Ребенок 5 лет не отвечает

Ребенок 5 лет не отвечает thumbnail

Кризис в 5 лет у ребенка встречается практически в каждой семье. И не стоит воспринимать возникшие трудности как капризы или проявление скверного характера. На самом деле проблемы в поведении в этом возрасте свидетельствуют об очень серьезных возрастных изменениях.

Как меняется поведение и психология ребенка в 5 лет

В пятилетнем возрасте у детей происходят интенсивные физиологические и психологические процессы. И в связи с этим на нервную систему оказывается колоссальная нагрузка. Поэтому этот период взросления сопровождается частым возникновением стрессовых переживаний, с которыми дети не всегда могут справиться. Родители пятилеток замечают, как меняется поведение их ребенка, и не всегда могут найти этому объяснение.

Кризис в 5 лет у ребенка пройдет легче, если следовать советам психологов

К 5 годам в жизни и мироощущении малыша происходят такие перемены:

  • он социализируется, учится воспринимать взаимоотношения между людьми. Дети начинают устанавливать тесные контакты с ровесниками. Также они обращают внимание на характер связей между людьми во взрослом мире и начинают выстраивать оценочную шкалу;
  • начинается идентификация себя и окружающих по половому признаку;
  • интенсивно идет нравственное развитие. Дети учатся разбираться в категориях «добро-зло», «чуткость-безразличие», «можно-нельзя» и многих других;
  • малыши учатся самостоятельно рассуждать, формировать свое собственное мнение. И часто в этом возрасте детские умозаключения кажутся взрослым парадоксальными;
  • большие проблемы доставляют родителям и начавшиеся страхи. Дети часто боятся разочаровать родителей, потерять их любовь. Начинается боязнь темноты, одиночества, большого количества людей и многого другого.

Пять лет — это период интенсивного познания законов мира. Но так как свой опыт еще не накопился, малыши стараются тщательно подражать своим родителям или другим, авторитетным в их глазах, людям, не до конца еще понимая глубинной сути поступков взрослых.

В пятилетнем возрасте для нормального развития детей очень важно доброжелательное отношение к ним взрослых членов семьи.

Признаки кризиса

Переломный момент становления личности переживают все дети в пятилетнем возрасте. Но проявления психологического кризиса очень индивидуальны. Диапазон интенсивности симптомов перестройки личности может быть от очень ярких неожиданных эксцессов до почти незаметных постороннему глазу отклонений.

Чаще всего наблюдаются следующие признаки:

  • у ребенка появляются приступы беспричинной злобы, агрессии, направленной на близких людей;
  • дети могут «уйти в себя», замкнуться, перестать идти на контакт;
  • начинаются требования чего-либо, сопровождаемые капризами и даже истериками;
  • остро проявляется потребность «я сам». Это касается не только каких-то мелких дел, связанных с самообслуживанием, но и более серьезных, например, появляются попытки настоять самостоятельно ходить по улицам, даже если на них интенсивное движение транспорта или большое количество людей;
  • возможно появление шутовского поведения, кривляния. У девочек непонятно откуда берется жеманность, манерничанье. Иногда такое поведение приобретает настолько гротескные формы, что родители в буквальном смысле не узнают своих детей.

В это же время у ребенка начинают проявляться страхи сделать что-то не так или недостаточно хорошо, потерять любовь членов семьи. Проявления страха могут заключаться в отказе идти на улицу гулять, желании спрятаться за родителей при попытке незнакомых людей поговорить с малышом.

В период психологического кризиса у пятилетних детей начинает буйно развиваться фантазия. При этом они придумывают всякие небылицы, несуществующих друзей. В этот период важно понять, что ребенок не становится обманщиком, а просто переживает достаточно тяжелый для его неокрепшей нервной системы период взросления.

Повышенное любопытство в 5 лет заставляет малышей подслушивать и подглядывать за взрослыми. Частая смена настроения, повышенная физическая и психоэмоциональная утомляемость — характерные признаки переломного периода.

