, как обучать своего ребенка. Но тут есть одно «но».

Мы не учим мам и пап, как им учить своих детей, мы приводим советы специалистов, которые помогут облегчить процесс обучения, сделать его более простым и эффективным. А какой метод использовать – это уже решение родителей.

Зачем учить ребенка алфавиту

Первые знания об алфавите и буквах человек получает в раннем детстве. Как правило, по итогам первого класса необходимо уметь читать, писать, а это невозможно без знаний букв.

В современном мире дети быстро развиваются, в век информации они раньше осваивают алфавит, приобретают знания о правилах русского и даже английского языка. Алфавит определяют, как совокупность определенных букв и знаков письма.

Перед юными учениками встает вопрос: «Зачем знать алфавит?». Конечно, уметь говорить можно и без знаний алфавита, доказательством этому являются маленькие дети, ведь они совершенно не знают букв, их системы расположения в алфавите, но тем не менее, умеют выражать свои мысли.

Зачем учить ребенка алфавиту

Кроме говорения социализированному человеку необходимо уметь читать и писать. Для того, чтобы понять текст, написать письмо необходимо знать письменное обозначение звука. Для изучения любого языка необходимо освоить алфавит.

В 5 лет ребенку необходимо знать все буквы алфавита, это необходимо для того, чтобы он успешно осваивал чтение. Поинтересуйтесь, какие требования к будущим первоклассникам выдвигает та школа, которую вы выбрали для дальнейшего обучения ребенка.

В одних школах будет достаточно, если малыш научится сливать прямые и обратные слоги, в других необходимо чтение от 15 слов в минуту и более. Чем раньше вы начнете изучать алфавит, тем быстрее и легче ребенок получит необходимые знания.

Алфавит является основой интеллектуального развития человека, благодаря ему начинается освоение наук, осуществляется передача знаний. Алфавит является одной из важнейших составляющий развития прогресса всей цивилизации.

В каком возрасте учить алфавит с ребенком

Почти все родители задумываются о том, в каком возрасте следует начать обучать ребенка грамоте, азам языка. Некоторые мамы и папы считают, что не нужно ребенка утомлять занятиями по развитию речи, письменности, они считают, что этому их научат в школе. Современная система образования требует от первоклашек уже умение различать буквы и читать.

Перед тем как самостоятельно начать заниматься обучением ребенка алфавиту, необходимо узнать мнение специалистов по поводу того, в каком возрасте начать обучение и как правильно подойти к решению этого вопроса. Неправильный подход к этому делу может спровоцировать отвращение к процессу обучения у ребенка, что на долгий срок отложит освоение букв.kak-nauchit-rebenka-alfavitu-v-5-let.jpg

Некоторые родители придерживаются мнения, что начать освоение алфавита нужно с полугода, есть специальные методики, которыми пользуются передовые родители, каковых, на самом деле, очень мало. Если рассматривать, таких родителей и родителей, которые совсем не занимаются данным вопросом, то можно назвать этот процесс «из крайности в крайность».

Если начать обучение ребенка с года, то велика вероятность забывания букв, вследствие отсутствия практики. Оптимальным возрастом специалисты считают от 4 до 5 лет, в это время ребенок начинает интересоваться интересными фактами, которые он может прочитать в книге, что поспособствует практике запоминания букв, в этом возрасте нет вероятности того, что ребенок забудет алфавит до школы.

Если желание родителей обучать алфавиту детей, которым еще нет 4-5 лет слишком велико, то можно использовать различные видеокурсы для малышей. Сейчас существует много развивающих видео, мультфильмов, песенок, прослушивая которые дети будут запоминать буквы.

Такого же эффекта можно достичь, если заниматься вместе с ребенком различными видами прикладного искусства. Аппликации, вырезание, рисование, мама может шить объемные буквы вместе с ребенком. Изготовление и изучение одной буквы в неделю будет достаточно, чтобы ребенок запомнил ее. Кроме того, все это только хорошо сказывается на развитии мелкой моторики.

Как лучше проводить занятия

Первое и основное правило, которое стоит запомнить родителю: ребенка не нужно утомлять занятиями изучения алфавита. Каждодневные «уроки» можно проводить буквально 10 минут, но систематично.

