Как сконцентрировать внимание ребенка 1 года
«Сосредоточься на том, что ты делаешь!», «Сколько раз тебе это повторять?» – родители говорят эти фразы своим детям миллионы раз. В конце концов, начинают думать, что с их ребенком, возможно, не все в порядке. Сомнения набирают силу, когда взрослые видят, что сверстники их малыша лучше справляются с поставленными заданиями, поскольку в состоянии на них сосредоточиться. Давайте поговорим о внимании и о его нарушениях. Когда ребенок должен сосредоточиться на задаче и насколько долго? Что должно вызывать беспокойство и что вообще с этим делать?
О концентрации внимания.
Концентрация внимания — это умение сосредоточиться на задаче, не отвлекаясь на другие раздражители. До 5-го года жизни внимание ребенка носит непроизвольный характер, о чем прекрасно знают все родители. Малыш концентрируется на том, что для него является новым, громким, привлекательным. Много задач оставляет незаконченными, о многом ему нужно постоянно напоминать: «Ты оделся?», «Я просила, чтобы ты почистил зубы». Типичное поведение, которое показывает, как пойти в комнату за пеленками для младшего брата (по просьбе мамы) и «потеряться» по пути, отвлекшись на совершенно другие действия.
При правильном развитии ребенка изменения в сфере навыков концентрации внимания происходят между 5 и 7 годами жизни. Малыш уже способен сосредоточить внимание на времени, которое позволяет ему выполнять поставленные задачи, ему не нужно неоднократно напоминать, что он должен что-то делать, все чаще и чаще может сосредоточиться на двух действиях одновременно, не оставляя ни одного из них (например, смотрит сказку и надевает тапочки).
К сожалению, у многих детей эти изменения не происходят или происходят в очень медленном темпе. Тогда можно говорить о расстройствах концентрации внимания. Эта проблема является серьезной, поскольку сулит неудачи в период обучения в школе.
Нарушения концентрации внимания у ребенка: активно-импульсивный и пассивный типы.
Нарушения концентрации внимания у ребенка можно разделить на два типа. Первый из них — это тип активно-импульсивный. Ребенок отвлекается очень легко из-за внешних раздражителей. Эти дети очень нетерпеливые, работают быстро, грубо, постоянно подвергаясь при этом разочарованию. Часто мешают в группе, дразнят других детей. Кажется, что у них слишком много энергии, что не дает сосредоточиться. И хотя они очень сильно переживают свои неудачи (плачут, ругаются, оскорбляют), это не меняет их поведение.
Второй тип — это дети, которые, кажутся «мечтательными». У них пассивный вид. Это малыши, которые часто задумываются при выполнении задания, что мешает им его закончить. Сложные и самостоятельные задачи вызывают у них уныние. Часто задумываются, забывают что-то, им не хватает мобилизации и активности в принятии решений.
Например — шнуровка обуви. Ребенок из первой группы сделает это быстро, плохо и будет не доволен результатом. Ребенок из другой группы будет завязывать шнурки очень долго и, в конечном счете, не выполнит задание. Оба могут иметь проблемы в школе из-за нарушения концентрации внимания.
Как распознать нарушение концентрации внимания?
Ответьте себе на несколько вопросов:
1) Нужно ли постоянно повторять свои просьбы, потому что малыш их забывает?
2) Есть ли у вас впечатление, что ваш ребенок часто не помнит того, что должен? Например, на вопрос о прочитанной книге, не может вспомнить ее тему?
3) Ваш ребенок быстро устает при различных действиях, жалуется?
4) Часто ли бросает свои незавершенные задачи (рисунки, поделки, упражнения)?
5) Если ребенок работает быстро, неопрятно – у вас создается впечатление, что делает это только для того, чтобы «отстали»?
6) Видите ли вы, что его внимание слишком маленькое? Например, несколько раз нужно говорить: «Надень эти штаны, они лежат рядом, уже три раза тебе говорила»?
Если на большинство вопросов вы отвечаете согласием, то у ребенка есть проблемы с концентрацией внимания и чтобы избежать школьных проблем, нужно начинать действовать.
Как тренировать концентрацию внимания у детей?
Требовать внимания.
Не разрешать ребенку отвлекаться. Пример – если малыш начинает рассказывать о том, что с ним происходило в детском саду, прервите его, сказав: «Сначала закончим одно дело. Наденем туфли, а потом ты мне расскажешь». Создайте правило, например: «Сначала нужно закончить то, что начали», которое вы будете часто повторять. Реагируйте всегда в ситуациях, в которых малыш отвлекается, например, когда начинает играть во время еды.