Почему меняется поведение 

Кризис в 5 лет у ребенка развивается не на пустом месте. Такому всплеску способствуют физиологические особенности маленького организма, его нервной системы и психики.

Один из признаков кризиса пятилетнего возраста — неожиданное кривляние, шутовство

Ребенок уже подрос, многое умеет делать сам и кажется себе достаточно взрослым. Но с одной стороны, он видит, что все его попытки выглядеть «большим» взрослыми всерьез не воспринимаются, а с другой – сам чувствует, что еще очень сильно «не дотягивает» до желаемого уровня.

На внутренний психологический конфликт накладывается действие и других факторов:

  • наступает период интенсивного развития коры головного мозга, отвечающей за корректность процессов мышления, связь с внешним миром. Дети в этот период учатся контролировать свое поведение, проявление эмоций;
  • появляется желание общаться с другими детьми, но очень часто такие контакты приносят разочарование, т.к. дети, начиная общение с ровесниками, представляют этот процесс по-своему. Неоправданные ожидания часто приносят разочарования;
  • ребенку часто не хватает словарного запаса и знания понятий, чтобы объяснить родителям свои мысли, переживания, эмоции. В результате появляется некоторая замкнутость, отчуждение.

5 лет – это возраст, когда начинают проявляться черты характера, а авторитет родителей немного падает. Это означает, что время безусловного послушания прошло. Дети уже начинают доступными способами отстаивать свое мнение.

Читайте также:  Сколько раз в неделю нужно купать ребенка 5 лет

Как вести себя родителям

Чтобы предупредить или сгладить проявление психоэмоциональных срывов, родителям надо не только демонстрировать понимание состояния своего ребенка, но и направить в мирное русло его импульсивность.

Для этого стоит придерживаться следующих правил:

  • чаще играть с малышом: в дневное время это должны быть подвижные игры;
  • незадолго до сна всей семьей устраивать прогулки на свежем воздухе;
  • делегировать детям несложные домашние дела – поливать комнатные цветы, помогать маме в магазине с покупками.

При этом очень важно не забывать каждый раз благодарить за помощь и подчеркивать, насколько значимой она для вас является.

Всегда отмечайте успехи и таланты своих детей в любой области, поощряйте его стремление узнавать новое. И как можно чаще напоминайте ему, что вы все равно его любите. Тогда кризис в 5 лет у ребенка будет протекать намного мягче.

Обязательно объясните детям границы дозволенного и расскажите, почему должно быть именно так.

Малыш должен знать законы и порядки, принятые в семье. Если он устроил истерику из-за того, что что-то произошло не так, как он хотел — переждите. Когда ребенок успокоится, надо поговорить с ним, объясняя, как надо себя вести, почему нельзя делать то, что он хочет, устраивать истерики.

Советы психолога о том, чего делать не стоит

Прежде всего, ни в коем случае не следует ругать ребенка и уж тем более наказывать за плохое поведение. Иначе можно спровоцировать отчуждение и замкнутость, а в дальнейшем это приведет к нарушениям социализации.

Полностью исключается и применение физической силы. Детям в это период и так тяжело, а, поднимая на него руку, можно еще больше ухудшить состояние, нанести серьезную психологическую травму.

При отсутствии доверительных отношений ребенок сделает вывод, что его проблемы никого не интересуют, он всем мешает и может отказаться от открытого общения с родителями.

Никогда не стоит критиковать поведение, поступки ребенка в присутствии кого бы то ни было. Все свои замечания и претензии надо обсуждать с глазу на глаз.

Советы психолога включают запрет на демонстрацию детям своих негативных эмоций. Не стоит показывать свое огорчение, растерянность, злость или обиду. Невозмутимый вид родителей в ответ на истерику обескуражит ребенка, и он очень быстро успокоится сам. Такое поведение будет профилактикой возможных манипуляций взрослыми в будущем.

