Ребенок 5 лет не может пересказ

Ребенок 5 лет не может пересказ thumbnail

Эксперт по эффективному чтению — о том, почему может быть так сложно (и не надо) пересказывать учебник в средней школе

Есть дети, которые и к пятому классу продолжают читать не больше 100 слов в минуту. Причём вслух они читают и всё понимают, но начинают читать про себя — скорость падает на 20-30 слов, понимание ухудшается.

Читайте оригинальный текст на сайте mel.fm

Такие дети не могут пересказывать прочитанные параграфы учебника. И родители начинают сидеть с ними, читать и пересказывать вместе. На это уходит как минимум два-три часа, потому что параграфы в пятом классе — это уже не три страницы, а 10, 15, 20. Пока ребёнок дочитает до конца, он уже забыл, что было в начале. Интеллектуальные карты к параграфу мало чем помогут. Главные термины и мысли помогут выделить родители, а с чем связаны эти слова — дети запоминают с трудом.

В итоге, проблемы со чтением не решаются. Техника стоит на месте. Читать такие дети особо не любят. Одна лишняя страница параграфа для них — это наказание. Читать дополнительные книги по учёбе дети не хотят и всячески уходят от этого.

Причины медленного чтения и непонимания текста

Для начала нужно понять, почему ребёнок так читает. Несмотря на уже немаленький возраст, такому ребёнку хватает ресурсов только, чтобы озвучивать буквы, соединенные в слова, но совершенно не хватает на то, чтобы ещё и понимать, и запоминать прочитанное. Поэтому ребёнок может вслух читать одну страницу или десять. Эффект будет одинаковый — ничего не помнит и не может пересказать. Даже если вы задаете наводящие вопросы и всячески подсказываете, вы ясно понимаете, что ребёнок плохо помнит прочитанное.

Для того, чтобы пересказать параграф в 10-20 страниц, ребёнок потратит много времени, читая его два-три раза. После третьего раза желание читать автоматически исчезает. А материал так и не стал понятен и не запомнился.

Второе, что нужно помнить: проблемы с запоминанием прочитанного не решаются за счёт многократного чтения. У ребёнка будет только ещё более негативное отношение к чтению и конфликты с родителями, которые добиваются от него пересказа параграфов. Проблему нужно решать не чтением, а многократным улучшением когнитивных функций. Для этого надо делать упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия, ускорения мыслительных операций. Есть специальные книги по возрастам с такими упражнениями, интересные сайты.

Ваш план по улучшению чтения может быть таким:

1. 20-30 минут ежедневно упражнения по развитию когнитивной базы.

2. Чтение таблицы слов в три-четыре буквы столбиками. За раз читается вся таблица формата А4.

3. «Волна» — поворот книги на 90 градусов. Поворачиваем книгу каждые восемь строк на 90 градусов.

4. Пересказ коротких текстов в пять-десять строк. Лучше брать отдельные рассказы с законченной мыслью, а не отрывки параграфов. У ребёнка уже есть отвращение к учебнику, а с негативными эмоциями обучение не получится.

5. Пазлы в 24, 36, 54 штуки. Складывать за раз одну картинку.

6. Игра в три алфавита. На столе разложены карточки алфавита, и ребёнок составляет длинные слова в шесть-восемь букв. Это развивает словарный запас и помогает лучше идентифицировать буквы во время чтения.

7. Увеличение словарного запаса — придумывать слова на одну и ту же букву, придумывать слова на последнюю букву предыдущего слова, делать филворды, сканворды, кроссворды.

Если в день тратить на тренировки по чтению 30 минут, вы решите проблему за месяц. Техника чтения вырастет, как минимум в два раза. Но самое главное — успеваемость ребёнка улучшится уже через две недели, желание читать появится через три, а пересказывать параграфы станет во много раз легче.

Помните, что сам школьник проблему со чтением не решит. Если вы не знаете, как правильно строить тренировки и проводить занятия, найдите учителя по быстрому чтению. Работа в группе в учебном центре может помочь не всем детям, помните это, отправляя ребёнка на курсы скорочтения.

Удачи вам в тренировках!

Фото: iStockphoto (LightFieldStudios)

Источник

2016-04-05_142715

Ситуация: Ребенку 3, 4, 5, 6 лет. Он очень любит детские книжки и с удовольствием читает их с мамой или бабушкой. Стихи запоминает и может повторить слово в слово, а вот сказки не умеет пересказывать. И с кино то же самое. В чем дело: или он слушает и смотрит невнимательно, или у него просто нет «чувства рассказа».