Для начала нужно ненавязчиво показывать ребенку буквы, к примеру, вырезать их цветной бумаги и развесить в комнате, тем самым он будет зрительно привыкать к ним.

Родителю нужно усвоить, что не нужно мучить ребенка «экзаменами», принудительно требовать результат, необходимо в игровой форме прививать ребенку «любовь» к буквам. Для начала нужно объяснить, зачем нужно знать буквы. К примеру, показывать ребенку плакаты с его любимыми персонажами и читать надписи на них, читать книги на ночь, тем самым прививать любовь к чтению.

Как известно, ребенок повторяет все действия за родителями, старается быть похожим на них, поэтому в качестве примера подражания нужно стараться читать книги в присутствии ребенка, что несомненно вызовет у него любопытство к данному процессу.

Читайте также:  Знать десятки ребенок 5 лет

При изучении букв нужно не создавать путаницы в голове ребенка, то есть не говорить «гэ», «бэ», это разное произношение, нужно учить либо звукам, либо буквам.

Но, как показывает практика более опытных и старших мам, чьи дети уже осваивают чтение, лучше ребенка учить именно звукам. Это облегчит процесс сливания двух букв в слог. Ребенок будет пытаться соединить звуки «в» и «а» в «ва», а не «вэ» и «а». Часто дети, выучившие произносить буквы, испытывают трудности именно с соединением их в слоги.

Подключив двигательную память, можно вырезать буквы, лепить их. В игровой форме можно выкладывать буквы из различных предметов, которые попадаются вам. Не нужно устанавливать определенного время, в которое каждый день будет проходить изучение букв, родитель должен сам понять в какое время дня ребенок готов уделить минуты их изучению.

Некоторые дети осваивают язык с помощью магнитов в виде букв, такой подход интересен многим. Кроме зрительного изучения букв, их необходимо учиться писать, что поможет быстрее запомнить знаки алфавита.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Подготовка к изучению с ребенком алфавита

Перед тем как начать обучать ребенка алфавиту нужно родителям самим подготовиться к этому процессу морально, поскольку не все дети сразу осваивают буквы и звуки, к каждому ребенку нужно найти свой подход.

Набравшись терпения, можно приступать к следующему этапу, а именно «внедрению» в жизнь ребенка букв, их распространению в квартире в виде табличек, магнитов, можно приобрести специальную меловую или маркерную доску, на которой писать ежедневно буквы, также нужно стараться обращать внимание ребенка на буквы в различных магазинах, на улице, в вывесках.

Не торопитесь выучить с ребенком как можно больше букв за короткое время. Пусть вы будете тратить на одну букву несколько дней, но зато она прочно закрепиться в голове малыша.

Выучив букву «А», просите ребенка назвать как можно больше слов с этой буквой или слова, которые начинаются на нее: «автомобиль», «аист», «автобус» и так далее. И точно так же с другими буквами. Когда он выучить несколько букв, просите называть слова, в которых есть сочетания определенных, уже знакомых ему звуков.

Мама или папа должны отправиться в книжный магазин с целью купить азбуку и самые элементарные, простые прописи. Азбука должна быть предельно понятной ребенку, поэтому перед покупкой пролистайте ее, посмотрите все ли слова-ассоциации в ней простые и известные ребенку, буквы в книге должны быть напечатаны хорошим шрифтом, ярким цветом.

Подготовка к изучению с ребенком алфавита

Сейчас в магазинах детских игрушек есть немалое количество специальных ковриков с буквами, которые при нажатии озвучиваются, если есть возможность, следует их приобрести, это ускорит процесс изучения алфавита.

Как обучать ребенка алфавиту

Существует огромное количество методик по обучению ребенка буквам. Далее будут рассмотрены наиболее эффективные, подходящие для 5-ти летнего ребенка.

Буквы-игрушки

В настоящее время в магазине можно приобрести буквы-игрушки, которые выполнены из ткани и наполнителя. Данные «инструменты» можно изготовить мамам самим при наличии элементарных знаний о шитье.

Буквы-игрушки заинтересуют ребенка своим внешним видом, яркостью, ребенку будет интересно составлять из них элементарные слова. Расположив их в детской комнате, ребенок начнет привыкать к виду букв, можно время от времени ненавязчиво напоминать ребенку о значении того или иного символа.