Родителям сложно сохранить спокойствие и терпение, наблюдая всплеск эмоций не в меру разбушевавшегося чада. Но всегда стоит помнить, что малышу пережить этот кризис намного сложнее. В этом возрасте формируется восприятие мира и своего места в нем. Поэтому родителям надо отнестись с терпением и пониманием к капризам своего пятилетнего ребенка.

Читайте в следующей статье: кашель у грудничка без температуры

Источник

Мамы, отзовитесь пожалуйста. Ребенку через полтора месяца будет 5 лет. Девочка. Отсутствует любопытство от слова совсем. Только сегодня на это обратила внимание. Вопрос «почему» звучит в контексте только, если ее просишь что-то сделать, а она не хочет. То есть ей не интересен окружающий мир. Да я, вообще, от нее вопросов никаких не помню. Как будто ей ничего не интересно. Сама много чего болтает, но никогда ничего не спрашивает, даже не уточняет ничего. А, нет, вспомнила, иногда спрашивает, когда мы домой на прогулке, что мы сегодня едим, и где мой мишка. Вот ее практически весь перечень вопросов. Но она и слушать не любит и толком не умеет. Скажите, мамы, прошедшие этот период, может, просто не все дети засыпают взрослых вопросами? Так-то все, что в садике учат, она знает не хуже других детей.

Автор

[1001544097] — 30 мая 2018, 21:55

13 ответов

Последний —
03 июня 2018, 19:41
Перейти

1.

Гость

[1474484698] — 30 мая 2018, 22:41

Если она не «почемучка», это не значит, что с ней что-то не так! Поверьте. Все детишки разные, воспринимают мир по разному. А если уж переживаете, отдайте ее в какую-нибудь прикольную развивашку — 5 очень подходящий возраст. Может в ней скрытый талант и она просто тихоня! Например, Аmakids могу посоветовать. Там очень много хороших программ, а летом они в формате интенсива будут.

2.

Гость

[4199732724] — 30 мая 2018, 22:43

Дак уж знает наверно всё и так к пяти годам то. Я вот, кажется, с пяти лет ничего принципиально нового и не узнал.

3.

Гость

[3332727302] — 30 мая 2018, 22:48

Вам просто повезло. У вас умненький ребенок, который все знает и не достает вас вопросами. Наслаждайтесь.

4.

Гость

[2289824513] — 30 мая 2018, 23:17

Я такая была. Не спрашивала ничего, и тем более никаких дурацких «а почему ветер дует». Во-первых, мне были предоставлены все книги в доме, я читала с 3 лет, смотрела картинки в энциклопедиях и альбомах. Во-вторых, меня на опережение просвещали. Вот рябина, вот синица, вот запорожец, вот исполком. Иногда придумывала свои версии происходящего, причём чисто для смеха. Эпик был, когда я предположила, что облака статичны, а движение — это вращение земли. Это мне года четыре было.
Моё основное взаимодействие со взрослыми/старшими в семье по сей день в основном такое — я что-то увидела, узнала и мне надо срочно это продемонстрировать общественности — прочитать, показать и т.д.
Неприятности это мне стало доставлять в подростковом возрасте, когда по идее надо спросить, а я молчу и сама разруливаю. И во взрослом возрасте тоже. На претензии, почему не спросишь, всегда говорила — да я откуда знаю, про что спрашивать и что вообще это нужно делать. На этой почве завелось некоторое количество обид и недоговоренных проблем. Вот в этом плане вам на будущее — проявляйте внимание и не ждите, что к вам побегут за помощью, сами идите навстречу.
В плане развития я вот не могу сказать сама про себя ничего. Мне кажется, то, что я предпочитала не спрашивать. а сама соображать, было основой разных полезных навыков, но это может только казаться, а со стороны я может дуб сосновый.
Вот и весь сказ. Что вам ещё рассказать?

Читайте также:  Пневмония ребенка 5 лет

5.