Слушайте внимательно.
Внимательно слушайте, что ребенок говорит, и задавайте ему различные вопросы. Если вы спросите, что было в детском саду на обед, а он говорит: «Не знаю» и меняет тему на «А сегодня на танцах…» — то мягко верните малыша к теме обеда.
Будьте точными и не делайте поблажек.
Распространенной ошибкой родителей является хвалить ребенка за любую работу. Ваш ребенок уже не совсем маленький и прекрасно знает, что его книжка должна лежать по-другому. Кроме того, если вы хвалите, а тетя в детском саду говорит: «Ты делаешь не так. Когда раскрашиваешь, то не выходи за эту линию», то ребенок теряется. Учитесь точности, скажите, например: «Я знаю, что ты старался, но посмотри – здесь есть пропущенные места. Давай попробуем закончить вместе, чтобы было все правильно».
Много практикуйтесь.
На рынке много разного рода книг для тренировки концентрации внимания. Книги на тему «найдите пять отличий» должны навсегда поселиться в вашем доме. Занимайтесь с ребенком и не позволяйте «Это мы оставим на потом, потому что скучно и сложно». Если через несколько месяцев эти действия не принесут результата, стоит обратиться с ребенком к психологу. Лучше всего еще до того, как начнет учиться в школе.
Источник
Научить ребенка сосредотачиваться и концентрироваться не простая задача. Как же с ней справиться?
Настоящая проблема современных детей – дефицит внимания и неумение сосредотачиваться на поставленной задаче. Причина этого – современный темп жизни, увлечение СМИ, телефонами, компьютерными играми. Быстрое мелькание кадров в телевизоре не позволяет малышу успевать следить за ними. Он привыкает к поверхностному усвоению информации. Это перевозбуждает нервную систему ребенка и способность сосредотачиваться.
Каждый ребенок индивидуален. Кто-то уже в два года может подолгу сосредоточенно сидеть собирать две половинки пазла. Кто-то и в 4 года может с трудом 5 минут усидеть на месте, выполняя не сложное задание.
Способность концентрации развивается только тогда, когда ребенок чем-то увлечен, поглощен этим делом.
Психологи выделяют приблизительную шкалу времени концентрации ребенка на одной задаче:
2 года –до нескольких минут, 3 года- 10 минут, 4 года — 15 минут, 5 лет -20 минут, 6- лет — 25 минут.
Способность сосредотачиваться так же зависит и от времени суток.
Топ 10 советов как научить ребенка сосредотачиваться и концентрироваться:
1. Режим. У ребенка должен быть режим. Сон не менее 9 часов. Ложиться спать вечером лучше до 22 часов. Время с 22-24 часов – это лучшее время для перезагрузки мозга, природой так устроено, что именно в это время мозг отдыхает и набирается сил на новый день. Это время сна называют лечебным.
2. Сосредоточиться поможет правильное освящение. В идеале у ребенка должна быть лампа зеленого цвета с неярким мягким светом. Это позволяет глазам и мозгу ребенка на дольше оставаться в работе. Работоспособность увеличиться с присутствием в комнате аквариума с рыбками.
3. Хорошо помогают сконцентрироваться миндальные орешки, чай с лимоном — стимулируют мозговую деятельность.
4. Начинайте читать ребенку книги как можно раньше. Рассматривайте с ним картинки, детали на картинках, называйте предметы.
5. Настольные игры. Учите ребенка играть в настольные игры с раннего возраста. Они развивают не только концентрацию, но и внимание. Логическое мышление, речь, умение договариваться.
Самым маленьким подойдет детское лото. От 2-х лет пазлы. От 3-х лет и старше – бродилки, дидактические игры. В процессе игры родители обязательно должны показать ребенку как здорово учиться, трудиться, познавать и открывать что-то новое. И тогда вы увидите результаты своих усилий очень скоро.
6. Перерывы. Делайте перерывы во время занятий. Чем меньше ребенок, тем чаще должны быть перерывы. В перерывы нужно попрыгать, побегать. Вы должны отвлечь ребенка от работы раньше, чем он сам начнет отвлекаться. Длительность концентрации индивидуальна у каждого ребенка. Наблюдайте, засекайте, сколько минут ваше чадо способно сосредотачиваться и исходя из этого делайте перерывы.
7. Занятие должно быть интересно ребенку, тогда он будет усидчив. Хорошо развивают способность сосредотачиваться, а так же мелкую моторику — совместные поделки. Это гораздо полезнее, чем академические уроки.