Можно использовать в обучении самодельные буквы Хенд Мэйд, их делают из красочного картона, вырезав в виде каких-либо фигур, символов, которые начинаются на определенную букву.

Аппликации, рисование, настольные игры

Для изучения с ребенком алфавита можно использовать различные карточки в настольных играх, раскладывая их по порядку, составляя слова «мама», «папа» и другие. Можно нарисовать буквы, вырезать их и тоже в игровой форме учить алфавит.

Некоторые мамы делают с детьми аппликации, наклеивая буквы из цветной бумаги на картон. Кстати, тут можно сразу согласные буквы вырезать из синего, зеленого, коричневого, а гласные – из красного, желтого или оранжевого цветов. Это положительно скажется на понимании ребенком понятий согласных и гласных букв и звуков.

Авторские методики

Существует множество авторских методик, которые были разработаны психологами в разные периоды. Выпущены специальные наборы для изучения букв по методике Монтессори. Она основана на тактильных ощущениях ребенка, именно благодаря им он запоминает буквы. Разработаны также специальные мультфильмы с музыкальным сопровождением.kak-nauchit-rebenka-alfavitu-v-5-let.jpg

Для самых маленьких детей в возрасте от полугода существует японская методика, при которой детям на карточках показывают буквы и произносят их, ребенок запоминает. Стоит отметить, что даже без речевого развития, он может указывать пальцем на букву, значение которой его спрашивают.

Советы и рекомендации

Основные рекомендации заключаются в том, что обучение ребенка азбуке должно проходить в максимально естественной обстановке, без принуждения и насилия. Родитель должен быть тонким психологом, понимающим своего ребенка, его желания и возможности.

С ребенком в возрасте 5 лет не всегда легко договориться, но можно прибегнуть к игровой форме обучения, которая поможет освоить алфавит. Если ребенок отказывается изучать, то значит ему это не интересно, задачей родителей в таком случае становится убедить ребенка в важности знаний.

Читайте также:  Слезится глаз у ребенка 5 лет причины

kak-nauchit-rebenka-alfavitu-v-5-let.jpgОптимальным вариантом, конечно, является случай, когда ребенок сам начинает проявлять интерес к чтению. Поэтому родителям нужно пробудить любопытство к буквам у ребенка.

При категорическом отказе ребенка изучать буквы, играть в специальные игры, стоит на некоторое время отступить и подождать, когда ребенок будет готов к процессу обучения.

Не нужно никогда сравнивать своих детей с другими, каждый ребенок индивидуален, особенный, имеет свои темпы развития, нередки случаи резкого скачка развития детей после длительного «застоя».

Вместо заключения

В любом случае, какую бы методику не выбрали родители, учить алфавит необходимо. Главное, делать это нужно не навязчиво, чтобы не отбить желание ребенка к учебе.

Ну и второе требование – систематичность. Каждый день по 10 минут занятий и успех в освоении азбуки обеспечен.

Источник

Доброго всем дня, я Ольга, многомама и логопед, и сейчас на своем канале я рассказываю об усвоении детьми 5 лет и старше знаковых систем — букв и цифр.

Как я писала в прошлый раз, ребенку в возрасте с 5 до 6 лет буквы и цифры интересны, они легко запоминаются, создавая фундамент для развития письменной речи .

Однако бывает не так. Бывает, что и не легко, и не запоминаются. Почему так происходит ?

Причина первая, частая. Заучили. С двух лет эти буквы-цифры, видеть не может. Трудно запоминались в три, было рано. А требовали. А нервничали. А спрашивали. Итог — негативизм и отсутствие интереса. Специально запоминать не буду. Пути решения — убрать все азбуки и говорящие ноутбуки месяца на три. Заклеить себе рот скотчем, если хочется поговорить о буквах.

Месяца через три, ни слова не говоря, повесить на холодильник магнитную азбуку от Банда умников «Где еж». Сказать ребенку — для красоты повесила! Местами менять можно, уносить и терять нельзя. Близко к этой азбуке не подходить-вам. На вопросы ребенка, если вдруг случатся, отвечать.