Гость

[551624836] — 30 мая 2018, 23:19

Мой тоже никогда -никогда не задавал вопросов.Самостоятельно прошел через возраст вопросов.Сейчас он подросток и еще и дает мне советы.Бывает такое.Некоторым личностям надо до всего доходить своим умом,чужой ум им не нужен.Себе на уме ваш ребенок.И это скорее плюс.Но с ровестниками и в школе будет не просто.

6.

Гость

[2289824513] — 30 мая 2018, 23:26

Автор

То есть ей не интересен окружающий мир.

7.

Гость

[2879137933] — 30 мая 2018, 23:47

Если люди, у которых на все есть свое мнение) вот видимо это ваш случай)))

8.

Гость

[1049223227] — 31 мая 2018, 10:13

Это можно констатировать, как снижение познавательного интереса, если вы не обидитесь. В целом не отстает по развитию на свой возраст? А вопросы не только «почему» существуют. Еще «зачем, когда, как, где, куда, откуда, какой и др». И ребенок в 5 лкт должен в норме интересоваться.

9.

Гость

[1598626575] — 31 мая 2018, 14:25

Гость

Это можно констатировать, как снижение познавательного интереса, если вы не обидитесь. В целом не отстает по развитию на свой возраст? А вопросы не только «почему» существуют. Еще «зачем, когда, как, где, куда, откуда, какой и др». И ребенок в 5 лкт должен в норме интересоваться.

10.

Гость

[2761167773] — 31 мая 2018, 14:39

Гость

Ну какая норма? Если ребёнок молчит, это не значит, что у него в голове ничего не происходит. А утешать себя тем, что если ребёнок чешет глупые вопросы без перерыва, то будет гением, наивно.

11.

Автор

[3959896026] — 31 мая 2018, 19:40

Так, ребёнок знает всю садиковскую программу, но не более. Все что ей не известно, то и не интересно. Она говорит много, но как-то безинформативно. Я думаю, просто у нас ещё не начался возраст «я познаю мир». Периода любопытства не было пока ещё. Но ей пока ещё только 5 лет. Я просто, наверное, тороплю события

12.

Гость

[2289824513] — 03 июня 2018, 19:41

Автор

Так, ребёнок знает всю садиковскую программу, но не более. Все что ей не известно, то и не интересно. Она говорит много, но как-то безинформативно. Я думаю, просто у нас ещё не начался возраст «я познаю мир». Периода любопытства не было пока ещё. Но ей пока ещё только 5 лет. Я просто, наверное, тороплю события

13.

Гость

[2739106195] — 14 марта, 13:47

ЭТО В РАМКАХ НОРМЫ. СЕЙЧАС ДЕТИ ПОЛУЧАЮТ МНОГО ИНФОРМАЦИИ И ПРОСТО МОЗГ ЕЕ ОБРАБАТЫВАЕТ

Источник

Многие родители часто раздражаются на своего пятилетнего ребенка, который не всегда воспринимает их слова и не спешит беспрекословно подчиняться маме или папе. Он не собирает игрушки по их первому требованию, плохо ест, не хочет чистить зубы и т.д. Вместо того, чтобы понять ребенка и не забывать об его возрастных особенностях, родители начинают злиться, кричать и зачастую именно с этого возраста навсегда теряют нормальные взаимоотношения с собственным отпрыском. Что делать, если ребенок не слушается в 5 лет: советы психолога, как общаться с ребенком, о чем нужно помнить, имея дело с пятилетним.

Первое, что нужно помнить про пятилетних детей — в этом возрасте они начинают чувствовать себя самостоятельными и пытаются влиять на решения родителей, диктуя тем свою волю. Вы можете сколько угодно угрожать пятилетнему ребенку карами за его непослушание, это все довольно бессмысленно — ребенок уже довольно точно осознает, какие угрозы вы способны исполнить, а какие — нет.

Читайте также:  Капли баю бай для ребенка 5 лет

Помнить следует также о том, что ребенок очень во многом копирует вас. Перемены в поведении ребенка нужно начинать с изменения собственного поведения. Помните также, что вы — человек взрослый, а значит, с вас спрос гораздо выше. Измените себя, скорректируйте собственное поведение — изменятся и ваши взаимоотношения с ребенком.