Причины, почему ребенок не пересказывает текст?

Такие случаи, как описан выше, А. С. Макаренко называл «гипертрофией силлогизма». Что это значит? Допустим, какое-то педагогическое средство полезно и хорошо. И вот, твердо об этом помня, его начинают применять на каждом шагу, бессчетное количество раз. Но любой инструмент притупляется от слишком частого использования, любое лекарство перестает действовать, если его назначать без конца.

Устный пересказ прочитанного — только один из приемов развития речи, и нельзя все время выезжать на нем.

Когда ребенок слушает стихи, ритм и рифмы его захватывают, как нас — полюбившаяся песня, ему хочется повторять их на разные лады, упиваться музыкой стиха, двигаться в такт размеру стиха (об этом прекрасно написано в известной книге К. И. Чуковского «От двух до пяти»). Другое дело — проза: здесь малыш следит за развитием событий, переживает, «что будет дальше», а потом с трудом вспоминает, с чего началось и как было дело: ему нужно изрядное усилие, чтобы перевести образы сказки обратно на слова и фразы.

Если же при этом он успел усвоить (а взрослый — показать ему своим поведением, голосом, иногда хоть взглядом), что его заставляют снова рассказывать сказку «понарошке», без интереса к его рассказу,— то ему это, естественно, опостылеет. Ведь вы сами только что слушали эту сказку или даже читали ее, зачем же он снова должен это повторять? Он мог бы еще пересказать кому-нибудь из детей во дворе (ведь рассказчику надо, чтоб его слушали с интересом и сочувствием, а не для «проверки»), но маме пересказывать в который уже раз, конечно, тошно, лучше совсем ничего не слушать и не смотреть, и потом не пересказывать.

Читайте также:  Ребенок 5 лет потеет по ночам

Возможно также, что ребенок действительно не обладает «чувством рассказа», то есть не любит делиться прочитанным и виденным с другими, не находит удовольствия в чужом внимании и интересе. Однако скорее всего дело в том, что у него недостаточно тактично требуют пересказа.

Хитрые приемы, как научить ребенка пересказывать?

  • Очевидно, чтобы научить ребенка пересказывать, полезно продолжать читать и показывать малышу книжки и фильмы, раз это ему по вкусу. Но пересказа требовать не всегда, а пореже.
  • Самое главное — постарайтесь заставлять малыша рассказывать о виденном и прочитанном как бы невзначай, мимоходом, не сразу.
  • Сделайте вид, что вы забыли, что читали; пошутите, что сынишка уже забыл, какую картину видел утром (когда вспомнит название, пошутите, что забыл еще что-нибудь, и т. д.);
  • Попробуйте при ребенке начать пересказывать содержание книжки кому-то третьему, и при этом допускайте ошибки: поправит вас маленький рассказчик или нет?
  • Почаще пользуйтесь случаем, чтобы рассказ о прочитанном был обращен не к вам, а к гостю, родственнику.
  • Всегда живо интересуйтесь пересказом, поддерживайте маленького рассказчика забегающими вперед вопросами, вступайте с ним в спор («нет, не так было, по-моему»), а потом обращайтесь к книжке и признавайте свою неправоту.
  • Одним словом, учитесь вести беседу о прочитанном (кстати, для взрослых это подчас трудней, чем для детей — рассказывать).
  • И помните: никакого сухого тона, никаких приказов и поправок свысока, а побольше юмора, ласки, поощрения, подзадоривания, побольше разнообразия в подходах и приемах.

Источник

Как научить ребенка пересказывать текстЧасто вопросом, как научить ребенка пересказывать текст, родители задаются перед поступлением в школу, ведь большая часть школьного обучения построена на пересказывании услышанного или прочитанного. Однако большинство педагогов сходится во мнении, что наиболее подходящее время для обучения пересказу, это возраст от 3 до 6 лет.

Организуя специальные игры в дошкольном возрасте, вы закладываете хороший фундамент для навыка пересказа, не говоря уже о влиянии подобных занятий на развитие внимания, мышления, воображения и связной речи.

Для того чтобы пересказать, то есть воспроизвести прочитанный или услышанный текст, ребенок должен уметь:

  1. внимательно прослушать текст;
  2. понять его смысл;
  3. запомнить последовательность событий в сюжете произведения;
  4. запомнить авторские или народные обороты речи;
  5. осмысленно рассказать услышанный текст, соблюдая порядок действий и эмоциональную окраску событий.