Ещё через месяц купить настольную игру Зверобуквы от той же Банды умников. Я про эту игру много писала. Хороша она тем, что для игры знать и называть буквы не обязательно. Достаточно запомнить ее образ и местонахождение. С чем большинство детей справляются гораздо лучше взрослых, поэтому очень эту игру любят. Детей трудно обмануть, они чаще всего прекрасно знают, когда мы им поддались. Здесь же взрослый не поддается, а реально проигрывает. В игре ПРО БУКВЫ! Круто же! Мотивацию прокачивает как нельзя лучше.

Сидя на лавочке на площадке и разговаривая с ребенком, чертить прутиком на песке. Рожицу, сердечко, А…

Хммм, похоже на букву какую-то. Забыла… А — точно, спасибо, сын! А ты знаешь, у нас на спине тоже глаза есть! Как? А вот смотри. Какую букву я тебе на спине пальцем написала? Тоже А, круто, угадал! Есть на твоей спине глаза.

Ну, в общем вы поняли. Не давить, не понуждать. Только пряники, никаких кнутов. Кнуты в школе будут, если сейчас пряников не досыплете .

Но эта проблема — ерундовая, бывает посерьёзнее.

Это только название такое обманчиво простое — письменная речь. Вроде как говорили, и потом пишем и читаем. На деле же чтение и письмо — сложнейшие процессы. Ребенок с 5 до 6 лет бывает, что уже неплохо читает, но редко. Все же основная задача, стоящая перед ребенком этого возраста — научиться соотносить букву и звук и запомнить это соотношение.

Вот эти две палки из одной точки вверху с перекладиной посередине — говорится как А! Вот эта пузатая палка с кепкой — Б. Эти две горки — М .

Я писала статью про ошибку деда Каширина. Когда не М — а ЭМ. Не К — а Ка. Практически Аз, Буки, Веди. Читай потом, как хочешь. ЭмАЭмА. Это мама была, если кто не понял. Не путайте детей, пожалуйста. Буквы учите как звуки — коротко. Это М! П! А если соединить вместе М и А — МА !

Но что, если все уже миллион раз правильно повторили, а все равно все буквы каждый раз как на новенького? Одну букву М уже три месяца учим! Давайте разбираться .

На данном этапе проблему можно поискать в четырёх направлениях. Нарушение памяти — ну вот действительно не может запомнить. Нарушение внимания — какое там запоминание, если там ворона пролетала а тут собачка гавкнула. Проблемы со зрительным восприятием — когда элементы в букву не соединяются, прямое и кривое не особо различаются… И, наконец, к сожалению, нехватка в области мыслительных операций. Элементарно не формируется логическая цепочка звук — буква. 

Возраст с 5 до 6 лет — возраст выраженного интереса к буквам и цифрам. Интерес — всегда сигнал. Сигнал о готовности, о созревании мозга. Если интереса к буквам в этом возрасте нет — и это сигнал. О недозревании соответственно. И, как правило, в отличие от всех других сигналов, бывших до (молчит в три, ничего страшного, все дети разные, ходит по стенам и потолку в пять — ну вот такой характер) — этот сигнал родителями хорошо распознаётся. Ведь школа на носу!

Читайте также:  Италия с ребенком 5 лет

Проблемы со знаковыми системами на пустом месте обычно не возникают. Если покопаться — всегда что-то было ДО. Просто игнорировалось. Перерастет, догонит. Бывпет, что перерастают, да… В описываемых нами случаях этого не происходит.

Вне зависимости от причины, помочь ребенку запомнить буквы смогут некоторые общие приемы и идеи.

Движение и действие, раз. Сохранные анализаторы, два. Крупный план, три. Специалисты, подсказывайте, что забыла .

Рисуем огромную букву на асфальте, бежим по ней с криком А! Достаем вырезанные буквы из мешочка на ощупь. Рисуем на спине, угадываем. Проводим с закрытыми глазами по букве из наждачной бумаги. Лепим и раскрашиваем буквы, конструируем из палочек и верёвочек. Выкладываем из шишек и каштанов. Кидаем друг другу деревянные буквы. Придумываем, на что похожа каждая из них .