8. Научитесь сами давать ребенку внимание. Тогда получите и от него внимание. Во время занятия с ребенком сядьте рядом с ним. В комнате должна быть тишина. Контакт «глаза в глаза».
9. Предупредите рассеянность заранее.
Перед началом занятия пусть ребенок пополдничает. Это позволит не отвлекаться на перекусы и попить. Не стоит начинать занятия после подвижных игр или спортивных тренировок, когда ребёнок устал. Не перегружайте его. Школа, уроки, секции не должны идти потоком. Время отдыха должно быть.
Позаботьтесь, чтобы во время занятий ребенка его ни кто не отвлекал. Разведите сестру или брата в разные комнаты. И уж, тем более, не разрешайте одному ребенку смотреть телевизор, в то время когда вы занимаетесь с другим.
Терять сосредоточенность дети могут тогда, когда задача кажется им слишком трудной. Разделите задачу на несколько этапов. Так ребенку будет понятнее и легче. Не забывайте хвалить свое чадо за самостоятельную работу.
10. Самая главная рекомендация – как можно меньше времени давать ребенку сидеть с гаджетами и у телевизора. Для многих родителей это удобно, они могут заняться своими делами, думая, что ребенок занят и развивается. Это иллюзия.
Длительное сидение перед экраном приводит:
• Не развивается мышление. Мышление подразумевает задавание вопросов и поиск ответов на эти вопросы. А в телевизоре он получает готовые ответы на не заданные вопросы.
• Не развивается воображение. Картинки на экране двигаются и переключаются очень быстро, что делает развитие воображения ненужным.
• Речь деградирует. В современных мультфильмах персонажи общаются на крайне примитивном уровне междометий и их речь не направлена на ребенка. Конечно, ест хорошие мультфильмы, которые можно использовать в обучении. Но не забывайте отслеживать и контролировать, во что играет, что смотрит ваш ребенок и как долго.
Источник
Научить дошкольника концентрировать внимание — одна из самых сложных задач. Как же с ней справиться?
Отвечает логопед, исполнитель сервиса YouDo Валерия Вепренцева.
Каждый ребенок индивидуален, поэтому однозначно сказать, когда он научится концентрироваться на каком-то деле, нельзя. Один ребенок в год и четыре месяца будет старательно скреплять паззл из двух деталей, слушать, как ему читают книги, рассматривать картинки, а другой и в 4 года будет с трудом сидеть на месте, когда ему поручили какое-то задание.
Одно могу сказать точно: если ребенок чем-то увлечен, он будет полностью поглощен этим делом, а соответственно, развивать способность к концентрации.
Существует приблизительная шкала времени, на которую можно ориентироваться, когда ребенок в целом может концентрироваться на одной задаче в обучении (с небольшими паузами и перерывами):
2 года — до нескольких минут,
3 года — 10-15 минут,
4 года — 20 минут,
5 лет — полчаса,
6 лет — 35 минут.
Подчеркну, что это время будет для каждого ребенка индивидуальным! А также то, что любое занятие стоит разнообразить упражнениями, направленными на отдых и переключение внимания.
Три шага к развитию концентрации
Во-первых, стоит начинать как можно раньше читать ребенку книги.Важно не просто читать, а рассматривать картинки, фиксировать внимание на деталях, просить малыша показать разные предметы на иллюстрациях.
Ребенку постарше — задавать вопросы по тексту.
Во-вторых, следует с раннего возраста учить ребенка играть в настольные игры. Они развивают не только способность к концентрации, но и внимание, логическое мышление, речь, умение договариваться, действовать по очереди.
При этом каждая настольная игра обычно направлена на развитие определенных навыков и включает разные задачи.
С самыми маленькими детьми освойте детское лото. С малышами постарше (от 2 лет) собирайте простые паззлы. У трехлеток и старших дошкольников лучше всего зайдут бродилки.
Также взрослые могут использовать дидактические игры («Найди маму», «Чей домик?»), придумывать самостоятельные игры с палочками Микадо.
Самое важное в процессе игры, чтобы родители показывали ребенку, как это здорово — учиться, трудиться, открывать что-то новое. И тогда результаты не заставят себя ждать.
Самая главная,третья рекомендация —ограничивать время ребенка, которое он проводит с телефоном, телевизором и планшетом.
Наличие телевизора и планшета порождает у некоторых родителей иллюзию того, что можно занять ребенка мультиками, сериалами или компьютерными играми, а самим переключиться на свои дела, делая вид, что досуг ребенка — не проблема родителей. И ребенок, как завороженный, сидит перед телевизором или за компьютером, не тревожит маму и папу.
