Ребенок 5 лет не разговаривает в саду

Интеллектуальное и эмоциональное развитие ребёнка напрямую зависит от развития его речевых способностей. Мелочей в этом вопросе не бывает, поэтому, если родителям кажется, что их ребёнок недостаточно хорошо говорит для своего возраста, то следует внимательно отнестись к этому вопросу, но при этом не стоит кидаться в крайности, глотать таблетки и подозревать детскую инвалидность.

Ребенок не разговаривает в 5 лет

В первый годик жизни у ребёнка происходит подготовка речевого аппарата и нервной системы к говорению. В этом возрасте ребёнок общается с родителями посредством крика, плача и других звуков, которые он способен издавать. Таким образом он подаёт сигналы о своём физическом и эмоциональном состоянии. При этом происходит тренировка физических составляющих голосового аппарата:

  • артикуляция;
  • дыхание;
  • гортань.

Речь должна развиваться своевременно

В первые месяцы жизни детский мозг начинает реагировать на слова, произносимые родителями: замирает, прислушивается, поворачивает голову на звуки голоса. Но большей частью ребёнок реагирует на интонацию: доброжелательная — он улыбается, успокаивается, грозная, суровая — напрягается.

Следующий этап формирования речи в этом возрасте, это когда появляется гуление: гукающие звуки, протяжные гласные.

К полугоду в речи младенца появляются простые слоги, то есть малыш уже способен произносить согласные, для чего приходится задействовать уже практически полный комплекс речевого аппарата.

Обратите внимание! Если в этом возрасте ребёнок не способен этого делать, то это первый признак проблем развития речи, который должен насторожить родителей.

Затем гуление трансформируется в лепетание, малыш издаёт чёткие отдельные звуки, несколько одинаковых слогов подряд, которые легко спутать со словами «мама», «папа».

К девяти месяцам в лепете ребёнка появляются новые звуки, интонации, разнообразие слогов. Он реагирует на своё имя, понимает простые команды (нельзя, можно, стой) и вопросы (где, куда).

Ещё через месяц ребёнок пытается повторять услышанные слова, повторяет новые, незнакомые звуки.

К году малыши уже способны соглашаться или возражать родителям, гримасничают, понимают простые вопросы. В этом возрасте «мама» или «баба», это осознанное произношение слова.

Тренировка органов дыхания полезна

На втором году жизни ребёнок уже общается посредством речи, выражает свои эмоции, простыми словами передаёт информацию, формирует предложения. У малыша пополняется пассивный словарь — понимание речи взрослых. Активный словарь не такой большой — всего 10-20 слов. Основной показатель, на который следует ориентироваться родителям — понимание ребёнком обращённой к нему речи.

Далее развитие речи идёт более активно (использование глаголов, комбинация глаголов и существительных), быстро возрастает словарный запас к трём годам, а к четырём малыши уже способны произносить развёрнутые предложения.

В пять лет ребёнок, уже полноценный собеседник, и способен поддерживать разговор, хотя может путаться в значениях некоторых слов, формирует отглагольные существительные, что выглядит забавно, но свидетельствует о новом скачке интеллектуального развития.

Важно! Если ребёнок ментально полностью здоров и не имеет проблем со слухом, но при этом в его речи присутствую грамматические, лексические или фонетические нарушения, то в таком случае можно говорить об общем недоразвитии речи.

Признаки отклонения

Признаки:

  • позднее появление речи;
  • маленький словарный запас;
  • плохая грамотность;
  • дефекты в произношении;
  • неумение подыскать нужное слово.

Курение плохо влияет на плод

Причины недоразвития

Причины:

  • инфицирование или интоксикация мамы в течении беременности;
  • токсикоз;
  • родовая травма;
  • резус-конфликт крови матери и ребёнка;
  • заболевания центральной нервной системы;
  • травмы мозга на начальных этапах жизни ребёнка;
  • курение, употребление алкоголя или наркотиков во время беременности;
  • генетические отклонения, наследственность;
  • недостаток мотивации в случае чрезмерной родительской опеки;
  • диалоговый негативизм ребёнка при чрезмерном давлении взрослых;
  • потрясения (из области психологии, а не физические) — сильный испуг, частые семейные конфликты, дискомфортная психологическая обстановка;
  • педагогическая заброшенность, когда с малышом недостаточно много разговаривают родители.