Чтобы ребенок успешно освоил каждый из этих этапов, необходимо намеренно включать каждый из них в игровую деятельность ребенка и ваше с ним общение.

Произведения для пересказа

Ребенку сложно будет пересказывать длинные тексты со сложными деепричастными оборотами, поэтому тексты лучше выбирать короткие с динамичным сюжетом и понятной последовательностью событий. Герои должны быть знакомы ребенку, а их мотивы и поступки понятными. Будет хорошо, если произведение имеет воспитательный характер, несет некий моральный опыт малышу.

До 6 лет нежелательно использовать описательные произведения. Также не подходят стихи в качестве основы для пересказа. Стихотворения лучше заучивать наизусть.

Подходящими под эти требования будут народные сказки, рассказы Сутеева, Чарушина, Толстого, Ушинского и др.

Виды пересказов

По своему виду пересказ может быть:

  • Близко передающий смысл текста. Включает обороты речи, характерные для произведения.
  • Сжатый или краткий пересказ, когда ребенку необходимо вычленить главные события и коротко о них рассказать, опуская другие подробности.
  • С творческим дополнением — когда ребенку предлагается придумать отличные от изначального начало, конец произведения или вариант развития событий в поворотной точке сюжета.
  • С частичной перестановкой текста.

Первый вариант является основным в дошкольном возрасте, но при этом не стоит на нем останавливаться, ведь всевозможные творческие дополнения к хорошо знакомым произведениям помогают вернуть к ним интерес и способствуют развитию воображения и творчества у ребенка.

С 5-6 лет необходимо тренироваться в кратком пересказе, так как умение выделять главное является важным навыком в школьном возрасте.

На что стоит обращать внимание, когда ребенок пересказывает текст?

Самое главное требование – это осмысленность. Важно, чтобы ребенок понимал, о чем он говорит, а не повторял знакомый рассказ как заученную скороговорку. К другим требованиям относятся:

  • последовательность изложения;
  • отсутствие значительных пропусков, которые искажают сюжет;
  • использование характерных речевых оборотов;
  • плавность речи;
  • соответствие эмоционального сопровождения сюжету произведения.

Конечно же, это некий идеал, к которому следует стремиться. Поэтому когда вы услышите первый сбивчивый и не очень разборчивый пересказ вашего крохи, не отчаивайтесь – это нормально. Регулярные тренировки и интересные рассказы сделают свое дело, и речь малыша станет связной и насыщенной.

Первое, с чем сталкиваются родители, когда хотят научить ребенка пересказывать текст – это бедность детского активного словаря, в котором присутствуют в основном существительные и глаголы. Для того чтобы исправить такое положение вещей, необходимо самим обогатить свою бытовую речь прилагательными, причастными и деепричастными оборотами, сравнениями и фразеологизмами. Кроме того, в статье «Игры со словами» описано много игр, которые помогут насытить речь ребенка новыми словами.

Читайте также:  Как сделать кровать ребенку 5 лет

На первых порах, пока у вас не выстроилась собственная схема занятий, вы можете пользоваться следующей:

  1. Вначале необходимо заинтересовать ребенка сюжетом рассказа: загадать загадку про главного героя, показать и обсудить картинку с его участием;
  2. Далее предлагаем ребенку послушать и читаем произведение;
  3. Задаем вопросы по произведению. Вопросы могут быть направлены: на порядок действий в произведении (что за чем), на место действия и как оно описывается, на характеристику главных героев и обсуждение мотивов их поступков, на использование фразеологизмов и авторских оборотов в тексте;
  4. Предупреждаете ребенка, что после прочтения он будет пересказывать, после чего зачитываете произведение;
  5. Ребенок пересказывает. Если у него возникают сложности с сюжетом или последовательностью, помогаем, задавая наводящие вопросы;
  6. Хвалим ребенка и предлагаем творческое занятие по произведению (рисование, аппликация, лепка, поделка и пр).

Учимся пересказывать в возрасте 3-4 лет

В этом возрасте ребенок способен на пересказ только с опорой на картинки, схему или подробные вопросы взрослого. Поэтому лучшими помощниками вам будут фланелеграф, геометрический конструктор или последовательные картинки по произведению (их могут заменить ваши схематичные рисунки).