Бесконечное сидение перед телевизором приводит к тому, что у детей:
• не развивается воображение, так как движущаяся картинка на экране делает его ненужным;
• не развивается мышление, так как мышление предполагает задавание вопросов и поиск ответов на него, а телевизор сразу же предполагает ответы на незаданные вопросы;
• происходит деградация речи: в частности, из-за многих мультфильмов, в которых персонажи общаются на крайне примитивном уровне междометий, а их речь не направлена на ребенка.
Использование гаджетов и телевизора в обучении и развитии неплохо само по себе, но оно наносит непоправимый вред, когда вы перестаете отслеживать, во что играет, что смотрит ваш ребенок и как долго.
Источник
Как часто мы говорим своему ребенку: «Ты невнимательный!», когда ребенок допускает нелепые ошибки.
Внимание — это способность человека сосредоточиться на определенных объектах и явлениях. Источников информации в окружающем мире очень много и их большое количество воздействует на человека одновременно. Нужно уметь выделить важную и полезную информацию. Эту функцию и выполняет внимание.
В школе к ребенку предъявляются требования разного уровня, появляются новые обязанности. Одни дети справляются с этим легко, а для других деток это сложный и трудный процесс. Оказывается, что успехи детей в школе и других видах деятельности зависят от способности быть внимательным. Внимание нужно развивать.
Как научить ребенка внимательность? Давайте разберем.
Проблемы внимания бывают трех разных типов:
1.Нарушения внимания, связанные с энергетикой ребенка, когда у него понижен энергетический уровень работы мозга и всей нервной системы. Это такие дети, которые очень быстро устают. Или, наоборот, гиперактивные дети, которые не могут сидеть на месте, все время что-то роняют, куда-то бегут. Это врожденное нарушение внимание, которое формируется во время беременности и в первый год жизни. Такое нарушение сложнее поддается контролю.
2.Нарушение внимания, связанное с органами чувств (зрение, слух). Например: ребенок хорошо воспринимает информацию когда, читает, но совсем не воспринимает информацию на слух.
3.Нарушение внимания, связанное с нарушением программирования и контроля своих действий. Ребенок не может составить план дня, программу того, что ему надо сделать и в какой последовательности и проконтролировать это.
Причины нарушения и их выявление
1.Причины нарушения энергетической составляющей внимания — это врожденные нарушения. Связанны эти нарушения с работой структур головного мозга, которые формируются во время беременности. В период беременности у мамы были, например: гипоксия, обвитие пуповиной, стрессы. Дети с энергетическими нарушения быстро устают. Можно заметить к концу дня ребенок как бы «разваливается», у него нет сил, он приходит и ложиться спать. Или наоборот, очень активный. На уроке все время вертится и не может сидеть, все время куда-то бежит — это тоже нарушение энергетики. Ребенок как бы пытается себя подпитать тем, что он крутится, вертится, что-то делает. Потому что если он остановиться, он сразу же уснет. Проблемы с вниманием у таких деток остаются на всю жизнь. Их можно исправлять, поддерживать, корректировать, но полностью искоренить это невозможно.
Заметить такие нарушения можно уже в первый год жизни малыша. Он очень активен, плохо спит, или, наоборот, много спит, малоподвижен. Обычно невропатологи это видят на раннем этапе. Если соблюдать рекомендации врача (медикаментозное лечение, массаж, закаливание) эти проблемы можно очень сильно уменьшить, если заниматься до года. После года уже посложнее. Таким детям подходит активный отдых, например — бег. Как можно больше дыхательной активности, чтобы мозг обогащался кислородом и ребенок лучше думал. Полезны такие минутки перерыва в которые ребенок может сесть подышать, сделать зарядку, облиться прохладной водой.
2. Внимание, которое связано с контролем своей деятельности, с построение программ и планов, формируется уже при жизни ребенка, его формируют родители в ходе совместной деятельности. Наличие такого внимания, то есть умение себя контролировать (сидеть за столом, составлять план своих действий, последовательность выполнения) формируется к школе, к 7 годам. Является фактором готовности к школе. Именно в этом возрасте многие родители начинают бить тревогу, обращаются к психологам (а вообще лучше обращаться к нейропсихологу, он проведет диагностику), потому что нарушения уже явно видны в первом классе. Переживать не стоит. Все нарушения хорошо корректируются, но при условии, если родители включаются и работают с ребенком.