Психосоматика: ребенок не разговаривает

Интеллектуальное и психическое развитие ребёнка активнее всего протекает в возрасте до 5 лет. По этапам формирования речи отчётливо видно, какие быстрые изменения в развитии ребёнка происходят в течение всего нескольких недель.

Развитие связано с речью

Почему так важно своевременное развитие речи?

Общее развитие малыша идёт рука об руку с его речью. Каждый этап этого процесса крайне важен.

Обратите внимание! Каждый упущенный момент невозможно будет восполнить на последующих этапах развития, и с каждым таким упущенным моментом ребёнок теряет часть своих потенциальных возможностей правильно заговорить.

При отличных физических и интеллектуальных способностях, потенциал маленького человека безграничен, и повлиять на него может только среда обитания малыша.

Очень важно создать вокруг ребёнка дружелюбную и позитивную социальную среду, которая поможет максимально развиться его потенциалу. Необходимо создать среду, в которой не будет чрезмерного давления на психику малыша, при этом не оставляя его полностью заброшенным, удовлетворяя только основные нужды в еде и тепле.

Соблюсти этот хрупкий баланс, сложная задача, но необходимая для воспитания гармоничной, физически и ментально здоровой, уверенной в себе личности.

Советы специалиста Грибовой О. Е. «Что делать, если ваш ребёнок не говорит?»

Малыш отстаёт в речевом развитии от сверстников, что можно сделать — поможет литература.

Для кого эта книга?

Эта книга, шанс для тех, кто интересуется вопросами развития речи, пытается разговорить малыша (родителей, воспитателей, логопедов) (есть онлайн-версия). В ней собрано много полезной информации, знание которой поможет дать ответы на полезные вопросы родителей, например, ребёнок не говорит в 5 лет, что делать.

Этапы формирования речи

Формирование речи можно условно разделить на следующие этапы:

  • развитие мотивации и подражательных способностей;
  • расширение запаса слов и обучение грамматике речи;
  • развитие диалогической и монологической форм речи.

Важна помощь родителей

Ребенку 5 лет, не разговаривает: что делать?

Речь человека развивается последовательно от одного этапа к другому. В рамках каждого необходимо проводить коррекционные занятия при обнаружении каких-либо отклонений. Любой упущенный недостаток будет усугублять потенциальные проблемы дальнейшего развития.

В книге собрано много полезных занятий, которые могут провести, как специалисты, так и сами родители, способные помочь детям преодолеть отставания в развитии речи.

М.И. Лисина «Общение, личность и психика ребенка»

Эта книга даёт представление о том, как развивается общение у детей в первые 7 лет жизни, влияние общения на психическое развитие малыша и роль, которую играют взрослые в этих процессах.

Здесь собран различный фактический материал, исследования, диагнозы, прогнозы учёных-психологов, подтверждающих важность присутствия взрослых на начальных этапах жизни детей для их полноценного развития, необходимость диалога и лечения (при необходимости).

Развитие общения у детей в первые 7 лет жизни

Если дети будут лишены общения со взрослыми, то, в зависимости от степени лишения, малыш необратимо остановится в развитии на уровне животного (Маугли), либо будет сильно отставать от своих сверстников в умственном развитии. Но, если вовремя вмешаться в этот процесс (помогать психологически или пойти лечиться при необходимости), то отклонение в развитии можно ликвидировать. И чем раньше произойдёт вмешательство, тем меньше усилий для этого понадобится.

Читайте также:  Рассказ о моей семье ребенка 5 лет

Речь, как средство общения

Общение здесь рассматривается, как цепь единичных актов, характеризующихся целями, на достижение которых он направлен. В данной концепции речь рассматривается, как средство общения, которое возникает только на определённом этапе развития этой цепи.