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Когда вы прочтете сказку и подробно ее обсудите, попросите ребенка показывать сказку на фланелеграфе параллельно с вашим чтением. Читайте медленно, чтобы малыш успел разыграть все события.  Если нет подходящих картинок – замените их фигурами из конструктора (каждой фигуре присвойте определенное значение, например, большой круг — медведь, маленький круг – Маша, маленький прямоугольник — короб и т.д.). Этот способ также развивает память и воображение.

Также вы можете рисовать схематичные изображения по рассказу, а потом малыш будет рассказывать по этой схеме весь текст. Или же пользоваться иллюстрациями из книг. Последний способ имеет ряд недостатков. Часто изображения в книгах перегружены деталями и отвлекают ребенка от основной линии сюжета.

Пересказ в 4-5 лет

В этом возрасте самым главным этапом является обсуждение произведения. Задавая ребенку множество вопросов по сюжету, вы тем самым помогаете ему лучше понять смысл произведения и порядок событий в нем. Начинайте с простых вопросов. Например, по сказке «Кот и Петух»: куда ушел кот? что наказывал петушку? что говорила лиса? И постепенно переходите к более расширенным: как петух и кот попали в лес? что происходило, когда кот уходил за дровами? Потом вы можете просто просить ребенка рассказать начало сказки, что было в середине и конец сказки.

Таким образом, взрослый помогает ребенку и за него выстраивает «схему» сказки. Для ребенка 4 лет не очевидно, что сказку следует рассказывать сначала. Он будет пытаться рассказать ее с самого интересного, по его мнению, места, несмотря на то что сюжет из-за пропущенного начала может быть не ясен.

Ребенку важно уметь пересказывать как все произведение целиком, так и его отдельную часть. Кроме того, малыш может упускать важные детали из-за уверенности, что вы же знаете сказку, и вам эти подробности ни к чему. Если вы столкнулись с такой проблемой, то попробуйте попросить ребенка рассказать сказку только что пришедшей игрушке.

Это также подходящий возраст для начала творческого пересказа. Например, демонстрируя сказку на фланелеграфе, самостоятельно введите нового героя и вплетите его в сюжет. Когда ребенок будет пересказывать, то он уже по вашему образцу может ввести другого нового героя или заменить главного на свое усмотрение.

Заключительной частью занятия может быть драматизация прочитанного произведения, то есть не спектакль с игрушками или на фланелеграфе, а постановка с распределением ролей между участниками. Хорошо привлекать к этому домашних и других детей. В такой ситуации ребенок примеряет на себя роль конкретного героя, учится выражать его эмоции голосом, позой и жестами, внимательно следит за сюжетом, чтобы не пропустить свой выход.

Пересказ в 5-6 лет

При успешном овладении навыками подробного пересказа в раннем возрасте, в 5-6 лет усложняют задачу для ребенка, используя поэтические описания природы в качестве основного текста.

Более сложным заданием будет краткий пересказ текста, что требует от ребенка умения отделить главное от второстепенного, сохраняя при этом целостность сюжетной линии.

Для этого после первичного прочтения и обсуждения сказки предложите ребенку разбить ее на главы. Объясните, что главы – это части произведения, в которых описывается кусочек сюжета. Главу можно коротко назвать так, что всем сразу будет понятно, о чем она. Начинайте повторно читать сказку, а ребенка просите вас останавливать, когда глава закончится, после чего вместе придумайте название главы, и пусть ребенок схематично зарисует её содержание. Глав должно быть от 4 до 8. У вас получится написанный и схематический планы произведения. Теперь попросите ребенка рассказать текст, опираясь на нарисованную схему и не вдаваясь в подробности.

Читайте также:  Как общаться с капризным ребенком 5 лет

В этом возрасте используют иные вопросы на этапе обсуждения. Вместо вопросов — где? когда? что? какой? — используют – почему? зачем? для чего? — которые помогают ребенку понять смысл, напрямую не раскрытый в произведении.

Пример занятий с группой детей по пересказу смотрите в этом видео:

Расскажите в комментариях, какие произведения вы используете для пересказа с детьми?

Какие игровые приемы вы используете, чтобы привлечь ребенка к пересказыванию текста?

Хотите играть с ребенком легко и с удовольствием?

Узнайте как — из аудиокурса «5 врагов регулярных занятий с ребенком: найти и обезвредить!»