Манипуляции
Бывает так, что у ребенка проблемы не с вниманием, а он просто пытается манипулировать мамой и теми кто рядом. Это хорошо вино по поведению. Например: ребенок все время что-то теряет дома (игрушки, карандаши, какие-то мелкие предметы, ключики, монетки), ходит ищет, устраивает истерики, чтобы вся семья бегала по дому и искала эту вещь. Мама ходит и подбирает за ним эти вещи, чтобы в случае чего дать ему то, что он ищет. В этой ситуации мама делает все, чтобы его внимание не развивалось. Ребенку, конечно, проще, чтобы мамам искала его вещи, чем он сам будет искать.
Мама должна сказать следующее: «Ты уже большой, ты можешь запомнить, где оставлял свою вещь, давай иди и ищи сам. Вспомни, где ты видел эту вещь последний раз?». Говорить нужно спокойно, уверенно. При истериках не поддаваться, а продолжать разговор: «Ты вообще-то виноват сам в том, что эта вещь потерялась. Ни кто не виноват». Мам не должна поддаваться этому манипулированию. Если мама поддается, то ребенку делает только хуже, потому что он тогда не будет запоминать где он бросил свою вещь. И контроль за своими действиями не формируется.
Предложите ребенку вместе сделать шкатулочку (картонная коробка, пластиковый контейнер и т.д.) и договоритесь, что он сюда будет складывать мелкие предметы которые постоянно теряет. В следующий раз, когда ребенок потеряет вещь, вы говорите: «Ты знаешь сынок, мы с тобой сделали шкатулочку, ты не положил сюда сам, теперь нет смысла плакать, иди и ищи».
Как привить внимательность
Самый действенный способ — это проговаривать с ребенком его действия, режим дня. Например: ты встаешь в 6,30, идешь чистить зубы и умываться, идешь завтракаешь, затем делаешь то-то…Это можно зарисовать вместе с ребенком и попросить его повторить. Особенно это важно проговаривать пока ребенок в начальных классах. Дома вместе делайте уроки, так же проговаривая, что сначала мы делаем это, потом это, все-все проговаривайте.
Через определенное время, когда вы увидите, что ребенок с этим справляется, отдайте ему роль говорящего. Пусть ребенок сам расскажет, что он должен делать, как не потерять сои вещи (ручки, тетрадки, сменку). Вскоре проговаривание войдет у него в привычку, и он будет проговаривать внутри себя. Проговаривание очень важно для таких детей. Взрослый как бы за него составляет эту программу, которую сам ребенок составить не может. Потом ребенок начинает сам составлять программу, и она переходит у него во внутренний план и он может делать самостоятельно.
Вообще, за год до школы и первые три года в школе — это активный период формирования произвольного внимания. Ребенок учиться составлять план того, что он должен сделать.
Упражнение «Найди отличия»
Нужно найти отличия между двумя схожими изображениями. В интернете их поищите. Вот пример. Ребенку 7-8 лет подберите картинки с небольшим количеством крупных элементов. Детям постарше подойдут яркие картинки с обилием мелких деталей. Это упражнение формирует устойчивость и объем внимания — способность концентрироваться на нескольких предметах одновременно.
скачать картинку
скачать картинку
Упражнение «Назови цвет»
Это упражнение можно использовать как соревновательное упражнение. Суть такова: ребенку нужно назвать цвет которым написано слово, а не само слово.
скачать
Вывод:
Родители сами формируют у ребенка внимательность и дисциплину. Это их заслуга. Если у ребенка есть проблема с вниманием, то родителям нужно задуматься и проанализировать, где упущение и начать работать над этим. Как правило, дело в том, что родители сами все делают за ребенка, все контролируют, по 100 раз напоминают сходил ли он в туалет, почистил ли зубы. Конечно же, ребенок не будет сам вспоминать, что ему нужно почистить зубы, и выйдя во взрослую жизнь будет забывать это делать, потому что ему постоянно напоминали.
Чем больше родители контролируют за ребенка, не отдают ему роль контролера своей жизни, своих вещей, тем более невнимательного ребенка вы получите.
Формировать произвольное внимание, программирование и контроль нужно с 3- лет. К трем годам у ребенка сформировались все функции, связанные с восприятием мира (зрение слух, тактильные чувства) и начинает формироваться как раз эта произвольность. В этом возрасте уже важно говорить ребенку, что можно, что нельзя, как надо собраться, и давать ему возможность тоже что-то контролировать.
Терпения и радости в воспитании детей!
Как научить ребенка внимательности: рекомендации и упражнения
Источник