В завершении необходимо подчеркнуть, что в развитии малыша нет мелочей, и взрослым не стоит упускать любую возможность, чтобы облегчить маленькому человеку этот сложный процесс.

Источник

  • Сын сестры, 2.4 года не говорит, только мама, дай, ну и еще несколько одному ему понятных слов. Но говорить любит на своем тарабарском.Ест сам и очень хорошо. Одеваться и раздеваться не может совсем, даже не понимает что от него хотят. Еще в памперсах, но уже неделю сестра пытается отучить, но пока безуспешно.Простые команды выполняет через раз, по своему желанию.С детьми не общается и не интересуется ими.Сегодня наконец решился вопрос с местом в саду. Сестра хочет отдать его с апреля,думает там он заговорит и быстрее всему научиться.А мне кажется, что он не готов еще, надо научиться разговаривать, хоть как то одеваться,на горшок приучиться, мне кажется тяжело ему будет.Посоветуйте, как лучше поступить, может у кого то есть реальный опыт сада и не говорящего ребенка?

  • У меня Со старшей мне ВСЕ сказали, что надо сдать лялечку в сад, тогда ребенок перестанет общаться жестами и будет вынужден заговорить.
    Через месяц (который деточка в свои два года провела у няни на руках даже во время физзарядки в яслях) вся группа, включая воспитателей и няню научилась понимать ее жесты.
    Не говорила детка толком еще 1,5 года.

  • Ваш опыт обнадеживает А то я переживаю за малыша, как он там справиться, он даже воды попросить не может, жестами только и на свое тарабарском.Уговариваю сестру до 3 лет ждать.

  • Воспитатели в яслях нормально распознают такую речь и жесты. А ребенок в 2,4 вполне способен как минимум кивнуть и помотать головой в ответ на вопрос.

  • Дочка сестры ходит с 1,5. Сейчас ей 1,9, не разговаривает — кроме мама и баба ничего не говорит. Сама хорошо ест, изредка садится на горшок, стала толкаться в саду и пригребать себе все игрушки. На руки няне и воспитателям не дается, веселится в саду, все швыряет и колбаской носится. Няня и воспитательница ее прекрасно понимают, со сном пока проблема — девочке весело и она вместо сна пытается круги по группе наворачивать.

  • Моя старшая пошла в ясли в 2,4, но она говорила, на горшок ходила. А вот в группе бол-во детей (даже 3-х летки были) не говорили вовсе. Один мальчик говорил только ко-ко, но зато никогда не болел и сейчас до сих пор ходит в сад (старшая группа). А мы не ходим из-за частых болезней в сад.Так что не говорит-это не самая главная проблема)

  • мой старший долго не говорил. отдали в сад — через пару месяцев буквально плотину прорвало. До сих пор трещит без умолку, как радио, скучаю по тишине в доме…

  • Отдали в ясли в 1,7 -тоже не говорил, примерно в 2,5 заговорил отдельными словами,но соображал отлично.

  • Отдала в 2,4. А в 2,6 забрала.
    Это издевательство над ребенком и воспитателем.

  • Не открою Америку, если скажу, что все будет от воспитателей зависеть. Например, моего старшего сына, отлично ходившего в туалет и сочинявшего стихи с 2.5 лет воспитатель в саду довела всего за 3 месяца хождения в группу на полтора-два часа до отказа от речи. От этой «милой тетеньки» мы бежали, роняя тапки. Пришли в домашний садик, где все стало просто прекрасно. Младшего сына, не говорящего вообще, только лепетавшего, категорически отказывающегося от горшка, отдала в 2 года в садик к старшему брату. Снова все прекрасно: замечательное отношение, мягкий уход от памперсов, участие во всех мероприятиях, дивные поделки. А в первом саду старшего сына описавшиеся дети так и ходили в мокром, пока на теле не высохнет. Драки, травмы, повальные пневмонии. Просто ужас, что происходило. Искренне желаю, чтобы вам повезло с воспитателем, прежде всего. Повезет: будет и речь, и горшок, и радость от сада.