Автор: Виктория Сахно

Все статьи автора

Увлеченная мама дочки Машеньки. Стремлюсь наполнить детство веселыми играми, неожиданными сюрпризами и яркими впечатлениями. Сторонница раннего развития детей и развивающих игрушек своими руками.

Предыдущие записи рубрики

  • Игры для изучения цветов
  • Тематическое занятие «Музыка погоды»
  • Игры по осенним сказкам
  • Лэпбук «Прогноз погоды»
  • Сценарии игр по детским песенкам

Вам будет интересно:

Источник

Доброго времени суток,уважаемые подписчики.

У детей многих возрастов, будь то 3 класс, 2 класс, 1 или дошкольники, нередко возникают проблемы с работой с текстом, а ведь это очень важная часть обучения, основа основ. По большей части, это проблемы с пересказом текста. В таком случае перед родителями встает вопрос, как научить ребенка пересказывать текст грамотно и без ошибок. На первый взгляд задача простая, однако, имеет ряд нюансов.

Для начала нужно понимать, что может быть причиной проблем с пересказом у малышей. Психологи сходятся во мнении, что всему виной скудный словарный запас. В это понятие входит:

1. Чтение. Если ребенок мало читает или, что ещё хуже, вообще не читает, то ему будет гораздо тяжелее даваться пересказывания. Немудрено, ведь при чтении человек подсознательно совершенствует свой язык, что очень существенно для развивающегося организма. Поэтому очень важно приучать ребенка читать с малых лет.

yandex.ru

2. Общение. Общение с родителями и сверстниками очень сильно увеличивает словарный запас ребенка. Обычные разговоры так несущественны для взрослых, однако имеют непомерно большое влияние на маленьких детей. Если же ребенок стесняется разговаривать со своими сверстниками, то нужно приложить все усилия, чтобы он смог войти в группу и нашел других детей с которыми смог бы вести беседы.

На проблемы с пересказом может повлиять невнимательность. Очень часто дети рассеяны и просто неспособны сосредоточиться на тексте, а поэтому в дальнейшем ощущают большие сложности.

Существует несколько действенных способов научить ребенка пересказывать прочитанное:

1. Разговаривать с ребенком в манере «вопрос-ответ». Такой подход предполагает, что ребенка будут спрашивать так, что невозможно будет дать односложный ответ или с фразой «расскажи как». Этот способ не даст мгновенного результата, однако с течением времени естественно он разовьет у чада способность строить последовательную речь, которая так необходима не только в пересказе, но и в дальнейшей жизни.

yandex.ru

2. Никаких зубрежек. Ребенок должен понимать текст, а не просто его воспроизводить. Если малыш понимает смысл прочитанного, то он сможет пересказать, однако если он только зубрит, не вникая в смысл, то вредит самому себе, так как множество информации проходит неусвоенной.

3. Анализ текста. Анализ текста и выделение основных частей поможет ребенку пересказать прочитанное, так как по главным моментам ребенок сможет воспроизвести всю картину. Поэтому надо приучать ребенка понимать, вникать в смысл прочитанного или услышанного.

4. Выражения посредством мимики, жестов. Малышам гораздо проще запомнить информацию с помощью жестов и мимики. Опираясь на понятные и простые образы детям будет легче справиться с пересказом, однако этим способом пользоваться желательно с детьми младшего школьного и дошкольного возраста.

5. Учиться в форме игры. Дети гораздо лучше воспринимают информацию, когда играют, так как они расслаблены и знания откладываются на долгое время.

yandex.ru

По стандартам Российского образования пересказать текст 1 класс должен на 50% от общего смысла, а пятиклассник – 100 процентов сюжета. Здесь речь идет именно о сюжете, что повышает ценность умения ребенка анализировать текст, вместо простой зубрежки.

Умение пересказывать прочитанное – это необходимый навык, который полезен для развития мышления и последовательной речи ребенка. Чтобы научить ребенка пересказывать текст от родителей не требуются титанические усилия. Нужно лишь проявить терпение и начинать готовить ребенка заранее. Необходимо постоянно разговаривать с ребенком, совершенствуя его словарный запас и навыки построения последовательной речи, связанной между собой. Учить ребенка анализировать текст и понимать его, а не просто заучивать наизусть. Эти простые действия позволят родителям помочь их чаду, а ребенку не испытывать проблем в школьной жизни. Придерживаясь этих простых правил родители могут научить своего малыша пересказывать прочитанное легко и просто.

Cпасибо, что дочитали статью. Ставьте пальцы вверх. До скорой встречи.

Источник