Также не забывайте о том, что в пятилетнем возрасте игра для ребенка — это не развлечение, а способ осмысления окружающего мира. В игре ребенок обыгрывает те ситуации, которые наблюдает каждый день. Ограничивать ребенка в играх поэтому стоит только в совсем крайних и исключительных случаях.

Отвечая на вопрос, что делать, если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога касаются также способа общения с вашим чадом. Пятилетний ребенок не так прост, и в общении с ним нужен правильный подход. Он должен заключаться в том, что вы, с одной стороны, даете ребенку какое-то указание или просьбу, но при этом, с другой стороны, ребенок ощущает уважение к своей личности с вашей стороны и некую свободу в своих действиях. Также ребенок должен четко понимать, что вы от него ожидаете.

Как нужно правильно общаться с пятилетним ребенком:

  • Если ребенок ноет, не следует уподобляться ему, начинать нервничать и закатывать скандал. Спокойно скажите ему, что вы не можете понять, что он хочет сказать из-за того, что он плачет. У ребенка будет ощущение, что вам интересно, что он пытается сообщить, но им самим выбран неверный способ донесения своих мыслей, потому он и не может до вас достучаться.
  • Если ребенок в силу возраста очень активно ведет себя в супермаркете, балуется и мешает другим покупателям, не следует шипеть на него и ругаться. Правильнее будет отвлечь малыша. Например, просьбой найти его любимый сок. Тем самым он не только отвлечется, но еще и получит позитивную альтернативу своим действиям.
  • Если ребенок разбросал игрушки и нужно заставить его убраться, не стоит припирать его к стене фразами вроде “Ты не получишь ужин, пока не наведешь порядок”. Дайте ему определенную альтернативу и свободу, поставив при этом в положение, когда убраться все равно придется. Для этого спросите, когда он будет убираться — до ужина или после.
  • Если ребенок плохо ест, не нужно заставлять его и не выпускать из-за стола, пока он не доест предложенное. Просто твердо скажите, что после обеда до самого ужина он не получит никаких перекусов. Выбор остается за самим ребенком. Даже если он решит пару раз проверить вас и останется голодным до вечера, страшного ничего не случится, а урок будет усвоен, и проблема пропадет сама собой.
  • Приучая ребенка к ответственности за домашних животных, всегда делайте упор на то, как чувствуют себя ваши питомцы. Рыбок нужно кормить не потому, что вы приказываете а потому, что они тоже проголодались, следует дать им корм.
  • Предлагая ребенку почистить зубы перед сном, мягко подведите его к тому, чтобы он отправился делать это сам. Если вы будете ставить ему ультиматум, что он не получит сказку на ночь, если не почистит зубы, ребенок будет сопротивляться и правильно сделает. А вот если вы спросите его, что нужно сделать, прежде чем лечь в кроватку, он сам вспомнит про чистку зубов и отправится в ванную комнату.

Наконец, еще одна важная вещь, о которой нужно помнить, задумываясь, что делать, если ребенок не слушается в 5 лет, советы психолога касаются вашего отношения к ребенку в целом. Малыш должен слышать больше добрых слов в свой адрес, чем злых. Если его есть за что похвалить — всегда хвалите. У вашего ребенка уже закладывается самооценка, и постоянная брань в его адрес вырастит из него неуверенного в себе неудачника.

Оригинал статьи размещен здесь: https://puzenush.ru/sovety-roditelyam/chto-delat-esli-rebenok-ne-slushaetsya-v-5-let-sovety-psixologa/

???? Если вам понравилась статья, поддержите ее лайком ???? (ПАЛЕЦ ВВЕРХ). Это поможет другим людям узнать о ней

Будем признательны, если вы поделитесь статьей в соцсетях со своими друзьями!

Подпишитесь на нас, чтобы получать новые статьи наших авторов первыми!

Источник