  • В саду дети быстрее учатся говорить, приучаются к горшку и самостоятельно раздеваться-одеваться, т.к. есть стадность и пример других детей. Ну и мамочки нет, которой проще самой сделать все Воспитатели и нянечки просто не успевают и дети вместо того, чтобы сидеть и ждать, пытаются делать все сами. Так что отдавайте!

  • Младшая пошла в ясли как раз в 2,4, тоже говорила слов 10 и редко, неохотно, тоже в памперсах, и особо мы с ними не воевали, очень малообщительная девушка была вообще, о самообслуживании речь не шла. Через полгода уже памперсы были сняты полностью, заставить замолчать невозможно до сих пор, девушка активная, очень любит садик и друзей
    Старшая пошла вообще в 3,5 года, почти не говорила вообще — последствия нашей операции на гортани, — сама не одевалась, не ела, общаться не умела вообще — такая трепетная девушка в себе. Через год разговорилась на очень приличном уровне, стала полностью себя обслуживать, протестов против садика не было никогда, до сих пор с радостью туда в гости приходит, в школу пошла прекрасно.
    Это из личного опыта. Бабушки тоже вопили в обоих случаях, что мы родители-изверги, мучаем бедных крошек, им в сад нельзя, трындец-кошмар.

    Читайте также:  Герой для ребенка 5 лет

  • Если у ребенка нет медицинских проблем с головой(вы хоть к неврологу ходили с ребенком?),стресс и новая обстановка по мнению психолуХов помогает новомй скачку в развитии ребенка.Да и потом,многим мамам проще самой одеть,самой накормить,самой рассказать,чем ждать упорно когда ребенок сам оденется,поест и пр. и пр.Чисто теоретически ,ребенку может помочь коллектив стать более взрослым и делать как все.А если его задержка в развитии связана с проблемами со здоровьем-то усугубит болезнь.

  • ИМХО — в сад в таком возрасте отдавать не стоит независимот от того говорит ребёнок или нет. Но может быть Вас успокоит, если скажу, что по моему опыту (дочь пошла в 2,5, была говорила всё, не очень чисто , но понятно) в малышовой группе таких детей как Ваш племянник будет большинство. У нас в группе говорили хорошо 3 ребёнка. То, что моя была говощая мало чем ей помогло.
    Скорее всего в саду он быстро научится сам одеваться, раздеваться, приучиться к горшку. Но никто никогда не убедит меня в том, что сад развивает речь. (Если это не логопедический сад).
    А вообще, если есть возможность, я бы с садом подождала лет до 4-х.

  • Нет,специально не ходили к неврологу, только на проф. осмотрах.А в чем задержка развития? До трех лет может не говорить, это нормально.

  • Зависит от сада.

    Опыт моей мамы.
    Она сама в сад не ходила и не знала что там бывает плохо.
    Меня отдали в сад в 1г2мес.
    Я разговаривала, предложениями. Воспитатель об этом не знала (а я первый день только слушала). Большинство детей в группе молчали (возраст от 10 мес до 3 лет). В итоге благодаря мне — я в первый же день заявила что тетя злая и я сюда больше не хочу — выяснили что она била детей.

  • Вы ошибаетесь.
    В 3 года ребенок должен разговаривать так, чтобы его понимали незнакомые взрослые люди.

  • Нет ,не нормально.Сходите один раз к платному неврологу,он вас просвятит.Иначе потом будут появляться ваши топы про проблемы в саду и пр. и пр.

  • Так ему нет 3-х лет еще, 2,4 только.Он говорит несколько слов, а остальное слоги, звуки. В этом возрасте многие не говорят еще.

  • У мня 2-х летка без диагноза говорит все,предложениями(ну может только несколько букв не выговаривает).А вот ребенок с диагнозом,тот как ваш ,к трем и еле-еле,каша во рту,потом 2 года с логопедом.И сад ему абсолютно не помог,наоборот только нервный тик появился и аденоиды.