Давайте в комментариях поделимся идеями — что ещё можно сделать, чтобы помочь ребенку запомнить буквы? Не научиться читать и писать — это пока не задача данного этапа. Пока — просто запомнить .

Еще по теме:

Чудо-бомба

Лучшие книги для развития речи

Правильные пособия для занятий с ребенком

Самая лучшая книга для родителя

Как подружить ребенка с родным языком

Источник

Леди Анна

Мыслитель

(5195)

13 лет назад

Недавно диагностировались у психологов, так они меня отругали за то, что моя 6-летняя девица УМЕЕТ читать! Сейчас, по их версии, общая беда — тотальное отсутствие образного мышления. Дети говорят много, свободно, читают газеты, радуя родителей, но при этом абсолютно не в состоянии конструктивно мыслить, потому что буковки для них — закорючки, а слова — привычные звукосочетания.
Так что Вам не надо волноваться, ни в коем случае не следует чувствовать свою вину за нечитающего ребенка (потому что потом, стремясь избавиться от этого чувства, Вы можете затерроризировать малыша и сами того не заметите). Все придет со временем. Мой друг, на днях защищающий кандидатскую, научился читать в 8 лет, а сейчас говорит на нескольких языках, преподает в университете и прекрасно владеет словом.
Для 5-летнего человечка буквы — нелепая абстракция, а вокруг столько всего яркого и интересного! Пусть он делает то, что ему нравится. А если Вам очень хочется выучить с ним буквы, Вы можете просто ненавязчиво поспособствовать пробуждению интереса к ним. Например. можно поставить на его стол глобус и рассказать, что это наша земля, показать то место, где находится Ваш город, вместе с ним прочесть его название, купить симпатичные кубики с буквами и складывать слова и еще что-нибудь в таком роде.
И главное, очень Вас прошу, не вините ни его, ни себя.

Наташенька

Гуру

(4337)

13 лет назад

Вообще-то нормально. Уж лучше пусть его этому ПРАВИЛЬНО научат в школе, нежели кто-то КОЕ-КАК. Так как давным-давно известно, что переучивать сложнее, чем учить.
P. S. Никогда не понимала учителей, которые говорят родителям, что дети должны приходить в первый класс уже читающими. Сама учитель, но МОЁ мнение такое: на то он (-а) и учитель, чтобы учить, на то она и школа, чтобы там учиться!

Источник: Личный опыт.

Twilight

Гений

(67761)

13 лет назад

ну мы не знаем… с сентября в подготовительные пойдем и за год научимся всему-не вижу в этом ничего ужасного и рвать волосы на голове не обязательно

Екатерина Зуберман

Оракул

(52501)

13 лет назад

конечно нормально, я вообще не одобряю современную тенденцию к тому что бы ребенок в 4-6 лет уже знал, то что он спокойно может познать позже когда будет к этому готов, есть конечно дети которым самим нравится учить например алфавит или стараться уметь читать, в этом случае препятствовать не нужно, а в большинстве случаев ранее грамматическое развитие детей — обычные амбиции взрослых, мол ему же легче будет

GALLA

Гуру

(3971)

13 лет назад

Да это нормально. Всему свое время, знать буквы это не тоже самое что уметь их складывать и читать. Мой сын в 4 года знал все буквы, но никак не мог научиться складывать слоги. Билась, билась — результат был нулевой, а потом он сам научился читать, ему было около 5,5 лет.

Эмиль

Мыслитель

(9406)

13 лет назад

Это совершенно нормально. И не нужно заставлять его это учить. Если только он сам к тому не тянется. Пусть сам выбирает, что ему больше нравится. У ребёнка много больше интуиции(природной мудрости), пока его не загрузили под завязку нашей искусственной, человеческой логикой. А интуитивные решения всегда более правильные, нежели логические. Так что давайте ему полную свободу выбора действий и не прогадаете. А поняв, к чему ребёнок наибелее тянется, предоставьте ему режим благоприятствия в этом, помогайте.

ANata

Ученик

(229)

13 лет назад

Это нормально, но лучше не затягивать с обучением.
Сейчас во многих школах при поступлении дети должны читать, и не только — перезказать, что прочитал! И при этом родителям нужно обязатель заниматься с ребенком, а пройти просто курсы без помощи родителей — практически ни чего не даст.

Источник