  • А это только Вас волнует? Или сестра тоже сомневается?
    А почему с апреля? А не с сентября?
    Детей отдают в сад и гораздо раньше. И да, они не говорят, сами не едят, не одеваются, не все приучены к горшку.
    Говорить, скорее всего, станет лучше, к горшку приучат быстро, голодным не оставят, накормят. А одеваться им помогают до школы.
    Если вопрос стоит в том, что обижать будут, а он рассказать не сможет — выход один (но он и для говорящих актуален) — нужно доверять воспитателям, которым отдаете ребёнка. Иначе, все остальное теряет смысл.

  • Да какой он малыш? У нас в ГКП с 1,5 лет дети ходят. Отлично справляются! Воду, еду и горшок в саду предлагают по расписанию с завидной регулярностью. Даже тем, кто не просит.

  • А я знаю кучу 2леток без диагнозов, которые потом благополучно разговорились в саду. И что? Будем дальше примерами мериться, кто больше знает?

  • А без сада они прям не разговорились бы?

  • А я понятия не имею — я путешествиями в параллельные реальности не занимаюсь! Может вы в этом практикуетесь? Тогда вам виднее, конечно

  • вот тоже соглашусь, что ко врачу сходить надо бы.
    У меня так дальняя родственница не парилась до 3 лет что ребенок не говорит, а потом в саду уже ей сказали, что хорошо бы ребеночка ко врачу сводить — он не слушает (не слышит) что ему говорят, делает только то, что хочет, не произносит практически ни одного слова (несколько слогов всего).
    Ну пошла она к неврологу, ее к психиатру направили. Там обследовали ребенка и выставили диагноз — РДА с умственной отсталостью (.

  • Мой сын как раз в 2,3 года проходил обследование по направлению педиатра (странно, что вашего отсутствие речи не смущает) — невролог, ЭЭГ, допплерография, и только после хороших результатов я успокоилась, но диагноз ОНР у нас все равно стоял и с этого возраста мы уже начали заниматься с логопедом, она его и «разговорила». В 3 года говорил еще мало, но уже значительно лучше, а в 4 я уже забыла про то, что были проблемы. Посоветуйте сестре не закрывать глаза на это.

  • А я знаю кучу мам,которые здоровыми детьми не занимаются,а надеются на сад ,что вот уж там-то их детей разговорят Будем равняться на идиеток????

  • Нет, будем равняться на параноиков Вы ведь вариантов, кроме крайних, не знаете, правильно? Или с рождения таскать ребенка по врачам — или вообще на него забить и из дома выгнать — третьего не дано.

  • у меня заговорил после 3,5, ничего.. ходили как-то… Сад не влияет ИМХО.. как-то само постепееееенно

  • Мои обе пошли в сад в 2,3.
    Старшая ходила на горшок, очень хорошо разговаривала (ее через месяц перевели из яслей в обычную группу).
    Младшая горшок не признавала вообще никак. И не говорила практически. На горшок села моментально, а по речи — и к пяти годам половину алфавита не говорила (но само построение речи очень хорошее). При этом сад любит гораздо больше, чем старшая (ттт).

    Читайте также:  Делаем поделки с ребенком 5 лет

  • Дык вы как раз и предлагаете завести всех в сад(поголовно) и пусть там их воспитывают,учат,развивают и пр.А мама чо? совсем безмозглая? И научить говорить здорового ребенка не может?

  • У меня аже проблема. Вот пишу, очень хочется узнать как вы справились с садом? Не говорит совсем ничего.

  • Лучше так, как думает мама) И не лезть с советами.
    Я конкретно не говорящего ребенка в сад бы не отдала, но это я о своем ребенке,у других есть их мамы)

  • Зависит от сада, от воспитателя, от ребенка… У меня дети шли в иностранный сад в 2,5 года, не говоря на языке. Со старшей прошло все отлично, через пару месяцев выяснилось, что воспитатели активно осваивают русский, поскольку дочь, по их выражению «была очень настойчива», так что сначала они освоили ее язык, а потом уж она начала осваивать их. В сад бежала «впереди паровоза», до сих пор вспоминает с нежностью.
    С младшей было посложнее, но не из-за языка. Т.е. бытовых проблем у нее не возникало, объяснить что ей надо у нее отлично получалось либо без слов, либо с элементарным словарным запасом. Но сама концепция детского сада ей не очень нравилась. Она менее общительна чем старшая, если бы у меня были варианты, я подождала бы отдавать ее в сад еще год-полтора.
    Да, обе очень быстро освоили самостоятельное одевание, туалет и прочие бытовые моменты.

  • Задержка может быть. Моему сыну столько же, по описанию уровень развития, как и у вашего племянника, только мой говорит чуть лучше — около 50 слов, начинает появляться фразовая речь, в остальном так же, как и у вас — команды через раз и тд. Наблюдаемся у невролога, психолога, логопеда в связи с задержкой развития. Очень отличается от сверстников, конечно. Поищите в интернете список, что ребенок должет уметь в 2 года.

  • Старшая пошла в сад в 2 года, не говорила… Ну были понятные слова и то только мне…
    Через 2 мес прогресс пошел и к нг ребенок стал нормально и четко разговаривать)

  • Соглашусь.
    Может стоит перед этим поработать с ребенком
    как бы в садике травма не была у малыша

  • Мои дети пошли в садик, не говоря ни слова по-французски, в 2,5 -3 года. К концу учебного года уже разговаривали элементарными фразами. По-русски говорили, но очень по-малышовому. На горшок просились, так как тут без этого брать отказываются. Сами не ели: любили, чтобы их кормили, хоть и умели есть самостоятельно

  • Добавлю. Настораживает не только неразвитая речь, но и то, что ребенок не интересуется другими детьми и у него нет потербности с ними общаться.

  • Я бы до сада пообщалась с неврологом. Рассказала бы ему о том, что не говорит, просьбы выполняет через раз (не понимает? не хочет?) с детьми не общается, не понимает про одевается-раздевается. Может быть обследования какие-то нужно будет провести.
    В сад то его возьмут, может он и научится всему, а может, не сумев объяснить, что ему нужно, устав от большого количества детей вокруг, от требований воспитателей (все вместе ведь идут гулять, кушать, заниматься) в саду не приживется. Могут быть и слезы и истерики и соматические заболевания и агрессия и тики, да мало ли. В общем — я бы выяснила для начала, почему задержка речи. Если все в норме и это, скажем так, особенности или наследственный фактор, то и слава богу. В сад его ))).

  • Это шутка была?

  • В саду всему научат — и говорить, и на горшок ходить. А что было днем в саду, расскажет вам его реакция на воспитателей. Если утром обрадуется им, то ласково обращались с ним

  • мы идем в 2. говорит мало — не переживаю. на горшок не просится — тоже не беда. научится.

  • Последнее ваше утверждение не факт!
    Младший С октября по май ходил в ясли с переменным успехом, но стандартно каждое утро плакал.
    Честно после одного месяца в саду стала напрягаться, воспитатели в один голос твердили что как только дверь за мной закрывается сын сразу успокаивается и идет играть. В саду практически во всех помещениях стоят камеры видео наблюдения картинка с которых транслируется в интернет на сайте я сидела наверное с месяц ребенка ни кто не ругал, воспитательницы у нас золотые, две молоденькие девочки после вуза, с детьми очень ответственны.

  • Да там почти вся группа таких будет. Если через год не заговорит и не начнет себя по минимуму обслуживать ребенку все равно в ясли придется идти. У нас таких детей 3 в группе было, всем больше 3х лет, но не говорят .
    Мой сын Пошел в сад в 2.7 говорил не так уж прям что бы хорошо, с горшком проблем не было, себя не обслуживал(одеться, раздеться,есть, не мог.)Заговорил через месяц вполне сносно, сам стал кушать, к маю научился сам раздеваться.

  • если ребенок ранимый, то отдавать неговорящего в сад — преступление против его психики.

  • Нет. Разве я смешно написала? Но это мое личное мнение, основанное на опыте. Меня насторожило бы, что ребенок не только не говорит, но и просьбы не выполняет, не понимает.

  • Источник